Русская литература начала 20 века краткое содержание. Русская литература XX века: общая характеристика


«Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев «XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева Литература XX века


Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.


I. Начало 1890-х – 1905 год 1892 год. Свод законов Российской империи: «обязанность полного послушания царю», власть которого объявлялась «самодержавной и неограниченной» Быстрыми темпами развивается промышленное производство. Растет социальное сознание нового класса – пролетариата год. Первая политическая забастовка Орехово-Зуевской мануфактуры. Суд признал требования трудящихся справедливыми год. Император Николай Второй. Образовались первые политические партии: 1898 – социал-демократы, 1905 – конституционные демократы, 1901 – социал-революционеры


Революции Исторические потрясения начала 20века Февральская буржуазно - демократическая революция Октябрьская социалистическая революция Первая русская революция


Николай Бердяев «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».


Девятнадцатый век …. Упали в прах обломки суеверий, Наука в правду превратила сон: В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон, Познав составы звезд и жизнь бактерий. Античный мир вел к вечным тайнам нить; Мир новый дал уму власть над природой; Века борьбы венчали всех свободой. Осталось: знанье с тайной съединить. Мы близимся к концу, и новой эре Не заглушить стремленья к высшей сфере. (В.Брюсов)


Русскую литературу рубежа веков называют Серебряным веком – 1920 г.


Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы». Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев, назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого». Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.


Начало эпохи 1890 год Николай Минский "Со светом совести" (1890г.) Дмитрий Мережковский "О причинах упадка современной российской литературы" (1893г.) Валерий Брюсов "Российские символисты" (1894г.) Окончание эпохи 1921 год смерть Александра Блока и гибель Николая Гумилева в 1921г.




От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны». Декаданс (конец 19 начало 20 вв.)


Декаданская лирика Пустынный ш ар в п устой п устыне, Как Д ьявола р аздумие... Висел в сегда, в исит п оныне... Безумие! Б езумие! Единый м иг з астыл – и д лится, Как в ечное р аскаянье... Нельзя н и п лакать, н и м олиться... Отчаянье! О тчаянье! Пугает к то - то м укой а да, Потом с улит с пасение... Ни л жи, н и и стины н е н адо... Забвение! З абвение! Сомкни п лотней п устые о чи И т лей с корей, м ертвец. Нет у тр, н ет д ней, е сть т олько н очи. Конец. З. Г иппиус


Так ж изнь н ичтожеством с трашна, И д аже н е б орьбой, н е м укой, А т олько б есконечной с кукой И т ихим у жасом п олна, Что к ажется я н е ж иву, И с ердце п ерестало б иться, И э то т олько н аяву Мне в се о дно и т о ж е с нится. И е сли т ам, г де б уду я, Господь м еня, к ак з десь, н акажет, То б удет с мерть, к ак ж изнь м оя, И с мерть м не н ового н е с кажет. Д. С. М ережковский


Критический реализм (XIX век – начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека. А.П. ЧеховЛ.Н. Толстой А.И. Куприн И.А. Бунин




Жанр – повесть и рассказ. Ослаблена сюжетная линия. Интересует подсознание, а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые самим человеком. Образ автора выходит на первый план, задача – показать свое, субъективное восприятие жизни. Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий) Возрастает роль детали. Поэтические приемы переходят в прозу. Реализм (неореализм)


Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства. В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской. Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.


Символизм Д. МережковскийД. Мережковский, З. ГиппиусЗ. Гиппиус, Ф. Сологуб,Ф. Сологуб, В. БрюсовВ. Брюсов, К. Бальмонт,К. Бальмонт А. БлокА. Блок, А. Белый,А. Белый е гг. От гр. symbolon - знак, символ.


Символизм зародился во Франции в гг. XIX века.


Истоки русского символизма Франция е годы. Артюр Рембо Поль Верлен Шарль Бодлер Стефан Малларме Основатель символизма – Шарль Бодлер


Литературные манифесты 1893 год. Статья Д. С. Мережковского « О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы ». Модернизм получает теоретическое обоснование. Три основных элемента « нового искусства »: – мистическое содержание, – символизация –« расширение художественной впечатлительности » 1903 год. Статья В Брюсова «Ключи тайны». Литература по воздействию должна быть приближена к музыке. Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.


Символический пейзаж Звукопись. Важна музыка слова. « Жреческий язык »: усложненный, метафоричный. Возрождение сонета, рондо, терцины … Особенность поэтики Антитеза 2- х миров (двоемирие): нетленный и реальный Цветовая символика синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир … белый – идеал, женственность, любовь, мечта … жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение … чёрный – тайна, двойственность … красный – кровь, катастрофа …


Символ образ, имеющий безграничное количество значений –«Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов) –«Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире; образ, требующий от читателя сотворчества. «Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов) М. Врубель. Роза


Особенность мировосприятия Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей», «мировой души») В. Соловьев. Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника. К. Сомов «Синяя птица».1918 Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее


Старшие символисты 1903 Брюсов « Ключи тайн »: Цель искусства – выражение « движения души » поэта, тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность В. БрюсовК. БальмонтД. МережковскийЗ. ГиппиусФ. Сологуб


Младосимволисты 1900 гг.- рубеж веков Философия Владимира Соловьева … Мы подошли – и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны … божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах В. ИвановА. БелыйА. Блок




II.1905 – 1911 годы 1905 год - один из ключевых в истории России В этот год свершилась революция, начавшаяся с «Кровавого воскресенья» 9 января, издан первый царский манифест, ограничивающий власть монархии в пользу подданных, провозглашающий Думу законодательным органом власти, утверждающий гражданские свободы, создание совета министров во главе с Витте, произошло вооруженное восстание в Москве, явившееся пиком революции, восстание в Севастополе и др.


Годы. Русско - японская война








Особенности поэтики Предметность и четкость образов («прекрасная ясность») Отточенность деталей, создающих конкретную картину Не «зыбкие слова», а слова «с более устойчивым содержанием» Жанр- мадригал Культ «прекрасной ясности»: поэзия должна быть понятна, образы – четкими. Отказ от таинственности, туманности, многозначности. Отказ от двоемирия и приятие реальности во всех ее проявлениях.


Мировосприятие Мир материален, предметен; нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов. Любовь – земное чувство, а не прозрение других миров К.М. Рерих «Заморские гости» «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахами и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем- нибудь ещё» (С. Городецкий)


Представители «Цех поэтов» Н. ГумилёвА. АхматоваО. МандельштамС. Городецкий Акмеизм выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов. Освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности образов. Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова


Кризис символизма год. Статья А. Блока «О современном состоянии русского символизма» 1911 год. Появляется самое радикальное направление, отрицающее всю предшествующую культуру, авангардное – футуризм. В Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин. III – 1920-е годы В ХлебниковВ. Маяковский И. Северянин


Футуризм (от лат. futurum – будущее) В.МаяковскийВ.ХлебниковИ.Северянин годы


Футуризм зародился в Италии в х гг.


Истоки русского футуризма Италия год Ф. Маринетти «Манифест футуризма»: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы «До сих пор литература воспевала задумчивое бездействие, чувствительность и сон, мы провозглашаем агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, гимнастическую поступь, опасный прыжок, пощечину и удар кулака». «Гоночный автомобиль… прекраснее Ники Самофракийской...» смелость, дерзость, бунт «Отныне нет красоты вне борьбы. Нет шедевра, если он не имеет агрессивного духа…» литературные эксперименты


Литературные манифесты Отвергают литературную традицию Мы приказываем чтить права поэтов: На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество) год. «Пощечина общественному вкусу» «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности». Создают искусство заново


Пощечина общественному вкусу Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!...


Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования. И если пока еще в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва Декабрь


Эстетические принципы футуризма 1.Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм. 2.Отношение к реальности: революционное преображение. 3.Взгляд на призвание поэта: поэт- бунтарь, революционер, сотворец новой реальности. 4.Взгляд на исторический процесс: вечный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего. 5.Близкий род искусства: живопись. 6. Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.







Основные особенности: Отрицание ценности классической литературы. Культ техники, индустриализации. Эпатаж, шокирующее поведение, скандал как основные средства достижения популярности. Культ словотворчества: для «новых» людей нужен «новый», «заумный» язык. Отказ от традиций. Разрушение существующей системы жанров.






И. Северянин Эгофутуризм Бунин И.А.: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм». Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи, при всей их претенциозности, а нередко и пошлости, отличались безусловной напевностью, звучностью и легкостью.


В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева. А дорожка песочная от листвы разузорена - Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная... Упоенье любовное Вам судьбой предназначено... В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -


Литературные манифесты Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении «Ключи Марии» (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации «Ключи Марии» полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники «Трерядица», «Радуница», «Преображение» (все – 1921) и драматическая поэма «Пугачев» (1922).


Николай Алексеевич Клюев гг. Орешин Пётр Васильевич гг. Есенин Сергей Александрович гг. Мы предутренние тучи, зори росные весны Н. Гумилёв Неокрестьянские поэты



Начало двадцатого века. Как много этот период истории принес для русского народа. Это и масштабный технический прорыв: впервые начинают использоваться телефоны, электрические лампочки, автомобили. Это - кровопролитные войны и революции.

Это – светлая, непоколебимая вера в лучшее, что помогала людям с достоинством и честью пройти через все испытания. Если охарактеризовать данный период одним словом, то максимально подходящим будет слово «Прорыв». Общество смогло распрощаться со своим прошлым и открылось новаторствам, впитывало новые идеи. Литература подобно зеркалу отображала все изменения, которые происходили в жизни нации.

Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века

Литературный процесс в первой половине ХХ века приобретает новые стили, новые приемы, в нем сочетаются модернизм и реализм. Для литературных произведений становится характерным фантастический абсурд, как новая экспериментальная форма. Если в ХIХ веке в литературных произведениях описывались четкие объективные предметы, к примеру, любовь, зло, семейные и общественные отношения, то в обновленной литературе ХХ века используются в первую очередь абстрактные психологические приемы для описания той или иной вещи.

Литература наполняется особой философией. Главные темы, которые использовались в творчестве – это война, революция, проблемы религиозного восприятия, а главное – трагедия личности, человека, который в силу обстоятельств потерял свою внутреннюю гармонию. Лирические герои становятся более смелыми, решительными, неординарными, непредсказуемыми.

Многие литераторы также отказываются от классической стилистической подачи текста – появляется знаменитая «лесенка» В. Маяковского. Опыт литературных мастеров прошлого не отвергается, но дополняется более смелыми модерными элементами. Например, стиль стихосложения Есенина очень близок к манере Пушкина, но сравнивать и отождествлять их нельзя. В большинстве произведений на первый план выносится интерес к субъекту, к тому, как человек воспринимает общественные события через призму своего сознания.

В начале XX века появляется массовая литература. Произведения, которые не отличались высокой художественной ценностью, однако имели большое распространение среди населения.

Влияние общественной и государственной жизни на литературу

В этот период писатели и поэты находились в ожидании все новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни. Это, однозначно, в огромной степени повлияло на их творчество. Кто-то в своих произведениях вдохновлял людей и вселял веру в новое прекрасное будущее, кто-то с пессимизмом и надрывом убеждал в неизбежности горя и страданий.

Существенную роль в развитии литературного процесса сыграло авторитарное вмешательство новой власти. Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский путь, некоторые начали в своих произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию.

Не смотря на то, что многие литературные деятели вынуждены были из-за политических мотивов покинуть страну, русская литература не умирает в эмиграции. К самым знаменитым русским литературным деятелям в эмиграции относятся Бунин, Цветаева, Куприн, Ходасевич, Шмелев.

Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы.

Урок 1

Основные литературные направления

Литература XX века

«Ни одна мировая литература не имела столь
безграничного опыта тревог, надежд,
обострённых нравственных исканий, боли за
судьбу родного народа
в час опасности...»
В.А. Чалмаев
Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г.,
Русско-японскую война 1904-1905 гг.

Гражданская война
Сталинские репрессии
Вторая мировая война
Экологические катастрофы

Литература XX века

«Наше время трудновато для пера...»
В.В. Маяковский
«Ни одна мировая литература XX века,
кроме русской, не знала столь обширного
списка безвременно, рано ушедших из
жизни мастеров культуры...»
В.А. Чалмаев
«XX век всех нас переломал...»
М.И. Цветаева

Периодизация литература XX века

Русская литература
Серебряный век (1900 – 1917г.г.)
Первые десятилетия советской литературы (1917
– 1941г.г.)
литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.)
литература середины века (50 – 70-ые годы)
литература 80-90-ых годов
современная литература
Эмигрантская литература (литература русского
зарубежья)

Серебряный век

«Серебряный век – это не столько время и
отдельные творческие личности, сколько
целостное мировоззрение, картина мира,
в которой личность и творчество
едины...»
В.А. Чалмаев
«...писали как жили, жили как писали»
В.А. Чалмаев

Историческая ситуация в России начала XX века

ФИЛЬМ
Задание:
записать основные исторические факты и события

Важнейшие исторические события в России начала 20 века

Три революции: 1905 года,
Февральскую, Октябрьскую 1917 г.,
Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
Первая мировая война 1914-1918гг.,
Гражданская война 1917-1922 гг.
Сталинские репрессии

«Культурный ренессанс»

«Это была эпоха пробуждения в России
самостоятельной философской мысли,
расцвета
поэзии
и
обострения
эстетической
чувствительности,
религиозного беспокойства и искания,
интереса к мистике и оккультизму.
Появились новые души, были открыты
новые источники творческой жизни,
виделись новые зори, соединялись
чувства заката и гибели с чувством
восхода и с надеждой на преображение
жизни»
Н. Бердяев

Основные литературные направления XX века

Критический реализм.
Декаданс.
Модернистские течения:
символизм
акмеизм
футуризм
Социалистический реализм.

Критический реализм (XIX век -начало XX века)

Правдивое, объективное
отображение
действительности в ее
историческом развитии.
Продолжение традиций
русской литературы XIX века,
критическое осмысление
происходящего.
Человеческий характер
раскрывается в органической
связи с социальными
обстоятельствами.
Пристальное внимание к
внутреннему миру человека.

Писатели-реалисты

Максим
Горький
1868-1936
Замятин
Евгений
Иванович
1884-1937
Короленко
Владимир
Галактионович
1853-1921
Андреев
Леонид
Николаевич
1871-1919

Писатели - реалисты

Бунин
Иван
Алексеевич
1870-1953
Куприн
Александр
Иванович
1870-1938
Зайцев Борис
Константинович
1881-1972
Вересаев
Викентий
Викентьевич
1867-1945

Декаданс (кон. 19 - нач. 20 вв.)

От
франц. decadence; от средневекого лат.
decadentia - упадок.
Настроение
пассивности,
безнадежности,
неприятие общественной жизни, стремление
замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Оппозиция
к общепринятой «мещанской»
морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие
и цинизм, особое «чувство бездны».

Декаданская лирика

Пустынный шар в пустой пустыне,
Как Дьявола раздумие...
Висел всегда, висит поныне...
Безумие! Безумие!
Единый миг застыл – и длится,
Как вечное раскаянье...
Нельзя ни плакать, ни молиться...
Отчаянье! Отчаянье!
Пугает кто-то мукой ада,
Потом сулит спасение...
Ни лжи, ни истины не надо...
Забвение! Забвение!
Сомкни плотней пустые очи
И тлей скорей, мертвец.
Нет утр, нет дней, есть только ночи.
Конец.
З. Гиппиус

Декаданская лирика

Так жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой, не мукой,
А только бесконечной скукой
И тихим ужасом полна,
Что кажется - я не живу,
И сердце перестало биться,
И это только наяву
Мне все одно и то же снится.
И если там, где буду я,
Господь меня, как здесь, накажет, -
То будет смерть, как жизнь моя,
И смерть мне нового не скажет.
Д.С. Мережковский

Модернизм (от франц. moderne - современный)

Понятие
«модернизма» применялось ко всем течениям
искусства 20 века, которые не соответствовали канонам
социалистического реализма.
Совокупное
наименование
художественных
тенденций,
утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых
форм творчества, где возобладало уже не столько следование
духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера,
вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя
личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли о себе
как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда -
само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на
ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.

Серебряный век – поэзия начала XX века.

Условное обозначение культурной эпохи в истории
России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и
науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг.
Термин возник по аналогии с «Золотым веком».
Формула «Серебряный век» имела оценочный
характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся
«Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные
черты вторичности, и в то же время утонченности.
Поэты Серебряного века создали новую концепцию
мира и человека в этом мире: не все создаваемое
людьми осознается, есть области, недоступные
аналитическому разуму.

Символизм (1870-1910гг.)

(1870-1910гг.)
Символизм
Выражение идей посредством символов.
«Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ
впечатления.
Внутренний мир личности – показатель общего трагического
мира, обреченного на гибель.
Существование в двух планах: реальном и мистическом.

Старшие символисты

Гиппиус
Зинаида
Николаевна
1869-1945
Кузмин
Михаил
Алексеевич
1875-1936
Бальмонт
Константин
Дмитриевич
1867-1942
Фёдор
Сологуб
1863-1927

Младосимволисты

Андрей
Белый
1880-1934
«Последняя
цель искусства –
пересоздание
жизни.» (А.Блок)
Александр
Александрович
Блок
1880-1921
Иванов
Вячеслав
Иванович
1866-1949

В чем разница?

Старшие не принимали реальность,
проповедовали уход в "вечный" мир по
теории Соловьева; младшие принимали
реальность через преодоление разрыва с
вечностью, путем слияния жизни и
искусства. Для старших символистов поэт мистик, заклинатель; для младших преобразователь жизни. В идеях
младосимволистов больше
просматривалось стремление к вечному,
идеальному.

Валерий Брюсов «Женщине»

Валерий Брюсов
Брюсов
Валерий
«Женщине»
«Женщине»
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!

Акмеизм (образов. в 1910 г.)

Акмеизм (образов.
(образов. вв 1910
1910 г.)
г.)
Акмеизм
Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина»,
«цветущая сила», «высшая степень».
Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над
всем остальным.
Возврат слову его изначального, не символического
смысла.

Акмеисты

Ахматова
Анна
Андреевна
1889-1966
Мандельштам
Осип
Эмильевич
1891-1938
Гумилёв
Николай
Степанович
1886-1921
Сергей
Городецкий
1884-1967

Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие»

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом
отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Футуризм (начало 1910 г.)

Футуризм
Футуризм
(начало 1910
1910 г.)
г.)
(начало
Перестройка
русской
словесности,
«искусство
будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее).
Авангардное течение, отрицающее художественное и
нравственное наследие.
Создание «заумного языка», игра слов и букв.
Любование словом вне зависимости от смысла.
Словотворчество и словоновшество.

Футуристы

Маяковский
Владимир
Владимирович
1893-1930
Бурлюк
Давид
Давидович
1882-1967
Игорь
Северянин
1887-1941
Велимир
Хлебников
1885-1922

Велимир Хлебников «Заклятие смехом»

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что
смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех
усмейных смеячей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных
смеячей!
Смейво, смейво,
Усмей, осмей, смешики, смешики.
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Социалистический реализм (октябрь1917)

Правдивое,
историческиконкретное
изображение
действительности
в
ее
революционном развитии.
Основная
задача:
идейная
переделка
и
воспитание
трудящихся в духе социализма.
Писатель – это «выразитель»,
«представитель», «учитель».
Настоящие герои – борцы за
идею, труженики, честные и
справедливые люди, смелые и
отважные.

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
С.А. Есенин

Вне литературных стилей и направлений

Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет – мелкой,
Миска – плоской.
Через край – и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
М.И. Цветаева

Вне литературных стилей и направлений

повести
Андрей Платонов
«Епифанские
шлюзы», «Город
Градов» «Река
Потудань»,
«Котлован»,
«Ювенильное море»
«Джан»
романы «Чевенгур»,
«Счастливая
Москва»

Вне литературных стилей и направлений

повести
«Дьяволиада»,
«Роковые яйца»,
«Собачье сердце»
романы «Белая
гвардия», «Мастер и
Маргарита»
пьесы «Кабала
святош», «Дни
Турбиных», «Бег»

Литература начала XX века

«Это время -Серебряный век – выдвинуло
писателей, поразительных по
разнообразию, смелости, остроте
видения жизни и одухотворённости
чувства... Они во многом проделали
работу, которая была необходима России
для её самопознания в наступивший
переломный момент истории»
Л.Б. Воронин

Литература начала XX века

На рубеже веков русская литература переживала расцвет,
сравнимый по яркости и многообразию талантов с
блистательным началом 19 века.
Это период интенсивного развития философской мысли,
изобразительного искусства, сценического мастерства.
В литературе развиваются различные направления.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе
три литературных течения - символизм, акмеизм и
футуризм, которые составили основу модернизма как
литературного направления.
Литература серебряного века явила блестящее созвездие
ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых
являл собой огромный творческий пласт, обогативший не
только русскую, но и мировую поэзию XX века.

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Избранные произведения:

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Избранное произведение:

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Избранные произведения:

К.Г.Паустовский удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Избранные произведения:

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Биография:

Избранные произведения:

А.Т. Твардовский ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

Избранное произведение:

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Избранное произведение:

М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Избранные произведения:

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

Избранное произведение:

— одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Избранное произведение:

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин