Тема: Война – самое бесчеловечное явление (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие») Цель. Анализ «А зори здесь тихие» Васильев Темы затронутые произведением А зори здесь тихие

Класс: 9

Тема: Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

Цель: проанализировать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Задачи:

Развивать навыки работы в разных модальностях – аудиальной, кинестетической, визуальной, посредством работы по теме урока;

Совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления эмоционально-волевой сферы учащихся;

Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: телевизор, видеомагнитафон, фильм «А зори здесь тихие».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Добрый день! Сегодня мы с вами посмотрим фрагменты фильма, снятого по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», которую вы прочитали к этому уроку и проанализируем её.

II. Вступительное слово учителя

Учитель. В этом году наша страна отмечает очередную шестьдесят вторую годовщину со дня Победы в Великой Отечественной войне. Прошли годы, но память человеческая всё возвращается и возвращается к тем далёким событиям, не давая покоя, теребя душу вопросом: «Почему? Зачем? Как это было?».

Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, проанализировав повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…».

Хочу вспомнить фрагмент одного из фильмов, где есть такая сцена: у памятника воинам, в почётном карауле, чеканя шаг, идёт юноша – наш современник. Корреспондент задаёт ему вопрос:

Что ты чувствуешь, шагая у памятника?

Шагаю, стараюсь, чтобы никто не догадался, что я ничего не чувствую… - ответил юноша.

Кто сможет осудить этого человека? Да и в чём его вина?

(Выступают заранее подготовленные ученики)

Ученик 1. Может быть, взрослые, оберегая хрупкую впечатлительную душу ребёнка, не рассказывали ему правды о войне и фашизме, может, сам он считал, что это «дела давно минувших дней», а сейчас есть гораздо интереснее и важнее занятия, чем читать о войне.

Но… даром думают, что память

Не дорожит сама собой,

Что ряской времени затянет

Любую боль.

Очень важно, что эта «быль» и «боль» стали теперь достоянием народа, поэтому мы сейчас имеем возможность читать произведения о войне, написанные Ю. Бондаревым, В. Быковым, К. Воробьёвым, А. Солженицыным и многими другими.

Ученик 2. Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

Мы называем время, в котором живём, сложным, непростым. Но в каждодневной круговерти так необходимо остановиться и трезво рассудить, куда идёт человечество, вспомнить уроки истории и уже не по-юношески, по-взрослому осознать, что не только материальными благами жив человек.

Учитель. Для нас, россиян, День Победы – великий праздник. Но, к сожалению, не все люди придают должное значение этому событию, есть и такие, которые вообще не задумываются о том, каково значение этого Дня в истории. И всё-таки большинство молодых россиян понимают и хотят знать, что происходило на самом деле в Европе и России в 1935 – 1945 гг.

Учитель. Со времени окончания войны прошло уже много лет. Почему же многие писатели писали и пишут о ней?

«Потому что тот подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах», - сказал В. Быков.

«Лично я пишу о ней не только потому, что война – тяжелейшее испытание для человечества, - пишет Ю. Бондарев, - а потому, что мне чрезвычайно важно увидеть свой персонаж в самых сложных, самых драматических обстоятельствах, где нравственные ценности проверяются в предельной обострённости».

Литература вновь и вновь возвращает нас к событиям этой войны, к подвигу народа, не знающему себе равных в истории.

На рубеже 1950 – 1960-х годов в литературу пришли новые писатели-фронтовики: Юрий Бондарев, Василь, Борис Васильев и многие другие. Вот и сегодня мы с вами познакомимся с произведением Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Мы будем смотреть телевизионный фильм, снятый по этой повести.

Ученик 3. Борис Львович Васильев – прозаик, киносценарист, драматург, участник Великой Отечественной войны. По профессии – военный инженер-испытатель. До 1954 года – года демобилизации – оставался кадровым военным. Опыт войны лёг в основу почти всех его произведений. Первые произведения – пьеса «Офицеры» и повесть «А зори здесь тихие…» (1969), принесшие ему широкую известность и ставшие своего рода классическими произведениями о Великой Отечественной войне. До повести «А зори здесь тихие…» (и после неё) много работал в кино, создав несколько киносценариев, в том числе и по собственным произведениям. С 1960 года – он член Союза кинематографистов. В большинстве произведений Васильева действуют рядовые люди, необстрелянные, штатские по своим характерам и привычкам.

Учитель. Здесь вспоминаются страницы прочитанной книги о войне Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», рассказывающие о великой правде, о ратном подвиге наших предков, который они совершили «не ради славы – ради жизни на земле».

(Зачитываются строки из повести.)

«Шёл май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточённая борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград».

IV. Просмотр кинофильма с использованием сообщений учеников о героях повести.

Ученик 1. Рита Осянина. Строгая, не засмеётся никогда, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются. Вдова она. Из всех довоенных событий Рита ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями пограничниками. (Фрагмент из кинофильма.)

Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Её гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу.

Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке.

Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу – направить по окончании учёбы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою.

На экране – фрагмент кинофильма «А зори здесь тихие…» с участием Жени Комельковой.

Ученик 2. Женя Комелькова. Высокая, светловолосая, белокожая. Чрезвычайно общительная и озорная. То в перерыве цыганочку спляшет, то вдруг роман рассказывать начнёт – заслушаешься.

Глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца. Красивая…

Красивые редко счастливыми бывают. Женя осталась одна. Маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили. Семьи комсостава захватили и – под пулемёт, а её эстонка спрятала.

Значит, и у неё личный счёт имеется.

Ученик 3. Лиза Бричкина. Коренастая, плотная, здоровая, «лесная» красавица. Все девятнадцать лет прожила она в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро её обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и каждый раз выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечёркивал – отодвигал.

Жизнь была для Лизы понятием ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра и пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твёрдо, что жизнь эта существует, что она предназначена для неё и миновать её невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела…

Фрагмент из фильма.

…Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонительные работы. Всё лето рыла окопы и противотанковые укрепления. Поздней осенью она оказалась где-то за Валдаем, прицепилась к зенитной части и поэтому оказалась на 171- м разъезде…

Ученик 1. Галя Четвертак. Худощавая, востронасая, косички тоненькие торчат.

Галя была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали Четвертак потому, что меньше всех ростом вышла.

Галя прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. (Фрагмент из фильма.)

Война застала Галя на четвёртом курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат .

Группу взяли на фронт, а Галю нет. Но она не сдавалась, упорно штурмовала военкомат до тех пор, пока полковник в порядке исключения не направил Галю в зенитчицы.

Ученик 2. Соня Гурвич. Серьёзное личико, умные проницательные глаза. Незаметная и исполнительная. В Минске она жила в очень дружной и большой семье: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, ещё какая-то дальняя родственница – все в одной квартире.

Однажды она заметила, что сосед по парте совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале.

Фрагмент из фильма.

Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха друг подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока и ушёл на фронт.

Осталась ли в живых семья, Соня не знала. В зенитчицы она попала случайно; фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц – нет.

Вот её и откомандировали в зенитную часть.

Учитель. Жизнь этих девушек, не успев ещё начаться, так трагически оборвалась. Смерть и юность совпали на войне.

Как же погибли девушки? Как герои. Каждая пыталась сделать всё, что могла, пыталась бороться до конца.

Кадры из фильма.

Ученик 3. Лиза. «Жуткий одинокий крик долго звучал над равнодушным ржавым болотом. Взлетел к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу.

Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплёвывая грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила.

Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…».

Кадры из фильма.

Ученик 1. Соня. «А старшина весь заострённый был, на тот крик заострённый. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми всё отлетает, всё растворяется и поэтому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосёт, тянет за сердце.

Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами.

Отличница была, - сказала Осянина. – Круглая отличница – и в школе и в институте.

Да, - покивал старшина. – Стихи читала.

А про себя подумал: не это главное.

А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…».

Фрагмент из фильма.

Ученик 2. Галя. «Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть всё, вычеркнуть из памяти, хотела – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнётом этого ужаса, ничего уже не соображая.

Коротко ударил автомат. Последний крик её затерялся в булькающем хрипе. Замерло всё на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне».

Фрагмент из фильма.

Ученик 3. Женя. «Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно.

И даже когда пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет».

Фрагмент из фильма.

Ученик 1. Рита . «Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слёзы: она поняла, что Женьки больше нет.

Рита спросила у Васкова, болит ли рука.

Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.

Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

Ну, зачем так… Всё же понятно, война, - сказала Рита.

Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…

Не надо, - тихо сказала Рита, - Родина ведь не с каналов начинается. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом канал.

Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел».

Фрагмент из фильма.

Учитель. Они воевали, не жалея себя, своей красоты, молодости. Эти девушки были ранимыми, чуткими, нежными, а им пришлось воевать, убивать. Им, которые должны были бы стать матерями, продолжательницами жизни.

До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Женщина на войне воспринимается как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни – и погибают. Они готовы умереть за победу, но всё говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и её смог очень отобразить Б. Васильев. Конечно, мы понимаем, что это смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной.

Герои Б. Васильева на войне не только воевали, но и любили, мечтали, надеялись, размышляли. Накал внутренней борьбы – анализ человеческого характера, выдвинулся на первый план, заставил глубже взглянуть на природу героизма.

Б. Васильев поднимает вопрос не только о значении победы, но и о её ЦЕНЕ, писатель обратился к экстремальной ситуации, когда во избежание больших потерь приходилось жертвовать малыми силами. Но малая ли это цена?

Вопрос для обсуждения:

- Какой ценой завоёвана победа?

(Ответы детей и обсуждение.)

V. Беседа по содержанию. Заключительное слово учителя.

Учитель. Война – это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несёт она людям, насколько ужасна смерть на войне.

Прошло уже более 60 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням.

Образы фронтовиков, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне, напоминают нам о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценности, достоинстве, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

Мы живём в мирное время, но и сейчас на планете Земля раздаются то там, то тут взрывы. Не всегда спокойно и на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации, блокады.

Учитель. Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше, тем величественнее развёртываются они в нашей памяти, и не раз ещё сердце захочет вновь и вновь пережить священный, тяжёлый и героический эпос дней, когда вся страна встала на защиту Родины, все от мала до велика.

Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.

VI. Итоги урока.

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали о людях, которые воевали?

Спасибо за урок.


Цели: познакомить учащихся с повестью «А зори здесь тихие». Показать героизм девушек, истоки беззаветного служения Родине.

Ход урока:


Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР писателю Васильеву Борису Львовичу
за повесть «А зори здесь тихие…» присуждена
Государственная премия СССР 1975 года.

«Каждый писатель пишет о своём времени,
какой бы темы он ни коснулся. И я написал о том,
что знаю. О моём поколении…Опыт поколения –
это и биография героев, и выстраданное самим тобой… (Б. Васильев.)

«Женщина для меня – это воплощенная гармония
жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина
на войне – это самое невероятное, несочетаемое
сочетание явлений, а наши женщины шли на фронт
и воевали на передовой рядом с мужчинами…» (Б. Васильев.)

«Мне вообще нравятся люди, которые
негромко живут, но если надо, идут в бой,
на смерть; знают, во имя чего спасают
тонущего ребёнка, мчатся в ночь к больному
человеку, строят город в пустыне». (Б. Васильев.)

Борис Львович Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом – кинодраматург.
Повесть «А зори здесь тихие…» - его первое прозаическое произведение. Оно было напечатано в 1969 году в «Юности».
Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей».
Но первое произведение было о войне, о погибших девушках.
2. ЗАМЫСЕЛ ПОВЕСТИ.
Писатель вспоминает: «…замысел родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальон, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»
3. ОСОБЕННОСТЬ ПОВЕСТИ.
Контраст – основное средство раскрытия её идейного смысла, само название – контраст тому, о чём рассказывается в ней.
4. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.
1) Где происходит действие?
- Полувзвод зенитчиков на разбомблённом и потому спокойном глухом разъезде № 171 в Карелии.

2) Что мы узнали о прошлом этих девушек?
- Женя Комелькова – связь с «женатым полковником», красива, «чрезвычайно общительная и озорная».
- Соня Гурвич – талантлива, любит поэзию, театр, знает немецкий язык, еврейка, студентка.
- Лиза Бричкина – наблюдательная.
- Галя Четвертак – воображение, фантазия, мечтательность. «Замухрышка».
- Рита Осянина – «строга. Не засмеётся никогда…, …вдовая». «Не из бойких…». Жена лейтенанта Осянина. «Училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. Сын Алик родился. «В первый день войны не растерялась, не ударилась в панику…, была спокойная и рассудительная». «Её взяли санитаркой, а через полгода в зенитную школу».

3) Что привело их на войну?
- Риту Осянину – месть за погибшего мужа.
- Женю Комелькову – месть за мать, сестру, братишку.

4) Почему перед смертью девушек идёт описание их жизни до войны?
- Довоенная жизнь девушек полная надежд, радости, света, особенно ясно даёт понять, как «глупо…несуразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет.

5) Зачем так долго описывается мирная жизнь на 171-м разъезде?
- Антитеза – основной авторский приём, помогающий понять «самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений»: женщина и война.
- Эта часть не только оттеняет трагизм событий, о которых рассказано дальше, но каждой детально подчёркивает, что девушки, озорные и весёлые, ведут себя не так, как положено на войне: «днём разводили бесконечные постирушки», «беззаботно прогуливались по лесу», «трещали, как сороки», загорали.
- Даже не верится, что им скоро придётся воевать, стрелять, умирать.

6) Как ведут себя девушки в трудную для них минуту, как погибают? Можно ли сказать, что они погибли героически?
-«В отделении у Риты были сплошь девчонки-комсомолки», «просто зелёные. Не знали они ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости, болтали о лейтенантах и поцелуйчиках. Они ещё ничего не видели в жизни, потому что были очень молодыми».
-Отчаянно храбрая, самоотверженная, обладает большой силой воли – Ж. Комелькова, героическая, отважная, чувство товарищества свойственно ей.
а) почему погибла Лиза – она ведь была опытнее других?
б) почему Женя Комелькова не затаилась, а приняла бой?
в) права ли Рита, выстрелив себе в висок?
г) можно ли осуждать Соню и Галю за их нелепую смерть?
Предполагаемые ответы ребят:
-Лиза стремилась поскорее выполнить приказ Васкова, о котором она всегда думала.
-Женя хотела хоть чем-нибудь помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен был довести дело до конца.
-Права Рита. «Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и поэтому получает смертельную рану. А теперь она сознаёт своё положение и положение раненного Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело…»
-Соня и Галя – маленькие, «пигалицы городские».
Как переносят они трудности в пути?
- Вот идут через болото. Галка потеряла сапог. «Молчит его гвардия. Пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут. Упрямо лезут, зло».
- «Гнал он девчат своих ходко…но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только…Бежал, пока у самого дыхания хватило».
- А они – за ним. Худенькие, маленькие, в обмундировании, с оружием. И – ни слова жалобы. Наоборот, Соня улыбается, а Галка обижается: «А почему это меня в запасные?»
- У Галки жар, она больна, но молчит, только глаза печальные. А утром «сама просится в караул».
- А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев.
- Соня погибла потому, что хотела сделать приятное Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь.
Соню хоронят, и Галка несёт её, а потом по приказу Васкова должна надеть её сапоги.
- …она физически, до дурноты ощущала проникающий в ткань нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжёлый запах крови…И это рождало тупой, чугунный ужас…»
- Осуждать их нельзя, это были юные девушки, почти дети. Это и авторское мнение.

7) Что мы узнали о Федоте Васкове?
-Комендант разъезда, старшина. Ему 32 года. «Человек он почти без образования. Ну, писать – читать умеет и счёт знает в пределах четырёх классов».
-«Свою жизнь считал удачливой. Всё-таки он со своими неполными четырьмя классами полковую школу окончил и за десять лет до старшинского звания дослужился».
-«Трижды в день обходил старшина объект, замки пробовал и в книге, которую сам же завёл, делал одну и ту же запись: «Объект осмотрен. Нарушений нет».
-«Спокойно служилось старшине Васкову. Почти до сегодняшнего дня», то есть приезда девушек.
-Наблюдательный, неулыбчивый, заботливый, находчивый.

8) Каков Васков в последней сцене?
-С одним патроном в нагане и с гранатой без запала взял он четырёх немцев в плен. Он только что потерял последнюю из пяти девушек, он уже ничего не боится. Главное для него – отомстить за всех, за Родину, за своих милых сестричек, отдавших за неё жизни. Он врывается в избу и кричит сквозь слёзы: «Что, взяли…Взяли, да…Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!»
-И сколько в этих словах боли за погибших.

9) Какие эпизоды вам запомнились?
«Рубка леса и купание Жени Комельковой»,
«Гибель Жени»,
«Гибель Лизы»,
«Гибель Риты»,
«Захват Васковым вооружённых фашистов»,
«Встреча Васкова с Женей и Ритой»,
«Прошлое героинь»,
«Последний разговор Васкова и Риты»,
«Конец повести».

10) За что погибли девушки?
-Только большая любовь к Родине, большое желание защитить свою землю заставили этот небольшой отряд из шести человек так мужественно сражаться и умирать.
-Они отдали свои жизни, чтобы «зори были тихие», чтобы мы – нынешнее поколение девочек – жило счастливо.

11) Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?
-Да. Они бесстрашно перебрались через болото, при первой встрече с немцами не пали духом. Действовали с необычайной осторожностью, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. Когда надо было сделать так, чтобы немцы пошли в обход, они быстро нашлись, разыграв сцену с лесорубами.
-И если не считать сцену растерянности и страха Гали, они все погибли как герои, защищая Родину.

12) Правы ли были Рита и Женя, желая поставить вопрос о поведении Гали в бою на комсомольском собрании? Как расценивает её поведение Федот? Почему он берёт её в разведку?

13)Почему умирают все девушки?
- Война была очень жестокой, и гибель девушек это подчёркивает.

14)Как бы вы поступили на месте Васкова, увидя вместо предполагаемых двух шестнадцать немцев?
-Сами девушки не простили бы старшине, если бы он отступил. И первая – Рита. Это она сказала: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?»
-Так и должен был делать командир, солдат.

15) Рисковал ли он? Почему остался жив?
- Да, рисковал. А уцелел потому, что опытный был, много воевал, знал лес, всё видел, слышал.

Это любимый его герой. К людям такого склада он относит такие слова: « Я отношусь к ним с безграничным уважением, потому что есть в них чувство долга, упорство, ответственность за своё дело в жизни.

17) Почему у повести такое название?
Контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя.
Антивоенная направленность повести.
Заглавие подчёркивает весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах.
Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори в свою очередь хранят все события, прошедшие в один день, хранят свято, соблюдая, как и прежде тишину.
Выражение «а зори здесь тихие» повторяется в повести несколько раз, как бы напоминая о мирных днях, которые могли не прерываться.
Учитель. Многозначно и ёмко понятие заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходят через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом – война, кровь, смерть.
18) Кто же из героев вам полюбился больше всех?

19) Какая разница между повестью и фильмом? (С.Ростоцкий)

20) Зачем нужен в повести эпилог?

- Васков выполнил просьбу Осяниной, он помнит о своих погибших зенитчицах.
- Благодарная память о героях.

А зори здесь тихие...

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются, а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью - прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечеркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу.

Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она - дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать.

Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев.

Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинешенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева – одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Впервые опубликована в 1969 году.
Повествование о пяти девушках-зенитчицах и старшине, вступивших в бой с шестнадцатью немецкими диверсантами. Герои говорят с нами со страниц повести о противоестественности войны, о личности на войне, о силе духа человека.

В главной теме повести – женщина на войне отражена вся «беспощадность войны», сама же тема до появления повести Васильева в литературе о войне не поднималась. Чтобы разобраться в событийном ряде повести, можно читать краткое содержание «А зори здесь тихие» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Васков Федот Евграфыч – 32-х лет, старшина, комендант разъезда, куда прикомандированы на службу девушки-зенитчицы.

Бричкина Елизавета -19 лет, дочь лесника, жившая до войны на одном из кордонов в лесах Брянщины в «предчувствии ослепительного счастья».

Гурвич Соня – девушка из интеллигентной «очень большой и очень дружной семьи» минского врача. Отучившись год в московском университете, ушла на фронт. Любит театр и поэзию.

Комелькова Евгения – 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: ее семью расстреляли. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив».

Осянина Маргарита – первая из класса вышла замуж, через год родила сына. Муж, пограничник, погиб на второй день войны. Оставив ребенка маме, Рита ушла на фронт.

Четвертак Галина – воспитанница детдома, мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война – это романтика.

Другие персонажи

Кирьянова – сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

Глава 1

В мае 1942 года на 171 железнодорожном разъезде, оказавшемся внутри идущих вокруг военных действий, уцелело несколько дворов. Немцы прекратили бомбежки. На случай налета командованием были оставлены две зенитные установки.

Жизнь на разъезде была тихой и спокойной, зенитчики не выдерживали искушения женским вниманием и самогоном, и по рапорту коменданта разъезда старшины Васкова один «опухший от веселья» и пьянства полувзвод сменял следующий…Васков просил прислать непьющих.

Прибыли «непьющие» зенитчики. Бойцы оказались совсем молоденькими, и были они… девушками.

На разъезде стало спокойно. Девушки над старшиной подтрунивали, Васков чувствовал себя неловко в присутствии «ученых» бойцов: образования у него было всего 4 класса. Главное же беспокойство вызывал внутренний «беспорядок» героинь – они все делали не «по уставу» .

Глава 2

Потеряв мужа, Рита Осянина, командир отделения зенитчиц, стала суровой и замкнутой. Однажды убили подносчицу, и вместо нее прислали красавицу Женю Комелькову, на глазах которой немцы расстреляли близких. Несмотря на пережитую трагедию. Женька открыта и озорна. Рита и Женя подружились, и Рита «оттаяла» .

Их подругой становится «заморыш» Галя Четвертак.

Услышав о возможности перевода с передовой на разъезд, Рита оживляется – оказывается, у нее рядом с разъездом в городе сын. По ночам Рита бегает навещать сына.

Глава 3

Возвращаясь из самовольной отлучки через лес, Осянина обнаруживает двух незнакомцев в маскировочных халатах, с оружием и пакетами в руках. Она спешит рассказать об этом коменданту разъезда. Внимательно выслушав Риту, старшина понимает, что она столкнулась с немецкими диверсантами, двигающимися в сторону железной дороги, и решает идти на перехват противника. В распоряжение Васкова выделены 5 девушек-зенитчиц. Беспокоясь за них, старшина старается подготовить свою «гвардию» к встрече с немцами и подбодрить, шутит, «чтоб засмеялись, чтоб бодрость появилась» .

Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич со старшим группы Васковым отправляются коротким путем к Вопь-озеру, где рассчитывают встретить и задержать диверсантов.

Глава 4

Федот Евграфыч благополучно проводит своих бойцов через болота, минуя топи (только Галя Четвертак теряет в болоте сапог), к озеру. Здесь тихо, «как во сне» . «И до войны края эти не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно и лесорубы, и охотники, и рыбаки ушли на фронт» .

Глава 5

Рассчитывая быстро справиться с двумя диверсантами, Васков все-таки «для подстраховки» выбрал и путь отступления. В ожидании немцев девушки пообедали, старшина дал боевой приказ задержать немцев при их появлении, и все заняли позиции.

Галя Четвертак, промокшая в болоте, заболела.

Немцы появились только наутро: «из глубины все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку» , и оказалось их не двое, а шестнадцать.

Глава 6

Понимая, что «пятеркой смешливых девчат да пятью обоймами на винтовку» с фашистами не справиться, Васков посылает «лесную» жительницу Лизу Бричкину на разъезд, сообщить, что нужно подкрепление.

Стараясь спугнуть немцев и заставить их идти в обход, Васков с девушками делают вид, что в лесу работают лесорубы. Они громко перекликаются, палят костры, старшина рубит деревья, а отчаянная Женька даже купается в реке на виду у диверсантов.

Немцы ушли, и все хохотали «до слез, до изнеможения» , думая, что самое страшное миновало…

Глава 7

Лиза «летела через лес как на крыльях» , думая о Васкове, и пропустила приметную сосну, возле которой нужно было повернуть. С трудом двигаясь в болотной жиже, оступилась – и потеряла тропу. Чувствуя, как трясина поглощает ее, в последний раз увидела солнечный свет.

Глава 8

Васков, понимающий, что враг хоть и скрылся, но может напасть на отряд в любую минуту, идет с Ритой в разведку. Выяснив, что немцы обосновались на привале, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет.

Васков не успевает остановить девушку. Через некоторое время ему слышится «далекий, слабый, как вздох, голос, почти беззвучный крик» . Догадываясь, что может означать этот звук, Федот Евграфыч зовет с собой Женю Комелькову и идет на прежнюю позицию. Вдвоем они находят убитую врагами Соню.

Глава 9

Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает. Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом. Федот Евграфыч «печалью был полон, по самое горло полон» из-за гибели Сони. Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами преступили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже – фашисты» .

Глава 10

Отряд похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев – те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю.

После боя старшина отменил собрание, где девушки хотели судить Галю за трусость, он объяснил ее поведение неопытностью и растерянностью.

Васков идет в разведку и в целях воспитания берет с собой Галю.

Глава 11

Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны.

Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.

Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать показавшихся немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак, и была сражена автоматной очередью.

Старшина решил увести диверсантов как можно дальше от Риты и Жени. До ночи он метался между деревьями, шумел, кратко стрелял по мелькающим фигурам врага, кричал, увлекая немцев за собой все ближе к болотам. Раненый в руку, спрятался на болоте.

На рассвете, выбравшись из болота на землю, увидел старшина чернеющую на поверхности топи армейскую юбку Бричкиной, привязанную к шесту, и понял, что Лиза погибла в трясине.

Надежды на помощь теперь не было…

Глава 12

С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну» , но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие.

На берегу речки, где вчера «спектакль фрицам устраивали» , старшина и девушки встречаются – с радостью, как сестры и брат. Старшина говорит о том, что Галя и Лиза погибли смертью храбрых, и о том, что всем им предстоит принять последний, по всей видимости, бой.

Глава 13

Немцы вышли на берег, и бой начался. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать» . Казалось Федоту Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник. Отряд не давал немцам перейти на другой берег.

Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты.

Отстреливаясь, Комелькова старалась увести за собой немцев. Веселая, улыбчивая и неунывающая Женька не даже не сразу поняла, что ее ранили – ведь глупо и невозможно было погибнуть в девятнадцать лет! Она стреляла, пока были патроны и силы. «Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо…»

Глава 14

Понимая, что умирает, Рита рассказывает Васкову о сыне Альберте и просит о нем позаботиться. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что «Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал» .

Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

Похоронив Женю и Риту, почти обессилевший, Васков брел вперед, к заброшенному скиту. Ворвавшись к диверсантам, убил одного из них, четверых же взял в плен. В бреду ведет раненый Васков диверсантов к своим, и, только поняв, что дошел, теряет сознание.

Эпилог

Из письма туриста (оно написано много лет спустя после окончания войны), отдыхающего на тихих озерах, где «полное безмашинье и безлюдье» , мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц. Он замечает, какие здесь тихие зори…

Заключение

Много лет трагическая судьба героинь не оставляет равнодушными читателей любого возраста, заставляя осознавать цену мирной жизни, величие и красоту истинного патриотизма.

Пересказ «А зори здесь тихие» дает представление о сюжетной линии произведения, знакомит с его героями. Проникнуть же в суть, почувствовать прелесть лирического повествования и психологическую тонкость авторского рассказа возможно будет при чтении полного текста повести.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания обязательно попробуйте ответить на вопросы этого теста.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2445.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Усть-Вымский район Республика Коми

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 8 КЛАССЕ

ПО ПОВЕСТИ

Б. ВАСИЛЬЕВА

«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»

учитель русского языка и литературы

Попова Г. В.

г. Микунь

Тема урока:

«С болью в сердце…» (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» и одноименному фильму С. Ростоцкого)

Цели урока:

    выяснить, что является основным средством

раскрытия идейного смысла повести и фильма;

    проследить, как характер Васкова влияет

на формирование личности героинь повести;

режиссёра фильма на проблему: что является

главной составляющей нашей Победы в Великой

Отечественной войне;

    сравнить поколение сороковых с сегодняшним

поколением: есть ли точки соприкосновения в их

духовной жизни, можно ли говорить об общности

важных жизненных идеалов.

Вид урока:

    урок - презентация

Оборудование урока:

    Выставка произведений Б.Васильева.

    Тексты повести «А зори здесь тихие».

    Презентация «С болью в сердце».

    Песня Дарьи Чаруши «Мы вернёмся».

Эпиграф к уроку:

Мне же каждой своей работой хочется доказать: честь, совесть, долг, порядочность, надёжность – самое важное из того, что даёт человеку жизнь. Обладая таким богатством можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжёлых обстоятельствах. Выстоять и победить .

Б. Васильев.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Сколько бы лет ни прошло со дня окончания войны, а она продолжается в слезах вдов и матерей, в ноющих ранах и снах ветеранов, в нашей памяти. Три месяца назад один за другим ушли из жизни последние из ветеранов нашего хутора: Семёнов М.М. и Лымарь И.И. Наш урок – это не только урок о Великой отечественной войне, это урок памяти, которая снова и снова обращается к тем незабываемым грозным годам, к тому поколению, которое сумело выстоять и победить.

Целеполагание:

Содержанием нашего урока является повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» и одноимённый фильм С. Ростоцкого.

- Как вы считаете, каковы цели нашего урока?

    выяснить, что является основным средством раскрытия идейного смысла повести и фильма;

    проследить, как характер Васкова влияет на формирование личности героинь повести;

    сравнить поколение сороковых с сегодняшним поколением: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни, можно ли говорить об общности важных жизненных идеалов.

- Какие произведения Б.Васильева вам известны? Что из них вы читали?

(Обращается внимание на выставку произведений Б. Васильева)

- Повесть Б. Васильева – одна из самых волнующих книг о войне. Книга – юбиляр, ей в этом году ей исполняется 40 лет. И книга, и фильм потрясают до глубины души. Поговорим об авторах произведений.

Сообщение учащегося о режиссёре фильма С. Ростоцком и об актёрских работах.:

- В киногруппе было много фронтовиков, поэтому перед утверждением актеров на роль был устроен кастинг с голосованием за каждую девушку .

Выявление читательского восприятия:

- Какое впечатление произвели на вас повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» и фильм С.Ростоцкого?

-Какие эпизоды особенно поразили ваше воображение?

-кто из героев больше всего полюбился вам?

Анализ произведения:

Особенности композиции и сюжета повести:

- Что лежит в основе повести Б. Васильева?

- Вспомните, что такое сюжет и композиция?

- Какова композиция повести?

- В чем необычность сюжета?

В основе повести лежит маленький эпизод, незначительный в масштабах Великой Отечественной войны, но рассказано об это так, что за ним встаёт вся война в её страшном уродливом виде. Вторая серия фильма не случайно названа «Бой местного значения». Автор повествует о жизни вроде бы тихой, людях обычных, малоприметных. Но тихая жизнь неожиданно оказывается взорванной чрезвычайным событием, и взрыв этот выявляет в людях главное. Это излюбленный прием сюжетообразования, который определяет развитие действия во всех повестях Васильева. Необычность сюжета в неожиданном повороте от комической завязки к быстрому развитию трагических событий.

- С чего начинается повесть? Почему так подробно описывается мирная жизнь девушек на 171-ом разъезде?

Антитеза – основной авторский приём, помогающий раскрыть «самое невероятное несочетаемое сочетание явлений»: женщина и война. В первой части всё подчёркивает, что девушки, озорные и весёлые, ведут себя не так, как положено на войне. Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что рядом война, смерть.

Анализ образов главных героев:

- Назовите главных героев повести. Является ли образ Федота Евграфовича Васкова центральным? Почему?

- Каково прошлое Федота Евграфовича Васкова?

- Каким мы видим его в начале повести?

- Как он относится к девушкам? Как характер Васкова влияет на судьбы девушек?

- Как и почему изменилось отношение героинь повести к старшине?

-Прав ли Васков, решивший принять бой, когда выяснилось, что силы неравные?

- Как вы понимаете смысл афоризмов:

«Война это ведь не просто кто кого перестреляет. Война это кто кого передумает».

«Командир, он ведь не просто военачальник, он ещё и воспитателем подчинённых быть обязан».

- С каким известными вам героями советской литературы вы могли бы сравнить Васкова?

(В ходе беседы выразительно читается эпизод последнего боя Васкова и девушек: «Одно знал Васков в этом бою…»).

Васков – кадровый военный, старшина. Он дотошный служака, который всю жизнь выполняет приказы и выполняет их быстро, с удовольствием. Имеет неполные 4 класса образования, окончил полковую школу разведчиков, за 9 лет безупречной службы до старшины дослужился. По началу кажется, что писатель смотрит на своего героя несколько иронично, как бы глазами девушек, оказавшихся под его командой. Но с каждой страницей повести этот человек вырастает и в глазах девушек и нас, читателей. Он предстает не только умным, опытным воином, но и в высшей степени воспитанным, нравственно богатым человеком. Такому, как Васков, много объяснять не нужно. Рита перед смертью призналась старшине:

Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда в город к маме бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут – Альбертом. Мама больна очень, долго не проживёт…

Не тревожься, Рита, понял я всё.

Всего лишь пять слов он сказал. Но для того, чтобы выполнить это обещание, ему, тяжело раненному и почти безоружному, пришлось убить ещё двух фашистов, четверых взять в плен, довести до своих, найти сына погибшей Риты, вырастить его, сделать человеком. Пять слов и почти вся жизнь. Человек большой деликатности, чуткости, трезвого ума, он понимает, как трудно его подчинённым и физически, и морально. Где только можно он старается помочь им, защитить, спасти от смерти, так как хорошо осознает, что воюют «будущие матери, в которых самой природой ненависть к убийству заложена». Истинная доброта всегда скромна, она не на виду, не для показа. Чаще всего она во внешней суровости. Прототипом Васкова является старшина, под началом которого Васильеву довелось служить в полковой школе.

«Был он снами всегда суров, очень мы его невзлюбили. Шла война. И старшина готовил из нас солдат. Поэтому он воспитывал жестокость. И когда потом ко мне, молодому командиру, приходило пополнение,… я невольно старался подражать …старшине. Понял: командир должен нести ответственность за судьбы людей. И потому необходимы и порядок, и дисциплина, а неопытному взгляду за ними видится просто суровость».

Вот эта благородная ответственность за судьбу людей, когда «… словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был её последним сыном и защитником….», пронизывает повесть от начала до конца и становится главным нравственным нервом. Васков – любимый герой писателя, который встречал немало людей такого склада. «Я отношусь к ним с безграничным уважением, потому что есть в них чувство долга, упорство, ответственность за своё дело в жизни».

- Что привело девушек на фронт, что мы узнаем об их прошлом?

«Личный счёт» с врагом имеется у Риты и Жени. Лиза живёт с «нетерпеливым предчувствием ослепительного счастья, ощущением завтрашнего дня», в ней «было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места». Следует помнить талантливость, любовь к театру, к поэзии Сони Гурвич и воображение, фантазию, мечтательность Гали Четвертак.

- Почему воспоминания о довоенной жизни девушек даются перед описанием гибели каждой из них?

Довоенная жизнь полна радости, надежд, света, и это особенно ясно дает почувствовать, как глупо и несуразно умирать в 19 лет.

- Как ведут себя девушки в трудную для них минуту? Как погибают?

  • Почему погибла Лиза – ведь она была опытнее других?

    Можно ли осуждать Соню за нелепую смерть?

    Почему Женя не захотела затаиться?

    Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

- Почему все девушки погибли?

Надо иметь в виду, что речь идёт о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооружённых солдатах, тогда ещё не сдающихся в плен. Чтобы остановит их, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них лишь один старшина и пять неопытных девочек.

Идейный смысл повести и фильма:

- Какова главная идея повести Б.Васильева «Завтра была война»?

- Сформулируйте главную идею фильма. В какой сцене, на ваш взгляд, она ярче всего выражена?

- Что является главным средством раскрытия основной идеи повести и фильма?

- Вспомните, что такое эпилог? Зачем в повести нужен эпилог?

Эпилог – заключительная часть произведения. В эпилоге повести Васильев приводит письмо какого-то молодого современного человека, отправленное другу из Карельской приозёрной глуши. Эта неожиданная встреча заставила молодого человека вспомнить о войне, острее почувствовать прелесть сегодняшних тихих зорь. Память автора, уйдя от остроты непосредственного восприятия горя, смерти близких, преломляется в свете современного понимания нравственности, критериев истинной ценности человека.

- В чем смысл названия повести?

Повесть носит удивительное, скромное поэтическое название «А зори здесь тихие». Спокойствием и безмятежностью веет от этого названия. Кажется, автор расскажет нам о свежести вечернего ветерка, о чьей – то первой любви, о закате или восходе солнца. Но речь идёт совсем о другом: о войне, и о шести героях. О том, сколько горя камнем ложится на сердца людей. Выражение «а зори здесь тихие» несколько раз встречается в повести, автор как бы напоминает о мирных днях и выражает главную мысль, которая проходит через всё произведение: девушки погибли во имя

светлого будущего, чтобы мы не знали войны, чтобы зори были тихие.

Заглавие повести выражает протест против войны. Оно многозначно и ёмко как само слово «заря»:

  • Яркое освещение горизонта перед восходом или после заката солнца.

    Утренняя заря.

    Вечерняя заря.

    Переносное. Начало, зарождение чего-нибудь радостного.

    На заре жизни.

    Утренний или вечерний военный сигнал.

    Играть зорю.

Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом война. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори в свою очередь хранят все события, прошедшие за один день, хранят свято, соблюдая, как и прежде, тишину.

- Сравните поколение сороковых с сегодняшним поколением: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни, можно ли говорить об общности самых важных жизненных идеалов?

(обращение к эпиграфу урока)

Итоги урока:

Учитель еще раз обращает внимание учащихся на цели урока.

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?

- О чём заставил вас задуматься этот урок?

Домашнее задание:

    Напишите сочинение на тему: «А мы могли бы?»

    Напишите отзыв о повести Б.Васильева или фильме С. Ростоцкого.

    Расскажите о своём любимом герое.

Слова и музыка Дарья Чаруша «Мы вернёмся…».

Щербатый месяц на воле за рекой,

Запах из детства над скошенной травой,

Мамины руки плетут мою косу –

Всё, что мне снится, всё, что люблю.

Припев:

Мы вернёмся назад:

По-другому не может быть, слышишь, родная?

Мама, я не успела тебе всех секретов своих рассказать.

Прорастает трава по весне

И берёзы шумят, не смолкая.

Мама, мама, прислушайся!

Время для писем с заката до утра.

Строчка за строчкой, да вот одна беда:

Есть ли то место, где бегал босиком,

Ждёт ли там завтрак с парным молоком?