Конспект организованной совместной деятельности педагога с детьми (методическая разработка занятия по театральной деятельности) «Чудо, под названием «Театр!» (старшая дошкольная группа). Конспект музыкального занятия «Мы артисты» с использованием театрали
СЦЕНАРИЙ
«Теремок»
Интеграция образовательных областей:
«Музыка»+ «Социализация»+ «Коммуникация».
Цель: Совершенствовать артикуляционный аппарат, четкость дикции, дыхание.
Задачи:
Образовательная область «Музыка»
Развивать вокальные навыки детей: чисто интонировать, используя средства музыкальной выразительности.(исполнение под фонограмму)
Формировать чувство ритма.
Образовательная область «Социализация »
Продолжать развивать творческую активность и индивидуальность ребенка.
Образовательная область «Коммуникация»
Воспитывать коммуникативные качества и умение взаимодействовать друг с другом.
Подготовка:
1. Зонтик.
2.Корзинка с шапочками поросят (3 штуки.)
3.Теремок.
4.Магнитная доска
5. Д\и: «Сложи песенку»
6. Корзинка с «сюрпризом» (Парные картинки)
7. Игрушка дикобраза.
8 Презентация «Теремок».
Дети входят в зал и становятся в круг.
1. Речевая игра: «Утро».
М.Р.(музыкальный руководитель):
Утром рано я встаю,
Свою песенку пою
И со мною дружно в лад
Подпевают
Дети: 100 ребят! (поднимают руки вверх)
Вместе: Подпевают 100 ежей,
Подпевают 100 ужей,
(ш-ш-ш,сложить ладони)
А в берлоге медвежата,
(рычат, разводят руки)
А в болоте - лягушата
(ква - ква, руки согнуты в локтях)
Очень важный бегемот
С удовольствием поет
Даже страшный крокодил
Эту песню разучил
(штурбас, показывают пасть крокодила руками)
Промурлыкала нам кошка
Песню, сидя у окошка
(мур - мур, показывают лапки)
Слышишь, как под нашей крышей,
(палец вверх, крышу показывают)
Эту песню поют мыши?
Утром рано мы встаем
Хором песенку поем
А о чем же в ней поется?
Дети: Как нам весело живется!
(Разводят руки в стороны)
А живем мы в теремке, что на крепком на замке!
2.Распевка: «Теремок» Е.Кацер.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок,
На двери висит замок, да замок,
Кто бы тот замок открыть нам помог?
Слева зайка, справа мишка,
Отодвиньте – ка задвижку,
Слева ежик, справа волк,
Нажимайте на замок
Зайка, мишка, ежик, волк,
Открывайте теремок, теремок!
(Дети поют песню, сопровождая ее движениями.2 раз исполняют
распевку, показывая свои варианты теремка и замка)
3.Ритмическая игра: «Мои руки - ваши ноги». К. Орф.
Отворился теремок, а в теремке том пляс идет!
(М.Р. показывает движения, а дети прохлопывают ритмический рисунок. Затем показывают дети-ведущие, остальные повторяют)
Посмотрите, какой красивый теремок сегодня у нас в зале! Скажу по секрету – он непростой, а сказочно-музыкальный! И дорожка к нему непростая, а вот какая (показывает ритмический рисунок, протопывая который дети проходят на стульчики.)Заглянем в теремок, кто в тереме живет?(находит зонтик) Смотрите, зонтик, да какой красивый! Не понимаю- теремок музыкальный, а что здесь делает зонтик? (ответы детей)
4. Пение: «Разговор с дождиком» М.Поплянова, Л.Старченко.
Эту песенку сегодня мы споем цепочкой. Сначала по секрету, шепотом. (сидя на стульях, при повторе пение цепочкой со звуком, стоя у стульев). На заключение песни танцевальная импровизация.
Посмотрите, ребята, что еще в домике есть? (Слайд: Поросята) Вы, конечно догадались из какой песенки поросята?
5. «Ни кола, ни двора» Гладков С.
Да, все чаще идет дождь, а то и снег. Нелегко приходится лесным жителям в это время года, особенно если у них ни кола, ни двора. Но наши знакомые поросята не отчаиваются! Настроимся на первый звук. (Настраиваются на первый звук, те дети, чьи голоса звучат в унисон - солисты). Одевают шапочки, инсценируют песню.
Припев поют все сидя на стульчиках.
Замечательная песня у нас получилась! Заглянем еще в теремок? Кто самый смелый? (ребенок находит игрушку дикобраза).
6. «Дикобразы» А.Варламов, А.Панина.
Эта песня непростая, а очень хитрая. Давайте разберем ее по частям. (Вызванный ребенок выкладывает песню на магнитной доске).
Правильно? (дети оценивают). Пение по рядам стоя.
Посмотри, Маша, что еще есть в теремке? (находит корзинку с медалями: «Парные картинки») Корзинка с сюрпризом! (дети вытягивают себе медальки) Кажется я догадалась, найдем себе друга, и закончим нашу встречу веселой песней!
7. Песня-танец «Как положено друзьям». Шаинский В.
На заключение песни выходят из зала.
Элеонора Александровна Смола
Конспект музыкального занятия «Мы артисты» с использованием театрализованной деятельности (старшая группа)
Конспект музыкального занятия «Мы артисты »
с использованием театрализованной деятельности
(старшая группа )
Программные задачи :
Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, пантомимики. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие способы общения.
Развивать у детей навыки совместной деятельности , чувств общности, умение выражать свое настроение.
Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией , произношением.
Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.
Закреплять навыки детей по выполнению упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умения договариваться и действовать сообща.
Предварительная работа :
Игровые упражнения : «Приветики» , «Я сам»
Двигательные упражнения : «Осенние листочки» , «Камешки» .
Пальчиковые игры : «Рыбак» , «Ёжик» , «Мыши и кот» .
Разучивание этюдов : «Ёж» , «Заяц» , «Подарки» , «Кочерыжка» .
Чистоговорки : «Медведь» , «Лебеди» .
Ход занятия:
Дети заходят в зал их встречает муз. руководитель, становятся в круг.
«Музыкальное приветствие »
М. р : Ну, здравствуйте ребята!
Дети : Здравствуйте!
М. р : Как ваше настроенье?
Дети : Очень хорошо!
М. р : Пора нам заниматься?
Дети : Да, да,да!
М. р : Мы будем все стараться ?
Дети : Также, как всегда!
М. р : Будем танцевать и песни распевать, прошу, ребята,вас за мною повторять! (дети повторяют за педагогом движения и превращаются сразу в мышат, затем в щенят, пропевая это приветствие).
М. р : Ай, тили- тили-тили
Мы поутру в сад ходили (идут по кругу)
Вот нас… повстречал (называем имя)
Как же он нас, привечал?
Дети : А вот так!
Добрый день!
(Проигрываем все варианты детей)
М. р : Ребята, посмотрите, сегодня у нас гости, поприветствуем их.
«Музыкальное приветствие » .
М. р : (обращается к детям)
Раз, два, три, четыре, пять-
Вы хотите поиграть?
Называется игра «Разминка театральная »
Артистами хотите стать ?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу?
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?
(примерные ответы детей : изменить внешность с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в бабочку, осу?
Дети : Жесты и, конечно, мимика.
М. р : Не печенье, не ватрушки
Не сметану, не ирис
Любим мы играть в игрушки
Днем и ночью, подивись.
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи, а вот шары.
Выбирайте, ребятишки, все,что нужно для игры. А что вам, ребята, нужно, для того чтобы играть?
Дети :
Музыку
Настроение
Игрушки
М. р : Тогда я предлагаю вам подумать и с помощью жестов и звуков показать нам свою игрушку, а мы с ребятами попробуем ее отгадать.
(дети располагаются на ковре полукругом)
Упражнение двигательно – игровое «Любимая игрушка» .
М. р : Я вам загадаю загадку про одну интересную игрушку, а вы попробуйте отгадать :
Быстрее ветра я скачу,
"Цок-цок,"" – копытами стучу,
Я громко ""иго-го"" кричу,
Садись на спину – прокачу!
(Лошадка)
М. р : Ребята, а вы знаете, что такое «ипподром» (объяснить) Давайте представим, что мы на ипподроме, давайте сядем на стульчики.
Игра на координацию речи и движений «Ипподром» .
Лошадки стоят на старте - дети сидят на стульях, руки на коленях.
Лошадки скачут -хлопают ладошками по коленкам и щелкают языком
Лошадки перепрыгивают через барьер- «Ап!» -один хлопок по коленям
Лошадки перепрыгивают через двойной барьер-«Ап!Ап!» -2 хлопка по коленям обеими руками
Лошадки скачут по песочку - потирают ладони и произносят «Шур! Шур! Шур!»
Лошадки скачут по камушкам - «А-а-а!» - кулачками стучат по груди
Лошадки скачут по болоту – «Чвак! Чвак! Чвак!» -хлопки ладонями по коленям
Лошадки скачут мимо трибун девочек. - «А-а-а!» - кричат девочки
Лошадки скачут мимо трибун мальчиков - «А-а-а!» - кричат мальчики
Лошадки приближаются к финишу – дети хлопают ладонями по коленям и щелкают языком с убыстрением темпа
Лошадки приближаются к финишу – «Ух!» -выдохнуть воздух
Поздравляю вас! Вы все вместе пришли к финишу! – все хлопают в ладоши.
М. р : А как вы думаете, как еще можно двигаться?
Ответы детей : парами, врассыпную, движение спиной и т. д.
М. р : Давайте наши «лошадки» выполнят эти движения! (дети под музыку двигаются по залу , выполняя различные задания)
М. р : У вас получились такие разные, интересные, озорные, необычные лошадки. А как вы думаете, можно ли научить лошадок говорить? А с помощью чего?
(варианты детей, конечный вариант – чистоговорка)
М. р : Ребята, давайте сядем на стульчики и послушаем наших артистов . Кто желает выступить? (3-4 варианта)
Примерные варианты чистоговорок :
Стоит воз овса, возле воза овца.
Собака сидит на цепи.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
Кошка спит, а мышку видит.
Ежик лежит под ёлкой.
Лёжа хлеба не добудешь.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Мальчик чистит лошадку щеткой.
Щенок играет с мячом.
Са-ша-ша- Соня моет малыша.
Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
М. р : Молодцы, ребята, вы очень хорошо рассказывали чистоговорки, а я предлагаю отдохнуть. Давайте станем парами.
Психогимнастика «Руки» .
Руки знакомятся сначала на себе
Руки ссорятся затем с другом
Руки мирятся
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
Начинаем счет опять!
М. р : А сейчас все загляните под стульчики, там есть маленький сюрприз. (дети достают цветные квадраты, в этот момент педагог раскладывает на ковре большие квадраты с заданием)
А теперь подойдите к квадрату своего цвета, переверните его и вы увидите задание. Сейчас вы в своей группе подумайте и договоритесь, а потом разыграйте свой этюд.
Показ этюдов детьми.
(разыгрываются знакомые этюды)
М. р : Вам понравились этюды? (выслушать мнение детей)
А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? Вы знаете, что настроение у всех бывает разное. Вот сейчас мы и узнаем понимаете ли вы друг друга. (дети подходят к столу и берут по одной пиктограмме, затем встают в круг и показывают мимикой настроение)
Молодцы, ребята, справились с заданием. Предлагаю поиграть.
Игра «Молчанка» муз. Е. Макшанцевой.
Раз, два!- мы молчим!
Ничего не говорим (изображают загаданную эмоцию и находят себе пару)
Раз и два, и раз и два
Мы с тобой друзья! (кружатся со своей парой)
(игра проводится 2 раза)
М. р : Вы теперь все друзья! Вот и наша встреча подошла к концу. Давайте закончим нашу игру веселой песней.
«Песня о дружбе» .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Белогорский детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному направлению
развития воспитанников «Снежинка»
Конспект организованной совместной деятельности педагога с детьми (методическая разработка занятия по театральной деятельности)
«Чудо, под названием «Театр!»
(старшая дошкольная группа)
Номинация: «»
Конспект занятия с использованием
Интерактивной, здоровьесберегающей и ИКТ-технологий
Тема: «Чудо, под названием «Театр!»
Старшая дошкольная группа
Время проведения: 20 минут
Место проведения: Музыкальный зал
Цель: «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей средствами театральной деятельности»
Задачи:
Социальное развитие:
Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
Развитие эмоций у детей
2. Речевое развитие:
Овладение детьми невербальными средствами общения (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)
Развитие воображения;
Приобщение к совместной дизайн-деятельности (работа с элементами декораций и афиши);
Создание выразительного художественного образа (с помощью разных видов театральных кукол)
Оборудование:
Сказочные презентации;
Полифункциональное трансформируемое методическое пособие «Куб сказок» – 1шт. (ширма-декорация – 1шт., афиша – 1шт., экран - 1шт., кулисы- подсказка – 1шт.), куклы – 6шт., ларец – 1шт.);
Диск с музыкой «Поляна сказок», «Машина зарядка»;
Оформление (кувшинки, озеро, трава, пригорок);
Диски с презентацией-экскурсией по театру – 6шт., маски – 12 шт.
Ход занятия
Организационный момент и сообщение темы занятия:
Дети встают в круг под музыку «Поляна сказок».
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу, тем самым пожелаем хорошего настроения. Меня зовут Ирина Алексеевна! Сегодня я буду вашей театральной феей! Ребята, вы любите путешествовать? (Ответ детей)
Я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где с помощью людей оживают куклы и начинают говорить. Загадка о театре? (Ответ детей.) Да, верно, это театр. Какие вы молодцы. Присаживайтесь на стульчики.
(СЛАЙД – «ТЕАТР»)
Педагог: А вот и ворота волшебной страны «ТЕАТР». Хотите отправиться в эту сказочную страну? (Ответ детей)
Педагог: Как вы думаете, кто живет в этой стране? (Ответ детей: Куклы, сказочные герои)
(СЛАЙДЫ – куклы, актеры, сказочные персонажи)
Педагог:
Да, ребята. Вы здорово назвали жителей страны «Театр»
Попасть в эту страну могут только актёры! Вы хотите стать актёрами? (Ответ детей)
Тогда превращение начинается!
(ВИДЕО – 2 один за другим):
Видео: «Давным-давно, в удивительной стране, на сказочной поляне жили-были насекомые. Они умели разговаривать и с ними приключались разные волшебные истории. Но, однажды, налетела страшная буря, бедные жители разбежались кто куда, сказочная поляна опустела. Ребята, сегодня нужно сотворить чудо и вернуть всех насекомых на сказочную поляну. Для этого, вам надо отправиться в страну сказок – «Театр». Выполните мои задания, отгадайте мои загадки, и вы превратитесь в самых настоящих волшебников и актеров. Готовы? (ответ детей)
Театрально – игровая деятельность
(Видео):
В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? ...
(Облака)
Педагог (Надевая отгадавшему куклу):
Умница…..(имя)! Посмотри какая у меня кукла, а давай ты будешь с ней работать?
(Видео):
Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (Солнце)
!
Педагог: Замечательно….(имя). А вот и твоя кукла.
(Видео):
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Цветы)
Педагог: Здорово….(имя). Посмотри какой красивый цветок. Давай я помогу тебе его надеть.
(Видео):
На себе везет не прытко
Домик собственный... (Улитка).
Педагог: Молодец…(имя). Давай ты будешь оживлять улитку. А какой рукой тебе удобнее держать куклу?
(Видео): Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья... (Коровка)
Педагог: Замечательно….(имя), надевай на ножки божьих коровок, я знаю ты сможешь их оживить.
(Видео):
Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая...(
Бабочка
)
Педагог: Здорово …(имя).Давай бабочка будет твоей куклой. А какой рукой тебе удобнее держать куклу?
Молодцы ребята, мы отгадали последнюю загадку. Давайте посмотрим на экран и послушаем, что нам скажут дальше фея Винкс.
(ВИДЕО продолжается)
(Видео):
Все вы верно отгадали,
Кукол быстро разобрали.
В них спектакль отыграйте,
Актерами сегодня станьте!
Педагог: Что ж, ребята, согласны?! Тогда давайте попробуем приготовить спектакль. (Поворачиваю куб поляной).
(Имя),ты у нас оживляешь тучку, выходи. Как ты думаешь, как может двигаться твоя кукла? Покажи. (Как плавает тучка по небу, а как разговаривает. Может она общается с другими тучками? А може ее надеть на руку.) Замечательно, ты настоящий актер. А слова в сказке у тучки: Всех букашек напою! Давай поработаем куклой вместе со словами. Молодец, давай еще раз попробуем! Запомни какие движения и слова у твоей куклы. (Ребенок повторяет).
(Имя), а ты у нас оживляешь солнышко, выходи. Как может двигаться твоя кукла? (Покружится, покачаться, спрятаться за тучку). Покажи. Умница, у тебя все получается. А слова у солнышка в сказке, такие: Всю поляну я согрею! Давай поработаем куклой вместе со словами. Здорово, давай еще раз попробуем! Запомни какие движения и слова у твоей куклы. (Ребенок повторяет).
(Имя), давай попробуем оживить цветок. Выходи к нам. Как может двигаться твоя кукла? (Потянуться, позевать, спрятаться от дождика, погреться около солнышка) . Покажи. Браво. Как у тебя все ловко получается. А сейчас давай выучим слова, которые цветок будет произносить: Я цветочек, жду гостей! (Ребенок повторяет). Поработаем куклой вместе со словами. Умница, давай еще раз попробуем! Запомни какие движения и слова у твоей куклы. (Ребенок повторяет).
(Имя), а ты у нас оживляешь улитку, выходи. Как ползает улитка, а как кушает? Замечательно, ты настоящий актер. А слова у улитки в сказке, такие: Просыпайтесь все скорей! (Ребенок повторяет). Давай поработаем куклой вместе со словами. Умничка, давай еще раз попробуем! Запомни какие движения и слова у твоей куклы. (Ребенок повторяет).
(Имя), ты у нас оживляешь божьих коровок. Выходи к нам и присаживайся на пригорок. Покажи, как коровки могут бегать и меняться местами, рассматривать цветок? Молодец, как у тебя все здорово получается. Осталось выучить слова. Повторяй за мной: Сегодня мы построим домик! (Ребенок повторяет).
(Имя), в твоих руках будет оживать бабочка, вылетай на полянку. А как может двигаться твоя кукла? Покажи. (Как она летает. Посади ее на цветочек, или может быть на пригорок, рядом с божьими коровками.) Здорово, тебе осталось только выучить слова. А слова у бабочки такие: Как же тут везде красиво! (Ребенок повторяет). Давай поработаем куклой вместе со словами
Педагог: Присаживайтесь на стульчики. Ребята поднимите руку, кто запомнил, что говорит и как двигается ваша кукла. Тем, кто не запомнил, я еще раз повторю. (ответ детей ). Молодцы, теперь мы можем начать нашу сказку. Как только вы услышите имя своей куклы, вам нужно выйти к полянке и оживить ее. Не забывайте, громко и четко, произносить слова, которые мы с вами выучили. Представление начинается!
Кукловождение и культура речи. (МУЗЫКА)
Рано утром на полянке
Прошел дождик - кап-кап –кап.
Проходи же, не стесняйся
Наша тучка – вот сюда. (Всех букашек напою!)
Вот и солнышко выходит
Жаркий день у нас стоит
Наше солнышко подходит
И вдруг что то говорит: (Я согрею вам поляну!)
Тут цветочек наш проснулся,
Хорошо так потянулся.
Поклонился, улыбнулся,
И букашкам говорит:(Я цветочек, жду гостей!)
Первой приползла улитка,(Просыпайтесь все скорей!)
Позвала с собой коровку,(Сегодня мы построим домик!)
Посмотрели вверх и видят
Бабочка летит- . (Как же тут везде красиво!)
Мы полянку оживили,
Сказку нашу сочинили.
Пусть живет народ веселый,
Под названьем – Насекомье!
Идите скорее ко мне, вернем кукол в ларец.
Ребята, вставайте передо мной. Вы настоящие актеры. Каждый из вас отлично справился со своей ролью. Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Предлагаю отдохнуть и сделать сделаем Машину зарядку.
(МУЗЫКА «Машина зарядка»- первый куплет)
4. Ритмопластика
Машина зарядка (первый куплет).
Повторяйте все за мной! Замечательно. Вы молодцы. Присаживайтесь на стульчики.
Педагог: В театре есть актеры, а есть и оформители. Они создают декорации и афиши для предстоящего спектакля или сказки. Афиша – это приглашение на представление, на которой написано название спектакля и представлены его герои. Оформить афишу можно по-разному. (Поворачивает мольберт) Посмотрите, одна из афиш. Эта нарисована. Вот название, а вот герои. (поворачиваю куб афишей ). Я начала оформлять афишу к нашей сказке. На ней есть название – «Поляна сказок», но нет главных героев. Вы поможете мне ее оформить до конца? (ответ детей ). Тогда подходите ко мне по ближе, берите героев нашей сказки и размещайте их так, как вам нравится. Вот здесь есть петелька, прикрепляйте игрушку на пуговку.
(МУЗЫКА – «Поляна сказок»)
Ребята, идите скорее сюда. Посмотрите, как красиво у нас получилось. Вам нравится? (ответ детей ). Сегодня вы научились самостоятельно оживлять кукол и оформлять афишу и если вы захотите, то теперь сможете с помощью воспитателей и родителей приготовить множество представлений и научить этому других.
(Рефлексия)
Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стульчики. У меня есть картинки с изображением масок, но они разные: одни улыбаются, а другие грустят. Возьмите ту, которая подходит к вашему настроению. Как замечательно что у вас веселое настроение, а чтобы оно оставалось таким же, я приготовила вам сюрприз: диски с «видео – экскурсией по театру» в подарок. (МУЗЫКА - «Поляна сказок») . Желаю вам всего доброго. До свидания!
Используемая литература:
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.
Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.
Что такое театр? М, Линка-Пресс, 1997.
Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.
Буренина А. И. Театр Всевозможного.
Н. Ф. Сорокина «Театр - творчество - дети» – М.: Аркти, 2004
Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, М.: ТЦ Сфера, 2009г.
Скорина Н.Ф.Кукольный театр для самых маленьких., Н Ф. Сорокина, Л.Г.Миланович, М.: Линка – Пресс, 2009г.
Киселёва Л.А. Технологии кукольного театра «Сказка», С.Довольное, 2003 г.
http://www.maam.ru/obrazovanie/teatr-v-detskom-sadu
http://my-solnyshko.com/our-arts/spektakli/?cur_cc=12&curPos=4
http://mp3sort.biz/viewtn.php?t=32314&start=19330
Конспект интегрированного музыкального занятия в логопедической группе с использованием элементов фольклора "В гостях у старушки-веселушки"
Цели:развивать творческие способности детей;
знакомить дошкольников с элементами русского народного творчества;
воспитывать в детях любовь к народной культуре;
содействовать общему развитию ребёнка, прививать ему любовь к Родине (русской культуре, языку, природе) через музыкальную деятельность.
Задачи:
создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества;
активизировать словарный запас детей;
уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначении, учить громко и чётко произносить их;
развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук, внимание, память мышление, творческие способности посредством музыки.
Музыкальный репертуар:
1. Музыкальное приветствие
2. Коммуникативная песня-игра «Зайцы делают зарядку»
3. Логоритмическое упражнение «Автобус» (Е.Железнова)
4. Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и лучики»
5. Песня про дружбу
6. Звуки природы. Релаксация.
7. Музыкальная игра «Никанориха» («Никанориха гусей посла..» русская народная песня, «Камаринская» П.Чайковский)
Оборудование:
картинки к распевкам, домик, фланелеграф, пособие к музыкально-дидактической игре «Солнышко и лучики», игрушки кукольного театра (кот и собака), звукозаписи, костюи бабушки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке в деревню. Нодля начала мы сделаем зарядку.
Коммуникативная песня-игра «Зайцы делают зарядку»
Проигрыш «пружинка»
1 куплет
Зайцы встали по-порядку, упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны)
Зайцы делают зарядку, головы
Саша тоже не ленись-
На зарядку становись.
Припев:
Прыг-скок, руки вверх 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой
Прыг-скок, руки вниз 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу
А теперь давай, дружок, поднять руки вверх и встать на носочки
Подтянись. (повторить 2 раза)
2 куплет
Рядом ежик травку топчет, подъемы на полупальцы
Заниматься с нами хочет.
Будем с ежиком шагать, марш на месте с высоко поднятыми коленями
Выше ноги поднимать.
Припев:
Топ-топ, шаг вперед, 2 притопа, шаг вперед
Топ-топ, шаг назад. 2 притопа, шаг назад
А теперь в ладошки хлопнуть
Встали и стоять. (повторить 2 раза)
Проигрыш:
3 куплет
А лягушки на кувшинке «мячик» на месте, руки как у лягушек
Дружно выпрямили спинки,
Ставят лапки на бока руки поставить на пояс
И качаются слегка. наклоны в стороны
Припев:
Кач-кач, вправо, влево, наклоны корпуса в стороны
Кач-кач, влево, вправо.
Вот такая лягушачья повороты корпусом в стороны
И зарядка, и забава. (повторить 2 раза)
Проигрыш: прыжки на месте
Логопед: Ребята, а теперь мы потренируем наш язычок, чтобы он был у нас крепкий, сильный и послушный.
Артикуляционная гимнастика
Лошадка
Улыбнуться, показав верхние и нижние зубки, приоткрыть рот и поцокать язычком, как цокают копытами лошадки. Стишок к упражнению:
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Хоботок
Рот приоткрыть и с силой вытягивать губы «хоботком» вперёд.
Стишок к упражнению:
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Змея
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык вперёд и убрать его вглубь рта.
Стишок к упражнению:
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Чашечка
Рот приоткрыть. Высунуть язычок и тянуться им к кончику носа.
Стишок к упражнению:
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Вкусное варенье
Рот приоткрыть. Облизать широким языком всю верхнюю губу и убрать вглубь рта. Стишок к упражнению:
Блин мы ели с наслажденьем,
Перепачкались вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Часики
Рот приоткрыть, высунуть узкий язык, двигать языком вправо-влево.
Стишок к упражнению:
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Музыкальный руководитель: Вот мы и готовы отправиться в путь. Сегодня мы поедем с вами на автобусе. Садимся поудобней и поехали.
Логоритмическое упражнение «Автобус» Е.Железновой
Вот мы в автобусе сидим покачиваемся на мяче
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него,
Всё глядим! поворачиваясь в одну и в другую стороны
Глядим назад, глядим вперёд «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из- Вот так вот,
вот так вот под ладони
Ну что ж автобус не везёт пожимаем плечами.
Не везёт?
Колёса закружились выполняем круговые движения руками впереди от себя
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат качаем согнутыми в локтях руками перед лицом
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик (имитируем движение «дворников»)
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим «крутим руль» и бибикаем
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт подпрыгиваем на мячах
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
Логопед: Вот мы и приехали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте его дружно позовём закличкой, будем его закликать к себе:
Солнышко-вёдрышко! Выгляни в окошко!
Солнышко – нарядись! Красное – покажись!
Ждут тебя детки, ждут малолетки!
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!
Дам тебе горошка!
Появляется на фланелеграфе солнышко без лучиков.
Музыкальный руководитель:
Ребята, что мы с вами делали? Закликали солнышко. Пос-
мотрите, оно растеряло свои лучики. Давайте поможем солнышку найти их?
Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и лучики»
Звучат звуки короткие и длинные. Дети поочереди выбирают соответствующий звуку по длине лучик и прикладывают их к солнышку на фланелеграфе.
Музыкальный руководитель:
Туча спряталась за лес, смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали, мы б его расцеловали!
А вот и домик бабушки старушки, давайте постучимся к ней.
Никоноровна:
Голоса я услыхала и к ребятам прибежала. Где потешки поют, рам и весело
живут. Здравствуйте, детушки-малолетушки! Уж как я рада видеть вас. Спасибо, что вы ко мне зашли. Я люблю с гостями играть. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки:
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок – вертлявый. (Свинья.)
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком. Мяу!
Как мне часто снится
Блюдце с молоком. (Кошка.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвостик колечком. (Собака.)
Я копытом стучу,
А когда скачу, скачу,
Грива вьётся на ветру. (Конь.)
Никоноровна:
У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки).
Они всё время ссорятся, рычат и шипят друг на друга. Как мы можем помочь помириться? Кто знает мирилку?
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось –
Нужно просто стать добрей!
И мириться поскорей!
Дети берут игрушки (кота и щенка), рассказывают мирилку.
Мирись, мирись, больше не дерись,
А то бабушка придёт, тебе уши надерёт!
Давай с тобой мириться и во всём делиться,
А кто не будет мириться, с тем не будем водиться!
Никоноровна:
Теперь они будут жить дружно. Ребята, а вы часто ссоритесь? Так вы
наверно и песню про дружбу знаете?
Исполняется песня про дружбу.
Никоноровна:
Ребята, раз вы такие дружные, то, наверно, играть тоже любите? Давайте
поиграем в игру «Никанориха», про мою тёску.
Музыкальная игра «Никанориха»
Проводится под русскую народную мелодию. Дети идут по кругу. В центре ребёнок – «козлёнок», он идёт противоходом. Дети поют слова:
Никанориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никанориха ругается,
А козёл –то упирается.
После этих слов на музыку А дети идут топающим шагом, на музыку В – разбегаются по залу врассыпную. С окончанием музыки все дети встают по парам, обнимая друг друга. Ребёнок, которому не хватило пары, становится «козликом».
Никоноровна:
Кто из вас водить будет – решить не могу. Чтобы не было обидно, надо
посчитаться.
Считалка
Две заботливых старушки,
Напекли внучатам плюшки.
Все вокруг стола уселись,
Чаю напились, наелись,
Захотели поиграть.
Ты лови! Мне убегать!
Никоноровна: Давайте отдохнём, присядем на лужайку и послушаем пение птиц.
Дети садятся на пол в свободную позу, закрывают глаза и слушают звуки природы. Релаксация.
Музыкальный руководитель:
Что-то наши гости заскучали. Чем мы их можем развесе-
лить, потешить? Ребята, а кто из вас знает смешные потешки?
Шла коза по мостику и виляла хвостиком,
Зацепилась за перила, прямо в речку угодила.
Мы пойдём на улицу
И поймаем курицу,
Если курица плоха,
Мы поймаем петуха!
Ваня, Ваня-простота, купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд и поехал в огород.
В огороде пусто, выросла капуста.
А в капусте червячок, схватил Ваню за бочок.
Музыкальный руководитель:
Вот мы развеселились и гостей потешили. Молодцы! А те-
перь пора прощаться и возвращаться в группу: скажем старушке-веселушке и гостям «До свидания». Садимся в автомобиль и поехали.
Дети «садятся в автомобиль» и отправляются в группу.
Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе
Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»
Программное содержание:
Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.
Материалы и оборудование к занятию:
Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы « Би-ба-бо », маски-шапочки, домик-теремок, крот- руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приводит детей в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель:
– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?
Дети:
– ТЕАТР!
Музыкальный руководитель:
– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?
Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.
– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?
(Ответы детей)
– А вы хотели бы стать артистами?
Дети:
– Да
– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:
–Раз, два, три - повернись
И в артиста превратись!
Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!
(Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).
Музыкальный руководитель:
– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?
Воспитатель достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.
(Дети рассказывают сначала о маске радости).
Музыкальный руководитель:
– Когда у нас бывает радостное настроение?
Дети:
– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).
(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).
Музыкальный руководитель:
– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?
(Ответы детей).
Музыкальный руководитель:
– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.
(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).
Музыкальный руководитель:
– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).
– Здравствуйте, ребята!
Я – забавный старичок
А зовут меня - Молчок
Мне, ребятки, помогите.
Скороговорки расскажите.
И увидите вы то,
Что уж знаете давно.
Воспитатель:
– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?
Дети:
Да.
Воспитатель:
А как надо говорить скороговорки?
Дети:
Быстро, чтобы было понятно
Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.
Музыкальный руководитель:
– Что же дед хранит в шкатулочке?
Дети:
– Театральные ложки.
Музыкальный руководитель:
– А сможете вы их оживить?
Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).
Дети: (проговаривают):
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит
– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.
Музыкальный руководитель:
– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?
Дети:
Ширма.
Музыкальный руководитель;
Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы.
– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?
Дети:
– Надо научить ее говорить.
Музыкальный руководитель:
Кто желает оживить куклу?
(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).
– Здравствуй, киса. Как дела?
Что же ты от нас ушла?
– Не могу я с вами жить.
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
Музыкальный руководитель:
– А чему еще мы учим кукол?
Дети:
– Учим двигаться.
Музыкальный руководитель:
– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».
(Дети показывают)
Этюд с куклами девочка и бабушка.
Музыкальный руководитель:
– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.
(Подошли к зеркалам).
Музыкальный руководитель:
– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.
– Свет ты зеркальце, скажи
Нам всю правду расскажи.
Что ребятам надо сделать
– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.
Вам задания я дам
Выполнить спешите.
Этюды на мимику и движения:
– Удивитесь, как Незнайка,
(дети показывают движением, мимикой удивление)
– Загрустите, как Пьеро,
(дети показывают грусть, опускают руки)
– Улыбнитесь, как Мальвина
(дети показывают улыбки)
– И нахмурьтесь, как дитё.
Зеркальце:
– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.
(Дети прощаются с королевой зеркал).
Музыкальный руководитель:
– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?
Дети:
Куклы «Би-ба-бо».
Музыкальный руководитель:
– А, почему они так называются?
(Ответы детей).
– Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.
Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).
– Мишка, ты куда идешь?
И в мешочке что несешь?
– Это меда три бочонка,
Для малютки, медвежонка
Ведь без меда он, бедняжка,
Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.
Музыкальный руководитель:
– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие.
(Стоит домик).
Музыкальный руководитель:
– Это что еще за домик
На пути у нас стоит
Подойдем к нему поближе
Кто живет в нем, поглядим.
(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)
Воспитатель:
– Маски–шапочки живут.
В гости всех нас они ждут.
Мы сейчас наденем их.
И расскажем всё про них.
(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)
Ребёнок:
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь
– Я тут! Я на чеку-у!
– Я всех вас допеку-у!
– Кукареку! Кукареку!
Уснули дети. Свет потух.
(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).
– молчи, горластенький петух!
(петушок тоже приседает)
Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.
– Славный домик, милый крот!
Только слишком узкий вход.
– Вход, лисичка, в самый раз.
Он не впустит в домик вас.
Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).
– А сейчас время для музыки.
Я предлагаю вам потанцевать.
(Кот приглашает мышку).
Звучит музыка «Найди пару»
Кот:
– Мяу, мышка!
Спляшем польку.
Подадим гостям пример.
Мышка:
– Я сплясала бы, но только
Мышке кот не кавалер!
Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.
Танцевальная импровизация.
Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.
Музыкальный руководитель:
– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).
Стоит Снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.
Музыкальный руководитель:
– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.
Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!
Песня «Кукляндия», муз.Т.Овсянникова, сл.М.Пляцковского.
Воспитатель:
– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.
Спасибо всем!
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.2013
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.2009
3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.2008
4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 2010
5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.2012