Усадебный парк на воронцовом поле. Особняки купцов черноречья Записаться на эту

С развитием торговли и промышленности все больше в Черноречье становилось зажиточных людей. Предприимчивые, успешные жители были во всех деревнях и селах края… Наиболее известными среди них в XIX веке были Солины. Не забылась эта фамилия и спустя почти два века. Каждому дзержинцу известна Желнинская церковь. Построена она в 1870 году стараниями Степана Петровича Солина. До наших дней сохранились и другие здания этого деятельного человека. Купеческую жилку он унаследовал от своих предков.

Как и многие другие чернореченцы, Солины кормились рекой, посредством ее наживали свое богатство. На судах, построенных в Черноречье, вели активную торговлю в Поволжье. В 1838 году 64-летний Михаил Трофимович Солин с сыновьями Козьмой и Петром был причислен к нижегородскому купечеству. Как всегда велось, братья, уже со своими сынами продолжили отцовское дело. Занимались главным образом перевозкой и перепродажей нефтепродуктов. Это семейное дело приносило хороший доход. Особенно успешно торговля шла у Петра Михайловича, а затем и у его сыновей.

Особой предприимчивостью отличался младший из них - Степан Петрович 1830 года рождения. Главной его предпринимательской деятельностью стала перевозка различных грузов по Оке и Волге. Его деревянный пароход «Желнино», построенный в 1860 году, обычно ходил по маршруту Нижний Новгород - Рыбинск - Нижний Новгород. В 70-х годах деревянные суда вытеснили металлические. Например, «Дмитрий Шипов» 1870-го года постройки был не полностью из железа, частично замощен деревом. Особенно преуспел Степан Петрович на перевозке нефтепродуктов. А его сын Михаил Степанович , родившийся в 1853 году, для этих целей на рубеже веков держал целую флотилию - «Старатель», «Слуга покорный», «Вульф», «Оренбург», «Геркулес», «Мария», «Племянник». Кроме того, еще несколько баржей с паровым камероном и нефтекачки. Одни суда служили долго, другие Солин часто менял на новые.

Несколько пароходов он перекупил у чернореченского удачливого купца Рябикова. Суда были разные. Например, «Ока» - 60-ти сильный, а мощность судна «Могучий» составляла 140 лошадиных сил. Для тех времен это было довольно прилично. Плавали на них многие чернореченцы. Например, М.П. Бурлаков из Желнина, А.И. Фокин из Бабушкино, А.И. Пырьев из Колодкино, И.А. Следов и В.П. Баранов из Бабино. Среди водоливов навигации 1914 года с Сеймы были И.К. Улитин (стаж 20 лет), А.М. Постнов (стаж 25 лет), А.И. Юрин, И.М. Пигалев и другие.

Ремонтировались и зимовали пароходы в самых различных местах - в Рыбинске, Астрахани, в Сеймовском затоне. Как и на эксплуатацию, на это необходимы были средства. И немалые. Согласно главной книге конторы М.С. Солина, в декабре 1909 года, например, его основной капитал составлял 457-440 рублей. Наличные деньги в кассе, векселя, паи, акции и суммы, находящиеся у подотчетных лиц, составляли 387181 рубль. Из движимого имущества числилось буксирные пароходы, две нефтекачки, 39 наливных баржей на общую сумму 401800 рублей. Из недвижимого имущества Солин владел металлическим нефтерезервуаром стоимостью 10 тысяч рублей, двумя домами-дачами на Малиновой гряде - 15 тысяч рублей, для проживания рабочих 15 нумерами в Астрахани - 4200 рублей, местом и домом в Монастырском переулке - 1000 рублей, двумя деревянными зданиями для зимовки пароходных служащих на Сейме - 750 рублей. Довольно большое состояние, которое расточительный человек вряд ли бы скопил.

Михаил Ст епанович берег каждый рубль, учитывал любую копейку, регулярно фиксировал все расходы, в том числе и по домашнему хозяйству. Не всегда они были равными. Например, в апреле 1909 года домашние расходы составили 29 рублей, в октябре - 101 рубль, а в ноябре - 416 рублей. Судовладелец Солин не только сам получал немалые доходы, но не обижал служащих своих пароходов: платил им достойную зарплату. Так, за навигацию 1913 года Г.Д. Лезину - командиру 100-сильного «Желнино», который буксировал баржи с нефтью, было выплачено 700 рублей, а командиру «Кабардинца» И.Г. Комову - 1200 рублей. Лоцманы получали до 55 рублей в месяц, водоливы - по 25-50 рублей.

Управлять своей флотилией и торговать нефтью, живя в Желнино Солиным было не сподручно. Поэтому еще Степан Петрович рядом с пристанями в Благовещенской слободе Нижнего Новгорода купил кирпичный двухэтажный дом. А сын его - Михаил Степанович превратил его в сказочный терем. Он по сей день своей стилистикой удивляет прохожих.

Прямоугольное здание с богато декорированными фасадами в стиле позднего итальянского Возрождения находится в Мельничном переулке, 3. Вокруг дома раньше красовался сад с фонтаном и ухоженными дорожками. Фасадную часть украшал балкон, с которого открывался прекрасный вид на Оку с пристанями Солина, на ярмарочное великолепие, на купола церковных соборов. Украшенные лепниной арочные окна второго этажа, овальное окно над входом в дом и криволинейные формы в отделке интерьеров, барельефы и декоративная роспись придают дому яркую выразительность и стильность, напоминают итальянское Возрождение с элементами модерна.

До конца дней своих, до 10 января 1913 года, Михаил Солин прожил в своем доме в Мельничном переулке. А вот похоронили знатного пароходчика в Желнино, в семейной усыпальнице у Благовещенской церкви. К сожалению, в советские годы она была превращена в руины.

После октября 1917 года в доме Солина хозяйничали чекисты-водники. Затем здание переходило от одной организации к другой, не раз менялся его внутренний интерьер, неприглядными становились наружные стены. И лишь благодаря реставрационным работам, проведенным в 1999-2002 годы, дом Солина обрел былую красоту.

Крепко обосновались в губернском городе и другие торговые люди Черноречья, чьи дома до сих пор украшают Нижний Новгород. Наиболее известным среди них является роскошный особняк на Ильинской улице Арсения Васильевича Маркова. Эта фамилия - одна из коренных в Чернореченском крае.

Еще в начале позапрошлого века в Желнино проживало несколько больших семей Марковых. Реки Волга с Окой были для них источником и пропитания, и наживания капитала. Занимались ловлей и продажей рыбы, в том числе в Астрахани.

В 1847 году жителя Желнино Ивана Козьмича Маркова причислили в Астраханскую губернию. Там и разбогател вместе с братом Василием. О владениях, приобретенных Марковыми, ярко писал в статье «Старая купеческая Волга» журналист газеты «Нижегородский листок» Федор Павлович Хитровский: «Земли и рыбные ловли у них были «размеров необычайных: до ста двадцати семи тысяч десятин». Как видим, было с чего приумножать свои богатства и вести образцовое в Нижнем строительство.

Во второй половине XIX века Василию Козьмичу Маркову принадлежали дома на Малой Покровской, Ильинской, Рождественской улицах и в Вознесенском переулке (ныне улица Нижегородская). Кроме того, несколько торговых лавок в гостином дворе на улице Рождественской. Прожил «рыбный король» недолго. Как свидетельствует его надгробный памятник на Желнинском кладбище, в 1898 году в возрасте 50-ти лет Василий Козьмич Марков скончался.

Среди купеческого сословия размер дома, его внешний облик и внутреннее убранство были важным показателем статуса, зажиточности и вкуса его владельца. А потому денег на строительство и обустройство не жалели. С 1905 года новым владельцем усадьбы на углу Ильинской улицы (ныне дом № 63) и Вознесенского переулка становится 25-летний Арсений Васильевич Марков. Многие нижегородцы знали Арсения как страстного любителя рысистых лошадей. В Желнино он держал хорошую конюшню, на которой готовили лошадей к скачкам. До нас же в первозданном виде сохранился красавец-особняк Арсения Маркова. Проектировали его петербургские архитекторы. По мнению нижегородских исследователей, он был построен в 1905 году. Но не на пустыре, а на месте старого двухэтажного дома (9х13м) с просторным садом. Новый дом с прачечной и другими службами оценивался в 16380 рублей, что было в 15 раз дороже оценки старого владения.

Строительные работы продолжались и после 1905 года. Точнее, это были внутренние инженерные работы - проведение водоснабжения, в 1916 году - канализации. Этот дом Марковых стал вторым самым крупным из жилых домов на Ильинской улице, еще один их дом - № 53. Сегодня в нем находится кафе быстрого питания «Донна-пицца», недалеко от остановки общественного транспорта «Нижегородская».

Особняк Маркова особенно интересен сохранившимися художественными интерьерами помещений. В первую очередь это вестибюль и холл с мраморными лестницами, панели с большим зеркалом, декоративная лепка на стенах и потолках, художественные витражи. Интересно отметить тот факт, что на скульптурных изображениях вестибюля вылеплено лицо Машеньки Марковой - дочери владельца особняка. От рожденья она была горбатой, но не замкнулась в себе по этой причине, а помогала обездоленным людям, шила для них одежду.

Чернореченцам дореволюционной эпохи Марковы были больше известны не своими престижными домами в Нижнем Новгороде, а благотворительностью. Так, на средства Василия Козьмича была построена первая Бабинская школа, и он долгое время поддерживал ее надлежащее состояние. Затем десять лет попечителем этой школы был Арсений Васильевич Марков. Большие средства он жертвовал и на развитие в крае медицинского обслуживания. Это он оснастил амбулаторию в своем Желнино, внес существенный вклад в строительство противотуберкулезного санатория. С участием Маркова в его родном селе было открыто училище, в котором ребят обучали столярному мастерству. Чернореченцы, конечно же, знали и о 100-местном Нижегородском детском приюте, прозванным в народе «Домом подкидышей». Здание для него было выстроено в 1910 году на Мартыновской улице (ныне пересечение ул. Семашко и Ковалихинской) по инициативе и на средства почетной гражданки города, вдовы Василия Козьмича - купчихи Агнии Николаевны Марковой. На следующий год профессор Илья Ильич Мечников, знакомясь с приютом, отметил, что «такому дому было б место и в Париже». Сегодня это здание по-прежнему функционирует, в нем располагается детский лечебно-диагностические центр.

Особняк же на Ильинской улице в 1918 году был национализирован и в последующие годы использовался в общественных целях. С 40-х годов в нем располагался противотуберкулезный диспансер, а с 1985 по 1987 год здание было реконструировано под студенческую поликлинику, находившуюся здесь до 2006 года. Затем как учебный корпус оно вошло в состав Нижегородского архитектурно-строительного университета, который на новую реставрацию дома Маркова затратил около 1 млн. долларов.

Трудно сложилась после революции судьба Арсения Васильевича. У него не только отобрали всю недвижимость, он был вынужден покинуть родные места. Обосновался в Москве, где все оставшиеся годы работал шофером-механиком в гараже артиллерийской школы. Утрата состояния, былого социального статуса, конечно же, пагубно отразилась на здоровье этого щедрого человека. В 1928 году он умер.

Сегодня, любуясь домами Марковых и Солиных в Желнино и в Нижнем Новгороде, мы вспоминаем этих людей и их благородные дела.

Здесь между Земляным и Белым городом издавна селились мастера, изготовлявшие кареты и телеги. Это поселение подарило своё имя некоторым окрестным улицам и переулкам. Часть дороги от Кремля мимо Высоко-Петровского монастыря к селу Сущёву, бывшая часть улицы Петровки, стала называться в обиходе, а затем и официально Тележным рядом. Затем улица Тележный ряд в начале XIX века, когда телеги для жителей Первопрестольной перестали быть актуальными, была переименована в Каретный ряд. Владельцы местных лавок предлагали горожанам приобрести всевозможные кареты, коляски, дрожки. Они были очень удобны в городских условиях. Иногда улицу также называли Каретнорядной площадью, поскольку при достаточно большой ширине своей она имела небольшую протяжённость.

Во время московского пожара 1812 года улица полностью сгорела. Есть сведения, что каретники зачастую сами поджигали мастерские, чтобы экипажи не достались французам.

Дом с мезонином, расположенный на Каретном ряду под номером 4, строение 4 – послепожарный особняк, фасад которого был переделан архитектором А. В. Флодиным для купца Александра Дмитриевича Маркова, владельца Экипажной фабрики братьев Марковых, основанной ещё в 1784 году. Помимо экипажной фабрики Марковым, принадлежало ещё несколько каретных лавок, где под навесами размещались готовые для продажи экипажи.

Несомненное украшение особняка - скульптуры греческих грифонов, расположенных по обеим сторонам фронтона. Благодаря грифонам его называли ещё «домом с пегасами».

В доме Маркова в 1903-1920 годах жил великий русский режиссёр, актер, теоретик и реформатор театра, педагог , выходец из известной семьи купцов-промышленников Алексеевых. В 1898 вместе с В. И. Немировичем-Данченко Станиславский он основал Московский Художественный театр – первые спектакли ставились на сцене в , расположенном здесь же, в Каретном ряду. Свою театральную деятельность Константин Сергеевич сочетал с работой по руководству фабрикой Товарищества «Алексеев Влад., Вишняков П. и Шамшин А.».

Особняк же в Каретном ряду, в котором он жил, стал известен как дом Станиславского. В 1920 году особняк Маркова получил новых хозяев – сюда въехала транспортная комиссия Совнаркома. Несколько позже к дому по проекту архитектора Георгия Павловича Гольца был пристроен гараж Совнаркома с необычными окнами-иллюминаторами, в котором автомобили по круговым пандусам въезжали на второй этаж.

Со Станиславским советская власть, правда, обошлась хорошо: выделила ему дом в Леонтьевском переулке. Тот самый, где сейчас находится музей великого режиссёра.

В настоящее время дом купцов Марковых находится на государственной охране, как объект культурного наследия, но нуждается в срочной реставрации.

В купеческой среде начала XX века дом был не просто стенами и крышей, под которой проводили вечера. Он являлся чем-то средним между паспортом, декларацией о доходах и дресс-кодом. По жилищу судили о состоятельности, статусе и вкусе его владельца.

Дом-усадьба Маркова на Ильинской, 65 - яркое тому подтверждение. Дата постройки отно­сится к 1915 году, однако, по словам Сергея Шумилкина, доктора архитектуры, профессора Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ), есть документальные свидетельства, что он появился раньше - в 1905-м, когда в России гре­мела первая революция. Но дело не в этом. История, связанная с постройкой, и без того пол­на загадок. К примеру, автор проекта не установлен до сих пор.
- В то время обычной практикой было заказывать проект у архитектора. Строительством занимались совсем другие люди. Так, например, был построен Спасский Староярмарочный собор (автор проекта - петербургский зодчий, француз Огюст Монферран - не приезжал в Нижний Новгород. - Прим.ред.), - отмечает Сергей Михайлович. - Дом Маркова, судя по все­му, создавали неместные мастера - из Москвы или Санкт-Петербурга. А вот воплощал ниже­городец.
Здание напоминает итальянские палаццо - многоэтажные итальянские городские особняки эпохи Раннего Возрождения XV века: строгие формы, рельефная каменная кладка стен (ру­стовка) и большие окна. Однако «русский вариант» не выглядит таким массивным, как ита­льянские «дома-крепости».
- Все фасады дома выдержаны в одном характере и проработаны с большой детализацией, - добавляет архитектор. - В то время у здания обычно была «лицевая», «парадная» сторона, обращённая к улице, и «оборотная» - более блёклая, скучная в архитектурном плане. Дом Маркова - исключение. Он, как шкатулка, красиво оформлен со всех сторон.
Заказчик проекта - будущий хозяин дома - в его создании участия практически не прини­мал, по-видимому, полностью полагаясь на талант столичного архитектора. В свою очередь, исполнитель к своей работе отнёсся не просто с ответственностью - с любовью. Каждая де­таль, каждый элемент декоративного оформления здания выполнен очень качественно, как будто здание делали не для чужого - для себя. Цветы, украшающие перила лестницы, выточе­ны из камня. Для этого требовались руки настоящего скульптора.
- Один из ярких элементов интерьера дома - парадная лестница, сделанная целиком из бе­лого мрамора, - добавляет Сергей Шумилкин. - Мрамор привозился издалека и стоил немало: ведь это цельный камень, а не крошка. Подобных лестниц в Нижнем Новгороде ещё всего две: в особняках, принадлежавших С.М. Рукавишникову (на Верхне-Волжской набережной) и В.М. Бурмистровой (Минина, 26). Сейчас оба здания - музеи.
Очень редко в купеческих домах встречались и витражи, выполненные из цветного стекла. В доме-усадьбе Маркова их целых три. Самый красивый, экзотический, изображающий пав­лина с пышным хвостом, расположен в лестничном пролёте. Днём он просвечивается солн­цем и отбрасывает на мрамор яркие цветные пятна...
Дом, при всей его монументальности, - это масса деталей, которым уделяли не меньше внимания, чем общей композиции здания.
- Когда проводились историко-архитектурные обследования здания, обнаружилось, что трубы на крыше выполнены в виде ступенчатых пирамид из чугуна - нескольких рядов по­вторяющихся рамных элементов, - добавляет Сергей Шумилкин.
Неэстетичные водопроводные трубы (здесь была проведена «современная» канализация и устроена система отопления, поставлены полиэтиленовые трубы) «прятали» в стены, остав­ляя только «скромные» декоративные решётки. Но чего стоят барельефы с изображением женских лиц или двери с резьбой на тему морских раковин! Широкий балкон (с южной сто­роны здания) украшают сквозные чугунные ограждения, похожие на чёрное кружево. Кажет­ся, снизу вот-вот раздастся голос Ромео и перил коснётся нежная рука Джульетты.
- Каждый домовладелец стремился украсить своё жилище чем-то оригинальным, иметь хотя бы одну «изюминку», - добавляет архитектор. - Если не было средств на пышный инте­рьер, деньги вкладывали, к примеру, в нарядную изразцовую печь.
Усадьба - часть домовладения на Ильинской, 63, принадлежавшего богатому купцу-рыбо­торговцу Василию Кузьмичу Маркову. Новый дом был возведён на месте другой постройки - двухэтажного невзрачного домишки, который стоил чуть больше 1000 руб. Цена новой усадьбы достигла порядка 10 000 рублей. Сумма, на современные деньги непереводимая.
- Здание на Ильинской, 65 выстроено для Маркова-младшего, Арсения. Но пожить в своём собственном доме сын купца не успел: в 1917-м началась гражданская война, все постройки стали принадлежать советской власти.
В помещениях с лепными потолками, мраморными подоконниками, узорчатыми полами из дубового паркета разместился туберкулёзный диспансер, затем - студенческая поликлиника. Поговаривают, что в подвале, где располагалась котельная, в своё время были застенки НКВД.
К чужому дому новые хозяева отнеслись варварски. Планировка дома изменена под прак­тические нужды. Неудивительно, что к началу XXI века многие декоративные элементы ис­чезли. Теперь восстановить их невозможно: подлинных чертежей дома не сохранилось.
В 2009 году особняк передан в собственность ННГАСУ, который по максимуму восстано­вил прежний облик здания. Здесь же разместилась кафедра ЮНЕСКО. Говорят, что, если бы дома умели говорить, они бы рассказали немало интересного. Стены особняка Маркова, это точно, видели много интересных, необычных и даже страшных вещей. Ходят слухи, что и сейчас по ночам из подвала доносятся звуки чьих-то шагов. Может быть, это Арсений Васи­льевич Марков проверяет свои владения.

Есть в Нижнем Новгороде немало красивых старинных особняков, которые до сих пор помнят своих прежних хозяев. То и дело нынешние владельцы то тут, то там слышат подозрительные шумы и даже видят загадочные сущности. Скептики сразу же отметают версии о призраках, но многие все же допускают, что в старых домах все еще живут духи прошлого. В этой статье вы узнаете городскую легенду о привидениях усадьбы Маркова в Нижнем Новгороде.

Арсений Васильевич Марков

О бывшем хозяине красивого особняка на улице Ильинской ходит немало легенд. Дворник и кучер Арсения Маркова дожили до конца 20 века, и любили рассказывать о своем прежнем работодателе много забавных историй. Запомнился купец своим веселым нравом, любил покутить в кругу друзей, перебить посуду и стекла в местных ресторанах, а потом щедро расплачивался с владельцами за нанесенный ущерб. А еще Маркову нравилось эпатировать публику.

Был у него любимый вороной жеребец по кличке Бедуин. У коня была теплая конюшня прямо за особняком, но нередко хозяин брал его с собой в дом. А однажды даже напоил лошадь шампанским из ведра, и заснул вместе с ней в обнимку в собственной спальне.

Еще один неожиданный случай, после которого о Маркове народная молва долго не унималась, произошел в день торжественного приема в усадьбе на Ильинке. Купец решил удивить гостей, оседлал любимого коня и заехал в дом верхом прямо с парадного крыльца. Вороной жеребец пронес хозяина по мраморной лестнице на второй этаж, где в это время приглашенная знать угощалась дорогими винами. Публика была в восторге от столь необычного жеста, эту новость потом еще долго обсуждали в светских кругах.

Но самая загадочная история, вокруг которой до сих пор идут споры, связана с дочерью Арсения Васильевича. Об этом в сети немало информации, но вся она однообразна и сомнительна. Краеведы вообще об этой девушке в своих очерках не упоминают. Но городская легенда, дошедшая до нас из глубины прошлого века, тем не менее, очень интересна. Мне удалось пообщаться с несколькими сотрудниками корпуса ННГАСУ, который сейчас располагается в том самом старинном особняке. И все они рассказывали примерно одно и то же.

Предание гласит, что была у купца Маркова дочка Настя, симпатичная на лицо, но хромая и горбатая. Из-за таких внешних изъянов бедняжку никто не хотел брать в жены. Вела она домашнее хозяйство, выращивала экзотические растения, но втайне все же мечтала выйти замуж. И вот, нашелся для Насти жених, но, судя по всему, оказался альфонсом, позарился на деньги богатого отца, на саму девушку ему было наплевать. Но свадьбе не суждено было состояться, революция 1917 года скорректировала планы молодых, и жених сбежал из России, бросив девушку. От горя она отправилась на реку в свадебном платье и утопилась.

Один из охранников корпуса ННГАСУ рассказал, что очень увлекается историей и много чего разузнал про семейство Марковых. По его словам, обнаружили утопленницу в камышах у берега, и барельефы на стенах парадного зала тому подтверждение. На них изображена прелестная девушка с камышами, и якобы это очень символично. Говорят, безутешный отец после гибели дочери решил увековечить ее память именно таким странным образом, и со стен на посетителей смотрит та самая Настя.

Сами охранники, некоторые преподаватели, а также пациенты студенческой поликлиники, которая когда-то располагалась в усадьбе Маркова, в разное время наблюдали странные видения. Однажды ночью охранник с криками выбежал из здания, увидев, как по мраморной лестнице спускается призрак в белом платье. В другой раз, тоже ночью, из ниши в стене на той самой лестнице упала ваза с сухоцветами, которую никто не трогал несколько лет. При этом ни сквозняков, ни каких-либо животных в помещении не было.

Так же мне рассказывали о том, что в тридцатые годы в подвале усадьбы располагался отдел НКВД. Одна из сотрудниц ННГАСУ утверждала, что на стенах там до сих пор можно обнаружить следы от пуль, якобы там проводились расстрелы. Другая уверена, что убийств в здании не было, были лишь допросы. Но, так или иначе, в подвалах дома обитают призраки. Однажды охранник, спустившись вниз, пошел по узкому подвальному коридору, и у него над головой одна за другой стали взрываться лампочки. Стоит ли говорить, как напугался мужчина.

А совсем недавно, когда мы пришли в особняк Маркова с экскурсией (во время прогулок на маршруте «Ильинка-Почайна» мы заглядываем в этот дом и своими глазами наблюдаем шикарные интерьеры здания), я спросила у охранника, не было ли в последнее время каких-то странных явлений. На что он ответил, что снова один из его коллег что-то увидел в подвале, и убежал оттуда, едва не поседев.


Витраж с павлином на лестничном пролете

Многие уверены, что призрак в белом платье, который периодически появляется в доме Маркова, это призрак невесты Насти, той самой, что свела счеты с жизнью после предательства жениха. Однако историки в своих очерках о ней ничего не сообщают. Как пишет краевед Станислав Шальнов, в 1918 году главный усадебный дом купца национализировали, и Арсению Васильевичу вместе с семьей пришлось перебраться в Москву. Там до конца своей жизни он проработал шофером-механиком при гараже Высшей артиллерийской школы комсостава на автомобилях «Паккард» и «Мерседес». Дочери купца, Ольга и Валентина, прожили в Москве долгую жизнь, но так и не продолжили рода Марковых. То есть, ни о каком самоубийстве в исторической справке речи нет.


Отличная гравюра раскрашенная! Склон Гостиной горы к Яузе.
Из книги Кадоль, Огюст-Жан-Батист-Антуан. Виды Москвы. Иллюстрированный альбом. Посвящается Александру I, Императору и Самодержцу Всероссийскому, королю польскому. Париж, Пинар & Энгельманн, 1825.

Прекрасный повод рассказать об этом месте!

В конце XVIII века обширное владение на склоне Гостиной горы, по верхней бровке которой ныне пролегает улица Воронцово Поле, принадлежало Григорию Потёмкину. После смерти князя оно перешло в казну. А позже было пожаловано князю А. Безбородко в возмещение переданного им Павлу I Слободского дворца в Немецкой слободе. Александр Андреевич собирался построить здесь усадебный дом с парком и заказал проект дома зодчему Дж. Кваренги, а парка – архитектору Н. Львову. Но если парк разбить успели (его остатки сохранились до сих пор), то дворец так и не был возведен: Безбородко умер. Вскоре огромная усадьба была разбита на небольшие участки и продана с торгов.

Вот эти владение на Хотевском плане 1852 года:


Атлас столичного города Москвы / Сост. А. Хотевым. - 1:3350, 40 саж. в дюйме. - М., 1852-1853 (Тип. Ведомостей Моск. гор. полиции). - 1 атл. (65 л. к.); 49x60 см + Прил. (184 с.; 35x25 см). Фрагмент.
В правой части, ближе к центру - протянувшееся от Грузинского переулка до Яузы владение № 336 , принадлежавшее в 1852 году купчихе Косулиной Аграфене Родионовне. Судя по всему, её усадебный дом и виден на гравюре справа. Я там крестик зелёный поставил.
Соседнее с ней огромное владение (№ 337 ) доходящее до Николоворобьинского переулка принадлежало надворному советнику Николаю Фёдоровичу Островскому - отцу великого русского драматурга. Здесь прошли детские, юношеские и вполне зрелые годы Александра Николаевича.


Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Похоже, что этот же дом, но уже перестроенный, с мезонинчиком на три окошка, виден в правой части чуть ниже и правее храма Грузинской иконы Божьей Матери (снесён).
Учтите, нас интересует только верхняя часть снимка. Всё что внизу - это левобережье Яузы. Сама Яуза здесь практически не видна - скрыта за домами.
И всю эту верхнюю часть и занимает сад Безбородко.

Дома по бровке Гостиной горы (справа налево от церкви) - Капцовых, фон Вогау (большой с полуротондой), снова Вогау, Латышевых (на момент съёмки, а позже - А. П. Бахрушина и ещё позже - Бардыгиных). Ниже дома Латышевых - садовый павильон-"миловида" (сер. 19 века; это не постройка времён Безбородко и Наполеон в ней не бывал). Ещё левее - оранжерея. Об этой оранжерее очень интересно
За трубой виден сахаро-рафинадный завод Марков.


Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. "1-й видъ из за Яузы".
В правой части снимка, под пятиглавым храмом Николы в Воробьине с шатровой колокольней виден бывший дом Островских (на момент снимка это уже владение Марков) - он белый - и строящийся новый главный дом Марков (арх. В. Коссов). На всякий случай, фамилия этих московских немцев - Марк. Станция "Марк" по Савёловскому направлению на их средства построена.
А ниже - всё тот же старый парк Безбородко.


Фото 1884 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Вид примерно(!) с той же точки, что и гравюра. Но у гравюры охват намного шире вправо. Фотограф стоял у храма Грузинской иконы Божьей Матери. На первом плане - Кривогрузинский (Грузинский) переулок (ныне - переулок Обуха).


Фото 1890-х гг. Садовый фасад особняка Латышевых - А. П. Бахрушина.


Фото кон. 1890-х гг. В.Н. Домогацкого. Поиски утопленника на Яузе. На заднем плане видна ц. Грузинской иконы Божьей Матери.

Что ещё можно рассказать...

Это, например, контора Сахаро-рафинадного завода Марков, построенная в саду. На видовом снимке выше её ещё нет


Фото нач. 1910-х гг. Контора сахарного завода Марк.

В 1915 году и завод с конторой, и дом Вогау на Воронцовом Поле были сожжены в ходе майского "женского" анти-немецкого бунта.

Особняк Вогау перестроили в самом начале 1920-х под Институт физической химии им. Л. Я. Карпова (арх. С. Чернышёв). Считается, что это самая ранняя постройка советского времени в Москве.
Вот так он стал выглядеть:


Фото 1927 г. Институт им. Л. Я. Карпова на Воронцовом Поле. Примерно также он и сейчас выглядит, но только изрядно обшарпанный. Ограда сохранилась от усадьбы Вогау. Стены первых двух этажей тоже. И, кстати, хорошо видно, что на здании три лепных портрета. Слева - Ломоносов, справа - Менделеев. А вот средний утрачен... Может кто знает, кто там был?
Может Карпов... Он к тому времени уже умер, так что вполне возможно...


Фото нач. 1950-х гг. Ещё один корпус Карповского Института. Построен, скорее всего, на фундаментах Конторы Сахаро-рафинадного завода.

Сейчас свободного доступа в сад нет. Он поделён между тремя организациями. Карповским институтом, Посольством Индии (эта часть ухожена и отреставрирована упомянутая выше "Миловида") и институтом Здорового питания (кажется так), который располагается в бывшей усадьбе Островских - Марков.

А ещё полвека назад в парк можно было свободно зайти


Фото 1955 г. А. Абросимова. В парке Безбородко.

И, наконец, панорама, на которой виден весь парк. Правда, только кроны деревьев.


Фото 1986 г. Отсюда
В полном размере