Смелость и трусость эссе. Примеры мужества в литературе и жизни: сочинение Смелость и трусость

Смелость и трусость.

Определения понятий:

Смелость – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.

Трусость – одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Трусость может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях трусость не только индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление.

Синонимы для слова "Смелость":

Отвага, решимость, мужество, героизм, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение, бесстрашие, решительность, отчаянность, доблесть.

Синонимы для слова "Трусость":

Боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусость.

Примерные список тем для итогового сочинения

  • Что значит быть храбрым?
  • Для чего человеку нужна смелость?
  • К чему приводит трусость?
  • На какие поступки толкает человека трусость?
  • Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?
  • В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
  • Нужна ли смелость в любви?
  • Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
  • Смелость - начало победы
  • Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
  • Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
  • Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?
  • Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?
  • Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
  • Какие поступки можно назвать смелыми?
  • В чем разница между наглостью и смелостью?
  • Кого можно назвать трусом?
  • Можно ли воспитать в себе смелость?
  • Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие»
  • Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?
  • Каковы причины возникновения страха?
  • Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?
  • Трусливость –это приговор?
  • Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви - значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
  • Можно ли любить того, кого боишься?
  • Может ли смелый человек бояться чего-либо?
  • Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?
  • Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»
  • Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?
  • Чем отличается истинная смелость от ложной?
  • Всегда ли смелость выражается в поступках?
  • Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?
  • Стыдно ли испытывать страх?
  • Как экстремальные условия влияют на смелость?
  • Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
    умирают только один раз»?
  • Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?
  • Почему важно быть смелым в жизни?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
    ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена»?
  • Что значит быть смелым в повседневной жизни?
  • Какая разница между смелостью и рискованностью?
  • Чем отличается страх от трусости?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки - дело времени и смелости ума»?
  • Как сила воли связана со смелостью?
  • Нужно ли иметь смелость, что сказать «нет»?
  • Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?
  • Почему важно иметь смелость при принятии решений?
  • Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?
  • Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
    совершенно лишенными желаний»?
  • Может ли трусость тормозить развитие личности?
  • Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?
  • Как влияет смелость на формирование личности?
  • Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными».
  • Как влияет трусость на формирование личности?
  • Чем отличается трус от смельчака?
  • Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
  • Почему люди боятся высказать свое мнение?
  • Как проявляется смелость на войне?
  • Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?
  • Какие качества человек проявляет на войне?
  • Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
  • Почему творчество требует смелости?
  • Почему люди на войне проявляют трусость?
  • Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна»?
  • Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?
  • Как мнительность связана с трусостью?
  • Нужна ли смелость в любви?
  • Может ли трус быть счастливым?
  • Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость - начало победы»?

Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности – от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.

Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

Рассмотрим основные примеры в произведениях:

«Смелость и трусость» - аргументы для итогового сочинения

Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности – от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству. Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага. По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова. «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами. Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга. Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества - Георгиевские кресты и медали, офицерское звание. Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.

Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор. Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен. Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре. Вопрос о смелости и трусости – один из центральных в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость - порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов.

Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости». В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил - отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой». Иешуа - странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он - духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя». Понтий Пилат - представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете его выбор. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа. Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.

Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие. В романе «Мастер и Маргарита», по словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок - трусость - обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности». Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, - тоже большое мужество. Таков Данко – герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное представление человека о духовной и физической красоте: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, он берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Герой не боялся трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим

сердцем, Данко вывел людей из тьмы туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ «осторожного» человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя - душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!» Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А.П. Чехова: "Страхи", "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни", "Степь", «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», "Палата № 6", "Страх", "Черный монах" и др. Герой рассказа "Страх" Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он "болен боязнью жизни". Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом. Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут он

получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: "Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно". Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов. В рассказе «Палата №6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: "Вот она действительность! - подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе". Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе "Человек в футляре". Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас. "Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни". Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей. Герой рассказа "О любви" Алехин тоже всего боится и также предпочитает спрятаться, уединяясь в своей усадьбе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он боится даже своей любви и мучает себя, когда перебарывает это чувство и теряет любимую женщину. Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07

Тема : «Смелость и трусость»

Введение : Тема смелости и трусости воистину неисчерпаема. Эти качества становятся особенно заметны и важны в наиболее трудные времена для того или иного государства и общества. Это может быть, скажем, засуха. Согласно древнеегипетским мифам, именно в такой трудный момент предательски убивают бога Сета.

Людей спасает только его воскресение. Это с некоторыми оговорками можно считать первой литературной обработкой означенной темы. Впрочем, было ещё шумерское сказание о Гильгамеше. Но более подробно вспомним бессмертную «Илиаду» Гомера. Существует много интерпретаций произведения слепого сказителя. В одной из них троянцы - безрассудные храбрецы, а вот греки таковы только с большими оговорками. Ведь, если подумать, что такое их придумка с деревянным конём?

Можно это назвать военной хитростью, а можно и просто подлостью, необходимость которой вызвана боязнью воинов осаждённого города. Но это дела давно минувших дней. Вспомним о веке XIX, взяв для примера творчество Н.В. Гоголя. Речь пойдёт, конечно, о «Тарасе Бульбе». В противопоставлении двух сыновей старого казака имеется в виду не только предпочтение Андреем любви, а Остапом - верности товарищам.

Брат, ставший предателем, не просто дал волю чувствам. Он захотел комфорта и почёта в более цивилизованном по тем временам обществе. Жизнь в казацком стане не сравнить, конечно, с той, которую он познал в польском замке. Любовь стала в данном случае оправданием трусости. Может быть, и спорная точка зрения, но имеющая право на существование. Ведь Николай Васильевич не был романтиком, чтобы ограничиться описанием любовной истории. Он отражал в зеркале своего творчества реальность, которая сплетена из очень разных сторон жизни.

Аргумент : Трусость и предательство можно считать разными сторонами одной медали. Одно влечёт за собой другое. Сколько угодно примеров даёт совсем недавняя, трагическая и героическая история. Имеется в виду Великая Отечественная война. У тех, кто добровольно сдавался в плен немцам, не было выбора. Их просто вынуждали вступать в полицейские части, а то и в армию генерала Власова, воевавшую на стороне гитлеровцев. Впрочем, выбор был.

Тут можно вспомнить эпизод из романа Константина Симонова «Живые и мёртвые». Это совершенно незаслуженно забытое сейчас произведение было во многом переломным для своего времени. Трилогия охватывает три года войны, но главное там - описание трагического 1941 года. Наверное, только Симонов, учитывая его авторитет, мог осмелиться написать правду об этом времени.

Отступление, неразбериха первых месяцев, глупые приказы генералов. И в то же время - такие люди, как Серпилин. Незаслуженно осуждённый в 1937 году, он не затаил злобу, а стал одним из лучших военачальников, благодаря которым не сбылись мечты немцев о молниеносной победе. В небольшом эпизоде Серпилин противопоставляется другому герою, Баранову. Это именно тот, кто в своё время написал на него донос. Он не трус в традиционном понимании слова. Но приспособленчество и готовность на любую подлость для собственной безопасности и карьеры довели его и до трусости.

А Серпилин даже мстить не стал, просто разжаловал бывшего друга. И он, не выдержав, застрелился. Даже не из-за пострадавшей гордости, а именно струсив. В романе, таким образом, свёл счёты с жизнью ещё один человек. Это Козырев, возглавивший военно-воздушные силы СССР незадолго до войны. Недавний лейтенант наделал на высоком посту столько ошибок, что, осознав это, он не нашёл другого выхода кроме пули в висок. Выбор, казалось бы, одинаковый, а вот причины, которые к этому привели, совершенно разные.

Наиболее очевидно смелость и трусость противопоставляет Василь Быков. Хотя его Сотников в одноимённой повести не выглядит героем. Наоборот, на первых страницах кандидатом в герои кажется его антипод, Рыбак. Он силён, приспособлен к непростой жизни, находчив. Да и товарища своего не бросает, хотя тот может выдать их своим кашлем в любую минуту. Но проза Быкова тем и отличается, что он доводит своих героев до предела. Их суть обнажается тогда, когда остаётся возможность последнего выбора: смерть, или подлость, предательство.

Сотников - командир батареи, сын героя гражданской войны. Но в повести он рядовой боец партизанского отряда. Слабый, больной интеллигент, он только среди партизан перестал бояться смерти. Потому, что уже «перебоялся». А до этого, на фронте, ему приходилось «прятать в себе тихое удовлетворение, что пуля минула его». Ему было стыдно такого, вполне понятного чувства. Также он боялся «тихо и незаметно погибнуть в бою». Ещё один страх вызван нежеланием стать обузой для своих. Потому ему и неловко, когда Рыбак тащит его, нездорового и раненого, к лесу. А вот простого, животного страха смерти он никогда не испытывал.

Причиной предательства Рыбака стал именно такой страх. Стремление во что бы то ни стало сохранить жизнь. Он всё понимал. Когда бежал к кустам, бросая прикрывавшего его Сотникова, стало вдруг не по себе. Но подумал не о долге, а о том, что он скажет в отряде, когда доберётся до лагеря. Однако даже это не помешало бросить товарища. Случайно тот остался жив, и они вновь встретились. Но плена избежать не удалось. Сотников тоже осознаёт его, как самое страшное, что могло случиться. Но он, раненый, даже смешной, совсем непохожий на солдата, несгибаем. Даже осмеливается смеяться в глаза избивающим его полицейским.

Со скорой смертью он уж смирился. Все мысли сосредоточены на том, что умереть надо так, чтобы это было показательно для селян, которых обычно заставляли смотреть на казни. Истинная суть Рыбака выявляется постепенно. Он приспособленец. Возможно, воюя на фронте, в регулярной части, он, если бы не попал в критическую ситуацию, даже был бы на хорошем счету. Но сейчас он, уже пробираясь к своим с раненым Сотниковым, начинает думать о том, удастся «вывернуться», или нет.

Судьба поставила его перед ещё более сложным выбором. После допросов и пыток его товарищ пытается спасти жизнь другого. Он говорит, что Рыбак не виновен, стрелял он. Да и в дом, где прятались, они залезли без ведома хозяев. Крестьян это не спасёт. Рыбака бы, наверное, не спасло тоже. Но когда приходит время выбирать, он сдаётся сразу, без раздумий. Его согласие на предложение стать полицейским уже не вызывает удивления у читателя. Это естественно, учитывая поведение этого человека ранее.

К виселице он ведёт Сотникова, ещё как будто не веря, что придётся это сделать. Но выбивает подставку из-под его ног. Когда тело недавнего друга повисло в петле, он растерян, но вскоре с облегчением слышит приказ встать в строй. «Шагом марш», - и Рыбак бездумно шагнул в такт с другими. «Можно было подумать, что он в отряде, среди своих». Этому человеку неважно, чьи команды выполнять, лишь бы это не заставляло думать его самого.

Василь Быков знал, о чём писал. Он прошёл войну от первых до последних дней. Был трижды ранен. Среди имён захороненных в одной из братских могил значится и его имя. К счастью, это оказалось ошибкой. В любом случае, он понимал переживания и чувства героев своих книг. Наверняка не раз видел проявления и мужества, и трусости. Персонажи его романов и повестей всегда невзрачны, не похожи на былинных богатырей. Преодолеть свою слабость и вполне понятный испуг, остаться до конца человеком, это и есть подвиг для Быкова, а вовсе не пафосность ситуации. В этом на них похож и Сенцов, главный герой «Живых и мёртвых». Он случайный человек на фронте, военный корреспондент, по собственной воле оставшийся в окружённом полку Серпилина.

Заключение : Смелость… Разве можно назвать таким Сотникова? Он, вроде бы, не бросается с гранатой под танк. Но именно люди, способные при всех слабостях в конце концов выполнить свой долг, заслуживают право на положительность у Василя Быкова. Его смерть с мыслями о том, что она обязательно должна что-то означать, выглядит агитационной. Но изображена она сдержанно и реалистично, без всякой героизации. Таких подвигов, на самом деле, совершались тысячи, для той войны они были обыденностью. Иначе бы не было мая 1945 года.

Рассуждения о смелости и трусости могут завести очень далеко. Это понятно, ведь произведений на их тему за всю историю развития литературы написано множество. Можно вспомнить даже забитого и униженного Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели». И этот человек нашёл в себе мужество возмутиться, когда его лишили самого ценного, что у него было. Но такая смелость стоит недорого. Гораздо правильнее вспомнить в заключение ещё раз об Остапе из «Тараса Бульбы».

Его крик к отцу перед смертью разносится, кажется, по многим русским и советским книгам. Но смог бы сын казака умереть, как Сотников? Без зрителей, не напоказ, обречённым на полное забвение, зная только, что иначе невозможно? В этом и величие подвига людей, подобных партизану из повести Василя Быкова. Погиб и Серпилин в трилогии Симонова. Случайно, от осколка снаряда, незаметно. Он сделал своё дело. Как и всякий человек, чьё мужество помогает другим осознать своё предназначение.

⁠итоговое сочинение на тему: «Смелость и трусость »

Смелость – качество, присущее далеко не каждому человеку. Она может побуждать людей на разные поступки, но в любой момент может и обернуться несчастьем, горем и даже смертью. Многие писатели и поэты говорят о смелости в любви, но каждый по-разному понимает это качество и его проявление в таком сложном чувстве.

Подтвердим сказанное примерами из художественной литературы. Так,

можно назвать смелой женщиной. Будучи отданной замуж за пожилого богатого купца ещё в юном возрасте, героиня никогда не знала, что такое любовь, и не была счастлива. Но жизнь сводит её с молодым работником Сергеем. Между героями вспыхивает страсть, и, пока муж находится в разъездах, они видятся. На сложившуюся ситуацию можно посмотреть с разных сторон: с одной, прелюбодеяние – это большой грех, но, с другой, любовь чаще всего выше любых доводов рассудка. И можно понять Катерину, которая решилась на смелый поступок и захотела побороться за своё счастье. Но храбрость героини приобрела опасные черты. Она решила не довольствоваться только тайной связью, а пошла дальше: убила законного мужа, чтобы впоследствии его место занял Сергей. Совершив преступление, Катерина не остановилась на достигнутом. Чтобы стать полноправной хозяйкой и единственно владелицей большого состояния, героиня вместе с Сергеем идёт на убийство свёкра и племянника мужа. Таким образом, мы видим, что ради любви Катерина готова на многое: переступить через законы морали и человечности. И если мы способны понять и одобрить её смелость в желании любить и быть любимой, то дальнейшие её поступки принять невозможно.

На многое готова ради любви и

Молодая девушка, живущая вместе со своей бабушкой в лесной глуши, потому что их считают ведьмами, влюбляется в барина. Любовь эта взаимна. Иван Петрович Порошин готов ради Олеси презреть общественное мнение, хотя ему и очень сложно представить её вне обстановки леса, за рамками её дикой, вольной жизни. Саму Олесю постоянно терзают смутные предчувствия трагедии. Она хочет верить в счастливый конец отношений с Порошиным, но не может. Несмотря на это, девушка готова ради любви переступить через свой страх, чтобы доказать своему мужчине, что она способна жить среди людей и общаться с ними. Для этого Олеся идёт в церковь, полную народа. Но люди не принимают девушку, в её приходе они видят дурной знак и жестоко избивают Олесю. Финал произведения печален, так как влюблённым не суждено было быть вместе. Разъярённые жители деревни обвиняют девушку в уничтожении грозой посевов, поэтому Олеся вместе с бабушкой вынуждена бежать. Несмотря на это, мы восхищаемся смелостью девушки, её стремлением идти в любви до конца. И хотя любовь была для Олеси трагедией, нам хочется верить, что она многому научила героиню, открыла в ней качества, возможно дремавшие до сих пор, в том числе и смелость. Поступок Олеси доказал глубину её чувств.

Таким образом, смелость в любви может по-разному проявляться у людей. Кого-то она заставляет бороться за своё чувство, доказывать, что ты достоин любви. Но порой это качество в достижении, казалось бы, «законного» счастья заставляет нас ради любимого человека отказываться от морально-нравственных норм. В любом случае всему есть предел, и это очень важно не перейти черту допустимого в отношении окружающих людей, даже ради такого невероятного чувства, как любовь.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «Смелость и трусость» 2017-2018 учебный год Мелкумян Жанна Григорьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, МОУ «Гимназия № 17» г.о. Электросталь

2 слайд

Описание слайда:

Литература часто заставляет читателя задуматься о таких противоположных нравственных качествах, как смелость и трусость, которые, между тем, тесно связаны между собой: о том, что в одном и том же человеке может жить как трус, так и смельчак о преимуществах смелости и порочности трусости о готовности к решительным поступкам и стремлении спрятаться от опасности о проявлении смелости и трусости при решении ключевых жизненных вопросов о том, что наиболее ярко эти противоположные проявления человеческой личности раскрываются на войне Смелость и трусость

3 слайд

Описание слайда:

Добиться многого невозможно без смелости и риска, и неудачи при этом неизбежны. Дионисий Галикарнасский Храбрый - это не тот, ...который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды - это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь Антон Макаренко

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Этимологический словарь Смелость Трусость Смелый-Общеслав.Суф. производное отсмѣти«сметь»Осмеливаться, отваживаться, находить в себе силы, смелость для чего-нибудь. Сметь -Общеслав.Преф.производноеот исчезнувшегомѣтитого же значения, родственно др. в. нем.muot«мужество, гнев», лат.mos«воля, норов», греч.mēnis«гнев» и т.д Трусость -Происходит от сущ. трус, изпраслав. *trǫsъ,связ. чередованием с *tręsǫ(см. трясу́, трясти); т. е. «тот, кто трясётся», дрожит Кроме того, сравнивают с польск.truchliwy«пугливый» илатышск.traušâtiês«бояться»

6 слайд

Описание слайда:

Толкование понятий Смелость Трусость Способность человека преодолевать чувство страха и растерянности,решительность в поступках, это уверенность в себе, это умение взять на себя ответственность и идти на оправданный риск ради определенной цели. Душевная слабость, результатом которой являются боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание; это поведение человека, который не в состоянии совершить поступки из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами; это нежелание навлечь на себя неблагоприятныепоследствия,чей-либо гнев из-за страха потерять имеющиеся блага или общественное положение.

7 слайд

Описание слайда:

Словарь синонимов Смелость Трусость отвага отважность бесстрашие решимость непреклонность непоколебимость мужество геройство храбрость боязливость пугливость робость малодушие колебание нерешительность мнительность паника страх

8 слайд

Описание слайда:

Преимущества смелости Обеспечивает уверенность в собственных силах Помогает идти вперёд и достигать своих целей Уважение чужого мнения и готовность отстаивать свои идеалы Умение брать на себя ответственность Способность подвергнуть себя опасности ради доброго дела. Смелость – залог успеха «Смелость -это сопротивление страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха» Марк Твен

9 слайд

Описание слайда:

Последствия трусости Из-за одного труса может быть проиграно сражение, из-за одного сражения - война, из-за одной войны может быть потеряна страна. Трусливый человек боится пробовать и рисковать. Прячется за чужие спины. Боится сказать правду и нести ответственность за свои мысли и поступки. Изворотливость, лживость, приспособленчество, беспринципность, эгоизм- частые спутники трусости Трусость – серьёзный недостаток, перерастающий в большой порок «Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий» Р. Декарт

10 слайд

Описание слайда:

Риторические вопросы Для чего человеку нужна смелость? Нужна ли смелость в любви? Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки? Можно ли воспитать в себе смелость? Почему важно быть смелым в жизни? Как сила воли связана со смелостью? Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»? К чему приводит трусость? На какие поступки толкает человека трусость? Кого можно назвать трусом? Чем отличается истинная смелость от ложной? Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали? Как влияет трусость на формирование личности?

11 слайд

Описание слайда:

Пословицы и крылатые фразы Смелый там найдёт, где робкий потеряет Смелый сквозь огонь пройдёт, только крепче станет От смелого смерть бежит, а враг перед смелым дрожит Смелому уважение – трусу- презрение Смел не тот, кто смерти не боится, смелее тот, кто победить врага стремится Смелый умирает один раз, трус умирает тысячу раз Смелость города берет. Где смелость, там и победа. На смелого собака только лает, а труса кусает.

12 слайд

Описание слайда:

Пословицы и крылатые фразы На колеблющегося не рассчитывай, на воду не опирайся. Враг побежит, если ты не побежишь. Бить мертвого тигра - выдавать трусость за храбрость. Один трус - всему войску гибель. Кто испытывает страх, у того в глазах двоится. Шпага труса не имеет ни ручки, ни лезвия. Большая отвага о себе молчит. Волков бояться - в лес не ходить. Трус и тени своей боится.

13 слайд

Описание слайда:

Высказывания о смелости и трусости Смелость Трусость «Смелость – это не отсутствие страха; быть смелым - значит не бояться собственного страха»(Словарь парадоксальных определений) «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего» Л. Берне «Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед»Г. Сакс «Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий»Р. Декарт «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»Ж.Ж. Руссо «Страх - плохой наставник»Плиний Младший «Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость»Б. Джонсон «Испуган - наполовину побежден»А.В.Суворов «Отвага заменяет крепостные стены»Саллюстий Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. О.Бальзак «Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств»У.Черчилль Трусость никогда не может быть моральной.М. Ганди «Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие»М. Твен Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности.И. Гёте Быть смелым - значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость.Аристотель В нашем мире опасность всегда угрожает тем, кто еёбоится.Д.Б.Шоу

14 слайд

Описание слайда:

Может ли смелый человек бояться? Человеку свойственно испытывать страх. Смелый – не тот, кто ничего не боится; смелый боится, но мужественно преодолевает свой страх, не поддаётся ему, бросает вызов нерешительности, смотрит в лицо опасностям. Смелость - это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но важного для людей дела.

15 слайд

Описание слайда:

Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали? Все люди сотканы из противоречий: тот, кого считают трусом, может при определенных обстоятельствах поступить смело, и, наоборот, смелый человек может почувствовать страх. Таким образом, смелость и трусость живут рядом. Данные качества присущи каждому человеку. Смелость и трусость как контрастные состояния души

16 слайд

Описание слайда:

Примерные темы сочинений: 1)Смелый погибнет, но не отступит 2)Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства. 3)Трусость отнимает разум. Фридрих Энгельс 4)Смелость - начало победы. Плутарх 5)Когда можно оправдать трусость? 6)На самом ли деле удача сопутствует смелым? 7)Когда нужно быть смелым? 8)Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. Конфуций 9)Согласны ли Вы с тем, что смелость – это преодоленная трусость? 10)В душах трусливых нет места для счастья. М. Сервантес 11)Трусость – самый страшный порок. М. Булгаков

17 слайд

Описание слайда:

Выбор темы сочинения Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной. Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему. Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.

18 слайд

Описание слайда:

Структура итогового сочинения: Вступление – в этой части следует поработать с антонимическими понятиями СМЕЛОСТЬ /ТРУСОСТЬ порассуждать о смелости/трусости, поведении смелого/трусливого человека Риторические вопросы, пословицы, поговорки, афоризмы также уместны во вступлении Основная часть включает аргументацию. В нем нужно привести как минимум 2 аргумента из литературы. Например: А.С. Пушкин "Капитанская дочка", сравнение Гринева и Швабрина. М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита", предательство Понтия Пилата и расплата за него. Также можно приводить цитаты и пословицы. Заключение – в этой части необходимо подвести итог. Объем итогового сочинения - от 350 слов

19 слайд

Описание слайда:

Варианты вступления Смелость и трусость… Что же это такое? Это два совершенно противоположных проявления человеческого характера, которые проявляются в ситуации нравственного выбора. Как поступить в сложных обстоятельствах: подвергнуть себя опасности, сохранить самообладание, проявив волю, решительность, храбрость или смалодушничать, показав свою беспринципность, трусость? На страницах многих литературных произведений представлены разные герои и персонажи, которые проявляют и смелость, и трусость. Смелость... Трусость…. В основе данных понятий лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовность к решительным поступкам и стремление спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

20 слайд

Описание слайда:

Список литературы к направлению "Смелость и трусость" В. Быков. «Сотников», «Журавлиный крик», «В списках не значился» 2. Л. Н. Толстой. «Война и мир» 3. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» 4. Б. Васильев. «А зори здесь тихие...» 5. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» 6. А.И. Гончаров «Обломов» 7. М. Шолохов. «Судьба человека». «Тихий Дон» 8. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» 9.Н. Кондратьев «Сашка» 10.М. Горький «Старуха Изергиль» 11.В.А. Каверин «Два капитана» 12.И.С. Тургенев «Враг и друг» 13.А. Грин «Победитель» 14.Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» 15.М.Ю. Лермонтов «Мцыри»,«Герой нашего времени» 16. В.К.Железников «Чучело» 17.В.Ф.Тендряков «Весенние перевёртыши» 18.О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Рассмотрим тематическое направление «Смелость и трусость» с нескольких позиций: Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях; Смелость и трусость в жизни; Смелость и трусость в любви; Смелость и трусость в умах, душах, характерах; Смелость и трусость в умении признать правду или признать свои ошибки.

23 слайд

Описание слайда:

Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого В экстремальных ситуациях идёт проверка человека на прочность, и он проявляет себя либо как отважная, волевая личность, либо показывает свою трусость.

24 слайд

Описание слайда:

Истинная и ложная смелость Истиннаясмелость Ложная смелость Бескорыстие Эгоизм Способность на подвиг во имя общего блага Показной героизм во имя себя, своего блага, своей карьеры Мужество, дисциплинированность Самоуверенность,выпячивание себя на первый план Тушин, Тимохин с солдатами Долохов и штабные

25 слайд

Описание слайда:

Истинный героизм проявляют на войне прежде всего простые люди – солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и другие.

26 слайд

Описание слайда:

Маленький, скромный капитан Тушин перед боем говорит, что боится смерти, в бою же « Тушин не испытывал ни малейшего чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Тушин поджег Шенграбен, остановил со своей батареей движение французов в центре сражения, но вовсе не думал, что он герой «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого

27 слайд

Описание слайда:

«Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Один из героев Шенграбенского сражения- Тимохин. До боя мы видим обыкновенного человека, тихого, нескладного. В его внешности нет ничего героического. В бою же он и его рота проявили мужество, выдержку. Тимохин- храбрый, бывалый воин, его рота пришла на выручку остальным.А в результате боя ещё и захватила пленных и трофеи.

28 слайд

Описание слайда:

Штабной офицер Жерков отправлен на батарею Тушина, чтобы передать приказ Багратиона об отступлении. Но Жерков испугался ехать туда, так как там было опаснее всего. «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Лжегероизм

29 слайд

Описание слайда:

Долохов храбр и решителен в бою, но для него война- способ вернуть звание после того, как он был разжалован в рядовые. Им движут эгоистические, карьерные цели, когда он докладывает о своем успехе в сражении командиру и просит запомнить его подвиг. «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Лжегероизм

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

«Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Николай Ростов перед сражением полон желания показать свою храбрость, но при виде падающих от пуль людей ему стало страшно, что его могут убить. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Страх Николая Ростова- это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”.

32 слайд

Описание слайда:

Николай Ростов смог впоследствии преодолеть в себе трусость и стать храбрым офицером. Залогом его будущей храбрости стала короткая мысль: «Да, я трус». Если человек имеет мужество назвать себя трусом; стыдится своего страха, то рано или поздно он преодолеет его.

33 слайд

Описание слайда:

Смел не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто превозмогает свой страх, обуздывает его и становится сильнее. МИНИ-ВЫВОД

34 слайд

Описание слайда:

«Сотников» повесть В. Быкова Повесть «Сотников»- это рассуждение о вечных философских вопросах: цене жизни и смерти, трусости и смелости, верности долгу и предательстве. Трусливый друг опаснее врага. Л.Н.Толстой

35 слайд

Описание слайда:

«Сотников» повесть В. Быкова Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Страх смерти заставляет Рыбака стать полицаем, хотя он надеется при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Рыбак проявляет малодушие и трусость, предаёт друга, с которым делил тяготы воинской партизанской службы. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины.

36 слайд

Описание слайда:

«Сашка» Рассказ В. Л. Кондратьев Даже на полях сражений обычные люди могут найти в себе силы и остаться настоящими людьми: вот и Сашка не кичится своей смелостью, он даже не думает о трусости, он просто живет в тяжелых условиях и остается человеком.

38 слайд

Описание слайда:

«Капитанская дочка» А.С. Пушкин Хитрость – сила трусливого. Смелый погибнет, но не отступит Смелым можно назвать человека, который до конца остаётся верным своим взглядам, не отступает даже перед лицом опасности. В качестве примера можно привести повесть "Капитанская дочка" и ее главного героя Петра Гринева. Смелость и трусость в умах, душах, характерах

39 слайд

Описание слайда:

«Капитанская дочка» А.С. Пушкин В этом произведении противопоставлены два персонажа: Гринев и Швабрин. Гринев проявил свою смелость и отвагу во время захвата крепости, он стоял до последнего и был готов умереть. Швабрин же поступил низко и подло - перешел на сторону врага, этим он и показал свою трусость.

40 слайд

Описание слайда:

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова Мцыри – образец силы человеческого характера. Он мужественный юноша. Лучше умереть в борьбе, чем всю жизнь прозябать, сознавая безвыходность своего положения и невозможность ничего изменить. Герой решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину.

41 слайд

Описание слайда:

«Старуха Изергиль» рассказ М. Горького Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, - большое мужество. Таков Данко – герой легенды из рассказа Горького.

42 слайд

Описание слайда:

«Белый пудель» рассказ А.И. Куприна Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет Сережа, герой рассказа А.И. Куприна

43 слайд

Описание слайда:

«Чучело» повесть В. Железникова Сложно быть смелым всегда. Порой даже сильные и честные люди могут испугаться, как, например, герой повести В.В. Железникова Дима Сомов. Черты его характера, такие как "смелость", "правильность" выделяют его на фоне других ребят. Но страх превратил его из «героя» в обыкновенного «труса», обесценил все его положительные качества. Этот герой показывает нам и другую истину: мы все сотканы из противоречий. Когда-то мы смелые, когда-то боимся. Но между страхом и трусостью есть огромная пропасть. Трусость опасна, потому как толкает человека на нехорошие поступки.А страх – это то, что присуще каждому.

44 слайд

Описание слайда:

В отличие от всех персонажей Лена оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобиться.

45 слайд

Описание слайда:

Смелость и трусость в жизни «Премудрый пескарь» Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина Трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская "премудрость" умерщвляет в людях ум, честь, совесть.

46 слайд

Описание слайда:

«Премудрый пескарь» Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" - поучительная история о том, чем опасен страх. Пескарь всю жизнь жил и дрожал. Он считал себя очень умным, потому что сделал пещеру, в которой он мог находиться в безопасности, но обратной стороной такого существования стало полнейшее отсутствие реальной жизни. Он не создал семьи, не обрел друзей, не дышал полной грудью, не ел досыта, не жил, только сидел в своей норе. Он задумывался иногда о том, есть ли кому-то польза от его существования, понимал, что нет, но страх не позволял ему выйти из своей зоны комфорта и безопасности. Так пескарь и умер, не познав в жизни никакой радости. В этой поучительной аллегории многие люди могут увидеть себя. Эта сказка учит нас не бояться жизни. Да, она полна опасностей и разочарований, но если всего бояться, то когда жить?

47 слайд

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» — «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Люди бывают смелыми и трусливыми и на войне, и в повседневной жизни. Обратимся к примерам из художественной литературы.

«Один из самых главных человеческих пороков – это трусость», — это слова одного из героев произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В библейских главах романа рассказывается о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который «умыл руки», не взял на себя смелость вынести оправдательный приговор бродячему философу Иешуа. Пилат боялся погубить карьеру, поэтому пошёл против совести. Нет морального оправдания его трусости, за которую он жестоко наказан: две тысячи лет муки совести терзают прокуратора.

Библейские главы перекликаются с остальными главами романа, в которых рассказывается о Москве 30-х годов. Сталинское время, политические репрессии – всё это скрыто в подтексте произведения. В основе приспособленчества, малодушия, подлости многих героев романа лежит трусость. Автор хочет сказать, что именно она привела к тому, что в сталинских лагерях и застенках погибли миллионы людей. «Трусость – главная причина подлостей на земле» — с этими словами писателя нельзя не согласиться.

Воспитывать в себе смелость и изживать трусость человек должен учиться с детства. Об этом говорит и писатель Владимир Железников в своей повести «Чучело». Героиня этого произведения Ленка Бессольцева взяла на себя чужую вину. Наверное, в её возрасте это тоже смелый поступок. Ведь она ещё подросток, и это первое серьёзное испытание в её жизни. За свою смелость Ленка переносит многое: бойкот одноклассников, преследование – её «гоняют» по городу – и даже казнь: чучело в её платье сжигают на костре. А тот, чью вину она взяла на себя, — трус. Ленкин одноклассник Сомов, красивый и успешный мальчик, боится выбиться из «стаи» себе подобных, спасти Ленку, признаться в не такой уж большой своей вине. Трусость приводит к первой подлости в жизни. Но ведь первая подлость самая трудная. Переступи эту черту – и дальше с каждым разом переступать её будет легче. Повесть Железникова учит и детей, и взрослых задуматься о себе, о своих человеческих качествах, о смелости и трусости.

У Эдуарда Асадова есть стихотворение «Трусиха». Прост его сюжет. Два героя, «парень со спортивною фигурой и девчонка – хрупкий стебелёк», сталкиваются вечером с двумя «плечистыми тёмными силуэтами». Автор рассказывает, как парень, только что говоривший о своих подвигах, о том, как он в бурю переплывал морской залив, «стал, спеша, отстёгивать часы». А девчонка, «воробьиная душа», как огнём, обожгла своими словами грабителей, назвала их фашистами, подонками, показала своим поведением, что нисколько их не боится. Смелая девушка сумела защитить и себя, и своего парня. «Воробьиная душа» оказалась храброй, а её спутник – трусом. Стихотворение Асадова рассказывает об обычных молодых людях и заставляет задуматься о том, как бы поступил в такой ситуации каждый из нас.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заинтересовала меня, ведь смелость и трусость играют большую роль в нашей жизни, поэтому так важно воспитывать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.