Когда появились первые сказки. Как появилась сказка - Сказочный блог — LiveJournal. Сюжеты, связанные с медведем

Откуда берутся сказки? Как они слагаются? Все говорят про народное творчество, про передачу из поколения в поколение, но ведь кто-то же придумал сказку «Колобок». Кому-то в голову пришел сюжет «Репки». «Курочку Рябу» тоже не куры придумали. Но авторы этих сказок неизвестны, их имена забыты и обложки книг не украшают. Таинственность и неизвестность вокруг многих народных сказаний. Потому так интересно было бы посмотреть на настоящего писателя, что сказку может придумать и рассказать. Такой уникальный шанс появился у юных читателей детского отдела библиотеки Гуманитарного центра в дни школьных каникул. Традиционно в конце марта у нас проводится Неделя детской книги. И вот нам выпала удача познакомиться с настоящим сказочником – Юрием Тимофеевичем Ивановым.

В гости пришел Юрий Тимофеевич не с пустыми руками. Было ему что показать и что рассказать. О детстве своем нелегком, как рано без родителей остался, с бабушкой дедушкой (от кого и сказки многие впервые услышал), детский дом, школа, армия, работа на стройке, а потом в МВД. Заслуженный отдых по выслуге лет наступил достаточно рано, и встал вопрос перед начинающим, полным сил пенсионером, куда приложить свое умение и таланты. Судьба, как подсказку, вспоминает писатель, даже сон фантастический показала, помогла выбрать свой путь. Так, сам того не ведая, начал Юрий Иванов сочинять. А любому писателю нужен читатель и критик. Привела дорожка творческая Иванова в литературное объединение при Иркутском областном отделении Союза писателей России, где ему внимание оказали, помощь творческую, советы полезные дали. Вышло в свет несколько стихов в поэтических сборниках.

Но это присказка, а сказка начала сказываться, когда вышли в свет три книжки стихотворных загадок. Так они понравились детям, что пришлось их вскоре переиздавать. Так и стал Юрий Тимофеевич сказителем. И хотя серьезные стихи писать не перестал («Свеча»), отныне большую часть его творчества занимают сказочные мотивы и сюжеты.

«Посягнул» Юрий Иванов на святое, на классику. Написаны были еще три книжки, где всем известны сюжеты переложены на стихи. Для юных читателей была зачитана известная сказка «Маша и медведь», и в стихотворном переложении она воспринимается, как все отметили, очень свежо и легко. Так что надо эти книжки найти и обязательно прочитать детям. Ведь кроме стихов, книжки богато оформлены иркутской художницей Еленой Толмачевой, постоянным соавтором Юрия Иванова.

Бог любит троицу, а наш герой – выпускать свои сказки в трех книгах. «Сказки Черного перышка» - это уже полностью авторские произведения. Книги эти вышли сравнительно недавно, но уже завоевали своего читателя.

Завершилась встреча несколько неожиданно. Оказалось, что писатель-сказочник еще и актер, и видео- и музыкальный оформитель. Продемонстрированы были ролики с назидательной сказкой «Про Злого Змея и добрую бабу Ягу» в исполнении автора, и видеосюжет «Весенняя сказка «Огонек»», где добрый сказочник предстал еще и очень тонким лириком.

Волшебники – они такие! Могут все. В чем мы, на примере Юрия Тимофеевича, убедились.

Сказка является одним из подразделов литературы и представляет собой вымышленные произведения устного творчества народа (фольклорные) или написанные определенным автором, как на основе фольклора, так и самостоятельно (литературные).

Когда появились сказки?

История сказок началась в седую старину, в первобытном обществе, вместе с появлением мифов. Но если мифы отражали религиозные воззрения того или иного народа, носили ритуальный характер и распространялись от власти "сверху", то сказки шли «снизу», от народа.

Ранняя сказка родилась, как своеобразная народная отповедь официозному тотемному мифу от жрецов и правителей. Не случайно, их герои чаще всего кем-то обижены (сирота, падчерица, младший брат, обделенный старшими) и ищут справедливость, или бедны и обретают богатство.

Таким образом, сказка появилась с классовым разделением общества и стала для простолюдинов отдушиной, миром незамысловатой фантазии, где все по-честному, по-справедливости, где добро торжествует, а зло – наказано. Словом, не так, как в реальной жизни.

При этом сказка не настаивает на достоверности описываемых событий, как миф, сага или былина (хотя и те круто замешаны на вымысле), а сама подчеркивает свою несуразность и невозможность. Сказка – это такая простецкая, глуповатая с виду былина, с потаенным неглупым смыслом.

От устного творчества к письменному


Продолжилась история сказок, как и родственных ей устных разговорных жанров, постепенным переходом живого народного словца на бумагу. Делалось это фольклористами и писателями (яркий пример – сказки Пушкина, написанные со слов Арины Родионовны).

Примерно в это же время возникают литературные сказки, плод творчества конкретного автора. Поначалу их сочиняли по фольклорным мотивам, но постепенно, в порыве фантазии, отходили все дальше от народа.

Появились новые герои, сюжеты, места действия сказок, хотя в целом сохранилось главное – триумф добра и справедливости.

История сказок в названии жанра


Словом "сказка" в России народные истории начали называть после 17-го века. Причем сперва так именовались перечни, списки, составляемые чаще всего властями: перепись населения, ревизии в тех или иных сферах жизни страны.

Видимо, достоверность таких документов народ оценивал на грани вымысла, поэтому и перешло слово «сказки» на фольклорные истории-выдумки. А до тех пор они назывались кощунами (до 11 века) и баснями (не путать с одноименным литературным жанром "от Эзопа").

Давно хотел спросить – откуда берутся сказки в моём мешке?

Думаю, это проказы твоего посоха. Сам говорил - он волшебный. Махнёшь вправо – и закружится метель по часовой стрелке, влево махнёшь – так и понесётся снежная буря против времени вспять, склонишь его к земле и поползёт позёмка белая низко-низко, – отвечала Снегурочка, а в глазах у неё играли задорные искорки.

Ой ли? Может это твои, внучка, проказы? Уж больно хитро глядишь.

Смотри, как огонь разыгрался в камине. От него и блики в глазах. А сказки твои явно посох наворожил.

Складно говоришь, только не складывается песенка.

Почему же?

Посох творит чудеса по моей воле и указке. Что пожелаю, то и выполняет. А сказку достаю из мешка, сам не знаю, о чём она. Каждый раз новая, каждый раз в диковинку. Сколько таких сказок по миру пошло и не счесть.

Всё было правдой в этом разговоре и даже то, что происходил он у камина. Многие думают, раз Дед Мороз, значит, и живёт он в ледяном замке, окружённом сугробами. На самом деле, у него только работа зимняя: засыпать землю снегом, сковывать реки для долгой спячки, чертить игольчатым инеем узоры на окнах. Нелёгкая работа. Благо, что сезонная. Отбыл декабрь, январь, февраль и свободен.

Потрескивают в камине дрова, настаивается липовый чай, от него аромат медовый так и полнится. Любит Дед Мороз погреться у огня. Никому не ведомо об этом… кроме Снегурочки. Только ей строго-настрого велено ни за какие сказки на свете тайну не раскрывать. А когда раскрывать-то? Под Новый год дел невпроворот. Шутка ли, всю планету облететь, подарки развести, никого не забыть, и успеть-то вовремя. Кому же в радость запоздалый подарок? Крутится Снегурочка как белка в колесе - верная помощница Деда Мороза.

Наступит новый год, пройдут праздничные дни, зима в самом разгаре, а дел не меньше. Вон там сугроб уменьшился - уже и на санках не спустишься. В соседнем дворе каток прохудился - значит, для мальчишки-хоккеиста день пропал. И опять круговерть. Здесь подсыпать, там подморозить, а ещё где-то поле укрыть снежным одеялом. Жизнь – держись!

По окончании сезона, другие заботы. Кто поможет Деду Морозу разбирать почту? Пишут ведь ему круглый год. Без Снегурочки не обойтись. Ловко она сортирует почту: письма от взрослых, письма от детей, письма от самых маленьких, что малышами зовутся, их письма и письмами не назовёшь, одни рисунки. Читает Дед Мороз всю корреспонденцию до единой - и пометки делает. Аккуратно заносит их в книгу с красным переплётом. Книга большущая, неподъёмная. У неё и место своё, на дубовой полке у камина. О чём пометки? Да всё о том же – кому, какой подарок подготовить к Новому году. И вновь забота для Снегурочки. Достань, привези, упакуй, и ничего не перепутай.

В тот год подготовка шла своим чередом как всегда. Только подарков было больше обычного. Почему так случилось? А кто его знает. …

Всё правда в этой истории и даже то, что Дед Мороз самолично грузил в сани подарки и запрягал тройку нетерпеливых лошадей.

Внучка, у меня всё готово. Пора в путь, - послышалось со двора.

Снегурочка выглянула из окошка и недовольно сдвинула брови.

Дедушка, ты же им не расчесал гривы. А хвосты на что похожи! Разве на такой упряжке можно праздник везти? Солому и то стыдно перевозить, - и тут же скрылась в доме.

«А ведь права», - подумал Дед Мороз, достал серебряный гребень и принялся за работу. Чешет буйные гривы да приговаривает:

Ой, лошадки вы лошадки,
Гривы в кольцах, спины гладки.
Буду, буду вас любить
И лелеять, и холить.

Преобразились лошади, будто стройней стали, роскошные, нарядные. Слов не подберёшь. Почуяв предстоящую прогулку, взыграли мышцами. Вот уже и копытами бьют от нетерпения.

Принимай работу, внученька, и в путь. Как бы ни припоздать.

А Снегурочка из окошка:

Дедушка, неужто стареешь? О самом главном-то и забыл.

Не может быть. Подарки уложены – вон, полные сани. Посох – вот он, всегда при мне… Батюшки! Мешок! Он где-то в доме остался.

Мешок, не спорю, вещь главная в нашем деле. Но главнее всего – бубенцы. Их же проверить надо, чтобы каждый не просто звенел, а с переливом. Иначе как услышат жители Земли, что Новый год на пороге? А мешок я сама поищу.

Всё было правдой и на этот раз. Кроме маленькой уловки Снегурочки. Ей вовсе не нужно было искать мешок. Он стоял у порога полный, перевязанный золотистым шпагатом, готовый к дальней дороге. Собрать мешок - всегда было обязанностью Деда Мороза. Не просил ничьей помощи, с расстановкой и со знанием дела наполнял праздничную ношу. Снегурочка порой подшучивала над ним:

Ты будто не мешок наполняешь, а проводишь тожественную церемонию.

Так оно и есть, - в который раз отвечал Дед Мороз и с важным видом ставил сургучную персональную печать на прочную мешковину. Теперь никто не мог заглянуть внутрь и увидеть или ещё того пуще – перемешать содержимое. Ясно, при таком положении дел и вообразить нельзя было о том, чтобы опустить в мешок что-то еще - и остаться незамеченным.

Итак, раздутый мешок стоял у порога, Снегурочка придумывала всё новые и новые задания для Деда Мороза, чтобы оттянуть время, а в руках у неё была большая иголка с ниткой.

Ну и год выдался на этот раз. Успеть бы, - скороговоркой прошептала проказница и склонилась над мешком.

Надо сказать, что этой истории предшествовала другая, более старая, но тоже правдивая. Была у Деда Мороза кладовка, куда он складывал по весне свой рабочий, то есть зимний инвентарь. Не ведомо как, завелась там мышь. Мешок Деда Мороза хоть и был уже пуст, да, видимо, своим мандаринным запахом привлёк маленькую воровку. То ли по этой причине, то ли из любопытства, но мышь прогрызла в знаменитом на весь мир мешке дырку. Дед Мороз был безутешен. Пригорюнился и отказался читать письма даже от самых маленьких, что малышами зовутся. Снегурочка возле него и так, и эдак:

Хочешь, новый мешок тебе куплю, расписной, с накладными карманами? Кстати, очень удобно и практично.

Не хочу. Меня с таким мешком никто и не признает,- твердил Дед Мороз и не выпускал из рук свой старый бывалый мешок.

Хочешь, сама тебе сошью мешок? По индивидуальному заказу.

Не хочу. Душа не лежит. Привык к старому. Он мне как родной.

Снегурочка предложила заделать мышиное отверстие заплаткой. Идея понравилась. Ловкие пальчики Снегурочки выкроили небольшой лоскуток. Несколько стежков - и дырки как не бывало. Кстати, внучка у Деда Мороза была большой фантазёркой. Она и сейчас такая. Заделывая дыру, подумала: «Заплатка при желании и умении может служить потайной лазейкой в мешок. Её ведь легко вспороть и опять пришить». И вмиг родился дерзкий план: «Что ж, не захотел новый мешок, пеняй на себя!».

Удивительные сюжеты приходили на ум Снегурочке. Рождались они как бы ниоткуда. На самом же деле, происходили они от избушки на опушке, от трубы, выдыхающей клубами дым. А ещё от тёплой печки, на которой уютно свернулся кот Васька, от земляничного запаха на поляне между янтарных сосен, от домашних пирогов, уложенных в корзинку, от лесной тропинки, по которой можно и бежать, и катиться прямо к озерцу. А в озерце том отражается весь мир под кваканье лягушек.

Снегурочка тайком от Деда Мороза заносила воображаемые приключения на бумагу. Каждый год по приключению. Буквы выписывала аккуратно, неторопливо, придавая им необычный вид – с завитушками и кренделями. Не догадаться Деду Морозу, кто писал. Затем незаметно просовывала исписанные листы в мешок, готовый к дороге. Как ей удавалось проделывать немудрёную хитрость, мы уже знаем.

Каждый раз на встрече Нового года, стоя у нарядной ёлки, Дед Мороз доставал из мешка рукопись, разглаживал бороду и торжественно произносил заглавие. К примеру: «Ко-ло-бок».

А затем нараспев, с добавлением прибауток, читал всю историю до самого конца. Никто из гостей не мог остаться равнодушным. Восторженные взгляды устремлялись к Деду Морозу. И только Снегурочка лукаво поглядывала на самых маленьких, что малышами зовутся. По ним она угадывала, хорошая ли сказка получилась.

Всё правда в этой истории. И то, что сюжеты дедовой внучки быстрее всякой почты распространялись по белу свету, достигая самых дальних земных уголков. Правда и то, что со временем называть их стали сказками народными. Так возникли «Царевна-лягушка», «Маша и медведь» и «Репка». А затем «Теремок», «Двенадцать месяцев» и «Гуси-лебеди». И даже «Сказка о Бабе-яге». И ещё много, много других сказок. Всех не перечесть.

Не призналась Снегурочка в своих проделках. «Пусть будут мои сказки сюрпризами из новогоднего мешка». Так и повелось.

Снегурочка быстро работала, укрепляя последний стежок. Оставалось завязать узелок и – готово, как дверь внезапно распахнулась, и на пороге появился Дед Мороз. Взгляд у него был по-настоящему морозный. Иголка так и выпала из рук мастерицы, да прямо между половиц и юркнула.

Ждать больше никого не буду. Хочешь - езжай, хочешь - оставайся, - строгим голосом отчеканил Дед Мороз, взвалил мешок на плечи и заторопился вон.

«Что теперь будет?» - сидя в санях, думала Снегурочка. Она куталась в тёплую шубу и даже подняла меховой воротник. Не столько от холода, сколько от смущения. Только бы Дед Мороз не заподозрил неладное.

«Что будет? Что будет? Должен же быть какой-то выход», - она просчитывала возможный ход событий, всё больше и больше утопая в шубе, по самые глаза.

Летела тройка быстрее солнечных лучей. Расплетались волнистые гривы. Впереди забрезжило размашистое крестообразное созвездие Лебедя. Начинались владения Млечного Пути.

Веселей, веселей, лошадушки мои! – У Деда Мороза горели щёки от быстрой езды. Рванулись лошади с новой силой, высекая звёздную пыль из-под копыт и осыпая ею млечную дорогу.

От невообразимой скачки заплатка на мешке затрепыхалась как осенний листок. Порывы ветра чем дальше, тем больше, размётывали шов.

Успели, успели, мои хорошие, - радовался как ребёнок Дед Мороз.

Лошади сбавили ход. По правому и левому их боку проплывали планеты Солнечной системы. Надвигалась Голубая планета – цель стремительного полёта. Она отсвечивала мерцающими огнями. Уже заметно стало её медленное вращение вокруг наклонённой оси.

Лунная ночь стояла над землёй. Счастливчикам, нет, скорее мечтателям, глядевшим в бездонное зимнее небо, повезло. Им суждено было увидеть разноцветный блик, устремившийся с небесного купола. То была не комета, как подумалось некоторым, то была Снегурочкина сказка. Выпорхнула она из мешка и скользнула в темноту земной ночи под разливающийся звон бубенцов.

Случилось упасть ей туда, где лес стоял сплошной стеной. И ахнул лес от неожиданности, а возможно от восхищения. Засеребрился иней на каждой иголочке, распушились глубокие сугробы, опустились еловые лапы под тяжестью снега до самой земли. Так и застыл лес, завороженный. Только случайные снежинки чертили последние штрихи. А с рассветом заиграл лес изумрудными искорками то там, то здесь вдогонку солнечным лучам.

Ходили на чудо хрустальное смотреть. Удивлялись не только самые маленькие, что малышами зовутся, но и самые что ни на есть взрослые.

Вот так лес! СКАЗКА, а не лес...

В тот год Дед Мороз не достал из мешка сказки. Подарки раздал, а сказки нет.

Подвёл меня посох на сей раз, внучка. Махал я им как всегда, а сказка не получилась.

Получилась, ещё какая! – В глазах Снегурочки запрыгали знакомые искорки.

«Проказница, вся в меня», - подумал Дед Мороз и удивился:

Именно так.

Снегурочка схватила Деда Мороза за рукав и повлекла за собой.

Куда ты меня тащишь? Уже пора собираться в обратный путь, домой.

Снегурочка ускорила шаг и бросила через плечо:

Успеем.

Стояли последние дни февраля. Снег продолжал валить. Вначале хлопьями, потом пригоршнями, пока не скрыл окончательно две дорожки следов, ведущих к лесу.

Откуда приходят сказки?

Цель беседы: Познакомить читателей с историй создания сказок.

Ход беседы

Неизвестно, кто и когда придумал самую первую сказку. Ведь было это очень – очень давно. А вот о сборнике арабских сказок «Тысяча и одна ночь» ты наверняка слышал. Написаны эти сказки и глубокой древности. И Алладин и Али – Баба герои «Тысячи и одной ночи».

В те далекие времена арабские купцы первыми начали путешествовать в Персию, Индию и Китай. Возвращаясь, они рассказывали о своих впечатлениях. Люди запоминали услышанные истории, кто–то добавлял что-нибудь от себя. Так подлинные истории обрастали всевозможными домыслами, и превращались в удивительные волшебные истории – сказки.

Похожая история произошла и с русскими народными сказками. Древним руссичам постоянно приходилось противостоять многочисленным врагам. Много богатырей русских покрыли себя славой в боях с непрошенными гостями. Молва об их подвигах шла по всей Руси. Доходили до глубинки слухи и о коварных врагах, которые многие никогда и не видели. Постепенно вымысел и реальность соединились в народных преданиях. Так появились популярные герои русских народных сказок: Илья Муромец, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный и другие хорошо знакомые всем персонажи.

Подобные сказки есть у каждого народа. До наших дней дошло много африканских, китайских, полинезийских народных сказок. Все они – часть культуры своей страны.

А со времен стали появляться сказки, основанные не на народных легендах и преданиях, а написанные конкретными людьми. Ты ведь читал «Красную шапочку», «Снежную королеву», «Бременских Музыкантов»?

Авторы этих замечательных произведении – Шарль Перро, Ганс Христиан, Андерсен, Братья Гримм. Эти люди обладали удивительным талантом придумывать такие интересные истории, что они мгновенно покоряли сердца людей во всех странах и на всех континентах.

А знаешь, ведь у многих известных сказок есть своя история. Вот послушай…

Примерно 200 лет назад в небольшом немецком городке Боденверде жил Иероним Карл Мюнхгаузен. Да – да, не удивляйся! Тот самый борон Мюнхгаузен, о невероятных приключениях которого знает каждый.

Он был страстным охотником и любителем приключением. Будучи еще совсем юным, Мюнхгаузен отправился в далёкую неизвестную страну Россию, где поступил на службу в армию. Семнадцатилетним корнетом он принимал участие в штурме турецкой крепости Очаков, а затем служил в Риге. В России барон пристрастился к охоте. Ведь здесь в ту пору водилось множество лис, волков и медведей.

Через несколько лет наш герой вернулся в родной город, где занялся сельским хозяйством. Старый вояка управлял имением, охотился, а вечерами рассказывал гостям о своих необыкновенных приключениях. Делал он это мастерски!

Незаметно истинные события перемешивались с придуманными, а правда с вымыслом. И хотя окружающие мало верили рассказам барона, слушали его с упоением. Соседи с нетерпением ждали каждого следующего вечера, что бы послушать замечательного рассказчика. И он им в этом удовольствии не отказывал.

А однажды весной 1773 года среди слушателей барона оказался приезжий писатель Рудольф Распе. Рассказы Мюнхгаузена произвели на него столь сильное впечатление, что он решил: об этом удивительном человеке должен знать весь мир. С тех пор истории, приукрашенные бароном Мюнхгаузен и описанные Рудольфом Распе, радуют детей и взрослых, живущих во всех уголках нашей планеты…

А вот история ещё одной сказки… Помнишь, как вел себя деревянный мальчишка, которого вырезал из полена добрый папа Карло? Стоило ему только появиться на свет, он сразу уже показал свой характер озорной и непоседливый.

Оказывается, Буратино не слушался не только своего папу Карло, но и самого писателя Алексея Толстого, автора «Золотого Ключика». Писатель собирался всего лишь перевести на русский язык знаменитую сказку итальянца Карло Коллоди «Пиноккио». И первые главы «Золотого ключика» почти в точности повторяют сюжет Коллоди. Но потом неожиданно для самого автора у Буратино «прорезался» совсем другой характер, не такой, как у Пиноккио.

Деревянный человечек стал своевольничать, он полез в драку самим Карабасом Барабасом. Незаметно он втянул автора в новые не вероятные приключения, которых и в помине не было в итальянской сказке.

Похожая история произошла и с героями популярной американской сказки «Мудрец из страны ОЗ». Однажды Александр Волков прочитал эту сказку, изданную в Америке, и очень захотел порадовать российскую детвору. Так же и Алексей Толстой, он начал переводить американскую сказку на русский язык. Но получилось так, что дал жизнь совершенно новой сказке, ставшей из самых популярных сказок ХХ века «Волшебник изумрудного города». Приключения Эли, Тотошки и их друзей – Страшилы, Железного Дровосека и трусливого Льва зачитывалась вся страна. Популярность новой сказки оказалось столь высока, что поднапорам писем читателей Волкову пришлось писать продолжение. Так появился Урфин Джюс с его деревянными солдатами, а потом и другие не менее известные герои.

Вот видишь, у каждого сказки своя история… И все таки есть у них много общего. Во всех сказках высмеиваются человеческие пороки: Лень, жадность, скупость, трусость и глупость.

Сказки учат добру и справедливости. В каждой сказке герой борется за правду, и лишь сильным духом человеку помогают волшебные силы. А не это ли и есть награда за храбрость, стойкость и любовь!

Библиографический список литературы

    История создание сказок//Воспитание школьника. – 1989. - №2. – С. 4-6.

    Кузьменкова Е. М. Для каждого возраста//Начальная школа. – 1988. - №4. – С.17-19.

    Тимофеева Н. Н. 100 сказок для вашего ребёнка/Н. Н. Тимофеева. – М.: Книга, 1987. – С. 190-191.

    Осетров Е. И. Сказ о дураке Иване и его книгах/Е. И. Осетров. – М.: Малыш, 1983. – С. 94-96.

    Линкова И. Я. Ты и твоя книга: Книга для чтения/И. Я. Линкова. – М.: Книга, 1988. – С. 122-123.

Хорава Рима Бондоевна

Зав. школьной библиотекой МБОУ СОШ №12,

города Новый Уренгой ЯНАО

Каждый родитель читает своему чаду на ночь сказки и наверняка, многие из них знают несколько историй на память - они любимы, знакомы, зачитаны от корки и до корки. Но еще несколько столетий назад сказания, как их называли в те времена, передавали из уст в уста, но с изобретением печатного станка все в корне переменилось - на свет появилась книга сказок.

Сегодня сказки условно делят на те, которые созданы самим народом - сказания, басни, присказки и те, которые написаны профессиональными сказочниками. Так первые имеют древние корни, уходя вглубь веков - у каждого народа они свои, страшные и добрые, шуточные и поучительные, передаваемые от матери к дочке и так до тех пор, пока не оказались в книжке. Ну а вторые сказки, написанные профессионалами - это настоящие произведения искусства. Пушкин и Андерсен, братья Гримм - всех не перечесть и при наличии большого желания и любви к сказкам можно собрать огромную библиотеку сказок всех народов мира.

Отдельным вниманием стоит выделить сюжет сказок - каждый народ имеет свой сюжет. Имеют собственные отличительные черты и сказки русского народа - в них особой нитью связано меж собой особое единение человека и природы, окружающего мира. Давно ушедшие сказочники оставили по себе массу дивных историй, где герои награждены за свою смелость и доброту, злодей наказан по заслуге за собственную мстительность и жадность, свою черную натуру. В сказках герой всегда противостоит злу, даже если темные силы превосходят его по своей численности и силе.

Особенности русских сказок

Сказка или как ее называли на Руси, сказ - одно из древнейших проявлений богатой культуры русского народа, его фольклора, верований и традиций. Сказочники на Руси всегда были в почете - рассказать сказку было настоящим искусством, и остается им и поныне.

Само же понятие - сказка, как таковая появилось в 17 веке и впервые документально в грамоте от воеводы Всеволодского, а до этого в обиходе народа был термин басен или же сказание. К сожалению, история не сохранила имена древних сказочников, но история донесла до нас тот факт, что уже с 18 века ученые стали проявлять большой интерес к фольклору Руси и документировали все сказания, басни, песни.

Самый первый сборник сказок на Руси вышел в мир в 18 веке и включал в себя сказку о воришке Тимошке и цыгане, леших и домовиках - все они были объединены неповторимым колоритом и линией развития сюжета, стилистикой и духом Руси. Помните фразу - там русский дух, там Русью пахнет. Именно это о русских сказках.

Говоря о том, что же отличает русские сказки от сказок иных народов мира? В первую очередь это их поучительность и воспитание в непринужденной форме - помните знаменитую фразу о том, что сказка ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок. Так труд в сказаниях - это не тяжелая, повинность, когда нужно гнуть спину и работать до седьмого пота, а почетное дело, причем каждого человека, по его силам и способностям.

Так в каждой сказке Руси на пьедестал почета народ всегда ставит моральные ценности - доброту и честность человека, его готовность помочь в любую минуту и альтруизм, смекалку и находчивость. Именно сказки - самый почетный жанр народного фольклора и все это достигнуто за счет увлекательного и неповторимого сюжета, который открывает каждому читателю, взрослому и малышу удивительный и неповторимый, многогранный мир чувств, отношений меж людьми, вера в чудо и добрый конец. Такие вот они сказки Руси - неиссякаемый источник древней мудрости наших предков, которые способны научить, подсказать и направить каждого и сегодня.