Категория деятельности в отечественной психологии является центральной. Категория деятельности в отечественной науке

Д. является одним из фундаментальных понятий в отечественной психологии и рассматривается в качестве психологической категории.

В отечественной психологии деятельность определяют как специфический вид человеческой активности направленный на творческое преобразование совершенствованием действительности и самого себя.

В отличие от активности животного, Д. человека носит продуктивный характер Д. всегда целенаправленно активна. По сложившейся в психологии традиции, под поведением понимают внешние проявления психической Д.человека

Психол. теория Д. начала разрабатываться в 20-х-начале 30х г. (Л. С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Ф. Ломов). Психологические теории деятельности основываются на философии диалектического материализма – теории К. Маркса, ее главный для психологии тезис – не сознание определяет бытие, Д., а наоборот, бытие, Д. человека определяет его сознание. Философское открытие Маркса состоит в том, что познание не существует вне жизненного процесса, который по своей природе своей есть процесс материальный, практический. Отражение действительности возникает в процессе развития реальных связей познающих людей с окружающим их человеческим миром, этими связями определяется и в свою очередь оказывает обратное влияние на их развитие.

Рубинштейн С.Л.: сущность данного подхода – субъект, в своих деяниях, в актах своей творческой, субъективной деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому, тем, что он делает можно определять то, что он есть.

С точки зрения Рубинштейна - Д. характеризуется субъективностью (Д.всегда осуществляется личностью как субъектом), содержательностью, реальностью, предметностью. Кроме того, Д.носит творческий и развивающий характер, сознательный и целенаправленный.

1935г. – 40 г Рубинштейн выделяет внутри Д. разноплановые компоненты движение –действие – операция – поступок, в разрешении их взаимных связей с целями мотивами и условиями Д. В центре этих компонентов находится действие, которое является единицей психологии, действие всегда целенаправленно и сознательно, целью является конкретный результат. Соотношение целей с условиями в которых ее предстоит реализовать определяет задача, которая должна быть действием.



Составными частями действия являются операции, которые необходимы для достижения результата составляющего цель конкретного действия.

Всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений. Более или менее осознанные побуждения выступают как мотив, то или иное побуждение становится для человека мотивом действия через соотнесение его с целью, также как с другой стороны, объект на который направляется действие, и который побуждает к нему становятся целью действия через соотнесение с мотивом. Мотивы и цели Д.носят обобщающий, интегрирующий характер проистекают из потребности их интересов.

Действие, которое воспринимается и осознается действующим субъектом как общественный акт, как проявления субъекта, которое выражает отношение субъекта к другим людям – это поступок (особая форма действия).

Виды действий - рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые.

Специфически человеческим видом является волевое действие, т.е. сознат. акт, направленное на осуществление определенной цели.

Движения - это механизмы, посредством которых осуществляются действия, выражающие поведение, движения человека направлены на предмет, на орудие как средства труда.

Виды Д. – труд, игра, учение.

Труд – сознательная целенаправленная Д., которая направляется на осуществление результата, до действия данного в представлении трудящегося и регулирующаяся волей в соответствии с ее сознательной целью.

Игра – осмысленная Д, которая разрешает противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка и ограниченностью его оперативных запросов.

А.Н. Леонтьев: Д. это активный, целенаправленный, содержательный процесс, в ходе которого человек целенаправленно осуществляет действия с предметным миром рассматривая предметную Д. как процесс внутри которого возникает психическое. Д присуща как человеку, так и животному, но у животных как жизнедеятельность.

Четко различая внешнюю Д. и внутреннюю Д. Внешняя Д чувственно предметная, материальная Внутренняя Д.- Д по оперированию образами представлениями о внешней среде, т.е. идеальная Д - больше сознания; т.к. формируется на основе внешней деятельности.

Процесс перехода внешней предметной Д. во внутреннюю Д. – интериоризация.

Переход от внутренней психи. Д. к внешней Д.- экстериоризация.

В роли субъекта в деятельности могут выступать индивид группа. Становление субъекта Д. осуществляется тогда когда человек овладевает содержанием Д.

Строение Д.- потребности - мотив –Д

Анализ любой Д. начинается с анализа предметного содержания потребности и мотива, т.е. определенному мотиву и потребности соответствует определенный вид Д.

Потребность – состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне человека. Переживаемая человеком потребность побуждает человека к Д., к поиску предмета ее удовлетворения.предмет потребности это действительный мотив (форма проявления потребности) на основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к различным видам Д. и наоборот

Одна и та же Д. вызывается различными мотивами и потребностями

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели. Которая будет осуществляться в тех или иных условиях, требует выполнения действия по поиску предмета отвечающего мотиву и удовлетворяющего потребность.

Цель - представляемый результат Д.

Действия как составная часть Д. любая Д осуществляется в форме действий / цели действий.

Способы осуществления действия операции – это преобразования действия ставшие способом осуществления других более сложных операций мало осознающихся/ совсем не осознающихся, в отличии от действий.

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина:

Проявления активности субъекта – действия. Действия внешние (предмет.,матер.,) и внутренние (психич., идеальные).

Совокупность внешних действий образует внеш., предмет.Д . а совокупность внутр. –психич. Д.

Психическая Д.- это единая совокупность умственных действий. Внутренние умственные действия есть интериоризованные, ставшие идеальными предмет действие.

Интериоризация – процесс формирования психики из материального это процесс индивидуального присваивания социального результатом являются образы понятия и вообще знания.

Процесс формирования умственных действий по этапам.

1. этап составления предварительного представления о задании образование ориентировочной основы действия – главная задача и главное содержание этого этапа при выполнении действия это ориентирующая основа, определяет процесс ориентировки в задании

2. Материализация мысленных свойств и отношений вещей, нужно подвергнуть действия сложной обработке;

2.1 развернуть (т.е. показать все его операции в их взаимных связях;

2.2 выделить те свойства объекта, которые нужны для выполнения этого действия, т.е. обобщить его, когда это будет достигнуто, некоторые операции действия начинают сокращаться

3. после достижения наивысшей материализованной формы (наиболее обобщенной сокращенной и достаточно освоенной), действие отрывает от его последней внешней опоры это этап перенесения действия в план громкой речи без опоры на предмет. Речь есть форма предметного действия.

4. перенесение громко речевого действия во внутренний план заканчивается этот этап свободным проговариванием действия целиком – про себя. Звуковая форма речи становится представлением, звуковым образом слова.первой формой собственного умственного действия оказывается четко развернутая речь про себя.

5. сокращение самой речевой формулы. Внешняя речь начинает превращаться во внутреннюю. Так Предметное действие оказавшись в разных формах внешней речи в конце концов становится актом внутренней речи.

Подход Б.Ф. Ломова

Индивид как субъект Д. В Д. формируется развивается проявляется так / иначе вся совокупность процессов состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические. Д. Как детерминанта совокупности психических процессов и свойств субъекта; психическое как фактор Д.

Структура любой Д. едина – она включает внешнюю и внутреннюю

Основные образующие Д.:

Мотив, цель, планирование, Д, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действие проверка результатов и коррекция действия. Вектор «мотив –цель «является ведущим регулятором Д. определяющим строение и динамику всех др. ее составляющих. Каждая новая цель приводит к изменению мотивационной сферы, что создает возможность постановки новой цели.

Цель как образ выступает в качестве предпосылки определяющей начало Д.. Образ-цель – это специфическое явление опережающего отражения. В плане Д отражающаяся стратегия и тактика на основе объективных и субъективных условий выполняемой Д.

Информация о текущем состоянии предметов.

Идеальное специализированное отражение преобразуемого в Д. предмета, складывающаяся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненная задаче этого действия – оперативный образ. Рассогласование между оперативным образом и образом целью определяет направление поиска решения в процессе которого происходит выдвижение гипотез, их проверка и оценка те принятие решения, конкретные действия.

В ходе выполнения Д. совершаются переходы действий с реальными предметами в действия с идеальными и наоборот.

Категория деятельности получила широкое распространение в экономике, философии, педагогике, физиологии и других науках. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова деятельность определяется как занятие, труд. В Философском словаре деятельность рассматривается как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта: человек противополагает себе объект деятельности, как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в предмет и продукт деятельности .

В. Д. Шадриков в своей ранней работе "Психологический анализ деятельности" рассматривает деятельность как активное отношение субъекта деятельности к действительности, направленное на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей (потребительных стоимостей), и освоением общественного опыта . Автор отмечает, что центральными в психологической теории деятельности являются понятия мотива и цели деятельности.

Под мотивом трудовой деятельности понимаются внутренние побуждения человека к данной деятельности. В качестве таких причин могут выступать потребности личности, мировоззрения, убеждения, идеалы и интересы личности, социальные роли и установки.

Цель деятельности – это то, что должен получить человек в результате деятельности.

У субъекта деятельности цель представлена в форме образа. Развивая эту мысль, автор отталкивается от идей Б. Ф. Ломова, который писал, что образ цели формируется как сложный продукт синтеза сенсорно-перцептивных, мнемических и речемыслительных процессов. Роль цели деятельности человека трудно переоценить. Экспериментальные исследования показывают, что образ-цель определяет критерии отбора информации о состоянии предмета труда, орудий труда и среды, направляет процесс переработки информации и принятия решения, корректирует исполнительные действия.

Результат деятельности – это то, что получает человек в итоге деятельности. Продукт деятельности индивида, результат деятельности может совпадать с целью деятельности, но может и не совпадать. В первом случае можно считать, что в итоге деятельности человек достиг цели, во втором – цель не достигнута, и деятельность может быть продолжена.

Параметры деятельности – количественные и качественные характеристики деятельности как процесса способа достижения цели.

Параметры эффективности деятельности – количественные и качественные показатели, по которым оценивается эффективность деятельности. К основным параметрам эффективности деятельности следует отнести: производительность, качество и надежность. Производительность характеризуется количеством продукции, выпущенной в единицу времени, качество – соответствием продукции стандартам и требованиям технологии, надежность – с качественной стороны характеризуется как способность выполнять требуемые функции в заданный интервал времени; с количественной стороны – определяется вероятность выполнения требуемых функций в течение заданного времени и заданных условиях. Следует помнить, что параметры эффективности деятельности тесно взаимосвязаны.

Параметры цели – количественные и качественные показатели цели, которым должен соответствовать результат деятельности в определенных отношениях (измерениях). Например, на производстве они обычно обусловлены технологическими показателями.

Параметры результата – количественные и качественные показатели, по которым проводится сопоставление результата с целью.

Способ деятельности – конкретный путь достижения цели. Способ деятельности определяется условиями, в которых она протекает.

Нормативно одобренный способ деятельности (НОСД ) – обобщенный и закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия способ деятельности. Нормативно одобренный способ деятельности выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников (общественный опыт и способности).

Индивидуальный способ деятельности (ИСпД) – способ деятельности, обусловленный индивидуально-своеобразным характером учета объективных и субъективных условий деятельности.

Своеобразие ИСпД, степень его отличия от НОСД будут обусловлены спецификой мотивации, полнотой и своеобразием учета объективных и субъективных условий деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) – способ деятельности, учитывающий индивидуальные качества (особенности) субъекта. Индивидуальный стиль деятельности обладает следующими отличительными признаками: он устойчив, обусловлен определенными личностными качествами, является средством эффективного приспособления к объективным требованиям (Климов, 2005).

Индивидуальный стиль может формироваться целенаправленно или стихийно, сознательно или без четкого осознания предпосылок. Стихийное формирование индивидуального стиля не всегда и не у всех протекает успешно, поэтому встает актуальная задача формирования индивидуального стиля в процессе профессиональной подготовки. Решение данной проблемы имеет большое народно-хозяйственное значение, так как способствует повышению производительности труда, качества продукции, росту удовлетворенности трудом работников.

Основные пути формирования индивидуального стиля заключаются:

  • в максимальном использовании профессионально важных качеств личности работника;
  • в компенсации нежелательных с точки зрения профессиональной деятельности проявлений личностных факторов.

Структура – объективно существующее целостное образование, представленное элементами и их взаимосвязями друг с другом и с целым. Важно подчеркнуть, что в структурах число и особенности подструктур зависят от свойств объекта, взятого как целостность, и не зависят от познающего их субъекта. Он может только правильно или ошибочно, полно или неполно познать их.

Функция (элемента, структуры, системы) – продуцирование определенного результата.

Система – это структура, рассматриваемая в отношении определенной функции. Более подробный анализ понятия "система" позволяет выделить следующие общие моменты, присущие любой системе:

  • система представляет собой нечто целостное, отличное от окружающей ее среды;
  • эта целостность носит функциональный характер;
  • система представляется дифференцируемой на конечное множество взаимосвязанных элементов, обладающих вполне определенными свойствами;
  • отдельные элементы взаимодействуют в плане общего назначения системы,
  • свойства системы не сводятся к свойствам образующих ее компонентов;
  • система находится в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой;
  • система изменяет характер функционирования в зависимости от информации о полученных результатах;
  • системы могут обладать свойствами адаптивности.

Следует отметить, что один и тот же результат может быть достигнут разными системами, а в одной и той же структуре одни и те же элементы могут группироваться в разные системы в зависимости от целевого назначения. Система всегда носит функциональный характер, поэтому понятия "система" и "функциональная система" следует рассматривать как синонимы.

Элементы структуры, системы – условно неделимые и относительно сопоставимые ее части.

Компоненты структуры, системы – объединяющее название для элементов, подсистем и подструктур.

Динамическая система – это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связи между ними при сохранении функции.

Структура деятельности – целостное единство компонентов и их всесторонних связей, реализующих деятельность.

Психологическая структура деятельности (ПСтД ) – целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность. Когда говорят о структуре деятельности, имеют в виду абстрактную деятельность как предмет изучения. Психологическая система деятельности (ПСД) – представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в целях выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели). Важно подчеркнуть, что в психологической системе деятельности под связями имеются в виду прежде всего функциональные, а не морфологические связи, т.е. связи между компонентами, обеспечивающие взаимодействие компонентов в достижении цели.

Основными компонентами ПСтД являются:

  • мотивы деятельности как внутренние побуждения человека к данной деятельности (потребности, мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, социальные роли, установки личности);
  • цель деятельности как тот результат, который должен получить человек в итоге деятельности (определенный продукт, его производство, перемещение, приведение в рабочее состояние орудий труда и т.д.);
  • принятие решений как анализ, проводимый на уровне субъекта деятельности, включающий в себя ряд особенностей процесса принятия решений, например, активность и заинтересованность в принятии оптимального решения, ответственность за принимаемое решение, право выбора, возможность осознания оценки и коррекции вырабатываемых решений.
  • программы деятельности, способы выполнения действий, построение деятельности во времени и пространстве и т.д.;
  • профессионально важные качества, т.е. качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким основным параметрам, как производительность, качество, надежность.

Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования исходя из мотивов, целей и условий деятельности. Человек во всем многообразии его потребностей, интересов, мировоззрений, убеждений и установок жизненного опыта, особенностей отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности является исходной структурой, на основе которой формируется психологическая система деятельности. Одни и те же структуры человека как субъекта деятельности могут в разные периоды времени входить в разные ПСД. Для реализации отмеченной полифункциональности отдельные компоненты индивидуальной структуры человека должны при наличии определенных жестких морфологических и физиологических связей обладать относительной функциональной независимостью.

Системогенез, по В. Д. Шадрикову, – процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.

В словаре "Психология" под редакцией М. Г. Ярошевского деятельность определяется как динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной действительности .

Деятельность рассматривается как реальная движущая сила обществ, прогресса и условие самого существования общества. Главным признаком деятельности является сознательно формулируемая цель, которая формируется в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей. Поэтому любая деятельность тесно связана с нравственными ориентирами общества, социальными факторами. В разных типах культуры она выступает то в роли носителя высшего смысла жизни, то на правах необходимого условия жизни.

Выделяют многообразные формы деятельности : духовная и материальная; производственная, трудовая и нетрудовая; репродуктивная (направленная на получение уже известного результата известными же средствами), продуктивная; учебная, игровая, производственная и т.д.

В психологии получил развитие деятельностный подход как принцип изучения психики и теория изучения предметной деятельности, в основу которой легли идеи относительно категории предметной деятельности (К. Маркс, М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков и др.).

Теория деятельности рассматривает психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). Деятельностный принцип означает прежде всего признание деятельностного источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни. Согласно деятельностному подходу деятельность рассматривается в контексте принципов развития и историзма; предметности; активности, единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

В контексте данного подхода выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле и знания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности .

Предмет психологического изучения деятельности обсуждался многими авторами. Главное, что было выделено в этом контексте, – это целостный характер деятельности по сравнению с отдельными ее элементами. Так, С. Л. Рубинштейн писал в связи с этим: "Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не значит, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы".

Поэтому в исследованиях деятельности как психологического феномена преобладает системный подход, позволяющий выявить специфику целостного явления в его взаимосвязи с другими сторонами психики, а также внешними и внутренними условиями жизнедеятельности и в процессе развития. Необходимость системного подхода является специфической особенностью психологического изучения деятельности.

Критерии описания деятельности, согласно С. Л. Рубинштейну, могут быть следующими :

  • деятельность (всегда) субъектна, не может быть бессубъектной деятельности;
  • взаимодействие субъекта с объектом, т.е. предметная, содержательная деятельность;
  • деятельность всегда творческая, хотя бы в минимальной степени;
  • самостоятельная.

Профессиональная деятельность всегда зависит от реализующего ее индивида, развивается во взаимодействии с предметом и объектом его труда, характеризуется определенным предметным содержанием, предлагает возможности для независимой творческой самореализации.

В психологии выделяют несколько различных видов деятельности, например в традиционном делении – трудовую, учебную, игровую. Деятельность бизнесмена в психологическом понимании относится к разряду трудовой деятельности, которую многие авторы выделяют как основной вид деятельности. В чем же заключается специфика трудовой деятельности вообще и деятельности бизнесмена в частности?

Трудовая деятельность (труд) в философском аспекте рассматривается как целесообразная активность человека, в процессе которой человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. В этом смысле труд есть вечное естественное условие человеческой жизни. Кроме того, труд имеет иное значение, а именно как целесообразная деятельность человека, связанная с изготовлением орудий труда. Постепенно усложняясь, труд становился более совершенным, многосторонним, сложным. В содержании процесса труда выделяют целесообразную деятельность, предметы и средства труда. Это нашло отражение во многих психологических концепциях трудовой деятельности.

Среди концепций трудовой деятельности наиболее известной является подход Е. А. Климова, в котором развиваются требования к анализу психологического содержания труда . Автор считает, что труд – это функциональный предмет рассмотрения в психологии. При этом трудовая деятельность должна иметь определенный социально ценный результат. Он рассматривает трудовую деятельность как функциональную систему в структуре сознания, системное психологическое образование (целостность), характеризующееся рядом признаков:

  • 1) сознательным предвосхищением социально ценного результата;
  • 2) осознанием обязательности достижения социально фиксированной цели;
  • 3) сознательным выбором, применением, совершенствованием или созданием орудий, средств деятельности;
  • 4) осознанием межчеловеческих производственных зависимостей – реальных (живых) и овеществленных.

Психолог всякий раз должен специально разбираться, присущи ли активности человека эти признаки, чтобы можно было отнести ее к категории трудовой деятельности. Если хотя бы один признак отсутствует или выражен очень слабо, данная активность пока что не есть трудовая деятельность.

Согласно Климову очень важно рассматривать труд не только в отношении его объективного содержания, но и со стороны внутренней, субъективной – со стороны содержания сознания человека. Все указанные признаки характеризуют труд со стороны содержания сознания человека. При этом каждый из выделенных психологических признаков имеет свои компоненты (когнитивные или информационные, аффективные или эмоциональные) и градуальную оценку выраженности. Через градуальную оценку раскрывается конкретное содержание компонентов психологических признаков труда. Психологические признаки труда и их компоненты с градуальной оценкой степени выраженности в активности человека представляют своего рода концептуальную схему формирования человека как субъекта труда.

В соответствии с выделенными признаками Е. А. Климов вводит понятие индивидуальная психологическая структура труда и конкретизирует его как своеобразное, характеризующее данного человека в данное время сочетание уровней выраженности четырех психологических признаков труда в целях формирования его как субъекта труда.

Исходя из понимания трудовой деятельности как процесса активного изменения объектов природы в целях приспособления их для удовлетворения потребностей человека, как процесса создания потребительных стоимостей, предмет психологии при изучении трудовой деятельности можно определить как психические процессы и психологические факторы, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность личности, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. При этом главное значение, в отличие от аналитического изучения психических функций и процессов, должно приобрести исследование взаимодействия и взаимосодействия функций и процессов в контексте конкретной деятельности в целях достижения конкретного результата.

Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.

Вопрос: Характеристика категории «деятельность» в психологии.

1. Психологическая теория деятельности

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-30-е гг. XXв. В это время акцент в психологической науке сместился с сознания, на поведение. Наибольший расцвет приобрели теории бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии и другие. Своим содержанием теория обязана работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Основным положением данной теории стал тезис К. Маркса: «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание». Для анализа категории деятельности в психологии представляется правильным обратиться к работам А.Н. Леонтьева, где этот вопрос освещался сильнее всего. Категория деятельности стала объяснительным принципом, с которым можно подходить к изучению психики, сознания.

Основные исходные положения или принципы теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями. Повторим их еще раз.

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

2. Вопросы исследования категории деятельности в психологии (А.Н. Леонтеьев)

Всякая деятельность человека представляет собой систему (а не просто процесс!), включенную в систему отношений общества. Поэтому для анализа самой категории деятельности представляется необходимым анализ тех особенностей взаимовлияния общества и деятельности, которые как формируют особенности протекания деятельности, так и сам факт возникновения деятельности. Здесь Леонтьев обращает наше внимание на культурно-исторический контекст анализа вслед за Л.С. Выготским.

Основной характеристикой деятельности является ее предметность. В научном исследовании данной категории необходимо открывать этот предмет деятельности. Сам предмет деятельности при этом выступает двояко: с одной стороны, он подчиняет себе особенности протекания деятельности, ее возникновения, с другой стороны, он является продуктом деятельности (психического отражения) в виде образа предмета. Именно психическое отражение является значимым фактором приобретения той движущей силы деятельности, которая заставляет ее существовать.

Создавая образ предмета, психическое отражение, проходит не только на уровне когнитивного осознания объекта. Задействуются и эмоциональные факторы, которые предстают в деятельности мотивами и потребностями ее осуществления. Однако не все потребности необходимо анализировать, рассматривая категорию деятельности. Рассматривать нужно, прежде всего, предметные потребности (т.е. биологические потребности, встретившие предмет их удовлетворения, при этом еще зафиксировались в памяти и стали не просто, например, потребностями «утолить жажду», а потребностями, например, «выпить колы, а не сока, который не утоляет жажды»). Таким образом, можно резюмировать, что предметность деятельности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств.Анализ деятельности необходимо осуществлять с точки зрения предметных характеристик деятельности.

3. Понятие деятельности

Деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляют целесообразные изменения и преобразования мира на основе освоения и развития различных форм культуры. Также меняет и преобразует действующего индивида. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в ко­торой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в ре­зультате появления у него определенной потребности, мотива.

К основным характеристикам деятельности можно отнести наличие мотива, цели, предмета, и средства. Мотивом деятель­ности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый че­ловеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, про­изведение искусства).Предметом деятельности называется то, с чем она непосредст­венно имеет дело. Так, например, предметом познавательной дея­тельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой дея­тельности - создаваемый материальный продукт. В качествесредств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Поведение

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение - внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение - непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность - осознанное им "произвольное поведение".

В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей (которое можно назвать социальным поведением) как реакции на ожидаемые трудности в снабжении продуктов, удовлетворяющих важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности; мотивация; ожидания (экспектации).

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок нет.

Свобода действий

Действия, поступки, движения и акты - строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой активности.

Свобода действий - определяемый извне, прежде всего социальной средой, диапазон вариаций человеческих актов. Иначе, говоря, позволяемое (допускаемое) обществом разнообразие поведенческих актов, которые индивид намерен осуществить по собственному замыслу. Непроизвольные вариации в поведении, вызванные аффектами либо совершаемые бессознательно, например, отдергивание руки от горячего предмета, как бы разнообразно оно ни происходило, к сфере свободных действий не принадлежат. Напротив, регулируемые культурными нормами действия, скажем, чихание, предполагают, что человек может соблюсти эти нормы в разной степени либо не соблюдать вовсе. Чихая, он может использовать носовой платочек, отвернуться в сторону или сдержать чихание как произвольную реакцию. А может ничего этого не делать. Хотя чихание - непроизвольное действие, но оно обставлено культурными условностями, т.е. диапазон его выражения ограничен. В зависимости от того, какова ситуация (присутствуют ли рядом посторонние люди), как он относится к самим культурным нормам (строго следует им или игнорирует), каким он хочет показаться окружающим (воспитанным или невоспитанным), человек свободно выбирает то или иное действие. Таким образом, свобода действий предполагает свободу выбора, произвольное решение индивида, цель и намерения.

Чувственная ткань.(ЧТ)

ЧТ – строительный материал образа. «Она образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или воображаемой».

Основная функция ЧТ – позволяет воспринимать окр.мир как отдельный, существующий в не сознания.

Пример работы ЧТ: руки у человека нет, но она болит(фантомные боли)- результат работы ЧТ.

Личностный смысл. (ЛС)

ЛС – «значение для меня»;индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Оно принадлежит живому субъекту и реальной включенности в систему его Д.

По определению Леонтьева А.Н. ЛС –оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах.

Изменение смысла ведет к изменению мотивов Д, изменению Д человека.

Д и действия связаны с ЛС!

Пример: стол(образ стола), какой он.

Значения. (Зн).

Зн – содержание общественного сознания. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором фиксировано опыт Д, общения и мировосприятия, который необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт.

Носители Зн – язык и речь.

В языковых Зн зафиксированы общественно выработанные способы действий или операций. В Зн слов реализуется для сознания общественное значение для предметов.

Языковые Зн- образ предмета и их функции.

Вторая сторона Зн – индивидуальность (выше говорилось об индивид.опыте), Зн достраиваются в индивидуальном сознании и переходят на новый уровень – в ЛС.

Игровая деятельность

Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновени­ем и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы созна­тельного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем по­знание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослым с ними, т. е. происходит познание предметов одновременно с осмысле­нием их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двоя­ко. С одной стороны, это развитие простейших навыков, таких как владение лож­кой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами - это манипулирование ими в процессе игры.

Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослым, но и самостоятельно.

На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией - стадией дошкольного возраста - является отсутствие вооб­ражаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций. К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. В это время ребенок стремится вы­полнять все больший круг известных действий. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.

Следовательно, основные особенности психического развития ребенка на дан­ном этапе заключаются в овладении присущим человеку отношением к окружаю­щим предметам, в подражании поведению взрослых и в формировании основных функций мышления.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста являет­ся наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладе­нию миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ре­бенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако мно­гие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В отличие от предыдущего возрастного периода и игры-манипуляции сю­жетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копиру­емого действия. Если раньше ребенок только подходил к овладению специфиче­скими человеческими отношениями к предмету, то теперь предметы для него вы­ступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя опре­деленную социальную роль - роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотно­шениями мира людей. Неслучайно сюжетные игры часто называют ролевыми иг­рами. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит.

В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формиро­вания личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т. д. По мнению А. Н. Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению об­щественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую ста­дию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанно­стей.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции, т. е. мотивом игры является «быть как взрослый», и определяющая специфику социальной ситуации развития ребёнка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми: взрослый – ребёнок, взрослый – взрослый, ребёнок – ребёнок, ребёнок – взрослый, в игровой, воображаемой ситуации. В игре ребёнок существует сразу в двух ипостасях: как играющего ребенка и как персонажа игры в соответствии с принятой на себя ролью, и констатирует Образ себя и Образ мира с двух соответствующих точек зрения. Это определяет формирование психологических новообразований, которые являются основным для этапа дошкольного детства: становление моделирующих видов деятельности, иерархии мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, формирование механизмов эмоциональной и интеллектуальной децентрации, внутренней позиции личности ребёнка-дошкольника и пространство-временного смещения.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Итак, на границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Это вышеупомянутая режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.

Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).

Игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3–5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5–7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками, они «играют рядом, а не вместе».

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

Учебная деятельность

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребенка. Все главные изменения в психическом развитии, наблюдаемые на этой стадии, связаны в первую очередь с учебой.

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вни­манию ребенка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного (конт­ролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Не ме­нее серьезные требования обучение в школе предъявляет к памяти ребенка. Ребе­нок теперь должен не просто запоминать, он должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с этим продуктивность памяти ребенка сильно возрастает, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запо­минают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наи­зусть.

Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребенка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения его мыш­ление приобретает новые черты. Оно становиться более связанным, последова­тельным и логическим. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более правильное понимание слов, но он учится правиль­но пользоваться грамматическими категориями.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ве-дущей. Она имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компо-ненты учебной деятельности в соответствии с представлениями Д.Б. Эль-конина.

Первый компонент – мотивация. Учебная деятельность полимотиви-рована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной – это учебно-познавательные мотивы. В их основе лежат по-знавательная потребность и потребность в саморазвитии.

Второй компонент – учебная задача, т.е. система заданий, при выпол-нении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно де-ти, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения. Развивающее обучение предполагает совмест-ное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа ре-шения целого класса задач. Учебные операции входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном струк-туры учебной деятельности.

Каждая учебная операция должна быть отработана. Программы раз-вивающего обучения часто предусматривают поэтапную отработку по сис-теме П.Я. Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), вы-полняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к прого-107 вариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций быстро ре-шает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.

Четвертый компонент – контроль. Первоначально учебную работу де-тей контролирует учитель. Но постепенно ода начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством учите-ля. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю – важная и сложная педагоги-ческая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату, ребенку необходим так называемый пооперационный контроль – за правильностью и полнотой выполнения операций.

Последний этап контроля – оценка. Ее можно считать пятым компо-нентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою ра-боту, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недос-таточно общей оценки – насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий – освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения

Развитие психических функций . В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного мате-риала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети ана-лизируют операции, которые они производят, способы решения задач.

Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен харак-терный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиоз-ным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеа-лах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным разви-тием тесно связано начинающееся в этот период становление основ миро-воззрения.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развиваются раз-личные формы речи, в том числе письменная.

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображе-ния. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься раз-ными видами конструирования и т.п. В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (строят летающие авиамодели или создают пьесы), но все они используют возможности сво-его творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считал Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка

Трудовая деятельность

Деятельность - это форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых (материальных и духовных) ценностей и усвоением общественного опыта.

Главными формами деятельности является познание, труд, общение. В онтогенетическом плане деятельность человека представлена ​​такими видами, как игра, учение, труд. Любая деятельность является одновременно «созиданием чего-то» и проявлением позиции, отношение человека к другим людям, обществу в целом. Следовательно, деятельность имеет поведенческий аспект.

Труд является основным видом деятельности, поскольку связана с производством общественно полезных продуктов - материальных и идеальных. Она является вечной необходимым условием существования людей и рассматривается как специфическая видовая поведение человека, что обеспечивает ее выживание.

Трудовая деятельность обусловливается определенными мотивами и направлена ​​на достижение определенной цели.

Мотив - это то, что побуждает человека к труду, а цель - то, чего она пытается достичь в результате труда.

Подлинной основой мотива есть потребность, то есть объективная необходимость человека в чем. Осознанная, отраженная в сознании потребность и называется мотивом.

Следовательно, источником трудовой активности человека есть потребности, которые побуждают его действовать определенным образом и в определенном направлении. Процесс удовлетворения потребностей выступает как активный целенаправленный процесс овладения той или иной формой деятельности и реализации в соответствии с уровнем общественного развития.

Особенностью труда как деятельности является то, что содержание ее не определяется полностью потребностью, которая ее вызвала. Если потребность как мотив побуждает человека к деятельности, стимулирует ее, то сами формы и содержание деятельности определяются общественными условиями, разделением труда. Например, мотивом, заставляющим станочника работать, могут быть физиологические потребности (в пище, одежде, жилье), однако сам процесс управления станком, то есть содержание деятельности, определяется не этой потребностью, а целью - изготовлением конкретной детали. Итак, побуждения, мотивы деятельности не совпадают с непосредственной целью труда. Потребности как источник активности побуждают человека к труду, а осознаваемая ею цель является регулятором активности в процессе труда.

Чтобы труд был успешным, человек должен овладеть способами, целенаправленными действиями по достижению поставленной цели. Сама деятельность, в свою очередь, должно стимулировать и поддерживать активность работника, который сам собой немедленно не удовлетворяет существующие потребности. Это означает, что труд невозможна без познавательных и волевых процессов. Наличие осознаваемой цели всегда остается необходимым признаком труда. Остальные сторон деятельности - мотивы, способы выполнения, отбор и переработка информации - могут осознаваться, не полностью осознаваться, осознаваться ложно или не осознаваться вовсе. При отсутствии осознаваемой цели идет не о трудовой деятельности человека, а о импульсивную поведение, управляемое непосредственно потребностями и эмоциями.

Следовательно, труд - это сознательная, целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных и духовных благ, предоставление различных услуг.

вопрос: Характеристика категории «деятельность» в психологии.

1) Наличие общего объяснительного принципа

2) Наличие предмета исследования (изучение с разных сторон)

3) Наличие единиц психологического анализа

Одной из главнейших способностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны окружения.

С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Поджизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учиться, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляетактивность, то есть внешнюю или внутреннюю деятельность.

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека же характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия.

В структуре деятельности выделяются: - мотивы - побуждающие субъекта к деятельности; - цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности; - операции - с помощью которых деятельность выполняется.

Использование категории деятельности - отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны следующие утверждения: 1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию, как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм; необихевиоризм) Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений.

2) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического.

Согласно Алексею Леонтьеву, деятельность есть форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды н определенных условиях нормального функционирования индивида.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру - В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение.; 2) учение- непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.; 3) труд - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации.

которой полнее раскрывается категория деятельности. Отмечая смежность, и вместе с тем несовпадение двух указанных категорий, мы приступаем к критике постулата сообразности, ставящего знак тождества между процессами осуществления деятельности и активностью. Категория «активность» должна высвободить деятельность из телеологического панциря обыденных представлений выявить в ней что-то иное, существенное. Что именно, - мы увидим в дальнейшем.

Глава 4. Категория активности в психологии

Понять развитие категориального строя науки значит, как показано в работах М. Г. Ярошевского и его школы, раскрыть не только импульсы логического самодвижения научной мысли, но и социокультурный контекст возникновения и взаимодействия категорий науки. Анализируя социокультурную ситуацию становления, а точнее «остановления» научной мысли в нашей стране в 30-70-е годы, мы констатируем, что активность не получила своего достаточного освещения, находясь в тени других категорий. (Движение категории «активность» в истории психологии, соотношение ее с другими категориями подробно освещены в кандидатской диссертации автора и в его книге). Динамика ее статуса может быть метафорически описана в терминахзащитных механизмов , с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не об инвидидуальном, а об общественном сознании (сознании научных сообществ).

Вытеснение. Активность (как общепсихологическая категория) иактивность личности (понятие частное) вплоть до самого последнего времени не освещались ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. Книга Н. А. Бернштейна (Очерки по физиологии активности. М. , 1966), оказавшая существенное влияние на развитие психологии, могла послужить примером, однако этого не произошло. Первые словарные публикации на эту тему (Краткий психологический словарь, 1985) подготовлены нами.

Мысль о «защитных механизмах» сознания научных сообществ и о том, что их функционирование позволило категории «активность» сохранить себя в трудной истории психологии советского периода, была высказана автором впервые на II конференции по социологии личности Всесоюзной социологической ассоциации (Паланга, 1988) и затем в докладе на VII Всесоюзном съезде общества психологов

СССР (Москва, 1989). Попытка проанализировать движение категорий науки в терминах психоанализа, как выяснилось позже, не оказалась беспрецедентной. На одном из недавних совещаний психологов

Ограничение. Бытует не вполне справедливая шутка, что психология 60-70-х гг. представлена в основном работами из области уха, горла, носа и зрачка; однако нельзя не признать, что определенный крен в областьпознавательных процессов в эти годы имел место. Закипавшие в «коллективном бессознательном» импульсы исследовать активную человеческую природу находили выходы в области психологии восприятия, хотя и здесь должны были быть надежно защищены от возможных упреков в витализме. Эта линия разработок, чрезвычайно плодотворная для психологии, способствовала выживанию в ней категории активности.

Рационализация. Методологически богатая категорияпредметной деятельности также давала убежище для разработки категории активности - иногда за счет обращения к таким, казалось бы, самораспадающимся, внутреннепарадоксальным понятиям, как например, уподобительная (!) активность.

Действие этих защитных механизмов (а их список мог быть, безусловно, расширен за счет таких, как изоляция, отрицание и т. п.) предотвращало исчезновение, а точнее - торжественное выдворение из отечественной психологии целого класса явлений активности. И, таким образом, категорияактивность продолжала существовать в психологии подспудно - иногда в виде фигур умолчания, а иногда - в симбиозе с

С именем Л. С. Выготского связано, как известно, представление о культурноисторическом опосредовании высших психических функций. В историкопсихологических исследованиях, освещающих взгляды Л. С. Выготского, обычно подчеркивается, что активность выступала для него как обусловленная использованием «психологических орудий». В целях нашего анализа укажем, что в работах Л. С. Выготского и его сотрудников активность раскрывается также и со стороныстановления ее как знаковой, орудийной. С особенной рельефностью этот план представлений об активности выявляется при анализе черт, присущих «инструментальному методу», развитому в работах Л. С. Выготского и его сотрудников. Как известно, экспериментальный метод предполагал создание ситуации свободного выбора относительно возможности обращения к «стимулусредству» при решении поставленной перед испытуемым задачи. Необходимость использования в деятельности «стимула-средства» не навязывалась испытуемому извне. Действие со «стимулом-средством» являлось результатом свободного решения испытуемого. В зависимости от уровня развития субъекта, внешние «стимулысредства» выступали существенно по-разному. Они могли как соответствовать, так и не соответствовать возможностям их использования; их применение могло выступать как во внешней, так и во внутренней форме. «Психологическое орудие» означало не столько принудительновоздействующее на субъекта начало, сколько точку приложениясил самого индивида, которые как бы «вбирают» в себя знак. Индивид тем самым рассматривался, по существу, как активный.

Ни один исследователь проблемы активности не может пройти мимо теории установки Д. Н. Узнадзе. Ядро научных исследований и основной акцент в понятийном осмыслении «установки» приходятся на указание зависимого характера активности субъекта от имеющейся у него установки, т. е. готовности человека воспринимать мир определенным образом, действовать в том или ином направлении. Активность при этом выступает как направляемая установкой и благодаря установке как устойчивая к возмущающим воздействиям среды. Вместе с тем объективно в психологической интерпретации феномена установки содержится и другой план, определяющийся необходимостью ответа на вопрос о происхождении («порождении») установки. Этот аспект проблемы разработан значительно меньше, чем первый. Основатель теории установки Д. Н. Узнадзе, подчеркивая зависимость направленности поведения от установки, призывал к изучению генезиса последней, и этим - к изучению активности как первичной. Этот призыв не ослаблен, а, наоборот, усилен временем. Трудность, однако, заключается в недостаточности простого постулирования активности как исходного условия для развития психики. Поэтому некоторые современные исследователи в области теории деятельности (А. Г. Асмолов, 1974, 1976), видя в установке механизм стабилизации деятельности, подчеркивают, что установка является моментом, внутренне включенным в саму деятельность, и именно в этом качестве трактуют установку как порождаемую деятельностью. Это положение представляется нам особенно важным для понимания связи активности и установки. При исследовании предметной деятельности субъекта открывается возможность специального разграничения двух слоев движения, представленных в деятельности: один из них структурирован наличными установками, другой первоначально представляет собой совокупность предметнонеоформленных моментов движения, которые как бызаполняют«просвет»междуактуально действующими установками и выходящими за их рамки предметными условиями деятельности. Именно этот, обладающий особой пластичностью слой движения (активность) как бы отливается в форму новых установок субъекта.

Быть может, сейчас более, чем когда-либо, раскрывают свой конструктивный смысл для разработки проблемы активности теоретические взгляды С. Л. Рубинштейна. Ему принадлежит заслуга четкой постановки проблемы соотношения «внешнего» и «внутреннего», что сыграло важную роль в формировании

психологической мысли. Выдвинутый С. Л. Рубинштейном принцип, согласно которому внешние воздействия вызывают эффект, лишь преломляясь сквозь внутренние условия, противостоял как представлениям о фатальной предопределенности активности со стороны внешних воздействий, так и истолкованию активности как особой силы, не зависящей от взаимодействия субъекта с предметной средой. С данным принципом тесно связаны представления о направленности личности (понятие, которое вошло в обиход научной психологии после опубликования «Основ общей психологии» в 1940 г.), идея пассивноактивного характера потребности человека. Еще ближе к обсуждаемой проблеме стоит положение, рассмотренное в последних работах С. Л. Рубинштейна, о выходе личности за рамки ситуации, который мыслился в форме разрешения субъектом проблемной ситуации.

Особый подход к проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» утверждается в работах А. Н. Леонтьева. В книге «Деятельность. Сознание. Личность» предложена, по существу, формула активности: «Внутренне (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет». Потребовалось введение категории деятельности в психологию и вычленение в деятельности особых ее единиц, чтобы подготовить почву для постановки вопроса о тех внутренних моментах движения деятельности, которые характеризуют постоянно происходящие переходы и трансформации единиц деятельности и сознания.

Деятельность, сознание, отражение, установка, значимость, отношения и т. п.

Все это категории и понятия, принявшие в свой состав идею активности. Позволим себе высказать мнение, что сама их привлекательность для психологов и, следовательно, жизнеспособность была вызвана этим союзом. Но в нем активность как бы утратила часть собственной энергии жизни. Ушло таинство особого рода причинности, - присущее ей одной, активности, положение «между»: детерминацией со стороны событий прошлого (стимул) и образами потребного будущего(цель).

Отрицая стимул-реактивную схему интерпретации поведения и сознания, мы привычно обращаемся к телеологическим схемам, возможность которых сохраняется даже в таких концептуальных альтернативах, как «пристрастность психического отражения», «первичная установка» и др. Преодоление парадигмы детерминации Прошлым составило целую эпоху становления психологической мысли в мире.

В 70-е гг. , на «старте» разработки проблемы активности в нашей стране, интерес исследователей к категории активности был обусловлен, помимо собственно научных «импульсов», неприятием некоторых тенденций в общественной жизни, заключал в себе аргументыпротив: «полного единомыслия» в сфере идеологии; представлений о возможности вывести цели бытия каждого отдельного человека из «правильно осмысленных» целей общественной жизни; постоянно декларируемой гармонии личных и общественных интересов и т. д.

Протест заключал в себе особую эстетику отрицания: личность как «специально человеческое образование. . . не может быть выведена из приспособительной деятельности», «созидание одно не знает границ. . . » (А. Н. Леонтьев); «психика - не административное учреждение» (В. П. Зинченко); ЖИЗНЬ человеческой культуры и человека в ней как «диалогика» (В. С. Библер); «Не человек принадлежит телу, а тело - человеку» (Г. С. Батищев); «Индивидом - рождаются, личностью - становятся, индивидуальность - отстаивают» (А. Г. Асмолов). Формировался особый взгляд на человека как преодолевающего барьеры своей природной или социальной ограниченности существа.

Пафос отрицания, по существу, совпадал здесь с пафосом провозглашения Будущего, - в виде предмета стремлений, - детерминантой происходящего. Но нельзя обойти вопрос о природе самих этих стремлений: что они, по сути и откуда берутся?

Один из возможных путей исследования здесь заключается в том, чтобы адекватно осмыслить своеобразие того типа причинности, который скрывается за

феноменом активности человека. Речь идет об актуальной причинности, о детерминирующем значении момента в отличие от других форм детерминации, будь то детерминация со стороны прошлого (обычные причинноследственные отношения: действующая причинность) или со стороны возможного будущего (в видецелевой причинности). Корректную форму описания такого типа причинности мы встречаем у И. Канта в его представлениях овзаимодействии (илиобщении) субстанций. С этой точки зрения активность системы есть детерминированность тенденций ее изменения теми инновациями, которые возникают в ней актуально (здесь и теперь) - это детерминизм именно со стороны настоящего, а не прошлого (в виде следов предшествующих событий), или будущего (в виде модификации этих тенденций событиями, с которыми еще предстоит столкнуться).

Актуальная причинность может быть раскрыта на примерах таких психологических понятий, как «первичная установка» (Д. Н. Узнадзе), «детерминирующая тенденция» (Н. Ах), « значимость» (Н. Ф. Добрынин), «настроение» (В. М. Басов), «схема» (У. Найсер) и др. Особняком стоит понятие «поля» К. Левина. Каждое из этих понятий фиксирует роль текущего момента в детерминации происходящего, однако специфика актуальной причинности видна еще в них неотчетливо: прошлое и будущее все еще властно заявляют о себе в смысловом контексте их использования. Некоторые из этих понятий, например, настроение, могут рассматриваться как посредники, промежуточные переменные в схеме стимул - реакция; другие -- обслуживают схемы (телеологической) причинности, выступая или инструментом для достижения цели (схема), или в качестве целевой ориентации (первичная установка, детерминирующая тенденция

и т. п.) Таким образом, в идее актуальной причинности мы вновь оказываемся перед альтернативой: либо старая стимул-реактивная схема, обновленная промежуточными переменными, либо телеологическая парадигма, предлагающая нам только один способ видения актуальной детерминации - цель, выступающую в каждый момент в том или ином обличий (уже знакомый нам постулат сообразности). Левиновское понятие «поле» свободно от указанных ограничений. Однако принцип «здесь и теперь» в интерпретации «сил», действующих на субъект, не объясняет рождения подлинно новых целей. Даже в тривиальных случаях действия в поле побуждений, связанных с хорошо известными предметами, определение цели - особый акт, поднимающийся над «полем», хотя и обусловленный им (так, рука, берущая вещь, не промахивается, не оказывается между предметами, хотя в той или иной степени привлекательными могут оказаться многие. Поведение в редких случаях представимо как движение согласно равнодействующей многих сил. Но признавая ограниченность принципа «поля» для понимания целеполагания, необходимо отметить продуктивность самой идеи «здесь

и теперь» для причинного истолкования поведения, открывающей путь к преодолению телеологического подхода. Правда, эта возможность в должной мере не оценена в психологии, может быть, потому, что и сам К. Левин дал основания для отождествления результирующей многих валентностей с целью (и форме интенции, «квазипотребности»).

Причинность «здесь и теперь», принцип актуальной детерминации, содержит в себе, как мы считаем, возможность объяснить полагания таких целей, которые не предваряются ранее принятыми целями.

При обсуждении этой третьей возможности, указывающей самый корень активности целеполагания, необходимо дать обобщенное представление о цели, не сводя ее к «образу необходимого» как предшествующему самому акту действования (хотя это и непросто в связи с общепринятым в психологии отождествлением цели с «моделью потребного будущего» (Н. А. Бернштейн).

В общем виде мы могли бы определить цель, исходя из категорий возможного и действительного. Цель есть образ возможного как прообраз действительного. Возможное, применительно к индивиду, - это некоторое его состояние в будущем в

виде соотношения между его собственными свойствами и свойствами окружения (состояние). Опираясь на это общее определение, мы придерживаемся здесь весьма широкого представления о цели, включая сюда и мотивацию действия (она не может быть осмыслена иначе, как «внутренняя цель стремлений», согласно Хекхаузену); и цель как сознательно предвосхищаемый результат действия; и задачу как цель, выступающую в некотором контексте условий деятельности. Кроме того, необходимо допустить (а отказ от постулата сообразности вынуждает нас к этому), что существуют и особого рода цели, не выводимые из предшествующих (первоцели активности).

Существенно важный вопрос состоит, на наш взгляд, в том, чтобы понять сам источник рождения новой цели. Ведь прежде чем цель будет воплощена в действии, более того, прежде чем цель будет принята индивидом как следствие «опрозывания цели действием» (А. Н. Леонтьев), она должна быть вчерне представлена им (первоцель); но рождение первоцели само должно быть понято как детерминированное. И такая детерминанта есть. Мы полагаем, что это - переживание человеком возможности действия (состояние Я могу).

Возможности как таковые - еще не цели, но лишь условия их достижения и постановки. Но, будучи переживаемыми возможности непосредственно, то есть без содействия дополнительных стимулов, превращаются в движение мысли или по- ведения,-воплощаются в активности. Переживания - и в этом мы глубоко солидарны с В. К. Вилюнасом (1990) - образуют ту часть «образа мира» (А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов), которая служит реальной детерминантой активности человека. Обратимся к опыту самоанализа и рассмотрим переживаниеЯ могу. Мы увидим, что чувство возможного неудержимо в своих превращениях; оно как бы заряжено действием, производит его «из себя». И в той же мере переживание беспомощности(Я не могу!) как бы поглощает активность, делает человека беспомощным.

Актуальный детерминизм в форме переживания собственных возможностей действия как причины целеполагания объясняет выдвижение индивидом действительно новой цели, не выводимой из уже принятых целевых ориентации (будь то мотив, предшествующая цель, задача или фиксированная установка). В ином случае, идея активности как целеполагания либо просто повисает в воздухе (новая цель появляется, как кролик в шляпе у фокусника), либо не содержит в себе никакой новизны, как это иногда бывает, когда целевые ориентации одного уровня выводят из целевых ориентации другого.

Теперь можно вернуться к данному выше обещанию обсудить вопрос о соотношении «активности» и «деятельности». Этот вопрос -предмет оживленной дискуссии в философской литературе (Е. А. Ануфриев, А. Н. Илиади, Ю. Л. Воробьев, М. С. Каган, В. Ю. Сагатовский, Б. С. Украинцев, Л. В. Хоруц и др.). Сравнивая объем понятий «активность» и «деятельность», авторы приходят к контрастным решениям. Один полюс суждений: отождествление активности с самодвижением материи (в этом случае деятельность, разумеется, становится лишь частным проявлением активности). Другой полюс: интерпретация деятельности как «субстанции» (и тогда активность фигурирует в качестве ее «модуса»).

Предлагая свое решение, я не сравниваю объемы обсуждаемых понятий. Мне представляется более продуктивным - установить отношения взаимопреемственности и взаимопроникновения между активностью и деятельностью.

Общее определение активности мы находим у И. Канта, в «Критике чистого разума». Активность определяется им как причинность причины (встречалась ли когда-нибудь читателю более лаконичная, исчерпывающая, интуитивно-достоверная дефиниция «активности»?). В психологическом плане активность может быть осмыслена как «причинность» индивида по отношению к осуществляемой им самим деятельности, - как ее «индивидная» образующая. Активность становится видимой в процессах инициации («запуска») деятельности, ее осуществления, контроля над

ее динамикой и др. К сфере проявлений активности относится, таким образом, совокупность обусловленных индивидом моментов движения деятельности.

Нет деятельности вне активности и активности вне деятельности. Формулируя это положение, подчеркнем, что последняя трактуется здесь в широком смысле. Под деятельностью подразумевается динамическая связь субъекта с объектами окружающего мира, выступающая в виде необходимого и достаточного условия реализации жизненных отношений субъекта «молярная единица жизни» (А. Н. Леонтьев). Могут быть рассмотрены 3 рода соотношений активности и деятельности.

Активность как динамическая образующая деятельности. Рассматривая деятельность в ее становлении, мы с необходимостью должны признать существование таких изменений, вносимых субъектом в систему его отношений с миром, которые выступили бы в виде основы возникающей деятельности. Особенность этих процессов заключается в том, что начало свое они берут в самом субъекте, порождены им, однако форма их всецело определяется независимыми от субъекта предметными отношениями. Активность раскрывается здесь как представленная в движении возможность деятельности. Обусловленное субъектом движение как бы впитывает в себя мир, приобретая формы предметной деятельности. Говоря о порождении психического образа, мы поясняли это на примере движения руки, копирующей форму предмета. Специальные исследования деятельности дают основания считать, что ее мотивы и цели первоначально также рождаются в результате «соприкосновения» живого человеческого движения и окружающих обстоятельств. Итак, активность - динамическая образующая деятельности в ходе становления ее основных структур.

Активность как динамическая сторона деятельности. Завершение процесса становления деятельности не означает ее эмансипации от активности. Последняя выступает теперь в двояком плане. Прежде всего - как то, в чем обнаруживает себя течение деятельности. В отличие от мотивационных, целевых, орудийных и других отношений, фиксирующих статическую («структурную)» сторону деятельности, активность характеризует ее динамическую сторону. Активность - движение, в котором реализуются указанные отношения.

Динамическая сторона деятельности (активность) не исчерпывается, однако, лишь процессами течения последней, т. е. такими процессами, в которых развертываются уже накопленные в опыте субъекта (или присвоенные им) структуры деятельности. К явлениям активности следует также отнести и то, что было обозначено А. Н. Леонтьевым как «внутрисистемные переходы» в деятельности («сдвиг мотива на цель», превращение исходной деятельности в действие, реализующее отношения более развитой формы деятельности, и т. п.). В этих переходах осуществляется развитие деятельности.

Активность как расширенное воспроизводстводеятельности. В самом общем плане расширенное воспроизводство деятельности может быть определено как процесс обогащения мотивов, целей и средств исходной деятельности, а также психического образа, опосредствующего ее течение. Но что значит «обогащение мотивов, целей, средств и психического образа?»

Речь, очевидно, должна идти не о том, что мотивы, цели, средства и психический образ в системной организации развитой деятельности аналогичны (равносильны, равноценны) исходным мотиву, цели, средствам и психическому образу и попросту расширяют их спектр: развитие деятельности выражается в углублении ее мотивов, возвышении целей, улучшении используемых средств, совершенствовании психического образа. Новые и предшествующие моменты деятельности - несимметричны. Так, новый мотив деятельности как бы вырастает из предшествующего и содержит его в себе в виде необходимой, но не исчерпывающей его части. Следование новому мотиву предполагает реализацию субъектом предшествующего мотива, но вместе с тем удовлетворение потребности, первично инициировавшей поведение, не гарантирует еще возможности реализации

нового мотива, возникшего в деятельности. Достижение первоначально принятой цели необходимо, но еще недостаточно для достижения вновь поставленной цели. Решение исходной задачи с применением доказавших свою пригодность средств стимулирует постановку новой задачи, но само по себе еще не дает средств к решению этой задачи. Складывающийся психический образ ситуации не только содержит в себе тот образ, на базе которого регулировалась исходная деятельность, но и превосходит его.

Развитая форма деятельности, таким образом, не только предполагает (подразумевает) возможность реализации основных отношений исходной деятельности, но и означает порождение отношений, выходящих за рамки первоначальных. Новая деятельность содержит в себе исходную, но устраняет присущие ей ограничения и как бы поднимается над ней. Происходит то, что мы определяем как расширенное воспроизводство деятельности.

Процессы, осуществляющие расширенное воспроизводство деятельности, охватывают собой течение последней и характеризуют ее внутреннюю динамику. Поэтому-то и понимание активности как динамической стороны деятельности здесь не утрачивает своей силы, однако принимает новую форму. Зафиксируем ее в следующем определении: активность есть обусловленное индивидом расширенное воспроизводство деятельности.

И, наконец, активность на высшем ее уровне определяется нами как переход предшествующей формы деятельности в высшей точке ее развития к новой форме деятельности. Этот переход иногда выступает в виде «скачка», знаменующего собой становление существенно новой деятельности.

Итак, активность в системной организации деятельности занимает различное место: 1. Активность - динамическая «образующая» деятельности (она обеспечивает опредмечивание потребностей, целеобразование, присвоение «психологических орудий», формирование установок, становление психического образа и т. д.); 2. Активность - динамическая сторона деятельности (процессы осуществления деятельности и «внутрисистемные переходы» в ней - сдвиг мотива на цель и т. д.); 3. Активность - момент расширенного воспроизводства деятельности (ее мотивов, целей, средств, психического образа, опосредствующего течение деятельности) и - «скачка» к качественно иным формам деятельности.

Сказанное позволяет следующим образом охарактеризовать связь активности и деятельности в пределах единого определения. Активность есть совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности.

Условием определения понятия «активность» в более специальном значении является разграничение процессов реализации деятельности и процессов движения самой деятельности, еесамоизменения. К процессам осуществления деятельности относятся моменты движения, входящие в состав мотивационных, целевых «единиц» и операциональных образующих деятельности и переходов между ними. Собственноактивность, в отличие от процессов осуществления деятельности, образуют

моменты прогрессивного движения самой деятельности (ее становления, развития и видоизменения).

Моменты осуществления деятельности и моменты прогрессивного движения последней выступают как со стороны единого целого. Они группируются вокруг одного и того же предмета, который, согласно А. Н. Леонтьеву, является основной, «конституирующей» характеристикой деятельности.«При этом предмет деятельности выступает двояко: первично -в своем независимом существовании как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично -как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может». Заметим, что здесь в определении предметности деятельности особо выделен факт первоначальной независимости ее предмета от