Какие проблемы поднимаются в романе доктор живаго. Проблематика романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», значение лирического дневника в идейной концепции романа

Долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Пастернак намеревался «дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…».
Первые наброски романа относятся к 1918 году. Автор дал им рабочее название «Три имени». Только в 1955 году роман под названием был закончен. Такой труд можно назвать книгой жизни. И действительно, содержание романа замешано на жизни автора. На первой странице книги перед нами десятилетний мальчик, который растет, мужает, переживает две революции, две войны, две любви. Так же, как было у самого Пастернака. В эпилоге романа автор подтверждает автобиографичность повествования: «Москва внизу и вдали, родной город автора и половины того, что с ним случилось, Москва казалась им сейчас не местом этих происшествий, но главною героиней длинной повести, к которой они подошли с тетрадью в руках в этот вечер».
Проза, написанная талантливым поэтом, всегда завораживающее чудо. Проза Бунина, Пушкина, Лермонтова – шедевры.
Поэт пишет роман, как стихотворение. Пастернак добился того же эффекта, тем более что длительный срок написания произведения позволил ему довести текст до совершенства.
Герой романа – врач, художник, мыслитель, поэт, вокруг которого разворачиваются драматические события истории России. Автор одной главой включил в роман цикл стихотворений Юрия Живаго, органично вливающийся в текст, становящийся его частью. Это душа героя говорит с нами языком поэзии.
В 1930–1940-е годы Пастернак занимается переводами зарубежных классиков Шекспира и . По-видимому, это сказалось в том, что цикл стихов Юрия Живаго открывается гениальным стихотворением . Его лирический герой ведет монолог от первого лица. Гамлет здесь воспринимается одновременно и как принц Датский, продолжающий жить в стихотворении Пастернака, и как актер, играющий роль Гамлета. Предполагается театр, сцена, на которой стоит лирический герой, шум зрителей перед началом представления. В стихотворении говорится о драме жизни каждого мыслящего человека. Герой обращается к Богу – «Авва Отче» с просьбой избавления от страданий, но, как и Христос, он должен пройти мученический путь до конца. Надежды нет, вокруг «сумрак ночи»:

Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.

Стихотворение можно воспринимать и как монолог самого автора. Пастернак находился в родной стране, но был в изоляции, ожидал ареста. Он не мог принять партийности литературы, не мог творить в условиях несвободы. Поэт, начиная с середины 1930-х годов, решал для себя вопрос «быть или не быть?».
Иная тональность в стихотворении «Зимняя ночь». Поэт при помощи повторов и гиперболы создает образ сильной метели, вьюги:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Постоянными повторами поэт добивается ощущения остановившегося времени, когда мир тонет в снегу, ничего нельзя сделать или изменить и только сердце человеческое еще живо, горит его огонек. Человек, его любовь противостоит злу мира, которое воплощено в метели. Оконная рама видится, как крест, спасающий людей в их жилищах. Мерцающий огонек свечи – как сигнал, обращенный к другим душам с намерением объединиться. Это стихотворение звучит удивительно музыкально.
В цикле стихов Юрия Живаго поэт предстает как сложившийся автор философской поэзии. Он воспевает гармонию целостного мира, пытается связать разрозненное в нем. Поэт умеет выхватить мгновение и показать его вечный и глубокий смысл для каждого человека. Его волнует загадка времени в философском смысле этого понятия:

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Для Пастернака единственно правильный путь человека – слияние с природой, с миром, понимание конечности жизни людей. Поэт пытается прозреть свое будущее:

За поворотом, в глубине
Лесного лога,
Готово будущее мне
Верней залога.

Поэта восхищала ежесекундно меняющаяся жизнь, в которой для человека предусмотрено неисчислимое количество различных вариантов развития событий. Проблема бессмертия, вечности у поэта неожиданно выражена образом новогодней елки:

Будущего недостаточно.
Старого, нового мало.
Надо, чтоб елкой святочной
Вечность средь комнаты стала.

В духовной жизни человека Пастернак признавал только активную позицию. Он уверен, что человек только тогда состоится, если будет «все время рваться вверх и вдаль». Его герой Юрий Живаго говорит: «Как сладко жить на свете и любить жизнь! Как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию…» Эта мысль принадлежит большому русскому поэту Борису Пастернаку.

Проблема жанра романа «Доктор Живаго»

Пастернак хотел создать роман, который давал бы чувства, диалоги и людей в драматическом воплощении, отражал бы прозу времени. Разноголосье мнений было вызвано особой неоднозначной природой романа, где за внешней простотой стиля скрывалось значимое для автора содержание, а в конкретных сюжетных ситуациях заложен обобщенный смысл. Множественность форм предопределила и разнообразие интерпретаций.

Изучением отдельных аспектов романа, его поэтики занимались Б.М. Гаспаров, И.Л. Смирнов, И.М. Дубровина, Л.А. Колобаева, О.В. Синева, Н.А. Фатеева и др. Проблема жанровых особенностей романа исследовалась с разных точек зрения. «Доктор Живаго» не признается целостным эпическим произведением - романом в полном смысле этого слова.

А. Попофф считает «Доктор Живаго» лирическим романом. Проза Пастернака - это личностная проза поэта. Герои романа выражают идеи автора и говорят его поэтическим голосом. Лирическое в романе сконцентрировано в последней его части - книге стихов Юрия Живаго. Роман «Доктор Живаго» обсуждался в критике и с позиций романной прозы XIX века, и как произведение, созданное под воздействием идей символистов. [Попофф, 2001, c. 319].

Стихи героя романа - лирический дневник, в котором человеческая история осмысляется в свете христианского идеала. А.Вознесенский видит в «Докторе Живаго» «роман особого типа - роман поэтический», в котором отсутствие эпической объективности с избытком восполнялось интенсивным лирическим началом. Он дает образное пояснение: «Огромное тело прозы, как разросшийся сиреневый куст, несет на себе махровые гроздья стихотворений, венчающих его. Целью романа являются стихи, которые из него в финале произрастают». [Вознесенский, 1990, с. 226].

О. Клинг определил роман как «поздний символистский». Он полагал, что символизм оказал сильное влияние на Пастернака. Поздний символистский роман имеет в виду не возвращение к символическим канонам, а их обогащение на сюжетном уровне. Произведение вобрало «в себя черты символистской эстетики». [Клинг, 1999, с. 20].

С позиции биографа и исследователя творчества Пастернака Д. Быкова, роман можно представить как систему символов, действующих на уровне заглавия, сюжета, композиции и открывающих другую реальность существования произведения. Д. Быков называет очевидным «символический план» романа Пастернака. [Быков, 2007, с. 722].

Другой исследователь, И. Сухих, демонстрирует многомерную структуру персонажа-символа на примере главного героя, в котором видит «попытку синтеза … разнообразных эстетических и исторических идеологем», в результате чего Юрий Живаго может восприниматься и как «образ поэта, и символ русского интеллигента (врач-писатель Чехов), и продолжение литературной традиции (идеологический герой, лишний человек), и фигура определенной исторической эпохи, знак поколения». [Сухих, 2001, с. 78].

Б.М. Гаспаров назвал роман «Доктор Живаго» постреалистическим произведением, т.к. его структурное построение связано с нелинейностью и полифонией музыкальной композиции. Поиски музыкальной темы у Пастернака должны быть обращены не на материал, а на внутреннее строение его произведений. С этой точки зрения исключительный интерес представляет «Доктор Живаго». Именно в музыке данный феномен получает наиболее полное воплощение и становится универсальным формообразующим приемом, на котором держится вся композиция. [Гаспаров, 1994, c. 198].

Но за этими планами скрывается еще один - автобиографический, ведь «Доктор Живаго» - это роман о становлении поэта. Однако образное изложение этого пути не исчерпывается опытом одного только Пастернака. Об особенной роли поэта-символиста говорит факт из творческой истории романа - первоначально Пастернак задумывал назвать свое произведение «Мальчики и девочки», что является отсылкой к стихотворению Блока «Вербочки». [Лесная, 1996, с. 105].

Академик Д.С. Лихачев считал, что роман «Доктор Живаго» - автобиографический роман. Пастернак пишет не о себе, придумывая себе судьбу, но в то же время именно о себе, с целью раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь. Лирический голос главного героя, его философия неотделимы от голоса и убеждений самого Пастернака. Исследователь классифицировал этот роман как «род автобиографии», «биографии времени». Он писал о романе «Доктор Живаго», как об «автобиографии, в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих с реальной жизнью автора. И, тем не менее, автор (Пастернак) как бы пишет за другого о самом себе. Это духовная автобиография Пастернака, написанная им с предельной откровенностью». [Лихачёв, 1988, с. 4] Об автографическом характере произведения писали и другие литературоведы. [Бондарчук, 1999, с. 6].

«Другой» человек понадобился Пастернаку для выражения самого себя. В романе нет страниц, где автор открыто излагает свои мысли, к чему-то призывает. Это творческий метод Пастернака. Продолжая традиции Чехова, он не стремится уверить читателя в безупречности своих убеждений. Он только показывает мир, но не объясняет его. Объяснить мир должен сам читатель, тем самым становясь как бы соавтором романа. В целом, Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть.

По мнению ряда исследователей творчества Пастернака, роман «Доктор Живаго» следует рассматривать как «прозу лирического самовыражения». Наконец, существует мнение, что роман Пастернака -- «притча, полная метафор и преувеличений. Она недостоверна, как недостоверна жизнь на мистическом историческом переломе». [Быков, 2006].

В жанровом смысле роман был прочитан по-разному, в зависимости от читательской установки и его «жанрового ожидания». Альтернативой соцреализму оказался новый реализм. Новая проблематика выдвинула во главу реалистической жанровой системы роман, жанровое содержание которого наиболее адекватно исследованию отношений личности и истории. В «Докторе Живаго» был обнаружен роман, продолживший традиции реалистической психологической прозы XIX в., где, по мнению Н.Ивановой, главный персонаж «замыкает собой ряд героев Лермонтова, Тургенева, Толстого и Достоевского». [Иванова, 1988].

Сам Пастернак назвал свой метод субъективно-биографическим реализмом. Метод реализма для Пастернака был особой степенью авторской точности в воспроизведении духовного мира. «В замысле у меня было дать прозу, в моем понимании реалистическую…». [Пастернак, 1997, с. 621].

Роман представил обобщенный портрет русской культуры XIX - начала XX в. И.В. Кондаков, изучавший роман «Доктор Живаго» в контексте русской литературы, подчеркнул, что Пастернак не присоединился «ни к одной яркой традиции классической русской прозы, ни к одному великому романному стилю русской литературы». [Кондаков, 1990, т. 49]. Действительно, роман, хронологически охватывающий почти полвека: с 1903 по 1929, а с эпилогом - до начала 50-х гг. - густо «населен» множеством крупных и эпизодических характеров. Все персонажи так или иначе группируются вокруг главного героя, описываются и оцениваются его глазами, «подчинены» его сознанию.

По мнению О.А. Гримовой, роман «Доктор Живаго» следует рассматривать как жанровую полиформу, элементы которой генетически связна с самыми значимыми этапами развития словесности (миф - фольклор - литература). [Гримова, 2013, с. 7]. В романе взаимодействуют разнообразные жанровые векторы. Наглядное представление о романе Пастернака как жанровой полиформе содержится в Приложении № 3.

«Доктор Живаго» совмещает в себе черты филологического метаромана и повествования, организованного установкой на устность. А.Д. Степанов считает, что доминированием установки на устность, активизацией первичных речевых жанров отмечены кризисные, переходные периоды в истории словесности. [Степанов, 2005, с. 63]. Именно такой - переходный, итожащий характер - у творчества Пастернака, и именно такова его эпоха.

Одной из черт жанровой динамики, определяющей облик «Доктора Живаго», является совмещение противонаправленных процессов - утрирование жанровости и ее размывание. Отмечается стремление автора к эффекту спонтанности, неумышленности, непроизвольности текстопорождения. М. Шапир связывает этот эффект с «эстетикой небрежности», во многом определяющей пастернаковский идиостиль. [Шапир, 2004]. Перекликаясь с внушительным рядом жанровых парадигм, «Доктор Живаго» не укладывается ни в одну, и это, вероятно, говорит о формировании в его рамках нового типа художественной целостности, которая определяется сейчас как «тотальный роман». [Гримова, 2013, с. 41].

В середине 90-х гг. И.П. Смирнов выдвинул гипотезу о том, что «Доктор Живаго» - текст, находящийся, подобно «Братьям Карамазовым» Достоевского, «за пределами литературного жанра». Ведя речь о том, что эти тексты - «не литература», ученый не причисляет их к «какому-то иному, чем литература дискурсу исторического времени». [Смирнов, 1996, с. 154]. Сложно не ощутить «постклассичность» этого текста, которую П.П. Смирнов определяет как принадлежность «вторичному стилю», то есть одному из тех, что «отождествляют фактическую реальность с семантическим универсумом». [Смирнов, 2000, c. 22].

В пространстве же других научных интерпретаций роман превращается в факт жизнетворчества (концепция «романа-поступка» М. Окутюрье) или даже религиозного творчества: концепции Ф. Кермоуда, М.Ф. Роуланд и П. Роуланда, А. Синявского («трактат», «богословие»), В. Гусева («то ли житие, то ли жизнеописание»), Г. Померанца. Выдвигаются версии об интермедиальной природе романа, о присутствии в нем музыкального кода (идея Б. Гаспарова о музыкальном контрапункте как основе композиции текста; прочтение Г. Гачевым ДЖ как «романа-оперы»), живописного и кинематографического кодов (И. Смирнов). [Гримова, 2013, с. 11].

Согласно С.Г. Бурову, жанровые доминанты романа имеют не статичную природу, им свойственно движение. [Буров, 2011, с. 54]. «Доктор Живаго» дает исследователю солидные основания видеть в нем «эпилог … русского классического романа как единого текста уже завершенной эпохи расцвета национальной культуры», фактор, выявляющий в многообразии это единство. [Тамарченко, 1991, с. 32].

Таким образом, хотя роман строится на основе принципа сцепления эпизодов, а судьбы героев и события их жизни подчинены ходу истории, это произведение нельзя назвать ни историческим романом, ни эпопеей. В нём слишком много условностей, символических встреч, монологов, деталей и образов.

«Доктор Живаго» имеет итоговый характер: суммирует индивидуально-авторский опыт, опыт эпохи. Он не только подводит итог классического романа ХVIII - ХIХ вв., но и прокладывает пути роману современному. Наиболее емко подытоживающим уникальное сочетание таких черт поэтики, как универсальность, парадоксальность, разноуровневая динамичность, является определение сущностной природы «Доктора Живаго» как «романа тайн» (концепции И. Кондакова, И. Смирнова).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Роман этот — тончайшее сочетание поэзии и реальности, высокая и чистая музыкальная нота; он наполняет красотой и смыслом жизнь обыкновенных людей, и мастерство автора не может не вызывать восхищения. Б. Пастернак прежде всего поэт, поэт во всем. И даже в прозаическом произведении, посвященном одному из самых смутных периодов истории России, он остался верен своему поэтическому дару. Читая Б. Пастернака, всегда невольно вспоминаешь А. Блока, и не только потому, что они выбирают похожие образы и эпитеты, а скорее, потому, что произведения обоих поэтов можно назвать возвышенными.

Образ родины, России сливается с образом любимой женщины, и любовь к ним у героя Б. Пастернака описывается похожими словами, раскрывающими глубину этой любви: «И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть. О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!» Такими пронзительными строками, говорящими о любви к жизни, полны страницы романа «Доктор Живаго». Особенно страницы, посвященные весне

Роман "Доктор Живаго" не является легким чтением. Многое в этом произведении определяется тем, что перед нами проза поэта, насыщенная образами-символами, сквозными мотивами, проникнутая раздумьями о своем времени.

Центральная проблема романа "Доктор Живаго" - судьбы русской интеллигенции в XX в. Повествование о главном герое романа Юрии Андреевиче Живаго начинается с символической картины: "Шли и шли и пели "Вечную память"..." Хоронят мать маленького Юрия, мальчик горько плачет на ее могиле. Образ "рыдающего мальчика на свежем могильном холме, протягивающего руки в повествование", в письме В. Шаламова отмечен как одна из удач автора.

Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимости и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека.

В момент публикации романа в СССР наиболее острой и спорной показалась авторская трактовка событий революции и гражданской войны. Пастернак изобразил жестокость и бессмысленность гражданской войны, воспринятой его главным героем как трагедия России. Подобным же образом события в России после октября 1917 г. оценивали Блок, Бабель и Булгаков. В поэме "Двенадцать", цикле рассказов "Конармия" и романе "Белая гвардия" была правдиво раскрыта страшная реальность братоубийственной гражданской войны. "голос автора". На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, - равноправные герои.

Непосредственная работа над книгой (зима 1945 - 1946 гг.) началась в атмосфере быстро развеявшихся общественных надежд и литературного безвременья. Смерть отца, арест любимой женщины, смерть Сталина, инфаркт, возвращение советских каторжан, известия о гибели давно расстрелянных - все это поместилось в десятилетие работы над романом.

В феврале 1946 г. в МГУ состоялось первое публичное чтение "Гамлета" Шекспира в переводе Пастернака. Февралем того же года датируется первая редакция стихотворения "Гамлет", открывающего книгу стихов Юрия Живаго.

В июне 1946 г. Пастернак читает первую главу романа "Мальчики и девочки" (одно из черновых названий "Доктора Живаго"). В августе готова вторая глава - "Девочка из другого круга". 9 сентября в газете "Правда" появляется статья, в которой цитируется обвинительная резолюция СП СССР, где Пастернака клеймят "безыдейным, далеким от советской действительности автором". В свете этих нелицеприятных событий публичное чтение Б. Пастернаком первых глав романа, произошедшее в тот же сентябрьский день, многие воспринимают как дерзкий, бессмысленный вызов властям.

Работа над романом затормаживается из-за переработки второй главы. Пастернак стремится к созданию побочной редакции "Доктора Живаго", где на первое место выдвигается революционный дух эпохи.

Конец зимы - весна 1947 г. отмечены работой над третьей главой ("Елка у Свентицких"). В этот период возобновляются преследования, затихшие было зимой. Возможно, поводом к этому послужила новость о выдвижении Пастернака на Нобелевскую премию.

Только через год, весной 1948 г., после длительных занятий переводами, Пастернаку удается закончить четвертую главу ("Годы в промежутке", название первой редакции) о первой мировой войне.

За апрель - май он перерабатывает главу "Елка у Свентицких" и окончательно переписывает главу "Назревшие неизбежности" (бывшая "Годы в промежутке"). Тогда же утверждается окончательное название "Доктор Живаго" с подзаголовком "Картины полувекового обихода", отброшенным автором в 1955 г.

В августе - октябре 1950 г. Пастернак заканчивает 5 и 6 главы второй книги. И опять вынужденная переводческая работа приостановила написание романа. В мае 1952 г. он заканчивает 7 главу романа, который теперь (на периодических чтениях глав друзьям) все больше ругают, нежели восторгаются им.

В 10-х числах октября в перепечатку отдается 10 глава романа, а 20 октября Борис Пастернак попадает в Боткинскую больницу с обширным инфарктом, где он до 6 января 1953 г.

Летом, будучи в санатории Болшево, Пастернак пишет еще одиннадцать стихотворений в "Юрину тетрадь", два из которых исключит позднее. Окончательный порядок цикла " тетради" будет установлен лишь осенью 1955 г.

Наконец 10 октября 1955 г. в романе ставится последняя точка, чья непростая история на этом еще не закончилась.

Рукопись романа передается автором в журнал "Новый мир", который явно не спешил с публикацией. В мае 1956 г. на дачу в Переделкино приезжает итальянец-коммунист журналист Серджио Д"Анджело, которому Пастернак передает один из неисправленных вариантов рукописи. Писатель соглашается на публикацию этого варианта романа на итальянском языке, предупреждая только, чтобы его выход не опередил русского варианта. Однако советский журнал не спешил с публикаций, тогда как итальянский издатель Дж. Фельтринелли выпустил роман в свет. Далее начинается зарубежное шествие "Доктора Живаго" (Италия, Англия, Швеция, Франция и Германия). В январе 1959 г. в свет вышло "второе" русское издание романа с копии, переданной Фельтринелли. Исправленный вариант романа на русском языке был издан в 1978 г. после смерти Пастернака, тогда как русские читатели потеряли его более чем на тридцатилетний срок.

В 1958 г. за роман "Доктор Живаго" Пастернаку присуждается Нобелевская премия. Он добровольно отказывается от нее из-за придания этому торжественному личностному моменту сугубо политического характера.

В "Докторе Живаго" автор не скрывает, а раскрывает: пишет о тайнах жизни и смерти, о человеке, истории, христианстве, искусстве, еврействе и прочем с последней прямотой, открытым текстом (хотя этот текст - художественный). Его отношение к революции - тоже не тайна и не секрет.

В романе "Доктор Живаго" Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.

В романе "Доктор Живаго" Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, -- это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, -- это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между "за" и "против".

Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.

Судьба доктора Живаго и его близких -- это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается...

Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе - это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал образом, символизирующим раздумья над характером собственной эпохи.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое так и называется - «Гефсиманский сад». В нем звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому Иисус приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». Перед нами, в сущности, оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в его стране и во всем мире. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор, установить истину. И в этом же стихотворении присутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искупления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения. Таким образом, открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. Центральным же образом книги (и книги стихотворений Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь», той свечи, с которой начался Юрий Живаго как поэт.

при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится. Так

Опыт изучения в XI классе средней школы романа «Доктор Живаго»

Произведение Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» поднимает важные проблемы: революция и её влияние на человека, в частности на художника, гуманизм и революционная необходимость, вопросы жизни и смерти, свобода творческой личности и другие - иными словами, важнейшие нравственно-этические, философские, социальные вопросы жизни.

Интерес вызывает и собственно литературная, эстетическая сторона произведения, она уникальна, так как в романную форму обличена суть поэтического миропонимания.

При изучении романа «Доктор Живаго» учитель опирается на уже имеющиеся у учащихся знания о лирическом герое, о композиции и жанрах литературных произведений, умение анализировать прозаический и поэтический тексты.

Среди целей в работе с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» следует назвать следующие, на мой взгляд, самые важные:

Познакомить с творческой личностью Б.Л. Пастернака, его жизнью и поэтическим миропониманием;
- рассмотреть проблемы мировоззренческого порядка, философско-нравственный срез романа;
- расширить представление учащихся о системе жанров русского романа.

При проведении уроков может быть использован такой наглядный материал:

Фотопортреты Б.Л. Пастернака разных лет;
- фотодокументы 10-20-х годов XX века;
- репродукции картин Петрова-Водкина «Купание красного коня» и «Смерть комиссара».

Не претендуя на охват всех сторон книги (так как вряд ли это возможно вообще в отношении такого произведения), я сделала попытку найти оптимальный способ изучения его в школе.

Известно, что «Доктор Живаго» не роман в полном смысле этого слова и его жанр определить очень сложно, так как произведение соединяет в себе и лирическое, и эпическое; его жанр определяется даже как большое лирическое произведение (Д.С. Лихачёв).

Материал не разбит на смысловые группы, соответствующие уроку в 45 минут. Такое разделение в данном случае было бы, на мой взгляд, искусственным. Между тем, имея таким образом организованный материал, учитель может спланировать работу и при модульной, и при классической системе обучения, то есть имея в распоряжении обычный урок.

Здесь нет части, непосредственно касающейся жизни и творчества поэта, хотя такой урок, естественно, состоялся.

Повторим здесь лишь основные положения.

I. Поэтическое миропонимание Пастернака раскрывается в сборнике «Сестра моя жизнь»:

а) целостность мира, он един;
б) единство человека и мира;
в) единство и нерасчленённость дома и мира (у большинства поэтов это понятия противоположные).

Отсюда, то есть из особенностей поэтического мировосприятия, следует своё понимание искусства. Это, по Пастернаку, не борьба, не фонтан, а губка, не сцена, а зритель. Отсюда и отрицательное отношение к переделке мира; мир, по мнению поэта, надо принимать таким, каков он есть.

II. Причины появления прозы у поэта . Роман появился не внезапно, а был подготовлен всей творческой жизнью поэта (см.: В.М. Борисов, Е.Б. Пастернак. Материалы к творческой истории романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый мир. 1988. N 6). Приведём лишь несколько слов Б.Л. Пастернака по этому поводу: “В области слова я более всего люблю прозу, а вот писал больше всего стихи...”

III. С определением жанра произведения связаны особенности изучения .

1. Это не роман в обычном понимании слова.
2. Жизнеописание, житие, страсти.
3. Большое лирическое стихотворение, так как Юрий Живаго не эпический, а лирический герой (подробнее об этом см.: Д.С. Лихачёв. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый мир. 1988. N 1).

IV. Символика имён и названия .

Ряд героев в литературных подступах к роману носили имена Живульт, Пурвит (от французского pour vie - ради жизни), что явно указывает на их генетическую связь с Юрием Андреевичем Живаго, чья фамилия, как следует из Евангелия, значит “вечно живой”. Появление в названии слова “доктор”, равно как и профессия героя, обусловлены определённой связью с Фаустом и переводческой работой Б.Л. Пастернака над «Фаустом» Гёте. Об определённой смысловой нагрузке других имён тоже можно говорить с большой определённостью (см. упомянутую статью В.М. Борисова и Е.Б. Пастернака).

Домашнее задание.

В главах, данных учителем, найти строки, освещающие авторский взгляд на такие проблемы:

Человек и революция,
- художник и революция,
- гражданская война.

Конкретно-социальные проблемы могут быть объединены такими поэтическими строками поэта: “Мело, мело по всей земле, // Во все пределы...”

ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ

Работа идёт по вопросам и тексту, в конце обсуждения записывается вывод.

2. Итак, каково же это отношение, постоянно ли оно?

На протяжении романа оно меняется. Сначала:

(в разговоре с Ларой , часть 5, гл. 8): “Революция вырвалась против воли, как слишком задержанный вздох. Каждый ожил, переродился... Можно... сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая. Мне кажется, социализм - ...это море жизни... той жизни, которую можно видеть на картинах, жизни гениализированной, жизни, творчески обогащённой...”;

(возвращение в Москву, часть 5, гл. 15): “Это была революция в том смысле и в том понимании, которое придавала ей учащаяся молодёжь 1905 года, поклонявшаяся Блоку... “;

(речь дома при гостях, часть 6, гл. 4): “Всё же истинно великое безначально, как вселенная”;

(чтение на улице газеты об октябрьском перевороте, часть 6, гл. 8): “Метель хлестала в глаза доктору и покрывала печатные строчки газеты серой и шуршащей снежной крупой. Но не это мешало его чтению. Величие и вековечность минуты потрясли его и не давали опомниться”.

Потом взгляд меняется:

(в партизанском отряде, часть 11, гл. 4):

“Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили до места назначения, неприятельских раненых прикалывали в поле”;

“...во-первых, идеи всеобщего совершенствования тех, как они стали понимать с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это всё ещё далеко от осуществления, а за одни ещё толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства.

Веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее... начало...”;

“Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали...”

История Палых и история Васиной деревни (эти вопросы можно будет предлагать в индивидуальном порядке).

Выводы.

“Каждый ожил, переродился”, следовательно, революция - это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и в своей собственной судьбе.

Так же, как не имеет объяснения существование жизни, вселенной, не имеет объяснения и революция - это “стихия свободной стихии”. Герой понимает гениальность этого события, в нём есть что-то сродни рождению гениального человека.

Потом взгляд меняется. За трескучие фразы пролились “моря крови”. Цель - переделка жизни, но как можно её переделать, когда она - самоценное и саморазвивающееся понятие. Всякая переделка только убивает жизнь.

ХУДОЖНИК И РЕВОЛЮЦИЯ

( Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 7):

“Что же мешает мне служить, лечить и писать? Я думаю, не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы... вот это самое: заря грядущего, построение нового мира, светочи человечества”.

(Уход со службы, часть 13, гл. 16): “...на поверку оказывается, что под мыслями разумеется одна их видимость, словесный гарнир к возвеличению революции и властей предержащих. И я не мастер по этой части”. “И правда, я редко ошибаюсь в определении болезни. Но ведь это и есть ненавистная им интуиция, которой я якобы грешу, целостное, разом охватывающее картину познания”.

Выводы.

Изначально творчество и революция равноценны, то есть стихийны, не поддаются изучению, измерению. Но то, во что превращают революцию, вступает в противоречие с творчеством. Живаго - поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум.

А кругом с него требуют плана, объяснения, схемы, мертвечины. Вступают в противоречие жизнь, стихия и схема, “полёта вольное упорство” и “казённая землемерша” - смерть. Отсюда ощущение своей ненужности.

Вторая группа проблем для обсуждения в классе:

Человек и мир;
- человек и история;
- природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни;
- жизнь и смерть.

Ученики заранее получают задание найти в главах авторский взгляд на эти вопросы.

Нравственно-философские проблемы при обсуждении могут быть объяснены следующими строками поэта:

Опять трубить, и гнать, и звякать,
И мякоть в кровь поря - опять
Рождать рыданье, но не плакать,
Не умирать, не умирать.

ЧЕЛОВЕК И МИР

Работа идёт с текстом по комплексу вопросов.

Как соотносятся эти понятия? Что первично?

(Панихида по Анне Ивановне, часть 3, гл. 15):

“...Юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом и природе, как семейной хроникой родного дома, как своей родословной... все вещи были словами его словаря. Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенною... он слушал заупокойную службу как сообщение, непосредственно к нему обращённое и прямо его касающееся... и ничего общего с набожностью не было в его чувстве преемственности по отношению к высшим силам земли и неба, которым он поклонялся как своим великим предшественникам”.

Таким образом:

я = всем = миру
я - целое с миром.

ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ

(Юра Живаго и дядя, часть 3, гл. 2):

“Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера.

Николай Николаевич жил в Лозанне. В книгах, выпущенных им там по-русски и в переводах, он развивал свою давнишнюю мысль об истории как о второй вселенной, воздвигаемой человечеством в ответ на появление смерти с помощью явлений времени и памяти”.

(После отъезда Лары, часть 14, гл. 15):

“...то, что называется ходом истории, он представляет себе... наподобие жизни растительного царства... Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою места. Мы всегда застаём его в неподвижности. И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих превращениях жизнь общества, историю”.

Выводы.

По Пастернаку, человек застаёт исторический процесс только на каком-то этапе. “История - вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти”.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Как связаны доктор и окружающий мир?

Кто в его воображении сливается с деревьями, стихией, ветками и так далее?

(Доктор в Мелюдеево, часть 5, гл. 6):

“Всё кругом бродило и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло не разбирая куда по земле и городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая теплом всё по дороге”.

(Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 8):

“Первые предвестия весны, оттепель. Воздух пахнет блинами и водкой, как на масляной, когда сам календарь как бы каламбурит. Сонно, масляными глазками жмурится солнце в лесу, сонно, ресницами им щурится лес, маслянисто блещут в полдень лужи. Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает”.

(В партизанском отряде, часть 11, гл. 7):

“Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнём зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал всё его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу... «Лара!» - закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озарённому пространству”.

(Уход из отряда, часть 12, гл. 9):

“Она была наполовину в снегу, наполовину в обмёрзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперёд навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за них, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движеньем рябина осыпала его снегом с головы до ног...”

Выводы.

По мнению автора, природа - волшебство, когда человек понимает её, он понимает жизнь. Доктору, а следовательно и автору, интересно всё окружающее, он всегда в ладу с природой. Свет мира входит в его грудь, от этого вырастают крылья, он может творить. Он часто чувствует, что Лара - это продолжение природы, чувствует, что стремление к ней - стремление к жизни. Поэтому и его уход из отряда - не предательство, а уход к жизни. И потеря Лары для него равносильна потери жизни.

Что является антитезой жизни в природе?
Где кончается жизнь Ю.Живаго?

Рельсы, трамвайные и железнодорожные пути, урбанистическая культура. В этом Б.Л. Пастернак традиционен, вспомним Н.Гумилёва и его «Заблудившийся трамвай»:

Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят - зеленная, - знаю, тут
Вместо капусты и брюквы
Мёртвые головы продают.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОТНОШЕНИЯ
С ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ

1. Кончается ли роман со смертью Ю.А. Живаго? Что в конце?

Роман продолжается, рассказывая о жизни Тани, дочери Лары, но заканчивается всё же не этим, а стихами.

2. Как вы думаете, почему?

Стихи - то, что не может умереть.

3. Цикл стихов Ю.Живаго открывается стихотворением «Гамлет». Прочитайте. Почему оно носит такое название?

Оно решает “вечную” проблему о том, как жить, поднят гамлетовский вопрос: “быть или не быть”.

Какова основная мысль?

Человек в жизни должен сам пройти свой крестный путь и выпить чашу до дна.

4. Заключительное стихотворение - «Гефсиманский сад» (перед чтением учитель даёт справку и читает отрывок из Евангелия).

Что общего есть в первом и последнем стихотворении цикла?

Основная мысль, объединяющая оба стихотворения, - достижение бессмертия через христианскую идею страданий и крестного пути.

Кроме того, можно попросить ребят найти в других стихотворениях взгляд Ю.Живаго на эту проблему.

(Живаго у постели больной Анны Ивановны, часть 3, гл. 3):

“...сколько ни припомните, вы всегда заставали себя в наружном, деятельном проявлении, в делах ваших рук, в семье, в других. Человек в других людях и есть душа человека... Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов... потому что прежнее прошло... потому что это уже видали... а теперь требуется новое, а новое есть жизнь вечная”.

(“Тифозный час” доктора, часть 6, гл. 15):

“И две рифмированные строчки преследовали его:

Рады коснуться
и
Надо проснуться.

Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И - надо проснуться. Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть”.

(Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 7):

“Каждый родится Фаустом, чтобы всё обнять, всё испытать, всё выразить”.

(После боя на поляне, часть 11, гл. 4):

“В псалме говорится: Живый в помощи Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи»... Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул её и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности”.

(У Ларисы перед письмом от Тони , часть 13, гл. 17):

“Что-то сдвинулось в мире. Кончился Рим, власть количества... Вожди и народы отошли в прошлое. Личность, проповедь свободы пришла им на смену. Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной”.

Выводы.

По Пастернаку, человек осознаёт себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после себя. Следовательно, он изначально не может умереть, а живёт вечно.

Жизнь просто так не даёт ничего, поэтому каждого в жизни ждут его собственные страсти, страдания. Лишь пройдя их, он может надеяться на воскрешение. Жизнь - дар всем, без различия классов и каст, это объединяет всех. Она наполнила содержанием вселенную и даёт смысл всему. По мнению автора, понятие жизни одного человека и жизни народов уравновешены.

В качестве итоговой работы предлагаются сочинения на темы:

1. «Смерти не будет...» (по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»).
2. Место стихотворений Ю.Живаго в художественной структуре романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».
3. Революция и гражданская война в судьбе русской интеллигенции в романе.
4. Женские образы и их роль в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».