Яркий представитель романтизма в русской литературе. Романтизм в литературе – основные черты, представители

Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца.

В. Белинский

I. Понятие “романтизм”. Исторические предпосылки. Основная задача романтизма.

Последнее десятилетие XVIII – начало XIX века – время больших социальных и исторических потрясений, а вместе с этим – перемен во всех сферах жизни. Три главных события этого периода – Великая французская революция 1789 года, наполеоновские войны, подъем национально-освободительного движения в Европе.

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей “Свободы, равенства, братства”.

Но время шло, и все более становилось заметно, что новый общественный порядок далёк от того идеала справедливого мира, который предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом чего явились новые контрасты, противоречия, духовное опустошение личности.

В философии и искусстве начала XIX века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить её вызвали появление новой мировоззренческой системы – РОМАНТИЗМА.

Впервые этот термин был использован немецкими писателями и поэтами в 1798 году.

Сформировавшись в рамках литературного течения на рубеже XVIII – XIX вв. в Германии, романтизм получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик развития приходится на первую четверть XIX века.

Само слово “романтизм” (франц. romantisme) происходит от испанского romance. Так в средние века называли рыцарский роман. В XVIII в. оно означало “странное”, “фантастическое”, “живописное”. Это значение как нельзя лучше обозначило суть эпохи. Разница между идеалами и реальностью была очевидна для всех. В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же замыкались в себе, уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.Главной задачей романтизма стало изображение внутреннего мира человека, его душевной жизни.

Разочаровавшись в настоящей, реальной жизни, романтики искали духовную опору в прошлом, тем самым, открыв принцип историзма в искусстве. В результате появляется интерес к национальной культуре, народной жизни, увлечение народными сказаниями и песнями.

II. Романтический герой

Особенности мировоззрения романтиков нашли выражение в образах романтических героев.

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.

Романтики стремятся противопоставить яркую свободную личность мрачной действительности, и в этом противопоставлении проявляется образ “лишнего человека”, тема одиночества.

Прогрессивные романтики создают образы сильных людей с необузданной энергией, с бурными страстями, бунтующих против обветшалых законов несправедливого общества. “Мировое зло” вызывает протест, требует отмщения, борьбы. Но судьба таких бунтарей-одиночек также глубоко трагична: в этом мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу.

Романтический герой не обязательно положителен, главное, что он отражает тоску по идеалу.

III. Темы романтизма

Романтиков интересовали все страсти – и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех её проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Тема любви занимает господствующее место и сквозной нитью проходит через творчество всех романтиков.

Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Подобно образам любви, душевное состояние олицетворяет природа. Этот образ может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться. Поэтому в произведениях романтиков природа – это часто стихия (море, горы, небо), с которой героя связывают сложные взаимоотношения.

С образами природы часто соперничает тема фантастики, что, вероятно, порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням.

IV. Жанры

Новые темы и образы потребовали и новых жанров. В это время в литературе появляются фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма, баллада. Крупнейшим художественным открытием эпохи явился исторический роман. Основоположником его стал В.Скотт (1771-1832). Романтические поэмы на средневековые сюжеты и исторические романы В.Скотта отличает интерес к родной старине, к устной народной поэзии.

Ведущими жанрами эпохи становятся новелла и литературная романтическая сказка (Л. Тик, А. Арним, К. Брентано и, прежде всего, Э. Т. А. Гофман).Почему же именно в это время возрастает интерес к сказке? В первые два десятилетия XIX века почти во всех странах совершается новое открытие своей национальной истории, народных обычаев, песен, сказок, обрядов. Именно в эпоху романтизма были опубликованы первые сборники народных песен и сказок. Особенно значительна была в этом роль немецких лингвистов и сказочников братьев Гримм – Якоба, 1785-1863 и Вильгельма, 1786-1859 ("Белоснежка и семь гномов", "Бременские музыканты", "Волк и семеро козлят", "Горшочек каши", "Соломинка, уголёк и боб", "Храбрый портняжка"). Сказка стала восприниматься как проявление народного гения, и Романтик, сочинявший сказки, пытался возвыситься до этого гения. Возникновение и оформление во Франции литературной сказки как жанра связывается с именем Шарля Перро (1628-1703; "Красная шапочка", "Мальчик-с-пальчик", "Спящая красавица").Почти через сто лет значительно расширил само понятие этого жанра немецкий романтик Людвиг Тик (1773-1853). В его произведениях показываются связи человека и природы, реального и фантастического миров, внутренней жизни романтической личности.

Л. Тик. Сказка-новелла “Белокурый Экберт”

V. Романтизм в музыке

сложился в 20-е годы XIX века под влиянием литературы иразвился в тесной связи с ней.

Отвергая правила классицизма, романтики требовали смешения жанров, обосновывая его тем, что это соответствует истинной жизни природы, где смешаны красота и безобразие, трагическое и комическое. Они отстаивали свободное эмоциональное искусство. Отсюда расцвет жанра оперы как синтетического жанра.

Не менее популярным становится жанр песни (романса). Появляются целые циклы песен, объединенные одной темой. Величайшие шедевры в песенно-вокальном жанре создал австрийский композитор Франц Шуберт (1797-1828). Немецкая поэзия, переживавшая в то время расцвет, стала для него бесценным источником вдохновения. Для песен Шуберта характерна непосредственность воздействия на слушателя: благодаря гению композитора слушатель сразу становится не наблюдателем, а соучастником.

Огромное значение приобретает программность. Страстным пропагандистом идеи программности в музыке был венгерский композитор Ференц Лист (1811–1886). Он воплотил в музыке образы произведений Данте, Петрарки, Гёте. Он передавал в музыке и содержание живописи Рафаэля (“Обручение”), скульптуры Микеланджело (“Мыслитель”). Лист – композитор-новатор. В связи с программностью он переосмыслил классические жанры и формы и создал свой новый жанр – симфоническая поэма.

Одно из самых известных произведений Ф. Листа – “Сонет Петрарки № 104” из цикла “Годы странствий”. У великого поэта эпохи Возрождения Франческо Петрарки (1304-1374) была своя “Прекрасная Дама”, которой он и посвятил музу. Красавицу Лауру он встретил в 23 года, но двадцатилетняя женщина была уже замужем. Всю жизнь поэт воспевал её неземную прелесть и добродетели, а после смерти возлюбленной оплакивал её кончину. Один из его сонетов позднее вдохновил композитора Ф.Листа на создание знаменитой фортепианной пьесы:

Мне мира нет, – и брани не подъемлю.
Восторг и страх в груди, пожар и лед.
Заоблачный стремлю в мечтах полет –
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях, – сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен кует:
Ни узник я, ни вольный. Жду – убьет;
Но медлит он, – и вновь надежде внемлю.
Я зряч – без глаз; без языка – кричу.
Зову конец – и вновь молю “Пощада!”
Кляну себя – и все же дни влачу.
Мой плач – мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих – хочу...
И вот за пыл сердечный мой награда!

Перевод Вяч. Иванова

Иллюстрация – Ф. Лист “Сонет Петрарки № 104”

Если музыка классицистов говорила слушателям о гармонии души и мира, то музыка романтиков повествует, прежде всего, о дисгармонии. Эта музыка мятежна, она ведет на борьбу. Ярким примером романтизма в музыке стало творчество легендарного итальянского скрипача-виртуоза Никколо Паганини (1782-1840). И сам он, и его скрипичные концерты остались в истории искусства как живое выражение социального и эстетического протеста. Неслучайно церковь даже предала Паганини проклятию и запретила, как некогда Вольтера, хоронить в освященной земле. Талант Паганини казался людям чем-то сродни проклятию.

Иллюстрация – Н. Паганини “Каприз № 24”

Характерное для романтизма обращение к внутреннему миру человека выразилось в тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики. Романтики превзошли всех своих предшественников по значению лирического начала в музыке, по силе и совершенству в передаче глубин внутреннего мира человека, эмоций, тончайших оттенков настроения. И здесь очень кстати оказались выразительные возможности фортепиано.

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо – период, переходный от барокко к классицизму.

В эпоху романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Это время расцвета жанров фортепианной миниатюры. Среди них и новые жанры – ноктюрн, экспромт, “музыкальный момент”, “песня без слов”. Произведения для фортепиано в четыре руки, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски, также стали очень популярными в этот период.

Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов.

Одним из величайших композиторов-романтиков и одновременно виртуозным пианистом был Фредерик Шопен (1810-1849). Он по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. “Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано” (А.Рубинштейн).

В области фортепианной музыки также велико значение Роберта Шумана (1810-1856). В “Карнавале” - цикле программных фортепианных пьес - он проявил себя как великий мастер острой и точной музыкально-психологической характеристики (пьесы – “портреты” Шопена, Паганини, пианистки Клары Вик, самого Шумана в образах Флорестана и Эвзебия). Многие фортепианные пьесы Шумана навеяны литературными произведениями Гофмана и Жан-Поля Рихтера (“Крейслериана”, “Бабочки”).

Шуман создал много песен на слова Гейне, Шамиссо, Эйхендорфа, Бернса. Лучшим его вокальным произведением является цикл на слова Гейне “Любовь поэта”, передающий тончайшие оттенки чувства от светлой лирики до трагического пафоса.

Иллюстрация – Р. Шуман “Паганини” (из цикла “Карнавал”)

Среди других, не менее знаменитых композиторов-романтиков – Карл Мария Вебер (1786- 1826) – основоположник немецкой романтической оперы, активно боровшийся за национальное немецкое искусство. Одна из самых ярких его опер – “Вольный стрелок” (1820). Сюжетом оперы послужила старинная, широко распространенная в Германии и Чехии легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом. Заколдованные пули, полученные от “черного охотника”, приносят юноше победу в стрелковом состязании, но последняя пуля смертельно ранит его невесту. Либретто оперы, написанное Ф. Киндом, отличается от своего первоисточника благополучным концом: в столкновении добра и зла побеждают светлые силы. С миром мрачной, зловещей фантастики связан продавший душу дьяволу охотник Каспар. Макс - жених Агаты - отмечен типично романтическими чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит обаяние душевной чистоты любящей Агаты. Действие разворачивается на фоне бытовых сцен, с которыми контрастируют фантастические эпизоды. Премьера, состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года, прошла с исключительным успехом - опера приветствовалась не только как выдающееся художественное явление, но и как произведение большого патриотического значения.

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) был не только талантливым композитором, но и одним из прогрессивных музыкально-общественных деятелей: он основал первую немецкую консерваторию и руководил концертной организацией в Лейпциге. Ярко проявил себя Мендельсон в области музыки для театра (“Сон в летнюю ночь”) и программного симфонизма (“Шотландская” и “Итальянская” симфонии, увертюра “Фингалова пещера”). Образы природы и фантастика народных сказок были особенно любимы Мендельсоном. Воплощая их, он обогатил свой оркестровый стиль светлыми и прозрачными музыкальными красками. Широкую популярность получили его лирические “Песни без слов” для фортепиано.

Иллюстрация – Ф. Мендельсон-Бартольди “Песня без слов”

VI. Заключение.

Романтизм – идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже XVIII и XIX веков и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Особое внимание к душеному миру, психологии человека влекло за собой развитие литературы (фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма, баллада, исторический роман, романтическая сказка) и музыки (романс-песня, фортепианная миниатюра, усиление психологического начала в симфонии и камерной музыке). Интерес к народной жизни, национальной культуре, историческому прошлому, увлечение народными сказаниями и песнями, любовь к природе вызвали расцвет народно-бытовой, фантастической, романтико-героической оперы, развитие программной музыки, жанров баллады, песни, танца.

Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре. Его представители в литературе – Вальтер Скотт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Виктор Гюго, Адам Мицкевич; в музыке – Франц Шуберт, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Никколо Паганини, Ференц Лист, Фридерик Шопен, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Эдвард Григ, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джакомо Мейербер; в изобразительном искусстве – Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Филипп Отто Рунге, Джон Констебл, Уильям Тернер, Орест Кипренский и др.

В эпоху романтизма расцветают и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия.

В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму. Но традиции романтизма напоминают о себе на протяжении всего XIX века.

В конце XIX – начале XX веков возникает так называемый неоромантизм. Это направление тесно связано с романтической традицией, прежде всего, общими принципами поэтики – отрицанием обыденного и прозаического, обращением к иррациональному, “сверхчувственному”, склонностью к гротеску и фантастике.

Использованная литература

  1. Архитектура: Романтизм / Энциклопедия искусства // http://www.artprojekt.ru/Architecture/style/romantism.htm
  2. Бойправ А. Реферат: Романтизм как направление в искусстве. / Вestreferat.Ru // http://www.bestreferat.ru/referat-43989.html
  3. Буряков Д. Ференц Лист // http://cl.mmv.ru/composers/List.htm
  4. Европейское искусство эпохи романтизма. / Всебелорусское собрание курсовых. / Электронная библиотека исследовательских работ. // http://kursach.com/refer/evropiskus.htm
  5. Жанровые черты европейской литературной сказки эпохи романтизма / Независимые проекты на “Рутении” // http://annalyst.nm.ru/Skazka.htm
  6. Исторические эпохи в музыке. / Архив классической музыки. // http://writerstob.narod.ru/techen/romantizm.htm
  7. Яровикова Н. Романтизм / Энциклопедия “Кругосвет” //

Романтизм - (от французского romantism)- идейно- эстетическое и художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже XVIII - XIX веков и господствующее в музыке и литературе на протяжении семи - восьми десятилетий *. Трактовка самого слова «романтизм» является неоднозначной, да и само появление термина «романтизм» в разных источниках трактуется по-разному.

Так первоначально слово romance в Испании означало лирические и героические песни- романсы. Впоследствии слово было перенесено на эпические поэмы о рыцарях - романы. Немного позже романами стали называть прозаические повествования о тех же рыцарях *. В XVII веке- эпитет служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках, в противоположность языкам классической древности.

Впервые романтизм как литературный термин появляется у Новалиса.

В XVIII веке в Англии термин «романтизм» вошел в широкое употребление после того, как был выдвинут братьями Шлегелями и появился в издавшемся ими журнале «Атонеум». Романтизм стал обозначать литературу Средневековья и Возрождения.

Во второй половине XVIII века писательница Жермена де Сталь перенесла термин во Францию, а затем он распространился по другим странам.

Немецкий философ Фридрих Шлегель вывел название нового направления в литературе от термина «роман», считая что именно этот жанр, в отличие от английской и классицистической трагедии является выразителем духа современной эпохи. И, действительно, роман расцвел в XIX веке, подарившем миру многие шедевры этого жанра.

Уже в конце XVIII века романтическим было принято называть все фантастическое или вообще необыкновенное (то, что происходит, «как в романах»). Поэтому и новая поэзия, редко отличающаяся от предшествующей ей классицистической и просветительской, также была названа романтической, а роман был признан ее основным жанром.

В конце XVIII века слово «романтизм» стало обозначать художественное направление, противопоставившее себя классицизму. Унаследовав от эпохи Просвещения многие ее прогрессивные черты, романтизм вместе с тем был связан с глубоким разочарованием как в самом просветительстве, так и в успехах всей новой цивилизации в целом*.

Романтики, в отличие от классицистов (которые своей опорой сделали культуру античности), опирались на культуру средневековья и нового времени.

В поисках духовного обновления романтики нередко приходили к идеализации прошлого, рассматривали, как романтическую, христианскую литературу и религиозные мифы.

Именно сосредоточенность на внутреннем мире личности в христианской литературе стала предпосылкой романтического искусства.

Властителем умов в ту пору становится английский поэт Джордж Гордон Байрон. Он создает «героя XIX века», - образ одинокого человека, гениального мыслителя, не ходящего себе места в жизни.

Глубокое разочарование в жизни, в истории, пессимизм ощущается во многих ощущениях той поры. Взволнованный, возбужденный тонус, мрачная, сгущенная атмосфера - вот характерные приметы романтического искусства.

Романтизм родился под знаком отрицания культа всесильного разума. А потому подлинное познание жизни, как считают романтики, дает не наука, не философия, а искусство. Лишь художник с помощью своей гениальной интуиции может понять действительность.

Романтики возводят художника на пьедестал, едва ли не обожествляют его, ибо он наделен особой чувствительностью, особой интуицией, позволяющей ему проникать в суть вещей. Общество не может простить художнику его гениальности, оно не может понять его прозрений и потому он находится в резком противоречии с обществом, восстает против него, отсюда одна из основных тем романтизма - тема глубокой непонятости художника, его бунта и поражения, его одиночества и гибели.

Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Романтиков характеризовала жажда совершенства - одна из важных особенностей романтического миросозерцания.

В связи с этим у В. Г. Белинского термин «романтизм» распространяется на всю историко - духовную жизнь: «Романтизм- принадлежность не только одного искусства, не одной только поэзии: его источники, в том, в чем источники и искусства, и поэзии- в жизни. » *

Несмотря на проникновение романтизма во все стороны жизни, в иерархии искусств романтизма музыке отводилось самое почетное место, так как в ней царит чувство и поэтому в ней находит высшую цель творчество художника- романтика. Ибо музыка с точки зрения романтиков, не постигает мир в отвлеченных понятиях, а раскрывает его эмоциональную сущность. Шлегель, Гофман - крупнейшие представители романтизма - утверждали, что мыслить звуками выше, чем мыслить понятиями. Ибо музыка воплощает чувства столь глубокие и стихийные, что они не могут быть выражены словами.

В стремлении утвердить свои идеалы романтики обращаются не только к религии и прошлому, но и интересуются различными искусствами и миром природы, экзотическими странами и народным фольклором. Материальным ценностям они противопоставляют духовные, именно в жизни духа романтики видят наивысшую ценность.

Главным становится внутренний мир человека, - его микрокосмос, тяга к бессознательному, культ индивидуального порождает гения, не подчиняющегося общепринятым правилам.

Кроме лирики в мире музыкального романтизма огромное значение уделялось фантастическим образам. Фантастические образы давали резкий контраст реальности, одновременно переплетаясь с ней. Благодаря этому фантастика сама по себе раскрывала перед слушателем разные грани. Фантастика выступала как свобода воображения, игра мысли и чувства. Герой попадал в сказочный, нереальный мир, в котором сталкивались добро и зло, красота и уродливость.

Романтические художники искали спасения в бегстве от жестокой действительности.

Еще одним признаком романтизма становится интерес к природе. Для романтиков природа- это остров спасения от бед цивилизации. Природа утешает и исцеляет мятущуюся душу героя- романтика.

В стремлении показать самых различных людей, отобразить все многообразие жизни композиторы - романтики выбрали искусство музыкальной портретности, что часто приводило к пародии и гротеску.

В музыке непосредственное излияние чувства становится философичным, а пейзаж и портрет проникаются лиризмом влекут к обобщениям.

Интерес романтиков к жизни во всех ее проявлениях неразрывно связан со стремлением воссоздать утраченную гармонию и цельность. Отсюда - интерес к истории, фольклору, трактуемый как самое цельное, неискаженное цивилизацией.

Именно интерес к фольклору в эпоху романтизма способствует появлению несколько национальных композиторских школ, отражающие местные музыкальные традиции. В условиях национальных школ романтизм сохранил много общего и вместе с тем проявил и заметное своеобразие в стилистики, сюжетах, идеях, излюбленных жанрах.

Поскольку романтизм усматривал во всех искусствах единый смысл и единую главную цель- слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобрела идея синтеза искусств.

Так появляется мысль о том, чтобы сблизить все виды искусства, дабы музыка могла рисовать и рассказывать о звуках содержание романа и трагедии, поэзия приблизилась бы по своей музыкальности к искусству звука, а живопись - передавала образы литературы.

Соединение различных видов искусства давало возможность увеличить воздействие впечатления, усиливало большую целостность восприятия. В слиянии музыке, театра, живописи, поэзии, цветовых эффектов для всех видов искусств открылись новые возможности.

В литературе совершаются обновления художественной форы, создаются новые жанры, такие как исторические романы, фантастические повести, лирико - эпические поэмы. Главным героем создаваемого становится лирика. Возможности поэтического слова были расширены за счет многозначности, сгущенной метафоричности и открытий в области стихосложения, ритма.

Становится возможным не только синтез искусств, а так же проникновение одного жанра в другой, появляется смешение трагического и комического, высокого и низкого, начинается яркое демонстрирование условности форм.

Так, главным эстетическим принципом в романтической литературе становится изображение красоты. Критерием романтически прекрасного становится новое, неизведанное. Смешение незнакомого и неизвестного романтики считают особенно ценным, особо выразительным средством.

Кроме новых критериев красоты появились и особые теории романтического юмора или иронии. Они часто встречаются у Байрона, Гофмана, в них рисуется ограниченность во взглядах на жизнь. Именно из этой иронии затем произрастет сарказм романтиков. Появится гротескный портрет Гофмана, порывистая страстность Байрона и антитеза страсти у Гюго.

ГЛАВА I. РОМАНТИЗМ И СВОЕОБРАЗИЕ

РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА.

Романтизм в России возник несколько позже, чем на Западе. Почвой для возникновения русского романтизма была не только французская буржуазная революция, война 1812 года, но и сама русская действительность конца XVIII- начала XIX века.

Как отмечалось, родоначальником русского романтизма явился В. А. Жуковский. Его поэзия поразила своей новизной и необычностью.

Но, бесспорно, истинное зарождение романтизма в России связывают с творчеством А. С. Пушкина.

«Кавказский пленник» Пушкина - это, пожалуй, первое произведение романтической школы, где дан портрет романтического героя*. Несмотря на то, что детали портрета Пленника скупы, они даны очень определенно, чтобы как можно лучше подчеркнуть особое положение этого персонажа: «высокое чело», «язвительная усмешка», «горящий взгляд» и так далее. Интересным так же является и параллель между эмоциональным состоянием Пленника и разыгравшейся бурей:

А пленник, с горной вышины,

Один, за тучей громовою,

Возврата солнечного ждал,

Недосягаемый грозою,

И бури немощному вою,

С какой-то радостью внимал. *

Одновременно с этим Пленник, как и многие другие романтические герои, показан одиноким человеком, непонятым окружающими и стоящем выше других. Его внутренняя сила, его гениальность и бесстрашие показаны через мнения других людей, - в частности его врагов:

Беспечной смелости его

Черкесы грозные дивились,

Щадили век его младой

И шепотом между собой

Своей добычею гордились.

Кроме этого Пушкин не останавливается на этом. Рассказ о жизни романтического героя дан как бы намеком. Сквозь строки мы угадываем, что Пленник увлекался литературой, вел бурную светскую жизнь, не ценил ее, постоянно участвуя в дуэлях.

Вся эта красочная жизнь Пленника привела его не только к неудовольствию, но и вылилась в разрыв с окружающими, в бегство в чужие края. Именно будучи странником:

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.

Именно жажда свободы и переживание любви заставили Пленника покинуть родной край, и он отправляется за «призраком свободы» в чужие края.

Другим, важным толчком для бегства была и прежняя любовь, которая, как и многих других романтических героев, была невзаимной:

Нет, я не знал любви взаимной,

Любил один, страдал один;

И гасну я, как пламень дымный,

Забытый средь пустых долин.

Во многих романтических произведениях далекий экзотический край и населяющий его народ являлись целью бегства романтического героя. Именно в чужих странах герой- романтик хотел найти долгожданную свободу, гармонию между человеком и природой*. Этот новый мир, привлекавший издали романтического героя, становится для Пленника чуждым, в этом мире Пленник становится рабом*

И вновь романтический герой стремится на волю, теперь свобода для него олицетворяется с казаками, при помощи которых он хочет получить ее. Свобода от плена нужна ему для того, чтобы получить высшую свободу, к которой он стремился и на родине, и в плену.

Возвращение на родину Пленника в поэме не показано. Автор дает возможность читателям самим определить: достигнет ли Пленник свободы, или станет «путником», «изгнанником».

Как и во многих романтических произведениях в поэме дано изображение чужого народа - черкесов*. Пушкин вводит в поэму подлинные сведения о народе, взятые им из издания «Северная пчела».

Эта двузначность горской свободы вполне отвечала характеру романтической мысли. Такое развитие понятия свободы сопрягалось не с морально низким, а с жестоким. Несмотря на это, любопытство Пленника, как и любого другого героя- романтика, заставляет его сочувствовать одним сторонам жизни черкесов и быть равнодушным к другим.

«Бахчисарайский фонтан» одно из немногих произведений А. С. Пушкина, которое начинается не описательной заставкой, а портретом романтического героя. В этом портрете встречаются все типичные черты героя- романтика: «Гирей сидел, потупя взор», «старое чело волненье сердца выражает», «что движет гордою душой?», и ночи хладные часы проводит мрачный, одинокий. ».

Как и в «Кавказском пленнике», в «Бахчисарайском фонтане» присутствует сила, которая толкнула Пленника пуститься в дальний путь. Что же тяготит хана Гирея? Лишь после троекратно задаваемых вопросов, автор отвечает, что смерть Марии отняла у хана последнюю надежду.

Горечь от потери любимой женщины переживается ханом со сверх эмоциональной напряженностью романтического героя:

Он часто в сеча роковых

Подъемлет саблю, и с размаха

Недвижим остается вдруг,

Глядит с безумием вокруг

Бледнеет, будто полный страха,

И что-то шепчет и порой

Горючи слезы льет рекой.

Образ Гирея дан на фоне двух женских образов, которые не менее интересны с точки зрения романтических идей. Две женские судьбы раскрывают два типа любви: одна возвышенная, «выше мира и страстей», а другая - земная, страстная.

Мария рисуется, как излюбленный романтиками образ, - образ чистоты и духовности. Вместе с тем Марии не чужда любовь, она просто еще не проснулась в ней. Марию отличает строгость, гармоничность души.

Мария, как и многие романтические героини, поставлена перед выбором между освобождением и рабством. Выход из создавшегося положения она находит в смирении, что лишь подчеркивает ее духовное начало, веру в высшую силу. Начиная исповедь, Зарема открывает перед Марией мир страстей, недоступных ей. Мария понимает, что все связи с жизнью оборваны, и как многие романтические герои она разочаровывается в жизни, не находя выход из создавшегося положения.

Предыстория Заремы проходит на фоне экзотической страны, которая является для нее родиной. Описание далеких стран, характерное для романтиков, сливается в «Бахчисарайском фонтане» с судьбой героини. Жизнь в гареме для нее - это не узничество, а мечта, которая стала реальностью. Гарем- это тот мир, в который бежит Зарема, чтобы скрыться от всего, что было раньше.

Кроме внутренних психологических состояний романтическая натура Заремы рисуется и чисто внешне. Впервые в поэме Зарема появляется в позе Гирея. Ее изображают такой же безучастной ко всему. И Зарема и Гирей потеряли свою любовь, которая была смыслом их жизни. Как многие романтические герои они от любви получили лишь разочарование.

Таким образом, все три главные персонажи поэмы изображены в критические моменты жизни. Сложившаяся ситуация кажется самым худшим, что могло только случиться в жизни каждого из них. Смерть для них становится неизбежной или желанной. Во всех трех случаях главная причина страданий - это любовное чувство, которое было отвергнуто или невзаимно.

Несмотря на то, что всех трех главных героев можно назвать романтиками, но лишь хан Гирей показан наиболее психологично, именно с ним связан конфликт всей поэмы. Его характер показан в развитии от варвара со страстями до средневекового рыцаря с тонкими чувствами. Чувство, вспыхнувшее в Гирее к Марии, перевернуло его душу и разум. Сам не понимая почему, он охраняет Марию и преклоняется перед ней.

В поэме А. С. Пушкина «Цыганы» по сравнению с предыдущими поэмами центральный персонаж - романтический герой Алеко- дан не только описательно, но и действенно. (Алеко размышляет, он свободно высказывает свои мысли и чувства, он против общепринятых правил, против власти денег, он против городов с их цивилизацией. Алеко ратует за свободу, за возврат к природе, ее гармонии.)

Алеко не только рассуждает, но и подтверждает свою теорию на практике. Герой уходит жить к свободному кочевому народу - к цыганам. Для Алеко жизнь с цыганами - это такой же уход от цивилизации, как бегство других романтических героев в далекие страны или сказочные, мистические миры.

Тяга к мистическому (особенно у западных романтиков) находит выход у Пушкина в сновидениях Алеко. Сны предсказывают и пророчат будущие события в жизни Алеко.

Сам же Алеко не только «берет» у цыган свободу, желаемую им самим, но и вносит в их жизнь общественную гармонию. Для него любовь это не только сильное чувство, но и то, на чем стоит весь его духовный мир, вся его жизнь. Потеря возлюбленной для него, это крушение всего окружающего мира.

Конфликт Алеко строится не только на разочаровании в любви, но уходит глубже. С одной стороны, общество, в котором он жил раньше, не может дать ему свободы и воли, с другой - цыганская свобода не может дать гармонии, постоянства и счастья в любви. Алеко не нужна свобода в любви, которая не накладывает никаких обязательств друг перед другом.

Конфликт порождает убийство, совершаемое Алеко. Его поступок не сводится только к ревности, его поступок это протест против жизни, которая не может ему дать желаемого им существования.

Таким образом, романтический герой у Пушкина, разочаровывается в своей мечте, вольной цыганской жизни, он отвергает то, к чему еще недавно стремился.

Судьба Алеко выглядит трагично не только из-за разочарованности в любви к свободе, но и потому, что Пушкин дает возможный выход для Алеко, который звучит в рассказе старого цыгана.

В жизни старика был похожий случай, но он не стал «разочарованным романтическим героем», он примирился с судьбой. Старик, в отличие от Алеко считает свободу правом для всех, он не забывает любимую, но смиряется с ее волей, удерживаясь от мщения и обиды.

ГЛАВА II. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ПОЭМАХ

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” И “ДЕМОН”.

Жизнь, судьба М. Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания.

Одной из самых романтических поэм во всей русской литературе является поэма «Мцыри» (1839). В этой поэме гармонично сочетаются патриотическая идея с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, сам он кажется себе рабом и узником. Его желание «узнать - для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега становятся для него временно обретенной волей: только вне монастыря он жил, а не прозябал.

Уже в начале поэмы «Мцыри» мы чувствуем романтический настрой, который привносит центральный персонаж поэмы. Пожалуй, внешний вид, портрет героя не выдает в нем романтического героя, но его исключительность, избранность, таинственность подчеркнуты динамикой его поступков.

Как это обычно бывает в других романтических произведениях, решающий переломный момент происходит на фоне стихии. Уход из монастыря, совершаемый Мцыри происходит в бурю:*

В час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, склонясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад. *

Романтический характер героя подчеркивается и параллелизмом между бурей и чувствами героя- романтика. На фоне стихии одиночество главного героя выделятся еще резче. Буря как бы ограждает Мцыри от всех других людей, но он не боится и не страдает от этого. Природа и как ее часть буря проникают в Мцыри, они сливаются с ним воедино; герой- романтик ищет в разыгравшейся стихии волю и свободу, которой не доставало в монастырских стенах. И как писал Ю. В. Манн: «В озарении молний щуплая фигура мальчика вырастает почти до исполинских размеров Галиафа. » * По поводу этой сцены В. Г. Белинский тоже пишет: «Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри. »*

Само же содержание, поступки героя - бегство в далекий край, манящий счастьем и свободой, может происходить только в романтическом произведении с героем- романтиком. Но вместе с тем герой из «Мцыри» несколько необычен, так как автор не дает разгадки, толчка, который послужил поводом для побега. Сам герой не желает уйти в неизвестный, таинственный, сказочный мир, а лишь пытается вернуться туда, откуда его недавно вырвали. Скорей это может быть расценено не как побег в экзотическую страну, а как возвращение к природе, к ее гармоничной жизни. Поэтому в поэме идут частые упоминания о птицах, деревьях, облаках его родины.

Герой «Мцыри» собирается вернуть в родные края, так как видит свою родину в идеализированном виде: «чудный край тревог и битв». Естественная среда для героя проходит в насилии и жестокости: «блеск отравленных ножен кинжалов длинных». Эта среда представляется ему прекрасной, свободной. Несмотря на дружеское расположение монахов, которые пригрели сироту, в монастыре олицетворяется образ зла, который за тем повлияет на поступки Мцыри. Воля привлекает Мцыри больше, чем дело угодное богу, он вместо обета бежит из монастыря. Он не осуждает монастырские законы, не ставит свои порядки выше монастырских. Так Мцыри, несмотря на все это, готов променять «рай и вечность» на мгновение жизни на родине.

Хотя романтический герой поэмы никому не сделал зла, в отличие от других героев- романтиков* , он все равно остается один. Одиночество еще больше подчеркивается из-за желания Мцыри быть с людьми, делить с ними радости и беды.

Лес, как часть природы, становится для Мцыри то другом, то врагом. Лес одновременно дает герою силу, свободу и гармонию, а так же одновременно отнимает у него силу, топчет его стремление обрести счастье на родине.

Но не только лес и дикие звери становятся преградой на его пути и достижению цели. Его раздражение и досада на людей и природу перерастает на него самого. Мцыри понимает, что не только внешние препятствия мешают ему, но он не может преодолеть чувство собственного голода, физической усталости. Раздражение и боль возрастают в его душе не потому, что нет конкретного человека, виновного в его несчастье, а потому, что он не может найти гармонии жизни только из-за каких-то обстоятельств и состояния его души.

Б. Эхейбаум сделал вывод, что последние слова юноши - «И никого не прокляну»- выражают вовсе не идею «примирения», а служат выражением возвышенного, хотя и трагического состояния сознания. «Он никого не проклинает, потому что никто индивидуально не виновен в его трагическом исходе его борьбы с судьбой. »*

Как и у многих романтических героев, судьба Мцыри не складывается счастливо. Герой- романтик не достигает своей мечты, он погибает. Смерть приходит как избавление от страданий и перечеркивает его мечту. Уже с первых строк поэмы становится ясен финал поэмы «Мцыри». Всю последующую исповедь мы воспринимаем как описание неудач Мцыри. И как считает Ю. В. Маннн: «Три дня» Мцыри- драматический аналог всей его жизни, если бы она протекала на воле, грустно- печальный и своим отстоянием от нее. и неотвратимостью поражения. »*

В поэме Лермонтова «Демон» романтический герой никто иной как злой дух, олицетворяющий зло. Что же может быть общего между демоном и другими героями- романтиками?

Демон, как и другие романтические герои, был изгнан, он «изгнанник рая», как иные герои изгнанники или беглецы. Демон и вносит новые черты в портрет героев романтизма. Так Демон, в отличие от других романтических героев, начинает мстить, он не свободен от злых чувств. Вместо того, чтобы стремиться изгнать, он не может чувствовать и видеть.

Как и другие романтические герои, Демон стремится в родную стихию («хочу я с небом примириться»), откуда он был выгнан*. Его нравственное возрождение полно надежды, но он желает вернуться не раскаявшись. Он не признает своей вины перед богом. И обвиняет, сотворенных богом людей во лжи и предательстве.

И как пишет Ю. В. Манн: «Но никогда еще не было так, чтобы, давая «обет» примирения, герой в той же самой речи, в то же самое время продолжал свой бунт и, возвращаясь к своему богу, в тот же самый момент призывал к новому бегству. »*

Неординарность Демона, как романтического героя связана с неоднозначным отношением Демона к добру и злу. Из-за этого в судьбе Демона эти два противоположные понятия тесно переплетаются. Так, гибель жениха Тамары проистекает из добра- чувства любви к Тамаре. Сама смерть Тамары так же произрастает от любви Демона:

Увы! Злой дух торжествовал!

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный, ужасный крик

Ночное возмутил молчанье.

Тоже самое доброе чувство- любовь нарушает спокойный холод души Демона. Зло, олицетворением которого является он сам, тает от чувства любви. Именно любовь заставляет страдать и чувствовать Демона, как и других романтических героев.

Все это дает право причислить Демона не к существам ада, а поставить его в промежуточное положение между добром и злом. Демон сам олицетворяет тесную связь между добром и злом, их взаимного перехода из одного состояния в другое.

Возможно, отсюда происходит двузначный финал поэмы. Поражение Демона можно считать и примирительным и непримирительным, так как сам конфликт поэмы остался неразрешенным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Романтизм - один из самых неизученных творческих методов, о романтизме много говорили и спорили. При этом многие указывали на недостаточную ясность самого понятия «романтизм».

О романтизме спорили и при его возникновении и даже когда метод достиг расцвета. Дискуссии о романтизме разгорались и тогда, когда метод клонился к упадку, спорят и по сей день о его возникновении и развитии. Данная работа ставила перед собой цель проследить основные признаки романтического стиля, характерные для музыки и литературы.

В данной работе брались наиболее известные поэты русской эпохи романтизма.

2.1 Романтизм в русской литературе

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них - осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание "народной души" у них было различным.

Так, для Жуковского народность - это, прежде всего, гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

В творчестве романтиков-декабристов представление о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер - это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский. Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева "Войнаровский", "Наливайко", его "Думы", повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее - "Песнь про купца Калашникова" и поэмы кавказского цикла Лермонтова. В историческом прошлом русского народа поэтов-романтиков 20-х годов особенно привлекали кризисные моменты - периоды борьбы с татаро-монгольским игом, вольного Новгорода и Пскова - с самодержавной Москвой, борьбы с польско-шведской интервенцией и т. п.

Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали "тихую чувствительность" как выражение "томно-горестного сердца", романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью. Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

Глубокий интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей. Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя. В качестве примера можно вспомнить Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" В. Гюго), урода с благородной, возвышенной душой.

Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. В описаниях природы отмечалась ее "духовность", ее соотношение с судьбой и участью человека. Ярким мастером лирического пейзажа являлся Александр Бестужев, уже в ранних повестях которого пейзаж выражает эмоциональный подтекст произведения. В повести "Ревельский турнир" он так изображал живописный вид Ревеля, соответствовавший настроению персонажей: "Это было в мае месяце; яркое солнце катилось к полудню в прозрачном эфире, и только вдали серебристой облачной бахромой касался воды полог небосклона. Светлые спицы колоколен ревельских горели по заливу, и серые бойницы Вышгорода, опершись на утес, казалось, росли в небо и, будто опрокинутые, вонзались в глубь зеркальных вод".

Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения - обилию метафор, поэтических эпитетов и символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья - солнце, любви - огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный - печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости - волна морская, бесчувственности - камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.

Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783-1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования - любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии "Вечер" поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

Поток, кустами осененный.

Чуть слышно над ручьем колышется тростник,

Глас петела вдали уснувши будит селы.

В траве коростыля я слышу дикий крик...

Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского.

В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания ("Ундина", "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна"). Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.

Жуковскому, как и другим русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для него были человеколюбие и независимость личности. Их он утверждал и своим творчеством, и своей жизнью.

В литературном творчестве конца 20-30-х годов романтизм сохранил прежние позиции. Однако развивающийся в иной общественной обстановке, он приобрел новые, своеобразные черты. На смену задумчивым элегиям Жуковского и революционному пафосу поэзии Рылеева приходит романтизм Гоголя и Лермонтова. Их творчество носит отпечаток того своеобразного идейного кризиса после разгрома восстания декабристов, который переживало общественное сознание этих лет, когда измена прежним прогрессивным убеждениям, тенденции своекорыстия, обывательской "умеренности" и осторожности обнаружились особенно явственно.

Поэтому в романтизме 30-х годов возобладали мотивы разочарования в современной действительности, критическое начало, присущее этому направлению по его социальной природе, стремление ухода в некий идеальный мир. Наряду с этим - обращение к истории, попытка осмысления современности с позиций историзма.

Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам и обличающий сильных и богатых мира сего. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение, свойственное романтизму этого периода. Гибель нравственных и эстетических идеалов - красоты, любви, высокого искусства предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями, по выражению Гоголя, "полным ярости".

Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего поэта XIX века - М. Ю. Лермонтова. Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, кто восстает против рабства. В этом плане значительны стихотворения "Новгороду" и "Последний сын вольности", в которых Лермонтов обращался к излюбленному сюжету декабристов - новгородской истории, в которой они видели образцы республиканского вольнолюбия далеких предков.

Характерное для романтизма обращение к национальным истокам, к фольклору проявляется и в последующих произведениях Лермонтова, например, в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема борьбы за независимость Родины - одна из излюбленных тем лермонтовского творчества - особенно ярко освещается она в "кавказском цикле". Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов - дикая величественная природа его противопоставлялась "неволе душных городов", "жилище вольности святой" - "стране рабов, стране господ" николаевской России. Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа. Так, герой повести "Измаил-бей" отказался от личного счастья во имя освобождения родной страны.

Эти же чувства владеют героем поэмы "Мцыри". Образ его исполнен таинственности. Подобранный русским генералом мальчик томится пленником в монастыре и страстно тоскует по свободе и отчизне: "Я знал одной лишь думы власть, - признается он перед смертью, - Одну, но пламенную страсть: Она как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. Где в тучах прячутся скалы. Где люди вольны как орлы...". Тоска по воле сливается в сознании юноши с тоской по родине, по вольной и "мятежной жизни", к которой он так отчаянно стремился. Таким образом, любимых героев Лермонтова, как романтических героев декабристов, отличает активное волевое начало, ореол избранников и борцов. В то же время герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 20-х годов, предчувствуют трагический исход их действий; стремление к гражданской деятельности не исключает у них личного, часто лирического плана. Обладая чертами романтических героев предшествующего десятилетия - повышенной эмоциональностью, "пылом страстей", высоким лирическим пафосом, любовью как "страстью сильнейшей" - они несут в себе приметы времени - скепсис, разочарование.

Историческая тема стала особо популярной у писателей-романтиков, которые видели в истории не только способ познания национального духа, но и действенность использования опыта прошлых лет. Наиболее популярными авторами, писавшими в жанре исторического романа, были М. Загоскин и И. Лажечников.


Людей, борющихся со стихией, морские сражения; А.О. Орловский. Теоретические основы Романтизма сформировали - Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг. Живопись эпохи «передвижников». Влияние общественной среды на работу и тенденции творчества русских художников второй половине XIX века. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в...

Его картины очень печальны («Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв крепостнической России - основная тема творчества Павла Андреевича Федотова. Русская живопись второй половины XIX века. Вторая половина XIXв. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим...

Литературы и отблеск трагичности в портретной живописи этого художественного направления. Критический настрой мышления русской интеллигенции не мог оставаться в рамках романтизма, и бурное развитие русского искусства в XIX веке привели его к реализму. Мастерство гениев, которыми насыщен этот период культуры, требовало устремления к реальности, более верного и тщательного ее воспроизведения, к...

Время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту. Литература. Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений...

В литературе.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис , Гёльдерлин , Шлейермахер .

    Романтизм в живописи

    Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма . Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико .

    Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер .

    Романтизм в литературе

    Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер , Людвиг Тик , Новалис , братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга

    Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм , Гофмана . Гейне , начиная своё творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

    Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан , Ж.Сталь , Ламартин , Виктор Гюго , Альфред де Виньи , Проспер Мериме , Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо , А. Мандзони , Леопарди), Польше (Адам Мицкевич , Юлиуш Словацкий , Зыгмунт Красинский , Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг , Фенимор Купер , У. К. Брайант, Эдгар По , Натаниэль Готорн , Генри Лонгфелло , Герман Мелвилл).

    Также к французским романтикам причислял себя Стендаль , однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное » он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.

    Поэты-романтики стали использовать ангелов , особенно падших , в своих произведениях .

    Романтизм в русской литературе

    Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Ференц Лист , Франц Шуберт , Людвиг ван Бетховен (позднее), Иоганнес Брамс , Фредерик Шопен , Феликс Мендельсон , Роберт Шуман , Луи Шпор , А. А. Алябьев , М. И. Глинка , Даргомыжский , Балакирев , Н. А. Римский-Корсаков , Мусоргский , Бородин , Кюи , П. И. Чайковский.

    Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта - это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

    Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства - никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

    Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает своё развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830-50-е гг.) - творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

    В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении - в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества - едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант - излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

    Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

    Внимание к чувствам приводит к смене жанров - господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

    С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений - «большая» симфония C-dur Шуберта).

    Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII-XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец - «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.

    В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору - народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

    Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).

    Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре - все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

    Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

    Ссылки

    • Вершинин И. В., Луков Вл. А. Федотова Л. В.
    • Хрулев В. И. Романтизм как тип художественного мышления: Учебное пособие. - Уфа: Башкирский ун-т, 1985. - С. 15-38.
    • Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. - Рига: Зинатне, 1988.- С. 26-164.

    Сама этимология понятия «романтизм» отсылает к области художественной литературы. Первоначально слово romance в Испании означало лирическую и героическую песню - романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях; впоследствии оно было перенесено на прозаические рыцарские романы. В 17 в. эпитет «романтический» (фр. romantique) служит для характеристики авантюрных и героических произведений, написанных на романских языках, в противоположность тем, которые написаны на языках классических. В Европе романтизм начал свое распространение с двух стран. Двумя «родинами» романтизма стали Англия и Германия.

    В 18 в. это слово начинает употребляться в Англии применительно к литературе Средневековья и Возрождения. Одновременно понятие «romance» стали использовать для обозначения литературного жанра, подразумевающего повествование в духе рыцарских романов. Да и в целом во второй половине этого же столетия в Англии прилагательное «romantic» описывает все необычное, фантастическое, таинственное (приключения, чувства, обстановку). Наряду с понятиями «живописное» (picturesque) и «готическое» (gothic) оно обозначает новые эстетические ценности, отличные от «универсального» и «разумного» идеала прекрасного в классицизме.

    Хотя прилагательное «романтический» начинает использоваться в европейских языках, по меньшей мере, с 17 в., существительное «романтизм» первым ввел в обиход Новалис в конце 18 в. В конце 18 в. в Германии и в начале 19 в. во Франции и ряде других стран романтизм становится названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму. Как обозначение определенного литературного стиля в целом его концептуализировал и популяризовал А. Шлегель в лекциях, которые он читал в конце 18 - начале 19 в. в Йене , Берлине и Вене («Лекции об изящной литературе и искусстве», 1801-1804). В течение двух первых десятилетий 19 в. идеи Шлегеля распространяются во Франции, Италии и Англии, в частности, благодаря популяризаторской деятельности Ж. де Сталь. Закреплению этого понятия способствовала работа И. Гёте «Романтическая школа» (1836). Возник романтизм вГермании , в литературно-философских кругах«йенской школы» (братья Шлегель и др.). Яркие представители направления –Ф. Шеллинг, братья Гримм, Гофман, Г. Гейне.

    В Англии новые идеи воспринялиВ. Скотт, Дж. Китс, Шелли, У. Блейк . Самым ярким представителем романтизма сталДж. Байрон . Его творчество оказало большое влияние на распространение направления, в том числе в России. Популярность его «Путешествия Чайльд-Гарольда» привела к возникновению явления«байронизм » (Печорин в «Герое нашего времени» М. Лермонтова).

    Французские романтики – Шатобриан,В. Гюго, П. Мериме ,Жорж Санд , польские – А. Мицкевич,американские – Ф. Купер, Г. Лонгфелло и др.

    Термин «романтизм» обрел в это время и более широкое философское истолкование и познавательное значение. Романтизм в период своего расцвета создал собственное направление в философии, теологии, искусстве и эстетике. Особенно ярко проявившись в этих областях, романтизм не миновал также историю, право и даже политэкономию.

    Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА. Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно? До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому- то повезет, а кому- то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярность азартные игры, в всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты. В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова. РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой, ведь только в игре человек может почувствовать силу рока. Основные черты романтизма: Необычность в изображении событий, людей, природы. Стремление к идеалу, совершенству. Близость к устному народному творчеству по сюжету, сказочным образам. Изображение главного героя в исключительных обстоятельствах. Очень яркий, красочный язык, использование разнообразных выразительных и изобразительных средств языка.

    Главные идеи романизма: Одной из основных идей является идея движения. Герои произведений приезжают и снова уезжают. В литературе возникают образы почтовой кареты, путешествий, странствий. Достаточно вспомнить, например, путешествие Чичикова в дилижансе или Чацкого, который в начале откуда-то приезжает “Лечился, говорят, на кислых он водах.”) , а потом вновь куда-то уезжает (“Карету мне, карету!”). Эта идея отражает существование человека в постоянно меняющемся мире.ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА. Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - “байронизм”, и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова). Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” - это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - это мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.ОТЛИЧИЕ РУССКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА. Основной литературной формой европейского романтизма стали сказки, легенды, фантастические повести. В романтических произведениях русских писателей сказочный мир возникает из описания повседневности, бытовой ситуации. Эта бытовая ситуация преломляется и переосмысливается как фантастическая. Наиболее ярко эту особенность произведений русских писателей-романтиков можно проследить на примере “Ночи перед Рождеством” Николая Васильевича Гоголя. Но главным приизведением русского романтизма по праву считается “Пиковая дама” А.С.Пушкина. Сюжет этого произведения значительно отличается от сюжета знаменитой оперы Чайковского с тем же названием. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ: Гусарская пирушка-расказ о тайне трех карт, открытой г-ном Сен-Жерменом русской графине в Париже-обрусевший немец Германн-инженер - мечтает узнать тайну - находит старую графиню-у нее воспитанница Лиза - пишет ей письма, которые списывает из любовных романов - проникает в дом, когда графиня на балу - прячется за портьерой - графиня возвращается - поджидает момента, когда она останется в комнате одна - пытается заполучить тайну трех карт - графиня умирает - Генманн в ужасе от случившегося - Лиза выводит его через черный ход - графиня является Германну во сне и открыват тайну трех карт “тройка, семерка, туз” - Германн собирает все свои накопления и идет в игорный дом, где с ним садится играть владелец игорного дома г-н Чекалинский - Германн ставит на тройку и выигрывает, на семерку и выигрывает, на туза и в этот момент достает из колоды пиковую даму - сходит с ума и оказывается в Обуховской больнице, а Лиза получает наследство, выходит замуж и берет себе воспитанницу. “Пиковая дама” - глубоко романтическое и даже мистическое произведение, воплотившее в себе лучшие черты русского романтизма. До наших дней это произведение пользуется недоброй славой среди театральных артистов и режиссеров и окружено многими мистическими историями, происходящими с теми, кто ставит на сцене или играет в этом произведении. Черты романтизма проявляются в творчествеВ. Жуковского и получают развитие у Баратынского, Рылеева, Кюхельбекера, Пушкина («Евгений Онегин»), Тютчева. А произведенияЛермонтова, «русского Байрона», считают вершиной русского романтизма.

    Особенности русского романтизма . Субъективный романтический образ заключал в себе объективное содержание, выражавшееся в отражении общественных настроений русских людей первой трети XIX века - разочарования, предчувствия перемен, неприятия как западноевропейской буржуазности, так и русских деспотически самодержавных, крепостнических устоев.

    Стремление к народности. Русским романтикам казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. При этом понимание «народной души» и содержание самого принципа народности у представителей различных течений в русском романтизме было различным. Так, у Жуковского народность означала гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям; он находил ее в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет, суеверий, преданий. В творчестве романтиков-декабристов народный характер не просто положительный, но героический, национально-само- бытный, который коренится в исторических традициях народа. Такой характер они обнаруживали в исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

    Была выдвинута идея национальных типов романтизма . К «классическому» типу отнесено романтическое искусство Англии, Германии, Франции. Романтизм Италии и Испании выделен в особый тип: здесь замедленное буржуазное развитие стран сочетается с богатейшей литературной традицией. Особый тип представляет романтизм стран, ведущих национально-освободительную борьбу, где романтизм приобретает революционно-демократическое звучание (Польша, Венгрия). В ряде стран с замедленным буржуазным развитием романтизм решал просветительские задачи (например, в Финляндии, где появилась эпическая поэма Ленрота «Калевала»). Вопрос о типах романтизма остается недоста­точно изученным.

    Романтизм в европейской литературе Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести. Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия. Данное художественное явление имеет несколько этапов: 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы. примеры романтизмаКаждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические литературные произведения имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа. В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель. В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и свобода человека, угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа. Развитие романтизма в разных национальных литературах шло разными путями. Оно зависело от культурной ситуации в конкретных странах, и не всегда те писатели, которым отдавали предпочтение читатели на родине, оказывались значимыми в общеевропейском масштабе. Так, в истории английской литературы романтизм воплощают прежде всего поэты "Озерной школы" Вильям Вордсворт и Сэмюэль Тейлор Кольридж, однако для европейского романтизма самой важной фигурой среди английских романтиков был Байрон.

    Английский романтизм

    Первый этап английского романтизма (90-е годы XVIII в.) наиболее полно представлен так называемой Озерной школой. Сам термин возник в 1800 г., когда в одном из английских литературных журналов Вордсворт был объявлен главой Озерной школы, а в 1802 г. Колридж и Саути были названы ее членами. Жизнь и творчество этих трех поэтов связаны с Озерным краем, северными графствами Англии, где много озер. Поэты-лейкисты великолепно воспели этот край в своих стихах. В произведениях Вордсворта, родившегося в Озерном крае, навсегда запечатлены некоторые живописные виды Кэмберленда – река Деруэнт, Красное озеро на Хелвелине, желтые нарциссы на берегу озера Алсуотер, зимний вечер на озере Эстуэйт. Основоположником английского романтизма стал Дж.Г.Байрон с его поэмами о Чайлд-Гарольде. Такой романтизм впоследствии стали называть свободолюбивым, поскольку главная его тема это жизнь нестандартной талантливой личности в трудных условиях, в обществе, которое не желает понимать и принимать такого человека.

    Герой стремится к свободе не столько фактической, сколько духовной однако далеко не всегда может ее достичь. Как правило, такой герой становится «лишним человеком», поскольку у него нет ни единого выхода и возможности для самореализации.

    Последователями байронической традиции в России были Пушкин и Лермонтов, чьи главные герои являются типичными «лишними людьми». Поэмы Байрона сочетает в себе и скорбь, и тоску, и скепсис, и лирику таким образом, его творчество стало образцом для подражания для многих поэтов-романтиков в будущем. В России его идеи продолжали Пушкин и особенно Лермонтов.

    Немецкий (германский) романтизм

    В Германии же первым признанным произведением романтизма стала драма Клингера «Буря и натиск», опубликованная в конце восемнадцатого века. Это творчество воспевало свободу, ненависть к тиранам, культивировало независимую личность.

    Однако настоящим символом немецкого романтизма стало имя Шиллера, с его романтическими поэмами и балладами. Немецкий романтизм называют мистическим, т.к. главные его темы это борьба духа и материи, эмпирического и осязаемого.

    Согласно принципам романтизма, дух априори выше материи: в поэмах Шиллера зачастую сталкиваются жизнь и смерть, явь и сон. Многое в романтизме это грань между потусторонним и реальным; в поэмах Шиллера появляются элементы вроде оживших мертвецов и вещих снов.

    Его идеи в России продолжил Жуковский в своих балладах «Светлана» и «Людмила», которые наполнены фольклорными элементами «потустороннего» мира. Шиллер тоже стремится к свободе, однако, по его мнению, для незрелого человека может быть только злом.

    Поэтому его романтическое творчество, в отличие от Байрона, делает акцент на том, что идеальный мир это не свобода от общества, а мир на грани сна и яви. В отличие от Байрона, Шиллер верил, что человек может существовать в гармонии с окружающим миром не в ущерб своей личной свободе, поскольку главное для него это свобода духа и помыслов.

    Вывод: Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись - достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен. Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм. Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия – произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.