Сценарий мероприятия о русских богатырях. Сценарий мероприятия "богатыри земли русской". музыка «Богатырская наша сила»

Сценарий Познавательного часа «Русские богатыри в народном творчестве»

(для младшего и среднего школьного возраста).

Богатыри Васнецова

— Здравствуйте, ребята!
— Вы много раз видели картину «Богатыри». Ее написал художник В.М. Васнецов в 1898г. Эта картина относится к числу лучших произведений русской живописи и наряду со многим другими замечательными полотнами пользуется большой известностью в народе.
В веках осталось и по сей день, живет добрая память о русском войне как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе.
Героическое прошлое нашей Родины находило отражение в устном народном творчестве. Лучшие былины народ сложил о своих легендарных героях-богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.
Пусть иной раз в былинах они сражаются с вымышленными сказочными злодеями-драконами да Соловьем разбойником, но на деле не раз приходилось храбрым русским войнам участвовать в жестких битвах, в которых решалось судьба страны.
Откуда же черпают русские войны свою неиссякаемую силу?
Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, — от былинных богатырей.
— Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – любимые герои русских былин. Это могучие богатыри, охраняющие русскую землю от врагов.
— Ребята, а что означают приставки к каждому имени богатыря?
— Илья Муромец. Что это значит?
(Родина Ильи – город Муром, село Карачарово).
— Добрыня. Никитич – отчество по имени отца.
— Алеша Попович – из семьи священнослужителей.
— А кто ответит на вопрос?
Какому князю служили эти богатыри и в каком городе он правил?
(Князю Владимиру, в городе Киеве).
На высоких холмах стоял Киев – град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.
За киевскими пригородами и сёлами тянулись леса дремучие, по которым бродили охотники, добывая зверей видимо-невидимо.
А за лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен.
И вот, чтобы сберечь от врагов Землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях.
Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?
Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегал родную землю Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Илья Муромец и Алеша Попович – все они в степи, да в чистом поле несли службу воинскую.
Ребята, посмотрите внимательно на картину.
В центре картины – Илья.
Кудри его побелели и в бороде седина, но лицо молодое, сильное, с острым соколиным взглядом. Все в нем просто и исполнено мощи: и фигура, и конь, и копье, которое он готов пустить в ход.
У Добрыни тонкое, умное лицо. Его кольчуга, меч, сбруя лошади украшены орнаментом, да и сама его красивая, горячая лошадь отличается и от мощного тяжелого коня Ильи, и от простоватой лошадки Алеши.
Алеша красив, молод и удал. Из-под шлема видны золотистые кудри, из-под темных бровей остро глядят глаза. Красная рубаха под кольчугой, желтые сапоги с загнутыми острыми носками и высокими каблуками, покрытый узором пояс изобличают в нем щеголя.
Таким образом, наружность, костюм, вооружение и кони богатырей разные. Художник во всем подчеркивает разницу в их характерах. Что же их объединяет?
Богатыри поднялись на холм, с которого видны широкие просторы, откуда можно ожидать врага.
Илья из-под руки напряженно всматривается вдаль.
Добрыня схватился за меч, вытаскивает его из ножен, готовый отбить нападение врагов.
Добрыня и Илья образуют единую группу: головы их и взгляды повернуты в одну сторону, и стоят они близко друг к другу.
Алеша как будто отстал, кажется, что он подъезжает к ним на своей маленькой, рыжей лохматой лошадке.
Свободно и непринужденно сидит он в седле и, как другие, всматривается вдаль. Левой рукой он держит наготове лук, правой достает из колчана стрелу.
Следуя обычаям народного творчества, художник Васнецов. В отдельных деталях картины часто использует красный цвет: щит Добрыни, сбруя его лошади, рубаха Алеши, копье Ильи. В сочетании с белым, черным и серым красный цвет особенно насыщен и придает картине приподнятое настроение.
Богатыри изображены на фоне величественного и спокойного русского пейзажа с бескрайними просторами холмистых лугов и полей, с серебристой лентой реки, окаймленной темно-зеленым лесом. Пейзаж этот очень подходит к характерам самих богатырей. Он не только величественный – он грозный. На небе тяжелые грозовые облака, они совсем нависли над горизонтом. Холмы покрыты темным лесом.
Таким образом, художник, показывая богатырей, не только любуется их силой и красотой, но вместе с тем как бы объясняет, почему они объединились на страже русской земли.
— Ребята, а каких еще русских богатырей вы знаете?
Микула Селянинович,
— Василий Буслаев, Еким Иванович,
— Гришка – боярский сын, Василий,
— Долгополый, Самсон Самойлович, Дунай Иванович.

— А у одного из русских богатырей была дочка, которая тоже выросла смелой да удалой.
Недаром смогла она собственного мужа спасти от гнева князя Владимира. Как ее звали и каким образом она смогла перехитрить князя? (Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича. Спасла своего мужа Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское татарское и представившись послом из Золотой Орды.
Ребята, а кто из трех богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич).
А какие еще умения, кроме воинских, были у Добрыни? (Он был хорошим дипломатом, недаром князь Владимир назначал его послом, и умел играть в шахматы и на гуслях).
А кто из богатырей ковал сам себе оружие? (Илья Муромец).
А вот Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. От неимоверной силы Алеши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: «кого он возьмет за ручку ручка прочь, кого возьмет за ножку ножка прочь».
Может быть ребята, вы не знаете, но богатыря Илью Муромца даже причислили к сонму российских святых, и у него остался в истории день рождения – первое января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспоминаем и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника Земли Русской.
А ведь не сразу стал богатырем Илья Муромец, сидел сиднем – тридцать лет и три года, а вылечили его калики перехожие – дали испить водицы.
Ребята, а кто знает какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем – разбойником возле реки Смородины).
А еще пришлось ему сражаться с Идолищем поганым, с Калиным – царем.
А теперь, ребята, давайте рассмотрим снаряжение русского война?
1. Как называется головной убор у богатыря? (шлем).
2. Тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (кольчуга).
3. колющее оружие на длинной рукоятке, обычно поединок воинов «один на один» начинался с его использования? (копье, пика).
4. Оружие для обороны: при сражении воин прикрывает им своё тело. (Щит).
5. Оружие для удара по противнику, состоявшее из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава).
Ну, вот ребята, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям и пошла сила русского воинства.
Именно сила духа, мужество и отвага, верность и любовь к Родине помогла нашим бойцам одержать победы и под Сталинградом и под Москвой, и под Курском и ввергнуть в бегство фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Наумова А.А., воспитатель МОУ № 17«Солнышко»

Цель
Воспитание любви к своей Родине, воспитание интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Задачи

  1. Знакомство детей с отдельными эпизодами истории страны через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы.
  2. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
  3. Развитие диалогической и монологической речи детей, обогащение словарного запаса детей.
  4. Развитие коммуникативных навыков детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
  5. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.

Оборудование и материалы

Компьютер, экран, проектор, камень на распутье, береза, картинки с изображением оружия, 2 лабиринта, 6 кеглей, 2 дуги, 2 каната, грамоты, угощение.

Ход занятия

Воспитатель: -Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, гости дорогие!

Я приглашаю вас в удивительное путешествие, которое навсегда запомнится вам. Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

А вы знаете, что такое былина? (это быль, рассказ о том, что было давным давно).

А кто придумывал былины?

Ответы детей:

  • Их сочинял русский народ в давние времена, когда наша Родина называлась Русью.
  • Раньше люди не могли записать то, что сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну

Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Правильно, а кем они были?
Дети: Богатырями.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: -А теперь давайте послушаем стихи о богатырях (дети читают стихи)

Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!


Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети: Да
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!
Как во славном граде Переславле-Залесском,
В детском саду «Солнышко»
Жили не тужили

Дружные ребята из старшей группы

Все красавцы нету слов!
И правила там делами учеными
Княжна Альбина Анатольевна.
Вот решила как-то раз
Княжна издать такой указ...
Воспитатель: Указ
Разудалы добры молодцы и красны девицы!
Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!

Дети, произносят клятву, повторяя слова за ведущей.

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети: Дорогу.
Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь на право

Деньги и слава,

Пойдёшь на лево

Друзей потеряешь и будешь не смелым.

Двинешься прямо

Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель: Ну вот мы и в древней Руси. И нас с вами уже встречают красны девицы.(исполняется танец «Во поле березка стояла…»)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости с заставы скачут богатыри.

Богатыри: Здравствуйте гости дорогие!

1й богатырь : Привёз я вам послание. Вас ожидают испытания.(отдаёт свиток ведущему) Выполняйте все задания в путешествии увлекательном, очень даже занимательном.

Воспитатель: зачитывает первое задание из свитка.

ЗАГАДКИ

2й богатырь:

1я Загадка:

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут

(кольчуга)

2я Загадка

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом

(шлем)

3й богатырь: Отгадайте мои загадки и найдите отгадки.

1я Загадка

Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

2я Загадка

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

Воспитатель: (открывает сундук с богатырским оружием).

Назовите, какое ещё оружие было у богатырей? (Дети по очереди достают карточки с изображением оружия из сундука, называют его и встают с ним в строй).

Вот мы и вооружились. Теперь нам никакой враг не страшен!

Воспитатель: (зачитывает второе задание из свитка).

Каких пословиц только нет – и в каждой мудрый дан совет.

Ребята, назовите пословицы, которые прославляют силу и смелость воинов.

Пословицы:

  • Трудно в учении – легко в бою
  • Один в поле не воин
  • Один за всех и все за одного
  • Смелость города берёт
  • За правое дело стой смело
  • Храбрый побеждает – трус погибает
  • Родину предать – воином не стать
  • Кто смел – тот и цел
  • Сам погибай, а товарища выручай
  • С родной земли умри – не сходи
  • Жить – Родине служить

Воспитатель: (зачитывает третье задание из свитка).

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

(Задание 1 )

Для начала разомнитесь,

По верёвочке пройдитесь,

Со ступать с неё нельзя

Пропасть вас там ждёт друзья.

(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

(Задание 2 )

Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей - разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их ).

(Задание 3 )
Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много щей
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

(Дети перепрыгивают через скамейку )

(Задание 4 )

Все преграды покорились,
И мы дальше в путь пустились.
Но увы, не тут-то было,
Вихрем все вдруг закружило!
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевали,
Свои копья доставали!
(На ширме висят воздушные шарики - головы Змея Горыныча, в которые надо попасть дротиком или копьём.)
Воспитатель: Метко били все по цели
И змеюку одолели!
Он в овраг большой свалился,
Тут же наземь повалился,
Там издал последний вздох,
Да и сразу же издох...

Воспитатель: И на радости такой
Скачем мы теперь домой.

Вот и кончились заданья
Да большие испытанья!

Воспитатель: Потрудились мы на славу отдохнуть теперь нам надо

Физминутка: танец «Богатырская сила» (танцуют мальчики)

Дети читают стихи Натальи Кончаловской :

1й ребёнок

Воином быть совсем не просто,

И я, друзья, скажу вам так,

Что быть отважным, сильным, ловким,

Поверьте, это не пустяк!

2й ребёнок

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

3й ребёнок

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!
Воспитатель: Поздравляю вас, ребята! Заслужили вы награды!
Воспитатель: -А на память я хочу вручить вам грамоты, выданные школой князя Владимира, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными. Чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали былинные богатыри.


Воспитатель: (читает стихотворение Илоны Грошевой " Будущим защитникам "):
Сегодняшний день
Постарайся запомнить
И в сердце его сохрани.
Ты сильный, ты смелый,
И враг вероломный
Боится к тебе подойти.
И есть еще в жизни
Большие дела,
Куда тебя честь
За собой не звала,
Ты смело ступай,
Наготове копье!
Борись за любимых,
За счастье свое!
-Всего всем самого доброго!


Наталья Каминская
Сценарий спортивного праздника «Богатыри земли русской»

Цель :привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом .

Задачи : способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

Обеспечивать высокую двигательную активность.

Развивать физические качества : быстроту, силу, выносливость.

Расширять представление детей о государственных праздниках , воспитывать любовь к Родине.

Оборудование : 2 каната, 4 круга, 2 кастрюли, муляжи фруктов и овощей, 4 обруча, дуги, сундук, яйцо, свиток, 6 воздушных шаров, 2 стойки.

Герои :

Ведущая, Баба Яга - взрослые;

Три богатыря - мальчики , Василиса Прекрасная – девочка (заранее подготовленные дети)

Ведущая : Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Скоро наша страна будет отмечать праздник – День Защитника Отечества.

Все может родная земля ! Накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить свое красотой! И только защитить себя не может.

Давным - давно, на высоком холме, стоял древний город. Окружал его земляной вал , да глубокий ров. С зеленых холмов города, далеко было видно. Видны были широкая река, пахотные земли , да сосновые леса. Без устали разъезжали там богатыри на могучих конях , зорко смотрели : не видно ли вражеских костров, не слышно ли топота чужих коней. Много ратных подвигов на счету богатырском ! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в День Защитника Отечества решили мы вспомнить про дела ратные, про честь богатырскую , про удаль молодецкую.

Звучит запись «Богатырская симфония » А. Бородина, выходит Илья Муромец.

Илья : Я – могучий богатырь !

Больше всех и вверх, и вширь!

Я герой большой картины,

Той, где три богатыря ,

Отгадайте, кто же я!

Вы не видели моих друзей – богатырей ! (ответы детей)

Выходят Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Добрыня : К вам на праздник из былины

Торопились мы не зря!

Алеша : От Князя Владимира послание

Привезли мы вам друзья! (отдает свиток ведущей)

Ведущая : (читает послание) «Горе случилось у нас! Кощей похитил красоту русскую – Василису Прекрасную. Послал я богатырей своих знатных – собрать дружину славную, на смертный бой с Кощеем пойти. Но прежде, испытают вас богатыри на силу , ловкость и смекалку. А коле освободите Василису Прекрасную, да одолеете Кощея Бессмертного, награжу щедро!»

Князь Владимир

Илья : Разудалы, добры молодцы!

Собирайте вы дружины славные,

Да попробуйте вы, силу богатырскую !

Ведущая : а мы две дружины организуем : мальчики – «удальцы» , а папы – «молодцы» . Мальчики – «удальцы» покажите свою силушку богатырскую .

Спортивная композиция «Богатырская наша сила »

(индивидуальный номер с мальчиками)

Ведущая : а теперь, папы «молодцы» , покажут свою силу.

«Конкурс «Кто сильнее?»

(конкурс для пап, за столом, мерятся силой рук)

Добрыня : Что ж, богатыри , внимание,

Второе состязание!

Для начала разомнитесь!

По верёвочки пройдитесь!

Конкурс «Ловкость богатырская »

(пройти по канату с мешочком на голове, участвует команда пап и команда мальчиков)

Алёша Попович : хочу проверить ваш ум, да смекалку!

Ведущая : а вы, девицы, не сидите – добрым молодцам помогите.

Состязание в смекалке

1. Кто из сегодняшних героев – богатырей , имел прозвище «Тихий» ? (Добрыня Никитич) .

2. Кто из богатырей , сам себе ковал оружие? (Илья Муромец) .

3. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка) .

4. Как называется головной убор богатырей ? (Шлем) .

5. Главное оружие Соловья разбойника? (Свист) .

6. Кто из богатырей умел играть на гуслях? (Добрыня) .

7. Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец? (Кольчуга) .

8. Оружие, для удара по противнику, состоящие из рукоятки и тяжёлой круглой ударной части? (Булава) .

Ведущая : Ну, что, богатыри , годятся наши воины для вашей дружины? Берите два отряда в свою дружину.

Богатыри : Ладно, хватит развлекаться, в путь пора нам собираться!

Ведущая : Подождите, дайте молодцам передохнуть перед дорогой трудной. Наши девицы – красавицы для вас хоровод заведут.

Хоровод «Матрёшки»

Ведущая : Ну, вот теперь можно дружине в путь отправляться. Стройся за Добрыней и вперёд марш! (под музыку, проходят один круг по залу и останавливаются) . Добрались мы с вами до Огненной реки. А река эта коварная - кто коснётся её воды, тот сразу сгорит. Давайте думать, как на тот берег перебраться.

«Переправа на плотах»

(2 команды, перебираются на противоположную сторону с помощью двух кругов)

В зал влетает Баба Яга на метле.

Баба – Яга : Ох, русским духом пахнет ! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес набрело! А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите?

Ведущая : Здравствуй, Баба Яга, ты бы нас накормила, напоила, а потом уж и вопросами изводила!

Баба Яга : Да как же я вас всех накормлю? Вас вон сколько а я одна.

Ведущая : Да ты посмотри, сколько помошниц тут сидит (обращает внимание на девочек) .

Баба Яга : А что, они умеют?

Ведущая : Да всё, что положено уметь девочкам, умеют.

Конкурс для девочек «Хорошая хозяйка»

(одна команда варит борщ – отбирают из обруча в кастрюлю овощи, другая команда варит компот – отбирают фрукты)

Баба Яга : И вправду всё делать умеют. Спасибо красавицы, помогли старушке.

Ведущая : Идем, Баба Яга, с Кощеем биться, Василису Прекрасную из темницы вызволять.

Баба Яга : Ох, соколики мои, боюсь я, и вам не советую, не справиться с Кощеем, не одолеть вам его силой богатырскою . Он вед бессмертный, вам надо его смерть найти. А находится она в яйце, а яйцо в сундуке, а сундук спрятан и охраняет его сам Змей Горыныч. Ведут к нему две дороги. Одна длинная, но безопасная, а вторая короткая, но с преградами и трудностями.

Ведущая : Трудностей мы не боимся, показывай короткую дорогу, нам торопиться надо.

Баба Яга : Да вот она дорога – то, ой, проболталась, старая (убегает) .

«Полоса препятствие»

(перепрыгнуть дуги, пролезть в обруч, пройти по гимнастической скамейке)

Перебрались, видят, стоит сундук, а рядом «Змей Горыныч» (стойка, на ней три воздушных шара с нарисованными мордочками) .

Ведущая : Ну, вот мы и добрались до заветного сундука. Посмотрим, что тут?

Победи «Змея Горыныча»

(дротиком, необходимо попасть в шар и проколоть его)

Ведущая (берёт сундук, достаёт яйцо) . А вот и Кощеева смерть, что же надо сделать с этой иглой? (переломить, ломает) Ну вот и всё, Кощея больше нет!

В зал входит Василиса Прекрасная.

Василиса : Спасибо вам, добры молодцы, что спасли меня, Не запятнали честь богатырскую !

Ведущая : Все сегодня удальцы,

Все сегодня молодцы,

Состязались все с задором.

Вы сражались дружно,

Победила дружба!

Награждает Князь Владимир наших пап медалями за участие в нашем празднике , а ребятам дари золотые сладкие монетки.

Давайте, ребята, поздравим пап с праздником и посвятим им песню .

Исполняют песню «Про папу»

Ведущая : Праздник весёлый удался на славу,

И, думаю, всем он пришёлся по праву.

Всем до свиданья, все счастливы будьте,

Здоровы, добры и про нас не забудьте!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45 г. Томска

Сценарий тематического занятия

«Богатыри земли русской»

(старшая группа)

Подготовила музыкальный руководитель

Сценарий тематического занятия «Богатыри земли русской»

(старшая группа)

Под русскую народную музыку дети входят в зал и садятся на стулья.

Ведущая . Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня, накануне великого Дня Победы мы поговорим о богатырях – защитниках нашей страны. А как называется наша страна?

Дети . Россия.

Ведущая. Правильно! Мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран есть на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит, родная, как мама и папа. Вот она, посмотрите.

Ведущая. Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наша страна была меньше и называлась она Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Дети. Богатыри.

Воспитатель. Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Много славных подвигов совершали русские богатыри, оберегая свою землю. Об их подвигах, об их доблестной славе слагались былины и легенды.

Ребёнок. Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Ведущая. А каких самых главных русских богатырей вы знаете?

Дети . Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Ведущая. Правильно. Вот они, посмотрите.

Ребёнок. Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

ПРОВОДИТСЯ ФИЗМИНУТКА «БОГАТЫРИ»

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Дружно встанем – раз, два, три!

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево нужно тоже поглядеть нам величаво.

Наклонились влево-вправо. Получается на славу!

Ведущая. А теперь пора размяться по-настоящему. Вызывайте своих родителей в круг, покажем «Богатырскую силу».

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ ПО ПОКАЗУ «БОГАТЫРСКАЯ СИЛА»

Ведущая . А теперь отдохнём, отгадаем загадки богатырские.

1. Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

2. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

Ведущая . Молодцы! А теперь игра и для ребят, и для родителей. Слушайте внимательно, отвечайте только «да» или «нет».
Наша родина сильна (да)
И у нас она одна (да)
На Руси богатыри есть (да)
Им всегда хвала и честь (да)
Илья Муромец герой (да)
Он был самый молодой (нет)
Соловья он победил (да)
Из автомата подстрелил (нет)
Алеша Попович тоже герой (да)
Он сильный, смелый, молодой (да)
Карабаса в бою победил (да)
На танках боролись богатыри с врагом (нет)
Они воевали с мечом и копьем (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
Он змея сумел победить своей силой (да)
Гордимся мы нашими богатырями (да)
Хотим ли быть такими же сами (да)
Ведущая. Все справились просто замечательно! Веками мудрый русский народ слагал о Родине, о подвигах и воинской доблести своих защитниках пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

Один в поле не воин.
Один за всех и все за одного.
Кто впереди идет, того страх не берет.
Сам погибай, а товарища выручай.
Тяжело в учении – легко в бою.
Где смелость, там и победа.
Шаг вперед – шаг к победе.
Мало победы ждать, надо победу взять.
Военному делу учиться, всегда пригодится.
Умелый боец везде молодец.
Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
Крепка рука у нашего богатыря.
Воюют не числом, а уменьем.
Ведущая
. Встанет утром солнце красное,

Осветит поля, горы, реченьки,

Обогреет всех лучом бархатным

И польётся песня быстрокрылая.

Выходит Солнце (девочка).

Солнце. Сколько вижу я, сколько ведаю,

Расскажу я вам – вы послушайте!

Сердцем слушайте, душой грейтеся

И любовию наполняйтеся

К добрым молодцам, к славе прежних лет,

К Руси-матушки, ко Отечеству! (Уходит)

Выходят добры молодцы: Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Алёша Попович . Здравствуй, Добрыня! Наслышаны мы про твои подвиги.

Илья Муромец . Да и мы, брат, с Алёшей Поповичем тоже время не теряли. Алёша с Тугариным Змеем дрался, а мне с Соловьём-разбойником сразиться довелось. Бывало, как засвищет по-соловьиному, зарычит по-звериному – все леса к земле склоняются, цветы осыпаются, травы сохнут, а люди замертво падают. Только не свистать нынче Соловью-разбойнику, пришёл его срок!

Добрыня Никитич . Славный богатырь, Илья Муромец! Будь у нас в дружине за старшего. Возьми меня и Алёшу во товарищи.

Илья Муромец . А куда поедем, богатыри?

Алёша Попович. Левая дорога ведёт к Чернигову, правая – к морю синему, к тихим заводям, прямая дорога – в Киев, к князю Владимиру.

Добрыня Никитич . К синему морю ехать далеко, к Чернигову ехать незачем: там калачи хороши! Съешь один калач, другой захочется, съешь другой – на перину завалишься. Не сыскать там богатырской славы!

Илья Муромец . А пойдём-ка мы в Киев, к самому князю Владимиру. Становись в дружину и песню запевай! (выходят солдаты)

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ «РУССКАЯ РАТЬ»

Ведущая. Служите Руси родной верою-правдою, берегите землю русскую от врагов-недругов. Я на добрые дела моего благословения нет. Защищайте нашу землю русскую для чести, для воли вольной, для богатырской славушки!

Звучит музыка. Все выстраиваются в линию.

Солнце. Весь народ на Руси богатырей чествует, ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает, воспевает их славные подвиги, поёт песни о том, как защищают богатыри родную Русь! Слава и в наши дни богатырям – защитникам Родины!

Все. Пусть в миру цветёт красавица, вечно любимая русская земля!

Кланяются и под музыку садятся на места.

Ведущая. Наши мальчики, будущие защитники, защищают наших девочек. А девочки, конечно, очень любят танцевать.

ИСПОЛНЯЕТСЯ «РУССКИЙ ХОРОВОД»

Ведущая . После всех ратных дел любили богатыри русские отдохнуть душой, поиграть на музыкальных инструментах. И мы сейчас поиграем.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ОРКЕСТР ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Ведущая . Все русские люди готовы за свою Родину сделать всё! Давайте послушаем песню, которая так и называется «За тебя, Родина-мать!»

ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА «ЗА ТЕБЯ, РОДИНА-МАТЬ!»

Ведущая . Русские богатыри оставили нам, своим потомкам, мудрый завет: защищать свою Родину, беречь её. Быть сильным, храбрым, мужественным и отважным. Любить свою родную землю-матушку, свой народ!

Ребёнок . Воином быть совсем не просто,

И я, друзья, скажу вам так,

Что быть отважным, сильным, ловким,

Поверьте, это не пустяк!

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины своей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Под русскую народную музыку дети и гости покидают зал.

Музыкальный материал:

1. Музыка на вход

2. Танец по показу «Богатырская сила»

3. Музыка на выход солнца

4. Танец «Русская рать»

5. Музыка на выход солнца

6. Танец «Русский хоровод»

7. Оркестр.

8. Музыка на конец.

Атрибуты:

1. Карточки с пословицами для родителей

2. Костю Солнца

3. Костюмы Богатырей

4. Костюмы солдат

5. Костюмы для девочек

6. Музыкальные инструменты

7. Проектор, экран, ноутбук

8. Слайд-шоу «Богатыри»

9. Видеофильм «За тебя, Родина-мать!»

Использованная литература и другие источники:

1. «Старинные пословицы и поговорки», сост. В. Аникина, 1983.

2. «Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче», 2013

3. «Герои русских былин», 2013.

4. Журнал «Музыкальный руководитель», № 8, 2014 год.

5. Журнал «Музыкальный руководитель» № 1, 2012 год.

6. http://www. moi-detsad. ru/zanatia/zanatia4503.html

7. http://www. /watch? v=5DfJQiVuPVs

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 «Золотой ключик» с.Константиновка Краснокутского района Саратовской области

Методическая разработка праздника «Богатыри русской земли»

Воспитатель: Куц Гульмира Саматовна

Сценарий праздника к 23 февраля «Эх, ты, силушка богатырская» Цель: повысить роль и значение отца в формировании личности ребенка. Задачи: Привлечь родителей к активному участию в совместном творческом мероприятии Создать условия для развития взаимоотношений детей и родителей в игровой и музыкальной деятельности Воспитание, добра и справедливости через героев. Развивать музыкальные способности детей. Действующие лица: ведущий, Илья Муромец, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Василиса, дети старшей группы, родители старшей группы. Звучит песня «Лучше папы друга нет» муз. Савельева. Папы входят в музыкальный зал, зрители приветствуют их, занимают заранее подготовленные места. Дети входят в зал, встают у центральной стены. Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Мы не зря начали наш праздник с песни о папе. Ведь папа для каждого ребенка является главным человеком в жизни! Отец-глава семьи хозяин в доме! Каждый мужчина, независимо от профессии по сути- Защитник!.А в древние давние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники- славные Богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском. Есть чему поучиться и позавидовать. Вот и сегодня,через много лет и веков в канун праздника мы решили вспомнить богатырей наших И мы сегодня пригласили наших пап, чтобы устроить отдых вам и вашим детям. Предлагаем чувствовать себя уютно, как дома, ведь детский сад – это второй дом для ваших детей. Приветствовать мы рады всех гостей в этот праздничный февральский день. примите поздравления от ваших детей. Дети читают стихи. 1 ребенок: Здравствуй, праздник! Здравствуй, праздник! Праздник мальчиков и пап! Всех сегодня поздравляет Наш веселый детский сад! 2 ребенок: Наш зал улыбками украшен Гостей –любимых наших пап! Сегодня мы вам всем напомним Как вы ходили в детский сад. 3 ребенок: Как физкультурой занимались, Чтоб стать такими, как сейчас Как кашу с супом уплетали, Чтоб защитить сегодня нас. 4 ребенок: И мы хотим расти скорее, Чтоб вашей славой сменой стать Чтоб быть сильнее и умнее Мы вас примером будем брать! 5.Сегодня день у нас особенный Он раз в году у пап Поэтому при галстуках В гостях у нас сидят. 6. Мы вместе постараемся, чтоб праздник удался, Веселье начинается, Ведь собрались не зря.

В зал входит Илья Муромец с копьем и мечом. Он обходит зал, встает в центре. Я из города, из Мурома. И зовут меня Илья Муромец (отдает поклон). Я стоял за Русь много лет и зим, Не жалея сил, да и времени. Чтобы Русь никогда, на все времена, Воевать, разорять было некому. А пришел я к вам с вестью печальною, Что беда, у нас вдруг приключилась!

Ведущий: Да что ж за беда-то у вас случилась? Илья Муромец: Злой Кощей похитил Василису Прекрасную, и собираю я дружину славную, хочу на смертный бой с Кощеем пойти. Да гляжу я, у вас тут добрых молодцев полным-полно. А не хотите ли вы вступить в мою дружину? Дети: хотим Илья Муромец: Тогда ответьте мне на первый мой вопрос.

Что вы знаете о русских богатырях.

1. Как их звали? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович) 2. А какое оружие было у богатырей? (Копье, меч, лук со стрелами, булава, палица) 3. Как называется головной убор богатыря. \ Шлем. 4. А богатырское оружие в виде тяжелого шара с шипами на рукоятке. \ Булава. 5. А тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, защищающий тело богатыря \Кольчуга. 6. Главное оружие Соловья-разбойника. \Свист. 7. С каким чудовищем сражался Добрыня Никитич? (змей горыныч Илья Муромец: ну что ж, молодцы, не запятнали чести богатырской, силушку бы еще да ловкость вашу проверить да время не терпит, бедная Василиса там в полоне мается- кручинится, горьки слезы льет. Пора нам в поход на Кощея собираться. А путь нам предстоит неблизкий, битва нелегкая, там и проверим вашу удаль молодецкую. Ну-ка, дружина моя, стройся. Танец «Богатырей»(Среди них папы в образе Алеша Попович, Добрыня Никитич) Илья Муромец. Ой, молодцы какие богатыри Илья Муромец - А сейчас проведем мы наглядный урок, Кто из вас самый меткий стрелок? Игра «Самый меткий» Папы соревнуются между собой - кто попадет маленьким мячом в корзину, играют две команды. Затем играют мальчики.. Илья Муромец. Молодцы, справились с заданием!

(входит Соловей разбойник свистит.)

Соловей: - Это кто в мои владенья пожаловал? Что за народ кто вы такие? Илья Муромец: Мы богатыри русские. Я Илья Муромец и друзья мои, Добрыня Никитич да Алеша Попович с дружиною. Идем мы Василису спасать. Покажи дорогу в царство Кощея, Соловей –разбойник. Соловей: - Может и покажу, только для начала испытаю силу вашу молодецкую.

Игра «Самый сильный» (Перетягивание каната, соревнуются папы, затем мальчики) Ведущий: -Садись Соловей разбойник, отдохни да послушай «Песенку про папу» Соловей Разбойник.: Задобрили вы меня своей песней. А теперь урок красноречия, кто из ребят лучше всех расскажет про свою жизнь? 1 мальчик: На лбу бывают шишки, под глазом – фонари, Уж если мы мальчишки, то мы богатыри! Царапины, занозы, нам страшен только йод. Тут, не стесняясь, слезы сам полководец льет. 2 мальчик: Пусть голова в зеленке и в пластырях нога, Но есть еще силенки, чтоб разгромить врага Упрямые с утра мы, опять на бой, в дозор От тех сражений шрамы остались до сих пор. 3 мальчик: Пусть плачут сосульки и ржавые ведра, И мокрые шляпы. Кап-кап… Но мы ведь мужчины, реветь без причины Нельзя нам по чину никак! Соловей Разбойник: Как красочно вы рассказали про свою интересную жизнь! И тем самым мы победили Змея Горыныча. -А теперь к Кощею идите. Прямо пойдете, потом на право свернете, и выдите к царству Кощея. А мне пора! Соловей разбойник уходит и говорит: (-Не одолеть им Кощея он ведь бессмертный.) Илья Муромец. Далека дорога, да и кушать хочется. Надо сделать привал силушки набраться. Игра «Накорми сына» (Участникам завязываются глаза, и они должны накормить сидящего на против ребенка) Б. Яга: - Ух, ух, русским духом пахнет! Ишь, ты, сколько молодцев в мой лес набрело! А ну сказывайте, дело пытаете, аль от дела летаете? Ну отвечайте, кто, вы, да откуда? Илья Муромец: Здравствуй, Баба-Яга! Ты бы нас приветила,напоила, а уж потом вопросами изводила. Баба-Яга: Ой простите старую касатики Да как же я вас всех напою, коль вон вас сколько, а я одна? Илья Муромец: Да ты посмотри, сколько помощниц тут сидит. Баба-Яга: А что они делать умеют? Илья Муромец: : Да все, что положено девочке уметь-умеют. Баба-Яга: Да? А в ступе, как я они летать умеют? Игра «Пролети в ступе» Девочки – одна нога в ведерке, в руке метелка, кто быстрей «долетит» Баба-Яга:И правда, все умеют. Спасибо, красавицы, повеселили старушку. Илья Муромец: Идем мы, Баба-Яга с Кощеем биться, Василису выручать. Баба-Яга: Ой, соколики мои, не справиться Вам с Кощеем, не одолеть его силой богатырскою, он ведь бессмертный. Вам надо смерть его найти, а находится она в яйце, а яйцо в сундуке, а сундук висит на высоком дубе. Ведут к этому дубу две дороги, одна длинная да легкая, другая короткая, но трудная. Илья Муромец: Показывай, где короткая дорога. Молодцы мои трудностей не боятся, а я тем более. Баба-Яга: Через болото пойдете, в пещеру попадете, дальше пойдете, а там и найдете. Игра «Преодолей препятствие» (играют мальчики). Илья Муромец: Ну вот и царство Кощея Бессмертного тревожный музыкальный фон "подсветка" Появляется Кощей. Кощей: Кто посмел явиться в мое царство-государство? Кто своей погибели ищет? Илья Муромец: Мы, богатыри земли русской, пришли биться с тобой, Кощей. Выходи на честный бой! Кощей: Ха-ха-ха, вам меня не победить, я бессмертен! Илья Муромец: Эх, Кощей, знаем мы, где смерть твоя, она в яйце, яйцо в ларце! Кощей: А где ларец, вам неведомо! Илья Муромец: Нам он уже и не надобен. Вот гляди! /показывает. мяч-яйцо/ Кощей: Отдайте! Илья Муромец:-Отними! игра «Отбери мяч» (общий круг Кощею не удается поймать.) Илья Муромец: (в конце) Отдавай Василису, а не то худо будет. (бьет мячом о землю, Кощей убегает с криком) . Входит Василиса: Спасибо Вам, добры молодцы, что спасли меня. Знаю, не топтать теперь врагу землю-матушку, раз такие богатыри на ней подрастают. (русский поклон) Илья Муромец: Молодцы, показали свою удаль молодецкую, силушку могучую! Видно не перевелись еще на Руси богатыри и добры молодцы, Низкий поклон вам отцы и деды за сыновей и внуков ваших, за смену достойную. Василиса А теперь начнутся у нас веселые гулянья, будем хороводы водить и песни петь. Исполняется песня. «Вспомним братцы Русь и славу» Василиса:

Защитники нашей прекрасной страны

Вы дороги нам и безумно нужны И в этот прекрасный и радостный день Нам тысячи раз пожелать вам не лень. Пусть будет достаток на вашем столе, Пусть мир укрепиться на нашей земле!

Ведущий: Спасибо нашим гостям, особенно нашим папам, что нашли время и пришли к нам. Пусть гордятся вами друзья, Ищут помощи, просят совета! Понимает и любит семья, Счастья в жизни, удачи и света! Вы нашли себя, это – призванье, В этот день от души говорим: «Поздравляем! Сегодня ваш праздник! И сердечно вас благодарим! » (дети дарят подарки папам) Подошел к концу наш праздник с играми и песнями «До свидания» гостям нашим дружно скажем вместе мы! Все: До свидания!