Дом комод на покровке почему так называется. "Дом-комод" или дворец Апраксиных — Трубецких на Покровке. Предстоит длительное лечение

Покровка, 22 – знаменитый Дом-комод. Он же – дом Апраксина и усадьба Трубецких. Дом, построенный по заказу графа Апраксина в 1766-1769 гг., по проекту Д.В. Ухтомского , является единственным в городе памятником елизаветинского барокко. По стилю он получил свое "прозвище". Плавно изгибающийся фасад главного дома, переходящий в боковые фасады флигелей и обилие декора напоминало современникам комод, сделанный в стиле барокко. Так что в названии нет ничего "осуждающего".

В 1772-1861 гг. усадьбой владели Трубецкие, за что их прозвали "Трубецкие-Комод". Хотя, кому-то дом напоминал Зимний дворец.

С 1861 г. в доме Покровка, 22 размещалась 4-я мужская гимназия. Вообще-то, как владение 4-й мужской гимназии, дом упоминается с 1845 г. В ней учились Н.Е. Жуковский , К.С. Станиславский , С.Т. Морозов, A.M. Ремизов.

После 1917 г. дом стал общественным достоянием. Вначале его превратили в коммуналку, потом отдали студентам под общежитие. С 1958 г. в нем размещался Дом комсомольцев и школьников Бауманского района.

Церковь Сергия Радонежского

Покровка, 22 А С2 – домовая церковь Сергия Радонежского при родильном доме С.В. Лепёхина построена во второй половине XIX в. (1890 г.?)

Выходит в Лепёхинский тупик, по которому числится под номером 29 А.

Покровка, 22 А С1 – жилой дом купцов Андроновых конца XVIII-XIX вв.

С 1929 г. в здании находится Московский Областной Научно-Исследовательский Институт Акушерства и Гинекологии (МОНИИАГ).

"Дом-комод" или дворец Апраксиных - Трубецких на Покровке

Дом Апраксина - Трубецких (Апраксинский дворец, «Дом-комод») — дворцовое здание в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко, построенное в 1766 г. для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III). Находится в центре Москвы, по адресу: ул. Покровка, д. 22.

Участок, на котором стоит современное здание, в начале 1740-х годов состоял из двух смежных владений: одно принадлежало купцу Петру Ивановичу Морозову, другое — вдове Софье Кутазниковой и её сыну Гавриле Антоновичу Макарову. На рубеже 1743—1733 годов участки с деревянными и каменными строениями купил и объединил в одно владение совладелец питейного предприятия купец Михаил Андреевич Турченинов.

В 1748 году владение приобрёл английский купец Джон Томсон, известный в Москве как Иван Иванович Томсон. В 1752 году Томсон обратился в Московскую полицмейстерскую канцелярию за разрешением разобрать часть строений по ветхости и возвести новые каменные палаты. План двора с нанесёнными на него постройками выполнил архитектурный ученик Пётр Яковлевич Плюсков, а подписал архитектор Дмитрий Васильевич УхтомскийЗаказчиком строительства дворца выступил граф Матвей Фёдорович Апраксин (1744—1803). Автор проекта не известен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского.

Вид с северо-запада

Главный дом представляет собой замечательный и в то же время совершенно необычный памятник архитектуры позднего барокко. Динамичная ордерная композиция, рисунок деталей, уникальное для Москвы богатство декорации напоминают самые знаменитые дворцовые здания того времени, что в прошлом даже позволяло связывать этот дом с именем Растрелли. Однако русское барокко не знает таких объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий.

Петербургские дворцы 1750—1760-х годов строятся на прямоугольных планах; лишь иногда смягченным контурам центрального или торцовых залов отвечают в объеме здания скругленные ризалиты. Здесь же криволинейные помещения разной формы и размера составляют самую основу планировки, а так как прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов. На угловых выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает пластическое богатство здания. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены, особенно со стороны двора.

Наличники дома снабжены барочным картушем в форме уха.

На втором этаже картуши дополнительно снабжены маскаронами в форме женских голов.

Композиционные аналоги с крупными усадебными постройками середины XVIII века дополняются и необычной для жилого дома деталью - лепными раковинами в конхах ниш первого этажа. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую парадность. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в формах раннего классицизма.
Замыкающий корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены.

Первый этаж, более простой в оформлении, отделен от двух верхних тягой.
Выступающие из фасада ризалиты на втором и третьем этаже переходят в колонны или колоннады, в зависимости от ширины выступающей части.

Многочисленные элементы декора придают зданию пышный и богатый вид.

Облик внутреннего пространства дома определяется не только многообразием помещений, но и их сложными, прихотливыми сочетаниями: анфиладная связь играет второстепенную роль. Эти черты также сближают здание с увеселительными павильонами, одновременно напоминая некоторые приемы рококо. Однако необходимо помнить, что сохранилась лишь основная планировка, так как в начале XIX века дом пострадал во время пожара и интерьеры были переделаны. К этому времени относится оформление овального зала, а возможно, и его планировка: его внутренняя стена с проемами и симметричными окнам опирается в первом этаже не на такую же криволинейную стену, а лишь на ступенчатые угловые тромпы (ныне они застроены).

Северный фасад
Нарядные декоративные колонки, возможно, разного времени, сохранились и в некоторых других помещениях. Высокие двери ампирного рисунка сочетаются с более поздними. Прямые и вогнутые угловые печи облицованы изразцами второй половины XIX века; тогда же ранние деревянные лестницы были заменены существующими чугунными. В юго-западном круглом помещении до недавнего времени сохранялась винтовая лестница. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним и за его владельцами Трубецкими ироническое прозвище «комод».

Стиль барокко, в котором строился дворец, стремительно выходил из моды. Возможно, именно по этой причине всего через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продаёт усадьбу князю Д. Ю. Трубецкому. В течение последующих 89 лет участок принадлежит его потомкам — младшей ветви рода Трубецких.

Дмитрий Юрьевич Трубецкой

О. С. Павлищева вспоминала, что в детстве её с братом Сашей Пушкиным возили учиться танцам к Трубецким на Покровку. Считается, что именно здесь, в «доме-комоде» князя И. Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М. Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою «подмосковную» Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.

Николай Ильич Толстой и Дмитрий Иванович Менделеев

В течение последующих 89 лет участок принадлежал его потомкам — младшей ветви рода Трубецких. Есть легенда, что в связи с прозванием дворца Трубецких Домом-комодом и всю младшую ветвь обширной семьи стали звать Трубецкими-Комод.

В 1861 г. вдова князя Юрия Ивановича Трубецкого продала дом за 125 тысяч рублей под размещение 4-й мужской гимназии, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.

Во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.

В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.

После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими.

План первого и второго этажей

В тяжёлые годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома — декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района г. Москвы. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены (кроме Дворца пионеров), на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики (Государственное федеральное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский институт геофизических методов разведки). В это же время была проведена первая реставрация памятника — его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.

С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).

Дом Апраксина представляет собой уникальный памятник елизаветинского барокко. Криволинейный в плане, с полукруглым выступом в центре и скругленными углами, дом отличается пышной декоративной пластикой главного и дворового фасадов - украшенные изящной лепниной наличники окон и фронтоны, колонны коринфского ордера, ниши первого этажа, оформленные лепными раковинами тонкой прорисовки, оригинальные круглые окна на дворовом фасаде - все это создает неповторимый облик одного из самых красивых московских особняков.

С двух сторон главный дом фланкирован флигелями, которые изначально были одноэтажными, они соединяются с домом арками и переходами. К сожалению, имя создателя этого архитектурного шедевра до сих пор остается неизвестным - некоторые исследователи приписывают этот дом самому Бартоломео Франческо Растрелли или кому-то из зодчих его круга, некоторые связывают постройку дома с именем архитектора Дмитрия Ухтомского.

Большая часть подлинных интерьеров главного дома, в том числе и парадные помещения второго этажа, сохранились до наших дней. Однако сам дом нуждается в серьезной реставрации.

Мурзин-Гундоров В. В. Дмитрий Ухтомский. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2012. — С. 201—211. — 334 с. — (Архитектурное наследие России)
Данилов Л. И., Дудина Т. А. Покровка, 22 // У Покровских ворот: Сборник. — М., 1997. — (Биография Московского дома).

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18203

На улице Покровка в Москве находится немало интересных зданий, но один особняк выделяется среди них своей уникальностью, архитектурными особенностями и историей. Речь идет про знаменитый дом-комод, который является единственным в российской столице строением в барочно-растреллиевском стиле, более привычном для С.-Петербурга.

Строительство здания было завершено в 1766 году. К сожалению, история не сохранила имени архитектора, по некоторым данным, им является Д. Ухтомский. Очевидно, что создатель дома-комода был поклонником архитектурной школы Б. Растрелли. В облике здания четко угадываются барочные черты: обилие лепнины, декора, колонн, стремление придать строению более округлый вид.

Первым владельцем дома-комода был генерал С. Апраксин. В 1772 году он продал здание княжескому роду Трубецких. Аристократическая семья владела строением на протяжении 90 лет. В народе к фамилии князей даже добавили приставку «Комод».

Туристам стоит внимательнее присмотреться к стенам дома. Архитектурная сложность дворца поражает. С помощью системы колонн и выступов зодчему удалось добиться единой композиции: кажется, что здание состоит из одной бесконечной стены, без угловых разрывов.

Дом-комод украшен многочисленными колоннами, пилястрами, барельефами, наличниками и портиками. Строители не поскупились на лепнину: в некоторых местах стены почти полностью покрыты декором.

Внутренние интерьеры здания, к сожалению, не дошли до нас в своем первоначальном виде: обстановку уничтожил сильнейший пожар. Тем не менее, туристам будет интересно увидеть воссозданное убранство великолепных помещений дворца, разнообразие которых поражает: это обширные кабинеты, огромные бальные залы, красивые опочивальни и будуары. В центральном зале обстановка вполне может соперничать с интерьерами Зимнего дворца.

В доме-комоде гостили люди, ставшие цветом и гордостью русской культуры. Достаточно сказать, что здесь неоднократно бывал А. С. Пушкин, посещал князей Трубецких и еще один великий русский поэт – Ф.И. Тютчев.

В 1861-ом году материальные трудности вынудили княжескую семью продать свой любимый дом. Здание приобрел Московский университет, разместивший здесь 4-ю мужскую гимназию, ставшую одним из самых знаменитых учебных заведений страны. Выпускниками гимназии являются К. Станиславский, П. Виноградов, С. Морозов, А. Шахматов.

В постреволюционные годы дом-комод стал многоквартирной коммуналкой, офисным центром и студенческим общежитием. В соответствии с политикой «уплотнения», в одну комнату могли заселить 10, а то и 20 человек. После войны жильцы коммуналок съехали в другие районы, а историческое здание было передано НИИ геофизических методов разведки и Дому пионеров Бауманского района, который в свое время посещала будущая поэтесса Б. Ахмадуллина.

В 1960-ом году дом был полностью отреставрирован по чертежам 18-го века. Здание является объектом культурного наследия России.

Его изображения есть на марках, открытках, конвертах, альбомах, рассказывающих о городе, в путеводителях.

Дом-дворец

Дом на бывшей Графо-Кутайсовской улице (а в первой половине XIX в. Арсенальской) за всю свою более чем полуторавековую историю очень неохотно расстается со своими тайнами и загадками. Ведь до сих пор исследователи не знают точной даты постройки дома Трубецких, также под вопросом остается: кому принадлежал дом в разное время и как он выглядел в различные исторические периоды?

Предполагается, что Трубецкие приобрели участок с небольшим жилым деревянным домиком, который вскоре снесли. Схожие по размерам и расположению дома находились и на смежных участках, да и во всей округе. На месте снесенного дома был построен новый, разительно отличавшийся от предшествовавшего ему, да и от всего окружения. Этот новый дом, почти дворец, был для провинциального диковиной, явлением другого мира, как и сам его хозяин - князь Трубецкой, бывший житель Петербурга, представитель высшего дворянства, хотя и низведенный до ранга государственного преступника.

Здание выделялось на фоне городской застройки и по внешнему облику, и по внутренней организации. Оно более напоминало маленький дворец, нежели обычный городской дом. Даже положение на участке - в глубине усадьбы с обширным парадным двором, как в Москве, - отличалось от того, как это было принято. В настоящее время кроме главного дома в усадьбе находятся конюшня, погреб, людская изба, появившаяся значительно позднее. Наличие парадного двора создает впечатление обширного открытого пространства перед домом, что чрезвычайно ценилось в условиях городской тесноты.

Кто хозяин?

По предположениям краеведов, Трубецкие построили дом на Арсенальской после смерти княгини (1854), где сам князь, Сергей Петрович Трубецкой, жил с 1854 г. и до отъезда из Иркутска после амнистии в декабре 1856 г. Также есть версия, что сохранившийся дом Трубецких по улице Дзержинского, 64, является позднейшим приобретением семьи для одной из замужних дочерей.

Исследователь В.П.Павлова из Санкт-Петербурга, крупнейший специалист по истории семьи Трубецких, знаток практически всего архивного комплекса документов по этой семье, уточняет:

«Сохранившийся в Иркутске дом (ныне Музей декабристов на ул. Дзержинского, 64), принадлежавший, по преданию, С.П.Трубецкому, был, по-видимому, построен для его дочери А.С.Ребиндер, муж которой в 1854-1855 гг. намеревался перебраться из Кяхты в Иркутск ».

Историк Евгений Ячменев выдвинул версию, что первоначально в этом доме с 1847 года жил декабрист , который был доставлен в Иркутск из Шлиссельбургской крепости 11 августа 1834 г., затем оставлен в городе для излечения и только 5 сентября 1834 г. водворен на поселение в с.Усть-Куда .

В официальной переписке после смерти 8 января 1848 г. И.В.Поджио отмечалось, что «имущества после Иосифа Поджио не осталось никакого ». По уровню своего материального положения Поджио не мог построить дом на Арсенальской, а вот снимать временно мог.

Вполне возможно, считает Евгений Ячменев, что дом на Арсенальской был построен для И.В.Поджио - в компенсацию за то, что присмотренный им городской участок напротив Преображенской церкви ему пришлось уступить тем же Волконским. Есть версия, что дом на Арсенальской был предоставлен А.П.Трубецкому, брату Сергея Трубецкого.

Все было бы намного проще, доживи документы семейного архива Трубецких до наших дней. Но в 1912 г. в Симферополе вторая дочь декабриста, Е.С.Давыдова, уничтожила хранившуюся у нее важную часть архива с ценными рукописями, перепиской, личными и семейными материалами. Е.С.Давыдова полагала, что своим поступком предотвратила ситуацию, когда досужие умы, как она говорила, «снова начнут трепать и имя моего отца ...»

Дело довершили Октябрьская революции 1917 г. и Гражданская война - тогда погибли так необходимые сейчас другие документы о домах семьи Трубецких в Иркутске. В любом случае дом как историко-архитектурный памятник уникален. Может, поэтому судьба пощадила его для истории во время страшного иркутского пожара 22-24 июня 1879 г., когда море огня доходило до Мяснорядской и Арсенальской улиц.

Подземный ход

Еще одной загадкой дома Трубецких до сих пор называют упоминание об обнаружении подземного хода. Связаны они с появлением в прессе заметки без подписи - «Иркутские подземелья». В частности, автор заметки сообщал:

«В усадьбе декабриста Волконского (Волконский переулок) более сорока лет тому назад был также найден спуск в подземелье.

Местные старожилы утверждают, что подземный ход со двора Волконского идет к дому на улице Дзержинского (бывшая Арсенальская), где в 1830-1840 гг. жил другой декабрист, И.В.Поджио ».

Речь идет, таким образом, об обнаружении подземного хода в начале XX в. Осенью 1920 г. иркутскими подземельями интересовался летописец Н.С.Романов:

«Посещая раскопки (в центре города), пришлось вести разговор на тему подземелий, и узнал, что в ремесленной школе (у Преображенской церкви) в доме бывшем декабриста Волконского имеется подземный ход, по которому служащие школы ходили, и будто таковой выходит за ворота, идет наискосок улицы и задевает собою перила, огораживающие площадь.

Будто подземный ход идет к дому декабриста Трубецкого, то есть на расстоянии целого квартала. Во дворе школы вход в подземелье завален сором, найти его возможно, живущие в том доме хорошо его знают. А историки, иркутяне не знали ».

Рассказы о подземном ходе передаются из уст в уста в Иркутске и сейчас. При земляных работах во время реставрации домов Трубецких и Волконских территория, прилегающая к зданиям, раскапывалась на значительную, до трех метров, глубину с трех сторон для прокладки коммуникаций. Подземный ход при этом обнаружен не был. Правда, участок переулка Волконского непосредственно перед домом глубинными раскопками не затрагивался.

Евгений Ячменев, директор Музея декабристов, не исключает существования подземного хода, но оговаривается, что тоннель мог идти не до улицы Дзержинского, а до Преображенской церкви, поскольку подземные ходы от церквей к жилым зданиям были традиционны в Иркутске.

Предстоит длительное лечение

Первая реставрация дома Трубецких была проведена в 1965-1970 годах по проекту московского архитектора Галины Оранской. С тех пор дом обветшал, внешние углы просели. В 2003 году было решено закрыть здание для ремонта еще раз.

Проектом занялись архитектор ТПО Иркутскархпроект Лидия Клайс и сотрудник комитета по охране объектов культурного наследия администрации Иркутской области Елена Ладейщикова. Изначально задача казалась предельно простой, но тут в руки специалистов попала фотография начала XX века. Оказалось, что реставрация была проведена по упрощенному варианту, а изначально дом Трубецких имел несколько иной вид.

- У дома был очень интересный декор - эркер другой формы, низ корзины украшали декоративные листья. Центральные окна представляли арочную форму, в раннем варианте здание имело центральный ризалит (точнее, ложный выступ), от которого в настоящее время сохраняется верхняя часть, и каменный цоколь с полукруглыми окнами, а также кронштейнами и кокошниками по обе стороны от эркера, - рассказывает Лидия Клайс. - Современные иркутяне могли видеть совершенно другое здание: окна прямоугольные, наличники простые.

Время коммуналок превратило шикарное здание, созданное, скорее всего, очень модным в XIX веке архитектором , в пять клетушек с разными входами и лестницами. Работа была проведена огромная. Лидия Клайс и Елена Ладейщикова, пытаясь воссоздать истинный облик дома, искали здания похожие, однотипные. Но оказалось, что дом Трубецких уникален не только для Иркутска, но и для других городов Сибири. Похожий дом с арочными окнами нашелся только в Вологде.

Воссоздавая внутреннюю планировку, архитекторы опирались на законы классицизма, по которым построено здание. По старинным канонам, после входа в сени следовала приемная, затем гостиная в три окна, за ней - диванная, кабинет или будуар хозяйки. В доме было две печи внизу и еще одна - наверху, а отсутствовавший камин был при реставрации перевезен из Гранд-отеля в 1904 году.

Много вопросов вызывал неоштукатуренный деревянный потолок, но Елена Ладейщикова и Лидия Клайс пришли к выводу, что он, скорее всего, сделан по типу настоящих венецианских потолков. Никакой информации о том, где находился парадный вход, не осталось. Исследования показали, что вход сбоку в существующие ныне сени был слишком узок для дам в кринолинах, поэтому центральный вход оставили на прежнем месте.

Изначально дом стоял на деревянном подклете, который впоследствии заменили каменным. Это и стало началом «болезни пациента». Поднимая здание, строители подставляли под него деревянные стулья - столбы, которые впоследствии стали активно разрушаться. Гниению подверглись очень многие части здания.

- Когда мы проводили исследования, нам попадались не очень поврежденные участки, но когда начался сам процесс реставрации - оказалось, что дело обстоит намного хуже, - говорят реставраторы.

Как выяснилось, в 1970-е годы реставраторы уже вскрывали обшивку стен и поставили тот же неутешительный диагноз, но побоялись что-либо трогать и закрыли больное место досками. Внутри дом был покрыт уже современной штукатуркой, которая жестко держала его, как корсет. А когда все открылось, стало ясно, что дом необходимо перебирать. Потому что прогнившие участки бревен хаотично встречаются по всему зданию.

Дворец Апраксина-Трубецких - уникальное здание в центре Москвы на Покровке, 22. Это не просто памятник архитектуры в стиле барокко, это ещё памятник самому московскому барокко середины XVIII века. Вот он и потребовал к себе особого отношения, пришлось снимать его несколько раз в попытках найти лучшее освещение и передать в фотографиях его пышные архитектурные формы - ведь это сообщение готовилось специально для сообщества Архитектурные стили .
Всё же дом Апраксина-Трубецких, более известный как Дом-комод, - это настоящий дворец в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко. Он был построен в 1766 году для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (1744-1803), возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III. Автор проекта неизвестен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского. Дрругие немногочисленные особняки растреллиевского стиля в Москве были уничтожены пожаром 1812 года.

Территория усадьбы сложилась в результате приобретения графом М.Ф. Апраксиным нескольких небольших владений. На одном из них, принадлежавшем в 1760 году поручику Крюкову, по восточной границе стоял длинный каменный корпус. В 1766-1769 годах были выстроены существующий трехэтажный каменный дом и два одноэтажных флигеля вдоль боковых границ усадьбы, причем восточный, видимо, включил старый корпус владения Крюкова. Замыкающий корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены. При создании усадьбы был использован распространенный в эпоху барокко приём композиции дворцового здания с внутренним замкнутым двором, образованным боковыми флигелями и служебным корпусом в глубине участка.
Строительство завершилось в 1774-1775 годах, уже после продажи усадьбы Д.Ю. Трубецкому. Западный флигель, прежде короткий, был удлинен. Оба флигеля были надстроены вторым этажом и соединены с домом переходами, которые были расширены в период до 1803 года. В торце восточного флигеля разместилась парадная лестница. В 1783 году двор был замкнут в глубине двухэтажным корпусом с проездом в центре (в наше время этот корпус надстроен третьим этажом); первоначально на его месте предполагался другой, изогнутый в плане.


Генплан усадьбы Апраксина-Трубецких. Экспликация: 1 - Главный дом. 2 - Восточный флигель. 3 - Западный флигель. 4 - Служебный корпус

Главный дом имеет сложную планировку с овальным залом в центре. В отличие от петербургских дворцов, основу планировки этого дворца составляют криволинейные помещения разной формы и размера. Прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. На угловых выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает пластическое богатство здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов.


План первого и второго этажей

Стиль барокко, в котором строился дворец, быстро вышел из моды и через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продал усадьбу князю Д.Ю. Трубецкому. С 1772 по 1861 год дом принадлежал его потомкам - младшей ветви рода Трубецких. На уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, вероятно в 1826 году, бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева.
Считается, что именно здесь, в этом доме князя И.Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М.Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою усадьбу Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.
С середины XIX века в усадьбе помещалась Четвертая мужская гимназия, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.

1. Бирюзовый барочный дворец виден сразу за изгибом Покровки.

2. Скромная окружающая застройка служит хорошим фоном для необычного здания.

3. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую парадность.

4. Главный дом представляет собой замечательный памятник архитектуры позднего барокко. Фасад дома состоит из изогнутых линий, чередующихся ровных участков и выпуклых плоскостей, которые скрыты под обильным декором. Динамичная ордерная композиция, рисунок деталей, богатство декора напоминают самые знаменитые дворцовые здания того времени. Однако русское барокко не знает таких объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним, а затем и за его владельцем - старшим Трубецким ироническое прозвище "комод".

5. Ниши первого этажа украшает необычная для жилого дома деталь - лепные раковинам. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены.

6. Криволинейное очертание фасада в средней части еще не столь ощутимо, но полукруглые угловые объемы выглядят самодостаточно. На этих ризалитах колонны и фронтоны размещены диагонально, благодаря чему усиливается пластическое богатство всего здания в целом.

7. Барочные картуши украшены лепниной в форме уха.

8. На фасадах богатейшая лепнина - наличники сложного рисунка, гирлянды, картуши на фронтонах. Исследователь архитектуры русского барокко Б.Р. Виппер назвал такие фасады "торжественным парадом".

9. Сильным пластическим элементом является и венчающий карниз. Разорванные фронтоны над выступающими объемами фасада еще больше подчёркивают напряженную игру архитектурных форм.

11. На втором этаже картуши дополнительно снабжены маскаронами в форме детских головок.

12. Колонны нарядного коринфского ордера объединяют второй и третий этажи, указывая на расположение здесь основных помещений, парадных и жилых. Однако ордер трактован по-барочному живописно и служит средством пластического обогащения стены. Сложный ритм расстановки колонн, то одинарных, то сдвоенных, придает стене дома мощь и динамичность, усиливает эффекты света и тени.

13. Выступающие из фасада ризалиты на втором и третьем этаже переходят в колонны или колоннады, в зависимости от ширины выступающей части. Первый этаж, более простой в оформлении, отделен от двух верхних тягой.

16. С двух сторон к дому примыкают небольшие флигели, а справа еще и службы, составляя с ним единый комплекс построек.

17. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в формах раннего классицизма.

18. Из выпукло-вогнутых форм фасадов наиболее разработан выходящий во двор, но сейчас во двор попасть невозможно - все ворота закрыты.

19. Оказалось, что при вечерней подсветке вся барочная роскошь дома смотрится ещё более выпукло и выразительно. К сожалению, внутрь попасть в индивидуальном порядке оказалось невозможно. Хороших фотогафий интерьеров дома тоже не нашлось, пришлось довольствоваться результатами своей наружной съёмки.

20. Из дальнейшей истории здания известно, что во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.
В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.

21. После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими.

22. В годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома - декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время.

23. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

24. После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района Москвы.

25. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены, на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. В это же время была проведена первая реставрация памятника - его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.

26. С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).

На фотографии, сделанной художником Грабарём в 1906 году, видно, что колонны дома раньше были каннелированные, т.е. с вертикальным желобками на стволе колонны.

Две акварели второй половины XIX века показывают, как тогда выглядел этот роскошный дворец. Иллюстрации позаимствованы у