Тоталитарный режим определение. Режим тоталитаризм. Что такое тоталитаризм? Особенности, черты, суть тоталитаризма. Мнение Дж. Талмона

Известно, что есть разные формы и типы политических систем. Одной из самых интересных является тоталитаризм. И хотя в современном обществе такое устройство государства не поддерживается, даже сегодня остаются страны, в которых правительство контролирует все сферы жизни граждан. Давайте разберемся, что такое тоталитарный режим, каковы его особенности, плюсы и минусы. Остаются ли сегодня государства с подобной политической системой?

Что такое тоталитарный режим?

Это форма правления государством, при которой права граждан сильно ущемлены, со стороны спецслужб осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни людей, средства массовой информации никогда не проводят расследования и не выступают против официального правительства, оппозиция во власти либо вообще отсутствует, либо является “карманной”, то есть не идет против правящей партии и даже контролируется ею.

Считается, что данный тип политической системы возник в ХХ веке, однако сами идеи системы появились еще раньше. Сегодня тоталитарный политический режим занимает первое место по степени недемократичности, и в истории он получил вполне определенное место среди форм государственного правления. Впервые термин “тоталитаризм” стал использовать Муссолини в 1925 году. Именно им установленный режим вполне соответствовал тому, что сегодня принято считать тоталитаризмом.

Критерии тоталитаризма

Говоря о том, что такое тоталитарный режим, уместно привести основные характеристики этого политического устройства:

  • Существует массовая партия, которая буквально срастается с государством и концентрирует в себе всю власть. Чаще всего партия тесно связана с военными структурами. Она создана недемократическим способом и строится вокруг одной личности ‒ лидера.
  • Большое значение имеет идеология. Тоталитаризм и идеология ‒ вещи, очень тесно связанные друг с другом. Здесь всегда есть своя “Библия”, а саму идеологию может определять лидер партии, причем он имеет возможность изменить свое решение в течение суток. Так было в 1939 году, когда в СССР правительство вдруг стало считать, что нацистская Германия не является более врагом социализма. Более того, система Германии считалась лучшей, а демократия буржуазного Запада ‒ ложной. Кстати, эта мысль продержалась в СССР в течение двух лет, пока Германия не напала на СССР.
  • При тоталитаризме экономика и производство полностью контролируются правительством. Более того, образование, досуг граждан, СМИ и другие сферы жизни также контролируются государством.
  • В тоталитарном государстве есть очень жесткий полицейский контроль, который по типу своей деятельности близок к терроризму. То есть полиция может легко застрелить человека (вина которого в суде не доказана) без каких-либо последствий для себя. Суды если и присутствуют, то они являются на 100% зависимыми и принимают только те решения, которые угодны правительству или лично лидеру.

Это и есть основные черты тоталитарного режима.

Инакомыслие

При данном политическом устройстве личное мнение граждан по поводу официального пути развития государства запрещается, если оно не соответствует официальному. Догматизм, другие идеологии находятся под строжайшим запретом, поэтому у граждан редко возникают мысли о том, что их государство проводит неправильную политику. Однако если подобные мысли и есть у людей, то они их скрывают. В противном случае человека за инакомыслие могут посадить в тюрьму без каких-либо доказательств его вины.

При тоталитаризме отсутствуют политические партии (кроме правящей). В нацистской германии, например, существовал закон, который прямо запрещал образование других партий. Теперь вы более понимаете, что такое тоталитаризм, но это еще не все.

Виды

Политическое устройство государства является сложным, и его в зависимости от особенностей можно разделить на определенные виды. В частности, выделяют “левый” и “правый” тоталитарные режимы, которые имеют между собой много общего, но в то же время отличаются друг от друга.

Правый

Один из самых жестких и известных тоталитарные режимы в Европе является так называемый правый тоталитаризм, при котором существует идея расового и этнического превосходства одного народа над остальными. При этом рыночная экономика сохраняется, существует институт собственности, но главное ‒ существование идеи превосходства. Из истории мы знаем, что правые тоталитарные режимы в Европе были представлены двумя формами:

Левый тоталитаризм

В отличие от правого, левый тоталитарный политический режим опирается на плановую экономику и полностью уничтожает рынок. Отличные примеры стран с данной формой правления: СССР, КНДР, Куба, Китай, Вьетнам. Она базируется на идеологии марксизма-ленинизма, которая предполагает:

  1. Построение общества, где будут удовлетворяться потребности всех граждан.
  2. Отмену частной собственности и создание полностью регулируемой экономики.
  3. Главную роль пролетариата.
  4. Возможность создания коммунизма во всех странах.
  5. Переход к новому обществу через диктатуру пролетариата.

Если при “правом” тоталитарном режиме в Германии в качестве социальной основы использовались экстремистски настроенные граждане, то при “левом” социальную основу составляет пролетариат и низшие классы. А все другие классы по данной идеологии признаются непрогрессивными, поэтому действия властей направляются на их искоренение. На практике это означало ликвидацию частной собственности и крестьянства. А для создания “светлого будущего” могут использоваться любые способы, в том числе и террор.

Если сравнивать левые и правые устройства с тоталитарным режимом в Испании, установившимся в 1939 году, то устройство Франко (диктатор Испании) не получило массовой социальной базы (в отличие от той же нацистской Германии), а государство не пыталось установить жесткий контроль над гражданами своей страны.

Ситуация сегодня

И хотя подобная форма политического устройства сегодня является менее популярной и активно критикуется разными политическими лидерами, экспертами и СМИ, она все равно установлена в некоторых государствах. В частности, самым известными является тоталитарное устройство КНДР (именно эта страна сегодня мелькает по телеканалам). Также в Зимбабве до недавнего времени была установлена диктатура Мугабе, хотя совсем недавно там был осуществлен военный переворот, в результате которого диктатор потерял свою власть. Впрочем, власть военных также устанавливает тоталитаризм в стране.

Еще одной страной с устойчивой диктатурой является Судан с президентом Омаром Хасаном во главе. Нельзя забывать и про Саудовскую Аравию с ее монархией и тоталитарным устройством. Это позволяет сделать вывод, что история тоталитарных режимов продолжается.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое тоталитарный режим, каковы его основные особенности и формы. Возможно, это худшая из возможных форм правления, которая чаще всего приводит к революции, перевороту и даже к гражданской войне.

государственный строй и способ производства, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы целям власти и официальной политике и идеологии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТОТАЛИТАРИЗМ

от позднелат. tolalis - весь, целый, полный) - современная разновидность авторитаризма, при которой государство контролирует почти все аспекты жизни личности. Термин «Т», впервые введен в политический лексикон лидером итал. фашистов Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения и режима. В западной политологической литературе понятие «Т», употребляется как общее обозначение фашизма, нацизма, сталинизма и сходных явлений (маоизм, полпотизм). В разработку проблем Т. наибольший вклад внесли: X. Арендт («Происхождение тоталитаризма»), Н. Бердяев («Истоки и смысл русского коммунизма»), 3. Бжезинский («Перманентная чистка. Политика советского тоталитаризма»), В. Варшавский («Родословная большевизма»), Г. Маркузе («Одномерный человек»), Л. Рэдел («Корни тоталитаризма: идеологические источники фашизма, национал-социализма и коммунизма»), Э. Фромм («Бегство от свободы»), Ф. А. Хайек («Дорога к рабству») и др. В художественной литературе эти проблемы нашли свое отражение в романах-антиутопиях Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «О, дивный новый мир», Дж. Оруэлла «1984». Т. типичен лишь для XX а. Это понятие точнее всего отражает сущность общественно-политической системы в СССР в период с 1929 г. до 1986-87 гг. (до и после этого периода - авторитаризм). К родовым признакам Т. относятся: 1) наличие единственной массовой партии, возглавляемой харизматическим лидером (см. Харизма), фактическое слияние партийных и государственных структур при тоталитарном режиме выражает понятие «партия-государство» («государственная партия») (см. Политические партии); 2) монополизация и централизация власти: политические ценности (власть, подчинение ей, лояльность по отношению к «партии-государству») становятся первичными в сравнении с другими ценностями (материальными, религиозными, эстетическими и др.) в мотивации и оценке человеческих поступков; исчезает грань между политической и неполитической сферами жизни, вся жизнедеятельность регламентируется, формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы бюрократическим путем (см. Элитизм); 3) монопольное господство официальной идеологии, которая должна признаваться всеми; она порождает и поддерживает теории и мифы («божественные», «сатанинские» и др.) о мире, обществе и человеке, стремясь их навязать, внушить через все средства массовой информации, обучения, пропаганды, как единственно верный, истинный способ мышления; опора на неиндивидуализированные ценности (государство, раса, нация, класс); духовная атмосфера общества отличается фанатической нетерпимостью к др. мировоззрениям; 4) система физического и психологического террора (реализуется принцип: разрешено то, что приказано властью, все остальное запрещено). Через Т. прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Т. возник в 20-30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллировавшими к идее социализма («марксизм-ленинизм», «национал-социализм»). Т. появился в «ситуации вызова», когда возрастает необходимость ускоренной модернизации, форсированного, догоняющего развития. Общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и сиротства, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения «массового производства» и «массового человека» особую роль в процессе консолидации играет идеология. Исторический опыт Т. свидетельствует о том, что это весьма стабильная политическая система (см. Политическая стабильность), т. к. оппозиция здесь пресекается в зародыше. Но ее устои расшатывает экономическая малоэффективность, культурная несостоятельность в соревновании с экономически и политически плюралистическим обществом. Переход от Т. к демократии - закономерность политических процессов в странах Восточной Европы и СССР (см. Трансформация).

Литература: Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Вопросы философии, 1990, № 10-12; Арендт X. Вирус тоталитаризма // Новое время, 1991, № 11.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Существует две ветви в политическом правлении: демократические и антидемократические уклады. Тоталитарный не относится к первому из них. Его концепцию обсуждают не первое столетие, он приковывает внимание десятков критиков. Сложно найти человека, который не знает, что такое тоталитарный режим. Но если уделить этому понятию время, то можно узнать больше интересного.

Кратко тоталитарный режим – это полное контролирование всех сфер жизни властью. Абсолютное подчинение граждан под одну идеологию. Для более точного определения можно сказать, что это полная противоположность демократии.

За годы своего существования тоталитаризм подвергался критике политических деятелей. Вопрос о его возникновении спорный. Несмотря на то, что первые правители, которые «прославили» его на весь мир – Муссолини и Сталин, истоки уходят глубже в века.

Каждая страна вносит свои корректировки, от того понятие может искажаться. Однако существуют основные черты, которые в полной мере отражают особенность и сущность тоталитаризма.

Интересно! На самом деле даже демократия не обещает полных свобод и не всегда обеспечивает права гражданам.

В полной мере понятие раскрывает сайт «Википедия». Согласно ему – это стремление власти над полным контролем всех направлений общественной жизни.

Кроме того, любое сопротивление в жесткой форме пресекается. Акцент поставлен на правлении Муссолини и Гитлера, критике известных политологов и ситуации в Советском Союзе.

Вместе с тем отмечается, что история такого проявления власти начинается далеко не в Италии, где впервые применен сам термин.

Интересно! Как проявляется природная и социальная

Характеристика

Несмотря на то, что каждый правитель вправе по-своему формулировать концепцию, есть ряд общеизвестных особенностей. После их прочтения сразу становится понятно, что значит этот режим. Он не только противопоставлен демократии, но и имеет общие направления с авторитаризмом и даже социализмом.

Основные характеристики:

  1. Первое, что обращает на себя внимание в тоталитарном обществе – одна единая идеология. Она является фундаментом политической системы. Граждане не имеют права отступить от общепринятого, не хотят или даже не считают эту мысль допустимой.
  2. Всеми правит одна единственная партия, что не дает права выбора. Диктатор руководит абсолютно всеми процессами.
  3. Государство воздействует на все сферы жизни.
  4. Средства массовой информации полностью подчинены государственному аппарату.
  5. В случае распространения «неугодной» информации в СМИ и сфере образования грозит наказание.
  6. Политическая пропаганда контролирует и подчиняет себе абсолютно все население.
  7. Это политический террор и репрессии.
  8. Все права и свободы людей уничтожаются.
  9. Милитаризация общества.

Говорить о том, что несколько пунктов уже в полной мере характеризуют любой уклад как тоталитарный, неправильно. Дело в том, что некоторые ограничения допускаются не только в социализме, но и демократизме.

Из всего перечисленного политологи выделяют отсутствие прав и свобод, единую идеологию как основу.

Кому принадлежит власть

Тоталитарный строй характеризуется тем, что власть в государстве принадлежит одному человеку. Тот, кто правит, лишая прав и свобод граждан, называется диктатором. Говоря о тотальном контроле всех сфер жизни, без внимания не оставляется Муссолини, Гитлер и Сталин.

Три правителя оставили след и увековечили годы своего правления, как времена тотального контроля, преимущество идеологии перед правами населения и целой системы манипулирования общественными массами. Причем если в отношении Муссолини термин был прикреплен уже в 1923 году Джованни Амендолой, то система правления в СССР с конца 1920 годов активно маскировалась под желание сделать страну великой и могущественной.

Сравнение Сталина и Гитлера стало целой наукой. Политологи спорят, находят разногласия, и, наконец, сходятся в одном. Два жесточайших правителя, два кровавых вождя были так похожи в своем происхождении и правлении, и так по-разному поставили точки.

Дело в разных целях и мотивах такого образа владения. Гитлер бредил исключительностью своих идей. Уничтожал, убивал, подчинял. И закончилось это крахом, развалом и черным пятном. Сталин использовал тотальное наблюдение как инструмент для достижения пика своей могущественности. В результате оставил на страницах истории великое государство.

И спустя столько лет два человека способны поспорить: в СССР было хорошо или плохо. Расходятся мнения и в том, насколько диктаторы были жестоки. Гитлер убивал врагов, Сталин – и своих тоже. Но на руках первого больше крови.

Муссолини – тоже спорный персонаж. Дело в том, что именно с ним ассоциируется тотальная слежка, с него началась история термина. Однако у себя в стране диктатор не выстроил ту самую тоталитарную систему.

Там были некоторые отличия и свободы, которые сейчас позволяют оспаривать мнение политологов о нем, как о жестоком диктаторе и о его особенностях правления.

В СССР процветал столь антидемократический распорядок только при Сталине. Глупо говорить, что вся его история основана на тотальном контроле.

Страны с тоталитарным режимом

Мнения политологов и других общественных деятелей о странах с тоталитарным устоем расходятся. Все происходит от того, что добиться конкретного правления сложно. Как уже было сказано, каждый правитель устанавливает свои нормы. Многие страны пережили тоталитаризм с «нотками» других явлений правления.

Каких бы споров о Муссолини или Гитлере не было, сейчас все же можно сделать вывод о том, что их характер правления – тотальный контроль, ограничение прав и свобод. СССР (только при Сталине), Германия и Италия являются самыми популярными и наглядными примерами.

Если говорить о современных государствах, то лидер в гонке – КНДР. Республика наиболее приблизилась полному контролю, обособилась от других стран. Если учитывать только относительное наблюдение, то претендентов немного больше.


Из-за того, что реальных примеров, которые не навевают сомнений определенно мало, некоторые и вовсе опровергают правильность такого термина как «тоталитаризм», и относят его к отклонению или ужесточению авторитаризма.
Одна малоизвестная страна в Восточной Африке поражает своими особенностями в правлении.

И даже превосходит современную КНДР. В Эритрее все жители, независимо от положения в обществе, проходят службу с 18 лет до 55. Общение в одном кругу 3 человек – собрание, на которое нужно получить разрешение.

Никто не может соревноваться и с нищетой, и замороженной войной. Если говорить о странах прошлого, то добавляют Португалию, Японию, Китай, Иран. Но такое мнение относительно ошибочно.

Где режим берет начало

Термин известен с 20 века, но это не значит, что он возник из ниоткуда. Примеры древних государств с подобного рода ограничениями описывались в работах Платона «Государство».

В качестве первого примера называют шумерскую Третью династию Ура. Значит, история берет свое начало еще четыре тысячелетия назад в Месопотамии. На граждан накладывали много запретов.

В первую очередь на свободную торговлю. Ремесла тоже контролировались. Процветало рабство, что как нельзя лучше доказывает предположения о таком начале. Школьное образование всеми способами контролировалось, и должно было следовать определенным идеологическим соображениям. История подвергалась фальсификации в угоду правителю.

Второй пример – философская школа в Древнем Китае «фацзя». Основоположник положений разработал систему на основе преследований инакомыслящих. Так, жителей нужно было лишить разного рода развлечений, направить на изучение и ввести систему наказаний. На одну награду должно приходиться 9 наказаний. Эти факты о тоталитарном режиме освещает и Википедия.

Более современный пример – иезуитское государство в Парагвае. Начало правления исходило из коммунизма, но исследователи утверждают о тоталитарном строе.

Критика

Критиков тотального ограничения довольно много. Кому понравится ограничение любых свобод, манипулирование, откровенная жестокость? В своих работах развернуто проанализировали такое политическое направление:

  • Фридрих Хайек;
  • Х. Арендт;
  • К. Поппер.

Хайек в трудах «Дорога к рабству и «Конституция свободы» доступно и кратко разъяснил о тоталитарном режиме, недопустимости такого контроля, посягательств на права. Критике подверглась экономика и система рыночной торговли.

В отличие от других критиков, Поппер не анализирует системы правления, а приводит их основные черты, что позволяет самостоятельно понять, насколько это плохо или хорошо. Приводиться пример «открытого» и «закрытого» общества.

Ханна Арендт философствует об истоках, о том, что означает для них тоталитарный режим, и проводит анализ общих черт нацизма и сталинизма.

Тоталитаризм и авторитаризм

Если человек привел порядка десятка примеров стран с тоталитаризмом, то очевидно, все или большинство из них на самом деле с авторитарным режимом, подвергшемся изменениям. Стоит отметить, что они одинаково не относятся к демократическим.

Их общие черты:

  1. Власть в руках нескольких лиц.
  2. Принцип «закрытого» общества, что означает полное обособление.
  3. Любое сопротивление невозможно.
  4. Не обеспечиваются права и свободы.
  5. Армия и органы правопорядка под контролем власти.
  6. Выборочный процесс имитируется.

В основе авторитаризма — личность правителя. А вот тоталитаризм – это режим, при котором смерть диктатора не влечет за собой крах страны. Идеология в первом варианте не всегда имеет место быть. А действие тотального контроля напрямую связано с единственной идеологией. Схожесть и тонкие отличия формируют различные мнения о том, в какой стране какой устрой процветает.

Литература и политический режим

В литературе описано множество политических форм правления. Тоталитаризм неоднократно подвергался критике и высмеиванию в литературных шедеврах. Такие книги воспринимаются не сразу. Не все умеют смотреть сквозь призму метафор. Но открыть глаза такой подтекст может с легкостью.

Важно! Самый известный пример, который поражает своей грязной правдой, открытой критикой и силой сравнений – роман «1984» Д. Оруэлла.

Туда же относят и его сатиру «Скотный двор», где царил тоталитаризм, а свиньи ассоциировались с людьми. Без внимания не остается «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Мы» Евгения Замятина и многие другие работы, в которых, возможно, не так открыто говориться о гневе к власти, но есть акцент на том, что тоталитарный режим – это яма прошлого и большая пропасть будущего.

Полезное видео

Подведем итоги

Тоталитаризм – режим, при котором целью является полное ограничение свобод и прав граждан, вмешательства во все сферы жизни. Известно три страны, в которых он процветал: Италия при Муссолини, СССР при Сталине, Германия при Гитлере. Ведутся многочисленные споры о праве называть правление этих диктаторов тоталитаризмом. В литературе есть много примеров описания и сравнения полного ограничения и вмешательства в любые процессы общества, которые критикуются с помощью литературных приемов.

Вконтакте

разновидность деспотии; политическая организация общества, при которой власть является тотальной, т.е. стремится управлять всей жизнедеятельностью общества, формировать и регулировать все сферы общественных отношений. Различаются жесткий и менее жесткий варианты Т. Первый в наиболее чистом виде существовал в СССР (при сталинском режиме), Китае (при режиме Мао Цзэ-дуна), Северной Корее (при режиме Ким Ир Сена). Второй известен, например, в виде фашистского режима в Италии и национал-социалистического в Германии. В рамках жесткого Т. различаются также сталинистская и неосталинистская модели общест- венно-политическогого устройства. Все тоталитарные системы характеризуются общим набором внешних признаков: 1) политическое, экономическое, военное и идеологическое господство тоталитарной бюрократии (номенклатуры, партократии); 2) монопольное господство единой партии, которая построена по иерархическому принципу и через которую тоталитарная бюрократия осуществляет свою власть; формально могут существовать и другие, марионеточные партии; 3) политизированная иерархическая социальная структура, на вершине которой находится элита тоталитарной бюрократии; принадлежность к той или иной группе в рамках этой структуры означает доступ к определенному уровню власти и обеспечивает соответствующие привилегии; 4) обязательная фигура вождя^ сосредоточивающего в своих руках верховную политическую, экономическую, военную и идеологическую власть; 5) псевдопарламент, в пропагандистских целях создающий видимость демократических учреждений; 6) мощная карательно-следящая система, осуществляющая тотальный контроль; псевдоправосудие как элемент карательной подсистемы; периодические репрессии с целью поддержания в обществе атмосферы страха, обеспечивающей дисциплину и полное повиновение подвластных; 7) милитаризованная экономика, подчинение внутренней политики интересам военно-промышленного комплекса, агрессивная внешняя политика; 8) принудительная идеология, отступление от которой карается как тяжкое преступление; мощный аппарат идеологического воздействия, позволяющий манипулировать общественным сознанием; 9) насаждение в обществе образа врага (внешнего и внутреннего), ненависть к которому должна способствовать мобилизации масс на достижение целей режима. К феномену Т. неприменимо различение сфер государства и гражданского общества, публичной и частной сфер общественной жизни. В тоталитарных системах нет государства, т.е. организации власти, хотя бы минимально ограниченной свободой подвластных. Организация тотальной власти лишь имитирует государственно-правовой порядок, прикрывается государственно-правовой атрибутикой. Отличие жесткого Т. от менее жесткого состоит в том, что при жестком упраздняется собственность (путем конфискации и национализации всей товаропроизводящей собственности) и достигается полная экономическая зависимость подвластных от власти. При менее жестком Т. частная собственность сохраняется под полным контролем власти, причем она не гарантирована от произвольной экспроприации. При менее жестком Т. власть тоже занимается экономической деятельностью, но сохраняется и (несвободное) частное предпринимательство. Т. (тоталитарные системы 20 в.) - явление, характерное для эпохи индустриального общества, хотя его сущность проявляется в других формах в доиндустри- альную эпоху («азиатский способ производства», «восточная деспотия»). Объективные предпосылки Т. заключаются в неравномерности индустриального развития различных стран. Социально-экономическая сущность Т. - индустриальное развитие на основе внеэкономического принуждения, характерного для доиндустриального общества. Социальную базу тоталитарных режимов составляют массы разоряющихся мелких собственников, в частности крестьянства. Эти маргинальные люмпенские слои населения отвергают ценности экономической и политической свободы, требуют сверхсильной власти, гарантирующей социальную защищенность. При всех тоталитарных режимах господствующая идеология носит псевдосоциальный и псевдоантиэксплуататорский характер, изобилует антикапиталистическими лозунгами, проповедует дух «народности», «социальной справедливости» и патернализма. Социалистическая тоталитарная система - это закрытая искусственно созданная система эпохи индустриального общества. Она возникает как консервативная реакция на императивы этой эпохи в индустриально неразвитой стране, где сильны традиции доиндустриального общества с его внеэкономическим принуждением к труду. Ее цель - искусственное, в короткие сроки создание экономических структур, соответствующих структурам индустриального общества, а средством для этого служит внеэкономическое принуждение вплоть до террора и широкомасштабных репрессий. По формам и методам социального регулирования она пригодна только для осуществления индустриализации и последующего экстенсивного экономического развития. Т. лишь имитирует формы индустриального общества - точно так же, как он имитирует государственность и право. Переход общества, организованного в тоталитарную систему, к постиндустриальному развитию возможен только в результате разложения этой системы, которое происходит по мере того, как интегрирующее ее насилие ослабевает. Посттоталитарное общество остается слаборазвитым по сравнению с постиндустриальными странами. Попытки реализации утопических учений 20 в. (м а р к с и з м - л е н и н и з м, м а р к с и з м - л е н и н и з м - м а о и з м) показали, что естественный путь формирования индустриального общества в условиях экономического принуждения к труду является оптимальным с точки зрения потерь и для общества, и для природы и что притязания этих учений на открытие нового пути, отрицающего эксплуатацию труда, несостоятельны. Тоталитарные системы не способны заложить в ходе индустриализации основу интенсивного социально- экономического развития с перспективой перехода к постиндустриальному развитию. Отрицание собственности при жестком Т. («собственником » становятся все вместе и никто в отдельности) означает отрицание свободы и права, режим формального неравенства. Правовое регулирование заменяется произвольным уравнительным регулированием. Социалистическое законодательство является по существу неправовым. Оно не нарушает, а просто отрицает естественные права и свободы человека и гражданина. Так называемое социалистическое право - это совокупность властно-приказных актов, устанавливающих общественный порядок, угодный и выгодный тоталитарной бюрократии. Социализм извращает предназначение законодательства. Так, существовавшие советские конституции создавали демократический фасад, за которым скрывалась система неограниченной власти руководящей партии и вождя. Гражданское законодательство, не допускавшее свободную социальную активность, запрещало сделки, позволявшие осуществлять присвоение за пределами получения потребительской платы за труд в размере, установленном властью. В отношениях хозяйствующих субъектов применялось хозяйственное законодательство - хаотический массив властно-приказных актов, регулирующих тотальное планирование, производство, распределение и потребление материальных благ. Большую часть тоталитарного законодательства составляло административное, но его нельзя рассматривать как административное право, так как Т. предполагает административные полномочия, не ограниченные правом и определяемые фактической структурой власти. Уголовное законодательство, естественно, предусматривало наказание за любые посягательства на жизнь, здоровье и имущество людей, совершаемые без дозволения власти; но прежде всего оно предусматривало наказание за деяния, способные нанести политический, идеологический или экономический вред организации тотальной власти и любые проявления свободы, особенно в сферах идеологии и экономики. Уголовно-процессуальное законодательство устанавливало инквизиционный процесс, в котором судья стоял на позиции обвинения; но даже такой процесс подменялся внесудебной расправой (Особое совещание при НКВД, «тройки» и т.д.) и «телефонным правом», т.е. фактическим предопределением приговора партийно-административными органами. Трудовое законодательство защищало не столько интересы наемных работников от произвола администрации, сколько интересы «работодателя», в качестве которого выступала власть, исключало неконтролируемую миграцию рабочей силы и коллективные трудовые споры, закрепляло экономически невыгодное положение рабочей силы. Социальное законодательство, предназначенное для установления льгот и привилегий социально слабым, регулировало все распределение социальных благ за счет «общенародного достояния». Вся система распределения при социализме строилась по принципу привилегий (потребительская уравниловка осуществлялась в рамках социальных групп с одинаковым заданным социальным статусом). Причем принадлежность человека к группе с более высоким социальным статусом означала более выгодное положение в распределении потребляемой части «общенародного достояния». Лит.: Афанасьев МЛ. Клиентелизм и российская государственность. М, 1997; Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс СССР. М., 1991; Джилас М. Новый класс. Анализ коммунистической системы. Нью-Йорк, 1957; Тоталитаризм. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996; Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993. В.А. Четвернин

УДК 340.126:321.64

А. А. Карпов

Современный тоталитаризм и его разновидности

Тоталитарные режимы подробно проанализированы в отечественной и зарубежной научной литературе. В основном в них рассматривались крайняя форма данного политического режима - фашизм, а также советский период развития нашего государства. Но тоталитарные режимы существуют и в настоящее время в отдельных государствах, таких как Корейская Народная Демократическая Республика, Лаос, Китайская Народная Республика, Вьетнам, Куба. Несмотря на то что все они обладают сходными чертами, характерными для данного политического режима, между ними наблюдается и существенная разница, в том числе и в объеме прав и свобод, гарантируемых гражданам данных государств. В данной статье автор рассматривает эти отличия на примере КНДР и Вьетнама.

Totalitarian regimes are accurately analized in the Russian and foreign science literature. Mostly this regime was being studied in its extreme form of appearance - fascism, and also in the sovietic period of national development. Totalitarian regimes also exist in the modern states, such as the Democratic People"s Republic of Korea, Laos, the People"s Republic of China, Vietnam, Cuba. In spite of the fact that all these states have some common features, distinctive for this political regime, they also have big difference, such as the difference in the volume of the rights and liberties, that are guaranteed to the citizens of these states. In this article the author looks into these differences taking as the example the states of the Democratic People"s Republic of Korea and Vietnam.

Ключевые слова: тоталитаризм, тоталитарные режимы, политические режимы, КНДР, Вьетнам.

Key words: totalitarianism, totalitarian regime, political regime, DPRK, Vietnam.

КНДР образовалась в 1948 г., освободившись после Второй мировой войны от колониальной зависимости Японии. Долгое время она находилась под влиянием СССР, что сказалось на ее политическом режиме. В КНДР с самого начала была установлена идеология, в основе которой лежит учение чучхе. Оно было разработано Ким Ир Сеном в противоположность марксизму-ленинизму и означает самостоятельность и опору на свои силы, независимость от других государств. В нем человек - центральное звено. Однако,

© Карпов А. А., 2016

согласно учению, он может проявить себя лишь в коллективе под руководством мудрого вождя и политической партии. Также на становление идеологии чучхе в КНДР оказало влияние конфуцианство, поскольку республика долгое время находилась под влиянием китайской культуры. Этим объясняется и психология населения КНДР, поддерживающего данный политический режим. Традиционно северокорейское общество стремится к порядку и гармонии, которое, согласно Конфуцию, может представить только сильный центральный аппарат. По этой теории все люди делятся на управляемых и управляющих. Примечательно, что закон рассматривается ими как система жестких наказаний, поддерживающих порядок в обществе. Во главе государства стоит не закон, а управляющий - вождь, партия. Такое понятие, как «права личности» в теории чучхе отсутствует, оно заменено на долг перед правителем. Ким Ир Сен рассматривал государство как большую патриархальную семью. И как дети должны слушаться своего отца, так и корейский народ должен с сыновней преданностью относиться к Великому Вождю -главному патриарху нации, и своей матери - партии . Поэтому жители КНДР беспрекословно подчиняются верховной власти, и их решения считают единственно верными. Наиболее ярко отражает эти положения Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики, принятая в 1972 г. В ней, в частности, сказано: «Корейская Народно-Демократическая Республика - наша социалистическая Родина, где претворены в жизнь идеи чучхе великого вождя товарища КИМ ИР СЕНА и осуществлены его предначертания» .

Таким образом, в КНДР развит культ личности вождя, причем вождь обожествляется, ему приписываются сверхъестественные возможности. Первым из них был основатель государства - Ким Ир Сен. После его смерти культ личности распространился на его сына Ким Чен Ира. А с 2011 г. возглавляет государство младший сын последнего - Ким Чен Ын. Как отмечают некоторые исследователи, передача власти по наследству не вызывает никакого сопротивления со стороны правящей элиты - партии, армии, госаппарата. Этому способствовали четко выстроенная Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром вертикаль власти, а также организационные и кадровые перестановки. В СМИ была развернута программа по убеждению граждан в правильности передачи власти по наследству. В них уже обожествлялся будущий наследник, а его руководство различными областями жизни страны объявлялось великим .

Основная же цель КНДР - стать независимой великой державой. Отсюда ее стремление обладать ядерным оружием, попытки освоения космического пространства. Кроме того, КНДР считается одной из самых

милитаризованных стран в мире. С приходом к власти Ким Чен Ира армия заняла центральное место в государственном аппарате. На вооружение тратилась четверть бюджета страны, при том, что в стране наблюдался экономический кризис и голод. Вся экономическая и общественная жизнь стала строиться по военному образцу, была проведена пропагандистская работа, направленная на утверждение роли вождя и политической партии в государстве, на милитаризацию . На сегодняшний день по своей численности армия КНДР является четвертой в мире. Северная Корея тратит на военные цели от 15 до 16 % государственного бюджета. При населении 23,5 млн чел. вооруженные силы КНДР насчитывают 1,2 млн человек. Резерв составляет около 5 млн чел., мобилизационные ресурсы страны - более 6 млн человек.

Выборы в Верховное народное собрание - высший орган государственной власти - являются безальтернативными. Как правило, исход выборов заранее известен. В КНДР действует лишь одна Трудовая партия. Все остальные общественные движения, объединения признают ее руководящую роль и полностью подконтрольны ей.

В КНДР существует жесткая административно-полицейская система контроля за всеми сферами жизни граждан. Интересным представляется и организация мест лишения свободы. В них попадают не только за уголовные преступления, но и за политические. Поэтому лагеря и тюрьмы четко разграничены: в одних находятся уголовные преступники, в других - политически неблагонадежные, причем последних отправляют в лагеря без суда и на неопределенный срок. Это не является наказанием .

Государство в Северной Корее стремится внедриться в личную жизнь граждан. В стране развиты система доносов и коллективная ответственность. «Народные группы», созданные по месту работы или жительства, несут круговую поруку за каждого члена. Если один совершит проступок, репрессиям подвергаются все члены группы .

В стране также применяется смертная казнь. Так, в январе 2014 г. по обвинению в попытке свержения власти был казнен дядя Ким Чен Ына - Чан Сон Тхэк. Кроме него, были казнены все его ближайшие родственники и даже дети, что говорит о стремлении власти ликвидировать всю линию Чан Сон Тхека. После этого власти провели кампанию по выявлению и его сторонников .

Северная Корея является одной из самых «закрытых» в мире и в информационном плане.

В то же время в государстве выстроена социалистическая модель здравоохранения. Медицинская помощь, лекарственное обеспечение являются бесплатными. На безвозмездной основе предоставляются путевки в санатории и

др. Медицина носит профилактический характер. Проводятся вакцинация населения, плановые осмотры. Особой заботе подлежат материнство и детство.

Таким образом, КНДР по степени жесткости политического режима превосходит ранее существовавшие в СССР, Германии и Италии. О правах человека и гражданина в Северной Корее вообще говорить не приходится. Ему гарантированы, как и в СССР, лишь социальные права, с целью поддержания хорошей физической формы строителя социализма.

Несколько иная картина представлена во Вьетнаме. Само независимое государство образовалось после Второй мировой войны, когда под руководством Коммунистической партии она избавилась от оккупации Японией, и ранее от французской колониальной зависимости. В настоящее время в Народной Республике Вьетнам действует 4-я Конституция, принятая в 1992 г. В ее преамбуле закреплено, что она «отражает отношения между партией-руководителем, народом-хозяином и государством, осуществляющим функцию управления во вьетнамском обществе», т. е. в республике также существует однопартийная система. Коммунистическая партия Вьетнама является руководящей, все остальные союзы ей подчинены. В стране установлена и поддерживается коммунистическая идеология.

В то же время, в отличие от КНДР во Вьетнаме в последнее время проводится ряд реформ, целью которых является выведение страны из экономического кризиса и приближение ее к современным реалиям. Так, в 2005 г. Центральный комитет Коммунистической партии республики принял постановление, согласно которому была определена политика совершенствования правовой системы до 2010 г. и ориентированная на 2020 г. В нем, в частности, отмечалось: «построение и совершенствование единой, общей, способно применяемой и гласной системы права, обеспечивающей совершенствование и развитие институтов рыночной экономики в рамках социалистической системы; построение социалистического правового государства - государства, созданного народом, принадлежащего народу и действующего в интересах народа; увеличение роли права и юридической силы закона в целях обеспечения общественной стабильности и экономической интеграции в мировое сообщество; построение сильного, чистого государства и обеспечение прав и свобод человека и демократизации общества...» .

Однако многолетние традиции повлияли на психологию вьетнамцев. Они не склонны доверять законам и не считают их гарантом порядка и справедливости. Они полагают, что права человека второстепенны, каждый должен стремиться к согласию во имя блага всех. В то же время многие реформы постепенно претворяются в жизнь. Так, согласно Конституции Республики Вьет-

нам высшим органом государственной власти является Национальное собрание. Оно избирается народом сроком на 5 лет. В последние годы произошли некоторые перемены в его формировании и деятельности: увеличилось количество самовыдвиженцев на выборах; парламентские прения приняли характер дебатов, в ходе которых выдвигались важные законопроекты, разрабатывались альтернативные планы экономического развития; появились альтернативные кандидатуры при избрании на руководящие должности .

В настоящее время в стране издается более 700 газет и журналов. Некоторые из них критикуют министров за их ошибки. Но оппозиционной прессы нет.

Особенностью экономического развития Республики Вьетнам является, с одной стороны, появление рыночных механизмов, с другой - сохранение государственного регулирования и контроля основных отраслей хозяйства. Появляются частные предприниматели, и как следствие, исчезает уравнительный порядок распределения имущественных благ. Но олигархов, как в капиталистических странах, во Вьетнаме нет, поскольку крупные промышленные и финансовые группировки находятся под контролем государства. Экономика остается плановой, но планы не имеют силу закона, а являются ориентиром для дальнейшего развития.

Кроме прочего, особое внимание руководство страны уделяет здравоохранению и образованию. На сегодняшний день во Вьетнаме существуют две системы образования - государственная и частная. Но платные услуги занимают небольшую часть сферы образования.

Также целью Народной Республики Вьетнам является построение социального государства, борьба с бедностью .

В стране принят Трудовой кодекс, регламентирующий занятость, устанавливающий 8-часовой рабочий день, режим труда и отдыха. В то же время конституция провозглашает труд не только правом, но и обязанностью. Она также гарантирует ряд личных, социальных и культурных прав и свобод гражданам.

Во Вьетнаме в последние годы происходит и трансформация общества, отход от коллективизма к индивидуализму. Каждый человек теперь больше нацелен на поиск своего собственного «Я», определения своего места в обществе .

Таким образом, можно говорить о том, что во Вьетнаме установлен тоталитарный политический режим, но с элементами политической, экономической и духовной свободы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что тоталитарные политические режимы в различных странах сходны по сути, они обладают однотипными характеристиками. В них только провозглашается принадлежность

власти народу, который на практике не имеет возможности участвовать в управлении делами государства. Политические права принадлежат правящей партии и ее лидеру. Народ лишь поддерживает проводимую политику. Для этого создается и широко задействуется аппарат принуждения. В то же время в некоторых странах, появляются зачатки оппозиции, свободы слова (Вьетнам).

То же самое наблюдается и с экономическими правами. Государственная экономика в некоторых странах приобретает элементы рыночной, появляется частная собственность. Контроль над духовной жизнью также в некоторых тоталитарных государствах ослабевает, что способствует развитию творчества и науки.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что современный тоталитаризм можно разделить на абсолютный и тоталитаризм с элементами свободы личности.

Список литературы

1. Булычев Г.Б. Политические системы государств Корейского полуострова. -М.: МГИМО, 2002. - С. 56.

2. Денисов В.И. Северокорейские вооруженные силы и их роль в политической жизни КНДР // Вестник МГИМО университета. 2011. - № 4. - С. 44-45.

3. Жебин А.З. КНДР: время перемен? // Междунар. отношения и мировая политика. - 2012. - № 3. - С. 115-116.

5. Ланьков А.Н. Репрессивный аппарат и контроль над населением в Северной Корее // Северная Корея: вчера и сегодня. - М.: Восточная лит., 1995. - С. 192.

6. Май Ван Тханг. Правовая система: определение понятия и особенности вьетнамской правовой традиции // Право и политика. - 2008. - № 1. - С. 37.

7. Нгуен Ван Нгань. «Мы изучаем опыт реформ многих стран, но идем своим путем обновления» // Российская Федерация сегодня. - 2005. - № 16. - С. 40-43.

8. Нгуен Кань Хоп. Национальное Собрание СРВ - вопросы перехода к парламенту // Гос-во и право. - 1998. -№ 6. - С. 88-94.

9. Социалистическая Конституция Корейской народно-демократической республики. - Пхеньян: Изд-во лит. на иностр. яз., 1998.

10. Тинь Тьюен Ха. Трансформация вьетнамского общества на современном этапе его развития // Философия и о-во. - 2006. - № 4. - С. 152-163.

11. Федякина А. Телевидение КНДР показало генерала, казненного за сон при Ким Чен Ыне // Рос. газета. - 14 мая - 2015.

12. Чарльз Ф. Эндрейн Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования / пер. с англ. - М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2000. - С. 124.