Танец хака в регби и в жизни. Танцы народов мира: Дикие танцы маори: Хака

Провожают учителя.

Хака (маори haka) - ритуальный танец новозеландских маори, во время которого исполнители топают ногами, бьют себя по бёдрам и груди, и выкрикивают аккомпанемент.

Слово «хака» на языке маори означает «танец в общем», а также «песня, сопровождающая танец». Хака нельзя отнести исключительно к «танцам» или «песням»: по выражению Алана Армстронга, хака - это композиция, в которой каждый инструмент - руки, ноги, тело, язык, глаза - исполняет собственную партию.


Характерные детали хака - танец исполняется одновременно всеми участниками и сопровождается гримасами. Гримасы (движения глаз и языка) очень важны, и именно по ним определяется, насколько хорошо исполнен танец. Женщины, исполнявшие хаку, не высовывали языки. Невоенные хака могут содержать волнообразные движения пальцами или кистями рук. Ведущий танца (мужчина или женщина) выкрикивает одну или две строки текста, после чего остальные хором отвечают припевом

Танец на свадьбе:

Игроки сборной Новой Зеландии по регби перед своим первым матчем кубка мира 2015 года против Аргентины исполнили традиционный национальный ритуальный танец хака. Внушительное исполнение помогло, и All Blacks одержали победу со счётом 26:16. А это видео на YouTube за два дня посмотрели уже более 145 тысяч раз:

Существует несколько разных легенд о происхождении хака. Согласно одной из них, данный танец впервые исполнили женщины, искавшие некого Каэ, который убил кита, принадлежавшего вождю племени. Женщины не знали, как он выглядит, но им было известно, что у него кривые зубы. Каэ находился среди других людей, и, чтобы определить его в толпе, женщины исполнили смешной танец с комическими движениями. Увидев хаку, Каэ рассмеялся, и его узнали.

Хака исполнялась преимущественно вечером для развлечения; существовали сугубо мужские хака, женские, детские, а также подходящие взрослым обоих полов. Также с помощью этого танца приветствовали гостей. Приветственные танцы обычно начинались воинственно, так как встречающим не были известны намерения прибывших. Именно таким воинственным танцем вооружённые маори встретили Джеймса Кука в 1769 году.

Христианский миссионер Генри Уильямс писал: «Необходимо запретить все старые обычаи, танцы, пение и татуировки, основные местные вакханалии. В Окленде люди любят собираться большими компаниями с целью демонстрации своих ужасающих танцев». Со временем отношение к танцам со стороны европейцев улучшилось, хаку стали регулярно исполнять при визитах королевской семьи.

В XXI веке хака регулярно исполняют в Вооружённых силах Новой Зеландии. Два раза в год, начиная с 1972 года, проводится фестиваль-соревнование по хака Те Мататини (маори Te Matatini). С конца XIX века регбийные команды исполняют этот танец перед соревнованием, в 2000-х годах эта традиция вызвала многочисленные споры и обвинения «All Blacks» в «девальвации» хака

Провожают в последний путь погибшего солдата.

Традиционный танец народа маори хака, который с большим воодушевлением исполнили друзья жениха на мультикультурной свадьбе, до слез растрогал невесту. Видео с необычного бракосочетания стало интернет-хитом, распространившись в социальных сетях и заработав более 15 миллионов просмотров на YouTube.

Как известно, свадебные традиции разных народов мира отличаются разнообразием и зачастую могут показаться стороннему наблюдателю достаточно странными, хотя участники необычных ритуалов воспринимают их, как должное.

Видео с мультикультурной свадьбы невесты-представительницы коренного новозеландского народа маори по имени Аалия и белого жениха Бенджамина Армстронга произвело настоящий фурор, сделав новобрачных и гостей звездами интернета. Бракосочетание, которое проходило в городе Окленд, весьма оживил традиционный новозеландский танец хака, поставленный тайком от виновников торжества в качестве свадебного сюрприза. Этот народный танец маори отличается воинственностью и экспрессивностью, однако, несмотря на это, новобрачные вовсе не сочли его неуместным. Невеста даже заплакала от избытка чувств, а потом присоединилась к исполняющим хаку вместе с женихом, не постеснявшись проявить переполнявшие их искренние эмоции.

Интернет-сообщество по достоинству оценило столь необычный ритуал – на YouTube видеоролик посмотрели более 15 миллионов человек.

Хака на все случаи жизни

Оказывается, танец, который подготовили присутствующие на свадьбе мужчины, является поистине универсальным. Изначально его, как правило, исполняли перед битвой с целью устрашить противника, причем делали это с оголенными эрегированными членами. Однако, это не только боевой ритуал. Хаку принято танцевать, как мы уже увидели, на бракосочетаниях, а также на похоронах и даже на приемах официальных лиц. Особой популярностью танец пользуется среди новозеландских регбистов и военных. Исполнители танца совершают резкие движения, топают ногами, бьют себя по бедрам и груди и сопровождают свои действия воинственными криками и оживленной мимикой лица.

Необычные свадебные традиции других народов мира

Впрочем, хака является не единственным свадебным ритуалом, который может показаться странным. К примеру, в Шотландии есть обычай обливать невесту помоями с ног до головы, чтобы отпугнуть злых духов. В Южной Корее принято бить жениха высушенной рыбой. В Малайзии каждый гость должен обязательно преподнести молодоженам в подарок вареное яйцо – символ благополучия и процветания. А вот в цивилизованной Финляндии все присутствующие обязаны при вручении подарков озвучить точную денежную сумму, которая была на них потрачена.

Хака - танец войны. Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори.

Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.

Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана - полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности - Новой Зеландии.

Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом - а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.

Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них - соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки - смешная защита от страшных лап.

Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка - человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты.

Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой - при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей - и во время нападения, и во время защиты.

Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны.

В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной - доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма.

В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.

На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори - ta moko ). История имеет достаточно подтверждений этой теории - от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.

Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты - мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.

Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий.

Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.

Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.

Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки.

Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.

Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:

Ka mate, ka mate! ka ora! ka ora!
Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora!
Tēnei te tangata pūhuruhuru Nāna nei i tiki mai whakawhiti te rā
Ā, upane! ka upane!
Ā, upane, ka upane, whiti te ra!

В переводе:

Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.

Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! - буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит - «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».

Тangata pūhuruhuru , переводится как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata - это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение - кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru - «покрытый волосами». Вместе получается - «волосатый человек».

Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua - это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек - поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua - это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua) .

Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев.

Увы, танцы - плохая защита против огнестрельного оружия. Британия - страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.

Хака - не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau , воины Фуджи - Teivovo , воины Самоа - Cibi , они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.

Сегодня хака - не только танец-разминка команды «All Blacks», сегодня это символ единства Новой Зеландии. Танец исполняется на государственных праздниках, культурных мероприятиях, он даже вернулся на поле боя - есть фотографии, на которых маори исполняли хаку во время Второй мировой войны в Хелуане, специально по просьбе короля Греции Георга II. Сегодня ритуальную хаку исполняют и женщины -военнослужащие, начиная и заканчивая ею своё выступление. Так самый страшный танец, танец войны, мужской танец стал символом равенства и мира.

Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление - в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс - ну, по крайней мере, девушек и женщин.

Совершенно не имеет значения, во что одеты их оппоненты. Совершенно не важно, кто вышел на поле против новозеландских All Blacks. Потомки маори споют и станцуют устрашающую песню войны любому сопернику. Речь в этой статье пойдёт о популяризованной в наши дни старинной традиции аборигенов Новой Зеландии — хаке.

Для начала хочу немного рассказать о маори. Но не о тех, что населяют «Землю длинного белого облака» сегодня, а об их воинственных предках. По преданиям тысячелетие назад к берегам Новой Зеландии пристали семь каноэ, на борту которых были переселенцы из Восточной Полинезии. Именно они и стали первыми обитателями острова — семь племён маори, благодаря которым и начала формироваться уникальная культура, основанная на духовной близости аборигенов с окружающим миром. Но, несмотря на философию единения с природой, маори были весьма искусными бойцами, а их мастерство оттачивалось в постоянных войнах. Первыми из европейцев дикий враждебный нрав аборигенов испытали на себе великие путешественники: Абель Тасман, а впоследствии и Джеймс Кук.

Кровопролитные междоусобицы маори давно канули в лету, но один из военных обычаев не забыт и играет весьма важную роль в современной культуре Новой Зеландии. Капа хака — это целый ритуал, включающий в себя танцы, пение, своеобразную мимику. Впервые хаку стали исполнять маори-воины сотни лет назад: перед каждым боем они с помощью устрашающих телодвижений и криков, вытаращенных глаз и высунутых языков своей яростной экспрессией пытались запугать врага. Позже хаку стали использовать и в мирных целях, рассказывая посредством неё о маорийских традициях и верованиях. Сегодня хака является непременным атрибутом общественных и государственных мероприятий.

В Новой Зеландии много различных версий традиционного танца, есть даже армейское исполнение. Но, вообще говоря, Капа хака — это не только мужской танец, сопровождаемый недружелюбными выкриками. Есть и женское направление древнего обычая, которое называется «пои». Это тоже танец, сочетающийся с жонглированием шарами на верёвках. Женская хака, естественно, более спокойная, чем мужская. Несмотря на то, что любая разновидность хаки в Новой Зеландии уважаема и почитаема, популярным на весь мир обрядовое пение в сопровождении замысловатых движений стало именно благодаря национальной команде по регби.

Официально сборная Новой Зеландии по регби появилась в 1892 году. А в 1905 году газета «Daily mail», после разгрома новозеландцами английского клуба, прозвала команду All Blacks , что можно перевести, как «абсолютно чёрные». Так, благодаря своей тёмной форме и газетчикам, сборная Аотеароа — страны длинного белого облака — обрела звучное прозвище, ставшее вместе с хакой, которую игроки исполняют перед каждым матчем, их визитной карточкой.

Около столетия с момента основания команды сборная Новой Зеландии была лучшей в мире, обыгрывая всех и вся. Но к началу двадцать первого века потомки маори несколько сбавили темпы: последние годы трофеи ускользают от All Blacks с завидной регулярностью. Может, всё дело в том, что противники привыкли к хаке и больше не боятся? Ответ скорее отрицательный, ведь нынешнее исполнение танца — это скорей средство для новозеландцев мысленно собраться и настроиться, забыв обо всём, что не касается игры, чем средство для устрашения врагов.

Рассказывать о том, как маори танцуют хаку, бессмысленно. Это нужно видеть. Но о том, что выкрикивают игроки, сказать необходимо.

Изначально All Blacks исполняли хаку «Ка мате», точнее её часть, повествующую о чудесном спасении воина от врагов, случившееся благодаря Солнцу. Я приведу два ключевых, на мой взгляд, отрывка этой хаки:

Ka mate, ka mate! ka ora! ka ora!
Whiti te ra!

Это смерть, это смерть! (или: Я умру) Это жизнь! Это жизнь! (или: Я буду жить)
Солнце светит!

Сначала маори, смирившись с горькой участью, готовится достойно встретить свою погибель, но через мгновение радостно осознаёт, что выживет и выкрикивает благодарность богу Солнца.

В дополнение к этой, придуманной сотни лет назад вождём Раупарахи, All Blacks приняли новую Kapa o-Pango («совершенно чёрные» в переводе), созданную специально под них, для сборной Новой Зеландии по регби. В ней говорится не о былых подвигах маори, а о современных: о желании спортсменов одерживать победы, защищая честь страны. О том, что новозеландцы собираются делать с противником, красноречиво говорит один из жестов новой хаки: движение ладони, перерезающее горло.

Предматчевое исполнение хаки игроками Новой Зеландии стало неотъемлемой частью мирового регби. Воинственные танцы стали достоянием мировой спортивной культуры. Некоторые сборные, такие как Фиджи или Самоа, исполняют в ответ All Blacks свои танцы. И кто знает, может в будущем модное сегодня направление станет непременным атрибутом любых спортивных соревнований. Во всяком случае потомки маори этому всячески содействуют, участвуя в рекламных компаниях и популяризуя регби.

Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори. Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.

Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление – в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс - ну, по крайней мере, девушек и женщин.

Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана – полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности – Новой Зеландии. Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом - а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.

Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них - соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки – смешная защита от страшных лап.

Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка - человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты. Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой - при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей – и во время нападения, и во время защиты.

Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны. В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной – доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма. В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.




На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори - ta moko). История имеет достаточно подтверждений этой теории – от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.

Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты - мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.

Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий. Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.

Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.

Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки. Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.

Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:

Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.

Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! – буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит - «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».

Я перевела tangata pūhuruhuru, как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata – это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение – кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru – «покрытый волосами». Вместе получается – «волосатый человек». Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua – это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек – поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua – это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua).

Ну, впрочем, кто недоволен моим переводом, может попытаться сделать свой, воспользовавшись словарем Māori-English Dictionary.

Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев. Увы, танцы – плохая защита против огнестрельного оружия. Британия – страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.
К слову сказать, хака – танец, исполняемый без оружия, но у маори есть и ритуальные танцы с оружием – с копьями или дубинами – каждый из них имеет свое соответствующее название, существует также несколько разновидностей самой хаки, с которыми вы можете познакомиться на сайте, который так и называется: Haka, а также на сайте, посвященном истории Новой Зеландии и её обычаях.

Хака - не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau, воины Фуджи – Teivovo, воины Самоа – Cibi, они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.