Сергей образцов биография. Сергей владимирович образцов. Награды и звания Сергея Образцова

Образцов был создателем и руководителем театра кукол, которому позже было присвоено его имя. Он также коллекционировал экзотических кукол. Его коллекция - самая большая в России и одна из самых больших в мире.

Биография

Сергей Владимирович Образцов родился 22 июня (5 июля) 1901 года в Москве. Отец его, В. Н. Образцов был инженером-железнодорожником (впоследствии - академик АН СССР), мать - учительницей. Между 1922 и 1931 годом он работал с Вл. И. Немировичем-Данченко в Московском Художественном Театре, сначала как актёр.

В 1920 году впервые начинает выступления с театральными куклами. К середине 1930-х годов приобретает известность как эстрадный артист, ставящий номера с куклами в пародийном стиле «романсов с куклами». В этот период он также поставил несколько кукольных спектаклей в стиле водевиль. В 1931 году он создал в Москве центральный театр кукол. С 1935 года вел педагогическую работу, с 1973 года был профессором ГИТИСа. С 1976 по 1984 президент Международного Союза кукольников (с 1984 года - почётный президент) и Совета центра этой организации (с 1958 года).

Сергей Владимирович Образцов умер 8 мая 1992 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10). Рядом с театром его имени в 2006 году установлен памятник.

С 2012 году один из теплоходов 305 проекта московского речного пароходства носит имя Сергей Образцов.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1971)
  • Ленинская премия (1984) - за постановку спектаклей последних лет (Премия за произведения литературы и искусства для детей).
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за выдающиеся достижения в области кукольного театра
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) - за постановку спектаклей для взрослых и детей
  • три ордена Ленина (27.10.1967, 9.7.1971, 3.7.1981)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (2.2.1946, 11.7.1961)
  • медали
  • орден Улыбки (Польша).

Лучшие постановки

Для детей

  • 1935 - «Каштанка» Е. В. Сперанского (по А. П. Чехову)
  • 1936 - «По щучьему велению» Е. Я. Тараховской
  • 1962 - «В гостях у Чуковского»

Для взрослых

  • 1941 - «Ночь перед рождеством» Е. В. Сперанского (по Н. В. Гоголю)
  • 1946 - «Необыкновенный концерт»
  • 1961 - «Божественная комедия» И. В. Штока
  • 1976 - «Дон Жуан» Г. Я. Бардина и В. Б. Ливанова
  • 1976 - «Ноев ковчег» И. В. Штока

Серге́й Влади́мирович Образцо́в ( -) - советский российский актёр и режиссёр кукольного театра , театральный деятель. Народный артист СССР () , Герой Социалистического Труда (). Лауреат Ленинской () и Сталинской премии второй степени ().

Биография

Сергей Владимирович Образцов родился 22 июня (5 июля) года в Москве . Отец его, В. Н. Образцов был инженером-железнодорожником (впоследствии - академик АН СССР) , мать - учительницей.

После окончания реального училища в 1918 году поступил во ВХУТЕМАС на живописный факультет (ученик А. Е. Архипова и В. А. Фаворского). В 1922-1930 годах работал у Вл. И. Немировича-Данченко как актёр Музыкальной студии Московского художественного театра , МХАТа 2-го .

Образцов коллекционировал экзотических кукол. Его коллекция - самая большая в России и одна из самых больших в мире.

Сергей Владимирович Образцов умер 8 мая 1992 года (по другим источникам - 8 марта ) и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Награды и звания

Лучшие постановки

  • - «Каштанка» Е. В. Сперанского (по А. П. Чехову)
  • - «По щучьему велению» Е. Я. Тараховской
  • - «В гостях у Чуковского»

Для взрослых

  • - «Ночь перед рождеством» Е. В. Сперанского (по Н. В. Гоголю)
  • - «Необыкновенный концерт»
  • - «Божественная комедия» И. В. Штока
  • - «Дон Жуан» Г. Я. Бардина и В. Б. Ливанова
  • - «Ноев ковчег» И. В. Штока

Премьера спектаклей (требует дополнения)

  • 1932 - «Джим и доллар»
  • 1935 - «Каштанка»
  • 1936 - «Волшебная калоша»
  • 1936 - «По щучьему веленью»
  • 1937 - «Кот в сапогах»
  • 1940 - «Волшебная лампа Аладдина»
  • 1941 - «Ночь перед рождеством»
  • 1943 - «Король-олень»
  • 1945 - «Весёлые медвежата»
  • 1945 - «Маугли»
  • 1946 - «Обыкновенный концерт» / «Необыкновенный концерт»
  • 1953 - «Чёртова мельница»
  • 1961 - «Божественная комедия»
  • 1961 - «Мистер Твистер»
  • 1962 - «В гостях у Чуковского»
  • 1965 - «Тигрик-Петрик»
  • 1968 - «Ноев ковчег»
  • 1970 - «Новоселье» («А что у нас в театре»)
  • 1973 - «Говорит и показывает Центральный театр кукол»
  • 1975 - «Дон Жуан»
  • ???? - «Буратино»
  • ???? - «Петрушка-иностранец»
  • 1970 - «Солдат и ведьма»
  • ???? - «Чукокола»
  • ???? - Спектакли ВОВ

Фильмография

  • «Фильм-концерт» (1940)
  • «Удивительное рядом» (1962)
  • «Кинокамера обвиняет» (1968)
  • «Невероятная правда» (1970)
  • «Кому он нужен, этот Васька!» (1973).

Память

  • на сайте Московского государственного Центрального театра кукол им. С. В. Образцова
  • (англ.)
  • (англ.)
  • Разумный В. А.
  • рассказ о театре Сергея Образцова для журнала «Кругозор» (1965)

Отрывок, характеризующий Образцов, Сергей Владимирович

Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.

ОБРАЗЦОВ, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1901–1992), русский актер, режиссер-кукольник. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий. Родился 22 июня (5 июля) 1901 в Москве, сын академика В.Н.Образцова. После окончания реального училища поступил во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. В 1922–1930 актер Музыкальной студии МХАТа (с 1926 – Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), в 1930–1936 – МХАТа 2-го. В 1923 состоялось первое сольное выступление Образцова с куклами. До 1931 Образцов сочетал актерскую работу в музыкальном и драматическом театрах с концертной деятельностью.

В сентябре 1931 Образцов стал художественным руководителем вновь созданного Государственного центрального театра кукол. Первая премьера театра состоялась 17 апреля 1932 (спектакль Джим и Доллар по пьесе А.Глобы). Не сомневаясь в способности театра кукол быть нужным и полезным людям, Образцов верил, что драматургия нового театра должна рождаться вместе с театром, в процессе его поисков, экспериментов. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Драматургия постановок была взрывной и не слишком утонченной: Образцов увлекался пародией, оживлявшей представления для взрослых, впрочем, в равной степени обращенных и к детям. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран. Первый короткометражный кукольный фильм Образцова Глядя на луч полярного заката появился в 1938. Затем последовали документальные фильмы В Лондоне (1956), Повесть о пингвинах (1958), Кинокамера обвиняет (1968), Невероятная правда (1970) и др. Образцов осуществил постановки спектаклей По щучьему велению (1936) Е.Тараховской, Ночь перед Рождеством (1941) Е.Сперанского по повести Н.Гоголя, Король-олень (1943) Сперанского по пьесе К.Гоцци, Необыкновенный концерт (1946) Образцова, Илья Муромец крестьянский сын (1951) В.Курдюмова, Божественная комедия (1961) и Ноев ковчег (1968) И.Штока и др.

Президент Международного союза кукольников (1976–1984, с 1984 – почетный президент), профессор ГИТИСа (с 1973), член Союза писателей СССР, автор широко известных книг по вопросам искусства и публицистического характера (Актер с куклой , 1938; Моя профессия , 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон , 1956; Театр китайского народа , 1957, и др.), Образцов ставил спектакли, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса, пел романсы, выступал с сольными концертами, вел культурные программы на телевидении.

Умер Образцов в Москве 8 мая 1992. С целью освоения его богатейшего творческого наследия в 1998 был создан фонд С.В.Образцова, учредителями которого стали члены семьи Образцовых, а также деятели культуры, науки, представители делового мира, ГАЦТК им. С.В.Образцова.

    Образцов, Сергей Владимирович - Сергей Владимирович Образцов. ОБРАЗЦОВ Сергей Владимирович (1901 92), режиссёр и актёр кукольного театра. С 1920 выступал на эстраде, исполняя пародийные “романсы с куклами”. С 1931 руководитель московского Центрального театра кукол, разработал… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Род. 1901, ум. 1992. Актер, режиссер. Руководитель Центрального театра кукол (с 1931). В 1976 84 гг. президент Международного союза кукольников (почетный президент с 1984 г.). Лауреат Государственной (1946) и Ленинской (1984) премии. Народный… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1901 92) российский актер, режиссер, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971). Сын В. Н. Образцова. С 1931 руководитель Центрального театра кукол. Профессор ГИТИСа (с 1973). президент Международного союза кукольников… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 22.6(5.7).1901, Москва], русский советский театральный деятель, актёр и режиссёр, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971). Сын В. Н. Образцова. В 1918‒26 учился на живописном факультете Высших художественных… … Большая советская энциклопедия

    - (1901 1992), актёр и режиссёр, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971). Сын В. Н. Образцова. С 1931 руководил Центральным театром кукол, разработал теорию и методику кукольного театра. Ставил спектакли для детей («По… … Энциклопедический словарь

    - (1901, Москва — 1992, там же), режиссёр и актёр, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971). Сын. В 1918—26 учился во. В 1922—30 артист Музыкальной студии (с 1926 —), в 1930—36 — . Исполнял… … Москва (энциклопедия)

    Образцов, Сергей Владимирович - (1901 1992) артист, режиссёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971). С 1923 артист Музыкальной студии МХАТа (1926 Музыкальный театр им. В.И. Немировича Данченко), в 1930 36 артист… … Педагогический терминологический словарь

    ОБРАЗЦОВ Сергей Владимирович - , артист, режиссёр, педагог, обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Герой Соц. Труда (1971). Род. в семье учёного и деятеля высшей школы акад. В. Н. Образцова. Учился во Вхутемасе (1918 1926). С 1923… … Российская педагогическая энциклопедия

    Сергей Образцов Сергей Владимирович Образцов (1901 1992) советский театральный деятель, актёр и режиссёр театра кукол, народный артист СССР (1954). Образцов был создателем и руководителем театра кукол, которому позже было присвоено его имя.… … Википедия

Книги

  • Сергей Образцов , Голдовский Борис Павлович , Герой документального романа Бориса Голдовского много лет возглавлял великую всемирную кукольную империю. Он правил ею строго и справедливо, за что его любили и уважали тысячи… Категория: Деятели культуры и искусства Серия: Жизнь замечательных людей Издатель: Молодая гвардия ,
  • Сергей Образцов Документальный роман , Голдовский Б. , Герой документального романа Бориса Голдовского много лет возглавлял великую всемирную кукольную империю. Он правил ею строго и справедливо, за что его любили и уважали тысячи "подданных"… Категория:

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992), русский актер, режиссер-кукольник. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий. Родился 22 июня (5 июля) 1901 в Москве, сын академика В.Н.Образцова.

После окончания реального училища поступил во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. В 1922-1930 актер Музыкальной студии МХАТа (с 1926 - Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), в 1930-1936 - МХАТа 2-го. В 1923 состоялось первое сольное выступление Образцова с куклами. До 1931 Образцов сочетал актерскую работу в музыкальном и драматическом театрах с концертной деятельностью.

В сентябре 1931 Образцов стал художественным руководителем вновь созданного Государственного центрального театра кукол. Первая премьера театра состоялась 17 апреля 1932 (спектакль Джим и Доллар по пьесе А.Глобы). Не сомневаясь в способности театра кукол быть нужным и полезным людям, Образцов верил, что драматургия нового театра должна рождаться вместе с театром, в процессе его поисков, экспериментов. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых.

Драматургия постановок была взрывной и не слишком утонченной: Образцов увлекался пародией, оживлявшей представления для взрослых, впрочем, в равной степени обращенных и к детям. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Первый короткометражный кукольный фильм Образцова Глядя на луч полярного заката появился в 1938. Затем последовали документальные фильмы В Лондоне (1956), Повесть о пингвинах (1958), Кинокамера обвиняет (1968), Невероятная правда (1970) и др. Образцов осуществил постановки спектаклей По щучьему велению (1936) Е.Тараховской, Ночь перед Рождеством (1941) Е.Сперанского по повести Н.Гоголя, Король-олень (1943) Сперанского по пьесе К.Гоцци, Необыкновенный концерт (1946) Образцова, Илья Муромец крестьянский сын (1951) В.Курдюмова, Божественная комедия (1961) и Ноев ковчег (1968) И.Штока и др.

Президент Международного союза кукольников (1976-1984, с 1984 - почетный президент), профессор ГИТИСа (с 1973), член Союза писателей СССР, автор широко известных книг по вопросам искусства и публицистического характера (Актер с куклой, 1938; Моя профессия, 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон, 1956; Театр китайского народа, 1957, и др.), Образцов ставил спектакли, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса, пел романсы, выступал с сольными концертами, вел культурные программы на телевидении.

Умер Образцов в Москве 8 мая 1992. С целью освоения его богатейшего творческого наследия в 1998 был создан фонд С.В.Образцова, учредителями которого стали члены семьи Образцовых, а также деятели культуры, науки, представители делового мира, ГАЦТК им. С.В.Образцова.