… Да будет имя празднику тому. День русской культуры! Дни русской культуры в латвии свидетельствуют о единстве народа страны - президент Древлеправославная Поморская Церковь Латвии

Дни русской культуры в Латвии подтверждают волю и умение народа страны быть единым в своем многообразии. Об этом говорится в приветственном письме президента республики Раймондса Вейониса, которое было зачитано на праздничном концерте по случаю открытия мероприятия.

"В этом году, когда возобновленные Дни культуры будут проводиться в седьмой раз, вы можете гордиться тем, что эта традиция становится все более всеобъемлющей и более разнообразной. Выставки, театральные представления, литературные чтения, экскурсии, концерты, выпуск новых книг, различные встречи и мастер-классы, кино и лекции представят возможность каждому желающему познакомиться с русской культурой в Латвии, выбрать тему и мероприятие, которые более интересны и занимательны. Это событие - хорошая возможность для нашего общества лучше узнать себя, познакомиться с тем, чем мы отличаемся друг от друга, и насладиться тем, что объединяет нас", - отметил глава государства.

По словам Вейониса, на протяжении веков Латвия была многонациональным государством, и проживающие здесь народности умели взаимно обогащаться. "Уважая культуру своего народа, мы почтительно относимся и к другим культурам. Мы все вместе принадлежим Латвии, и все вместе создаем свою страну. Наш народ является самым большим богатством Латвии", - подчеркнул он.

"Позвольте пожелать, чтобы ежегодные Дни русской культуры подтвердили волю и умение народа Латвии быть единым в своем многообразии. Желаю всем вместе построить будущее Латвии, сохраняя и поддерживая традиции, язык и культуру каждой проживающей в Латвии народности", - указал президент страны. Дни русской культуры проходили в Латвии с 1925 по 1940 год, а затем эта традиция была возрождена в 2011 году. За шесть лет программа мероприятий увеличилась в два с половиной раза, дополнилась осенним циклом, в ней участвуют многие города республики. В этом году в программе 170 различных мероприятий, которые проходят в восьми городах страны - Риге, Юрмале, Резекне, Даугавпилсе, Елгаве, Екабпилсе, Прейли и Вилянах.

В течение двух недель жители Латвии могут посетить многочисленные концерты, театральные постановки, выставки, лекции, кинопоказы, презентации, литературные вечера, а также принять участие в различных мастер-классах - от росписи, декорирования и декупажа в русских традициях до создания традиционной русской обрядовой куклы-травницы. В программе также международный поэтический фестиваль "Балтийская строфа", ежегодный праздник улицы Николая Рериха, международный фестиваль народного творчества "Рижский пряник", интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" на тему русской культуры и благотворительный бал объединения местной православной молодежи. По традиции в рамках программы в Риге также проходят Дни российского кино, во время которых будут представлены картины лучших российских режиссеров.

В создании Дней русской культуры в Латвии приняли участие десятки местных неправительственных организаций, а также Латвийская православная церковь и Древлеправославная поморская церковь страны. Завершится праздник 6 июня концертом "С днем рождения, поэт", организованном Пушкинским обществом Латвии.

В детском отделе Центральной районной библиотеки прошли дни русской культуры. Что смогли увидеть ребята, наши читатели, в эти дни? Прежде всего, яркие и интересные книжные выставки, где кроме книжного и журнального материала представлены работы мастеров, игрушки, рисунки в которых отражена культура нашего народа. Рассказывать ребятам о русской культуре посредством выставок, различных массовых мероприятий очень важно и в тоже время, интересно.


Культура не только рядом и вокруг- она и внутри нас. Она в наших именах, песнях и сказках, легендах и преданиях, в любимых фильмах, книгах, картинах, в ремеслах. «Занятия наших предков» - так называлась одна из выставок, которую мы представили нашим ребятам в рамках дней русской культуры. Учащиеся 3 класса Гимназии совершили путешествие в мир ремесел наших предков в рамках тематической программы «Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит».

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. В читальном зале нашей библиотеки была оформлена выставка-экспозиция «Бисерная сказка». Название выставки оправдывает свое название, потому что здесь представлены удивительные работы из бисера взрослых, а также юных мастериц, достойные восхищения. Такие работы украсят любой интерьер. Ребята, пришедшие на выставку, посмотрели так же мультимедийную презентацию, из которой узнали очень многое о бисере и работе с ним.


2015 год, как многим известно, был объявлен Годом литературы. Поэтому, мы не могли обойти вниманием литературные даты, рассказать ребятам о жизни и творчестве писателей и поэтов, внесших определенный вклад в нашу литературу. Остановились мы на творчестве русского народного поэта Сергея Александровича Есенина, которому 3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения. Его стихи любимы многими поколениями читателей. Его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к своей Родине. Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Одна из современных поэтесс очень верно сказала о нем: «Сергей Есенин – то не просто имя, - России стихотворная душа…». В дни русской культуры ребята из 6 класса Лицея совершили литературно - музыкальное путешествие по жизни и творчеству Сергея Есенина, а также им была представлена выставка «Знакомый ваш, Сергей Есенин».


Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами не хватит и жизни. Все те мероприятия, которые прошли в нашей библиотеке в дни русской культуры – это первые шаги в приобщении к драгоценному достоянию России.

Зав. ДО ЦРБ Г.С. Кирсанова

Александр Корольков.

Не много абсолютных ценностей осталось в культуре. Скепсис, а подчас и цинизм, способен прозвучать в отношении почти любых ее явлений. Если классическую литературу еще удерживают в школьных программах, и педагог-словесник порой способен сформировать вкус к подлинной культуре, то никакой учитель музыки не одолеет видео- и аудиоагрессии, ибо здесь “авангард” своим наркотическим воздействием не оставляет зазора для культуры, рок-поводыри сопровождают музыкальное развитие современного человека от младенчества до старости.

На юбилейном вечере исторического факультета РГПУ им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге среди концертных номеров, где очень современно покачивали бедрами, подергивались исполнительницы и исполнители, ведущий совершил оговорку, а может быть, и не оговорку, объявив: “Сейчас для наших дорогих ветеранов будет исполнена русская народная песня…”. Если народная культура останется только для ветеранов, если новые поколения окажутся чуждыми своей основе, то вывеска “Россия” может стать лишь напоминанием о былой стране со своеобычной, неповторимой культурой.

В состоянии кризиса русская культура оказывалась не однажды, но внешние и внутренние потрясения (войны, революции) не убивали культуру, а порой даже укрепляли. Сколько бы ни писали на рубеже XIX-XX веков о гибели культуры, но Россия за свой двадцатый век дала такое созвездие имен поэтов, писателей, композиторов, живописцев, что вряд ли найдется другая страна, способная поставить рядом с нами сопоставимую энциклопедию современной культуры. Да и народная, и религиозная культуры хотя и пошатнулись крепко, но устояли: балалаечники и гармонисты держались почти во всякой деревне, а православие жило в людях добротой, отзывчивостью, братской взаимопомощью.

Более сокрушительный удар подстерегал культуру на излете XX столетия, когда открылись соблазны свободы от государства, от семьи, от традиций. То, что назвали “массовой” культурой, подобно наркотическим инъекциям, подтачивало тело и дух культуры. Все не сиюминутное оказалось архаичным, не современным, а стало быть, подлежащим выбросу и презрению. Не только старики, но все, кто жил культурой, почувствовали себя невольно на обочине истории; тысячелетняя культура загнанно смотрит на нашествие рок-звезд, шоуменов, транссексуалов, сатанистов.

Конечно, журнальная статья или урок учителя не могут остановить распад культуры, но отзвук в чьей-то душе все-таки может возникнуть – почка способна проклюнуться, а от почки зазеленеет ветвь, даст цветы и семена; семена же, подхваченные благоприятным ветром и упавшие на подходящую почву, как известно, всходят и порой начисто вытесняют сорняки. Всему свой срок.

Я хочу напомнить об одном историческом уроке – о Дне русской культуры, помогавшем всколыхнуть всех русских людей, от мала до велика, вдали от Родины. Такой день напоминания о цветении нашей культуры, об ее разнообразии и неисчерпаемости, об ее близости нашей душе, - такой день целебен был бы для нас сегодня, как та почка, которая со временем подарит обновленный сад. Родился День русской культуры в Чехословакии, в русском Зарубежье.

Чехословацкая республика безотказно приняла в 20-е годы двадцатого столетия потоки беженцев из России. Поначалу казалось, что вот-вот наступит возвращение, что Россия не смирится с потерей потомственных земледельцев, универсальных инженеров, носителей духа и интеллекта нации. В Чехословацкой республике усилиями министерства иностранных дел (министром тогда был Э.Бенеш) разработали программу систематической помощи беженцам, которая не ограничивалась предоставлением крова, работы, элементарной бытовой устроенности.

В Чехословакии сложился один из крупнейших центров русского Зарубежья, где не просто гарантировалась благотворительная поддержка тысячам людей, но силы России органически вливались в хозяйственную, научную, техническую, духовную жизнь республики. При этом на первых порах не было и намека на ассимиляцию русских, напротив, создавался полнокровный организм национального саморазвития. Заботились не только о дне сегодняшнем. Уже с сентября 1922 года Объединение Российских земских и городских деятелей (Земгор) открыло русскую реформационную гимназию в Праге, а чуть раньше из Константинополя почти полностью переехала Русская гимназия Всероссийского союза городов, организованная замечательной подвижницей Аделаидой Владимировной Жекулиной; обосновалась гимназия на меже Чехии и Моравии, в городе Моравска Тржебова. В сорока зданиях здесь разместились и детский сад, и учебные классы, и своя церковь – все это сделало гимназию особым местом, где давали уникальное образование, воспитание, куда стремились попасть дети из других стран, чтобы расти в подлинно русской среде; направляли детей даже из Китая и Японии, не говоря уже обо всех европейских странах, где горькая судьба рассеивала русских людей.

Структура научных учреждений и обществ, учебных заведений, культурных организаций, различных объединений в Чехословакии 20-30-х годов достойна внимательнейшего изучения не ради исторического любопытства, а как бесценный опыт для нынешнего возрождения России. В короткий срок, к середине 20-х годов, международное признание получили Русская академическая группа в ЧСР, Русский заграничный исторический архив в Праге, Русское историческое общество в Праге, Донской казачий архив, Институт изучения России, экономический кабинет профессора С.Н.Прокоповича, Философское общество в Праге, Комитет русской книги, Общество сибиряков. При всех трудностях бумажных, типографских возник заметный книжный рынок, всесторонне представляющий и русскую классику, и научные исследования, и поиски творческой молодежи, и учебники, и изобразительное искусство. До сих пор в букинистических магазинах Чехословакии встречаются книги издательств той поры: “Пламя”, “Славянское издательство”, “Крестьянская Россия”, “Воля России”. Как-то удалось мне купить в Праге несколько номеров периодического журнала “Русская школа за рубежом”… Все это требует особого рассказа, поскольку пришла пора нашим соотечественникам знать о каждой из перечисленных научных организаций, о творчестве ученых, оторванных от родной земли, но преданно служивших ей до конца дней, надеющихся на неугасимость русской науки, культуры.

Учебные заведения, созданные в двадцатые же годы в Праге, и по названиям, и по преподавательскому составу могли бы конкурировать с любым нынешним российским городом, даже с Петербургом. В Праге был не только Русский народный университет, но и Русский юридический университет, Русский институт сельскохозяйственной кооперации, Русский институт коммерческих знаний, Русское высшее училище техников путей сообщения, автомобильно-тракторная школа.

Профессор, писатель, всякий человек, выбравший и развивающий культуру великого народа, был подобен сельскому учителю, круглосуточно погруженному в заботы воспитания и просвещения. Одних и тех же преподавателей, мыслителей, духовников можно было видеть почти во всех учебных объединениях, в ските поэтов, в театрах, в славянской библиотеке.

Не обрели еще должной известности среди наших читателей имена историков, экономистов, литераторов, философов, богословов, проживавших в Праге. В Чехословакии продолжали творить русскую культуру братья А.В. и Г.В.Флоровские (историк и богослов), Н.О.Лосский, С.И.Гессен, П.И.Новгородцев, Д.И.Чижевский, И.И.Лапшин, А.А.Кизеветтер, Е.Ф.Шмурло, П.Б.Струве, А.Л.Бем, Е.А.Ляцкий… Горько воспроизводить огромный список имен, ампутированных от России, хотя теперь, чтобы вновь стать полнокровной Россией, надо освоить и все то, что сумели сделать патриоты вне географических пределов.

Чем более ужасные сведения приходили с земли Отечества о разорении духовных очагов, тем отчаяннее сражалась русская интеллигенция Зарубежья за сохранение преемственных связей одной из самых развитых культур мира, достигшей своего высшего цветения как раз к началу XX столетия. Естественно, что в условиях Зарубежья символ России – А.С.Пушкин стал факелом, воспламенившим национальный праздник – День русской культуры.

С 1925 года по инициативе объединения русских учительских организаций, Союза русских академических организаций, Объединения русских эмигрантских студентов во всех странах, где жили русские люди, 26 мая по старому стилю или 6 июня по новому, то есть в день рождения Пушкина, праздновался День русской культуры. В Чехословакии создали комитет Дня русской культуры, и год от года разрастались масштабы праздника, захватывая города, городки, всякие селения, где жили русские. Близость славянских культур роднила в этом празднике русских, украинцев, чехов, словаков, русинов, поляков.

Сохранился подробный протокол праздника, проведенного в 1929 году в одном из небольших городов. Празднества здесь начались с утра торжественной службой в храме, затем состоялась грандиозная манифестация с национальным флагом и в национальной одежде, где были и пешие, и конные, и велосипедисты, сводный оркестр, где над манифестантами кружил самолет, разбрасывая праздничные летучки и поздравления. После шествия городской парк наполнился весельем – гимнами, речами, хорами, танцами. Городской театр отдал свой большой зал под заседание культурно-просветительских обществ и для встреч с известными учеными, общественными деятелями (непременно приезжали именитые гости из Праги, порой и из других стран). На описанном празднике выступил выдающийся историк, ученик Ключевского Александр Александрович Кизиветтер.

В программу Дня русской культуры включили напоминание о зодчих русской культуры, ее памятниках и центрах. В 1926 году праздник посвятили целиком Москве, и бывший Московский городской голова Н.И.Астров сделал замечательный доклад “Москва в образах и картинах”, впоследствии с успехом прочитанный более двадцати раз в городах Европы. В 1927 году подобное торжество связали с воспоминаниями о традициях Новгорода и Пскова. Лекции читались не только на русском языке. Чешская филармония, пражский театр оперы поддерживали праздники своими музыкальными выступлениями.

День русской культуры оставил свой след и в однодневных газетах, и в специальных книгах, причем немалое внимание уделялось изданию книг русских авторов на чешском языке. Ученые рассказывали не только о своем профессиональном предмете, но А.А.Кизеветтер, например, писал о русской театральной жизни, профессор И.И.Лапшин – о русской музыке, почти все – о любимой русской литературе, истории, философии, искусстве.

Историк Е.Ф.Шмурло в одном из сборников, приуроченных к Дню русской культуры, разъясняя смысл и значение праздника, писал, что этот день ставит целью в одних освежить, в других заново посеять сознание нашей русскости, указать на наши вечные ценности, созданные усилиями тысячелетней работы предшествующих поколений, ибо воспринять, осознать духовные ценности – это значит определить свое национальное лицо, уйти от безликости. “Многие уже потеряли веру в себя лично и в возрождение России. Как же не прийти таким на помощь, как не сказать им: Россия не погибнет, никогда не погибнет, не может погибнуть! Народ, вынесший на своих плечах вековое зло монгольского ига, лихолетье самозванцев… и притом выработавший ценную культуру мирового значения, - такой народ не может не иметь светлого будущего, и никакая темная сила не в состоянии будет одолеть его” (Е.Шмурло. Что такое день русской культуры? // Зодчие русской культуры. – Прага: Изд-во “Пламя”, 1926).

Историк адресовал свои горячие слова эмигрантам, но слова эти в равной степени необходимы всем нам, совершающим неверные шаги возрождения России в неравной борьбе с кассетной культурой.

Становлению детей, молодежи, единению исторических ценностей нации, духовному подъему способствовал бы День русской культуры, дату которого не нужно изобретать, ибо день рождения А.С.Пушкина может стать не просто чествованием нашего национального гения, но торжеством всей русской культуры.

У кого-то может зародиться вопрос: не будет ли это повторением уже заявившего о себе праздника Славянской письменности и культуры? Разумеется, нет, так как тот праздник – всеславянский, напоминающий о наших общих истоках и путях в истории; не случайно День Славянской письменности и культуры стремятся организовать в Новгороде, Минске, Пскове; каждый год избирается для центрального торжества место на славянских землях – такими местами могут стать Сербия, Болгария, другие страны.

День русской культуры способен быть общенациональным днем, и всякий город, городок, деревня привнесут свой дух в этот праздник. Начало такого подъема русской культуры мы вовсе не должны ожидать от столицы. Почин вполне по плечу и земле алтайской, где русская культура не растеряла еще своего естества, где есть народные и профессиональные творческие коллективы, где уцелел сам уклад естественного русского бытия, ремесла и умения, где соседствуют уклад жизни староверов и праздничные обряды православной церкви.

Как соединил бы такой праздник поколения, разрываемые ныне надуманными, чуждыми тысячелетнему нашему развитию субкультурами! Предприниматель, банкир, писатель, ученый, учитель способны объединиться в том, что всех нас роднит столетиями – в культуре. Племенной эгоизм и самомнение разъединяют народы, а культура – соединяет. День русской культуры – это день пробуждения духовности, света идеалов, любви, правды, открытости, соборности.

Да будет такой день!..

Влад Богов

Путевка в жизнь

Лирическое предисловие

В романе Достоевского есть занятный диалог Мармеладова и Раскольникова. Он как нельзя кратко и очень точно опишет суть моего сегодняшнего выступления.

И вот, зная вперед, что не даст, вы все-таки отправляетесь в путь и...

Для чего же ходить? - прибавил Раскольников.

А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!

Вот и я иду и испрашиваю помощи. Ибо настало время, когда надо непременно идти… Выступаю как лицо официальное, как сопредседатель оргкомитета Дней русской культуры в Латвии. Как и у Мармеладова, у меня тоже есть куда пойти. К Вам, уважаемый читатель.

О чем речь?

В культурной жизни Латвии скоро произойдет весьма примечательное событие. С 23 мая до 6 июня будут проводиться Дни русской культуры. Пройдут они по всей стране одновременно. Наверняка кто-то уже слышал о них в прошлом году, а кто-то даже принимал участие. Событие, скажу сразу, неординарное. Оно способно объединить весь наш творческий мир: и литераторов, и певцов, и интеллектуальную элиту, и общественные организации, заботящиеся о сохранении нашей культурной традиции.

Очень важно не только сохранять свою культуру, но и развивать ее. Многие ошибочно полагают, что вся нынешняя русская местная культура находится на уровне «два прихлопа - три притопа». Такое ошибочное представление активно внедряется в массовое сознание. Латышскую часть общества убеждают, что есть «гастрольная» русская культура России и есть местные русские, которые не имеют в Латвии самобытных корней и кое-как, на примитивном уровне воспроизводят свою культуру бывшей империи.

Именно такой, примитивный уровень русской культуры нашу правящую элиту вполне устраивает. Поэтому государство ничего не делает для того, чтобы местная русская культурная традиция развивалась. Но такое положение нисколько не устраивает нас, русских Латвии. Среди нас много талантливых людей, но зачастую, к сожалению, у них нет возможности самим куда-то пробиться. Но теперь возможность есть - это участие в Днях русской культуры.

Эти Дни способны сделать любое скромное начинание массовым мероприятием и привлекут не только зрителей, но и дополнительные интеллектуальные ресурсы.
Дни русской культуры складываются из отдельных начинаний в один массивный проект и уже только одним своим присутствием в информационном пространстве весьма четко и ясно говорят о том, что русская культурная традиция в Латвии есть. Она жива, и у нее есть будущее, пока нам всем есть до нее дело.

Как было?

Дни русской культуры - это традиция. В этом году ей исполняется восемьдесят семь лет. Впервые Дни русской культуры в Латвии провели 20 сентября 1925 года. Начались торжества в 9 часов утра. Архиепископ Иоанн в Кафедральном соборе совершил литургию на церковно-славянском языке, а в 12 часов торжественный молебен.

В этот день в здании «Улей» (сегодня Русский театр им. М.Чехова) провели сразу несколько мероприятий. В час дня в актовом зале выступили с торжественной речью княгиня С.П. Мансырова и Е.М.Тихоницкий, после чего играл оркестр и пел хор. Вход бесплатный. Далее там же, в театре, в 16 часов выступал еще один оркестр и солист скрипач Мец. На это мероприятие вход уже платный.

И наконец, вечером того же дня в театре давали спектакль-концерт. Вход тоже платный. Прекратились Дни в 1940 году по историческим причинам. Однако за это время они объединили не только живших здесь коренных русских, но и вовлекли в свою орбиту крупнейших культурных деятелей — эмигрантов из Советской России.

Современные Дни русской культуры были восстановлены в 2011 году усилиями нескольких десятков общественных, творческих организаций, людей искусства и науки русского мира Латвии. По своей концепции они символически повторили Дни культуры 1925 года. 22 мая 2011 года в 9 утра в Кафедральном соборе была совершена литургия и крестный ход с иконой Кирилла и Мефодия. Торжественное открытие Дней состоялось в этот же день в кинотеатре «Рига».

Очень важно, что в церемонии открытия 22 мая участвовали президент Латвии В.Затлерс, Чрезвычайный и Полномочный посол России в Латвии А.А.Вешняков, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, представители политических партий и общественных организаций.

В общей сложности в 2011 году в Днях русской культуры участвовало более 50 общественных организаций. Программа насчитывала более 70 мероприятий, прошедших в разных регионах Латвии. Дни русской культуры позволили русскому населению Латвии почувствовать свою значимость и увидеть возможности объединения на духовной основе русской культуры.

При поддержке посольства России по итогам прошедших Дней русской культуры был выпущен 100-страничный цветной журнал, в полной мере отражающий все прошедшие мероприятия и их участников.

Что будет?

В 2012 году планируется расширение проекта как по объему программы, так и по числу регионов и стран, участвующих в проекте. На сегодняшний день свое участие подтвердило Правительство Санкт-Петербурга, культурной столицы России. Гости выступят перед рижанами с разными музыкальными программами, научными лекциями, Санкт-Петербург привезет книжную выставку и сделает презентацию вузов. Планируется большее участие в Днях русской культуры молодежи, для чего инициированы специализированные проекты.

Мы рассчитываем, что одним из ключевых пунктов программы станут Дни кино в Доме конгрессов. Нам бы хотелось, чтобы локомотивом кинопоказа стала эпопея «Война и мир» режиссера С.Бондарчука. Выбор данного фильма не случаен - в этом году мы отмечаем 200-летний юбилей Отечественной войны.

Программа Дней культуры будет составлена из заявок неправительственных организаций, которые представят свои лучшие проекты и достижения местных творческих людей и коллективов.

Кроме того, в программе будет учитываться и возраст аудитории. Для детей пройдут встречи с детскими писателями, в Верманском парке 2 июня пройдет семейный праздник «День рождения Буратино». Этому литературному герою не так давно исполнилось целых 75 лет!

Для взрослых будет предложена широкая литературная программа с участием местных и зарубежных писателей и поэтов, пройдут выставки картин известных латвийских художников, Балтийская международная академия проведет две научные конференции, одна из которых предназначена для студентов, другая для преподавателей.

Естественно, широко будет представлена музыкальная программа - от коллективов самодеятельности до выступлений профессионалов. Особой популярностью среди рижан в прошлом году пользовались экскурсии по Риге. В этом году они тоже будут в программе.

Торжественное открытие Дней русской культуры планируется в Большой гильдии - в лучшем рижском концертном зале. Здесь состоится концерт мастеров искусств. Также по традиции состоится крестный ход вокруг Кафедрального собора.

Программа выйдет за пределы Риги. Активно в Днях русской культуры участвует Латгалия. Там также составляется свой, региональный план.

И что самое важное - оргкомитет Дней русской культуры планирует активный обмен творческими выступлениям между городами Латвии. Очень важно, чтобы мероприятия не проходили кулуарно, а были доступны как можно большему числу зрителей. Полностью программа Дней русской культуры этого года будет сформирована в конце апреля.

Ну и, наконец, самое важное - ВСЕ мероприятия оргкомитета некоммерческие, т.е. вход всюду свободный! В Риге будут организованы пункты распространения билетов на мероприятия Дней русской культуры, где любой сможет выбрать культурные мероприятия по своему интересу.

По заявкам организаторов, работающих вне рамок оргкомитета, мы будем включать в программу также платные представления, как это было и в период довоенной республики. В прошлом году они, кстати, пользовались большим успехом, поскольку мы даем организаторам дополнительный информационный ресурс.

Чего не хватает?

На сегодняшний день вся активность оргкомитета держится на энтузиазме. Всей огромной работой по организации десятков мероприятий руководит оргкомитет. Он стал настолько большим, что его рационально поделили на тематические подкомитеты: музыкальный, литературный, изобразительный и др. Оргкомитет - это не юридическое лицо, в подкомитеты может войти любой человек, имеющий хорошую репутацию и способный реализовать свои творческие планы. У каждого по отдельности есть какие-то небольшие возможности, но когда они сообща складываются - получается реальная сила и гораздо лучший результат. На том и стоим.

Однако без финансовой составляющей все равно не обойтись. Необходимо напечатать рекламные плакаты, издать газету с программой и предварительно ее распространить, нужны средства на изготовление итогового фотоальбома, на буклет с программой в Верманском парке, в общем, на всяческую рекламу мероприятий.

Необходимо установить качественную аппаратуру для концерта на эстраде в Верманском парке, палатки, оплатить страховку мероприятия, медпомощь, обязательные авторские отчисления в AKKA/LAA, изготовление баннеров, транспортные услуги… При этом речь о каком-либо материальном поощрении активистов-организаторов не идет, главное сейчас - оплатить статьи первой необходимости, чтобы проект состоялся и имел общественный резонанс.

Поданы заявки в Рижскую думу на предоставление площадок для проведения наших мероприятий - Дом Черноголовых, Дом конгрессов, бывший кинотеатр «Рига» и др. Чем-то поможет посольство России, фонд «Русский мир», однако этих средств на полноценное обеспечение не хватает. Любая помощь будет принята с благодарностью - и не только денежная.

Если каждый сочтет за дело чести и совести помочь в организации и проведении того, что потом себе и окружающим позволит ощутить чувство гордости за причастность к великому и святому, то эти силы и чаяния не пропадут даром. Если мы сами не будем заботиться о себе, то кто же тогда? Это общее дело нашей чести и совести. По-настоящему объединиться можно только в деле, особенно в деле созидающем.

Впрочем, если помощи ни от кого не получим, то Дни русской культуры все равно состоятся. Пусть не в полном запланированном объеме, пусть скромнее. Но мы понимаем - они сейчас нужны в любом виде. По многим причинам. Как изрек известный философ: что не убивает меня, то делает меня сильнее.

Помогайте делать Дни русской культуры и приходите на выставки, концерты, литературные чтения, спектакли, экскурсии! Будем рады вас видеть! Следите за информацией в прессе.

Высказать свои предложения или задать вопросы по Дням русской культуры можете в этой теме или на мейл [email protected]

Реквизиты для пожертвований:

Kultūras Attīstības Fonds
Рег. № 40008170897
Rīga, Jaunciema 3. līnijā 21, LV-1023
Nordea Banka
LV02NDEA0000083029121 (LVL)
LV39NDEA0000083029134 (EUR)
С пометкой «Дни русской культуры-2012».

В соответствии с латвийским законодательством, Фонд развития культуры за внесенное пожертвование предоставляет налоговые скидки.

Ежегодные «Дни русской культуры» - традиция Русского Зарубежья

«Дни русской культуры» широко отмечались и в Латвии. Главным инициатором этого праздника было «Рижское русское просветительное общество» во главе с Елпидифором Михайловичем Тихоницким.

"Каждый год составлялась программа этого праздника, приуроченная обычно к юбилейным датам в истории русской культуры. Например, в 1930 году празднование началось 3 мая церковными торжествами: в храмах были совершены литии поминовения умерших деятелей русской культуры. На следующий день в Иоанновской церкви была совершена божественная литургия. По ее окончании состоялся крестный ход в Кафедральный собор, где был совершен молебен о здравии нынешних деятелей просвещения. Во второй половине дня в Театре Русской драм состоялся торжественный акт, на котором с речами выступили профессор В.И.Синайский, а также представитель от русской молодежи Б.Е.Карцев. На торжественном акте прозвучали песни в исполнении объединенных хоров рижских русских школ. Позднее состоялся концерт с участием М.Васьковой (скрипка), Т.Васьковой-Трифоновой, А.Вилюмана (сольное пение), учащихся балетной студии А.Федоровой, молодых писателей и поэтов: А.Задонского, Н.Истомина, Г.Матвеева. Во втором отделении выступали уже именитые артисты, как например, солист Национальной оперы Н.Васильев, пианист В.Пастухов, артисты Русской Драмы, хор общества "Баян" и др. В тот же день в Народном доме состоялся детский праздник, а чуть позже школьный вечер, на котором выступили учащиеся Рижской правительственной русской гимназии. В это же время состоялся вечер в гимназии О.Н.Лишиной. На Московском форштадте в помещении на ул. Лубанас 17 прошел детский утренник, в программе которого были инсценировки в исполнении детей членов общества "Библиотечный кружок" и рабочих фабрики М.С.Кузнецова. В этом же помещении "Библиотечным кружком был устроен вечер с участием хора и оркестра балалаечников, а также открыта "Пушкинская выставка". 5 мая в зале Латвийской Консерватории предполагался концерт хора "Русского просветительного общества" под управлением Г.Е.Родионова. 6 мая - в Русском институте университетских знаний - В.И.Абрютиным были прочитаны лекции: "Об общечеловеческом значении русской культуры" и о "Ф.М.Достоевском, как ее пророке". Дни русской культуры в большей или меньшей степени отмечались всеми русскими организациями. Например, "Обществом русских эмигрантов" был устроен специальный вечер. Отдельное празднество было у русских скаутов. А с 4 по 18 мая в художественном салоне Альтберга (ул.К.Барона 4) состоялась выставка работ русских художников с участием Н.П.Богданова-Бельского, К.С.Высотского, Ю.Г.Рыковского. Аналогичные торжества происходили и в другие годы. Традиция "Русского дня" не заглохла и в годы диктатуры. Так, в 1936 году в программу "Дней русской культуры" была включена русская свадебная игра, в которой участвовали крестьяне из деревни Городищи Печерского края Эстонии. Появление на сцене Русского театра городищенских крестьян, дало возможность зрителям соприкоснуться с живым русским фольклором.

Комитетом по устройству Дней русской культуры издавался ежегодник "Русский день", в котором публиковались статьи известных деятелей русской культуры не только из Латвии, но и русского зарубежья. В числе авторов были М.Ганфман, П.Пильский, В.Преображенский (все трое из Латвии), профессор Н.Лосский (Прага), П.Бицилли (София) и др. Их статьи показывали огромную значимость русской культуры и были проникнуты заботой о ее сохранении.

"Дни русской культуры" были широко распространены в русском рассеянии и имели неоценимое значение в национальном воспитании русской молодежи, в сохранении у нее национальных чувств, любви к Отчизне. Торжества, связанные с этим событием, способствовали ознакомлению с русской культурой жителей тех стран, где имелось русское население".