Конспекты музыкальных занятий в подготовительной группе доу. Открытое занятие по восприятию музыки в подготовительной группе «Экскурсия в галерею Музыки. Музыкально ритмическая игра
Жанна Акулова
Итоговое музыкальное занятие в подготовительной группе
Ход занятия:
М. р. Доброе утро ребята, проходите! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну музыки .
Но чтобы отправиться туда мы должны выполнить задание - ключ к вратам этой замечательной страны.
Ребята вы уже знаете, что в музыке существуют различные жанры. С какими жанрами вы знакомы, назовите их.
Сейчас прозвучит музыка . О пределите ее жанр и отметить ее характер движением.
Марш, вальс, марш, полька, песня.
Молодцы вы справились с заданием. Ну что же страна музыки открыта для вас .
Проходите, присаживайтесь.
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
Звучит Вивальди Весна
Не правда ли,- прекрасная музыка ? (музыка выключается ) .
Ребята вспомните название этой пьесы…. весна.
О чем рассказывается в ней?
А как зовут композитора. написавшего такую красивую музыку .
Антонио Вивальди
А скажите, сколько частей в этой пьесе. А сейчас Саша поможет мне выбрать схему частей этой пьесы.
Ребята, это именно та схема? …. объясни, почему Саша выбрал именно эту схему.
М. Р. Ребята! Прислушайтесь. Что-то стало очень тихо! А может жители замечательной музыкальной страны еще не проснулись? Давайте разбудим их своей веселой песней, но сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем! (идет эмоциональное настраивание детей на занятие ) .
Вот иду я вверх, вот иду я вниз! Скажите, ребята как мы спели мелодию. Весело или грустно? А как в музыке называется веселое настроение …. мажор, а сейчас как звучит мелодия. Споем ее вместе …минорно.
Молодцы по моему мы разбудили жителей страны музыки . А вот вот и Мажор и Минор проснулись.
А давайте вспомним нашу веселую распевку «Бычок» и поприветствуем их В ней как раз звучит и мажорное и минорное настроение.
Проводится распевание группы .
Мажор и минор приготовили для вас муз. загадку. Послушайте Отрывок песни и назовите ее. (Господин теплый день)
М. Р. Правильно. Сейчас я хочу попросить выйти…. и исполнить первый куплет песни.
Исполняется песня «Господин теплый день» обр. Г. Левкодимова.
М. Р. Маша исполнила песню одна. Как называется исполнение одного человека
Дети : Соло.
М. Р. Правильно, он исполняла соло., а если с Алиной вместе станет петь песенку еще и Вова. Как будет называться их ансамбль из двух человек? (дует)
А если мы споем втроем? (трио)
А сейчас мы споем эту песню все вместе, значит как? Хором.
Давайте отдохнем и поиграем в веселую игру кока кола.
Ну что же продолжаем наше путешествие. И мы в гостях у марша. Мелодии этого муз. жанра всегда звучат очень торжественно. Например как вступление этой песни. Вспомните ее название.
М. р. А Теперь споем ее все вместе, хором и постараемся передать ее торжественный маршевый характер. Исполнение песни «Танк» муз. М. Картушиной.
М. Р. Мы с вами так хорошо пели, что проснулись и другие жители замечательной страны, страны музыки .
А вот житель этой страны скрипичный ключ.
Он приготовил для вас задание.
Скажите пожалуйста, какие звуки вы знаете, по высоте звучания?
(высокие, средние, низкие)
А какие звуки бывают по длительности звучания? (короткие и долгие) .
А сейчас он предлагает вам поиграть в игру долгие и короткие звуки. Давайте прохлопаем такую схему.
А вот и проснулся и другой житель музыкальный страны .
Барабан1 Это один из музыкальных инструментов группы… . Кажется я забыла… помогите мне ребята как называется группа этих инструментов … . а этих.
Молодцы ребята.
М. Р. Ребята, мир музыки это не только песни и инструменты, но еще и танцы. Давайте сейчас станцуем веселую «кадриль» . Мальчики, приглашайте девочек.
Прежде всего повторим движение шаг навстречу…Встаем лицом друг к другу, держась за пальцы правыми руками и на 1… выполняем шаг навстречу, 2- шаг назад, 3…. Навстречу, на четыре, поворот под рукой мальчика.
Исполняется танец
М. Р. Ребята, наше музыкальное путешествие подходит к концу, и на прощание жители муз страны решили устроить звездный бал в вашу честь ребята! И предлагаю вам вспомнить танцы звезд небесных и морских. Вы согласны?
Мальчикам я предлагаю превратиться в морских звезд,а девочкам в небесных. А гости выберут самых красивых во время вашего танца.
А теперь выберите, фигуру жителя муз. страны задания которого вам понравились больше всего.
МАДОУ «Мальвина» г. Ноябрьск ЯНАО.
Музыкальное занятие для подготовительной к школе группы
Цель: Учить детей различать изобразительность музыки.
Задачи:
Формирование основ музыкальной культуры
ознакомление с элементарными музыкальными понятиями
Ход занятия: Дети входят в зал и становятся по ковру в россыпную.
Муз. рук.: Ребята, сегодня я вам предлагаю исполнить приветствие в новой форме…. И мы познакомимся, кто в какое время года родился.
Игра-приветствие «Кто родился зимой?…
Муз. рук.: Вот мы и поприветствовали друг друга и знали кто в какое время года родился. Мы поиграли, оживленно подвигались и сейчас я предлагаю вам присесть на стульчики и поиграть в «Музыкальные загадки»
1. «Болтунья» В. Волков- знакомое произведение.
Дети: «Болтунья»
Муз. рук.: А как вы можете охарактеризовать, кто такая болтунья.
Дети: Она много говорит…… она ко всем подбегает и болтает, болтает…. Она прыгает.
Муз. рук.: А теперь давайте поговорим о том, как музыка помогла понять вам этот образ, о ее звучание, характере.
Дети: Она быстрая….. Прыгающая…. Скачущая…. и т.д.
Муз. рук.: А сейчас вы услышите, новую музыкальную картинку и попробуйте отгадать кто в ней прячется, а музыка своими красками вам поможет.
2. » Две плаксы»В. Волков- новое произведение.
Муз. рук.: Как вы думаете, кто прячется в этой музыкальной картинке.
Дети: Нехочуха….Ведьма….Вредина… Кто-то очень неприяный.
Муз. рук.: А почему у вас музыка вызвала такие образы?
Дети: Она неприятная… некрасивая…..злая…..
Муз. рук.: Я вам скажу, что вы почти угадали, а образы в этой картинке называются «Две плаксы».Кто такой плакса вы конечно знаете. Сколько есть плаксивых, капризных мальчиков и девочек. Когда они хотят новую игрушку, сладости или еще чего-нибудь начинают капризничать и иногда добиваются своего.
Вы правильно отгадали мои загадки. Скажите, а мелодия у Болтуньи и Плаксы похожи?
(исполняются фрагменты).
Дети: У Болтушки мелодия веселая, светлая, а у Плаксы неприятная, скучная.
Муз. рук.: Я хочу вам пожелать быть хорошими, добрыми детьми, а если вдруг вам захочется покапризничать вспомните, как звучит Плакса, ведь именно такие звуки приходится слушать вашим мамам. А ведь совсем недавно, мы их приглашали на праздник, посвященный «Дню матери» и обещали их слушаться. Давайте вспомним очень добрую и ласковую песню «Мама у меня одна».
Только скажите мне пожалуйста, что мы с вами делаем, перед тем как исполнить песню.
Дети: Распеваемся.
Муз. рук.: Правильно, мы сейчас вспомним распевку «Самовар и чайничек» (распевка исполняется несколько раз, с ускорением темпа).
После распевания дети исполняют песню «Мама у меня одна» Муз и сл. М. Саликова
Муз. рук.: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Даааа….
Муз. рук.: В одной волшебной деревне жили веселые гномики. Они очень любили петь песни, устраивать пляски. А злая колдунья, жившая в соседнем лесу очень не любил смех и веселье, и однажды она всех гномиков превратила в домики…. Как плясали гномики в хороводе так и застыли. Скажите, а дома могут двигаться?
Дети: Нет.
Муз. рук: Гномики очень страдали, ведь они не могли теперь двигаться. Но у них была подружка добрая Фея. Она не могла снять колдовство, но у нее была музыкальная шкатулка и когда из нее звучала музыка, гномики оживали и начинали плясать. А как только музыка замолкала, гномики вновь замирали. Давайте мы сейчас с вами превратимся в волшебные домики и поиграем.
Игра-упражнение «Волшебные домики» — дети выстраиваются по кругу парами, двигаются под музыку, сохраняя расстояние между парами.
1.Танцевальный бег парами
2.Боковой галоп, руки «лодочка»
3.Танцевальный бег тройками
Муз. рук.: Мы с вами поиграли и вспомнили танцевальные движения. Помните я вам в начале сказки, говорила, что гномики любили танцевать в хороводе. А кто скажет, когда и взрослые и дети любят водить хороводы?
Дети: В Новый год …..
Муз. рук.: Этот праздник любят все и взрослые и дети. Он дарит много радости, веселых забав и сюрпризов. И я предлагаю вам вспомнить хороводы вокруг елки и поиграть.
Игра «Елочки пенечки» — Дети водят хоровод, с высоким подъемом ног.На припев показывают движениями «елочки» — руки вверху, стоять прямо, «пенечки» — присесть. При ускорении следить, чтобы дети не переходили на бег.
После игры в темпе детям необходимо восстановить дыхание, педагог предлагает сдуть снежинки с ладошки: 1 – глубокий вдох и прерывистым выдохом сдувать по одной снежинке. 2 – глубокий вдох и протяжным выдохом сдуть все снежинки.
В конце занятия педагог и дети вспоминают, какие новые музыкальные загадки они слушали, педагог обращает внимание на то, что музыка может передавать не только настроение, но и черты характера.
Напоминает, что скоро Новый год и необходимо для дедушки Мороза приготовить подарки: песни и танцы.
Муз. рук.: (пропевает) До свиданья!
Дети: (пропевают) До свиданья!
Маргарита Горбатюк
Музыкальное занятие в подготовительной группе
Цель : Формировать .
Задачи :
музыкальные впечатления .
музыку .
4. Развивать музыкальный слух , память, чувство ритма, умение понимать изобразительные и выразительные возможности музыки .
5. Расширять знания о простейших элементах музыкальной грамоты .
6. Обучать игре на простейших музыкальных инструментах .
занятиях , развивать речь.
8. Приучать проявлять уважение у своим товарищам, умение слушать других.
Программное содержание.
1.1 Вход под марш.
1.2. Песенка приветствие.
2. Упражнение.
«Веселые палочки» Можжевелова. Развивать умение свободно переходить от интенсивного, энергичного движения к более спокойному.
Танцевальное движение.
«Выставление ноги на пятку и одновременно разводить руки»
3. Слушание.
Развивать умение осознанно, вдумчиво воспринимать музыкальное произведение на примере «Камаринская» Чайковского.
а) Песня «Дудочка» русская народная песня обработка Карасевой. Упражнять детей в точном воспроизведении голосом постепенного движения мелодии вверх и вниз, прохлопать ритмический рисунок.
б) Узнавать песню Попатенко «Русская сторона» , разучить 3 куплет песни, отрабатывать дыхание, развивать образное восприятие музыки .
5. Музыкально – ритмические движения.
6. Творчество.
Игра «Ку-ку» - развитие импровизационных навыков в пляске.
7. Угра в оркестре «Итальянская полька» .
8. Музыкально ритмические движения.
Танец «Весело в танце кружимся» .
9. Заключительная часть.
Ход занятия.
Дети входят в зал под «Марш Богославского»
Муз. руководитель : приветствует их попевкой «Здравствуйте, дети»
Дети : отвечают.
Муз. руководитель : с каким настроением вы пришли на занятие ?
Дети : отвечают.
1. Музыкально – ритмические упражнения.
1.«Веселые поскоки» муз. Можжевелова.
Дети выполняют поскоки, а с изменением характера музыки переходят на кружащий шаг.
Муз. руководитель : обрашает внимание детей на то, чтобы они соблюдали правильную осанку и безопасность.
2. Танцевальное движение под русскую народную мелодию.
Выставление ноги на пятку и одновременно плавно разводить руки. (показ ребенка) .
3. Марш – идут к стульчикам.
2. Слушание.
Муз. руководитель играет отрывок из «камаринской» П. И. Чайковского и просит детей вспомнить название и автора произведения, сказать что оно изображает (портрет) .
Дети : П. И. Чайковский в Камаринской изобразил пляску.
Муз. руководитель : Чайковский очень любил слушать народную музыку . На основе некоторых мелодий композитор написал свои собственные произведения.
Звучит такая мелодия и в «Камаринской» , вот послушайте 9играю партию правой руки). Взяв за основу простую, незатейливую народную мелодию, композитор сочинил пьесу для фортепиано.
Показываю карточки с изображением детей танцующих вальс, польку, народную пляску.
Скажите, пожалуйста, какая из иллюстраций подходит к музыке ?
Дети выбирают карточку с народной пляской. Далее муз. руководитель предлагает послушать запись «Комаринской» в исполнении русских народных инструментов и рассказать какие инструменты они услышали. (дети отвечают и показывают картинку с инструментами) .
Муз. руководитель : отличается ли музыка , исполненная на фортепиано от той, которую исполняют русские народные инструменты.
Дети : конечно. Музыку в исполнении русских народных инструментов слушать интереснее, ведь играет сразу несколько инструментов с разными голосами.
Муз. руководитель : действительно «Комаринская» в исполнении русских народных инструментов звучит ярко и сочно. Скажите, ребята, что вы себе представляете, слушая «Камаринскую» ?
Дети : Пляску танцора.
Муз. руководитель : как он танцует?.
Дети : Сначала это были движения ритмичные, но не очень быстрые, как будто танцор только настраивается. Но потом на смену спокойному характеру приходит разудалый веселый, все ускоряющийся перепляс.
Вскоре танцор устает и танцует уже не так быстро и вот он медленно заканчивает свою пляску.
а) Муз. руководитель : сегодня на занятии мы разучим новую песенку. Отгадав загадку вы узнаете название этой попевки.
В лесу вырезана,
Гладко затесана
Поет заливается
Как называется? (дудочка)
Затем дети знакомятся с самой попевкой, которая называется «Дудочка» русская народная в обработке Киселевой.
Определяется характер песни, направление движения мелодии. Она спокойного характера, напевая, плавная, мелодия плавно то поднимается, то опускается (показывают на нотном стане) . Прохлопать ритмический рисунок попевки.
Затем дети исполняют попевку, показвая движениями как они играют на дудочке (на слова ду-ду-ду) .
Следить за певческой позицией.
б)Муз. руководитель наигрывает мелодию песни.
Ребята, назовите песню и композитора, написавшего музыку к ней (портрет) .
Дети : Эта песня называется «Русская сторонка» композитора Попатенко.
Муз. руководитель : О чем поется в этой песне?
Дети :В песне поется о родной стороне, о ее красоте, бескрайних просторах (рассматривают иллюстрации)
Муз. руководитель : Соответствуют ли эти иллюстрации песне?
Дети :Да соответствуют.
Сейчас мы разучим 3 куплет (Пою сама) .
А сейчас вы споете 3 куплет «цепочкой» т. е. каждый по фразе.
Теперь поем его все вместе. Берем дыхание между фразами и удерживаем его до конца фразы. Дыхание надо брать тихо и незаметно, для этого следим за певческой позицией. Поют 3 куплет.
Муз. руководитель : а сейчас исполним всю песню, ласково, певуче, хорошо пропевая окончания, одновременно беря дыхание, вовремя вступая после вступления. Следить за певческой позицией. Выложить строение песни.
4. Танцевальное творчество
Муз. руководитель :
а сейчас, детвора,
поиграть пришла пора.
Познакомимся с игрой «Ку-ку»
Стоим парами, выполняем движения по тексту, а а проигрыщ каждая пара придумывает свои движения.
5. Игра на детских музыкальных инструментах .
Муз. руководитель :Играете и тацуете вы хорошо, а вот какие вы музыканты сейчас посмотрим .
Дети разбирают инструмент.
Звучит «Итальянская полька» Рахманинова.
6. Музыкально -ритмические движения.
Муз. руководитель :
Снова музыка звучит .
Нам сидеть не велит.
Разве можно не танцуя
Слушать музыку такую .
Танец «Весело в танце кружимся»
7. Заключительная часть.
Муз. руководитель : Вспомним чем мы занимались на занятии .
Дети : отвечают.
Муз. руководитель : молодцы!
Я желаю вам всего доброго!
Чаще слушайте музыку , и вы станете лучше, добрее, умнее!
Анализ занятия .
Цель : Формировать музыкальные способности детей .
Задачи :
1. Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, обогащать музыкальные впечатления .
2. Вырабатывать исполнительские певческие навыки.
3. Совершенствовать навыки движения под музыку .
4. развивать музыкальный слух , память, чувство ритма, умение понимать выразительные возможности музыки .
5. Расширять знания о простейших элементах муз. грамоты.
6. Обучать игре на простейших муз инструментах.
7. Повышать творческую активность детей на занятиях , развивать речь.
8. приучать проявлять уважение к своим товарищам, умение слушать других.
Для решения этих задач использовались следующие методы и приемы :
Наглядный : иллюстрации к песне, картинки для определения танца, карточки с муз. инструментами, нотный стан, портреты композиторов.
Словесный – беседа, загадка, вопросы и ответы, объяснение по содержанию игры.
Практический – показ танцевального движения, исполнение «Камаринской» Чайковского на фортепиано, отработка дыхания в песне.
Дети были вниматенльными на занятии , активными, отвечали на вопросы. Поставленные задачи удалось реализовать в полном объеме.
Структура непостредственно образовательной деятельности включает в себя следующие этапы.
1. психологический настрой : песенка – приветствие.
2. музыкально – ритмические упражнения «Веселые поскоки» Можевелова. Танцевальные движения.
3. слушание : «Комаринская» Чайковского.
4.1 попевка «Дудочка» .
4.2. «Русская сторонка» .
5. Танцевальное творчество : игра «Ку-ку» .
6. игра в оркестре «Итальянская полька» Рахманинова.
7. Музыкально -ритмические движения : «Весело в танце кружимся»
8. Заключительный этап. Подвели итоги совместной деятельности.
В образовательной деятельности использовала интеграцию 10 областей развития.
1. Музыка – формировала эмоциональную отзывчивость, обогощала музыкальные впечатления .
2. Познание – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей в области музыки , знакомство с творчеством Чайковского, Попатенко.
3. Социализация – развитие игровой деятельности. Игра «Ку-ку» , игра на детских музыкальных инструментах , развитие самостоятельности, инициативность.
4. Коммуникация – развитие речи детей, обогащение словаря (беседы, вопросы и ответы) .
5. Безопасность – формировала основы безопасности при выполнении музыкально -ритмических упражнений, игра «Ку-ку» , танцы.
6. Здоровье – следила за осанкой при выполнении музыкально -ритмических движений и певческой позицией при пении.
7. Физическая культура – накопление и обогащение двигательного опыта.
8 .ЧХЛ – загадывала загадку, использовала художественное слово.
9. Художественное творчество – развивала танцевальное творчество в игре «Ку-ку» .
10. Труд – убрали дети музыкальные инструменты .
Программное содержание. Показать виды певческой деятельности для развития певческих навыков и творческих способностей.
Пение для развития музыкального восприятия : пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звука (развитие сенсорных способностей).
Исполнение песен: пение с сопровождением и без него; пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах, пение для сопровождения движений (хоровод).
Пение в музыкально-образовательной деятельности: пение вокальных упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний.
Песенное творчество: импровизация, сочинение мелодий к заданным текстам.
ЦЕЛЬ. Воспитание у детей певческой культуры. Приобщение их к музыке. Развитие вокальных (звукообразование, певческое дыхание, дикция), хоровых (чистота мелодической интонации, ансамбль) и творческих навыков. Учить каждого ребенка самостоятельно находить нужную певческую интонацию, развивать ладовый слух.
Закрепление пройденного материала.
Оборудование ( демонстрационный материал): макеты деревьев, изображающих лес; домик; игрушки лесных зверят, к которым прикреплены задания; «волшебный» колокольчик; детские музыкальные инструменты (колокольчики, музыкальные коробочки, треугольники, музыкальный молоточек); фланелеграф с нотами и скрипичным ключом.
Раздаточный индивидуальный материал: маленькие фланелеграфы по количеству детей, нотные знаки к ним.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети входят в музыкальный зал под фонограмму песни Шаинского «Вместе весело шагать», здороваются с музыкальным руководителем.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие. В дороге нам надо будет преодолеть различные препятствия, выполнить разные задания. А путь нам будет указывать «волшебный» колокольчик, который мы возьмем с собой. Но сначала нам надо спеть попевку про эхо, чтобы не заблудиться в лесу.
Дети исполняют попевку «Эхо» (муз. и сл. Андреевой).
А теперь, ребята, мы пойдем по тропинке в лес.
Музыкальный руководитель подводит детей к дереву, на котором сидит кукушка и звонит в «волшебный» колокольчик.
- Ребята, посмотрите, кто это сидит на дереве? Что это за птица?
- Дети:
Кукушка!
М.р. – Да, ребята, это кукушка. Давайте споем про нее песенку.
Дети поют песню « Артистка » (муз. Д. Кабалевского, сл. Викторова), подыгрывая себе на вступление и проигрыш на муз. инструментах.
М.р. – Молодцы, ребята! Пойдем дальше.
Дети с муз.рук. подходят к дереву, за которым сидит ежик. Звонит «волшебный» колокольчик.
М.р. – Ребята, кто это прячется за деревом?
Дети. – Ежик!
М.р. – Правильно. Он приготовил нам задание, а какое, сейчас узнаем.
Музыкальный руководитель читает задание:
Дети выкладывают нотки на нотоносце, показывая поступенное или скачкообразное движение и направление мелодии; пропевают интервалы.
М.р. – Ребята, давайте построим мостик через ручей на большом фланелеграфе.
Дети выкладывают гамму до мажор .
М.р. – Вот какой мостик из ноток получился, прямо как в нашей песенке «Звуки музыки». Давайте ее споем.
Дети поют песню «Звуки музыки».
М.р. – Ой, ребята, посмотрите, какой домик впереди… (Звонит в «волшебный» колокольчик). Но чтобы попасть нам в него, надо исполнить пальчиковую речевую попевку «Смехота».
М.р. – А теперь давайте посмотрим, кто же в домике живет, и какое задание он нам приготовил.
Муз. рук.берет задание у хозяина домика и читает его:
«Сочините свои мелодии на знакомые стихи, пропев их с интонацией, услышанной в тексте:
1. Спокойно, убаюкивающе –
Баю-баю-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
2. Светло, радостно -
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись
3. Нежно, ласково -
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди, котя, ночевать –
Нашу деточку качать.
4. Испуганно -
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
5. Шутливо, озорно -
Антошка.Антошка,
Соломенная ножка.
Сам с вершок,
Голова с горшок!»
Дети сочиняют и исполняют попевки.
М.р. – Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. Вот и закончилось наше путешествие в лес, и мы снова вернулись в детский сад. Давайте споем нашу попевочку «Вот такая чепуха».
Дети исполняют попевку «Вот такая чепуха».
М.р. – Ребята, что же нам помогло в нашем путешествии справляться со всеми заданиями?
Дети. – Музыка и песенки.
М.р. – Правильно, ребята, нам везде в жизни помогает музыка. Так давайте споем нашу любимую «Песенку – чудесенку».
Дети поют «Песенку – чудесенку».
М.р. – А еще, ребята, нам помогает наша дружба. Мы с вами знаем «Хоровод дружбы». Давайте исполним его и покажем, какие мы дружные ребята.
Дети исполняют «Хоровод дружбы».
М.р. – Вот и закончилось наше занятие. Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями, преодолели все препятствия. А что же вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем музыкальном путешествии?
Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями.
М.р. – Я приготовила вам подарок – альбом и краски, чтобы вы нарисовали то, что вам больше всего понравилось на занятии. До свидания, ребята!
Дети благодарят музыкального руководителя за подарок, прощаются и покидают музыкальный зал под фонограмму песни Шаинского «Вместе весело шагать».
Конспект организованно-образовательной деятельности.
Художественно - эстетическое развитие. Музыкальное воспитание.
«В парке музыкальных загадок» (в подготовительной к школе группе)
Автор: Гарипова Зульфия Раисовна, музыкальный руководитель, МБДОУ№13 «Рябинка», город Азнакаево Республика Татарстан.Описание: конспект музыкального занятия. Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ.
Цель
: Развивать творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности.
Прививать любовь детей к музыке.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знание детей о зиме, через слушание музыки, пение.
- обогащать словарный запас, учить детей высказывать свои чувство, мысли о прослушанном произведении.
- упражнять детей в различении ритмических рисунков.
Развивающие
:
- развивать у детей чувство ритма и слух.
-формировать певческий голос.
-развивать творческие способности: фантазию, воображение.
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к музыке.
- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
- вызвать у детей желание слушать инструментальную музыку.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, словесное объяснение.
Наглядные: показ иллюстраций, портрета композитора.
Практические: музыкальные игры, творческие задания.
Предварительная работа:
- беседа о зимних изменениях в природе
-рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем.
- разучивание песен, игр, стихов на зимнюю тематику.
Оборудование
: картины зимы, портрет А.Вивальди, маленькие и большие снежинки, иллюстрация скрипки, нотки вырезанные из картона, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники на каждого ребенка, султанчики на каждого ребенка.
План
-организационный момент
-приветствие
Упражнение «Саночки»
-песенное творчество «Спой свое имя»
-слушание «Зима» А.Вивальди из цикла времена года
-распевание «Метель»
-музыкальная игра «Простучи ритм»
-пение «Под новый год» Зарницкая, Шумлин.
-муз. ритм. движение «Танец снежинок»
-итог занятия
Ход занятия.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте ребята. Ребята я очень рада видеть вас в музыкальном зале. Вижу у вас сегодня хорошее настроение и хочу пригласить вас в парк музыкальных загадок. В волшебном парке за правильные ответы вы будете получать волшебные нотки.Музыкальный руководитель : Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Музыкальный руководитель : Правильно, наступила зима, выпал белый снег, кругом сугробы. Ребята на чем мы сможем быстрее добраться в парк?
Дети: На лыжах, на ледянках, на машине, на санках.
Музыкальный руководитель: Правильно ребята можно по разному добраться, но мы сегодня поедим на «саночках».Ребята посмотрите как правильно сделать санки (показываем вместе с воспитателем).Мальчики вытягивают руки назад, а девочки за них держаться. Вот так и получаться санки. Спинку держим прямо, головки приподняли.
Упражнение: «Саночки»
Музыкальный руководитель : По хлопку меняем направление движения, дальше повезут девочки.(выполняют упражнение под музыку).Музыкальный руководитель : Вот мы и добрались до парка. Но зайти в парк можно только через вот эти волшебные ворота. Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы пройти.
Дети: Спеть песню, станцевать, рассказать стихотворение.
Музыкальный руководитель : Здесь есть волшебная нотка, сейчас я загляну и прочитаю задание. «Ребята, спойте свои красивые имена и волшебные ворота вас пропустят».
Песенное творчество «Спой свое имя»
: Развивать творческие способности детей, умение импровизировать.
(ребята пропевают имена и проходят через ворота).
Музыкальный руководитель:
А теперь присядем на стульчики, отдохнем с дороги. Сели все удобно.
Музыкальный руководитель
: Ой, ребята здесь еще одна волшебная нотка. Посмотрим, что на ней написано?
«Дорогие ребята, мы рады видеть вас в парке, но сидя на стульчиках, мы предлагаем вам послушать музыкальное произведение, определить его характер.
Музыкальный руководитель
: Ребята, мы послушаем музыкальное произведение зарубежного композитора Антонио Вивальди из цикла времена года-«Зима».Слушайте внимательно, можете закрыть глазки чтобы сосредоточиться. А потом мне расскажете свои впечатления, что вы представили, когда слушали это произведение.
Слушание: «Зима» А. Вивальди
: Развивать умение определять характер, средства музыкальной выразительности.
Музыкальный руководитель
: Ребята, какую зиму хотел изобразить композитор в своем произведении?
Дети: суровую……
Музыкальный руководитель:
Вначале мы услышали равномерные отрывистые аккорды – наверно композитор изобразил резкие порывы ветра, который метет снег. Природа как будто скована стужей. Ребята, а какая была музыка по характеру?
Дети: Взволнованная, тревожная, беспокойная, грозная, вьюжная.
Музыкальный руководитель
: Ребята вы правильно определили характер, а как вы думаете это произведение исполнял один инструмент или много?
Дети: Много инструментов.
Музыкальный руководитель
: Правильно, а как называется одновременное звучание нескольких инструментов?
Дети: Оркестр.
Музыкальный руководитель
: Молодцы! какой инструмент солировал? (если не угадают, загадываю загадку)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны
Мотив звучит издалека
Поет про ветер лунный
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбки
Звучит мечтательный мотив
Его играет ……….
Дети: скрипка.
Музыкальный руководитель
: Ребята, подул холодный ветер, загудела метель. Изобразите, как завывает ветер?
Дети – ууууу
Музыкальный руководитель
: Ребята, все встали, сейчас все вместе вспомним как надо правильно стоять во время пения.
Если хочешь стоя петь
Головою не верти
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись
Раз! Вдох! И запел
Птицей звук полетел
Руки, плечи – все свободно
Петь приятно и удобно.
Распевание: «Метель».
Музыкальный руководитель :С ветром прилетела еще одна нотка, сейчас посмотрим что на ней. Ребятки здесь же снежинки. Нам предлагают сыграть в музыкальную игру «Прохлопай ритм». Будьте, внимательными большие снежинки это будут долгие звуки, а маленькие…….
Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай ритм».
развивать ритмический слух.
Музыкальный руководитель
: А теперь музыкальная загадка.(звучит отрывок песни).Как называется эта песня?
Дети: «Под новый год».
Музыкальный руководитель
: какой характер этой песни?
Дети – Веселый, радостный, задорный.
Музыкальный руководитель
: Сейчас мы с вами будем артистами и споем дружно, весело эту песню.
Пение «Под новый год».
работать над чистотой интонации, артикуляцией.
Музыкальный руководитель: Последняя нотка приглашает нас на танцплощадку. Везде сугробы, поэтому пойдем на площадку шагом.
Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу
Проложи другим дорогу.
Музыкальный руководитель
: Как приятно смотреть на падающие снежинки. Как будто они исполняют свой танец, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю на время превратиться в снежок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец, возьмите султанчики.
А пока девочки готовятся танцевать мальчики должны взять музыкальные инструменты. А какие инструменты подойдут больше для танца снежинок. (если мальчики затрудняются ответить загадывая загадку).
Он под шапочкой сидит
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать
Слышен будет перезвон
Динь-дон-дон.
Мы будем с вами аккомпанировать девочкам.
Танец снежинок.
Музыкальный руководитель : Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Вот и подошло к концу наше путешествие в парк. Сейчас вспомним, чем мы занимались в парке?Ребятки, посмотрите, почти все получили волшебные нотки. Те ребята у кого нет нот, не расстраивайтесь. На следующих занятиях вы будете активней и тоже получите нотки. Нам пора возвращаться, давайте попрощаемся