Сочинение на тему: «Моё отношение к Печорину. Моё отношение к Печорину

В своем произведении под названием «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов демонстрирует особенности обществе XIX века на примере собирательного персонажа - Печорина. Он и представляет собой главного персонажа в романе. Одаренность его, как и пороки, резко бросаются в глаза читателю.

Как формируется отношение к герою?

Во вступлении к сочинению «Мое отношение к Печорину» школьник может подчеркнуть немаловажный момент. Для того чтобы выразить то или иное отношение к человеку (или же литературному персонажу), необходимо провести анализ его поступков и слов. Это помогает понять мотивацию, которая управляет поведением этой личности, желания и порывы души, общее отношение к окружающей действительности. Когда его сфера интересов и мировоззрение совпадает с нашими, то формируется положительное отношение.

Если же это не так, то мы относимся к анализируемой личности негативно. Если это литературный герой, то он получает ярлык «отрицательного». Однако такая шкала предполагает наличие всего лишь двух полярных мнений. Сложно оценить по ней себя самого. Написать сочинение «Мое отношение к Печорину», значит, на какой-то момент превратиться в настоящего психолога. Человек не считает себя хорошим или плохим. В людях в разных пропорциях присутствуют как благородные качества, так и те, которых следовало бы стыдиться. Каждый из нас является своеобразным средоточием добра и зла. Люди могут быть сильными и слабыми, сострадающими и ненавидящими, великодушными и капризными. В этом заключается одна из основных особенностей каждого человека. Его нельзя уложить в одну строго очерченную схему.

Эмоции, которые вызывает герой

Душа этого героя неоднородна и полна противоречий. С одной стороны, он постоянно совершает поступки, которые можно назвать мелкими, проявляя таким образом поверхностность своей натуры. С другой - из-за Печорина страдает весь мир. По этой причине в сочинении «Мое отношение к Печорину» школьник может написать о том, что ему сложно составить об этом герое однозначное мнение. Ведь иногда он вызывает чувство восхищения, симпатии; в другие моменты - отвращение, страх. Лермонтов писал о том, что его герой не является прототипом какого-либо конкретного человека. Печорин - это обобщенный портрет, в котором соединились воедино основные личностные тенденции представителей молодого поколения лермонтовской эпохи.

В своем сочинении «Мое отношение к Печорину» учащийся также может подчеркнуть парадокс этого героя: при всей своей порочности он обладает притягательной силой. Например, в повести «Тамань» остается только восхищаться смелостью героя. А когда он пытается выкрасть привлекательную Бэлу, то невольно заражаешься его азартом. Когда же погибла Бэла, главный герой вызывает сострадание. А вот над хвастуном Грушницким, напротив, остается только смеяться. В том случае, если произведение Лермонтова вызвало у школьника резонанс, то в сочинении «Мое отношение к Печорину» учащийся может написать об этом. Читая «Героя нашего времени», школьник может ощущать, что практически жил духом его главного персонажа, смог понять причину его притягательности.

Многогранность образа

Она заключается в подлинности этого образа. Персонаж настолько жив и пластичен, что многие критики во времена Лермонтова были убеждены, что у Печорина должен иметься реальный прототип. Не является ли это истинной вершиной мастерства писателя, когда герой начинает восприниматься, словно живой человек? Михаил Юрьевич дает описание своего героя в трех различных ипостасях. Первый момент заключается в том, что его историю рассказывает Максим Максимыч. Во-вторых, сам Печорин говорит о себе. Третий немаловажный аспект - это комментарии самого Лермонтова по поводу характера и действий его героя.

Разные описания Печорина

В кратком сочинении «Мое отношение к Печорину» учащийся может добавить: в том случае, если бы автор ограничился только лишь рассказом из уст Максима Максимыча, многие действия Печорина оставались бы непонятными. Например, отчего он смеялся при гибели Бэлы (ведь смех, когда другой человек отправляется в мир иной, совершенно неуместен). Также было бы непонятно, по каким причинам Печорин отказывает в беседе Максиму Максимычу, ведь он был его закадычным приятелем. То, о чем говорит рассказчик, постепенно готовит читателей к откровениям самого Печорина, иногда носящим аморальный оттенок. На страницах повестей «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин предстает как живой человек, который и ранит других, и страдает сам.

Объективная характеристика

На страницах второй части Лермонтов использует необычный литературный прием. Автор решает «опубликовать» записи из дневника человека, уже оказавшегося за гранью жизни. Оправдывает этот поступок Лермонтов тем, что он «видел» своего героя только лишь раз в жизни, никогда не был его лучшим другом. А стало быть, никак не мог питать к этому человеку ненависти. Так автор произведения принимает абсолютно отстраненную позицию, позволяет герою самому рассказать о себе. И в этом случае читатель имеет возможность взглянуть на мир глазами этого персонажа, примерить на себя все те чувства, что его переполняют. Таким образом, взгляд на Печорина становится все более объективным. Как автор, так и писатель уходят от характеристики в рамках дихотомии «хороший - плохой».

Чем отталкивает Печорин?

Можно понять, что Печорин является «героем» своего времени. Однако есть немало тех людей, которые не покоряются духу своей эпохи. Эти люди, с одной стороны, не примиряются с ней; но с другой, они не противопоставляют себя человечеству. В своем сочинении «Мое отношение к Печорину» школьник может указать, что прекрасным примером тому послужил сам Лермонтов. Учащийся может написать и о том, что невозможно простить этому герою его слабость. Ведь он, стремясь защитить самого себя, собственную личность от самодовольного внешнего вмешательства, не сумел сохранить в себе самое светлое. Его душа не сумела противостоять злым и холодным силам, которые опустошили ее, вытеснили все живое и прекрасное.

Дисциплина: Русский язык и литература
Тип работы: Реферат
Тема: Мое отношение к Печорину

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕЧОРИНУ

Я считаю, что Григорий Александрович Печорин – очень

яркий образ, созданный М.Ю.Лермонтовым.

Он - молодой аристократ, активно вмешивающийся в окружающую жизнь. С первых же страниц романа перед нами предстает герой неравнодушный, любознательный, желающий взять от жизни как

можно больше. Печорин – это искатель приключений, человек, постоянно испытывающий свою судьбу. Сначала кажется, что он бесстрашен – бросается в различные авантюры, играет со смертью.

Однако у Печорина есть тайный, но очень сильный страх – он боится женитьбы. Когда-то гадалка предсказала ему смерть от руки злой жены, и с тех пор Печорин боится женитьбы, как огня.

Однако его это не спасло: в главе «Максим

Максимыч» мы узнаем, что Григорий Александрович умер по дороге из Персии.

Я не могу выразить свое отношение к Печорину одной только фразой. Это герой, к которому нельзя относиться однозначно.

Безусловно, это умный человек, знающий себе цену, просчитывающий ситуации наперед. Но ему незнакомы такие чувства, как дружба, любовь. Мир Григорий Александрович воспринимает как

бушующий океан страстей.

Его любит девушка Вера, которая делает все, чтобы увидеть своего возлюбленного. И это несмотря на то, что она замужем. Печорин вроде бы тоже любит Веру, уважает ее и

жалеет. Но в то же время это не мешает ему ухаживать за княжной Мери и испытывать к ней нежные чувства. Печорин крадет понравившуюся ему девушку, не думая о тех действиях, которые могут

последовать за этим поступком. Он искренне верит, что влюблен в “деву гор”, что эта любовь станет спасительным мостиком, по которому герой сможет перейти в новую для него, полную

смысла, жизнь. Но вскоре Григорий Александрович понимает тщетность надежд: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни”,- признается он Максиму

Максимычу

Получается, что Печорин сначала обманывает женщин, влюбляет их в себя, заполучает их доверие, а потом? Потом, когда девушки начинают надеяться на предложение руки и сердца,

Григорий Александрович или исчезает, или делает так, чтобы женщина разочаровалась в нем. В последнем случае так произошло с княжной Мери. Первое мнение о Печорине может быть

ошибочно: \"Он же просто эгоист!\" Белинский защищал Печорина от таких обвинений: \"Вы говорите, что он – эгоист? Но разве он не презирает и ненавидит себя за это? Разве сердце его не

жаждет любви чистой и бескорыстной?\" На самом деле герой романа устраивает испытания для других, он спрашивает себя: \"А можем ли мы быть друзьями?\"

Печорин – человек противоречивый, неоднозначный. В нем сочетаются настолько много различных качеств

Что читателю очень сложно определить, отрицательный Печорин персонаж или положительный. Но ведь настоящий человек не бывает исключительно хорошим.

Язык: Русский

Скачиваний: 125

Формат: Microsoft Word

Размер файла: 4 Кб

Скачать работу...

Забрать файл

Мое отношение к Печорину можно выразить кратко: он мне нравится. Попытаюсь объяснить, почему. В предисловии к роману сказано: “…Герой нашего времени… – это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Таким образом, у читателя сразу возникает предвзятое отношение к Печорину. Между тем если бы кто-нибудь написал книгу, главный герой которой представлял бы собой отображение современных пороков, пороков моего поколения, то такой портрет выглядел бы, мне кажется, значительно непригляднее, чем образ лермонтовского Печорина.

Я не хочу оправдывать Печорина; он эгоист, и все, что он делает хорошего или плохого, он делает только ради себя. Но он храбр. Зная о подлом замысле Грушницкого и драгунского капитана, он, стоя безоружный на краю пропасти под дулом пистолета Грушницкого, не чувствует страха. Он даже способен на великодушие: готов простить Грушницкого. Еще один пример храбрости Печорина – случай, описанный в новелле “Фаталист”. Печорин бросается навстречу почти верной гибели: пьяный казак, только что убивший Вулича, мог убить и его.

Его храбрость в “Фаталисте” – следствие природной страсти к противоречиям, в которой он сам не раз признавался, попытка пойти против собственной судьбы, поиграть со смертью, доказать себе, на что способен. Его хладнокровие на дуэли вызвано стремлением удовлетворить свое оскорбленное самолюбие. Даже причина дуэли была эгоистическая: Печорин бросил вызов Грушницкому не для того, чтобы отстоять честь княжны Мери, а для того, чтобы разрушить планы Грушницкого, посмеяться над ним.

Отношение Печорина к женщинам – тема для отдельного разговора. Он не способен на искреннюю, чистую, самоотверженную любовь. Ему нравится быть любимым, нравится влюблять в себя женщин. Любовь для него – средство хоть немного развеять скуку. Доказательство тому – его отношения с Бэлой, княжной Мери, Верой. Всех их он сделал несчастными. Но в то же время, и с этим нельзя не согласиться, в его отношениях с женщинами присутствует благородство.

Печорин не умеет и не хочет дружить. “…Из двух друзей всегда один раб другого…; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!” – так он пишет о дружбе. Поэтому у него нет друзей. Вернер, человек очень близкий Печорину по духу, отворачивается от него после дуэли с Грушницким.

Дружбу Максима Максимыча он не принимает всерьез. Старый штабс-капитан в журнале Печорина упоминается только мельком, Печорин не испытывает к нему никаких чувств, и становится понятно, почему после долгой разлуки с Максимом Максимычем Печорин лишь сухо протянул ему руку. Внешне приятельские отношения для Печорина ничего не значат: он всегда презирал Грушницкого.

Но вместе со всем этим в Печорине есть одна очень важная для меня черта, черта, за которую я его уважаю: он честен перед самим собой. Журнал Печорина – это исповедь умного и во многом несчастного человека. Печорин недоволен собой и своей жизнью, он считает, что бездарно растратил все то, чем щедро одарила его природа. Он судит себя почти за каждый поступок, судит беспощадно. “Нравственный калека” – так он называет себя в разговоре с Мери. Чтобы дать себе такую характеристику, нужно обладать определенным мужеством. В том же разговоре Печорин рассказывает о том, что сделало его таким: воспитание, окружение, отношение к нему окружающих. Думаю, что в этом монологе он говорит правду, хотя нужно сделать оговорку – он хочет произвести впечатление на Мери.

В журнале Печорина есть его слова о самом себе, слова, которые меня глубоко тронули: “Глупец я или злодей, не знаю, но то верно, что я также очень достоин сожаления…” В самом деле, в Печорине остались еще чувства, делающие ему честь. Он, например, не утратил чувства прекрасного.

Итак, мое отношение к Печорину можно выразить следующим образом. Я его уважаю, и мне его немного жаль, но хочу отметить, что это отношение к литературному герою, а не к живому человеку. Если бы мне встретился в жизни человек, подобный Печорину, возможно, я бы его ненавидела.

(No Ratings Yet)

  1. Русская литература 1-й половины XIX века Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Образы персонажей М. Ю. Лермонтова, как и вся художественная структура романа “Герой нашего времени”,...
  2. В истории жизни Печорина – главного героя романа М. Ю. Лермонтова – отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника,...
  3. В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни,...
  4. Русская литература 1-й половины XIX века “Человек – это… живая загадка” (С. Н. Булгаков). (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В центре внимания русских писателей всегда находился человек...
  5. Любовь в жизни Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) План I. Печорин – герой своего времени. II. Любовь в жизни Печорина. 1. Бэла. 2. Княжна Мэри. 3....
  6. Русская литература 1-й половины XIX века Почему автор называет Печорина “героем времени”? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) М. Ю. Лермонтов писал роман “Герой нашего времени” с 1837...
  7. ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Появление романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” вызвало неоднозначную реакцию критики. Негативная оценка касалась, в первую...
  8. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов В эпиграф вынесены...
  9. Героиня повести “Княжна Мери”. Вера – светская дама, давняя любовница Печорина. Описание ее внешности дано из уст доктора Вернера: “какая-то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но...
  10. Для меня “Герой нашего времени” – роман, не относящийся к поучительной и назидательной литературе. Он меня и заинтересовал именно тем, что автор задает философские вопросы, но на них не отвечает,...
  11. Нет ничего на свете прекраснее женщины… Ф. И. Тютчев Основа творчества писателя – вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение имеет женское начало. Не случайно муза – женщина, К женским ногам...
  12. Жестокое время делает жестокими людей. Доказательство этому – главный герой романа Лермонтова “Герой нашего времени” Григорий Печорин, в котором автор воспроизвел, по его словам, “портрет, но не одного лица: это...
  13. Все поэты во все времена воспевали женщин, им слагали гимны, посвящали стихи, во имя женщин шли на подвиг. Женщин называют прекрасной половиной человечества. Они могут вдохновить на подвиг и толкнуть...
  14. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Идейно-художественное своеобразие романа “Герой нашего времени” “Герой нашего времени” – первый русский психологический роман, то есть произведение, в котором логика повествования определяется не хронологией событий, но логикой...
  15. Русская литература 1-й половины XIX века Печорин и контрастные образы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” На мой взгляд, главного героя романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”...
  16. Роман “Герой нашего времени”, выйдя в Свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: “Отчего же этот характер… не...
  17. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи...
  18. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) План I. Интерес к вечным тайнам. II. Проблема фатализма в романе. 1. Нравственный характер проблемы судьбы....
  19. “И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”. М. Ю. Лермонтов План 1. Пленительная юность Бэлы в оценке...
  20. Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности....
  21. Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема впервые прозвучала в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии...
  22. Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? В романе Лермонтова “Герой нашего времени” отражен конфликт человека нового нравственного уровня с представителями...
  23. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как “исследование души человеческой”. Структура романа своеобразна....
  24. Роман “Герой нашего времени” имеет интересную творческую историю. В черновиках романа можно наткнуться то на Жоржа, то на Георгия Печорина, постояльца петербургских балов, которому все пророчат Кавказ (то есть ссылки... Женские образы отличаются внутренней глубиной и помогают раскрыть характер Григория Печорина. Ведь его знание человеческой психологии наиболее ярко проявляет себя во взаимоотношениях с женщинами. Лермонтов последовательно создает различные женские типы,...
  25. “Герой нашего времени”, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Ж. Ю. Лермонтов Лермонтов выступил как...
  26. “Герой нашего времени” – произведение, рожденное последекабристской эпохой. Героическая попытка передовых дворян изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. Последовавшие за этим событием годы явились сложным периодом русской...
  27. Сочинение “Герой нашего времени” является романом, написанный М. Ю. Лермонтовым >>> в романтический период русской литературы. Роман был опубликован в 1840 году и состоит он из историй о байроническом герои,...
Мое отношение к Печорину (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Мое отношение к Печорину.

Почему он герой своего и нашего времени?

Уже более полутора веков живет в русской литературе роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Не устарел ли он для нашего времени? Чем он может быть полезен для поколения людей начала 21-го века? Лермонтов очень удачно назвал свой роман, читатель уже заранее как бы бывает предупрежден в современности своего героя. В чем же секрет долголетия этого романа? Само долголетие произведения уже говорит о том, что это великое произведение. Оно переросло рамки своего времени благодаря тому, что в нем великий художник Лермонтов показал важнейшие законы человеческой жизни, которые действуют и в нашей жизни. В романе герои задают вопросы самые главные, решают проблемы не сиюминутные, а вечные, над которыми думали люди в прошлом, думают сейчас и будут думать в будущем.

Что это за вопросы? Прежде всего - о смысле жизни. Как по-разному относятся к ним персонажи «Героя нашего времени»: о них или размышляют, или их не знают вовсе.

Но прежде всего хочется понять, что вкладывает писатель в понятие «герой» , какое из значений используется в романе? Так как центральное место в романе отведено Печорину, то это слово относится прежде всего к нему. Можно ли сказать о Печорине, что он – «выдающийся своей храбростью и доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги»? О храбрости его есть в романе подтверждение Максима Максимыча, который был свидетелем того, как Печорин один «на кабана ходил». Но «самоотверженность» и «подвиги» - эти понятия к его жизни явно не имеют никакого отношения. Он сам в своем журнале, который является как бы исповедью его перед самим собой, говорит о том, что он никогда ничем ни для кого не жертвовал. Даже в любви. Он и любил только себя или кого-то ради себя, или свои удовольствия. А его безумно храбрые поступки: похищение Бэлы, дуэли, любовные романы – подвигами никак не назовешь, потому что они несли людям гибель или сильнейшие страдания. И он сам это замечает и говорит: «Сколько раз я играл роль топора в руках судьбы, как орудие казни я упадал на головы обреченных: часто без злобы, всегда без сожаления…» «Без злобы» – значит, не нечаянно, не под действием страсти, а холодно и расчетливо. «Всегда без сожаления» – это особенно страшно в нем, т. е. совершенно безразлично к людскому горю, и причем, это постоянное состояние его души: ледяная пустыня, укрывшая под слоем вечной мерзлоты все живое.

Он сознавал, что является причиной многих и многих бед и даже трагедий для всех тех, кто с ним соприкасается. Как будто его основное занятие - делать людей несчастными: Бэла и Грушницкий погибают, тяжело страдает княжна Мери, становится жертвой коварства Печорина отец Бэлы, которого убивает Казбич, глубоко оскорблен в своих дружеских чувствах к Печорину Максим Максимыч, нарушена жизнь «честных контрабандистов», а слепой мальчик остается совсем один, и это для него оборачивается тоже трагедией. Какую цель имели все эти поступки? Для чего он вмешался в чужую жизнь и разрушил ее? От скуки и ради собственного удовольствия! Все это делает этого человека крайне непривлекательным и опасным для общества, потому что ради того, чтобы получить удовольствие, он переступает не только законы нравственные, не только идет против совести, но и совершает уголовные преступления. И хотя его никто не наказывает, преступления –то совершены! А самое неприятное то, что он не чувствует за собой никакой вины, а оправдывает себя дурными нравами в обществе, которые якобы испортили его. Но, как болезнь не поразит сильный организм, так и внешние воздействия не окажут плохого влияния на сильную душу, имеющую высокую нравственность. А значит, душа его оказалась слабой, не укорененной в добре! Самооправдание имеет страшный результат: он не имеет ничего против того, чтобы быть орудием казни для других. Ему нравится власть над людьми, нравится мучить людей – все это является следствием страшной гордыни, которая и его мучит, потому что счастья он тоже не испытывает. Скука жизни преследует его, томит, толкает на бессмысленные авантюры с риском для жизни, и в конце концов он погибает, потому что жить ему нечем, истощились все силы его души на пустые развлечения. Он так и не отыскал высокого смысла своей жизни, который он подозревал и ради которого ему были даны и ум, и здоровье и душевные силы. Жизнь растрачена напрасно, не принесла добрых плодов, не оставила по себе доброй памяти. И это герой?

Есть еще значение слова «герой» - «лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи или среды». Печорин выделяется среди персонажей романа, он кажется странным и доброму Максиму Максимычу, и странствующему офицеру, от лица которого ведется рассказ о Печорине. Чем же он выделяется? Все вокруг него живут и наслаждаются жизнью, не задумываются о смысле ее. Печорин же об этом думает, и поступки свои анализирует, в отличие от других. Это говорит о нем, как о человеке более глубокой натуры, чем окружающие его люди, о более высоком уровне развития его сознания. Ему мало просто жить, как живут и животные, ему надо ради чего-то жить. Но вот дорасти до ответа на вопрос о смысле жизни он не смог. Он пошел по пути «жить – ради удовольствия», который ему подсказало современное общество, и он прошел по этому пути дальше всех и обнаружил в конце пути – тупик. А из тупика выход – только вверх! А до Бога он не дорос. Жизнь без Бога – жизнь без смысла, это не жизнь, а самоубийство. Итак, можно ли Печорина назвать «героем» в смысле – «характерный представитель общества?» Навряд ли. Он такой в романе один. Но таких, может быть, в жизни становится все больше? Печорин – это образ-символ. Он убедительно показывает, что жизнь ради удовольствия лишена смысла, счастья, ведет к преступлению и, в конечном итоге, – к гибели.

Есть еще два значения в слове «герой» , и мне кажется, именно они объясняют значение образа Печорина: он – «главное действующее лицо» в романе и «лицо, привлекшее к себе внимание», в данном случае Лермонтова, своей незаурядностью и выдающимися способностями, или «лицо, являющееся предметом восхищения и подражания». Лермонтову его герой явно нравится, он любуется его отвагой, его знанием людей, его умом. Он сочувствует и оправдывает своего героя, и все-таки показывает неизбежность его гибели, потому что светские удовольствия иссушили его сердце, сделали его неспособным не только к любви, но и к дружбе. Он совершенно охладел к службе. Он равнодушен ко всему и ко всем, он мертв душой.

Печорин – герой не только своего, но и нашего времени. С тех пор мало что изменилось в жизни людей. Как тогда Печорин был один из немногих, кто задумывался над смыслом жизни и назначением человека, так и теперь таких людей мало. И сейчас люди, живущие по принципу «Для блага ближнего живи!» - кажутся странными основной массе прожигателей жизни, которые живут по своему принципу: «Живи в кайф!» Как и во времена Лермонтова идеалами общества были богатство, карьера и слава, так и сейчас люди живут в основном для приобретения материальных благ, добиваются всеми способами чинов и наград и этим бывают вполне довольны. И мало среди них счастливых, потому что только служение высоким целям и идеалам, самопожертвование ради них, любовь к людям, чувство исполненного долга дают ощущение счастья и полноты жизни!

В русской литературе неоднократно поднималась тема «лишнего человека». Это человек, не понятый и не принятый обществом.

Одним из таких людей является Григорий Печорин, главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». По словам самого автора, портрет Печорина — это «портрет, составленный из пороков всего…поколения, в полном их развитии».

Невозможно дать однозначную оценку этому персонажу. Я думаю, главный вопрос, который можно поставить после прочтения романа — «виноват ли Печорин»? С первого и поверхностного взгляда кажется, что да, виноват. Ведь он разбил не одно женское сердце, вынудил людей покинуть давно обжитые места, своими действиями он заставлял страдать окружающих. Но с другой стороны, он совершал зло, не имея дурного умысла.

Как сказано выше, Печорин вобрал в себя темные стороны своего поколения. Он избалован хорошей жизнью, женским вниманием, состоятелен, пресыщен удовольствиями. Ему наскучили все доступные ему блага и наслаждения. Из-за этого он потянулся к «экзотике» — княжеской дочери Бэле. Он надеялся, что Бэла развеет его скуку и подарит новые ощущения и эмоции. Но вскоре он понял, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Для Григория Печорина это всего лишь очередное приключение, но этим он загубил невинного человека. Печорин не способен брать на себя ответственность за свои поступки.

Можно сказать, что главный герой устал от жизни. Он болеет такими недугами, как эгоизм, равнодушие, неудовлетворенность.

Более всего я испытываю к Печорину жалость и сочувствие. Делая несчастными других, он сам глубоко несчастен. Совершая очередную ошибку, он не задумывался о последствиях. Сострадание к нему становится сильнее, когда Печорин поясняет, почему он стал таким циничным: «Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…»

Печорин признает, что он «нравственный калека». В его защиту я скажу, что он оказался недостаточно сильным, чтобы противостоять обществу, которое не захотело его понять. Он боится сильной эмоциональной привязанности к кому-либо. Мне кажется, что Григорий Печорин боялся разочарования и разбитого сердца. Он «лишний человек», для которого не нашлось места в любви и в дружбе.