Занятие по рисованию на тему «Сказочные домики» в старшей группе. Конспект занятия по рисованию "наш любимый детский сад"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

г. ЗАВОЛЖЬЕ

План-конспект занятия по предмету «Рисунок»

Тема: «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета»

Разработал: преподаватель 1 категории

Орлова Л.А.

Заволжье

2011 г.

Аннотация

Методическая разработка «Пропорции и их значение в передаче характерных особенностей предмета» представляет собой план-конспект занятия по предмету «Рисунок» в первом классе детской художественной школы в соответствии с программой школы.

Объяснительная записка

Данное занятие рассчитано на детей 10-12 лет и направлено на развитие творческих способностей ребенка. Преподаватель знакомит детей с понятием пропорции предмета, объясняет необходимость соблюдения не только пропорций самого предмета, но и пропорций между предметами в натюрморте, используя методы беседы, разъяснения, анализа, демонстрации. На заключительном этапе обязательна оценка деятельности учащихся как преподавателем, так и самими обучающимися.

Цель занятия:

Знакомство обучающихся с понятием ПРОПОРЦИИ и их значением в передаче характерных особенностей предмета. Построение крынки с соблюдением пропорций.

Задачи:

    Обучающие

    знакомить обучающихся с понятием пропорции предмета, масштаб

    систематизировать и закреплять знания, полученные ранее

    обучать пользоваться методом визирования

    Воспитательные

    Воспитывать усидчивость, терпение и упорство в достижении цели

    Развивающие

    Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память

    Развивать моторику руки ребенка

    Развивать творческие потенциалы ребенка

Тип учебного занятия: изучение, усвоение нового материала.

Работа с детьми строится на основе взаимного сотрудничества.

При подготовке и проведении занятия используются следующие методы:

    Словесные - объяснение, беседа

    Наглядные - схемы

    Практические – показ, объяснение

Актуальность данного занятия заключается в том, что основываясь на методе визирования обучающиеся учатся не срисовывать, а строить предметы, анализировать их форму, положение в пространстве и представлять конструктивные особенности предметов.

Материальное обеспечение:

Натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа или цветной однотонной драпировки из одного предмета несложной формы);

Методическая таблица «Последовательность ведения работы».

Бумага (формат А4 или А3), графитный карандаш (ТМ, М, М2).

Доска, мел

План занятия:

1 этап – Организационный момент 2-3 мин.

    Приветствие

2 этап – Введение 5-7 мин.

    Сообщение темы занятия

    Ознакомление с целью занятия

    Повторение пройденного материала

3 этап – Изучение нового материала 7-10 мин.

    Понятие ПРОПОРЦИИ

    Анализ формы предлагаемого предмета

    Объяснение порядка определения пропорций предмета

4 этап – Практическая работа - 15-20 мин

    Поэтапное построение предмета с определением пропорций методом визирования

5 этап – Заключительный 5 мин

    Анализ результатов работы

    Подведение итогов.

Ход занятия:

Этап

Обоснование

преподаватель

обучающиеся

1 этап

Организационный

момент

Здравствуйте, ребята.

Вижу, вы уже подготовились к занятию: у вас подготовлена бумага на мольберте, вы припасли карандаши и ластики. Молодцы.

Здороваются

Подготовка к учебной деятельности, создание психолого-педагогической атмосферы

2 этап

Введение

Сегодня мы будем говорить о пропорциях и их значении в передаче характерных особенностей предметов. Я объясню вам как определить пропорции предмета с учетом его характерных особенностей, а затем вы будете самостоятельно определять пропорции и строить вот эту крынку.

Давайте вспомним какие основные инструменты нам необходимы во время работы с натуры?

А какими «измерительными» инструментами мы пользуемся?

А линейки во время рисунка нам нужны?

Раньше мы знакомились с методом визирования для определения высоты и ширины простых геометрических форм. А в чем же заключается этот метод, давайте вспомним.

Правильно. Молодцы.

Слушают

Отвечают:

Карандаши, ластик, бумага

Карандаш, рука и глаз

Нет

Один или несколько учащихся показывают суть метода.

Развитие интереса к новому материалу.

Повторение пройденного материала.

3 этап

Изучение нового материала

Когда мы определяли ширину простых предметов, имея только одну величину - высоту предметов, мы определяли ПРОПОРЦИИ предмета. Пропорции – это величинные соотношения высоты к ширине, одной части предмета к другой. Пропорции – это характерные особенности любого предмета, которые позволяют узнать данный предмет в изображении. Пропорции могут рассматриваться по линейному размеру, по площади, по объему, по освещенности, по весу и т.д.

Понятие пропорций применимо не только в изобразительном искусстве или архитектуре, но и в повседневной жизни, например в кулинарии или в медицине (приготовление лекарств), в строительстве.

Когда мы рисуем, то можем маленькие предметы увеличить или уменьшить большие предметы на изображаемой плоскости, но в любом случае делаем мы это одинаково для всех предметов одинаково, т.е. пропорционально. Если соотношения частей предметов в рисунке изображены неверно, то ни отлично переданная светотень, ни правильное перспективное сокращение не дадут правильного представления о предмете. Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна передача изображаемого предмета с натуры и тем более создание образа в процессе творческой работы.

Как мы уже сказали, пропорции передают характерные особенности предмета. Рассмотрим 2 крынки. Они немного похожи. Давайте проанализируем их форму. Представьте, что каждая из них состоит из уже известных геометрических тел. Каких?

Совершенно верно, но всё же они разные. А различия в пропорциях посмотрите, одна крынка ниже и более широкая, а вторая чуть выше и более узкая, горлышко одной короче, чем у другой. Т.е. говоря другим языком, у них различные пропорциональные соотношения.

Слушают

Цилиндр – горлышко и шар

Усвоение нового материала.

Анализ предлагаемого для рисования предмета.

4 этап

Практическая работа

Перейдем непосредственно к изображению нашей крынки. Изображение любого предмета мы начинаем с компоновки в листе.

Как мы расположим наш лист? И почему?

Правильно.

Посмотрите на доску и подскажите мне как мы изображаем наш предмет в листе (несколько вариантов положения предмета в листе: очень маленькое, очень большое, угловое расположение, правильное).Прил. 1

Прежде всего необходимо сказать что наш предмет симметричный. Поэтому мы проводим ось симметрии и задаем одну из величин, например высоту. Теперь методом визирования определяем ширину, как мы ото делали когда строили цилиндр. Меряем крынку в самом широком месте. Теперь нам необходимо определить пропорции характерных особенностей крынки. Это высота горлышка. Высота самой широкой части, ширина донышка. (показ на таблице поэтапного построения крынки).Прил. 2

После того как определены основные пропорции, прорисовываем эллипсы.

Уточняем контур крынки.

Построение крынки закончено. Всем всё понятно?

Если понятно, то, посматривая на табличку, приступаем к работе.

Вертикально, потому что крынка в высоту больше, чем в ширину

Выбирают правильный вариант.

Приступают к рисованию, реализуя практические знания.

Реализация полученных знаний в процессе практической деятельности.

5 этап.

заключительный

Ну вот вы и построили крынку. Давайте поставим мольберты в ряд и посмотрим на полученный результат. Предлагаю вам выбрать самый точный рисунок.

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.

Отставляют мольберты. Выбирают лучшую работу, обсуждая высказывая свое мнение.

Оценка работы обучающихся, их самооценка.

Литература:

    Образовательная программа по рисунку.

    Н.П. Костерин «Учебное рисование»,Москва, Просвещение, 1980

    Н.М. Соколовская «Изобразительное искусство и её преподавание в начальной школе» 4-е издание, Москва, Издательский центр «Академия», 2008

    В.И. Жабинский, А.В. Винтова «Рисунок», Москва, ИНФРА-М, 2009

Приложение 1

Изображение очень маленькое

Изображение смещено в правый нижний угол

Изображение очень большое

Правильное размещение в листе

Приложение 2

1. Определяем положение в листе, задаем высоту, проводим ось симметрии

2. Методом визирования определяем основные пропорции крынки, намечаем характерные линии

3. Прорисовываем эллипсы, уточняем контур крынки

Мастер-класса: «Волшебное превращение»

Конспект занятия по рисованию

Программа: Дополнительная образовательная программа для дошкольников «Кисточка», рассчитанная на 3 года обучения, 3 часа в неделю.

Группа : 3 год обучения (6 лет)

Тема раздела программы: «Живопись. Цвет как средство выразительности»

Цель занятия : научить детей рисовать бабочку на основе собственных представлений.

Задачи занятия:

обучающая : учить передавать правильное строение бабочки, рисовать узоры различными методами - вливание цвет в цвет, использование геометрических фигур, монотипией;

развивающая: развивать мелкую моторику рук, воображение, чувство цвета, интерес к творческой деятельности;

воспитательная: воспитывать эстетические чувства, самостоятельность, аккуратность, умение давать оценку своим работам и работам других, положительное отношение ко всему живому.

Оборудование : иллюстрации с изображением бабочек, заготовки из бумаги силуэтов бабочек, панно «Поляна с цветами», акварель, палитры, кисти с мягким ворсом, баночки для воды, бумажные салфетки, муз. сопровождение «Звуки леса», дидактическая игра на симметрию «Найди вторую половину бабочки».

Методы и приемы: игровой - сюрпризный момент, словесный, наглядный - показ.

Предварительная работа: чтение познавательной литературы про бабочек «Как появляются бабочки», рассматривание картинок «Бабочки».

Ход занятия

1. Организационный момент (игровой)

Педагог: - Ребята, сегодня я вам расскажу одну интересную историю (рассказ сопровождается показом сказки).

В одном чудесном саду жила-была гусеница. Каждое утро она просыпалась и смотрела на себя в капельку росы, как в зеркало. Какое отражение она видела в капельке? Конечно, некрасивое. Гусеница очень огорчалась своей некрасивости, усаживалась на край листочка и горько плакала.

Но однажды мимо пробегал паучок. Жалко стало паучку соседку. И решил он ей помочь. Сплёл из серебряных нитей покрывало, чтобы скрыть её от посторонних глаз. Завернулась в него гусеница и заснула.

Прознала волшебница - Весна об этом, прикоснулась она волшебной палочкой к кокону, и гусеница проснулась ото сна.

- «Ах, какая красива бабочка, какие прекрасные у неё крылышки!» - наперебой щебетали птицы.

Оглянулась гусеница, но вокруг не было никого, кроме неё. Это она превратилась в прекрасную бабочку.

Педагог показывает бабочку и от её лица читает стихотворение.

«Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья.

Дышать хочу?

Вот, вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

2. Объяснение.

Красоту бабочкам придают их нарядные крылья. У каждой бабочки на крыльях свой неповторимый узор.

(Рассматривание образцов расписанных бабочек).

Из каких элементов состоит узор каждой бабочки? (кольца, круги, ромбы, точки, прямые и волнистые линии).

Какие краски использованы в росписи: тусклые или яркие? (яркие)

(Дидактическая игра на симметрию «Найди вторую половину бабочки»)

Вывод : предметы называются симметричными, если две стороны предмета одинаковые.

Педагог. - Давайте мы сегодня на несколько минут станем волшебниками и поможем несчастным гусеницам превратиться в прекрасных бабочек - подружек для нашей бабочки. У нас есть бабочки, а мы сделаем их крылышки яркими и красивыми. Нам помогут волшебные краски.

Крылья будем расписывать разными способами.

Цель: создание замка Снежной королевы
Задачи:
- закреплять умение рисовать гуашью, промывать кисть, осушать её о тряпочку, смешивать краску в палитре;
- закрепить понятие тёплые и холодные цвета через игру;
- закреплять умение рисовать контур здания и придумывать украшение и детали;
- продолжать развивать фантазию детей;
- воспитывать интерес к творчеству.
Демонстрационный материал: репродукции картин художников Айвазовского, Рериха; аудиозапись Свиридов «Метель», Чайковский «Времена года. Январь», цветы тёплой и холодной цветовой гаммы.
Раздаточный материал: альбомный лист, кисти №5 и №2, гуашь, салфетки, палитра, баночки с водой.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассматривание репродукций, продуктивная деятельность, анализ результата деятельности.

Ребята, закройте глаза и внимательно послушайте.
Включается музыка Свиридова «Метель»
По окончании музыки:
Воспитатель - Ребята, куда это мы с вами попали? А что вы слышали, когда слушали музыку? Какие ощущения, эмоции она у вас вызвала?

Оформление демонстрационного стенда

Ответы детей.
Воспитатель - Посмотрите на изображения перед вами, что на них изображено?
Ответы детей.
Воспитатель - Почему вы так решили? Да, действительно, мы с вами попали в царство Снежной королевы. Мы входим с вами в её красивый, прозрачный, голубой замок, в нём гуляет ветер и тихо падает снег, что вы чувствуете? (на фоне вновь звучит музыка Чайковский Времена года Декабрь, Январь)
Дети - холод.
Воспитатель - А почему?
Дети - замок изо льда, снега, ветер.
Воспитатель - Да снег и лёд, в полумраке становится голубым, синим, и от этого ещё холоднее. Давайте вспомним, что ещё в природе холодное и тоже голубого, синего, фиолетового цветов? (небо, вода)
Верно, вот посмотрите, на эти картины. Что здесь изображено?
Дети - Зима

Демонстрация репродукции в холодных тонах

Воспитатель - Верно, а почему здесь снег синий и даже фиолетовый?
Дети - он находится в тени.
Воспитатель - А что здесь нарисовано?
Дети - вода море, синего цвета.
Воспитатель - Так вот, эти цвета - светло-голубой, голубой, синий, фиолетовый - называются холодными, потому что они напоминают снег, лёд, воду, небо. Именно эти цвета и их оттенки используются для рисования воды, снега, неба и льда.
Появляется Снежная королева.

Девочка играет роль Снежной Королевы

Снежная королева - Как смели вы с помощью снега и ветра явиться в мой замок!
Разве вы не боитесь его холодных стен? Или того, что я могу заморозить вас?
Воспитатель - Здравствуй, Снежная королева, мы вовсе не хотели потревожить тебя, а лишь случайно попали к тебе, когда любовались твоим замком.
Снежная королева - Любовались! Ха-ха-ха. Мой замок уже не так красив как прежде, ветра совсем изменили его, а снег засыпал все вершины. К тому же ветер принёс в мой замок тёплые цветы и от их тепла мой замок тает.
Воспитатель - Ребята, давайте поможем Снежной королеве и уберём все тёплые цветы из её замка. Как вы думаете, а какие это цветы?
Дети - жёлтые, оранжевые, красные.
Воспитатель - А почему их называют тёплыми?
Дети - Они напоминают солнце, огонь, которые излучают тепло.
Под музыку дети собирают цветы: цветы холодной гаммы кладут снеговику,а тёплой солнышку.

Под музыку дети собирают цветы: цветы холодной гаммы кладут снеговику,а тёплой солнышку

Воспитатель - Молодцы ребята, всё верно, а снеговику почему вы положили эти цветы?
Дети - Они холодных цветов и напоминают снег, лёд, воду.
Воспитатель - Да, существуют тёплые цвета и холодные цвета!
Ну, что Снежная королева справились дети с заданием?
Снежная королева - Да, в моём замке снова холодно и он перестал таять, спасибо вам. Но он по-прежнему некрасив и разрушен, а зима и мороз не желают помочь мне построить новый дворец, им нужны примеры, каким может быть дворец, чтобы создать его. А где мне найти такого умельца, который смог бы помочь мне? и нарисовать эскизы замка?
2. Практическая часть.
Воспитатель - Снежная королева, мы с ребятами можем помочь тебе. Это очень талантливые ребята у них богатая фантазия и воображение, они отлично рисуют и я уверенна, что они смогут нарисовать для тебя необыкновенно красивые замки. Правда ребята, мы ведь можем помочь Снежной королеве?
Снежная королева - Я согласна, пусть помогут.
Воспитатель - Но тогда ты должна отпустить нас назад домой в свой родной детский сад.
Снежная королева - Хорошо, я отпущу вас, так уж и быть, но прежде нарисуйте мне пожалуйста замки.
3. Самостоятельная работа детей.
Дети проходят за столы и начинают рисовать на белом или чёрном фоне на выбор, замок Снежной королевы, использую только холодные цвета, смешивая их на палитре.

Формирование умений и навыков: закрепить умение и навыки детей по овладению различными способами рисования ( , тычком, по сырому и др.)

Формирование творческой активности детей:

Развивать умение детей быть оригинальными в создании своего пейзажа, умение понимать основную мысль художника, его настроение и средства выражения,

Побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного.

Формирование эмоционально целостного отношения к жизни:

Вызывать у детей чувство озабоченности в решении непредвиденной ситуации.

На основе анализе произведений изобразительного искусства (пейзажа) вызывать интерес к изображению своего варианта пейзажа.

Умение видеть красивое в природе и радоваться этому, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

– рассматривание репродукций с пейзажами А. Левитана, И. Грабари, А.Куинджи, И. Шишкина и др.

Рисование разными материалами» (карандашами, гуашью, акварелью и др.).

Материалы: бумага для рисования разного формата, тонированная, кисти тонкие, жесткие для тычка, карандаши цветные, и простые, листья сухие, морфологическая дорожка, папка с репродукциями.

Ход занятия по рисованию для детей средней группы :

Дети заходят в студию, здороваются с гостями.

Воспитатель говорит детям о том, что сегодня всех нас пригласили на выставку картин в выставочный зал. Вы интересуетесь выставками, журналами вообще? Какие картины и каких авторов вы видели где-нибудь у нас в городе и в иллюстрированных журналах?

Вы знаете, что в нашем саду есть выставочный зал и посещали его не один раз. Вот сегодня как раз нас и пригласили на выставку известных художников.

У всех бодрее настроение, нее вы помните как вести себя в выставочном зале, у всех есть желание увидеть что-то новое? Значит идем.

В выставочном зале встречает детей экскурсовод. Здоровается и выглядит очень огорченной, растерянной. Воспитатель спрашивает экскурсовода о том, почему она так расстроена.

Ребята, вы и представить себе на можете, что произошло. Прихожу я в выставочный зал, чтобы здесь приготовить к вашему приходу и вдруг вижу, что многие картины испорчены. Причем испорчены картины с изображением пейзажей. Вы все знаете что такое пейзаж?

Испорчены все черной краской. Как, кто и зачем все это сделал я даже и не представляю. Ребята, а как вы думаете? Почему именно черной краской испорчены картины? (Ответы детей).

Что же делать? Как быть? (Ответы детей).

Воспитатель, Как картины обновляются? Знаете ли вы что-нибудь об этом (Рисуют новые или реставрируют).

Ребята, что мы можем сделать, как помочь? Ребята, мы ведь с вами уже рисовали, и не один раз пейзажи и сейчас мы попробуем нарисовать свои пейзажи (Обобщение ответов детей).

Ирина Михайловна, дети очень будут стараться и мы сможем нарисовать картины с пейзажами. Мы принесем их Вам, а мы временно оформите выставку из наших работ и уже сегодня сможете пригласить на выставку малышей.

Экскурсовод: Ребята, я очень надеюсь, что у нас с вами все задуманное получится. Вот вам папка с репродукциями, которые у меня тут нечаянно перепутались, вы выберите все пейзажи. Это поможет вам определиться, какие вы будете рисовать картины.

Воспитатель. Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями. Мне очень приятно, что вы выполнили многое из того, чему мы с вами учимся в студии.

Ну, а сейчас пора приниматься за дело. Идемте все в изостудию, сейчас у нас будет царить творчество и каждый из нас будет художником и немножечко волшебником. Вы можете выбрать себе все необходимое для рисования. Помните, как я вас учила: художники ничего просто так не рисуют, своим рисунком они хотят выразить что-то и о чем-то рассказать. Вначале подумайте, что же вы хотите изобразить и с помощью каких материалов.

Я буду индивидуально к каждому подходить и отвечать на ваши вопросы, если что-нибудь вам будет непонятно. Наши «Правила юных художников» нам помогут поддерживать порядок в студии

Дети выполняют задание, пользуясь свободой выбора материалов для рисования. Bо время выполнения задания, дети свободно могут перемещаться по залу за необходимыми принадлежностями. В это время звучит музыка. По окончанию выполнения задания детские работы размещаются для сушки на стенде.

Дети их рассматривают.

Воспитатель проводит беседу с детьми, пользуясь вопросами, которые предполагают развернутые ответы. При анализе работ важно найти в каждой работе что-нибудь значительное. Развивать у детей оценочные суждения помогут вопросы:

Как вы считаете, есть ли среди работ веселый рисунок? Почему?

А какой рисунок мы можем назвать самым ярким и почему?

Какой рисунок или чья работа выглядят на ваш взгляд самой грустной? Почему?

Как вы думаете почему мне понравилась вот эта работа?

О чем интересном рассказал нам этот рисунок?

Что бы ты вот в этой работе сделал иначе? Почему?

Как бы вы назвали свои рисунки и почему?

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мы можем считать, что мы с вами справились с заданием. Не совсем! Правильно. А почему? Рисунки могут превратиться в картины с помощью рамок, так ведь? Правильно. Но ведь не высохшие работы мы не можем положить в рамку. Поэтому будем считать, что мы с вами сделали главное - рисунки пейзажей есть.

А вот и наш экскурсовод! Посмотрите на наши работы, мы так старались!

Экскурсовод профессионально оценивает работы, оперируя некоторыми понятиями. Например: Какой молодец Никита, он выдержал в своей работе самые необходимые сочетания красок, поэтому получилось у него очень выразительно.

Я вижу что ваши картины объединяет хорошее настроение, с которым вы здесь занимались творчеством?

Все картины написаны вами с большой любовью к природе. Молодцы!

У меня теперь будет что показать детям младшей группы в выставочном зале, а еще я вам по секрету скажу, что когда я малышам буду предлагать ваши рисунки, то обязательно буду говорить:

Спасибо! Вот вам от меня на память кисти, они станут волшебными, а ваших руках, потому что вы сами сегодня как волшебники.

Сейчас я заберу ваши работы и оформлю их в рамки. Всего доброго и до свидания.