Статистика знает всё! Памятники рабочим профессиям Скульптурная группа торжество труда наука и искусство

Одним из самых популярных памятников рабочим профессиям является памятник сантехнику. Их количество в разных городах мира огромно. Причем наибольшей популярностью пользуется памятник сантехнику, вылезающему из люка. И, на мой взгляд, наиболее ярко удалось отобразить типаж этой профессии в памятнике сантехнику Семенычу из Омска.

Очень похожих на этот памятник по разным городам России можно найти еще несколько – покажем один из них из Екатеринбурга. На люке надпись: Уралэнергосервискомплект 1995. Именно на средства этой организации и был изготовлен памятник. Сантехники в Омске и Екатеринбурге отличаются лишь прищуром глаз.

Сантехник (Наблюдатель) из района Старого Города в Братиславе очень популярен среди туристов и жителей города.

Мечтательный сантехник из Черкасс.

Что делает этот грузин в люке, тем более в Стокгольме, Швеция, сказать трудно. Но тем не менее…

Этот парень из Барановичей очевидно провел под землей очень много времени, ибо вылезя наружу был сильно удивлен тем, что он увидел. Впрочем также может быть, что он просто надышался вредных испарений…

Наконец, памятник “целому” сантехнику из Перми.

Скульптура слесаря дяди Яши и его ученика из Красноярска признана в 2005 году самым забавным памятником России. Скульптурная группа изображает пожилого слесаря, выглядывающего из люка и стоящего рядом с ним молодого парня. Памятник установлен возле здания красноярского "Водоканала". У скульптурного дяди Яши есть реальный прототип - Яков Зубков, который пришел в "Водоканал" в 1945 году и проработал там почти 30 лет.

2. Памятники дворникам.

2. Не меньше памятников,чем сантехникам, установлено другой популярной профессии – дворникам. Дворник из Салавата.

Необычно выполнена скульптура дворника из Екатеринбурга.

Колоритна фигура дворника, как пишут, из села Уват.

Многочисленные скульптуры дворников, установленные во многих городах мира особой оригинальностью не отличаются и очень похожи. Основное их различие – в форме одежды. В качестве примера покажем дворника из Сан-Хосе, Коста-Рика.

3. Памятники строителям.

Киев, ст.м. Минская. Официальная версия гласит, что напротив своего офиса корпорация "Столица" поставила памятник Строителю. Оригинальности этому памятнику, конечно, не занимать, а отношение к строителю прослеживается только в связи с отвесом в руке фигуры, которым она (фигура) пытается пользовоться в весьма странной позе.

Памятник строителям Нью-Йорка.

4. Памятник рыбакам.

“Рыбаки” - оригинальная скульптура, установлена в 1991 году на берегу Петрозаводской губы Онежского озера, Петрозаводск. Автор композиции - скульптор Рафаэль Консуэгра из города-побратима Дулута, штат Миннесота, США. Рафаэль Консуэгра принимал непосредственное участие в монтаже и сварке конструкций, которые были выполнены на ПО “Петрозаводскмаш”. По его замыслу скульптура представляет из себя двух рыбаков - русского и американского, которые закидывают сеть, что должно символизировать совместный созидательный труд.

5. Памятники грузчикам.

Пятое место заняли грузчики. Носильщик из Нейдельберга, Германия.

Грузчики в порту Сингапура.

6. Памятники почтальонам.

Осенью 2006 года в Нижнем Новгороде, у Дома связи, появился памятник почтальону. Установили его в историческом центре Нижнего Новгорода, рядом с главным почтамтом, где когда-то был расположен предшественник государственной почты - ямской двор. Со времени утверждении в Нижнем Новгороде почтовой конторы и приказа о назначении почтмейстера, прошло уже более 200 лет.

Г.Елабуга. Открытие памятника состоялось 24 августа 2007. в честь торжеств, посвященных 1000-летию Елабуги. У скульптуры есть и свой прототип – это женщина-почтальон, которая работала на почте Елабуги в послевоенные годы.

7. Памятник сапожнику.

Седьмое место – сапожник из Баварии.

8. Памятник автомобилисту.

Автомобилист из Екатеринбурга

9. Памятник городовому.

Памятник городовому (или в современной интерпретации – милиционеру) установлен в Петербурге в 1998 году по инициативе ГУВД как образец идеального стража порядка прошлого. Памятник до сих пор имеет статус "временного размещения" - окончательно место его установки не утверждено. Скульптор - А.С. Чаркин. Адрес - угол Шведского переулка и Малой Конюшенной улицы.

10. Памятники гаишнику.

10 сентября 2004 года в Белгороде появился памятник гаишнику. Памятник был изготовлен местным скульптором Анатолием Шишковым. Прототипом памятника послужил Павел Кириллович Гречихин — постовой в Белгороде, который никогда не брал взяток и штрафовал всех нещадно — ни на ранги, ни на звания не смотрел. А прославился тем, что выписал штраф собственной жене! Белгородцы рассказывают, что наказывал Гречихин не только жену, но и сына, соседей, друзей. А однажды от него досталось даже непосредственному начальнику! Еще в его активе были штрафы, наложенные на шефа областного ГАИ, секретаря обкома КПСС, заезжего генерала из Москвы. Анатолий Шишков создавал памятник по фотографии и по памяти. На постаменте высечен девиз Павла Гречихина: «Добрая слава — важнее богатства».

В Комсомольске Полтавской области установили памятник инспектору Государственной автомобильной инспекции, гораздо более чем первый похожему на настоящего. Скульптура с изображением инспектора ГАИ имеет колоритные (пышные) формы, на фуражке написано "ДАИ" (державна автоинспекция – укр.), на груди орден "Дают - бери". "Первоначально на фуражке было слово "ДАЙ", но мне пришлось изменить его на "ДАИ", - сказал скульптор.

Бонус. Памятник проститутке.

В качастве бонуса представляем памятник самой древней рабочей профессии уж точно не творческого характера - памятник проституткам мира, установленный в Амстердаме на улице Красных Фонарей.

Есть в Москве чудное место - парк искусств Музеон. Парк в котором живут скульптуры. Разместился он на берегу Москвы-реки вдоль Крымской набережной около Центрального дома художника. Чтобы добраться до парка - надо проехать до м. Октябрьская и немного пройтись пешком в сторону Москвы-реки.

Раньше территория парка была огорожена и доступ в часть парка производился по билетам. Теперь билеты отменили и ограду между парком и Крымской набережной убрали. Да и в целом парк благоустроили и сделали ещё более приятным местом для прогулки, чем он был ранее.

Датой основания парка считается 1992 году, когда вышло соответствующее распоряжение правительства Москвы.

Однако, первые Выставки скульптуры проводились на этом месте и ранее, в 1983 и 1991 годах.

В 1991 году - после августовского переворота демонтированные памятники советским вождям свезли сюда же в парк. Эти памятники и выставки скульптуры и дали толчок к созданию парка скульптуры.

После благоустройства парка многие скульптуры поменяли своё расположение. Появились некоторые новые.

А некоторые были собраны в единые группы. Например вот этот инок раньше стоял отдельно от всех а теперь находится в группе стилистически похожих...

Вон он, приютился слева....

Сейчас советские скульптуры составляют историческую часть парка, а вокруг них расположились скульптуры современных авторов.

Практически напротив входа в отделение современного искусства Третьяковской галереи находится самая странная серия скульптур.

Выполненные из огромных металлических кусков сваренных между собой эти произведения скульптора Григорьева выглядят весьма необычно.

Мне кажется, что они прекрасно дополнили бы пейзажи планет из фильма Кин-Дза-Дза...

Ещё ода странность этой части парка - огромная лента Мебиуса.

Довольно оригинальна и скульптура, изображающая Родину - с автоматом и серпом и молотом в руках.

Cкульптурную группу о дружбе народов, которая стояла раньше как отдельное произведение...

Объединили в композицию "Требуем мира" и придвинули поближе к зданию ЦДХ.

В 2009 году тут был ещё "спортивный" уголок, но в 2015 его на прежнем месте уже не было. Вероятно скульптуры тоже переместили.

А вратарь скорее всего просто не выдержал проверку временем.

Но всё же наибольшее впечатление оставляет именно историческая часть.

Именно здесь стоит памятник Феликсу Дзержинскому, скульптора Вучетича.

Раньше этот памятник стоял на Лубянке.

Снос этого памятника стал символом событий 1991 года.

На постаменте остались следы тех событий и более поздних высказываний об этой спорной личности.

Возвышается суровый памятник Я.М. Свердлову скульптора Амбарцумяна.

Калинин в металле не столь суров, как металлический Свердлов и чем-то напоминает Чехова.

Вокруг памятника Сталину, работы скульптора С.Д.Меркурова создана композиция, посвящённая жертвам репрессий.

Композицию посвящённую сталинским репрессиям передал в дар парку скульптор Е.И.Чубаров в 1998 году.

А вот дорожка из плиток перед памятником пропала. Теперь перед вождем газон.

Раньше возле композиции стояли ещё выполненные из дерева фигуры.

Но годы нахождения на улице разрушают деревянные скульптуры.

Сейчас их на прежнем месте нет.

Больше всего в исторической части парка скульптур Лениных.

Сейчас между ними проложили деревянную дррожку, а раньше к памятникам можно было подойти только по газону. Правда никто этого не запрещал.

Брежнев тоже попал в это собрание.

Перед огромными елями находится памятник "певцу революции", Максиму Горькому, ранее стоявший у Белорусского вокзала.

Парк. Стоят памятники вождям. Вокруг играют дети, гуляют люди, порой играет красивая музыка. Не о таком ли они мечтали когда пытался построить новую страну? Правда получалось как-то не так...

Забавное выходит сочетание советской части парка искусств и памятника Петру I работы Церетелли, стоящего на реке за территорией Музеона.

Остальную територию парка занимают произведения современного искусства. Некоторые выполнены в классическом стиле.

Некоторые - весьма оригинальные.

Есть и прекрасные девушки, обнажёнными гуляющие по парку.

И более одетые девушки, занимающиеся искусствами

И символы девушек.

Есть и уже догулявшиеся женщины.

Конечно, есть скульптуры посвящённые памяти Великой Отечественной войны.

Есть в парке и свой Пушкин - как без него?

Как я уже писал выше - скульптур в парке накопилось так много, что была сделана специальная площадка, где часть произведений искусства разместили весьма компактно.

Более счастливым скульптурам достались комфортные места в тени деревьев.

Детям очень нравится вот этот дед Мазай со сценкой из "Титаника".

Для местных жителей парк ещё служит и отдушиной - где они в центре города могут хоть как-то пообщаться с природой.

В уголке парка находится территория храма Николая Чудотворца.

Колокольня церкви кажется очень невысокой по сравнению с рядом стоящим гигантом Президент-отеля.

Нельзя обойти вниманием и памятнику Петру I. Он хотя и не входит в парк искусств, но стоит довольно близко к нему.

Раньше он был отделен от парка рекой, проезжей частью и забором. Теперь забор убрали а набережную сделали пешеходной. Так что Петр стал ближе.

И потому Церетелевский Пётр выглядит будто ещё один экспонат музея под открытым небом.

Теперь Крымская набережная, скучная и бетонная стала зеленой и располагающей к прогулкам.

Да, теперь удобнее подойти поближе к постаменту Петра и увидеть что там, внизу бьют фонтаны. А до "рукой подать".

Правда ещё ближе, к самому подножию памятника по-прежнему не пройти.

Возле памятника Петру историческое здание Яхт-клуба и дальше набережная ведет в сторону Патриаршьего моста по которому можно дойти до метро Кропоткинская.

Можно также добраться от Музеона и до станций метро Октябрьская или Парк Культуры. До станции Парк Культуры можно дойти по Крымскому мосту.

С Крымского мота можно посмотреть на хаос московской застройки (тут видны здания самых различных эпох) и полюбоваться просторами Москвы-реки.

Парк «Музеон» на Крымском Валу ждёт глобальная реконструкция: архитектурный проект нового облика уже готов, его разработал Евгений Асс. Экспозиция музея будет тщательно переработана: часть скульптур уберут из парка вовсе, оставшиеся расставят по-новому, серьёзно изменится и ландшафтный дизайн парка. Это значит, что «Музеон» в том виде, который сложился за последние 20 лет, существовать перестанет. Но пока это место, где ссыльные памятники советским вождям соседствуют с лирическими музами, где академик-диссидент Андрей Сахаров мечтательно смотрит в небо, а голова Ленина лежит в авоське из проволоки. The Village прошёлся по «Музеону» вместе с экскурсоводом Дмитрием Евсеевым и узнал, как и когда эти разные памятники попали в парк и что будет с ними в будущем.

План «Музеона»

Дмитрий Евсеев

экскурсовод
работает в «Музеоне» 4 года

Вожди и жертвы

«Музеон» начинался в 1992 году с памятников свергнутым вождям: основатель НКВД Феликс Дзержинский, Иосиф Сталин, Владимир Ленин - их свозили со всей Москвы и складывали здесь прямо на траве, с отколотыми носами и ногами, разрисованных краской.


Феликс Дзержинский. Евгений Вучетич, 1958

«Железный Феликс» попал к нам одним из первых. Посмотрите, он измазан краской - с тех самых времён, когда жители Москвы чуть ли не голыми руками стали его демонтировать. При любой реставрации этого памятника возникает вопрос: стоит ли избавляться от этих свидетельств эпохи, или нужно очистить Феликса. Я считаю, что нельзя смывать краску. Кстати, он долго валялся тут в траве, среди грязи и воды. И когда Дзержинского поднимали, у него из глаз как будто потекли слёзы.


Максим Горький. Вера Мухина, 1951

Вот такой «Бронзовый гость» Максим Горький оказался в этом ряду тиранов. Он прибыл к нам гораздо позже, его, конечно, не демонтировали недовольные граждане. Он стоял на площади перед Белорусским вокзалом, но в 2005 году там началась эта непонятная реконструкция. Причём его очень неаккуратно демонтировали и оторвали ноги. Это строители, им надо быстрее всё, чтобы отчитаться перед начальством. Реставрация была очень сложной. Кстати, у этого памятника много авторов. Вера Мухина лишь довершала работу, она лазала по лесам вверх-вниз, пожилая, нездоровая уже женщина. Изначально Горький должен был стоять в парке Горького, Мухина показывала его Ворошилову и Кагановичу, одному понравилось, другому - нет. Памятник отстояли, но место ему придумали другое. Надеюсь, после реконструкции площади он вернётся к Белорусскому вокзалу.


Сталин. Сергей Меркуров, 1939

Самое интересное, что монументов Сталина осталось не так много, потому что их в основном не демонтировали, а взрывали. Эта скульптура приехала к нам из Измайловского парка, который раньше носил имя Сталина. Он стоял на постаменте метра в четыре, его прямо верёвками стянули - он упал, и нос отбился. Скульптор Меркулов в своё время наладил массовое производство «Сталиных» - у него на даче был целый комбинат. Они у него были всех размеров и все в одинаковой позе: та же самая распахнутая шинель, та же рука за бортом тужурки и рука сзади со свитком каких-то бумаг.


«Жертвы сталинских репрессий», Евгений Чубаров, 1990-е годы

Раздел называется «Вожди и жертвы», но жертвы стали здесь появляться позднее. Эту работу нам отдал Чубаров в конце 90-х. Колючая проволока, намордник, решётка, а за ней головы, бетон с опалубкой. Это ж вот такой символ шлюзов, каналов, строек советской власти, где зеков использовали.


постамент, 2007

Академик Сахаров здесь появился много позже, в 2007 году. Он сидит прямо напротив своего вождя, жертвой которого стал при жизни. Для памятника всегда самое главное - выбрать место. Скульптура Потоцкого изображает Сахарова - учёного и правозащитника и человека. Вот он сидит, прикованный к земле, а смотрит ввысь. Очень тонкая работа.

Лирическая часть

Рядом с экспозицией вождей и героев находится часть, которую можно назвать лирической. Здесь собраны очень разные работы; кому не нравится смотреть на вождей, приходят сюда, к скульптурам, которые больше вписываются в окружающую обстановку парка у воды.


«Библейские мотивы», Олег Гаркушенко, 1990-е

Это очень своеобразные работы: «Возвращение блудного сына», «Сошедшие в ад», «Слепой», «Другое сотворение мира». Для скульптора важно всё: он каждый год приходит убирать ржавчину, смотреть, чтобы расположение памятников не поменялось.


«Туфельки», Дмитрий Тугаринов, 1995

Это «Туфельки», которые очень любят все наши посетители. Они постоянно пытаются засунуть в туфли монетки, хотя я не слышал, чтобы была какая-то примета.


Сотников, Салават Щербаков, 1990-е

Это портрет Алексея Григорьевича Сотникова. Жалко, что его сейчас никто не помнит и не знает. Он работал на Дулевском заводе и был замечательным скульптором по фарфору. На нём очень много одежды, если вы приглядитесь - не одна рубашка. Он работал у печи, боялся сквозняков, поэтому и надевал жилеточки, поддёвочки, рубашечки.

Пушкинский дворик

История создания дворика такая: каждый год в «Музеоне» проходили симпозиумы скульпторов, их участники лепили из белого известняка, поэтому по всему парку разбросаны белые скульптуры. Чаще всего симпозиумы были объединены какой-то темой. Собственно, Пушкинский дворик собрал скульптуры, сделанные в 1999 году, когда отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Хотя есть здесь и бронзовый памятник в тему.


«Время Александра Сергеевича», Владимир Буйначёв, 1999

Прелесть этого памятника в том, что он 1 метр 66 сантиметров в высоту - как сам Пушкин. То есть вы можете к нему подойти и узнать, насколько вы выше или ниже Александра Сергеевича.


«Сорок тысяч вёрст», Александр Смирнов-Панфилов, 1999

Необычная работа. Кибитка с Пушкиным и верстовой столб неподалёку.


«Крылатый ангел вдохновения», Игорь Корнеев, 1999

Выставка Владимира Буйначева

Выставка этого художника занимает несколько аллей, тут громадное количество его скульптур. Как они сюда попали и почему, спрашивать бессмысленно, говорит Дмитрий Евсеев, все эти двадцать лет руководство парка и скульпторы были одним «дружеским сообществом»: «Что нам нравилось - брали, что не нравилось - брали на всякий случай». Сейчас какие-то работы музей пытается вернуть, но не все соглашаются забрать.


«Ленин в авоське», Владимир Буйначев, 1990-е

Буйначев позволяет себе смелые вещи. Например, этот Ленин в авоське из проволоки. Он, наверное, символизирует багаж истории. Выкинуть его нельзя, так и несём с собой. Хотя что с ним делать - непонятно (это я сейчас не про скульптуру).


Без названия, Владимир Буйначев, 1990-е

Я не знаю, что означают эти скульптуры. Не спрашивайте.

Аллея любви и материнства

Здесь собраны скульптуры, которые имеют отношение к теме любви. Выставка относительно новая, все работники парка были в каком-то приподнятом настроении, когда её собирали, говорит Евсеев. Но почему-то она не пользуется популярностью и посетители сюда редко заглядывают. Хотя недавно здесь установили сцену, и скульптуры теперь стоят прямо между лавочками. Стоит сюда заглянуть хотя бы из-за одной скульптуры.


Дон Кихот, Николай Силис, 1990

Скульптор во времена социализма осмеливался говорить о том, что форма, а не содержание должна быть на первом месте. Посмотрите, какое у него удивительное пластическое решение Дон Кихота. Но вот здесь у него как-то и зрителей нет. Ну если бы он на главной аллее был, согласитесь, было бы очень выигрышно. Я надеюсь, что новые руководители «Музеона» этот вопрос решат.

Вера Трахтенберг

Главный хранитель «Музеона»

Уже в самое ближайшее время мы уберём из парка все симпозиумные скульптуры из белого известняка - они все будут собраны на одной площадке. Историческая экспозиция «Вожди и жертвы» не изменится, по крайней мере в ближайшее время. Дзержинский будет на своём месте как опорная точка музея. Будет проводиться масштабное озеленение, памятников в парке станет гораздо меньше. То есть не будет больше полян, заставленных 15–20 скульптурами, а будет одна точка на каждую территорию. Ещё организуем одну большую площадку, где будут собраны памятники со всего парка, ну а часть их отдадим владельцам. Очень многое, конечно, зависит от ландшафтных решений, которые разработал Евгений Асс. Будем от них отталкиваться и продумывать экспозицию.
































Произведения лучших советских скульпторов старшего поколения тесно связаны с ленинским планом монументальной пропаганды. Его осуществлению свои способности, труд, горение души отдал и Михаил Федорович Бабурин. Творческое формирование мастера проходило в первые послереволюционные десятилетия, а самые замечательные композиции он создал, когда кончилась война.

Это было время знаменательных свершений, общего подъема, вдохновенного творческого энтузиазма. После горя, суровых испытаний и разрушений, которые принесла война, люди особенно остро почувствовали потребность в красоте, созидательной деятельности, в украшении своего быта, строительстве и реконструкции городов. По всей стране разрастались многочисленные жилые массивы, возводились новые общественные здания, частью оформления которых активно и полноправно стала монументальная и декоративная пластика.

Талантливому скульптору в расцвете сил выпало счастье внести заметный вклад в создание современного облика столицы. Еще до войны Бабурин выполнил несколько рельефов для грандиозного архитектурного комплекса Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 40–е и 50–е годы он продолжил работу в области синтеза искусства и архитектуры. С монументальной бабуринской пластикой мы встречаемся сегодня в дорогих сердцу достопримечательных местах столицы.

Произведения скульптора для торжественных архитектурных ансамблей и отдельных сооружений стали бесспорной художественной классикой. Высотные здания на Ленинских горах, Котельнической набережной, площади Восстания, гостиницы «Советская» и «Пекин», здания московских автодорожного и пищевого институтов, станция метро «Курская-Кольцевая» включают скульптуры, рельефы, декоративное оформление Бабурина. Эти работы красноречиво говорят об активной социальной позиции, стройном и последовательном градостроительном мышлении, прекрасном декоративном даре художника. Он создавал вместе с другими талантливыми коллегами – скульпторами и архитекторами – особую романтически-приподнятую атмосферу города, олицетворяющего торжество социалистической эпохи.




В работах для Москвы, как и в последующих крупных произведениях – монументах для Уфы и Костромы, в полную силу дала знать страстная увлеченность мастера масштабными задачами времени, проявилась тяга к гражданственным темам, углубилось понимание места художника в социалистическом строительстве, обретенное на всю жизнь еще в годы учебы и становления.

Михаил Бабурин родился и вырос в рабочей семье в городе, названном именем Ленина. Исполненное гордости отношение к человеку-созидателю осмысливалось как самое главное и необходимое еще в ранней юности. Выбор профессии художника во многом был связан с увлечением матери, талантливо мастерившей с помощью иглы и ножниц из картона и материи удивительные по красоте фигурки. Пятнадцатилетним юношей Бабурин поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум, затем стал студентом отделения скульптуры ленинградского Вхутеина.

В Высшем художественно-техническом институте преподавали Всеволод Всеволодович Лишев и Александр Терентьевич Матвеев, выдающиеся скульпторы, активно участвовавшие в ленинском плане монументальной пропаганды. Они привили своему ученику уважительное отношение к классическому наследию от античной пластики до русской монументальной скульптуры XIX века. Учителя передали Михаилу Бабурину не только владение законами архитектоники формы, ясный реалистический метод ваяния, – они укрепили в нем мысль о высокой общественной миссии монументального искусства. Не случайно темой диплома скульптор выбрал образ Ленина (проект памятника для Витебска) и не раз успешно возвращался в творчестве к этой ответственной и особенно дорогой теме.


Уже первые серьезные работы художника – «Ядрометатель», «Материнство», «Шахтер, читающий «Правду» – обнаруживают приверженность к темам, прославляющим современника, человека с новой психологией – труженика, духовно развитую личность, сильный и цельный характер. Сдвиги, происшедшие в экономике страны, в сознании народа, приковывали внимание скульптора. Его вдохновлял образ человека, способного на грандиозные дела, созидающего счастливое будущее. И он не просто делал портрет современника, а воплощал типический характер рабочего, поэтическое обобщение героя своего времени. Человек и труд, красота мечты и пафос реальных свершений нераздельны в творчестве мастера.

Дочь Бабурина – Надежда Михайловна вспоминает о несколько курьезных трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться после смерти отца, каталогизируя его произведения. Многие из них носили одно и то же гордое и взволнованное название: «Торжество труда». Приходилось что-то придумывать за автора, чтобы не перепутать работы. Торжество труда – это ключевое определение всего его творчества, посвященного рабочему классу, колхозникам, славным сыновьям и дочерям Родины.

Бабурин решал заветную тему в монументальных и станковых произведениях, в статуях и многофигурных композициях, используя «высокий стиль повествования». Его «рабочие» и «колхозницы» пронизаны подлинным величием, романтической окрыленностью, это герои невиданного в истории эпического времени. Но средства, с помощью которых скульптор добивался необходимого торжественного состояния, были ясреннего мира человека. Тем не менее он не поступался своей индивидуальностью, не копировал античные образцы, а давал современное толкование образа. Он переосмысливал древнюю культуру, черпал в ней вдохновение и своим искусством доказывал, что сегодняшние герои достойны тех же возвышенных гармоничных форм воплощения, что и античные боги. Из русских ваятелей Бабурину представлялись наиболее интересными Иван Мартос и Михаил Козловский. Первый покорял безупречной компоновкой рельефных фризов, второй – мастерством передачи тончайших пластических особенностей фигуры.


В рельефах монумента в честь 400–летия добровольного присоединения Башкирии к России манера исполнения, приемы композиции в соединении групп и трактовка отдельных персонажей напоминают величавый строй многофигурных эллинистических фризов. А проработка деталей одежды столь же изумительна и филигранна. Игра складок, легкое струение драпировок, радостная мелодия ритмов подчеркивают ощущение полноты и счастья современной действительности.

И многие другие произведения мастера – «Сыны российские», «Песня», «На Российской земле», «Слава Советской Конституции» – характеризуются упругим четким ритмом, музыкальной плавностью обрисовки фигур, умением свободно компоновать большие скульптурные массы. Основная мысль этих композиций – победа человека в его борьбе за счастье, прогресс, величие и могущество Родины.

Воспевая труд современников, Михаил Федорович шел в поисках и решениях темы не от некоего абстрактного понятия. Он знал на собственном опыте, что такое труд, неослабевающее напряжение творчества. Каждую новую вещь делал подолгу, прикидывая возможные варианты, сверяясь с богатейшим натурным материалом. В мастерской скульптора всегда было много предварительных эскизов, рисунков-наметок, всевозможных свидетельств кропотливых типажных и композиционных поисков.


М. Бабурин, Г. Левицкая, Ю. Гаврилов, Е. Кутырев. «Монумент
в честь 400–летия добровольного присоединения Башкирии к России».
Фрагмент. Бронза, гранит. 1965.

В работе над произведением, предназначенным для архитектуры, Михаил Федорович ценил и уважал коллективный труд. Он выполнял ответственные творческие задания вместе с такими известными скульпторами, как Николай Васильевич Томский, Андрей Петрович Файдыш, Павел Иванович Бондаренко, Владимир Ефимович Цигаль. Последнее время часто в качестве соавтора Бабурина выступала Галина Петровна Левицкая. Постоянно его окружали ученики. И дело было не только в том, что многие годы он преподавал в институте имени В. И. Сурикова. Ученики всегда тянутся к настоящему мастеру.

По достоинству оценивая гражданский и творческий опыт художника, признавая его весомый вклад в искусство скульптуры, в создание эстетически полноценного, привлекательного облика современного города, Родина отметила его выдающиеся заслуги. В составе группы скульпторов Михаил Федорович Бабурин был удостоен Государственной премии СССР. К его имени с уважением прибавляли высокие звания действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР, профессора.

Произведения мастера живут на улицах и площадях городов, радуют людей, ради которых он работал и кто вдохновлял его на труд. А результаты этого труда мы без колебаний относим к золотому фонду советской художественной классики.

Информация про новый сезон появится в середине августа.

Каждое задание указывает на определенное место в районе проведения финального этапа. Адрес места может быть дан прямо - в виде названия улицы и номера дома, а может быть зашифрован в виде загадки, фотографии, частичного адреса (например, может быть известно только название улицы). Некоторые названия улиц даны в старой карте.

Каждое задание могло принести команде определенное количество баллов (от 1 до 4). Участникам надо было прийти по данному адресу и выполнить задание. При этом не нужно было брать все КП (посетить все точки было невозможно!). Нужно было проложить маршрут, оптимальный по интересности, длине, количеству баллов за задания и т.п.

Задания первой части (до промежуточного финиша)

Старт: Парк Музеон (Крымская набережная)
Промежуточный финиш: школа №1323 (ул. Большая Ордынка, 15)

Основные "обязательные" КП

  • КП 6 Баллы: 1
    Справа от главного входа в парк искусств Музеон найдите скульптурную композицию Бабурина Н.Ф. "Торжество труда: мир Земле". Перечислите, что держат в руках люди, изображенные на этой композиции.
    • Люди в композиции держат в руках винтовку, колосья, каравай, трактор. Щит стоит на земле, но его держит рукой человек (упоминание щита не требовалось, но и не штрафовалось).
  • КП 15 Баллы: 1
    Кто изображен на барельефе над главным входом в Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке?
    • На барельефе над входом изображен Георгий Победоносец и змей (ответ "герб" не засчитывался, т.к. герб - это "что", а не "кто").
  • КП 35 Баллы: 2
    Каким знаком обозначено 10 часов на циферблате церкви св. Григория Неокесарийского?
    • На часах церкви св. Григория Неокесарийского (ул. Большая Полянка, д. 29а) 10 часов обозначается одной вертикальной чертой.
  • КП 36 Баллы: 2
    Частью какой заповедной территории является церковь Воскресения в Кадашах (см. старую карту)?
    • Церковь Воскресения в Кадашах (2-й Кадашевский пер, д. 7) является частью заповедной территории Московского Кремля.
  • КП 61 Баллы: 1
    Какого цвета птицы на больших изразцах на ограде Французского посольства на ул. Большая Якиманка?
    • Дом купца Игумнова (Французское посольство) располагается по адресу Большая Якиманка, 43 (точный адрес можно было найти в брошюре). На больших изразцах можно увидеть оранжевых (коричневых, красных и т.п.) птиц.
  • КП 63 Баллы: 2
    Найдите в сквере в Ордынском тупике Чебурашку. Скажите ему что-нибудь хорошее. В ответ он вам выдаст задание этого КП.
    Пройдите 100 м на юго-восток между домами от места встречи с Чебурашкой. В сквере найдите фонтан. Посмотрите на фотографии к заданию. Какая из 4 картин не участвует в оформлении фонтана?
    Картинка к заданию.
    • В оформлении фонтана не использована картина с фото 2.
  • КП 83 Баллы: 1
    Найдите таблички, посвященные режиссерам на доме 28 к. 2 по Большой Полянке. Запишите фамилию режиссера, которая начинается на букву, идущую в алфавите раньше.
    • Фамилия режиссера, которая начинается на букву, идущую в алфавите раньше, - Дзиган.
  • КП 89 Баллы: 1
    Какие инструменты вы видите над входом в институт по адресу Пыжевский переулок д. 7, стр. 1?
    • По данному адресу располагается Геологический институт. Над входом можно увидеть два геологических молотка (принимались и аналогичные ответы: кирка, молоток).
  • КП 123 Баллы: 3
    На углу Якиманского переулка и ул. Большая Якиманка стоит церковь. Над воротами церкви со стороны Большой Якиманки найдите мозайку. На ней изображен Иоанн Воин и 2 церкви. Одна из них хорошо узнается по колокольне Ивана Великого. А как называется вторая церковь?
    • На углу Якиманского переулка и ул. Большая Якиманка стоит церковь Иоана Воина. На мозайке изображена колокольня Ивана Великого и сама церковь Иоана Воина. Это можно определить, если присмотреться к церкви и к картинке на ее воротах.
  • КП 133 Баллы: 1
    Какое животное изображено на заборе между домами 1 и 3 по Лаврушинскому переулку?
    • На заборе изображена лиса.
  • КП 143 Баллы: 1
    Чем украшены решетки на окнах Рахманиновского центра, расположенного по адресу Большая Ордынка, дом 6/2 стр. 1 (со стороны 2-го Кадашевского переулка)?
    • Решетки на окнах украшены нотами.

Бонусные КП

Задания второй части (Промежуточный финиш - Финиш)

Вторая часть для 1-2 класса не была обязательной
Для раскрытия ответов нажмите на задание.

Финиш: Михайловский парк (ул. Бахрушина, 17)