Вопросы по произведению первая любовь тургенев

Вариант 1

Целый вечер и следующее утро я провел в каком-то унылом онемении. Помнится, я попытался работать и взялся за Кайданова – но напрасно мелькали передо мною разгонистые строчки и страницы знаменитого учебника. Десять раз сряду прочел я слова: "Юлий Цезарь отличался воинской отвагой" – не понял ничего и бросил книгу. Перед обедом я опять напомадился и опять надел сюртучок и галстух.

– Это зачем? – спросила матушка. – Ты еще не студент, и бог знает, выдержишь ли ты экзамен. Да и давно ли тебе сшили куртку? Не бросать же ее!

– Гости будут, – прошептал я почти с отчаянием.

– Вот вздор! какие это гости!

Надо было покориться. Я заменил сюртучок курткой, но галстуха не снял. Княгиня с дочерью явилась за полчаса до обеда; старуха сверх зеленого, уже знакомого мне платья накинула желтую шаль и надела старомодный чепец с лентами огненного цвета. Она тотчас заговорила о своих векселях, вздыхала, жаловалась на свою бедность, "канючила", но нисколько не чинилась: так же шумно нюхала табак, так же свободно поворачивалась и ерзала на стуле. Ей как будто и в голову не входило, что она княгиня. Зато Зинаида держала себя очень строго, почти надменно, настоящей княжной. На лице ее появилась холодная неподвижность и важность – и я не узнавал ее, не узнавал ее взглядов, ее улыбки, хотя и в этом новом виде она мне казалась прекрасной. На ней было легкое барежевое платье с бледно-синими разводами; волосы ее падали длинными локонами вдоль щек – на английский манер; эта прическа шла к холодному выражению ее лица. Отец мой сидел возле нее во время обеда и со свойственной ему изящной и спокойной вежливостью занимал свою соседку. Он изредка взглядывал на нее – и она изредка на него взглядывала, да так странно, почти враждебно. Разговор у них шел по-французски; меня, помнится, удивила чистота Зинаидина произношения. Княгиня, во время стола, по-прежнему ничем не стеснялась, много ела и хвалила кушанья. Матушка видимо ею тяготилась и отвечала ей с каким-то грустным пренебрежением; отец изредка чуть-чуть морщил брови. Зинаида также не понравилась матушке.

1) рассказ;

2) повесть;

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

4) является одним из этапов развития сюжета.

1) описание дома, где жил главный герой;

2) внешность Зинаиды;

3) состояние главного героя перед и во время прихода Зинаиды с матерью;

4) родители главного героя.

А 4. Что определило поведение Зинаиды во время обеда?

1) простота;

2) строгость, надменность;

3) желание угодить хозяевам;

4) забота о благополучии матери.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится мысль о том, что главный герой ничего не понял из читаемой книги про Юлия Цезаря?

1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни;

2) показать невысокие умственные способности героя;

3) охарактеризовать психологическое состояние героя;

4) описать бездумное отношение героя к книгам.

В 1. Укажите лексическое средство, которое характерно для разговорного стиля («канючила»).

Ответ: ________________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Она тотчас заговорила…»).

Ответ:_________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Надо было покориться…», выпишите словосочетание, которое объясняет, что удивило главного героя.

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Надо было покориться…», найдите слово, с помощью которого выражено отношение матушки к Зинаиде.

Ответ: _______________________________________________________

С 1. Как главный герой воспринимает приход Зинаиды с матерью в свой дом? Почему?

______________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Она до того была бледна, такая горькая печаль, такая глубокая усталость сказывалась в каждой ее черте, что сердце у меня сжалось, и я невольно пробормотал:

– Что с вами?

Зинаида протянула руку, сорвала какую-то травку, укусила ее и бросила ее прочь, подальше.

– Вы меня очень любите? – спросила она наконец. – Да? Я ничего не отвечал – да и зачем мне было отвечать?

– Да, – повторила она, по-прежнему глядя на меня. – Это так. Такие же глаза, – прибавила она, задумалась и закрыла лицо руками. – Все мне опротивело, – прошептала она, – ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить... И что ждет меня впереди!.. Ах, мне тяжело... боже мой, как тяжело!

–Отчего? – спросил я робко.

Зинаида мне не отвечала и только пожала плечами. Я продолжал стоять на коленях и с глубоким унынием глядел на нее. Каждое ее слово так и врезалось мне в сердце. В это мгновенье я, кажется, охотно бы отдал жизнь свою, лишь бы она не горевала. Я глядел на нее – и, все-таки не понимая, отчего ей было тяжело, живо воображал себе, как она вдруг, в припадке неудержимой печали, ушла в сад и упала на землю, как подкошенная. Кругом было и светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев, изредка качая длинную ветку малины над головой Зинаиды. Где-то ворковали голуби – и пчелы жужжали, низко перелетывая по редкой траве. Сверху ласково синело небо – а мне было так грустно...

– Прочтите мне какие-нибудь стихи, – промолвила вполголоса Зинаида и оперлась на локоть. – Я люблю, когда вы стихи читаете. Вы поете, но это ничего, это молодо. Прочтите мне "На холмах Грузии". Только сядьте сперва.

Я сел и прочел "На холмах Грузии".

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) деревенская тишина;

2) состояние и чувства Зинаиды;

3) городская суета;

4) красота природы.

А 4. Что определило поведение главного героя в данном фрагменте?

1) желание избежать объяснения с Зинаидой;

2) стремление выделиться на фоне толпы;

3) любовь к Зинаиде;

4) забота об отце.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание поведения Зинаиды?

Загадки и тайны первой любви.

Урок литературы в 9 классе по повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

Учитель Мочалина С.Л. МОУ «СОШ №162» г. Омска

I Вступление к уроку

Повесть Тургенева «Первая любовь» (1858) написана в родовом имении Спасское-Лутовиново. Писатель не скрывал её автобиографического характера: прототипом юного Володи послужил сам Тургенев, главной героини – поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче, прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Хорошо известно, что Сергей Николаевич Тургенев никогда не питал страстных чувств к своей своенравной супруге, холодность к ней распространял и на двух своих сыновей. Это было одним из самых мучительных детских воспоминаний Ивана Сергеевича, их отголоски чувствуются в повести. «Первая любовь» - любимое произведение писателя. «Это – единственная вещь, которая мне до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено»,- признавался он.

II Мотивация учебной деятельности

В романе «Отцы и дети », который вы будете изучать в 10 классе, один из героев подарит любимой женщине кольцо с вырезанным на нем сфинксом и скажет, что сфинкс – это она сама. О чём это говорит? Любовь – это чувство, которое таит в себе множество загадок, порой очень мучительных для человека, тем более, если это первая любовь. Нравится ли вам такая точка зрения, или вы считаете, что в любви нечего утаивать? Сумели вы разгадать все загадки тургеневских героев? Какими они показались вам в своём чувстве? А сам Тургенев как относится к загадочному чувству любви? Попробуем в этом разобраться.

Ш Перейдём к анализу повести

Почему Тургенев прячется за фигуру рассказчика? Для чего понадобился писателю Владимир Петрович, этот немолодой человек с проседью в волосах?

Конечно, учащиеся не первый раз сталкиваются с приёмом «рассказ в рассказе». Он усиливает эффект правдоподобия, придаёт большую достоверность повествованию. Но здесь ещё важна временная дистанция, только она поможет осознать, что же такое было с героем и его чувствами. В самом деле: разве можно судить объективно и без искажений, когда ты юн и влюблён, когда слеп, а так хочется быть зрячим? Это невозможно в 16 лет! Тургенев мудро улыбается и вводит в повествование человека, размышлениям которого можно доверять, - Владимира Петровича. Володю взрослого, который теперь уже в состоянии разгадать все загадки своей юношеской любви.

1 Характер княжны Зинаиды

Начнём с её портрета (гл.2)

Выберите ключевые слова портрета героини. На чём Тургенев делает акцент?

Пожалуй, не на красоте её черт, а на их подвижности, живости, изменчивости, на «милых», «очаровательных» движениях. Поэтому в описании портрета много глаголов: «задрожало», «засмеялось», «сверкнули», «поднялись». Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.

В чём особенность портрета у Тургенева?

За ним виден характер.

Расскажите, чем он необычен?

Он такой же, как её портрет: Зинаида всегда разная, она не бывает одинаковой, в ней всё постоянно меняется. На обеде у матери Володи (гл.6) холодная и чопорная, в ней трудно узнать вчерашнюю ветреницу, в шутливых играх со своими поклонниками (гл.7) Зинаида кажется совершенно легкомысленной, но вдруг в гл.9 мы видим её страдающей, глубоко печальной, с горечью думающей о своей непростой судьбе. Абсолютная свобода самопроявлений, конечно, восхищает, но это только подтверждает, что характер девушки весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.

Главная загадка героини?

Конечно, в том, кого она любит. Именно эта загадка мучит бедного влюблённого Володю. У княжны много обожателей, может ли она увлечься кем-то из них? Нет, это невозможно. Почему?

Сопоставьте жизнь Зинаиды в доме матери, её окружение с мечтами девушки.«Итак, королева слушает эти речи, слушает музыку, но не глядит ни на кого из гостей. Шесть окон раскрыты сверху донизу, от потолка до полу; а за ними тёмное небо с большими звёздами да тёмный сад с большими деревьями. Королева глядит в сад…» (гл.16) О чём вам говорит это сопоставление?

Оно раскрывает нам Зинаиду.

Её возвышенные романтические фантазии далеки от того, что окружает княжну в реальности. Это унизительная бедность (мать Зинаиды разорена), грубость матери, её откровенные заискивания перед богатыми благодетелями. Мечтательность, утончённость, аристократизм девушки резким диссонансом выбиваются из её весьма приземлённого окружения. Володя слишком юн, гусар Беловзоров добр, но глуп, граф Малевский – откровенно фальшив и подл, талантливость поэта Майданова сомнительна, Нирманский – шут, доктор Лушин умён, но сам не верит, что в его «прокалённой» душе осталась любовь к женщине. Это разные люди, но объединяет их одно: заурядность. Как раз этого бежит уставшая от пошлости и грубости княжна. В этих людях всё высказано, всё очевидно, они не подходят на роль романтических героев.

Кто же герой княжны Зинаиды? Встречи с кем ждёт королева из её фантазий? Кто тот таинственный незнакомец в плаще, которого выслеживает Володя в ночном саду?

«Показался человек… боже мой! это был мой отец!» Загадка разрешена, но ценой какого разочарования! Каких душевных мук!

2 Характер Петра Васильевича

А такого человека может полюбить княжна?

Без сомнения. Этот человек отвечает всем девичьим мечтам Зинаиды: он не молод, но утончён, красив, статен, умён и, самое главное, он не такой, как все. Пётр Васильевич – сплошная загадка. Даже наивный Володя понимает, что Зинаида влюблена. Но как можно понять, что отец Володи тоже любит, что и он, зрелый сорокалетний человек, тоже переживает свою первую любовь, ведь И.С. Тургенев нигде не анализирует душевного состояния своих героев, ничего о нем не говорит.

Подумаем, где же Володин отец выдаёт себя? Поищем «улики» в тексте.

Конец 5гл., когда Пётр Васильевич «быстрой и лёгкой » походкой проходит по дорожке сада мимо Зинаиды: «Отец мой всегда одевался очень изящно, своеобразно и просто; но никогда его фигура не показалась мне более стройной, никогда его серая шляпа не сидела красивее на его едва поредевших кудрях». В 14 гл. Володя становится свидетелем их прогулки верхом: «Отец говорил ей что – то, перегнувшись к ней всем станом и опершись рукой на шею лошади…», княжна слушает его, сжав губы. При появлении Беловзорова «отец подобрал поводья,…она медленно подняла на него глаза – и оба поскакали…»

О глубоких чувствах Петра Васильевича сначала можно догадываться только по этим косвенным свидетельствам, но они красноречивее слов любви. Отчего он помолодел, отчего так легка его походка, отчего его тянет разговаривать с девушкой, низко нагнувшись к ней? Отчего так медленно поднимаются глаза княжны? Ответ один: они любят и скрывают свою преступную любовь, но внутреннее состояние героев, их душевные переживания выдаёт внешний жест, движение, которые многое делают понятным. В этом особенность психологизма Тургенева. (Психологизм - изображение внутренней, скрытой жизни человеческой души).

Попросим ребят привести ещё один пример такого «скрытого» психологизма.

Конечно, вспоминается сцена подсмотренного свидания героев в домике у реки, в которой всегда спокойный и ироничный Пётр Васильевич теряет самообладание и бьёт Зинаиду хлыстом по руке (гл.21).

Как он может так поступить с той, которую любит?

Удар хлыстом – это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке – нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.

А нужны ли такие загадки и сложности в выражении любовных чувств? Нужна ли тайна в любви (всё равно какой: запретной или разрешённой)?

Над этим стоит подумать и поговорить с ребятами, тем более что тема урока выводит на такой разговор. Не слишком ли нас приучили к откровенной прямоте в выражении доверительных чувств? Всё выплеснуто, вывернуто, всё выставлено на всеобщее обозрение - никаких тайн! И только бедная, забытая всеми русская классика ненавязчиво учит: истинное глубокое чувство стыдливо, оно не выставляется напоказ. И если бесстыдство (само слово такое непопулярное!) никого уже не смущает, то почему не озаботиться мыслью хотя бы о том, как безгранично упрощает и обедняет мужчин и женщин жизнь без тайны в выражении самого сокровенного. Нужно обратить внимание учащихся на то, как деликатен Тургенев в изображении откровенных сцен, ведь в повести представлена не только любовь духовная (Володя), но и любовь плотская, физическая (Пётр Васильевич). Глазами Володи мы видим, как тихо опустилась белая штора в окошке спальни Зинаиды, когда туда входит под покровом сумерек её возлюбленный, и всё…Остальное - тайна только этих двух людей.

3 Испытание любовью для героев повести.

Жизнь не роман, всё в ней грубее и проще. Рядом с возвышенными чувствами - мелкие страстишки, рядом с героями – мерзавцы. Их стараниями тайна перестала быть тайной. Происходит унизительная для Петра Васильевича ссора с женой, мучительное расставание с Зинаидой, для которой их любовь имела трагичные последствия. Испытание любовью герой однозначно не выдерживает.

Почему?

Ради любимой Пётр Васильевич готов на унижение: он плачет, умоляет жену отпустить его. Это уже много для такого гордого человека, но условности той среды, к которой принадлежит он от рождения, (а может и боязнь остаться без средств) оказываются сильнее чувств. Верность долгу оборачивается предательством той, кого он любил. Любовь преобразила отца Володи, но показала всю его слабость.

Для Володи первая любовь обернулась жестокой драмой: «Все цветы мои были вырваны разом и лежали истоптанные». Он сразу повзрослел и очень переменился. Но она же стала и величайшей ценностью его жизни, даром судьбы, который покупается в страданиях, хотя понять это он может лишь став взрослым.

Мог ли быть иной исход?

Конечно, нет. Эта любовь беззаконна. Каждый из героев по-своему расплатился за минуты счастья в ней: от удара умер Пётр Васильевич, в обстановке кажущегося благополучия внезапно умирает княжна, лишается всех юношеских иллюзий Володя.

Любовь, по мысли писателя, не только бесценный дар судьбы, но и тяжелейшее испытание, не каждому даётся выдержать его и реализовать в ней своё счастье.


  1. Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпи-лог. Как каждая из этих составных частей общей структуры «работает» на то, чтобы читатель С вни-манием и интересом читал повесть?
  2. Глава I — экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его заняти-ях, в главах II, III, IV осуществляется за-вязка — знакомство с княжной Зинаидой, которая привлекла его внимание. В гла-ве XII наступает кульминация: Владимир совершает решительный поступок, дока-зывая свою любовь к Зинаиде, и получает непосредственное признание ее в любви и горячие поцелуи. В XV главе наступает развязка: Владимир узнает, что Зинаида любит другого, а к нему относится с дру-жеским чувством. В эпилоге (глава XXII) герой узнает о смерти Зинаиды, ныне гос-пожи Дольской. Особенностью этой турге-невской повести о любви является посто-янная напряженность действия, дина-мизм. Герой и читатель заинтригованы необычным поведением Зинаиды и стре-мятся к разгадке.

  3. Тургенев говорил, как свидетельствуют совре-менники, что «это единственная вещь… которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено… «Первая любовь» — это пережито». Могут ли эти слова Тур-генева убедить нас в том, что «Первая любовь» — автобиографическая повесть?
  4. Конечно, ведь писатель говорит о пере-живании тех чувств, которые он испыты-вал в юности. Удовольствие от перечи-тывания повести, которая не сочинена, а «сама жизнь», свидетельствует о бли-зости автору описанных в ней событий и убеждает нас в ее автобиографичности.

  5. В процессе работы над повестью автор осо-бенно тщательно отрабатывал варианты портрета Зинаиды. Даже цвет глаз ее менялся несколько раз: сначала это были «прекрасные глаза», потом «глу-бокие темно-серые глаза», затем «ласковые, чудес-ные глаза», «светлые живые глаза» и, наконец, «светлые глаза». Попробуйте обосновать этот окон-чательный вариант Тургенева.
  6. Пожалуй, «светлые глаза» самое емкое и точное определение для глаз Зинаиды, оно включает в себя понятия «прекрас-ные», «ласковые, чудесные», «живые», так как эпитет «светлые» имеет не толь-ко цветовое значение, но и значение, отражающее внутреннюю сущность ге-роини, а она, эта сущность, — светлая, независимо от более точных цветовых от-тенков.

  7. Какую роль в повести играют описания снов? Вспомните хотя бы один из них и определите его роль в композиции произведения.
  8. Сны отражают настроение героев повес-ти и предвещают наступление решитель-ных, поворотных событий. Запомнился страшный сон Владимира, в котором он видит отца, стоящего с хлыстом в руке, на лбу Зинаиды отчетливо запечатлелась красная черта. А сзади них окровавлен-ный Беловзоров гневно грозит отцу. Этот сон как бы подводит итог сюжетным со-бытиям и готовит развязку и эпилог: смерть отца, судьба Беловзорова и траги-ческий конец Зинаиды.

  9. Тургенев — признанный мастер пейзажа. Най-дите в повести те пейзажные описания, которые, по вашему мнению, точнее всего раскрывают чувства героев, действуют на эмоциональную тональность событий.
  10. Прежде всего это картина ночной грозы в Нескучном саду. «На небе вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы». Герой призна-ется, что немые молнии, казалось, отве-чали тем немым и тайным порывам, ко-торые вспыхивали также и в нем. Это очень сильное сравнение картины приро-ды с рисунком чувств, ощущаемых Вла-димиром.

  11. В сне Зинаиды описывался прекрасный сад и не менее прекрасный фонтан, у которого должна была появиться героиня. В этот момент в чувствах Владимира происходит весьма стремительный ры-вок от восторга к прозаическому поступку: «Сад… Фонтан… — подумал я. — Пойду-ка я в сад». Как можно объяснить это сопоставление? Материал с сайта

    Сон подсказал Владимиру, что у него есть соперник. И это очень огорчило его.

  12. Помогло ли вам раздумье над текстом «Пер-вой любви» понять, почему Тургенев считал это произведение своим любимым?
  13. Герой повести — почти ребенок, и каж-дое его переживание несет печать его воз-раста. Его любовь — светлое юношеское чувство, самое благодарное и почти беско-рыстное. Оно охватывает человека, кото-рый только начинает жить и вырастает из неопределенных предчувствий и ожида-ний. Эта любовь, в которой открывается гармония чувства. Не случайно повесть заканчивается гимном молодости и люб-ви: «О молодость! О молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести… состоит именно в том, что ты пускаешь по ветру силы, которые бы ни на что другое упо-требить бы не сумела…»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ответ на вопрос по повести ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ И.С.ТУРГЕНЕВА:от чьего имени ведётся повествование?
  • что ответить это первая любовь
  • экспозиция в первой любви тургенева
  • викторина по повести тургенева первая любовь
  • какая композиция повести первая любовь

МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск

Открытый урок

И. С. Тургенев «Первая Любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Учитель: Федяева Л.

Саранск 2011

Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Цели урока:

биография обзорно (история семейных отношений);

анализ эпизодов повести.

Оборудование урока:

портреты И.С. Тургенева, его отца и матери, рисунки учащихся, плакат с цитатами из произведений И.С. Тургенева о любви.

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!..

    Слово учителя об изучении повести И.С. Тургенева «Первая любовь» учащимися 9-х классов. Обращение к эпиграфу, который отражает двойственное отношение Тургенева к проблеме любви.

    Обращаем внимание на цитаты Тургенева о любви, которые написаны на доске или на плакате:

«Чужое я внедрилось в твое... и твое я умерщвлено».

(И.С. Тургенев «Любовь».)

«Любовь даже вовсе не чувство - она болезнь... Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка...» («Переписка», 1856)

«Любовь - цепь, и самая тяжелая... По крайней мере я дошел до этого убеждения... Купил это убеждение ценой жизни, потому что умираю рабом». («Переписка», 1856)

«Нет, в любви одно лицо - раб, а другое - властелин...»

(«Переписка», 1856)

Вывод учащихся, затем учителя.

Вывод по цитатам:

Любовь представлялась писателю так же, как природа, стихийной и

бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Любовь, по

Тургеневу, - сила смертоносная, превращающая человека в «надломленное дерево» и

обреченное на заведомую гибель. Любовь против воли человека захватывает его душу,

подчиняет его другому человеку, делая его слабым и превращая в раба.

Вы можете испугаться этого чувства, как тёмной и страшной силы, но любовь в тургеневском понимании имеет свою оборотную сторону - светлую. И такая её сторона представлена в «Первой любви», о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

«Первая любовь» - «единственная вещь», доставлявшая удовольствие писателю, находящемуся в конце своего пути, одно из самых любимых его произведений. И это потому, что он этой повести не придумывал: «Я не придумывал этой повести; она дана мне была целиком самой жизнью», «Первая любовь - это пережито», - так напишет Тургенев в год своей смерти. Тем самым посылая привет своему отцу, которого бесконечно обожал, незаурядному, глубоко чувственному, тому, с кем всегда мечтал быть рядом...

Ученики, получившие индивидуальные задания, рассказывают об отце И. С. Тургенева и их семейных взаимоотношениях.

1 ученица: Ко времени знакомства с Варварой Петровной Лутовиновой за плечами двадцатилетнего кавалергарда поручика Сергея Николаевича Тургенева ничего не было, кроме 140 крепостных в деревеньке его отца, родословной, герба, знания языка и редкой красоты. Известен случай, когда уже после смерти мужа Варвара Петровна встретилась за границей с владетельной немецкой принцессой и та, увидев браслет с портретом Сергея Николаевича, сказала: «Вы - жена Тургенева, я его помню; после смерти императора

Александра 1 я не видела никого красивее вашего мужа».(Учитель обращает внимание учеников на портрет С.Н. Тургенева).

2 ученик: Отец И.С.Тургенева принадлежал к роду, в котором были стольники, воеводы, начальники приказов, капитаны - исправники, ревностно и верно стоящие на службе Отечеству. Сергей Николаевич участвовал в Бородинском сражении, «храбро врезался в неприятеля и поражал оного с неустрашимостью». Волевой, с сильным характером, прекрасно образованный, аристократичный, он состоял в дружеских отношениях со многими известными людьми своей поры - писателями М.Н. Загоскиным и Ф.Н. Глинкой, поэтом И.И. Дмитриевым, драматургом А.А.Шаховским.

3 ученица. В 1816 году Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить лошадей со Спасского конного завода для полка. Встреча с хозяйкой, некрасивой, сутуловатой, старше его на 6 лет, могла даже не задержаться в сознании молодого красавца, если бы не хваткость Варвары Петровны. Очарованная нечаянным гостем, она вместе с тем понимала, что шансов на ответную симпатию у нее нет никаких. И тогда Варвара Петровна, уже будучи осведомленной о материальном положении поручика (Тургенево находилось в 18 верстах от Спасского), решила пустить в ход свой главный козырь -богатство. Прощаясь с Сергеем Николаевичем, она пригласила его вновь посетить Спасское. И почувствовав уклончивость в ответе молодого красавца, оставила в залог его портупею. Рассказывают, что старый Тургенев на коленях просил сына согласиться на брак с Лутовиновой. (Портрет на доске).

4 ученик. 14 января 1816 года в церкви Спасо - Преображенья, в селе Спасском -Лутовинове состоялось венчание Сергея Николаевича и Варвары Петровны. Выбором места венчания невеста дала понять, каковы будет распределение ролей в будущей семье. Она богата и потому имеет право претендовать на управление всеми хозяйственными делами и на распределение доходов. Тем более, что за женихом, кроме родословной и красоты, ничего не стояло. Женившись на Варваре Петровне по расчету, он никогда так и не смог полюбить ее. Она же любила мужа безгранично и тяжело переживала многочисленные романы своего мужа. Время спустя каждый из супругов стал жить собственной жизнью: он - покорствуя своему любвеобильному характеру, она - властной хозяйкой усадьбы.

5 ученица. Но сыновей Сергей Николаевич никогда не обходил вниманием. Особенно вдумчиво и взыскательно он относился к их образованию. Именно он решает отдать Ивана и Николая в пансион Вайденгаммера, в котором они находились до лета 1830 года. Уже тогда тяжело больной желчнокаменной болезнью и отправившийся весной 1829 года за границу на операцию, Сергей Николаевич осенью этого же года вернулся в Россию с единственной целью - решения дальнейшей судьбы мальчиков, их окончательного устройства.

6ученик: Отец писал письма своим мальчикам, «Строгие и участливые». Он внушал им высокие понятия благородства, порядочности, умение быть самим собой, не пытаться оригинальничать. Судя по поведению отца, он будто знал, что ему остается недолго пробыть с детьми. Поэтому Сергей Николаевич максимально стремился участвовать в их взрослении и одновременно «хоть отчасти увековечить себя в детях». Будучи глубоким, незаурядным человеком, он, вероятно, не довольствуется утвердившейся в отношении себя ролью «ловца женских сердец». А ведь об отце Тургенева зачастую мыслят именно в этом роде.

Учитель: Мы рассказали об отце Тургенева потому, что и о нем пойдет речь в повести «Первая любовь». Приступаем к анализу данной повести. - Назовите героев повести. Запись в тетради.

Герои Прототипы

Владимир " Иван Сергеевич Тургенев

Его отец Сергей Николаевич Тургенев

Его мать Варвара Петровна

Зинаида Поэтесса Екатерина Шаховская (В

замужестве Владимирова)

Предоставление портретов учителем

1)Счастъе:

- Предчувствие любви (чтение эпизода) Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

(В нем живут два чувства, грусть и радость, но он ждет радости и осознает, что они связаны с женщиной).

Встреча с девушкой (чтение эпизода)

(Любовь пришла, пришла и радость, и счастье, он радовался, как ребенок, и боялся, что это сон).

Прокомментируйте сцену - проснулся перед утром...

Завязка сюжета

Зинаида у окна (чтение эпизода). -Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

(Влюбленный Володя - юноша - рыцарь, обожествляющий свой идеал, видит перед собой женщину- ангела. Он как истинный рыцарь преклоняется к ее ногам, готовый поласкать каждую складочку ее платья и передника. Он опять счастлив, он испытывает прекрасное чувство, оно чистое, возвышенное, он боготворит девушку, по - рыцарски мечтая умереть у ее ног, весь облитый кровью спасая ее от рук неприятеля, вызволяя из темницы). «Жизнь отдать, лишь бы она не горевала ».

Первый поцелуй (прокомментировать) чтение. (Он по-рыцарски, соблюдая придворный этикет, по всем правилам целует даме руку: встает на одно колено (два) - поцелуй неловкий, но искренний и благородный - в итоге он опять счастлив - « Но я чувствовал себя...»).

Второй поцелуй (кульминация) - пик счастья - чтение эпизода. («Мне казалось...»)

Вывод : любовь дарит человеку счастье, радость, восторг, делает окружающий мир прекрасным, и природу, и людей и т.д.

2) Душевная боль.

- Но наш влюбленный герой как счастлив, так и несчастлив. По каким причинам?

Ревность (примеры цитат: «Мне вдруг стало очень грустно... Я силился не плакать... Я ревновал к гусару...».Холодность («Обращение Зинаиды со мной меня окончательно убило»).

    Ревность к тому, кого она полюбила.

- Как герой относится к своему отцу? (« Он казался мне образцом мужчины...»).

Какие советы давал отец сыну?

(«Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать- в этом шутка жизни». «Умей хотеть - и будешь свободным...». «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...»).

А что надобно Зинаиде?

Кого любит Зинаида?- чтение эпизода « Я услал Филиппа...»

Развязка.

Изменилось ли отношение к отцу?

Нет. («.. .я даже не роптал на отца...». «Напротив: он как будто вырос в моих глазах...».

(Опять перед нами благородный мальчик - рыцарь, с достоинством переживает боль

утраченной любви)).

К Зинаиде?

Нет («... я буду любить и обожать вас до конца дней моих ».

Об обоих вместе?- чтение.)

(За жертвенность собой, за смелость, « не побоялась погубить свою будущность»).

Автор любил своего отца и Зинаиду, преклонялся перед ними, уважал их любовь, считая ее идеалом большим, незнакомым, красивым, неизвестным чувством, которое могло сломить таких умных и сильных людей, заставляя их плакать, хотя они ждали его и готовы были бороться с ним и победить его, но... Чем сильнее люди, тем сильнее и беспощадней любовь, и люди в этом совсем не виноваты.

Первую любовь пережили и сын, и Зинаида, и отец (В 40 лет!).

Р.s. Зинаида - Е. Шаховская ровно через год после смерти Сергея Николаевича вышла замуж за некоего Владимирова, а через 9 месяцев и 11 дней умерла после родов. Похоронена на Волковом кладбище в г. Петербурге недалеко от могилы отца И.С. Тургенева. Надпись на надгробии стала эпиграфом к нашему уроку.

Выводы учащихся.

Д/з: Пейзажные зарисовки в повести И.С. Тургенева (найти и прочитать).

Тема урока : История любви как основа сюжета повести «Первая любовь»

Имя урока: “«Первая любовь» – это пережито” (И.С. Тургенев)

Эпиграф:

«Это единственная вещь, которая мне самому

до сих пор доставляет удовольствие,

потому что это сама жизнь, это не сочинено…»

И.С.Тургенев

Цель урока: Проверка первичного восприятия текста.

Выделение идейно-эмоционального содержания повести.

Знакомство с автобиографической основой.

Задачи:

Продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

Совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;

Ход урока.

1.Оргмомент. Сообщение темы, имени и эпиграфа урока.

Учитель. Прослушайте и ответьте на вопрос: О чем стихотворение? Какие чувства автора передает? Каким образом перекликается с содержанием повести? Слайд 3.

Прослушивание романса на стихи Тургенева «Утро туманное»

Слайд с текстом.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, как жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,

Многое вспомнишь родное, далекое…

Романс посвящен теме любви. Воспоминания, об ушедших любовных переживаниях, что роднит содержание повести и романс. Рассказчик Владимир Петрович вспоминает о своей первой юношеской любви.

2.Изучение нового материала

Учитель. Я просила вас подобрать дома цитаты Тургенева о любви. Прочтите их, пожалуйста.

Без горячей любви, без глубокой и сильной веры не стоит жить.

Учитель. Какой вывод о Тургеневе, как о человеке, вы могли бы сделать, прослушав романс, высказывания писателя? Как он относится к этому чувству?

ответ: Любовь…Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев – один из писателей, трепетно изображающих рождение вечно юного чувства –любви . Он ставит чувство любви превыше всех человеческих чувств. Любовь пробуждает в нас все лучшее. Счастлив человек, умеющий любить и испытывающий это чувство. А первая любовь самая трепетная. Говорят, что она не забывается.

Учитель. Согласны ли вы с этим? Ваши впечатления от прочтения повести.

Актуально ли произведение, ведь она написана более 150 лет назад?

ответы: Сфера человеческих переживаний не изменилась за эти годы. Проблема первой любви так же актуальна для человечества, как и в 19 веке. Главный герой – почти ровесник. Его трепетные переживания. Нравственная чистота.

Учитель. Думаю, что вам хотелось бы узнать о повести побольше.

Посмотрите внимательно на имя урока и эпиграф. Сформулируйте цели нашего сегодняшнего урока.

Вам помогут данные опорные слова (на доске дописываю цели):

    Основа …

    Посвящение …

    Мнение …

Примерные ответы учащихся:

    Имя урока подсказывает, что у произведения автобиографическая основа. Так ли это?

    Кто такой Анненков? Почему именно ему посвящено произведение?

    Мнение моих одноклассников и современников Тургенева о произведении.

Работа в группах

Учитель. Предлагаю начать с посвящения. Прослушайте индивидуальное сообщение и составьте тезисный план.

Примерный план:

Близкий друг И.С. Тургенева

Литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф

Учился в Горном институте Петербурга

Вольнослушатель историко-филологического факультета

Дружба с Гоголем и Белинским

Поездка в Европу

- «Письма из-за границы» и «Путевые записки»

Учитель. Сравните свои записи с записями на доске.

ОБ Анненкове.

Повесть посвящена близкому другу И.С. Тургенева Павлу Васильевичу Анненкову (1813–1887). Анненков литературный критик, мемуарист, прозаик, биограф и издатель собрания сочинений А.С. Пушкина. Родился в семье богатого симбирского помещика, получил соответствующее дворянам того времени домашнее образование. Учился сначала в Горном институте Петербурга, из которого ушёл в 1832 г. и стал вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1833 г. был зачислен в канцелярию Министерства финансов в чине коллежского секретаря, но вскоре оставил службу. Дружба с Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, начавшаяся в эти годы, определила будущую литературную судьбу Анненкова. 1840-1843 гг. он провёл за границей, посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Данию, Англию. Свои впечатления живо и интересно отразил в «Письмах из-за границы» и «Путевых записках». Анненков вместе с Гоголем жил в Риме и переписал под его диктовку первый том “Мёртвых душ”, был свидетелем работы В.Г. Белинского над “Письмом к Гоголю”. В петербургский период (1843-1845 гг.) П.В. Анненков ещё больше сблизился с Белинским и его друзьями Герценом, Огарёвым, Грановским и др. Познакомившись с И.С. Тургеневым, Анненков стал до конца жизни писателя его другом и литературным советчиком. Выступая в мемуарном жанре, отразил всё богатство личных впечатлений, умело сочетая их с исследовательским элементом. Важное место в мемуарах П.В. Анненкова занимают воспоминания «Молодость И.С. Тургенева. 1840-1856» (1884). К тому же Павел Васильевич Анненков является первым публикатором писем Тургенева.

Для меня было бы интересно узнать мнение Анненкова о повести, посвященной ему, но, к сожалению, я не нашла ничего по этому поводу. Думаю, что и у каждого из вас сложилось определенное мнение о произведении, каждый сделал для себя определенные выводы. Но современниками Тургенева повесть “Первая любовь” была воспринята неоднозначно. Для нас прежде всего важны мнения тех читателей, к кому внимательно прислушивался сам Тургенев. Это Луи Виардо и Гюстав Флобер.

В письме французского писателя и критика пластических искусств Луи Виардо к Тургеневу (Париж, 11/23 ноября 1860 года) мы читаем резкую критику повести: “Мой дорогой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”. Откровенно говоря, если бы я был редактором “Revue des Deux Mondes”, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой. Все его персонажи отдают одиозностью (одиозный - вызывающий к себе крайне отрицательное отношение). Словарная работа.

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 года он пишет Тургеневу: “...я особенно хорошо понял эту вещь.… Всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто ещё вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Для меня это вершина».

3.ФИЗМИНУТКА

Литературный спор (дискуссия). (Беседа на выявление первичного восприятия).

Учитель. Ребята, а вы в большей степени склоняетесь к какому мнению? Кто же прав? Обоснуйте свою точку зрения, аргументируя ответ цитатами из текста.

Так что же представляет тургеневская повесть: образец «нездоровой литературы» или «вершину»?

Фронтальная беседа

Наводящие вопросы на тот случай, если учащиеся вяло отреагируют на предложение сформулировать свою точку зрения.

Перечислите героев и персонажи повести. Что в них одиозного? Чем это можно оправдать, как объяснить?

Дайте краткую характеристику каждому из них.

Встретились ли вам эпизоды, поступки героев, вызвавшие какие-либо негативные чувства?

Кто из героев вызвал симпатию? Почему?

Какова основная мысль повести? Тема? Идея? Проблема?

Почему Флобер считает указанные две строчки «вершиной»? Сделайте вывод.

Образец «нездоровой литературы»

«Вершина»

Х арактер девушки весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.

Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.

У княжны много обожателей . Для чего она кокетничает с ними?

Володя слишком юн,

гусар Беловзоров добр, но глуп,

граф Малевский – откровенно фальшив и подл,

талантливость поэта Майданова сомнительна,

Нирманский – шут,

доктор Лушин умён, но сам не верит, что в его «прокалённой» душе осталась любовь к женщине.

Это разные люди, но объединяет их одно: заурядность.

Не может о на увлечься кем-то из них. Э то невозможно.

-Сопоставьте жизнь Зинаиды в доме матери, её окружение с мечтами девушки.«Итак, королева слушает эти речи, слушает музыку, но не глядит ни на кого из гостей. Шесть окон раскрыты сверху донизу, от потолка до полу; а за ними тёмное небо с большими звёздами да тёмный сад с большими деревьями. Королева глядит в сад…» (гл.16) О чём вам говорит это сопоставление?

Её возвышенные романтические фантазии далеки от того, что окружает княжну в реальности. Это унизительная бедность (мать Зинаиды разорена), грубость матери, её откровенные заискивания перед богатыми благодетелями. Мечтательность, утончённость, аристократизм девушки резким диссонансом выбиваются из её весьма приземлённого окружения.

Юная девушка не должна заводить романов с женатым мужчиной.

Отец Володи. Этот человек отвечает всем девичьим мечтам Зинаиды: он не молод, но утончён, красив, статен, умён и, самое главное, он не такой, как все. Пётр Васильевич – сплошная загадка.

Петр Васильевич. Его не интересуют чувства несчастной жены, влюбленного сына и Зины. Между супругами вспыхивают ссоры, страдают Владимир, Зинаида - а Петр Васильевич хладнокровно использует ситуацию в своих целях. Страдания и боль близких его не волнуют.

По описанию отношений с женой в повести видно, что между супругами нет и, скорее всего, никогда не было любви. Полюбив по-настоящему, Петр Васильевич честно признается в своих чувствах жене, даже плачет при этом.

Удар хлыстом. Как он может так поступить с той, которую любит?

Удар хлыстом – это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке – нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.

Для чего Зинаида так жестоко проверяет чувства Владимира? Прыжок со стены.

Чувство блаженства, сладкую боль испытывает герой. Готов ради любимой на все, хотя и понимает, что он еще ребенок.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Учитель. Что может оправдать поступки, поведение героев? Конечно же чувство любви!

Вывод: То, как описывает чувства и переживания Тургенев, можно по праву считать вершиной. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом и свидетельствуют упомянутые выше строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Вот теперь, после нашей беседы, настало время узнать: имеет ли повесть автобиографическую основу?

Индивидуальные сообщения.

Первое сообщение.

Вся моя биография – в моих сочинениях” – эти слова Тургенева ещё раз подтверждаются повестью “Первая любовь”, основанной на автобиографическом материале.

““Первая любовь” – это пережито”, – замечал Тургенев в своём дневнике. Действительно, в повести мы видим последовательность реальных жизненных фактов: действие происходит летом 1833 года, когда будущему писателю шёл шестнадцатый год, а его герой, Вольдемар, на год старше. “До четырнадцати лет, – вспоминал Тургенев, – я был маленький ростом; угрюмый, упрямый, злой и любил математику. Четырнадцати лет я заболел, пролежал несколько месяцев в постели и встал почти таким высоким, каким теперь меня видите. Доктора уверяли, будто я и болел-то от сильного роста. С тех пор я совершенно изменился, – стал мягкий, слабохарактерный, полюбил стихи, литературу, стал склонен к мечтательности...” (Островская Н.А. Из воспоминаний о Тургеневе // Тургенев в воспоминаниях современников. М.: Правда, 1988).

Прототипами родителей Володи стали родители И.С. Тургенева. Писатель рисует яркий и достоверный портрет своего отца, о чём он сам неоднократно говорит. Многие его за это осуждали, но писатель восхищался красотой своего отца, его неотразимой очаровательностью. Это качество унаследовал от отца и сын. Его, как и отца, влекли к себе незаурядные, артистические, одарённые натуры: Полина Виардо, баронесса Юлия Вревская, актриса Мария Савина. И он, почти мальчик, и его отец полюбили молодую и удивительно красивую поэтессу Екатерину Шаховскую. Для отца это была последняя, почти роковая любовь, которая, по мнению некоторых критиков, и ускорила его гибель. Причины смерти Сергея Николаевича Тургенева до конца неизвестны. Сама Варвара Петровна (мать писателя)намекает на это в одном из писем, говоря о “насильственной смерти” мужа.

В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое».

Учитель. Однажды на вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь»,Тургенев ответил: «Этот мальчик –ваш покорный слуга…-Как? И вы так влюблены были?- Был. - И с ножом бегали?- И с ножом бегал».

О прототипе главной героини повести, расскажет Пивоварова Диана.

Второе сообщение. Прототип Зинаиды Засекиной

Прототип Зинаиды Засекиной - реальное лицо – княгиня Шаховская, поэтесса. Под её именем в 30-х годах напечатано несколько стихотворных отрывков. Кроме того, в 1833 году вышла отдельным изданием поэма "Сновидение", с подзаголовком: "Фантасмагория". Стихи Шаховской производят необычное впечатление. Особенно, если перед этим перечитаешь тургеневскую "Первую любовь". Её импровизации легки и свободны, даже - изящны. Поэтическим опытам Шаховской в сильной степени присущи исповедальные мотивы. Этим они для нас особенно ценны. С детской непосредственностью рассказывает княжна о том, какое смятение вызвала любовь у ее героини, как велика у нее решимость отстаивать свое чувство против целого мира.

Глагол ничтожной суеты!

Я не хочу его привета

И презираю клеветы!

Я знаю, люди не поймут,

Не оценят моих желаний

И не постигнут упований!

С душой холодной не дадут

Они мечте моей ответа...

Для них чужда душа Поэта,

Их сила чувства не живит,

Их жизнь души не проявит.

Дальнейшая судьба передана Тургеневым в повести в значительной мере в соответствии с реальностью. В сентябре 1835 года, то есть без малого через год после смерти С.Н.Тургенева, Шаховская вышла замуж. Замужество княжны какой-то отчаянный жест, демонстрация. 22 июня 1836 года у Екатерины Львовны, как свидетельствуют документы, родился ребенок, мальчик, названный Александром. Через шесть дней после родин мать скончалась. В Петербурге, на Волковом кладбище, в начале прошлого века ещё сохранялось небогатое надгробие над могилой Е.Л.Владимировой, в девичестве княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!

Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.

Кто написал эти пронзительные слова? Кто посылал ей прощальный привет? Неизвестно.

4.Подведение итога

5.Рефлексия.

6.Выставление отметок.

7.Д/З (Учащиеся получают набор вопросов и заданий).

Для анализа и самостоятельных интерпретаций 4 эпизода (подготовка к работе в группах) :

I вариант: “Игра в фанты” (гл. VII);

II вариант: “Гроза” (гл. VII);

III вариант: “Прыжок со стены” (гл. XII);

IV вариант: “Объяснение Зинаиды и отца” (гл. XXI).

П л а н а н а л и з а э п и з о д а

Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.

Речевой строй эпизода: диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).

Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или: Что и как описывается? Какие детали описаний можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования?)

Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или: Какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов?)

Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?

Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создаётся?

Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?

Закончить урок мне хотелось бы стихотворением Всеволода Рождественского:

Рождественский Всеволод

Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?