Роман братья карамазовы. Достоевский "братья карамазовы" - роман о россии

Когда берешь в руки потрепанный томик романа «Братья Карамазовы» Достоевского и читаешь его, перед глазами предстают судьбы людей – отца Федора, трех его сыновей, женщин, – Грушеньки и Екатерины Ивановны, – которые сыграли роль в их судьбах. Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, первые страницы романа раскрывают образ старца Зосимы из монастыря, человека, ведущего праведную жизнь и пытающегося наставить членов семейства Карамазовых, один из которых – младший сын Алексей – является его послушником. Именно по инициативе этого смиренного паренька происходит встреча старца Зосимы с его семьей, целью которой является решение важного вопроса. Но чтобы понять, что там произошло, нужно сначала вкратце коснуться описания характеров каждого из Карамазовых.

Федор Карамазов – отец семейства, – хотя и считался помещиком, отличался жадностью и жестокостью, ни с кем не считался и вел беспорядочный образ жизни в пьянстве и многочисленных пороках. Его сын от первой жены Аделиды Ивановны – Дмитрий – с раннего детства не знал отца и воспитывался то у двоюродного дяди Петра Александровича Миусова, то у двоюродной тети, одной из московских барышень, а когда та умерла – у её дочери. Неудивительно, что, не имея надлежащего воспитания, юноша рос взбалмошным, вел беспорядочный образ жизни, не доучился в гимназии, дрался на дуэли, прокутил немало денег и в конце концов наделал долгов. Характерно, что папу своего, Федора Павловича, Дмитрий увидел уже после восемнадцати лет.

А тот сначала откупался от сына мелкими подачками, а потом и вовсе оказалось, что имущества, которое принадлежало Дмитрию, уже нет: слишком много долгов наделал молодой человек.

Второй женой Федора Павловича, от которой родились еще два сына – Иван и Алексей, – была Софья Ивановна. У этой бедной девушки-сиротки – печальная предыстория: она воспитывалась у вдовы генерала Ворохова, женщины знатной, властной, ревнивой и своенравной. Так что замуж за Федора несчастная Соня пошла отнюдь не от большой любви, а под гнетом обстоятельств: слишком уж хотелось избавиться от тирании так называемой «благодетельницы».

Обманчивые надежды

Выйдя замуж, девушка попала, как говорится, «из огня да в полымя»: новоиспеченный супруг прямо при ней устраивал дикие оргии с другими женщинами, кутил и, конечно же, ни во что не ставил жену. Неудивительно, что при такой жизни Соня заболела, а вскоре, когда младшему сыночку Леше было около четырех лет, умерла.

Так дети оказались у генеральши – той самой, у которой когда-то воспитывалась и Соня. Их, грязных и запуганных, эта боевая старуха забрала у слуги Федора – Григория. Самому же отцу, чего, впрочем, и следовало ожидать, не было до сыновей никакого дела.

Теперь пришла пора описать характеры Вани и Леши, которые после смерти генеральши воспитывались у её наследника Ефима Петровича, человека порядочного и честного, губернского предводителя дворянства.

Средний сын Алексей рос угрюмым и замкнутым. С детства он осознавал, что находится в чужой семье, а отец у них с братом какой-то непутевый. Но этот мальчик, кроме всего прочего, стал проявлять способности к учебе, из-за чего в тринадцать лет попал к знаменитому преподавателю, другу детства Ефима Петровича. Молодой человек окончил гимназию, а затем и университет. На жизнь он зарабатывал написанием маленьких статей, в то время пользующихся спросом.

Прошло время – и средний сын вдруг неожиданно для всех приехал к отцу, которого до сих пор никогда не знал. Но что удивительнее всего – прекрасно ужился с ним и даже имел влияние на этого человека со столь несносным характером.

Что касается третьего сына Алеши, он был полной противоположностью братьев. Этот двадцатилетний юноша отличался человеколюбием и воплощал в себе многие положительные качества, не хотел судить людей, но и не боялся их, не помнил обиды, слыл стыдливым и целомудренным. Где бы Леша ни появлялся, его любили все, но в гимназии иногда сверстники позволяли себе насмешки в его адрес. Находясь в монастыре, куда попал по собственному желанию, Алексей был сильно привязан к старцу Зосиме …

Следует заметить, что у Карамазова был еще один сын, к женам его не имеющий никакого отношения. Это – слуга Смердяков, плод порочной связи Федора с юродивой, бродяжкой Елизаветой. Он служит в доме лакеем и поваром и пользуется доверием хозяина (а может быть, и отца). Кстати, здесь будет не лишним совсем немного коснуться образа самой Лизаветы. Эта девушка – один из самых загадочных персонажей. Она не принимает участия в развитии романа, но знает обо всем, что происходит вокруг.

Внутренний мир этой героини исследуется автором глубоко и тщательно. Девушка чувствует, что Иван презирает зло, которое царит в её душе, и обращается к нему как к своему мучителю. Её любовь – это любовь-ненависть, это страдание. Ей противна фальшь и ложь этого мира, ей все противно, и поэтому она не хочет жить. Но именно Лиза подмечает, что люди любят преступление: «Послушайте, теперь вашего брата судят за то, что он отца убил, и все любят, что он отца убил». Впрочем, этой части сюжета мы коснемся чуть позже.

Теперь же вернемся к событию, произошедшему в тот день, когда вся семья собралась вместе для решения важного вопроса в келье старца Зосимы. Надо сказать, повод был фальшивым – имущественный спор: Дмитрий считал, что отец должен ему крупную сумму денег, Федор же с этим категорически не соглашался. Люди, пожелавшие съехаться, чтобы обсудить проблему, имели разные цели – брат Иван, например, и неверующий Миусов решили посетить это собрание из простого любопытства. Когда все – отец семейства, братья, Петр Александрович Миусов, его дальний родственник Петр Фомич Калаганов – прибыли на место, началась беседа. Разговаривали долго, и, как упоминалось выше, не пришли к общему мнению – особенно Дмитрий и Федор Павлович, которых это дело больше всех касалось. Напротив, между ними разгорелся большой скандал, но все же удивляет поведение в этой ситуации старца Зосимы и отношение его к каждому присутствующему. Он в самый разгар словесной перепалки вдруг стал на колени перед старшим сыном, и – попросил у всех прощения.

После этого уже никто не смог оставаться в келье… Гости разошлись – и старец Иосиф благословил Алешеньку быть рядом с братьями, хотя тому очень уж хотелось остаться. Что поделаешь – бывает так, что человеку, вопреки его желаниям, необходимо быть там, где он нужнее…

Но, кроме наследственных вопросов, был еще один повод для спора между Дмитрием и Федором Павловичем. Оба были страстно влюблены в Грушеньку, бывшую содержанку старого купца Самсонова, – женщину хотя и красивую, но неуступчивую и яростную. Она не уступает ни отцу, ни сыну, она смеется над ними и становится причиной ненависти. Она ввергла их в рабство – своего сладострастия и желаний. Дошло до того, что Дмитрий в порыве чувств высказывает мысль убить отца, а отец говорит, что «раздавит Митьку, как таракана».

Еще один персонаж романа

В романе фигурирует еще одна героиня – настоящая невеста Дмитрия: Екатерина Ивановна. Это – благородная девушка. Её отец когда-то недосчитался казенных денег, и Дмитрий восполнил недостающую сумму, ничего взамен не попросив. Сейчас молодой человек чувствует свою вину перед девушкой, потому что прокутил с Грушенькой три тысячи, которые дала Екатерина для пересылки её сестре в Москву.

Старший сын не любит Екатерину Ивановну. Более того, он уступает ее Ивану (который неравнодушен к этой девушке), чтобы снять с себя обязательства и уйти поскорее к Грушеньке. Надо сказать, Катерина отказывает Ивану, говоря, что будет верной только Дмитрию. Иван, слыша это, намеревается надолго уехать. Лишь спустя время, под давлением тяжелых обстоятельств, Екатерина поймет, что на самом деле любит не Дмитрия, а Ивана.

А война за Грушеньку между Федором Павловичем и Дмитрием продолжается. Вдруг отца Карамазовых обнаруживают дома с проломленным черепом. Подозрение, конечно же, сразу падает на того, кто неоднократно грозился убить Федора Павловича – Дмитрия. Это подтверждают множественные улики, и старший сын Карамазов подвергается аресту. Но Иван неожиданно получает от Смердякова признание в убийстве. Он в шоке, ведь думает, что преступление произошло с его подачи – слишком уж повлияли на Смердякова рассуждения о вседозволенности. Ночью слугу Карамазовых находят повешенным. Иван предъявляет суду доказательство виновности лакея – пачку полученных от него банкнот.

Суд не верит этим показаниям (скорее всего сын-лакей оговорил себя, чтобы покрыть настоящего преступника). И тут в судебный процесс вмешивается Катерина Ивановна, предъявив документ особенной важности – письмо Дмитрия, в котором он сообщает о намерении убить отца и забрать деньги.

Далее следуют яркие по своей сути и красноречивые выступления местного прокурора и известного адвоката Фетюковича, которые рисуют картину российской карамазовщины и умно рассуждают о предпосылках преступления Дмитрия – среде, в которой он находился, несносном характере отца. Но убийца есть убийца, хотя и невольный. Старшего сына Карамазова осуждают на 12 лет каторги. После суда с ним случается нервная лихорадка, и Екатерина Ивановна приходит к нему. Она признается, что «Дмитрий навсегда останется язвой в её сердце», даже несмотря на то, что она любит другого, а он – другую.

Здесь вы можете ознакомиться с кратким содержанием “Униженные и оскорбленные” Федора Достоевского, написанного им после возвращения со ссылки и передающего его впечатления о горе и страдании людей.

Узнайте больше о книгах талантливого русского писателя – художника и мастера слова Федора Достоевского, который в своих произведениях затрагивает темы философии, религии, истории и этики. В них обнажается проблема бедности и тех пороков, которые приводят человека к краху личности.

Произведение «Братья Карамазовы» заканчивается тем, что Алеша присутствует на похоронах сына капитана Снегирева – Илюшеньки Снегирева. Младший брат Карамазов призывает мальчиков, с которыми у него завязалась крепкая дружба при посещении Ильи в больнице, быть добрыми, никогда не забывать друг о друге. Ведь жизнь прекрасна, когда делаешь хорошее.

После всего вышеизложенного можно немного порассуждать о самом происхождении романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы», который является итоговым произведением автора, потому что написан накануне его кончины. Он публиковался в журнале «Русский вестник» в 1879-1880 гг и вызвал множество отзывов как читателей, так и критиков. «Никогда я еще не имел такого успеха» – писал автор. С выходом в свет романа Достоевский стал в глазах читателей духовным учителем.

Шедевр проверенный временем
Что еще удивляет? С момента публикации романа прошло более ста лет, но до сих пор это талантливо написанное произведение продолжает будоражить умы людей.

И вот только один маленький отзыв современной читательницы: Мне говорили, что Федора Достоевского трудно читать, но “Братья Карамазовы” я прочитала на одном дыхании. Меня очень впечатлила эта книга. “Братья Карамазавы” – лишнее подтверждение того, что наши мысли, слова, взгляд, даже движение брови – все чему мы не придаем значения, может изменить многое: не только нашу жизнь, но и жизнь людей, которые нас окружают. Прочитав это произведение, начинаешь следить не только за поступками, но и за тем, что говоришь; начинаешь думать, что твои слова и поступки не всегда приводят к хорошему, что они могут нанести вред не только тебе, но и тем, кто рядом с тобой. Настоятельно советую всем прочитать эту гениальную книгу гениального автора».

“Братья Карамазовы” краткое содержание

5 (100%) 6 votes

Идея создать «психологическую драму» о противостоянии братьев возникла у Достоевского в 1874 году, хотя образы героев романа он начал разрабатывать гораздо раньше. Несложно заметить параллели в характерах персонажей из разных произведений автора: Алеши Карамазова и Грушеньки с князем Мышкиным и Настасьей Филипповной («Идиот»), Ивана Карамазова с Раскольниковым («Преступление и наказание»), старца Зосимы со святителем Тихоном («Бесы»).

Сюжетная линия произведения более четко оформилась после знакомства в остроге с осужденным Ильинским, которого по ошибке сослали на каторгу за убийство отца. В первых черновиках романа Дмитрий также носит фамилию Ильинский.

«Братья Карамазовы» – итог, осмысление всей жизни Достоевского. Воспоминания детства здесь соединены с раздумьями и впечатлениями последних лет, а образы Дмитрия, Ивана и Алексея символизируют три этапа духовного развития самого автора. Роман имеет сложную, многоплановую структуру, его жанр трудно поддается определению. События происходят в течение двух недель, но в это короткое время вмещается столько историй, споров, конфликтов, идейных столкновений, что хватило бы на несколько произведений детективной, философской и семейно-бытовой драмы.

Действие романа заключено между двумя судебными процессами: разбирательством старца Зосимы и криминальным судом над Дмитрием Карамазовым. И такая последовательность символична . Достоевский достоверно показал, что нравственное падение героев, их отступление от морали, пренебрежение духовными истинами приводит к преступлению.

Роман состоит из двенадцати частей (книг). Первые две – вступительные. В третьей книге представлены отрицательные персонажи – отец семейства Федор Павлович и лакей Павел Смердяков. В четвертой книге читатель знакомится с теми, кто ведет «приличный» образ жизни (Катерина, Снегиревы, отец Ферапонт), но их «праведность» продиктована не глубокими убеждениями, а выгодой соблюдать приличия. Только в пятой и шестой книгах появляются главные герои – Иван, Дмитрий, Алеша, Зосима. Затем Достоевский подвергает братьев испытаниям, в которых проверяется жизненное кредо каждого. В книге седьмой – Алексея, восьмой и девятой – Дмитрия, в одиннадцатой – Ивана. В заключительной двенадцатой книге суждения и нравственные устои героев оценивает общество.

Достоевский стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своих персонажей, слой за слоем обнажить их душу, понять мотивы противоречивых поступков, нравственных терзаний, сомнений и заблуждений. Достигает он этого при помощи широкой амплитуды выразительных средств: от монологов-исповедей до идейных споров, скандалов и оскорблений. Резкие повороты сюжета, конфликты интересов и мнений, подлинный водоворот разнообразных страстей держат читателя в постоянном напряжении.

Но главная задача автора – не интрига. Достоевский изобразил в «Братьях Карамазовых» обобщенную формулу «загадочной русской души» с ее стремлением «забвения всякой мерки во всем» , одновременно и разрушительной, и созидательной. Двойственность, осознанное отрицание веры и необходимость в ней как в спасительном якоре, смесь эгоизма и самопожертвования, вечное блуждание в плену ложных ценностей – таким представляется писателю русский человек.

Характерная для Дмитрия, Ивана, Смердякова и Федора Павловича социально-нравственная деградация получила название «карамазовщина». Осуждение этого явления, исцеление от него и есть, по мнению Достоевского, путь к нравственному возрождению русского народа. А в царстве «карамазовщины», в атмосфере вседозволенности, жестокости и эгоизма преступление неизбежно. И виновны в нем все.

Виновен отставной офицер Дмитрий, человек истово верующий. Но это не мешает ему избивать отца и грозиться убить его. Митя не совершил столь страшное преступление, но допустил его в своем сознании, замышлял против родного человека. И этого он не может себе простить. Дмитрий принимает несправедливый приговор суда, стремясь через раскаяние и страдание очистить свою душу.

Виновен и средний брат – интеллигент, атеист и философ Иван. Именно его проповедь об отсутствии Бога, о неистребимости зла в человеке и вседозволенности направляет руку Смердякова. Иван осознает себя главным убийцей. Его образ является предостережением для русской интеллигенции, у которой в эпоху Достоевского и в более поздние времена была чрезвычайно популярна идея развития человека на новый лад, путем освобождения от религиозных оков. Внедрение этой идеи в малограмотные, духовно неразвитые умы привело мир к величайшим разрушительным теориям.

Младший из братьев Алеша – тип нового религиозного правдоискателя. В самом начале произведения Достоевский подчеркивает исключительность этого образа, его значение. Раньше положительные герои противопоставляли себя негативной среде, стремились с ней бороться и уничтожать идейно, а то и физически. Алексей Карамазов не противопоставляет себя миру. Напротив, он идет к людям, напутствуемый духовным наставником старцем Зосимой.

Алеша стремится понять и простить каждого: хитрого развратного отца, вспыльчивого Дмитрия, богоборца Ивана. Он чувствует, что нужен всем им. Без его любви и поддержки семья Карамазовых обречена на гибель, а души близких на вечное странствие во тьме заблуждений.

Алексей всем сердцем верит, что в людях много хорошего. Будущее человечества, вслед за Зосимой, он видит в духовном совершенствовании личности: «Чтобы переделать мир по-новому, надо, чтобы люди сами… психически повернулись на другую сторону» .

Виновен ли Алеша в смерти отца? Косвенно да, поскольку знал о намерениях Дмитрия, о настроениях Ивана, но не предпринял ничего, чтобы остановить беду.

В образах трех братьев писатель изобразил три основные тенденции развития русского общества. Символично, что у них общий корень – загнивающее и отмирающее барство 60-х годов (образ отца ), а также общая вина. И каждый получает свою расплату. Убит Федор Павлович, Смердяков покончил жизнь самоубийством, сходит с ума Иван, идет на каторгу Дмитрий. А Алексей? Ему предстоит жить со всем этим.

В романе представлены три поколения: отцы, дети и «мальчики» - одноклассники Илюши. Это новая, зарождающаяся Россия. Не зря «Братья Карамазовы» заканчиваются сценой, где 12 мальчиков, собравшись вокруг Алеши, дают клятву служить добру.

К роману «Братья Карамазовы»

Ещё в 1862 году мечталось Фёдору Михайловичу «о появлении хоть к концу-то века» «какого-нибудь такого великого произведения, которое выразит стремления и характеристику своего времени так же полно и вековечно, как, например, «Божественная комедия» выразила свою эпоху».

Мечтал, но оставил всего лишь предисловие к замыслу. Это должен был быть итог : «Никогда ни на какое сочинение моё не смотрел я серьёзнее, чем на это».

Всё продуманно, чётко, но носит следы незавершенности, предварительности, подготовки - это «вступительный» роман.

В центре «идея о возрождении вновь человека» . Это всё та же идея о «восстановлении погибшего человека», которую уже в 1862 году Достоевский считал основой произведения дающего бессмертие.

Но эту идею Достоевский так и не осуществил. Он провёл нас через «ад» и оставил в преддверии «чистилища». Но «ад» - великолепно.

Русская литература тяготела к энциклопедичности: Пушкин, Гоголь, Некрасов, Толстой – «мысль народная», «мысль семейная».

У Достоевского - потрясающая энциклопедия человеческих страданий, преступлений, надлома и надрыва: нет преступления, которое не обратилось бы в наказание, «не терзало бы душу из круга в круг». (Архитектоника «Братьев Карамазовых» зиждется на таких кругах, зримым разграничением которых являются заборы (Старая Русса), в центре их – дом Карамазовых, близ них, но вне их – монастырь.).

К 1868 году сложился замысел цикла романов «Атеизм», где современный русский человек в своих скитаниях по России теряет, ищет и находит веру. Алёша Карамазов должен был потом стать таким героем. Тема «мальчиков», на первый взгляд не связанная напрямую в «Братьях Карамазовых» с основным сюжетом романа, играет огромную роль. (Замысел романа «Детство» тоже органично вошёл в текст «Братьев Карамазовых»).

Вспомним, что в конце 60-х Достоевский работал над темой «Житие великого грешника», а это – генеральный конспект готовившегося в мысли произведения, предисловием к которому и явились «Братья Карамазовы».

Вплотную к работе над «Братьям» Достоевский приступает в 1874 году – «обдумывание в деталях». Он вновь обращается к истории Ильинског о, попавшего в острог по обвинению в убийстве и через 10 лет освобождённого, так как обнаружился убийца подлинный.

Потом ещё одна история, произошедшая 20 лет назад в Тобольске. «Два брата, старый отец, у одного невеста, в которую тайно и завистливо влюблён второй брат. Но она любит старшего. Но старший, молодой прапорщик, кутит, дурит, ссорится с отцом. Отец исчезает. Улики на старшего. Осуждают на каторгу… Через 12 лет младший брат приезжает на каторгу, чтобы увидеть брата. Сцена, где братья безмолвно понимют друг друга. С тех пор прошло ещё 7 лет. Младший в чинах, в звании, но мучается, объявляет жене, что это он убил. Конец: тот возвпащается. Этот на пересыльном. Его отсылают. Младший просит старшего быть отцом его детей. «На правильный путь ступил!». Достоевского интересует не столько история соперничества двух братьев, но гораздо больше – возвращение одного из них, «невинно осуждённого», через 12 лет. Контур будущего романа почти готов, но замысел складывался, шлифовался ещё долгие три года.

В декабре 1877 года Достоевский объявил о прекращении «Дневника писателя»: «Готовясь написать один очень большой роман, я задумал погрузиться специально в изучение не действительности, я с нею и будто знаком, а подробностей текущего. Одна из самых важных задач в этом текущем для меня молодое поколение и вместе с тем молодая семья».(«о теперешних детях»). (Уже «Подросток» задумывался как «отцы и дети»).

Так и «Братья Карамазовы» вначале были задуманы как роман об отце и детях.

Была мечта: написать поэму о Христе; о встрече Христа с Великим инквизитором + история с невинно осуждённым Ильинским + роман о молодом, юном даже челоеке, с чистым, как у Мышкина, сердцем, но душа которого уже прикоснулась к мерзостям жизни. Это должен был быть рассказ о пути вызревания идеи, рождении нового человека, способного воплотить собою идею искупления. Что же будет искуплением? Таким образом, речь идёт о романе искушений, за которым последует роман искупления.

В мае 1878 года страшный удар постиг семью Достоевских: умер трёхлетний сын Алёша. Достоевский в середине июня вместе с Сергеем Соловьёвым отправляется в Оптину пустынь. (Там в разное время побывали Киреевские, Гоголь, Лев Толстой). Знаменательна встреча Достоевского со старцем Амвросием (в какой-то мере явившимся прототипом старца Зосимы). 66-летний отец Амвросий действительно личность незаурядная. (В миру – Александр Михайлович Гренков). Он обладал феноменальной памятью, знал 5 языков, увлекался древней и современной философией, обладал поэтическими наклонностями. Это был интеллигентный человек, знаток духовной и книжной премудрости. Он был интересен и людям необразованным, и людям, живущим напряжённой духовной жизнью. Оптина славилась библиотекой в 30 тысяч томов – богословские труды, древние философские, естественнонаучные, медицинские и прочие сочинения.

(Монастырь в Оптиной пустыни расположен у реки Жиздра. Старец – тот же монах, живущий общим со всею братией уставом, но, вместе с тем, своей собственной, особой, более внутренней, чем внешней, жизнью; соучаствует в общей жизни монастыря, но и как бы независим от неё. Дело не в летах и в умудрённости. Учитель жизни, врачеватель нравственных недугов, наставник заблудших душ, нуждающихся в бескорыстном слове, идущем из чистой, ничего для себя лично не желающей души).

К 1878 году план романа был окончательно развит. Сюжет и конструкция скурпулёзно обдуманы. Когда роман был готов, «видимая бесформенность оказалась завершённостью громадного готического собора ». Это архитектурный шедевр Достоевского.

Вернувшись из Оптиной пустыни, Достоевский сел за писание романа. Первая часть появилась в «Русском вестнике» в январе 1879 года. Затем продолжение – в № 2 --6,8,9; и в 1880 году в № - 1,4,7 -10.Эпилог в №11 за 1880 год.

«Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там легче». Через 3 месяца после окончания романа Достоевский умер. Отдельное издание в 2-х томах вышло при жизни писателя и в несколько дней разошлось. (А обсуждение началось ещё раньше: до окончания публикации, уже в 1880 году. Британское «Современное обозрение» пишет в 1880 году: « В Петербурге начал печататься очень интересный роман Фёдора Достоевского»).

Позднее, в 1685 году, Крамской напишет: " Когда я читал Карамазовых, то были моменты, когда казалось: ну если и после этого мир не перевернётся на оси туда, куда желает художник, то умирай человеческое сердце!».

(Чем же и куда хотел Достоевский «повернуть мир »?).

Стремясь раскрыть связь содержания романа с мировыми вопросами, Достоевский вводит образы своих героев в широкий литературный и культурно-исторический контекст. Связь современной эпохи жизни человечества с его прошлым – одна из задач писателя. Эти «главные вопросы » бытия человеческого решались по-разному. В этом романе опять и опять звучат многие из них:

Тема враждующих братьев, отцеубийства («Разбойники» Шиллера; тема «душевного рыцарства» - («Перчатка» Шиллера); демонического бунта, соблазна, искушения – (средневековые мистерии, «Фауст» Гёте); восстановление «погибшего человека» - (Евангелие, «Божественная комедия» Данте, «Хождение Богородицы по мукам», «Отверженные» В.Гюго, «Мопра» Жорж Санд); Тема возможности будущей мировой гармонии, проблемы зла и его преодоления – (ода «К Радости» Шиллера, «Кандид» Вольтера); темы католицизма и инквизиции – («Дон Карлос» Шиллера и т.д.).

В «Предисловии» к Братьям Карамазовым» («Русский вестник, январь 1879) Достоевский пишет о том, что романе дано «жизнеописание человека странного, даже чудака», но «Главный роман второй – это деятельность моего героя уже в наше время, именно в наш теперешний текущий момент. Первый же роман произошёл ещё 13 лет назад и есть почти даже не роман , а лишь один момент из первой юности моего героя». Роман «вступительный».

Действие первого романа происходит тогда же, что и действие романа «Преступление и наказание» (1865), т.е. речь идёт о России обновляющейся, стоящей в преддверии новой, ещё неясной, но, может быть, грозной эпохи.

«Жизнь текущая», скоропреходящие «минутки » и «мгновения» интересны не сами по себе, а своим глубоким, сокровенным, «вдруг » обнаруживающимся смыслом. Часто «минутки» Достоевского – это смысл человеческой жизни, а может быть, жизни всего человечества .

Итак, замысел 2-го романа:

Время действия 2-я половина 70-х годов. Но «начала» этого «теперешнего » момента лежали в моменте «тогдашнем », а «концы» «тогдашнего » текущего момента обнаруживались в моменте «теперешнем» , текущем. О том, что случилось 13 лет назад – «тогда», рассказывается «сегодня».

Момент «теперешний» - важнейшая составная часть «плоти » романа. Авторский взгляд – взгляд из будущего, но для рассказчика – ставшего настоящим. Так сошлись годы 60-е и 70-е, «тогда» и «теперь».

В «Предисловии» речь идёт об одном герое, главном – Алёше. Такой герой – «чудак», «странный человек», «Частность и обособление» - может в иных случаях заключать в себе, в своей жизни и судьбе иной раз сердцевину целого.

Но в первом романе – герой «неопределённый, «невыяснившийся».

Алёша – главный в задуманной дилогии, сейчас – на 2-м плане, как бы «неглавный». А остальные – главные. Алексей ещё только ищет подступы к своей будущей «главной деятельности». (Тогда ему исполнится 33 года).

Сюжетный фокус, центр романа – «катастрофа», преступление, «окровавленное злодейство».

О преступлении:

Ешё в Омском остроге Достоевский много размышлял о преступлении. От внешней стороны – страшной, нелепой, жестокой – к «философии» преступления, уяснению его глубинных, сокровенных причин.

О наказании:

Все эти ссылки, тюрьмы – «не исправляют преступников », они лишь наказывают их, обеспечивая спокойствие общества. Они не исправляют, не устрашают, а число преступлений «не только не уменьшается, но возрастает». Эта тема в романе «Братья Карамазовы» не столько продолжат тему «Мёртвого дома», сколько углубляет её.

Жизнь человека заключена в мире злобы и эгоизма. «Взяты люди в ненормальных условиях. Зло существует прежде них. Захваченные в круговорот лжи, люди совершают преступление и гибнут неотразимо » Неизбежный результат всеобщей «мирской злобы », ненормальных условий – распад человеческих отношений, разобщение людей, доводящее их не только до полного разрыва, не только социальных, но и родственных связей – до преступления. И потому « философия » преступления – это социальная и нравственная философия, трактующая о самих основах человеческого бытия – о природе общества и государства.

(Поэтому Алеша в келье взволнованно следит за разговором). Зосима и Иван в главе «Случайное собрание» говорят о «возрождении вновь человека», «воскресении его», «спасении его», «возрождении падшего ».

Начинает звучать главная тема, основная мысль романа: «Восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнётом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков». Об этом Достоевский размышлял ещё в 1864 году. Речь идёт о трагедии человеческой разобщённости, всеобщей «мирской злобе и о способах и путях преодоления этой ненормальной трагической разобщённости.

Роман «Братья Карамазовы» (1879 – 1880)

Это наиболее сложный по идейному содержанию и художественной структуре роман Достоевского.

В романе обрисована широкая картина жизни России порефрменной эпохи, выведена галерея разнообразных и сложных характеров, разворачивается цепь драматических событий.

В то же время, «Братья Карамазовы» - наиболее насыщенный публицистической и философской мыслью роман Достоевского

Писатель выступает в «Братьях Карамазовых» и как художник, и как мыслитель, проповедник, социолог, философ, публицист .

Он стремится не только поставить перед современниками ряд важных общественных и моральных вопросов, проанализировав жгучие проблемы, выдвинутые общественной жизнью. Он стремится дать на эти вопросы ответ, указать те пути, которые, по его мнению, помогут оздоровить общество.

Достоевский поднял те вопросы, которые волновали великих писателей прошлого, ощутил их как нерешённые и попытался дать на них свой ответ.

Одна фраза прокурора: «Может ли Карамазов по-гамлетовски думать о том, что там будет? Нет, господа присяжные, у тех – Гамлеты, а у нас ещё пока Карамазовы». Вот вам и ряд. Над беднягой прокурором кружится ирония Достоевского. Прокурор незряч и недогадлив, он давно уже окружён фигурами байронического, и выше того – шекспировского масштаба, и это не столько их собственный, сколько масштаб самой русской жизни» (Берковский).

Творчество Достоевского ярчайшее тому подтверждение. Как могло так получиться, что произошло отцеубийство, едва ли не самый страшный грех из известных человечеству? («Король Лир», «Разбойники», «Отец Горио»). Кто виноват? Общество, так сказать, среда? Или сами люди? Отцы или дети? А, может быть, и те, и другие?

Митя ли, создавший вокруг себя атмосферу разгула, разнузданности, насилия?

Иван ли, с его теорией «вседозволенности»?

Какова степень вины Смердякова, поверившего Ивану?

Сам ли растленный старикашка Карамазов, вызвавший у защитника вопрос: «а можно ли вообще судить за убийство такого человека?»ю

Или даже Алёша, накануне убийства оставившего братьев?

Решая эти вопросы, Достоевский пытается ответить, каким путём России не надо идти, на каком её ждёт разложение и духовное оскудение, и где тот путь, тот герой, который преодолеет этот распад, разложение страны и отчуждение, «уединение» людей друг от друга.

Достоевский считал, что художник приходит в мир «чтобы возвестить нам тайну о человеке, душе человеческой!»

Сам о себе: «При полном реализме найти в человеке человека. Меня зовут психологом…неправда. Я реалист в высшем смысле, т.е., изображаю все глубины души человеческой».

Впервые в большом романе Достоевского действие романа происходит не в Петербурге, а в отдалённом от центра небольшом провинциальном уездном городке Скотопригоньевске. И это немаловажное обстоятельство: Писатель желал тем самым покаать, что те социальные, психологические процессы, которые он обрисовывал в романах 60-х годов, перестали быть привилегией Петербурга, они охватили всю страну. Эти процессы непосредственно связаны с ростом капитализма, ломкой традиционного уклада жизни: разложением семьи, распадом старых нравственных норм.

Действие романа отнесено на 13 лет назад (опять впервые) .

Достоевский показывает, что в России не осталось ни одного уголка, где бы ни кипела борьба страстей.

Находящаяся в центре романа семья Карамазовых и другие, описанные в нем семьи (Хохлаковы, Снегирёвы), представляют различные варианты того общего типа семьи, который Достоевский (в романе «Идиот») охарактеризовал как тип «случайного семейства» (Иволгины в «Идиоте»). Нет мира в этих семьях, в них идёт скрытая или открытая борьба, антагонизм между поколениями.

Убийство Фёдора Павловича Карамазова и явилось проявлением такого антагонизма. Но не только о разложении, распаде семьи в пореформенную эпоху свидетельствует убийство. За этим стоит распад старых нравственных норм жизни.

Через весь роман проходит тема «всеобщей неурядицы и бестолковщины нашей настоящей минуты», «расшатанности» до основания «нравственных начал наших», умственной смуты, морального бездорожья, всеобщего разложения.

Главный сюжетный узел – история преступления: суд запутывает дел, Смердяков утверждает себя.

Что стоит за преступлением?

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

Композиция романа сделана мастерски.

1 книга «История одной семейки» - введение об отце и 3-х сыновьях Карамазовых, история их взаимоотношений – до начала действия.

2 книга – «Неуместное собрание». Действие происходит в келье старца Зосимы. Участвуют все главные персонажи – общая беседа – вражда, назревающий конфликт. Затем углубление в причины противостояния героев.

3 книга «Сладострастники» - поочерёдно о каждом из участников будущей драмы (Карамазовых, Смердякове, Катерине Ивановне, Грушеньке)4.

4 книга «Надрывы» - в действие вступают другие герои: отец Ферапонт, штабс-капитан Снегирёв, Ильюшечка, Лиза Хохлакова и её мать – каждый из них несёт свою тему, которая соотносится с главной – конфликт в семье Карамазовых.

5 книга «Pro I contra» -главный герой – Иван Карамазов (важнейшие главы в этой книге и во всём романе – это «Бунт» и «Великий инквизитор»).

6 книга «Русский инок» - главный персонаж – старец Зосима.

Эти шесть первых книг почти лишены внешнего действия – огромную роль в них играют самовысказывания героев.

Вторая половина романа тоже состоит из шести книг.. Происходят новые переломные события.

7 книга «Алёша» (после смерти старца Зосимы Алёша меняет образ жизни. Покидает монастырь. Важен здесь образ Грушеньки).

8 -9 книги. В них разыгрывются 2 драмы: 1. Митя, Грушенька.

10 книга «Мальчики» - важнейшая в общем замысле дилогии.

11 книга «Брат Иван Фёдорович». (основное – свидание Ивана со Смердяковым и глава «Чёрт. Кошмар Ивана Фёдоровича»

ЭПИЛОГ?????7 (закончить)

Основные темы романа «Братья Карамазовы»:

Роман – синтез . В нём в разной степени нашли отражение почти все основные темы и проблемы творчества писателя. Это легко прослеживается :

    «Бедные люди » - основная тема бедных людей, униженных и оскорблённых; тема «маленького человека.

    «Двойник » - тема «маленького человека» и тема двойничества.

    «Хозяйка» , «Белые ночи» - тема мечтателя, начало темы положительного героя; судюба женщины.

    «Записки из мёртвого дома » - тема преступления и наказания.

    «Униженные и оскорблённые » - тема бедных людей, положительного человека.

    «Преступление и наказание » - тема преступления и наказания; тема «восстановления погибшего человека; униженных и оскорблённых; положительного человека. Пафос – «найти человека в человеке».

    «Идиот » - тема «положительно прекрасного человека»; денег; красоты; отцов идетей; «случайного семейства».

    «Бесы» - тема бесовства, безобразия; всеобщего разложении.

    «Подросток» - тема отцов и детей; капитала, семьи; роман-воспитания

    «Братья Карамазовы » - роман-синтез , где сошлись все начала и концы. В разной стпени продолжены, углублены или завершены многие из названных тем, занимавших Достоевского на протяжении всей жизни, всего творчества.

Главные из них :

1. Проблема положительно-прекрасного человека,

2. Проблема веры и безверия, «вседозволенности»,

двойничества;

3. Отцов и детей;

4. Проблема власти денег и капитала;

5. Проблема добра и красоты;

8.Проблема бедных людей и униженных и оскорблённых;

9. Проблема преступления и наказания;

10. Проблема поиска истины, путей развития общества.

Основные принципы творчества Достоевского звучат здесь: «Человек – это тайна…»; «Красота спасёт мир»; «Безобразие убьет»; «»Каждый за всё и всех отвечает»; «Сострадание – главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества»;

«Человек на поверхности земной не имеет прав отворачиваться и игнорировать то, что происходит на Земле, и есть высшие нравственные причины на то.»

Общественно-политическая обстановка в России

конца 70-х – начала 80-х.

Конец 79 года – сплошная цепь террористических акций. В Харькове некий Голбденберг застрелил князя Кропоткина. В Петербурге Мирский стрелял в шефа жандармов Дрентельна. На царя уже три покушения.

Год 80-й начался с известий о новых покушениях. Взрыв в Зимнем дворце. Учреждена «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с графом Лорис-Меликовым. Через несколько дней стреляли и в него. (Казнь Млодецкого ).

Когда берешь в руки потрепанный томик романа «Братья Карамазовы» Достоевского и читаешь его, перед глазами предстают судьбы людей – отца Федора, трех его сыновей, женщин, – Грушеньки и Екатерины Ивановны, – которые сыграли роль в их судьбах. Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, первые страницы романа раскрывают образ старца Зосимы из монастыря, человека, ведущего праведную жизнь и пытающегося наставить членов семейства Карамазовых, один из которых – младший сын Алексей – является его послушником. Именно по инициативе этого смиренного паренька происходит встреча старца Зосимы с его семьей, целью которой является решение важного вопроса. Но чтобы понять, что там произошло, нужно сначала вкратце коснуться описания характеров каждого из Карамазовых.

Федор Карамазов – отец семейства, – хотя и считался помещиком, отличался жадностью и жестокостью, ни с кем не считался и вел беспорядочный образ жизни в пьянстве и многочисленных пороках. Его сын от первой жены Аделиды Ивановны – Дмитрий – с раннего детства не знал отца и воспитывался то у двоюродного дяди Петра Александровича Миусова, то у двоюродной тети, одной из московских барышень, а когда та умерла – у её дочери. Неудивительно, что, не имея надлежащего воспитания, юноша рос взбалмошным, вел беспорядочный образ жизни, не доучился в гимназии, дрался на дуэли, прокутил немало денег и в конце концов наделал долгов. Характерно, что папу своего, Федора Павловича, Дмитрий увидел уже после восемнадцати лет.

А тот сначала откупался от сына мелкими подачками, а потом и вовсе оказалось, что имущества, которое принадлежало Дмитрию, уже нет: слишком много долгов наделал молодой человек.

Второй женой Федора Павловича, от которой родились еще два сына – Иван и Алексей, – была Софья Ивановна. У этой бедной девушки-сиротки – печальная предыстория: она воспитывалась у вдовы генерала Ворохова, женщины знатной, властной, ревнивой и своенравной. Так что замуж за Федора несчастная Соня пошла отнюдь не от большой любви, а под гнетом обстоятельств: слишком уж хотелось избавиться от тирании так называемой «благодетельницы».

Обманчивые надежды

Выйдя замуж, девушка попала, как говорится, «из огня да в полымя»: новоиспеченный супруг прямо при ней устраивал дикие оргии с другими женщинами, кутил и, конечно же, ни во что не ставил жену. Неудивительно, что при такой жизни Соня заболела, а вскоре, когда младшему сыночку Леше было около четырех лет, умерла.

Так дети оказались у генеральши – той самой, у которой когда-то воспитывалась и Соня. Их, грязных и запуганных, эта боевая старуха забрала у слуги Федора – Григория. Самому же отцу, чего, впрочем, и следовало ожидать, не было до сыновей никакого дела.

Теперь пришла пора описать характеры Вани и Леши, которые после смерти генеральши воспитывались у её наследника Ефима Петровича, человека порядочного и честного, губернского предводителя дворянства.

Средний сын Алексей рос угрюмым и замкнутым. С детства он осознавал, что находится в чужой семье, а отец у них с братом какой-то непутевый. Но этот мальчик, кроме всего прочего, стал проявлять способности к учебе, из-за чего в тринадцать лет попал к знаменитому преподавателю, другу детства Ефима Петровича. Молодой человек окончил гимназию, а затем и университет. На жизнь он зарабатывал написанием маленьких статей, в то время пользующихся спросом.

Прошло время – и средний сын вдруг неожиданно для всех приехал к отцу, которого до сих пор никогда не знал. Но что удивительнее всего – прекрасно ужился с ним и даже имел влияние на этого человека со столь несносным характером.

Что касается третьего сына Алеши, он был полной противоположностью братьев. Этот двадцатилетний юноша отличался человеколюбием и воплощал в себе многие положительные качества, не хотел судить людей, но и не боялся их, не помнил обиды, слыл стыдливым и целомудренным. Где бы Леша ни появлялся, его любили все, но в гимназии иногда сверстники позволяли себе насмешки в его адрес. Находясь в монастыре, куда попал по собственному желанию, Алексей был сильно привязан к старцу Зосиме …

Следует заметить, что у Карамазова был еще один сын, к женам его не имеющий никакого отношения. Это – слуга Смердяков, плод порочной связи Федора с юродивой, бродяжкой Елизаветой. Он служит в доме лакеем и поваром и пользуется доверием хозяина (а может быть, и отца). Кстати, здесь будет не лишним совсем немного коснуться образа самой Лизаветы. Эта девушка – один из самых загадочных персонажей. Она не принимает участия в развитии романа, но знает обо всем, что происходит вокруг.

Внутренний мир этой героини исследуется автором глубоко и тщательно. Девушка чувствует, что Иван презирает зло, которое царит в её душе, и обращается к нему как к своему мучителю. Её любовь – это любовь-ненависть, это страдание. Ей противна фальшь и ложь этого мира, ей все противно, и поэтому она не хочет жить. Но именно Лиза подмечает, что люди любят преступление: «Послушайте, теперь вашего брата судят за то, что он отца убил, и все любят, что он отца убил». Впрочем, этой части сюжета мы коснемся чуть позже.

Теперь же вернемся к событию, произошедшему в тот день, когда вся семья собралась вместе для решения важного вопроса в келье старца Зосимы. Надо сказать, повод был фальшивым – имущественный спор: Дмитрий считал, что отец должен ему крупную сумму денег, Федор же с этим категорически не соглашался. Люди, пожелавшие съехаться, чтобы обсудить проблему, имели разные цели – брат Иван, например, и неверующий Миусов решили посетить это собрание из простого любопытства. Когда все – отец семейства, братья, Петр Александрович Миусов, его дальний родственник Петр Фомич Калаганов – прибыли на место, началась беседа. Разговаривали долго, и, как упоминалось выше, не пришли к общему мнению – особенно Дмитрий и Федор Павлович, которых это дело больше всех касалось. Напротив, между ними разгорелся большой скандал, но все же удивляет поведение в этой ситуации старца Зосимы и отношение его к каждому присутствующему. Он в самый разгар словесной перепалки вдруг стал на колени перед старшим сыном, и – попросил у всех прощения.

После этого уже никто не смог оставаться в келье… Гости разошлись – и старец Иосиф благословил Алешеньку быть рядом с братьями, хотя тому очень уж хотелось остаться. Что поделаешь – бывает так, что человеку, вопреки его желаниям, необходимо быть там, где он нужнее…

Но, кроме наследственных вопросов, был еще один повод для спора между Дмитрием и Федором Павловичем. Оба были страстно влюблены в Грушеньку, бывшую содержанку старого купца Самсонова, – женщину хотя и красивую, но неуступчивую и яростную. Она не уступает ни отцу, ни сыну, она смеется над ними и становится причиной ненависти. Она ввергла их в рабство – своего сладострастия и желаний. Дошло до того, что Дмитрий в порыве чувств высказывает мысль убить отца, а отец говорит, что «раздавит Митьку, как таракана».

Еще один персонаж романа

В романе фигурирует еще одна героиня – настоящая невеста Дмитрия: Екатерина Ивановна. Это – благородная девушка. Её отец когда-то недосчитался казенных денег, и Дмитрий восполнил недостающую сумму, ничего взамен не попросив. Сейчас молодой человек чувствует свою вину перед девушкой, потому что прокутил с Грушенькой три тысячи, которые дала Екатерина для пересылки её сестре в Москву.

Старший сын не любит Екатерину Ивановну. Более того, он уступает ее Ивану (который неравнодушен к этой девушке), чтобы снять с себя обязательства и уйти поскорее к Грушеньке. Надо сказать, Катерина отказывает Ивану, говоря, что будет верной только Дмитрию. Иван, слыша это, намеревается надолго уехать. Лишь спустя время, под давлением тяжелых обстоятельств, Екатерина поймет, что на самом деле любит не Дмитрия, а Ивана.

А война за Грушеньку между Федором Павловичем и Дмитрием продолжается. Вдруг отца Карамазовых обнаруживают дома с проломленным черепом. Подозрение, конечно же, сразу падает на того, кто неоднократно грозился убить Федора Павловича – Дмитрия. Это подтверждают множественные улики, и старший сын Карамазов подвергается аресту. Но Иван неожиданно получает от Смердякова признание в убийстве. Он в шоке, ведь думает, что преступление произошло с его подачи – слишком уж повлияли на Смердякова рассуждения о вседозволенности. Ночью слугу Карамазовых находят повешенным. Иван предъявляет суду доказательство виновности лакея – пачку полученных от него банкнот.

Суд не верит этим показаниям (скорее всего сын-лакей оговорил себя, чтобы покрыть настоящего преступника). И тут в судебный процесс вмешивается Катерина Ивановна, предъявив документ особенной важности – письмо Дмитрия, в котором он сообщает о намерении убить отца и забрать деньги.

Далее следуют яркие по своей сути и красноречивые выступления местного прокурора и известного адвоката Фетюковича, которые рисуют картину российской карамазовщины и умно рассуждают о предпосылках преступления Дмитрия – среде, в которой он находился, несносном характере отца. Но убийца есть убийца, хотя и невольный. Старшего сына Карамазова осуждают на 12 лет каторги. После суда с ним случается нервная лихорадка, и Екатерина Ивановна приходит к нему. Она признается, что «Дмитрий навсегда останется язвой в её сердце», даже несмотря на то, что она любит другого, а он – другую.

Здесь вы можете ознакомиться с Федора Достоевского, написанного им после возвращения со ссылки и передающего его впечатления о горе и страдании людей.

Узнайте больше о – художника и мастера слова Федора Достоевского, который в своих произведениях затрагивает темы философии, религии, истории и этики. В них обнажается проблема бедности и тех пороков, которые приводят человека к краху личности.

Произведение «Братья Карамазовы» заканчивается тем, что Алеша присутствует на похоронах сына капитана Снегирева – Илюшеньки Снегирева. Младший брат Карамазов призывает мальчиков, с которыми у него завязалась крепкая дружба при посещении Ильи в больнице, быть добрыми, никогда не забывать друг о друге. Ведь жизнь прекрасна, когда делаешь хорошее.

После всего вышеизложенного можно немного порассуждать о самом происхождении романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы», который является итоговым произведением автора, потому что написан накануне его кончины. Он публиковался в журнале «Русский вестник» в 1879-1880 гг и вызвал множество отзывов как читателей, так и критиков. «Никогда я еще не имел такого успеха» – писал автор. С выходом в свет романа Достоевский стал в глазах читателей духовным учителем.

Шедевр проверенный временем
Что еще удивляет? С момента публикации романа прошло более ста лет, но до сих пор это талантливо написанное произведение продолжает будоражить умы людей.

И вот только один маленький отзыв современной читательницы: Мне говорили, что Федора Достоевского трудно читать, но “Братья Карамазовы” я прочитала на одном дыхании. Меня очень впечатлила эта книга. “Братья Карамазавы” – лишнее подтверждение того, что наши мысли, слова, взгляд, даже движение брови – все чему мы не придаем значения, может изменить многое: не только нашу жизнь, но и жизнь людей, которые нас окружают. Прочитав это произведение, начинаешь следить не только за поступками, но и за тем, что говоришь; начинаешь думать, что твои слова и поступки не всегда приводят к хорошему, что они могут нанести вред не только тебе, но и тем, кто рядом с тобой. Настоятельно советую всем прочитать эту гениальную книгу гениального автора».

“Братья Карамазовы” краткое содержание

5 (100%) 6 votes

«Братья Карамазовы» Достоевского - шедевр мировой литературы. Кроме того, в этом произведении повторились по-новому мотивы и образы предыдущих работ писателя. К созданию романа Достоевский шел всю жизнь. Здесь он поднял важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования людей, вопрос о смысле жизни.

История романа

Замысел романа сложился у автора задолго до написания - после знакомства Достоевского с Д. Ильинским, отбывавшем наказание за убийство отца. Но этого человека осудили за чужое преступление. Осенью 1874 года Достоевский задумал написать на основе этой трагической истории психологическую драму о преступлении, но постепенно замысел писателя перерос в полновесный роман.

Роман создавался в течение трех лет и печатался в «Русском вестнике». Зарисовки «Братьев Карамазовых» Достоевский начал делать осенью 1878 года, а роман окончил в ноябре 1880 года.

Автор очень серьезно подошел к отображению происходящего в романе, советовался с юристами, чтобы наиболее реалистично описывать судебную процедуру, по поводу болезни персонажа советовался с медиками. Место действия воспроизводит Старую Руссу, где автор трудился над своим романом, и где сохранились и дом писателя (в романе дом Карамазова), и дом Агриппины Меньшовой (дом Грушеньки). Достоевский стремился к реалистичности не только быта и жизни персонажей, но и духовного облика героев.

Цель и основная тема

Достоевский в «Дневнике писателя» подробно изложил свои намерения относительно «Братьев Карамазовых». Автор поставил в произведении многие проблемы: духовное и нравственное развитие России и общества, социальная роль суда, отношение отцов и детей. Размышляя в романе о народной России, не мог обойти вопрос и о православии. Автор наполнил роман наболевшими вопросами того времени - здесь много откликов на события общественной жизни. Но главная составляющая романа - прошлое, настоящее и будущее России.

На примере героев произведения «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский показал вехи российской истории. Прошлое России - это уходящее поколение: старик Карамазов, Поленов, госпожа Хохлакова, старец Зосима. Автор противопоставляет их представителям «настоящего» времени - братья Карамазовы, Грушенька, Смердяков, Ракитин. Лиза Хохлакова, Смуров, Коля Красоткин - это представители молодого поколения, «будущего» страны.

И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.

Главные герои

Достоевский в «Братьях Карамазовых» раскрывает читателю взаимоотношения в семье, где отцу нет дела до того, как растут сыновья, что они находят приют в других семьях, пока он гуляет и живет в свое удовольствие. Старший Дмитрий «переезжал» от опекуна к опекуну и познакомился с отцом в восемнадцать лет. Он вырос взбалмошным, создавая видимость благополучной жизни, Дмитрий нещадно занимает деньги.

Средний Иван с детства рос наблюдательным, но замкнутым и нелюдимым. Он хорошо учился, окончил школу и гимназию, сам зарабатывал на жизнь - писал статьи, публиковал их в различных изданиях.

Младший Алеша - добрый, застенчивый человек. Его все любили и относились к нему с уважением. Даже в гимназии, когда его дразнили, он оставался невозмутимым и призывал всех с пониманием относиться к человеческим слабостям и бедам. Алеша хотел всегда служить в церкви, но его благословили на жизнь с отцом и братьями, сказав, что он там намного нужнее.

Персонажи «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, отец и Дмитрий, влюблены в одну женщину - Грушеньку, но она не отвечала взаимностью ни одному из них. В итоге отец с сыном разругались, и старший сын неоднократно грозился убить отца.

Когда Карамазова-старшего нашли с проломленной головой в собственном доме, ни у кого не было сомнений, что это дело рук старшего сына. Тем более что отвергнутая Екатерина Ивановна, скорее всего, из-за мести, предъявляет письмо, в котором Дмитрий пишет о своем намерении убить отца. Средний брат пытался доказать невиновность брата, так как у него были доказательства, что убийца не кто иной, как внебрачный сын их отца. Ивану никто не поверил, Дмитрия осудили на 12 лет каторги.

Заканчивается произведение тем, что Алеша присутствует на похоронах Ильи Снегирева и призывает всех быть добрыми и заботиться друг о друге - жизнь прекрасна, и это лучшее, что у нас есть.

Выводы

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» учит читателя быть терпимее друг к другу, прислушиваться к чужому горю, проявлять сочувствие, любить ближнего. Порой все, чему человек не придает значения - взгляд, вздох, мысли - способно нанести вред. И не только себе, но и тем, кто находится рядом. Человек несет ответственность за свои слова и поступки, потому что рано или поздно придется за них ответить, даже если они были брошены в гневе.