Сценарий мероприятия "богатыри русской земли". Сценарий КВН «Богатыри земли русской Сценка квн богатыри земли русской

чт, 11/09/2017 - 20:03 | administrator

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Сценарий праздника: "Русские богатыри"

Педагог дополнительного образования

Ламтюгова О.Д.

ЦЕЛЬ:

  • Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • Развивать быстроту, ловкость, силу, выносливость;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

ХОД ПРАЗДНИКА:

Под песню «Богатырская сила» » А.Н.Пахмутовой. в зал входят девочки, и мальчики останавливаются в центре зала.

Ребенок: Дорогие папы, деды

Мы вам рады от души.

С днем Защитников Отечества

Всех поздравить вас спешим.

Мы желаем вам здоровья,

Крепкого на много лет,

И от всей души сегодня

Шлем вам праздничный…..

Все дети: Привет!(дети садятся под музыку)

Ведущая – княжна. (Под фоновую музыку произносит слова) В древние, древние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники – славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в канун праздника Дня Защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую. Чтобы добрые люди послушали, чтобы наши молодцы призадумались и себя показали, и самое главное - чтобы веками не меркла слава русская.

А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!

Ведущая – княжна. Покой всех городов и сел старинных

Стерег дозор богатырей былинных.

Пускай те дни прошли, но слава вам,

Не давшим Русь врагу богатырям!

Звучит «Богатырская музыка» в зал входит Илья Муромец с копьем и мечом. Он обходит зал, встает в центре.

Илья Муромец: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон от нас, русских богатырей и от меня лично, Ильи Муромца! Уж как мы старались в свое время, прославляли русское воинство! И с Чудом-юдом боролись, и с Соловьем-разбойником! Ничего не боялись!

Ведущая – княжна. А где же Алеша Попович и Добрыня Никитич?

Илья Муромец: На заставе остались землю русскую защищать. Да, мало нас богатырей, вот и решили мы позвать к себе на помощь других добрых молодцев. Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Готовы ли вы к богатырским состязаниям?(ответ детей)

А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!
Мальчики «богатыри", произносят клятву, повторяя слова за богатырем. (Под музыку)

Ведущая – княжна. А вы, девицы-красавицы, за молодых богатырей радейте, словом добрым помогайте, а коли надо – выручайте!

Илья Муромец: Вот колчан (показывает). В нём лежат стрелы. Победителям состязаний я буду вручать стрелы. Отряд, набравший больше стрел, я возьму в свою дружину. Для начала поприветствуйте друг друга дружины славные.

Приветствие команд.

«Витязи»: Витязи в строю едином

Всех дружнее и храбрей.

И на честный поединок

Мы зовем богатырей!

«Богатыри»: Победить желает каждый

И в команде слабых нет!

От богатырей отважных

Славным «Витязям» - привет!

Илья Муромец: Для начала молодцам надо размяться.

Ведущая – княжна. Накануне вы познакомились с былинами. Давайте сейчас проверим, хорошо ли вы их запомнили.
Разминка «Викторина»

  1. Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор)
  2. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома, с. Карачаево)
  3. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)
  4. Чем прославился Добрыня Никитич? (победил Змея Огненного)
  5. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
  6. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий)
  7. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит)
  8. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… (Меч)
  9. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
  10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)
  11. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)
  12. Как назвал коня Ильи Муромца? (Бурушкой)
  13. Как называется головной убор богатыря? (Шлем)
  14. Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, который защищал тело богатыря? (Кольчуга)
  15. Главное оружие Соловья-разбойника. (Свист)
  16. Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела)
  17. Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).
  18. А как называлась наша страна раньше? (Русь)

Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: Вот теперь можно переходить к состязаниям.

Ведущая – княжна.
Вот преграды на пути!
Их непросто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
1 состязание. «Проскачи на коне»( под музыку)

Препятствия: для каждой команды ставятся средних размеров модули - горы; кегли-деревья на расстоянии. Надо преодолеть "гору", проскакать между «деревьями». Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).

Илья Муромец: Какой же богатырь без коня? Надо на коне пройти препятствия и вернуться обратно. Передать эстафету другому участнику.
Вручается стрела победителю.
2 состязание. «Назови оружие»

Илья Муромец: Хочу проверить ваш ум да смекалку. Забава эта трудная, поэтому на помощь молодым богатырям могут прийти девицы-разумницы.

(Дети из двух команд по очереди называют оружие, изображенное на картинках, которые держат Илья Муромец и Княжна). Вручается стрела победителю.

3 состязание. «Составить щит» (под музыку)

Ведущая – княжна: Из разрезанных частей нужно составить щит. Команда из 6 человек. Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: А теперь я вас испытаю вас на ловкость, на силу молодецкую.

4 состязание: «Бой на булавах» (под музыку)

Ведущая – княжна: Участники из двух командвстают в обруч и пытаются булавой, сделанной из ткани и ваты, вытолкнуть соперника из обруча. Вручается стрела победителю.

5 состязание «Кто сильнее» (армрестлинг для пап или отжаться - кто больше).

Победитель получает стрелу.

Ведущая – княжна: Думаю, что нашим добрым молодцам нужно немного отдохнуть. А чтобы они не скучали, наши красны девицы их позабавят танцем задорным.

Русский танец в исполнении девочек.

Илья Муромец: Издавна богатыри сражались с нечистой силой. А, ну-ка, ребята, чья это избушка? (ответы детей) Избушка- избушка повернись к лесу задом, а ко мне передом.

Под музыку выходит из домика Баба-Яга.

Баба-Яга. Что-то русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес забрело! А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите?

Ведущая – княжна: Здравствуй, Баба-Яга! Ты бы лучше нас накормила, напоила, одежду починала. Путь у нас нелегкий, а потом бы уж и расспрашивала.

Баба-Яга. Ой, простите старую, касатики. Да как же я всех накормлю, напою? Вас вон сколько, а я одна.

Ведущая – княжна: Баба-яга, посмотри, сколько помощниц сидит (показывает на девочек) они помогут.

Баба-Яга. А вы, что делать-то умеете, красавицы?

Ведущая – княжна: Да всё, что девочке положено уметь делать: ткать, штопать, щи варить. Всему их матушки обучали. Девицы, покажите Бабе-Яге, на что вы годны, да помогите ей.

6 состязание для девочек "Собери рыбу". Вручается стрела победителю.

Баба-Яга. И вправду всё умеют делать. Спасибо, красавицы, помогли старушке. Но и добрых молодцев тоже хочу испытать. Ну – ка, скажите, на каком виде транспорта я передвигаюсь? (ответы)

7 состязание « Бег в мешках». Вручается стрела победителю.

Баба-яга. 0й, соколики вы мои, а находится зло в сундуке, а сундук в дремучем лесу на дереве висит, на широком дубе. Ведут к этому дубу две дороги. Одна длинная, но безопасная, а вторая короткая, но с преградами и испытаниями.

Илья Муромец: Трудностей мы не боимся, показывай, где короткая дорога, нам торопиться надо.

8 состязание « Перейди болото».

Баба-яга. Вот болото на пути,
Не проехать, не пройти.Перейдете болото, а там и до заветного дуба рукой подать. Удачи, а мне пора. (Уходит)
Дети разбиваются по 3 человека и встают на кирпичики. Берут второй кирпичик и переходят на него, передвигаясь, таким образом, в другой конец помещения.Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: И еще одно испытание. Хотим посмотреть, какие вы дружные. Ведь не зря говорят: один в поле не воин.9 состязание. «Перетягивание каната» (Без музыки)

Вручается стрела победителю.
Илья Муромец: Ну что ж убедился я, что вы не только умные, но и сильные. Значит, пора к следующему испытанию отправляться. Победить Кощея. Чтобы победить Кощея, надо первым делом найти его смерть. А где она? Правильно! В яйце. А яйцо, где? (в сундуке) А сундук, где? (на дубе)

Вот и могучий, заветный дуб. А на нем сундук висит высоко. Просто так нам его не достать. Попробуем его сбить мячами.

"Кто собьет сундук". По одному участнику от каждой команды. («Попади в цель». Участникам необходимо с определенного расстояния поразить цель дротиком (игра дартс). Каждый участник имеет три попытки.)Победителю вручается стрела.

В сундуке – 2 детских яйца для игры и 1 большое – шар, спица, сюрприз, конфеты и медали.

10 состязание. « Перенеси Яйцо» (под музыку)

(Дети должны пронести теннисный мячик в ложке до стойки и обратно.) Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: Вот и кончились страданья
И большие испытанья!
И с победою желанной
Едут витязи домой.
Славит их народ честной!
А красавицы девицы
Петь большие мастерицы,
Их встречают у ворот
И заводят хоровод.
Дети исполняют рус.нар. песню «Солдатушки- бравы ребятушки»

Ведущая – княжна: Пора Илья Муромец подвести итоги состязаний, посчитать полученные стрелы. (Считаем стрелы вместе с детьми).

Илья Муромец: Вот что, молодцы, решил я, что оба ваших отряда к себе в дружину возьму.

Ведущая – княжна.
Поздравляем вас, ребята!
Заслужили вы награды!

Раздают детям конфеты и медали под музыку.

Илья Муромец: Еще раз спасибо вам, молодцы, за службу верную, а вам, девицы, за то, что богатырей своих не забывали, в трудную минуту им помогали! Прощайте, люди добрые, пора мне в путь. (Под музыку уходит).

Ведущая – княжна.

Защитники нашей прекрасной страны

Вы дороги нам и безумно нужны.

Пусть будет достаток на вашем столе,

Пусть мир укрепиться на нашей земле!

Ребята приготовили подарки для наших пап.(Дарят подарки под музыку)

Всего всем самого доброго!

Общее фото на память.

Оформление зала: Посередине центральной стены – дуб (крона из органзы).

Цепи из бумаги, кот-игрушка. Перед дубом на самом верху крепится картонный сундук. В сундуке - конфеты. По одну сторону - домик Бабы-Яги.

Оборудование: булавы, колчан со стрелами, меч,щит или копье для богатыря, модули, кегли, 2 лошади, картинки с доспехами, пазлы «Щит», 2 детских столика, 2 стульчика, 2 тарелочки,2 булавы, обручи, 2 ведерка с рыбками и удочки, канат, кирпичики-кочки для перехода через болото, 2 мешка, 2тенисных мяча и ложки. Сундук, леска, цепи, кот (нарисованный), ткань из органзы (крона дуба). Домик на курьих ножках. Эмблемы для команд. Конфеты и медали.

Предварительная работа: разучивание музыкального материала, просмотр мультфильмов о богатырях,беседы по картине В.М.Васнецова « Богатыри»,чтение книг и объяснение детям понятий для чего нужны шлем, палица, булавы, копьё, доспехи,меч и чем он отличается от других, ножны, збруя на коне и другие непонятные, и не знакомые детям слова и понятия…

Приложение

Слова песни «Солдатушки - бравы ребятушки»

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
- Наши деды - славные победы,
Вот где наши деды!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
- Наши сестры - пики, сабли остры,
Вот где наши сестры!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши жены?
- Наши жены - пушки заряжены,
Вот где наши жены!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?
- Наши детки - пули наши метки,
Вот где наши детки!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
- Наша слава - Русская держава,
Вот где наша слава!..

Провоторская Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-детский сад №23
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: конспект
Тема: Тематическое развлечение "Богатыри земли русской"
Дата публикации: 02.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №23 Тематическое развлечение для детей подготовительной группы
«Богатыри земли русской»
Подготовила и провела: Воспитатель Провоторская Галина Николаевна Орел 2015

Цель:
Приобщать детей к культурно – историческим ценностям и героическому прошлому Родины.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа, к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. 2. Расширять словарный запас детей, посредством использования в речи старинных слов: палица, кольчуга, копье, щит, меч; 3. Способствовать активному использованию детьми в речи пословиц и поговорок о дружбе, силе духа, смелости и любви к Отчизне. 4. Развивать художественно – образное мышление и двигательную активность детей. 5. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. 6. Формировать положительные эмоции, чувство радости от участия в разных видах деятельности.
Предварительная работа:
 Рассматривание и беседа по картинам В.Н.Васнецова «Три богатыря», «Илья Муромец», «Богатырь», «Витязь на распутье».  Чтение сказок и былин по теме.  Экскурсии с родителями в краеведческий музей и детскую библиотеку.  Просмотр мультфильмов по теме.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Используемое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проэктор, экран, физкультурное оборудование: канат, набивные мячи, модуль,; картинки с изображением орудий русских богатырей; картинки с орудиями труда: прялка, ткацкий станок, соха, вышивка.

Ход развлечения

Дети входят под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»
(В центре зала, в это время, двое детей имитируют сражение)
Вос.
(встречает детей) Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуйте гости! Я рада вас видеть!
Дети:
Здравствуйте хозяйка! Здравствуйте гости дорогие!
Вос
. Дети, а вы знаете, что означает это слово «здравствуйте»?
Дети:
Это значит, что мы всем желаем здоровья и процветания.
Вос
. Верно, ребята. Это не простое слово. Говоря людям «здравствуйте» мы желаем им хорошей жизни, крепкого здоровья. Я пригласила вас в гости, чтобы рассказать вам о русских традициях и наших предках. Вас сегодня ждет много интересного и необычного, усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно. (на экране мини фильм…. Поля, леса, нашей Родины)
Вос.
Ребята, как красива наша страна! Её великолепная природа: бескрайние поля, быстрые реки, непроходимые леса, ее необъятные просторы. (остановка фильма)
Ребенок:
Это наша Родина-милая Россия Нет другой на свете Родины такой. В сердце ты у каждого, Родина-Россия! Белые березы, колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей, Нет другой на свете Родины такой.
Вос.
Да, ребята. Нет ничего краше Родины. Но так было не всегда. (продолжается фильм) Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревле на этой земле жили славяне, наши древние предки. Но жизнь их была трудной и опасной. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Поэтому славяне постоянно должны были защищать свою землю от врагов. Как вы думаете, какими качествами должны были обладать наши предки?
Дети
: Они были сильные, смелые, храбрые, выносливые.
Вос.
А как же назывались эти защитники земли русской?
Дети:
Это богатыри.
1 ребенок:
Это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе),
мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт
Вос.
Откуда вы узнали про богатырей?
Дети:
Из сказок, былин, смотрели мультфильмы, кино, рассматривали картины художника Н. В. Васнецова, ходили с родителями на экскурсию в краеведческий музей.
Вос.
Молодцы! А теперь ответьте мне на вопросы.
.

ВИКТОРИНА.
- Каких, вы знаете богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка) - Откуда, родом Илья Муромец? (из города Мурома) - Откуда, родом Добрыня Никитич? (из города Рязани) - Из какой семьи Алеша Попович? (из семьи священника, попа) - Каким недугом страдал Илья Муромец? (ноги болели, не мог ходить) - Какие три богатыря изображены на картине художника В.М. Васнецова «Богатыри»? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) - Кто был, «правой рукой» Ильи Муромца? (Добрыня Никитич) - Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (калики перехожие) - Назовите, отрицательных персонажей - былин. (Соловей разбойник, Змей Горыныч, Тугарин –Змей) - Кто, был самым молодым из трех богатырей? (Алеша Попович) - Как звали, коня Ильи Муромца? (Бурашка) - Назовите оружие богатырей? (палица, меч, лук, булава, щит)
Вос
. Молодцы. Вы действительно много знаете о русских богатырях. И я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей. А для этого надо быть сильным и смелым. Вы готовы похвастаться силой и удалью молодецкой?
Дети:
Да. (вдруг звучит музыка и появляется Илья Муромец)
Илья М.:
Ой беда пришла на нашу землю русскую!
Вос.:
Что случилось? Кто ты такой?
Илья
: Я богатырь, Илья Муромец. Принес вам вести недобрые, странные да тревожные. Змей Горыныч захватил красоту русскую – Василису Прекрасную. Забрал дары Земли русской – воду родниковую да хлеб теплый, что дает силу богатырскую. Вот и хожу я по земле русской, собираю дружину храбрую. К вам зашел, может у вас есть сильные богатыри?
Вос.:
Ты проходи, Илья Муромец, да погляди на наших ребят. Они у нас очень сильные и смелые.
Илья:
Да, у вас тут молодцов полным-полнехонько. И девицы-красавицы им под стать. А хотите вступить в мою дружину?

Дети:
Да.
Илья
: Но прежде я хочу испытать вашу ловкость, смекалку. А ну-ка выходите и покажите себя.
Физминутка
(дети под слова выполняют определенные движения).
Дети:
Богатырь – вот он каков Он силен, он здоров. Он из лука стрелял, Метко палицу бросал. На границе он стоял Зорко – зорко наблюдал. Подрастем мы и смотри Станем как богатыри!
Илья:
Молодцы! Я беру вас в свою дружину. Путь наш будет нелегкий. Но вместе мы сможем преодолеть все трудности и опасности, недаром говорят «Один в поле не воин». А какие пословицы о силе, дружбе и родине вы знаете?
Вос.:
Ребята, давайте вспомним такие пословицы.
Дети:
вспоминают пословицы о дружбе, силе, отваге и родине. - Жить, Родине служить; - Один в поле не воин; - Сам погибай, а товарища выручай; - Тот герой, кто за Родину горой; - За край свой - насмерть стой; - В бою кто смел, тот и поспел; - Богатырь умрет, имя его останется; - Крепок телом – богат делом; - Если дружба велика, будет Родина крепка; - Нет друга – ищи, а нашел – береги; - На чужой сторонушке солнышко не греет; - Любовь к Родине сильнее смерти.
Илья:
Да, умны вы добры молодцы и красны девицы. С такой дружиной можно смело отправляться в опасный путь, где нас ждут испытания и трудности. Впереди огненная река, топкое болото. Оступиться нельзя, погибнем. А мы должны Василису выручить! (полоса препятствий – пройти по канату с закрытыми глазами, перешагнуть преграду, перепрыгнуть; в середине преграды остановиться на д/и: картинки с изображением старинного и современного оружия разобрать). Дети прошли полосу препятствий. На экране появляется Змей Горыныч «Фу-фу! Раньше русского духа слыхом было не слыхать, видом не видать, а нынче русский дух сам явился. Зачем пожаловали?»
Илья
: Мы прошли твой заколдованный путь и пришли к тебе за Василисой Прекрасной!

Змей:
Ишь, что захотели! Преграды вы преодолели, а теперь отгадайте мои загадки. Тогда, уж так и быть, отдам вам Василису Прекрасную.
Илья:
Загадывай
Змей:
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут (кольчуга); 2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем); 3. Назовите сказки, в которых рассказывается обо мне (Иван – крестьянский сын, Василиса Прекрасная, Добрыня Никитич и Змей Горыныч)
Змей:
Да! Победили вы меня. Слово своё сдержу, получайте Василису Прекрасную. (входит нарядно одетая девочка)
Василиса Прекрасная:
Спасибо вам, молодцы и красны девицы, что спасли меня, победили Змея. Знаю, теперь не топтать врагу Землю Матушку, раз такие богатыри подрастают в нашем Отечестве!
Вос.:
Показали вы свою смелость, силу и смекалку, а теперь можно показать и таланты, исполнить русский танец «Ложкари»
Илья:
Добры молодцы, красны девицы! Спасибо вам за помощь, за русскую удаль! На память я хочу подарить молодцам – плащи, похожие на мой, а девицам платочек с браслетом. И вот вам наш наказ: «Любите свою Родину и растите настоящими защитниками нашей Отчизны». До свидания!
Вос.
Молодцы. Я вами горжусь. Наше путешествие в прошлое было очень интересным, вы преодолели все трудности, показали свою силу, ловкость, смекалку и веселье. Пришла пора прощаться и с нашими гостями. До свидания, до новых встреч!
Дети:
До свидания!

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Наумова А.А., воспитатель МОУ № 17«Солнышко»

Цель
Воспитание любви к своей Родине, воспитание интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Задачи

  1. Знакомство детей с отдельными эпизодами истории страны через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы.
  2. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
  3. Развитие диалогической и монологической речи детей, обогащение словарного запаса детей.
  4. Развитие коммуникативных навыков детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
  5. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.

Оборудование и материалы

Компьютер, экран, проектор, камень на распутье, береза, картинки с изображением оружия, 2 лабиринта, 6 кеглей, 2 дуги, 2 каната, грамоты, угощение.

Ход занятия

Воспитатель: -Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, гости дорогие!

Я приглашаю вас в удивительное путешествие, которое навсегда запомнится вам. Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

А вы знаете, что такое былина? (это быль, рассказ о том, что было давным давно).

А кто придумывал былины?

Ответы детей:

  • Их сочинял русский народ в давние времена, когда наша Родина называлась Русью.
  • Раньше люди не могли записать то, что сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну

Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Правильно, а кем они были?
Дети: Богатырями.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: -А теперь давайте послушаем стихи о богатырях (дети читают стихи)

Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!


Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети: Да
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!
Как во славном граде Переславле-Залесском,
В детском саду «Солнышко»
Жили не тужили

Дружные ребята из старшей группы

Все красавцы нету слов!
И правила там делами учеными
Княжна Альбина Анатольевна.
Вот решила как-то раз
Княжна издать такой указ...
Воспитатель: Указ
Разудалы добры молодцы и красны девицы!
Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!

Дети, произносят клятву, повторяя слова за ведущей.

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети: Дорогу.
Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь на право

Деньги и слава,

Пойдёшь на лево

Друзей потеряешь и будешь не смелым.

Двинешься прямо

Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель: Ну вот мы и в древней Руси. И нас с вами уже встречают красны девицы.(исполняется танец «Во поле березка стояла…»)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости с заставы скачут богатыри.

Богатыри: Здравствуйте гости дорогие!

1й богатырь : Привёз я вам послание. Вас ожидают испытания.(отдаёт свиток ведущему) Выполняйте все задания в путешествии увлекательном, очень даже занимательном.

Воспитатель: зачитывает первое задание из свитка.

ЗАГАДКИ

2й богатырь:

1я Загадка:

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут

(кольчуга)

2я Загадка

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом

(шлем)

3й богатырь: Отгадайте мои загадки и найдите отгадки.

1я Загадка

Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

2я Загадка

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

Воспитатель: (открывает сундук с богатырским оружием).

Назовите, какое ещё оружие было у богатырей? (Дети по очереди достают карточки с изображением оружия из сундука, называют его и встают с ним в строй).

Вот мы и вооружились. Теперь нам никакой враг не страшен!

Воспитатель: (зачитывает второе задание из свитка).

Каких пословиц только нет – и в каждой мудрый дан совет.

Ребята, назовите пословицы, которые прославляют силу и смелость воинов.

Пословицы:

  • Трудно в учении – легко в бою
  • Один в поле не воин
  • Один за всех и все за одного
  • Смелость города берёт
  • За правое дело стой смело
  • Храбрый побеждает – трус погибает
  • Родину предать – воином не стать
  • Кто смел – тот и цел
  • Сам погибай, а товарища выручай
  • С родной земли умри – не сходи
  • Жить – Родине служить

Воспитатель: (зачитывает третье задание из свитка).

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

(Задание 1 )

Для начала разомнитесь,

По верёвочке пройдитесь,

Со ступать с неё нельзя

Пропасть вас там ждёт друзья.

(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

(Задание 2 )

Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей - разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их ).

(Задание 3 )
Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много щей
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

(Дети перепрыгивают через скамейку )

(Задание 4 )

Все преграды покорились,
И мы дальше в путь пустились.
Но увы, не тут-то было,
Вихрем все вдруг закружило!
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевали,
Свои копья доставали!
(На ширме висят воздушные шарики - головы Змея Горыныча, в которые надо попасть дротиком или копьём.)
Воспитатель: Метко били все по цели
И змеюку одолели!
Он в овраг большой свалился,
Тут же наземь повалился,
Там издал последний вздох,
Да и сразу же издох...

Воспитатель: И на радости такой
Скачем мы теперь домой.

Вот и кончились заданья
Да большие испытанья!

Воспитатель: Потрудились мы на славу отдохнуть теперь нам надо

Физминутка: танец «Богатырская сила» (танцуют мальчики)

Дети читают стихи Натальи Кончаловской :

1й ребёнок

Воином быть совсем не просто,

И я, друзья, скажу вам так,

Что быть отважным, сильным, ловким,

Поверьте, это не пустяк!

2й ребёнок

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

3й ребёнок

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!
Воспитатель: Поздравляю вас, ребята! Заслужили вы награды!
Воспитатель: -А на память я хочу вручить вам грамоты, выданные школой князя Владимира, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными. Чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали былинные богатыри.


Воспитатель: (читает стихотворение Илоны Грошевой " Будущим защитникам "):
Сегодняшний день
Постарайся запомнить
И в сердце его сохрани.
Ты сильный, ты смелый,
И враг вероломный
Боится к тебе подойти.
И есть еще в жизни
Большие дела,
Куда тебя честь
За собой не звала,
Ты смело ступай,
Наготове копье!
Борись за любимых,
За счастье свое!
-Всего всем самого доброго!


Цель деятельности педагога : воспитание уважительного отношения к отцу как главе семьи, опоре семьи, ответственности мальчика, мужчины за свои поступки, мужественности, гордости за подвиги русского воинства и героические поступки подростков, юношей, мужчин в настоящее время.

Действующие лица: Елена Прекрасная и Василиса Премудрая (одеты в русские народные костюмы).

Ход праздника

Звучит музыка, выходят ведущие.

Елена Прекрасная . Добрый день, гости дорогие!

Василиса Премудрая . Добрый день! (Кланяется.)

Елена. Мы рады отправиться вместе с вами увлекательное путешествие. Сегодня мы отправляемся в виртуальный музей и познакомимся с богатырями земли Русской. А начнем путешествие с песни.

Музыкальный номер.

Елена . Ну что, ребята, готовы ли вы к путешествию?! (Дети отвечают: «Да!») Тогда вперед!

Елена. Много лет стоит наш город (село). И много раз богатыри защищали город (село) от врагов.

Василиса . А богатыри такие же, как Илья Муромец и Добрыня Никитич?

Елена. Смотри!

Презентация «Богатыри нашего города (села)», в которой рассказывается о героях города, области.

Этим богатырям подрастает достойная смена!

Ведущие рассказывают о героических поступках подростков, юношей, мужчин данной местности в настоящее время.

Елена. Ты знаешь, что когда рождается мальчик, то говорят: «Богатырь родился!» В каждом мальчике заложены качества богатырские, но одни их развивают больше, а другие меньше.

Василиса . Ой, а здесь столько мальчишек! Давай проверим, как они свои богатырские качества развивают!

Елена . Давай! Но сначала песню послушаем.

Музыкальный номер.

Елена. Теперь самое время наше уважаемое жюри представить, которое все-все баллы сосчитает и итоги подведет.

Представление жюри.

Василиса . Не будем откладывать и начнем состязания.

Елена. Задание 1 . Назовите качества, которыми должен обладать богатырь. Получите листы для ответов. Задания выполняют мальчики.

Василиса. А девочки могут мальчикам помочь, но совсем чуть-чуть.

Выполнение заданий (3-5 мин). Затем листы с ответами сдают жюри. Тот, кто сдал первым, зачитывает свой список.

Елена. Девочки, конечно же, мальчикам помогали, поэтому сейчас для всех музыкальный подарок.

Музыкальный номер.

Елена . А теперь состязания на силу и ловкость. Приглашаем от команды по одному силачу.

Василиса . Именно тех, кто может победить одной левой или одной правой.

Проводится «воздушное» состязание : участники должны по команде «раздавить» (лопнуть) шар одной рукой. Вторая рука находится за спиной. Василиса и Елена комментируют ход соревнований.

Василиса . Вот это да! Справились!

Елена. А теперь задание па ловкость и меткость! Сколько кеглей сбито, столько команда получает баллов.

Василиса . От каждой команды приглашается самый меткий и ловкий!

Проводится состязание «Кегельбан».

Василиса. Молодцы! Справились!

Елена . Пока жюри подводит итоги, посмотрим мультфильм о тигренке, который хотел стать отважным.

Елена . А теперь давайте подведем итоги. Слово жюри.

Оглашение результатов, поздравление победителей.

Василиса и Елена. До новых встреч, друзья!

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением математики»

«Богатыри земли русской»

Тип – внеклассное мероприятие в 5 классе, посвященное Дню защитника Отечества

«Вариативные формы в системе патриотического воспитания детей»

Кустова Лариса Иосифовна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 5 «В» класса,

Домашний адрес: г.Каргополь ул. Капустина д.16

Адрес места работы: г.Каргополь ул. 3 Интернационала,31

Рабочий телефон - 2-14-42

1.Пояснительная записка

Сценарий внеклассного мероприятия «Богатыри земли Русской» разработан для обучающихся 5 класса и посвящен Дню защитника Отечества. В основу сценария положены две формы работы: просмотр видеофильма и игра. Для обучающихся данной возрастной категории такие формы, на наш взгляд, являются оптимальными, так как просмотр видеофильма (куда включен и мультипликационный фильм «Илья Муромец») обеспечивает информационную составляющую мероприятия, а игра позволяет обучающимся показать знания на предложенную тему, проявить свои творческие и организаторские способности. Тема мероприятия также соответствует времени его проведения – честь, доблесть и отвага богатырей Русских и защита Отечества в наши дни.

Цель:

помочь обучающимся понять и представить «дела давно минувших дней», вовлечь в процесс самостоятельного поиска знаний, способствовать развитию воображения, внимания, памяти.

Задачи:

Способствовать формированию представления о защите Родины, подвиге, патриотизме;

Содействовать воспитанию у обучающихся любви к Отчизне, чувства товарищества, доброты и справедливости;

Воспитывать самостоятельность, инициативу.

Предварительная подготовка:

обучающиеся знакомятся с русскими былинами и сказаниями о богатырях по книге «Былины» (М.: Дет.лит., 1969), рассматривают репродукции картин и иллюстрации книг. Классный руководитель готовит фильм о русских богатырях. Девочки готовят именные открытки мальчикам. Родители готовят грамоты и призы (пироги).

Оформление и оборудование:

мультимедийное оборудование, фильм о богатырях русских.

Мероприятие было проведено в 5 «В» классе 22 февраля 2013 года. По отзывам обучающихся, можно сделать вывод, что цель была достигнута, задачи, которые стояли перед ними, выполнены. Большой интерес вызвал фильм, который был подготовлен классным руководителем. Игра в форме «Что? Где? Когда?» также запомнилась обучающимся. Обмен мнениям о мероприятии проходил в неформальной обстановке, за чашкой чая.

2.Основная часть.

Сценарий внеклассного мероприятия «Богатыри земли русской», посвященного 23 февраля, Дню защитника Отечества

5 «В» класс

Действующие лица: ведущие (1) и (2)- учитель и обучающийся. В качестве гостей приглашаются родители обучающихся (желательно, папы).

Ведущий (1):

Ой вы, гой еси, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на почетный пир, а на беседу добрую да складную, чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась б беседа наша речью плавною… А беседовать мы будем о делах былинных, о славных богатырях земли нашей Русской…

Ведущий (2):

Ой, вы, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхивали

И видом не видели!

Поведем ж рассказ сегодня

Про седую старину…

Про дела бывалые…

Подвиги удалые…

Чтоб красны девицы послушали,

Добры молодцы призадумались.

Ведущий (1): Сильна и могуча Русь. 23 февраля мы отмечаем большой праздник – День защитника Отечества. Всегда Россия гордилась своими воинами-богатырями. Откуда же черпают русские войны свою великую силу? Говорят, что она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания, - от былинных богатырей. Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах – о том, как берегут и защищают они родную Русь.

Ведущий (2): А сейчас мы предлагаем вам посмотреть фильм, который был специально создан к сегодняшнему мероприятию.

20 минут – фильм (включающий и мультипликационный фильм «Илья Муромец») –Приложение №1

Ведущий (1): Надеемся, что фильм вам понравился, и вы сможете ответить на наши вопросы (класс делится на 7 команд по 3 человека, игра по типу «Что? Где?Когда?», проигравшая команда покидает игровой стол). В одном раунде задаются 3 вопроса.

Ведущий (2):

1 раунд:

Кого считают отцом богатырей русских? (Святогор)

Кого из богатырей изобразил на своей картине Василий Михайлович Васнецов «Богатыри»? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Какая беда случилась с Ильей Муромцем в детстве? (Отнялись ноги, не мог ходить)

2 раунд:

Откуда родом Илья Муромец? (Из села Карачаева, из-под Мурома)

Как исцелился Илья от своей болезни? (Старики-странники, калики перехожие пить попросили – и он соскочил с печи)

С кем воевал Илья Муромец? (С Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым, с Калином-царем, татарскими разбойниками)

3 раунд:

Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка)

Что вы знаете о Добрыне Никитиче? (Знатного рода, боярского, степенен и тверд, благороден)

Откуда родом Добрыня? (Из Рязани)

4 раунд:

Как звали девушку, которую освободил Добрыня, одолев Змея? (Забава)

Как звали коня Добрыни? (Белеюшка)

Откуда родом Алеша Попович? (Из Ростова)

5 раунд:

Чем отличается Алеша Попович от своих товарищей богатырей? (Самый молодой из них, веселый, удалой, бесшабашный, врага одолевает не силой, а хитростью и смекалкой)

Как назвался головной убор богатыря? (шлем)

Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (кольчуга)

6 раунд:

Рубящее холодное оружие, которое состояло из клинка и рукоятки? (меч)

Колющее оружие на длинном древке. (Копье, пика)

Оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им свое тело. (Щит)

7 раунд:

Оружие для удара по противнику, которое состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава)

Разбойник, сидевший на двенадцати дубах. (Соловей-разбойник)

Художник, создавший картину «Богатыри» (В.М.Васнецов)

Ведущий (1): А сейчас мы подведем итоги нашей игры. (Команда-победительница награждается грамотой и пирогом – в награждении принимают участие родители обучающихся).

Ведущий (2): Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов. Эти герои сражались, защищая родную землю.

Ведущий (1): И конечно, мы сегодня хотим поздравить. С наступающим праздником – Днем защитника Отечества – наших пап и мальчиков. Им тоже предстоит встать на защиту нашей Родины. Желаем вам быть честными, смелыми, умными и добрыми. (девочки вручают открытки и подарки).

Список литературы:

1.Богатырская застава. Сост.В П.Аникина. – М.: Дет.лит., 1975

2.Былины: русские эпические песни-сказания. Переск.А.Н.Нечаева.-М.:Стрекоза, 2001

3.Ветрова Г.Е. Великие полотна.-М.: Белый город, 2005. – (История России).

4.Казиева М.В. Сказка в русской живописи. – М.: Белый город, 2002. – (Энциклопедия живописи для детей).

5.Русские богатыри: былины и героические сказки. Переск.И.В.Карнауховой.

Ленинград: Дет.лит., 1988

6.Хаткина М.А. Мифы древних славян. –Донецк:ПКФ БАО, 2006

7.Я познаю мир: Мифология. Сост.О.Могила.-М.:Олимп: АСТ, 2001

8.Яковлева Н.А.Русская историческая живопись: дет.энцикл.- М.: Белый город, 2001