Таблица характеристики главных героев горе от ума. Характеристика героев горе от ума

, Характеристика Молчалина , Характеристика Скалозуба , Характеристика Софьи .

Рассмотрим и второстепенные персонажи комедии. Рядом с Софьей стоит фигура бойкой служанки Лизы. Она немного напоминает субреток французских комедий, но Грибоедов сумел придать ей столько свежести, с таким реализмом изобразил ее национальные русские черты, что Лиза – совершенно живая фигура.

Огромный талант Грибоедова как раз и сказывается в том, что даже самые незначительные лица светского общества, изображенного в «Горе от ума», написаны с подлинным реализмом, имеют каждое свой определенный характер.

Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза. Иллюстрация Д. Кардовского к комедии Грибоедова «Горе от ума»

Так и видишь крупную фигуру знатной старухи Хлестовой, у которой «воспитанниц и мосек полон дом»; в обществе она держит себя с той свободой и прямолинейностью, которые позволяют ее возраст и положение в свете; она говорит всем правду в глаза. Чтобы не скучать по дороге на бал к Фамусовым, она привезла с собой в карете «арапку-девку, да собачку»; и, заботясь совершенно наравне об этой арапке, которую держит «для услуг», и о собачке, просит Софью велеть их накормить – от ужина послать «подачку». Хлестова, как и Фамусов, вероятно, никогда и не задумывалась над вопросами крепостного права; ей кажется естественным, что часть человечества должна быть в подчинении и служить, а другая – принимать услуги и повелевать. С мелочным любопытством интересуется она доходами и состоянием других дворян, простодушно восклицая:

«Уж чужих имений мне не знать!»

Так и видишь неглупого, но безвольного Платона Михайловича Горича и его взбалмошную, капризную жену; ясно представляешь себе княгиню Тугоуховскую с глухим мужем и целым выводком дочерей, которых надо выдать замуж; светского полушута, плута и лгуна Загорецкого, которого «ругают везде, а всюду принимают».

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Несколько в стороне от остального фамусовского общества стоит фигура Репетилова, который появляется лишь в последнем действии. В его лице Грибоедов осмеивает тогдашние тайные общества, тайные собрания «декабристской » молодежи, которым, видимо, Грибоедов не сочувствовал. Репетилов – пустейший человек, который даже не понимает, о чем идет речь на заседаниях того общества, в котором онучаствует. Рассказывая о «шумном заседании» «секретнейшего союза», он просит Чацкого:

«Пожалуйста, молчи,
Я слово дал молчать».

А на вопрос Чацкого, о чем же говорят, что делают эти «решительные люди», «горячих дюжина голов», Репетилов отвечает:

«Шумим , братéц, шумим!»

«Шумите вы, и только?» – иронически откликается Чацкий.

Но не все молодые люди московского общества подобны Репетиловым, Загорецким, Скалозубам. Из разговоров на балу мы узнаем, что среди здешней молодежи есть и такие, которые ищут высших идеалов, стремятся к культуре, искусствам, – но встречают всегда в обществе отпор, осуждение, критику.

«...Пускай из нас»,

говорит Чацкий,

Из молодых людей, найдется враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывешь у них мечтателем опасным».

Таков двоюродный брат Скалозуба, который

«...крепко набрался каких-то новых правил;
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать».

Таков племянник княгини Тугоуховской, увлекшийся наукой. Тётка отзывается о нём с презреньем, говоря, что, окончив Педагогический институт, он готов

«…хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.
От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
Князь Фёдор, мой племянник».

В центре системы образов комедии , конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом. Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его характеристики, и взаимоотношения с иными действующими лицами. В результате возникает представление о живом многогранном человеческом характере. Вольтерьянцами называли в конце XVIII в. вольнодумцев, якобинцами - французских революционеров. Карбонарии - члены тайной революционной организации в Италии.

Фамусов показан и как отец, и как важный московский барин-краснобай, и как гостеприимный хозяин. Но есть у него главная черта, придающая его образу необходимую цельность и единство. Он находит опору в незыблемых устоях, освященных стариной. Фамусов - консерватор по убеждению, по натуре, по привычкам, наконец. Все, что грозит тому строю, грозит лично ему. Поэтому Фамусов страстно, убежденно защищает не просто быт и нравы, но и идеи старого мира, отстаивая и его непременные атрибуты: карьеризм, низкопоклонство, раболепие, беспринципность, безнравственность.

Другой прямой антагонист Чацкого - Молчалин. Пушкин н известном отзыве о «Горе от ума» считал, что в комедии должна быть более четкая, более однозначная характеристика персонажей; поэтому он полагал, например, что «Софья начертана неясно», а «Молчалин не довольно резко подл». Но в этом-то и заключался замысел драматурга. Скалозуб виден сразу, Молчалин же до поры до времени скрывается в тени. И Чацкий недооценил общественную и социальную опасность секретаря Фамусова. Между тем и Чацком и Молчалине выражены два диаметрально различных мировоззрения, две противоположные жизненные позиции. Молчалин вовсе не так мелок и ничтожен, как иногда кажется. Он сам сознательно надевает на себя маску ничтожества и подхалима, но это для него лишь способ добиться цели, которую он давно поста-нил перед собой. И во имя этой цели он готов на любую подлость, хитрость, коварство. Открытая гражданская позиция Чацкого ему чужда, враждебна и даже смешна.

Не случайно в дальнейшем русские писатели с большим вниманием и опасением присматривались к модификациям образа Молчалина в жизни. Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863) писал о том, что Молчалин давно покинул свою «конурку» и теперь поднялся так высоко, что до него и «рукой не достанешь». И Салтыков-Щедрин одну из своих сатир назвал: «В среде умеренности и аккуратности (Господа Молча-лины)» (1874).

Очень важен в системе образов Репетилов , появляющийся н самом конце комедии и вносящий в нее новую тему. Это еще одна параллель к Чацкому, позиция которого существенно уточняется в контрасте с Репетиловым. Чацкий поражен и оскорблен; он испытывает чувство презрения и даже тревоги, слыша, как Репетилов опошляет и унижает своей болтовней те великие идеи, ради которых настоящие люди (и Чацкий в том числе) готовы ВЫЛИ жертвовать своей жизнью. Чацкий не считает даже нужным исерьез полемизировать, спорить с Репетиловым. Он ограничивается тем, что время от времени бросает насмешливо-иронические реплики, одна из которых особенно многозначительна: «Шумите им - и только?»

И вот этот-то мир, включающий в себя и типичного аракчеевского офицера Скалозуба, ненавидящего все живое, презирающего науку и просвещение, и графиню-бабушку, и многих-многих других, этот мир, объединившись, объявляет прямую войну Чацкому, называя его, умнейшего человека, сумасшедшим. Первая пустила эту сплетню Софья - та, которую любит Чацкий и ради которой он появляется в доме Фамусова. Так проявляется конфликт высокого ума, разума с темнотой, боящейся света. Вспомним, что и у Пушкина Сальери называл гениального Моцарта «безумцем».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образы и характеристики основных героев комедии Грибоедова «Горе от ума» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в пьесе двух конфликтов, которые тесно связаны между собой. Один из них любовный, другой общественный. Этим и определяется расстановка героев комедии «Горе от ума». Любовная линия представлена Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественная же линия выражена противостоянием консервативного дворянства, главным выразителем идей которого является Фамусов, и прогрессивных взглядов на устройство общества, которые проповедует Чацкий. К фамусовскому обществу относится также Молчалин, возлюбленный Софьи. Любовный и общественный конфликты объединены образом Чацкого, главного героя «Горя от ума».

Александр Андреевич Чацкий вернулся из-за границы и сразу же отправился в дом Фамусова, где он когда-то воспитывался и где его не было три года. Чацкий мечтает увидеться со своей возлюбленной Софьей, дочерью Фамусова. Но Софья встречает его крайне сдержанно, ведь она влюблена в Молчалина. Герой не понимает причин охлаждения девушки к нему. Он начинает расспрашивать об этом ее саму, ее отца. И в словесных баталиях между этими героями проявляются серьезные противоречия по вопросам нравственности, культуры, просвещения, устройства общества.

Фамусов в комедии представляет «век минувший». Главная особенность мировоззрения консервативного дворянства заключается в том, что оно не желает никаких перемен, потому что изменения угрожают их благополучию. В дворянском обществе, на которое направлена сатира Грибоедова, ценятся лишь чины и деньги. И Фамусов не исключение. Он с гордостью отзывается о своем дяде, Максиме Петровиче, который умел «подслужиться» и поэтому «перед всеми знал почет». Единственное, что по-настоящему заботит Фамусова – мнение общества о нем.

От лица «века минувшего» выступает также и Молчалин . Его главные достоинства «умеренность и аккуратность». Он достойный продолжатель взглядов московского высшего общества. Он умеет выслуживаться, стремится заводить и поддерживать полезные знакомства. Даже его связь с Софьей – не что иное, как выслуживание перед ее отцом.

Чацкий резко противопоставлен этим героям. Ему чужды их взгляды на устройство общества. Чацкий – обладатель активного, творческого ума. Он хочет служить «делу, а не лицам», потому что высоко ценит свободу личности, честь и достоинство. Чацкий – единственный герой комедии, представляющий «век нынешний». Он выражает идеи самого автора – идеи нравственности и просвещения, которые консервативные дворяне не готовы воспринять.

При характеристике героев «Горя от ума» сложнее всего интерпретировать образ Софьи Фамусовой . Ее нельзя отнести ни к «веку нынешнему», «ни к веку минувшему». В отличие от своего отца и от Молчалина Софья не боится мнения общества. Она так и заявляет Молчалину, когда тот просит ее поостеречься и не показывать своих чувств на публике. Она занимается музыкой, читает книги, что Фамусов считает лишним и даже вредным. Но Софья и не на стороне Чацкого, поскольку его обличительные монологи угрожают не только комфортной жизни дворян, но и ее личному счастью. Именно поэтому Софья пускает слух о том, что Чацкий сумасшедший, а общество так активно эту сплетню распространяет.

Список действующих лиц «Горя от ума» не ограничивается главными героями. Для понимания проблематики также важны второстепенные персонажи «Горя от ума». Например, невозможно представить себе развитие любовной интриги в комедии без служанки Лизы , которая помогает Софье и Молчалину сохранить их свидания в тайне. Также образ Лизы участвует в более полном раскрытии других персонажей «Горя от ума» Грибоедова. Ей оказывает знаки внимания Молчалин, и читателю сразу становится понятно, что чувств к Софье он не имеет.

Полковник Скалозуб также участвует в развитии любовной линии. Его прочат в женихи Софье, потому что у него есть деньги. Жаль только, что совсем нет ума. Зато это помогает в сатирическом ключе изобразить армию.

Особую смысловую нагрузку несут внесценические персонажи. Они не участвуют в действиях комедии, но о них говорят другие герои, что позволяет более полно представить нравы дворянского общества того времени. Наиболее известным внесценическим персонажем является Максим Петрович, дядя Фамусова , который нарочно несколько раз падал на приеме у императрицы, чтобы ее повеселить и заслужить уважение при дворе.

Следует отметить, что все образы героев комедии приобретают более глубокое звучание, чем это было принято до появление пьесы «Горе от ума». Здесь нет ни абсолютных негодяев, ни героев без недостатков. Грибоедов отказывается от традиционного деления персонажей на плохих и хороших. Так Фамусов является заботливым отцом для своей дочери, а Чацкий в некоторых моментах проявляет излишнюю горячность и бесцеремонность.

Характеры, созданные Грибоедовым, не теряют своей актуальности и в наши дни. Ведь проблема смены старых взглядов новыми всегда злободневна. Во все времена живут люди, несущие обществу прогрессивные идеи, и те, кто отказывается воспринимать новое, защищая свои устаревшие взгляды.

В данной статье описаны основные действующие лица комедии Грибоедова. Описание героев и их характеров пригодится ученикам 9 класса при подготовке доклада или сочинения на тему «Главные герои комедии «Горе от ума»».

Тест по произведению

Довольно много разных и интересных персонажей участвуют в данной комедии Грибоедова. Но несмотря на их большое количество, главное действие, все же, сосредоточено вокруг нескольких главных героев. Ими являются, в первую очередь: Александр Чацкий, Павел Фамусов, Софья Фамусова, Алексей Молчалин.

Чацкий является положительным героем Грибоедова. Осиротев в раннем возрасте, он получил воспитание в семье Фамусова. Но несмотря на это, повзрослев и пожив несколько лет отдельно и вдали от прежнего дома, Чацкий осуждает мнение и взгляды самого Фамусова и всего дворянского общества.

Он считает себя патриотом, любит свою страну и не потерпит насмешливого отношения иностранцев по отношению к родному, отечественному. Чацкий является молодым дворянином, выделяющимся среди остальных своим острым умом и высокой нравственностью. Влюблен в дочь Фамусова – Софью. Но разочаровавшись в любви, а также не сумев объяснить окружению свои идеи, принципы и цели в жизни, решает покинуть Москву, так как другого выхода уже видит.

Павел Фамусов , личность довольно противоречивая. С одной стороны, он взял на воспитание осиротевшего парня и воспитал его, как собственного. Но с другой стороны, автор описывает его лицемерным, бесчестным обманщиком и взяточником. Он довольно богатый помещик, самостоятельно воспитывающий единственную дочь – Софью. Жена его умерла довольно давно. Во взглядах на жизнь и во многих спорах выступает противником Чацкого.

Софья – наивная дочь Павла Афанасьевича. Несмотря на полученное хорошее образование, воспитание и сильный характер, девушка не в состоянии понять настоящего и искреннего чувства Чацкого. Она очень любит проводить свое время за чтением хороших книг, несмотря на недовольство отца. Но все же, она является дочерью своего отца, так как она воспитана в окружении, где важны лишь деньги и чины. Климат, в котором она воспитывалась, безусловно повлиял на характер героини. Софья выбрала Молчалина, потому что она хочет властвовать не только в свете, но и в семье. Персонаж Софьи очень сложный. С одной стороны, она чуть ли не единственный человек, которая близка Чацкому по духу. С другой, именно она стала причиной страданий Чацкого и его решения покинуть это общество.

Алексей Молчалин простой по происхождению человек, готовый на многое ради того, чтобы его признали и приняли в обществе. Обладает исключительно отрицательными качествами. Работает секретарем Фамусова. Является бесчестным, подлым, лицемерным и глупым человеком. Всячески угождает Павлу и Софье Фамусовым.

Второстепенных герои

Репетилов – старый друг Фамусова, не сумевший обеспечить себе карьерный рост, по причине собственной рассеянности. Простодушный и глуповатый персонаж.

Сергей Скалозуб – офицер, который не в состоянии думать ни о чем другом кроме как о собственной карьере. Человек глупый и неинтересный человек, мечтающий о карьере генерала.

Антон Загорецкий - прославленный обманщик, предпочитает играть в карты, активно посещать балы, обеды и театры. Светский человек.

Лиза – работает служанкой в доме Фамусовых. Из-за красивой внешности, вынуждена терпеть приставание Молчалина и самого Фамусова. Ветреная и веселая девушка.

Анфиса Хлестова – одинокая старуха, свояченица Павла Фамусова. От одиночества завела свору собак. Когда-то была уважаемой фрейлин, но на старости лет стала никому не нужной.

Платон Горич – отставной военный, друг Чачкого. Покорно подчиняется своей жене. Добрый и искренний человек с мягким характером.

Наталья Горич – любительница светской жизни, балов и вечеров.

Вариант 2

Одна из важных черт произведения «Горе от ума» автора считается нахождение двух диссонансов, взаимосвязанных меж собой. Первое – любовь, второе – общественность. Благодаря этому и определилась роль персонажей.

За любовную линию отвечают – Чацкий, Софья и Молчалин . За общественную линию – консервативное дворянство, где основной из них – Фамусов, и так же, можно отметить Чацкого, он за прогрессивные взгляды на обустройстве в социуме. Так же в фамусовскую компанию можно отнести и Молчалина.

А. А. Чацкий, только недавно возвратился из-за границы и тут же решил навестить дом Фамусовых, где молодой человек получал воспитание и где он не был уже больше трех лет. Он хочет увидеть свою любимую Софью, дочку Фамусова. Но девушка не испытывает взаимных эмоций. Она холодна и сдержанна, она любит другого, любит Молчалина. Александр не может понять причину подобного отношения к нему.

Молодой человек спрашивает девушку, что произошло, в чем перемены в ее сердце, интересуется он так же и у ее папы. И здесь хорошо показаны глобальный противовес по вопросу приличия, традиций и знаний, обустройства общественности.

Фамусов в произведении выставлен, как «прошлое столетие». Особенная черта это то, как он видит дворянство, и не хочет каких-либо изменений, поскольку они могут нанести вред по финансовому состоянию. В жизни любого дворянина, очень значимо материальное благополучие, и он не является исключением. Мужчина горд за своего дядю, который умел подчиняться и потому его все уважали. Мнение социума для него очень значимо.

Так же ведет себя и Молчалин. Его важная особенность – равномерность и пунктуальность. Молодой человек, достоин, продолжать взгляды высшей знать столицы России. Молчалин знает, как и перед кем нужно себя хорошо преподать, знает с кем нужно иметь хорошие отношения. И общение с дочерью Фамусова – не исключение, этим самым он показывает, как важно для него связь с ее папой.

Сам же Александр Чацкий – полный противовес всем персонажем. Он чудиться взглядов на обустройство социума. Его ум подвижен, ему необходимо творить. Он желает быть нужным делам, а не людям, поскольку для него очень ценна свобода личности. Это единственный персонаж, который показан как «прошлое столетие». Чацкий отражает взгляды самого писателя – взгляды порядочности и знаний, которые не хотят всерьез воспринимать высшая знать.

Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»

МКОУ «Могильно-Посельская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Соболькова Наталья Владимировна

1.Перечень афористических выражений действующих лиц комедии

Чацкий

Чуть свет - уж на ногах! и я у ваших ног.

- …И дым Отечества нам сладок и приятен.

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Хотел объехать целый свет,

И не объехал сотой доли.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Свежо предание, а вериться с трудом.

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Окроме честности, есть множество отрад:

Ругают здесь, а там благодарят.

Так! отрезвился я с полна,

Мечтанья с глаз долой - и спала пелена.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть чувству уголок…!

Карету мне, карету!

Пустое, рабское, слепое подражанье.

Послушай, ври, да знай же меру;

- Кричали женщины: ура!

И в воздух чепчики бросали.

Помилуйте, мы с вами не ребята,

Зачем же мнения чужие только святы?

Привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья.

Рассудку вопреки, наперекор стихиям.

Там хорошо, где нас нет.

Ум с сердцем не в ладу.

Молчалин

Ах! злые языки страшнее пистолета.

Я вам советовать не смею.

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь…

Умеренность и аккуратность.

Софья

Счастливые часов не наблюдают.

Герой не моего романа.

Лиза

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев и барская любовь.

Ну, люди в здешней стороне!

Она к нему, а он ко мне…

И золотой мешок, и метит в генералы. (О Скалозубе)

Скалозуб

Учёностью меня не обморочишь.

Дистанция огромного размера.

Не знаю-с, виноват;

Мы с нею вместе не служили.

Фамусов

Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

Кто беден, тот тебе не пара.

Читай не так, как пономарь.

А с чувством, с толком, с расстановкой.

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Что по отцу и сыну честь.

Ученье - вот чума, учёность - вот причина.

Ну как не порадеть родному человечку.

Уж коли зло пресечь:

Ба! знакомые все лица.

Бывают странны сны, а наяву страннее.

В деревню, в глушь, в Саратов!

Вы, нынешние, ну-тка!

На всех московских есть особый отпечаток.

Ну, как не порадеть родному человечку?

Подписано, так с плеч долой.

2.Жизненная позиция героя

Фамусов - типичный московский барин 19 века, с характерной смесью самодурства и патриархальности. (Вот то-то все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы?). Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: ему хорошо живётся, и он не хочет никаких перемен. Идеал человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него не важно, какими средствами это достигнуто. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, лишь бы приводил к желаемому результату. Карьерист Фамусов даже не задумывается о том, что служба не только «подписано, так с плеч долой», но и забота о народе, государстве. Именно в образованности видит он причину сумасшествия молодого человека, считает просвещение злом и предлагает радикальное средство избавления страны от этого зла:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Скалозуб весь во внешнем, человечески не существенном, бездуховном: шумный, затянутый в мундир, озабоченный единственно военными упражнениями танцами. Это типичный аракчеевский офицер: тупой и бездумный, противник всякой свободной мысли и просвещения. («Учёностью меня не обморочишь»).

Молчалин - мелкий чиновник, старающийся угодить всем людям, проводящий своё время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в «высшем свете». Идеал его жизни для него заключается в следующем: «И награжденье брать, и весело пожить». Поэтому Молчалин занимается подхалимством и лицемерием, которые помогают ему продвигаться по службе. Он уже имеет награды и является незаменимым помощником Фамусова, хотя у Молчалина, по его же словам, только два таланта - умеренность и аккуратность.

Софья - типичная московская барышня, неглупая, воспитанная на французских романах. Начитавшись сентиментальных романов, мечтает о робком, тихом, нежном любимом, за которого она выйдет замуж и сделает из него «мальчика-мужа», «мальчика-слугу».

Чацкий - истинный патриот, готовый все силы и таланты отдать счастью родной страны:(« И дым Отечества нам сладок и приятен…»). Он возвращается в Россию с желанием изменить к лучшему жизнь русского общества, но видит, что за время его отсутствия не произошло никаких перемен. В стране господствуют всё те же консервативные нравы:

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

У Чацкого масса достоинств, но он нигде не служит. Причина - в нежелании заниматься лицемерием и подхалимством, о чём ясно говорят слова героя: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий всегда отстаивает собственное мнение, он враг всяких авторитетов. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. («Пустое, рабское, слепое подражанье»).

3.Общность мировоззрения представителей фамусовского общества

Образы московских дворян в комедии имеют много общих черт. Это реакционно настроенные люди, гонители всего передового. Первую характеристику представителям фамусовского общества дают фамилии героев комедии. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедов использует приём «говорящих фамилий».

Люди, собравшиеся в доме Фамусова, являются убеждёнными сторонниками самодержавно-крепостного строя. Им дорого прошлое, «золотой век» русского дворянства:

Тогда не то, что ныне:

При государыне служил Екатерине.

Это общество боится всего нового. Фамусов и его гости либеральничают, они прямо и гордо говорят о своей приверженности «веку минувшему»:

Не то, чтоб новизны вводили, - никогда,

Спаси нас Боже! Нет…

Личные качества человека, его душа не интересуют этих людей. Здесь каждого оценивают по богатству и происхождению. Всё определяют деньги, медали и количество крепостных:

Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Понимая, что число крепостных определяют место дворянина в обществе, гости Фамусова не видят в крестьянах людей. Крепостных продают, обменивают на собак. Хлёстова, например, приезжает к Фамусовым с собачкой и «арапкой-девкой» и просит дочь хозяина, Софью:

Вели их накормить, ужо, дружочек мой.

От ужина пошли подачку.

Для этой московской барыни равноценны собачка и живой человек. Фамусов, рассердившись на слуг, грозит:

В работу вас! на поселенье!

Цель жизни этих господ - карьера, почести, богатство. Максим Петрович, «вельможа в случае» при Екатерине, камергер Кузьма Петрович - вот образцы для подражания. Лицемерные, глупые, но зато богатые и знатные люди. Фамусов мечтает выдать дочь за Скалозуба только потому, что тот «И золотой мешок, и метит в генералы». Службу московские дворяне рассматривают как источник доходов, средство достижения чинов. Протекция, кумовство - обычное явление в мире этих людей. Не об интересах страны, а о личной выгоде заботятся дворяне.

Невежественное барство является ярым гонителем науки и образования и не стыдится этого. Такие люди были оплотом реакции в борьбе с разумом.

Воспитание, полученное московскими барчуками, делает их чуждыми своему народу. Они не знают родного языка, преклоняются перед всем иностранным. Барство оторвано от народной почвы.

4.Проявление в афоризмах социального положения Молчалина, его зависимость от влиятельных представителей барской Москвы

Безродный Молчалин угодлив и скромен. Он живёт по завету отца своего: «угождать всем людям без изъятья», никогда не высказывать своего мнения:

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь…

Молчалин чуток к любым переменам и, хотя недалёк умом, хорошо ориентирован в социальной структуре. Он очень хитрый, изворотливый, всегда способен найти «ключ» к каждому влиятельному человеку:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрёт…

Своим главным талантом считает «умеренность и аккуратность».

Цель жизни Молчалина - идти по служебной лестнице вверх, медленно, но верно. Он мечтает стать богатым и властным. Он даже не стыдится того, что будет много унижаться, чтобы достичь своей цели.

5.Как отражается конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» в афоризмах Чацкого и его идеологических противников

«Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не было комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов». И. А. Гончаров Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура Чацкого определяет конфликт комедии - конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их столкновение с обществом неизбежным. Проблема взаимопонимания «века нынешнего» и «века минувшего» была актуальна для времени создания Грибоедовым комедии «Горе от ума», актуальна она и в наши дни. Итак, в центре комедии - конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (по оценке Гончарова) и «консервативным большинством».

Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,

« Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары…» . Эти отточенные реплики Чацкого как бы очерчивают границу между ним и «веком минувшим», но не отжившим ещё, не умершим.

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто...» он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших «и честь, и жизнь... не раз» на «борзые три собаки». Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность.

Речь Чацкого несколько книжная («говорит как пишет»), что свидетельствует о его большой начитанности и образованности, но непрочном положении его идей в этом приземленном обществе. В синтаксическом плане речь Чацкого сложнее речи других персонажей. Ей присущи черты публицистического стиля, особенно в его обличительных монологах, написанных как гневные сатиры. Он использует много восклицаний и риторических вопросов, это объясняется еще и тем, что герой молод и влюблен, речь его пылкая и страстная:

А судьи кто?..

Где? укажите нам, Отечества отцы,

которых мы должны принять за образцы?..

Вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

Тот Нестор негодяев знатных...

В науки он вперит ум, алчущий познаний...

Речи Чацкого больше всех свойственна афористичность и остроумие:

А , впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных...

И дым Отечества нам сладок и приятен!

6.Как связан афористический стиль с художественным методом автора и стихотворной формой комедии

Автор вложил в комедию всю силу своего поэтического таланта, создав пьесу, наполненную глубоким содержанием, но необыкновенно легкую для прочтения, запоминания и восприятия зрителем. Этим своим свойством комедия обязана остроумному и живому грибоедовскому языку. В пьесе нашла отражение эпоха, наступившая после Отечественной войны 1812 г. Грибоедов изображает московское дворянство этого периода. И язык, и стиль пьесы отражают именно эту эпоху и это общество.

Особенности языка комедии связаны, во-первых, с новаторством метода и жанра комедии. Вспомним, что комедия в эпоху классицизма считалась низким жанром, в котором допускался сниженный до грубости разговорный язык. Грибоедов частично сохраняет а частично нарушает эту традицию: пьеса действительно написала иным разговорным языком, но тем не менее грамотным и литературным, гармонично укладывающимся в стихотворную форму; язык не снижается до грубости и максимально приближается к литературной разговорной речи.

Язык пьесы по возможности освобожден от заимствованных иностранных слов, а также от архаизмов, церковнославянизмов, свойственных книжной речи прошедшего столетия, что заметно «облегчает» его, делает доступным и легким для восприятия.

Грибоедов считал, что в основе литературного языка должна быть живая народная речь. Он горячо протестовал против засорения русского языка иностранными словами и выражениями. Эти требования он и осуществил в своей комедии. Язык пьесы простой, разговорный, изобилующий меткими выражениями.

Грибоедов показал себя мастером афоризмов. Слово для него было разящим оружием, и многие выражения из пьесы, благодаря своей меткости и силе стали, крылатыми - перешли со страниц комедии в живую речь и обогатили её.

Крылатых выражений очень много. Они служат одним из средств характеристики действующих лиц. Нередко в уста одного персонажа автор вкладывает характеристику другого: «И золотой мешок, и метит в генералы» (Лиза о Скалозубе).

Пушкин, прочитав «Горе от ума», пришёл в восхищение от языка и стиха комедии. «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу,» - писал он Бестужеву.

Грибоедов перенял у Крылова опыт использования разговорной речи в поэзии. Комедия написана шестистопным ямбом, который часто перемежается строками меньшей длины. В первых же четырёх стихах комедии мы наблюдаем это разнообразие:

Светает! Ах! как скоро ночь минула! (5)

Вчера просила спать - отказ. (4)

«Ждём друга». - Нужен глаз да глаз, (4)

Не спи, покудова не скатишься со стула. (6)

В другом месте четырёхстопный ямб сменяется одностопным:

…Мне дайте убедиться в том;

Потом..

Таков стих комедии, передающий ритм живой речи во всём разнообразии её оттенков.

Так же свободно Грибоедов обращается с рифмой, используя разные способы и порядок рифмовки. Всё это придаёт языку комедии живой, разговорный характер. В этой свободе и разнообразии - прелесть вольного стиха «Горя от ума». «Нельзя представить себе, - писал Гончаров в статье «Мильон терзаний», - чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Роза и стих слились во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка».

Литература:

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

История русской литературы XIX в. Библиограф. указатель М - Л. 1962.

Кичикова Б.Я. Жанровое своеобразие «Горя от ума» Грибоедова. // Русская литература.- 1996.