Дмитрий нагишкин - сердце бонивура. Гражданская война на Дальнем Востоке. Виталий Бонивур


В советской иконографии комсомольца Виталия Бонивура изображали светловолосым славянским парнем с внешностью Ярилы. Но скорее всего сын еврейских мещан из Варшавы Бориса Залмановича и Анны Наумовны был чернявым, кучерявым и крючконосым.

Статья (в сокращении) Дмитрия Климова для Русского Би-Би-Си. Опубликована 05.08.2004. Оригинал .

Дальневосточным ученым в третьем томе фундаментального исследования "История Дальнего Востока России" удалось объективно описать историю региона, впервые избавить ее от большевистских мифов. В конце 1980-х в Институте истории, этнографии и археологи народов Дальнего Востока задумали издать в шести томах историю Дальнего Востока России.
Первый том, описывающий период с первобытных времен до ХХVII века, вышел в 1989 году, второй, охватывающий события с ХХVII века по 1917 год - в 1991 году. Третий том вышел 13 лет спустя. Директор института Виктор Ларин объясняет задержку отсутствием финансирования и сменой общественного строя.

Пришлось изменить концепцию истории Гражданской войны и описать события объективно, без идеологических штампов. Переписанная история оказалась правдивой, но вряд ли увлекательной, как это получалось ранее.

Несгораемый Лазо.


Памятники Сергею Лазо, "сожжённому в паравозной топке интервентами и белогвардейцами" разбросаны по всему Дальнему Востоку.

Прежде всего, из истории региона вычеркнули факт сожжения в топке паровоза Сергея Лазо. Действительно, 26-летний командир партизанского отряда погиб в 1920 году, но более прозаично. После работы в архивах выяснилось, что его отряд состоял не только из большевиков, но и заключенных читинской тюрьмы, которых освободили с условием, что они перейдут на сторону "красных". Однако, бывшие зеки не исправились, а наоборот своими грабежами и агрессией доставляли много хлопот большевикам.

О смерти Сергея Лазо первой сообщила японская газета "Джапан Кроникл" - в апреле 1920 года он был расстрелян во Владивостоке и труп сожжен. Спустя полгода объявился безымянный машинист паровоза, который рассказал, будто бы видел, как на станции Уссури японцы передали казакам из отряда Бочкарева три мешка, в которых были три человека. Казаки попытались затолкать их в топку паровоза, но они сопротивлялись, тогда их расстреляли и мертвыми засунули в топку. Эта история еще в советское время казалась малоправдоподобной.
"Они [советские историки] посмотрели бы хоть раз на настоящий паровоз - в него даже кошку на лопате не закинешь, - говорит краевед Юрий Филатов, еще в конце 1980-х проверявший достоверность подвигов Сергея Лазо и Виталия Бонивура. - Размеры входного отверстия были 64 на 45 сантиметров".
С паровозом случился еще один казус. В начале 70-х годов ХХ века в Уссурийске установили паровоз, в топке которого, будто бы, и сожгли Лазо. На постаменте оказался американский локомотив 40-х годов выпуска, попавший в Советский Союз по ленд-лизу.

Установленный во Владивостоке памятник Сергею Лазо тоже имеет отношение к пересмотру истории. Прежде на гранитном постаменте стоял памятник царскому адмиралу Завойко. Оккупировавшие город красные партизаны вначале отпилили голову у памятника, затем снесли целиком и переплавили. На пустующий постамент поставили скульптуру Лазо.

Бонивур - "красный" хиппи.


Главный герой культового советского фильма "Сердце Бонивура" в исполнении актёра Льва Прыгунова.

Виталий Бонивур погиб в 1922 году, но впервые о таком герое Гражданской войны, принявшим мученическую смерть, узнали спустя 30 лет после гибели. В 1953 году вышла книга Дмитрия Нагишкина "Сердце Бонивура". Прежде писатель был известен как автор увлекательных детских сказок.

Роман о герое писался долго - с 1944 по 1953 год, но получился очень интересным. Удалось в мельчайших деталях рассказать о жизни Владивостока, собрать исторический материал о красных партизанах.
Благодаря деталям и яркому изложению читатели поверили в красивую в своей жестокости легенду. Правда в ней, все-таки была - белогвардейцы действительно жестоко истязали красных, вырезали им звезды на спине и груди, отрубали им головы и с ними фотографировались. Три первых школьных года в гимназии номер 1 я просидел как раз под одной из таких фотографий.
Помимо мучительной смерти и вырванного сердца сказочник приписал Бонивуру огромный авторитет среди молодежи, членство в обкоме РКСМ и участие в съезде.
"Я проверял списки членов съезда, подпольщиков, но нигде не нашел упоминаний о Бонивуре, - говорит Юрий Филатов. - В 1950-х годах выдумывали новых героев взамен погибших реальных".
Настоящие большевики-подпольщики сквозь зубы возмущались этой легендой и в своих мемуарах о Бонивуре упоминали вскользь.
В конце 60-х годов ХХ века дальневосточные моряки рассказывали, что в одном из портов Канады они встречались со старухой, которая подробно расспрашивали их про Владивосток. Она говорила, что ее сын Виталий Бонивур погиб незадолго до прихода красных. Подобное продолжение легенды не укладывались в официальную канву жизнеописания героя и потому всячески пресекались. Тем более, что впоследствии по роману был снят одноименный фильм.
На самом деле, по словам Юрия Филатова, родители Бонивура были ювелирами, приехали во Владивосток из Польши. В гимназии будущий "герой" учился плохо, хулиганил и грубил взрослым. В итоге он влюбился в девушку, увлекся идеями переустройства мира, покинул родительский дом и подался к партизанам. Там было не скучно.

"Нам не чуждо было и бурное веселье, свойственное комсомольскому возрасту, - вспоминает в мемуарах красный партизан Николай Харченко. - Мы с удовольствием танцевали под гармошку и балалайку, проводили веселые массовые игры. При центральной школе рудника организовали школу танцев. В хоровом кружке (руководил им лаборант Пасхальский) разучивались любимые шахтерами революционные и народные песни, бала поставлена драма "Труд и капитал".

"Летом 1922 года Виталий Бонивур служил связным в отряде имени Карла Либкнехта, - рассказывает свою историю Филатов. - На соседнем хуторе жила его возлюбленная. Ночью он пошел к ней, по пути наткнулся на казачий разъезд. Виталий бросился бежать. Казаки его догнали и прямо на скаку рубанули шашкой. По одной версии, этот удар оказался смертельным, по другой - еще живого доставили в отряд и там расстреляли".

"Где настоящая могила Бонивура точно никто не знает. Его родители с приходом красных партизан уехали за границу", - добавляет краевед.
Получить всесоюзную известность спустя 30 лет после смерти - случай почти библейский. Простой паренек, ничего путного не совершивший, становится кумиром миллионов только потому, что писателю-сказочнику заказали роман.

P. S. ЗАБВЕНИЕ.

Памятник Виталию Бонивуру был установлен возле средней школы № 14 города Коряжмы (Архангельской области), но на сегодняшний день, от времени и погодных условий, он разрушился. Все, что от него осталось - постамент, на котором когда-то стоял бюст героя гражданской войны. Нынешние мальчишки - современные ученики, ползают по остаткам бывшей реликвии, и наверняка не знают ни кто такой Бонивур, ни кто такие пионеры…

Историко-революционный роман об установлении советской власти в Приморье. Прообразом главного героя Виталия Бонивура послужил трагически погибший герой Гражданской войны Сергей Лазо.

Сердце Бонивура
Исторический роман о событиях гражданской войны на Дальнем Востоке

Вот за эту землю, на которой я стою сейчас, мы умрем, но не отдадим ее никому!

Сергей Лазо

Жене и другу моему Г. И. Черной

Пролог
Крейсер "Ивами"

1

Занятия кончились в два часа.

Виталий Бонивур собрал тетради и книги, связав их ремешком. Возле гардеробной шумела толпа гимназистов. Он подождал, пока уменьшилась теснота, надел форменную шинель и вышел на улицу.

В это время дня на Китайской улице было, как всегда, людно. Хлопали двери магазинов. Обгоняя извозчичьи пролетки, мчались грузовые и легковые автомобили, резкими сигналами предупреждая переходивших улицу людей. Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд. Холодный январский ветер доносил серебристый перезвон склянок с кораблей, стоявших в порту и на рейде.

Виталий шел на Светланскую привычным путем, поглядывая по сторонам. Оживленная улица пестрела вывесками, то взнесенными под самые крыши, то облепившими двери мастерских, контор, магазинов, лавочек. Каждый, кто имел "дело", заявлял о себе аршинными буквами на фасаде дома или солидной медной резной доской, блестевшей на зимнем солнце возле дверей.

"Петров и К°. Шляпы", "Иванов и сын. Конфекцион". "Иоганн Штамм. Морской агент". "Том Смайлс. Уголь, кокс, брикеты". А дальше - "Контора Кобаяси", "Фото-Ниппон", "Татекава и Асадо", "Торговый дом. Ничиро" японские имена заполняли улицу. Парикмахеры, часовщики, комиссионеры, торговцы всем, чем можно было торговать, банкиры, судовладельцы, промышленники, владельцы рыбалок, лесосек, продавцы! Очень много японцев было во Владивостоке… Вот направо почти весь квартал заняли две огромные вывески: "Иокогама Спеши-банк" и "Чосен-банк". У японских "негоциантов" как они любили себя называть - и информация была лучше, и деньги оказывались у них именно тогда, когда русский купец ощущал в них затруднение. Японские предприятия росли одно за другим, как грибы после дождя; особенно в последний год их расплодилось великое множество…

Виталий пошевелил в кармане рукой и нащупал квитанцию на отданные в починку часы. Мать просила зайти к часовщику.

Опять потянулись вывески: "Карасава, Сарадэ - прачки", "Суэцугу. Дамские прически. Завивка", "Исидо. Починка часов всех систем и фирм"…

Виталий толкнул небольшую дверь. Звякнул колокольчик, укрепленный над входом. В мастерской сверкали металлические детали часов под стеклянными колпаками на столах, тикали вразнобой всевозможные часы, висевшие на стенах и стоявшие на полках. Китаец-слуга сказал Виталию:

Чего надо? Исидо нету.

Я зашел за часами, сегодня - срок.

Приходи другой раза! - сказал китаец. - Сегодня работай нету! Японски люди на бухты ходи. Тама японса парохода приходи, большой! Пушка, солдата много… Такой пушка десять раза стреляй - Владивостока сразу фангули, сразу пропадай… Ну, тебе домой ходи! Моя буду закрывай!

Выйдя из мастерской, Виталий заметил на дверях записку. Печатными буквами на бумажке было выведено:

"ГГ. КЛИЕНТОВ ПРОСЯТ СЕГОДНЯ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ. С ПОЧТЕНИЕМ ИОСИМОТО ИСИДО".

На углу Виталий столкнулся с одноклассником - Ромкой Плетневым.

Лицо Ромки раскраснелось, волосы выбились из-под форменной, набекрень, фуражки, черные глаза искрились. Увидев Виталия, он возбужденно закричал:

На Золотой Рог пошли, Виталька!

Ромка посмотрел на Бонивура с видом превосходства.

Так ты ничего не знаешь? Весь город уже на ногах. Видишь, валом валят на пристань! А ты ничего не знаешь! Прямо смешно даже…

Да что случилось-то? - оборвал его Виталий.

Пришел японский крейсер.

Вот тебе и "ну"! Стоит на рейде. На пристани народу видимо-невидимо! Идем, посмотришь! Я уже два раза был.

2

Мальчики спустились по переулку, ведшему к Торговому порту. Маленький переулок был забит людьми. На пирсах в порту толпился народ. Глухой гул говора носился в воздухе. Тысячи людей расположились на причалах. Даже на обшивке пирса примостились люди.

Виталий взглянул туда, куда были устремлены взоры всех собравшихся.

На рейде стоял крейсер.

Сизая дымка морозного январского дня затянула очертания Чуркина мыса; поэтому так четко виден был чужой военный корабль, пришедший неведомо зачем. Его стройные обводы были стремительны и свидетельствовали о быстроте хода. Покрытый серо-голубой краской, корабль казался вылитым из одного куска металла. Орудийные башни выставили длинные клыки морских орудий, точно оскалясь на Владивосток. Исхлестанные ветрами и волнами борта казались обрызганными кровью: краска местами облупилась, обнажив суриковый грунт. Легкий парок курился откуда-то снизу, словно стальное чудище дышало. Ветер шевелил на гафеле флаг, развернул его, показав на минуту красный круг солнца с хвостами расходящихся лучей.

Видал? - спросил Виталия восхищенный Ромка. - Пушки какие, а?! Разок даст - и ваших нет.

Что-то недоброе было в этом флаге и в молчании корабля, направившего орудия на город. Зачем?..

Плетнев не унимался:

Вот так пушечки, Виталя!

Какой-то пожилой усатый человек в кепке, стоявший рядом с подростками, неприязненно обернулся к Ромке и сердито проговорил:

Цыц ты, щенок! Чего растявкался?! Пушки, пушки… Видали мы всякие… Чему радуешься-то?..

Бедно одетая женщина, в своем демисезонном потрепаном пальто, озябшая до синевы, сказала вполголоса:

А чего им не радоваться, богатым-то? Поди, им от японцев худа не будет. Вишь, разоделся, будто на праздник!

Ромка был в новой шинели, ладно сидевшей на нем Лаковый козырек новенькой фуражки блестел. Светлые металлические пуговицы были начищены до сияния. Отец Ромки был одним из воротил Хлебной биржи и денег на сына не жалел. Новенькие штиблеты Ромки, крахмальный воротничок, подшитый к воротнику гимнастерки, - все напоминало Виталию о том, что сам он одет очень плохо: потертая шинель, бумажные, стиранные не раз брюки, изношенные ботинки.

Ромка, вспыхнув от слов, сказанных женщиной, ответил:

Ну и что ж, что вырядился? Вы разбогатейте и одевайтесь, как хотите!

Немолодой грузчик отозвался:

С вами, гадами, разбогатеешь! Век работай, а на гроб денег не накопишь.

Ромка не остался бы в долгу, но в этот момент позади них раздался возглас:

Дяденька, дайте пройти… Там наши ребята стоят… Дяденька!

Хочется вспоминать и вспоминать забытые имена комсомольцев-героев, защитивших нашу страну от интерветов и ихбелогвардейских прихвостней. Но есть имя, которое на Дальнем Востоке знакомо (так хочется в это верить) многим. Это имя Виталия Бонивура (Баневура).

В перестроечное время начался «культ развенчания» советских героев. Александра Матросова назвали алкоголиком, Аркадия Гайдара - , патологически жестоким человеком, Зою Космодемьянскую - сумасшедшей. Подробнее можно почитать . Виталия Бонивура этот целенаправленный культурный слом не обошел стороной - его назвали вообще не существовавшим:

«Я проверял списки членов съезда, подпольщиков, но нигде не нашел упоминаний о Бонивуре , - говорит краевед Юрий Филатов. - В 1950-х годах выдумывали новых героев взамен погибших реальных ».

Однако! тут же говорит о «выдуманном» Бонивуре следующее:

«Летом 1922 года Виталий Бонивур служил связным в отряде имени Карла Либкнехта , - рассказывает свою историю Филатов. - На соседнем хуторе жила его возлюбленная. Ночью он пошел к ней, по пути наткнулся на казачий разъезд. Виталий бросился бежать. Казаки его догнали и прямо на скаку рубанули шашкой. По одной версии, этот удар оказался смертельным, по другой - еще живого доставили в отряд и там расстреляли ».

Какова же настоящая позиция краеведа: был Бонивур или не был?

Вот здесь можно обратиться к документу.


Дата первоначальной публикации стоит - 14 октября 1922 года. Перепечатано в журнал «На рубеже» в 1937 году. Так что с 1950-ми нестыковочка вышла. Ну и так далее… всё в таком же духе.

Итак, официальная версия жизни одного из наших комсомольцев-героев.

Выходец из буржуазной семьи, студент Виталий Бонивур во время гражданской войны порывает с родителями и уходит воевать с белыми и интервентами. Скоро становится одним из вожаков приморских комсомольцев. После контрреволюционного переворота во Владивостоке, когда к власти пришло марионеточное правительство братьев Меркуловых, Бонивур вместе с другими комсомольцами остался для подпольной работыв городе. Он распространял листовки, расклеивал коммунистические воззвания, сотрудничал с газетой «Красное знамя», выходившей нелегально, доставал оружие для партизан. Долгое время японцы не могли его поймать, и имя Бонивура, неуловимого подпольщика, становилось легендарным. Японское правительство однажды ненашутку разгневалось, и в газете «Блоха» вышло такое объявление:

«Тому, кто поймает комсомольца Бонивура, обещано вознаграждение 5000 иен ».

Большевики, видя, что оставаться в городе Виталию становится слишком опасно, предложили ему временно покинуть Владивосток и поступить на работу в депо станции Первая Речка, а затем направили в Никольск-Уссурийский район для руководства сельскими комсомольскими организациями. А именно в комсомольско-партизанский отряд имени Карла Либкнехта.

Но 17 сентября 1922 года врагам все же удалось схватить Бонивура. Он попал в лапы каппелевцам во время налета на село Кондратенково. В этот день отряд ушел на боевое задание. Несколько человек, в том числе и Виталий, были оставлены для охраны штаба. При налете каппелевцев оставшимся удалось спрятать все штабные документы, но уйти Виталий, увы, уже не смог…

О его гибели написали в газете «Путь»: «17 сентября 1922 года налетом белогвардейцев на село Кондратенково Виталий Бонивур был захвачен в плен. Через два дня после ухода бандитов его труп был найден в нескольких верстах от деревни. При этом присутствовал врач и крестьяне. Виталий Бонивур был зверски замученным. Голова отрезана, раздроблена прикладами, сердце вырвано из груди и против сердца вырезана пятиконечная звезда. По сведениям крестьян, Бонивур был раскрыт как комсомолец и подвергнут жестоким пыткам, но, несмотря на это, Бонивур никаких сведений каппелевцам не выдал.

20 сентября 1922 года состоялись торжественные похороны. Опуская Виталия Бонивура в могилу все присутствующие партизаны дали торжественную клятву: «Еще крепче сжать винтовки в руках, чтобы нанести последний сокрушительный удар по белым бандам » (Газета «Путь», 1922, 14 октября).

На Дальнем Востоке улицы Бонивура есть во Владивостоке, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Улан-Удэ, Бикине, в селахАнучино, Степное, Тереховка, Гражданка, Хороль (думаю, что это не полный список). В центре Владивостока на улице Бонивура стоит памятник, вокруг памятника располагается крошечный сквер (правда, без единой лавочки, но есть - и на том спасибо). Есть и детский клуб имени Бонивура.

И хоть «перестройщики» настоящих советских героев поливают грязью, мы не будем им верить. Конечно, нашему веку нужны новые герои, но борьба за наше будущее не может вестись без обращения к опыту тех, первых, стоящих у истоков СССР.

А новая история уже пишется...

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Виталий Борисович Баневур (Бонивур)

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Революционер, участник Гражданской войны на Дальнем Востоке
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя
РСФСР 22x20px РСФСР

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Вита́лий Бори́сович Баневу́р (Бониву́р) ( (1902 ) - 17 сентября ? ) - участник Гражданской войны на Дальнем Востоке, герой-комсомолец .

Биография

В декабре 1921 года Виталий Баневур совместно с Марией Фетисовой начал восстановление разгромленного владивостокского подполья. О его деятельности стало известно белогвардейцам, и они объявили награду за его голову. По предложению руководства Баневур покинул город и устроился работать в депо станции Первая речка. В депо строились бронепоезда для японской армии. Виталий организовал подпольную группу, которая начала сопротивление строительству бронепоездов: устраивались аварии, итальянские забастовки . Более того, удавалось организовать диверсии против уже выпущенных бронепоездов: они попадали на запасные пути, слетали с рельсов и разбивались. Тем не менее обстановка в депо вокруг Баневура начала накаляться, и по решению подполья он ушёл в тайгу в отряд Топоркова . В отряде Баневур принимал участие в диверсионных акциях против поездов белогвардейцев и японских интервентов, в уничтожении телефонных и телеграфных линий, налётах на гарнизоны белогвардейцев. Весной 1922 года он принял участие в бою, в котором был разгромлен белогвардейский отряд, направленный для уничтожения партизан.

В июне 1922 года Япония объявила об эвакуации своих войск из Приморья, после чего началось наступление Народно-революционной армии. В сентябре Дальбюро ЦК РКП(б) приняло решение в занятых белыми и интервентами районах тайно провести съезды крестьянских уполномоченных, выделенных бедняцко-середняцким активом. Съезды должны были избрать комитеты по установлению Советской власти в Приморье. На 13 сентября такой съезд был намечен в деревне Кондратеновка. Предатель сообщил белогвардейцам в Никольск-Уссурийске о проведении такого съезда, и они направили туда свои отряды. Они схватили Виталия Баневура. В течение нескольких дней он подвергался страшным пыткам, а 17 сентября был выведен за деревню и белогвардейцы, разрезав грудь, вырвали его сердце.

Писатель Виктор Кин (расстрелян как «враг народа ») в фельетоне, опубликованном в 1925 году, даёт несколько иную версию гибели Баневура. По его утверждению, Баневур был инструктором Никольск-Уссурийского райбюро комсомола, располагавшегося в деревне Кондратеновка . Так как белые готовились к эвакуации, то их в расчёт вовсе не принимали. Однако на деревню был произведён казачий налёт, и замешкавшийся Баневур (он пытался спасти пишущую машинку) был убит казаками, которые вывели его из деревни и вырезали ему сердце.

…Баневур сидел за машинкой, в распахнутую дверь влетел мальчишка:

Баневур!
- Ну? - неохотно отозвался Баневур, разыскивая на клавишах букву «щ».
- Белые! Беги! Скорей!
Баневур вскочил, спрятал в кожаную сумку канцелярию райбюро и выбежал. Через заборы, огороды - в лес, начинавшийся тут же, рядом с деревней. Но, перелезая последнюю изгородь, он внезапно ударил себя по лбу:
- А машинка?
Оставить белым гордость райбюро, великолепный «Ундервуд», побывавший под пулями Каппеля и японцев? «Ундервуд», честно выполнявший свои комсомольские обязанности, если не считать букву «щ»? Баневур колебался. Затем быстро засыпал сумку землей, бегом вернулся в избу и схватил машинку с недописанным листом о комсомольской годовщине. Выбежать он уже не успел…

«Комсомольская правда», 29/Х-25

Напишите отзыв о статье "Баневур, Виталий Борисович"

Литература

Фильмография

Память

Примечания

Ссылки

  • (версия BBC)
  • // «Комсомольская правда», 29/Х-25

Отрывок, характеризующий Баневур, Виталий Борисович

Караффа расслабленно опустился в кресло и совершенно спокойно произнёс:
– Люди интересуют меня лишь настолько, сколь послушны они нашей святейшей церкви. Или сколь неординарны и необычны их умы. Но таковые попадаются, к сожалению, очень редко. Обычная же толпа не интересует меня вообще! Это сборище мало мыслящего мяса, которое не годится более ни на что, кроме как на выполнение чужой воли и чужих приказов, ибо их мозг не в состоянии постичь даже самую примитивную истину.
Даже зная Караффу, я чувствовала, как у меня от волнения закружилась голова... Как же возможно было жить, думая такое?!.
– Ну, а одарённые?.. Вы ведь боитесь их, Ваше святейшество, не так ли? Иначе Вы бы так зверски не убивали их. Скажите, если Вы всё равно в конце сжигаете их, то зачем же так бесчеловечно их мучить ещё до того, как взойдут на костёр? Неужели для Вас недостаточно того зверства, которое Вы творите, сжигая живьём этих несчастных?..
– Они должны покаяться и признаться, Изидора! Иначе их душа не очистится, несмотря на то, что я предам их пламени святого костра. Они обязаны избавиться от зарождения в них дьявола – должны избавиться от своего грязного Дара! Иначе их душа, придя на Землю из тьмы, снова окунётся в такую же тьму... И я не смогу выполнить свой долг – присоединить их падшие души к Господу Богу. Понимаете ли Вы это, Изидора?!
Нет, я не понимала... так как это был самый настоящий бред крайне сумасшедшего человека!.. Непостижимый мозг Караффы был для меня загадкой за семью самыми тяжёлыми замками... И постичь эту загадку, по-моему, не мог никто. Иногда святейший Папа казался мне умнейшим и образованнейшим человеком, знающим намного больше, чем любой ординарный начитанный и образованный человек. Как я уже говорила раньше, он был чудесным собеседником, блиставшим своим цепким и острым умом, который полностью подчинял себе окружавших. Но иногда... то, что он «изрекал» не было похоже на что-нибудь нормальное или понятное. Где же находился в такие минуты его редкий ум?..
– Помилуйте, Ваше святейшество, Вы ведь говорите сейчас со мной! Зачем же притворяться?!. О каком «господе» здесь идёт речь? И к какому «господу» Вы желали бы присоединить души этих несчастных «грешников»? Да и вообще, не скажете ли, какому господу Вы сами верите? Если, конечно же, верите вообще...
Вопреки моему ожиданию – он не взорвался в гневе... А всего лишь улыбнулся и учительским тоном произнёс:
– Видите ли, Изидора, человеку не нужен Бог, чтобы во что-то верить, – видя моё ошарашенное лицо, Караффа весело рассмеялся. – Не правда ли, забавно слышать это именно от меня, Изидора?.. Но правда – она правда и есть, хотя я понимаю, что из уст Римского Папы это должно звучать более чем странно. Но повторяю – человеку истинно не нужен Бог… Ему для этого хватает и другого человека. Возьмите хотя бы Христа... Он ведь был просто очень одарённым, но всё же ЧЕЛОВЕКОМ! А достало ему всего лишь пройтись по воде, оживить полумёртвого, показать ещё несколько таких же «фокусов», ну, а нам – правильно объявить, что он является сыном Бога (а значит – почти что Богом), и всё пошло точно так, как было всегда – толпа, после его смерти, с радостью понеслась за своим искупителем... даже хорошенько не понимая, что же такое он по-настоящему для них искупил...

Радомир (Иисус Христос), умевший ходить по воде...

Как я уже говорил Вам ранее, людей надо уметь направлять и правильно ими управлять, Изидора. Только тогда возможно полностью держать над ними контроль.
– Но Вы никогда не сможете контролировать целые народы!.. Для этого нужны армии, святейшество! И даже, допустив, что Вы эти народы как-то подчинили бы, я уверена, снова нашлись бы смелые люди, которые повели бы остальных отвоёвывать свою свободу.
– Вы совершенно правы, мадонна, – кивнул Караффа. – Народы не подчиняются добровольно – их надо подчинять! Но я не воин, и я не люблю воевать. Это создаёт большие и ненужные неудобства… Поэтому, чтобы подчинять мирно, я использую очень простой и надёжный способ – я уничтожаю их прошлое... Ибо без прошлого человек уязвим... Он теряет свои родовые корни, если у него нет прошлого. И именно тогда, растерянный и незащищённый, он становится «чистым полотном», на котором я могу писать любую историю!.. И поверите ли, дорогая Изидора, люди этому только радуются...так как, повторяю, они не могут жить без прошлого (даже если сами себе не желают в этом признаваться). И когда такового не имеется, они принимают любое, только бы не «висеть» в неизвестности, которая для них намного страшнее, чем любая чужая, выдуманная «история».
– И неужели Вы думаете, что никто не видит, что по-настоящему происходит?.. Ведь на Земле так много умных, одарённых людей! – возмущённо воскликнула я.
– Ну почему не видят? Избранные – видят, и даже пытаются показать остальным. Но их мы время от времени «подчищаем»... И всё снова становится на свои места.
– Так же, как Вы «подчищали» когда-то семью Христа с Магдалиной? Или сегодня – одарённых?.. Что же это за «бог», которому Вы молитесь, Ваше Святейшество? Что за изверг, которому надобны все эти жертвы?!
– Если уж мы говорим откровенно, я не молюсь богам, Изидора... Я живу РАЗУМОМ. Ну, а Бог нужен всего лишь безпомощным и нищим духом. Тем, кто привык просить – о помощи... о выгоде... да обо всём на свете! Только бы не бороться самому!.. Это – людишки, Изидора! И они стоят того, чтобы ими управляли! А остальное уже дело времени. Вот поэтому я и прошу Вас помочь мне дожить до того дня, когда я обрету полную власть в этом ничтожном мире!.. Тогда Вы увидите, что я не шутил, и что Земля будет полностью мне подчиняться! Я сделаю из неё свою империю... О, мне нужно только время!.. И Вы его мне дадите, Изидора. Вы просто пока об этом не знаете.
Я потрясённо смотрела на Караффу, очередной раз понимая, что на самом деле он намного опаснее, чем я ранее представляла. И я точно знала, что он ни за что не имеет права далее существовать. Караффа был Папой, не верящим в своего Бога!!! Он был хуже, чем я могла это себе вообразить!.. Ведь можно попытаться как-то понять, когда человек вершит какое-то зло во имя своих идеалов. Такое нельзя было бы простить, но как-то можно было бы понять... Но Караффа и в этом лгал!.. Он лгал во всём. И от этого становилось страшно...
– Знаете ли Вы что-либо про Катар, Ваше Святейшество?.. – не утерпев, спросила у него я. – Я почти уверена, что Вы об этом немало читали. Это была чудесная Вера, не правда ли? Намного правдивее, чем та, которой так лживо кичится Ваша церковь!.. Она была настоящей, не то, что Ваш сегодняшний пустозвон…
Думаю, (как делала это часто!) я намеренно злила его, не обращая внимания на последствия. Караффа не собирался отпускать или жалеть нас. Поэтому, я без угрызений совести разрешала себе это последнее безобидное удовольствие… Но как оказалось, Караффа обижаться не собирался… Он терпеливо выслушал меня, не обращая внимания на мою колкость. Потом поднялся и спокойно произнёс:
– Если Вас интересует история этих еретиков – не откажите себе в удовольствии, сходите в библиотеку. Надеюсь, Вы всё ещё помните, где она находится? – Я кивнула. – Вы найдёте там много интересного… До встречи, мадонна.
У самой двери он вдруг остановился.
– Да, кстати… Сегодня Вы можете пообщаться с Анной. Вечер в Вашем полном распоряжении.
И, повернувшись на каблуках, вышел из комнаты.
У меня резко сжалось сердце. Я так страдала без моей милой девочки!.. Так хотела её обнять!.. Но радоваться особо не спешила. Я знала Караффу. Знала, что по малейшему изменению его настроения он мог всё очень просто отменить. Поэтому, мысленно собравшись и постаравшись не слишком надеяться на «светлое» обещание Папы, я решила сразу же воспользоваться разрешением и посетить когда-то сильно потрясшую меня папскую библиотеку…

План
Введение
1 Биография
2 Традиционная версия жизнеописания Баневура
3 Критика

5 Фильмография
6 Память
Список литературы

Введение

Виталий Борисович Баневур (Бонивур) (1902 - 17 сентября? 1922) - участник Гражданской войны на Дальнем Востоке, герой-комсомолец.

1. Биография

Виталий Баневур родился в Варшаве в семье ювелира, социал-демократа Бориса Залмановича Баневура. Его мать, Анна Наумовна, была по образованию врачом, но по специальности не работала и занималась только семьёй. В 1915 семья Баневуров эвакуировалась в Москву, в августе 1917 года перебралась во Владивосток. В 1919 году Виталий окончил 8-й класс Владивостокской мужской гимназии. Уже в гимназии увлекался политической деятельностью и весной 1918 г. состоял в Союзе учащихся социалистической интеллигенции. Впоследствии участвовал в партизанском движении; убит казаками незадолго до эвакуации Дальнего Востока.

2. Традиционная версия жизнеописания Баневура

Беллетризованная биография Баневура была изложена в книге Дмитрия Нагишкина «Сердце Бонивура», вышедшей в 1953 году и позже экранизированной. Нагишкин сделал Баневура руководителем комсомольского подполья Владивостока. Согласно Нагишкину, в октябре 1920 года Баневур вместе с несколькими товарищами побывал в Москве на III съезде комсомола, видел выступление Ленина.

В декабре 1921 года Виталий Баневур совместно с Марией Фетисовой начал восстановление разгромленного владивостокского подполья. О его деятельности стало известно белогвардейцам, и они объявили награду за его голову. По предложению руководства Баневур покинул город и устроился работать в депо станции Первая речка. В депо строились бронепоезда для японской армии. Виталий организовал подпольную группу, которая начала сопротивление строительству бронепоездов: устраивались аварии, итальянские забастовки. Более того, удавалось организовать диверсии против уже выпущенных бронепоездов: они попадали на запасные пути, слетали с рельсов и разбивались. Тем не менее обстановка в депо вокруг Баневура начала накаляться, и по решению подполья он ушёл в тайгу в отряд Топоркова. В отряде Баневур принимал участие в диверсионных акциях против поездов белогвардейцев и японских интервентов, в уничтожении телефонных и телеграфных линий, налётах на гарнизоны белогвардейцев. Весной 1922 года он принял участие в бою, в котором был разгромлен белогвардейский отряд, направленный для уничтожения партизан.

В июне 1922 года Япония объявила об эвакуации своих войск из Приморья, после чего началось наступление Народно-революционной армии. В сентябре Дальбюро ЦК РКП(б) приняло решение в занятых белыми и интервентами районах тайно провести съезды крестьянских уполномоченных, выделенных бедняцко-середняцким активом. Съезды должны были избрать комитеты по установлению Советской власти в Приморье. На 13 сентября такой съезд был намечен в деревне Кондратеновка. Предатель сообщил белогвардейцам в Никольск-Уссурийске о проведении такого съезда, и они направили туда свои отряды. Они схватили Виталия Баневура. В течение нескольких дней он подвергался страшным пыткам, а 17 сентября был выведен за деревню и белогвардейцы, разрезав грудь, вырвали его сердце.

Писатель Виктор Кин в фельетоне, опубликованном в 1925 г., даёт несколько иную версию гибели Баневура. По его утверждению, Баневур был инструктором Никольск-Уссурийского райбюро комсомола, располагавшегося в деревне Кондратеновка. Так как белые готовились к эвакуации, то их в расчёт вовсе не принимали. Однако на деревню был произведён казачий налёт, и замешкавшийся Баневур (он пытался спасти пишущую машинку) был убит казаками, которые вывели его из деревни и вырезали ему сердце.

3. Критика

По утверждению краеведа Юрия Филатова, специально занимавшегося вопросом, он не нашёл имени Баневура ни в одном из списков комсомольских делегатов. По данным Филатова, Баневур был связным партизанского отряда имени Карла Либкнехта и был убит казачьим разъездом, когда пробирался на соседний хутор, где жила его девушка.

Литература

· Д. Нагишкин. Сердце Бонивура

5. Фильмография

· Сердце Бонивура (фильм)

· Памятник Виталию Баневуру во Владивостоке.

http://vladcity.com/monuments/historical-and-revolutionary-sites/banevur/

· В Хабаровском крае в п. Переясловка при Краевом Детском Центре «Созвездие» существует Дружина имени Бонивура.

http://www.kdcsozvezdie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=34

Список литературы:

1. Воспоминания профессора Розенфельда. Глава 1, стр. 14