Вечные проблемы студентов. Проблемы студенческой молодежи на современном этапе Студенческая молодежь в современной России: тенденции и перспективы

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Противоречивость социального статуса современного студента: социологическое измерение

Раскрывая социальный облик современного студенчества, необходимо учитывать глубокие изменения, происходящие в самом обществе: трансформацию его основных институтов, стратификационных характеристик, основных смыслообразующих ценностей.

Ключевые слова: современное студенчество, социальный статус, трансформация общества.

Е.А. Подольская

Как показывают эмпирические исследования, в последнее десятилетие проявилась установка выпускников вузов на успешную карьеру, на престижный статус и соответствующий уровень достатка. Молодые люди стали предпочитать «новые» профессии, характерные для модифицирующегося рынка труда, и все чаще стали отвергать рабочие профессии. Наиболее предпочитаемыми видами деятельности стали юриспруденция, экономика, финансы, применение иностранного языка, внешняя торговля, информатика.

Идеологические стандарты советского времени, предлагавшие престиж символических статусов, лишенных наполнения возможностями самореализации или материального вознаграждения, ушли в прошлое. Возобладал жесткий критерий для оценки притягательности того или иного варианта жизненного пути: конкретные будущие возможности, которые он может предоставить.

Достижение успеха стало мыслиться в основ -ном через получение высокой квалификации, преимущественно - высшего образования .

Усилилось социальное неравенство в студенческой среде. Чаще всего оно обусловлено социально-территориальными причинами. Сократился приток в вузы выпускников общеобразовательных школ (исключение - педагогические вузы) и возрос - выпускников специализиро-

© Подольская Е.А., 2010

ванных классов, гимназий. Возросло неравенство в получении высшего образования в зависимости от места жительства. Сократилась доля студентов - жителей села. Их шансы поступить в институт оцениваются в 10-12 раз ниже: сказывается реальный разрыв в качестве довузовской подготовки и формирующийся на этой основе своеобразный «комплекс провинциальности» .

Усилился разрыв в шансах получить высшее образование для молодежи из разных типов поселения, что стало угрозой воспроизводству кадров молодых специалистов. И хотя студенты из малых и средних городов после окончания вуза чаще стали возвращаться в родные места, все-таки просматривается опасная перспектива: катастрофическая нехватка в городах и районах области высококвалифицированных кадров по многим специальностям. Это во многом обусловлено хроническим недофинансированием местных органов, которые по причине кризисного состояния многих градообразующих предприятий не обеспечивают молодых специалистов жильем. Наибольшие изменения в социальном статусе студенчества в последние два десятилетия связаны с семейным положением. Сократилось число студентов, состоящих в браке и имеющих детей. На эти перемены существенно повлияли изменения в половой морали молодежи и студенчества, что изменило отношение к добрачным, брачным и внебрачным сексуальным контактам.

Новые черты проявляются в образе жизни студентов, системе ценностей, социальном происхождении студенчества. Изменились взаимоотношения студентов с государством (невостребованность многих специальностей, отсутствие обязательного распределения и «отработок» после окончания вуза и т. д.), с преподавателями, с родителями.

На статус студента в силу расширения платных образовательных услуг, введения платного обучения существенно стал влиять уровень обеспеченности семей родителей студентов. Стало меняться отношение молодежи к богатству и бедности, возросло ощущение социальной несправедливости и неприятие резкого социального расслоения общества. В то же время стала сказываться и тенденция к обособлению элитных групп молодежи из высокообеспеченных семей, демонстрирующих свой достаток, богатство и бравирующих ими. Большинство же молодежи склонно приуменьшать свои материальные проблемы, пытается приукрасить свое материальное положение .

Наряду с экономическим положением родительских семей с начала 1990-х годов начал «работать» еще один фактор стабилизации уровня жизни студентов: дополнительные заработки. Они приобрели настолько массовый характер, что по сути можно говорить об из-

менении образа жизни студентов, так как наряду с учебой они становятся второй основной деятельностью студенчества, причем если в начале 1990-х преобладали временные, случайные заработки, то уже к концу ХХ века все больше старшекурсников стали совмещать учебу с относительно постоянной работой. Первое место среди мотивов студенческих подработок заняла необходимость заработать себе на жизнь и получение высшего образования, на втором - забота студента о своем послевузовском трудоустройстве, осознанный вклад в свою трудовую и профессиональную карьеру. Здесь достаточно четко выделились по меньшей мере три аспекта: а) получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и совершенствоваться далее в этой сфере; б) получить некий формальный опыт работы, чтобы было что написать в резюме и тем повысить свои шансы на получение желаемой работы в другой фирме; в) познакомиться во время учебы в вузе с несколькими видами работ, испытать себя в этих работах и выбрать ту, которая более всего подходит на роль постоянной. Далее расположились: стремление не отстать от друзей, которые в большинстве своем работают; желание чем-то занять свое время и голову, недогруженные в процессе учебы; стремление заняться чем-то новым, отличным от постоянной и надоевшей учебы .

В условиях постоянных трансформаций возросла обеспокоенность студентов будущей безработицей (по крайней мере, по осваиваемой профессии). Сказался кризис традиционной системы распределения выпускников, которая выполняла важные социальнозащитные функции. Резко усилилась обеспокоенность распространенностью наркомании, культа силы, насилия в молодежной среде.

Выявление целевых установок респондентов (терминальные ценности) и их инструментальных ценностей в многочисленных опросах молодежи Украины, проведенных при участии автора с 1992 по 2009 год (п = 6 400), показало, что в ряду приоритетных жизненных ценностей студенты называли традиционные, связанные с работой и семейной жизнью: содержание работы, заработок, верные друзья, семья, удовлетворенность в интимной жизни. Наименее значимыми, по мнению студенчества, являются ориентации на успех и власть, возможность командовать людьми. Факторами достижения успеха 34,3% считают предприимчивость, 26,8 - связи, знакомства, 23,8 - образование, 9,1 - богатство, 4,6 - власть. Во многом разрушились многие идеологемы, политизированные иллюзии и стереотипы, в то же время сфера нравственности, ориентация на порядочность и искренность оказалась более устойчивой.

С начала 1990-х годов существенно уменьшилась заинтересованность научной работой, что объясняется снижением престижности

научно-исследовательской деятельности, проблемами с финансированием вузовской науки, интеллектуальным «истощением» научных школ в связи с нарастанием эмигрантских настроений среди известных представителей этих школ и реальной «утечкой мозгов», наконец, тяжелым экономическим положением высшей школы в целом. Однако уже в конце ХХ века интерес студентов к научно-исследовательской работе стал возрождаться. Самые высокие оценки студенты дают таким составляющим своей научной деятельности, как увлеченность, глубокий интерес к научным разработкам, стремление самостоятельно найти решение той или иной научной проблемы. Они достаточно высоко оценивают творческие контакты со своим научным руководителем. В то же время только 16,4% участвующих в научной работе отметили, что их интерес к определенной научной проблеме оказался устойчивым; 13,7% признались, что не имеют собственных задумок, проектов, исследовательских программ; столько же пожаловались на отсутствие творческих контактов со студентами-коллегами по научно-исследовательской работе.

С конца ХХ века наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомств с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) являются отражением в сознании студенчества противоречивой ситуации в экономике. В ней дух предприимчивости уживается с бюрократическим «рынком связей», от которого в значительной степени зависит достижение материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей.

В ходе эмпирических исследований фиксируется преемственность «старых» ценностей и параллельная новая, устойчивая и активно реализующаяся тенденция. Предприимчивость, инновационность, образованность нередко уступает место «умению устанавливать связи с нужными людьми». Таким образом, в начале ХХ1 века происходит ценностная переориентация: на смену патерналистским и в какой-то мере инфантилистским настроениям («Я могу чего-то добиться в жизни только благодаря помощи извне») происходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий («Мой успех зависит от меня, от моей предприимчивости»).

В установках респондентов все более серьезная роль стала отводиться образованию, которое оценивается как фундамент для будущей успешной жизни. Четче стала проявляться ориентации на достижение личного успеха. Если в 1970-е годы они были характерны для 10-15% студентов, то в 1990-е - для 60-70%. Истоки этого изменения - в нарастании индивидуалистических настроений и в

экстремальности жизненной ситуации в условиях системных социальных трансформаций .

Противоречиво изменялось ценностное восприятие студентами межпоколенческих отношений: возросло их стремление к самостоятельности, автономности, независимости, но в то же время повысилось и значение родительской семьи, усилилась зависимость от нее .

Материальные ценности (деньги, высокий заработок, материальный достаток, богатство) занимают ведущую позицию в структуре терминальных ценностей молодежи, соперничая с коммуникативными (верные друзья, хорошие отношения в семье) и трудовыми (интересная работа, дело по душе) ценностями. Эти ценности выступают в качестве приоритетных жизненных целей. Превалирование этих ценностей отражает утверждение в сознании молодежи нормальной «частной жизни». Приоритетность коммуникативных ценностей отражается возрастной спецификой, а хорошие отношения в родительской семье и создание своей собственной семьи одновременно выступают как реальные и прожективные проблемы.

Многие студенты соотносят успех в жизни с интересной работой, с делом по душе. Потребность молодежи в деньгах отражает не только их потребительские запросы (в модной одежде, в различных предметах досуговой деятельности). Это скорее всего является реакцией на экономический кризис, инфляцию, снижение уровня жизни. Все чаще молодым людям приходится делать выбор между выживанием и творческой самореализацией. Снижение престижа и низкая оплата высококвалифицированного труда сместили выбор не в направлении профессиональных ценностей, что подтверждается тенденцией к ослаблению ориентированности на профессиональное мастерство. Такой ценностный «расклад» вполне закономерен и неизбежен. Каждый четвертый студент оценивает свое материальное положение как «плохое», половине респондентов денежных средств хватало лишь на питание, 60% опрашиваемых в качестве одной из самых важных социальных и личных проблем отмечают материальные трудности .

В условиях возрастания в современном мире прагматизма, бездуховности и инфантилизма, социальной незрелости образование и предприимчивость все же занимают первые позиции на ценностной шкале, потеснив такие инструментальные ценности, как богатство и высокий заработок. Разброс студенческих ответов на вопрос «Что наиболее характерно для большинства Ваших сверстников?» велик и одновременно противоречив. В первой пятерке наиболее распространенных качеств их сверстников: юмор, жизнерадостность (отмечены каждым третьим); энергичность, предприимчивость, дело-

витость (отмечены каждым четвертым); бездуховность, отсутствие идеалов и стойких убеждений (отмечены каждым пятым); интерес к жизни, готовность воспринять новое (отмечены каждым пятым); грубость, хамство, агрессивность (отмечены каждым шестым).

Юношеский оптимизм, энергичность и деловая предприимчивость у молодежи нередко сопровождается отсутствием устойчивой мировоззренческой и нравственной позиции. Это скорее не вина, а беда молодого поколения начала ХХ1 века, на сознании которого отразился ценностный вакуум и нравственный нигилизм. Высокий рейтинг «рыночных» качеств (предприимчивость, деловитость, инновационность, умение переносить трудности, отсутствие страха, растерянности, непонимание происходящего) сочетаются с низкими оценками социально-коммуникативных качеств. Многие респонденты указывают на грубость, хамство, агрессивность, недоброжелательность в общении.

С конца ХХ века отношение к знаниям, умениям и навыкам приобрело несколько иную ценностную окраску: они теперь рассматриваются не как цели образования, а как необходимые средства. На рынке труда стали больше цениться знания. Каждый третий из группы представителей молодого поколения, ориентированных на получение высшего образования, руководствовался сугубо инструментальными мотивами (например, получение диплома, отсрочка от армии и т. д.). Этот вывод был подтвержден и результатами социологических исследований мотивации получения высшего образования. Было установлено, что практически четверть опрошенной молодежи (19,7%) училась, чтобы приобрести профессию. Полученные ответы на один из ключевых вопросов анкеты, который звучал: «Что побуждает Вас учиться?», могут быть представлены в виде следующего рейтинга популярности: стремление закончить учебное заведение (28,6%); желание освоить профессию (24,4%); интерес к учебе (17,8%); влияние родителей и родственников (9,1%); интерес к научным проблемам в области выбранной профессии (7,8%); желание проверить свои силы и возможности (7,4%); пример друзей (5,7%); высокий престиж и традиции учебного заведения (5,4%); высокий престиж выбранной профессии в обществе (4,3%).

Результаты социологического исследования, проведенного Лабораторией проблем высшей школы Института высшего образования АПН Украины и Народной украинской академии в 2001 году, показали, что наиболее значимыми для молодых людей являются ценности, связанные с собственным здоровьем и здоровьем своих близких (63,4%); наличием хороших и верных друзей (37,6%); счастливой семейной жизнью (36,6%). На периферии ценностного сознания остаются ценности, связанные с активной жизнью (15,4%), свободой

(13,6%). Наименее значимыми в жизни старшеклассников оказались развлечения (как значимую ценность их отметили только 3,2% респондентов) .

В конце ХХ века четко отразился переход от ценностных ориентаций коллективистского содержания (по модели «сильные помогают слабым») к индивидуалистским, по типу западного содружества («побеждает более сильный»). Подавляющее большинство опрошенных отбрасывают такие ценности-средства, как «нетерпимость к недостаткам в себе и других», «высокие запросы (домогательство)», «рационализм», «чуткость» .

Как свидетельствуют эмпирические данные, возросла ответственность студентов перед собой, перед коллективом, перед семьей, что характеризует субъектность личности, ее гражданскую активность. Это можно отнести к позитивным сдвигам в ценностных ориентациях современной молодежи, поскольку по результатам опроса в начале 1990-х эта ценность занимала 5-ю и 7-ю позиции .

Рейтинг выбранных респондентами утверждений, полученных при ответе на вопрос «Что сегодня наиболее важно для достижения успеха в жизни?», выглядит следующим образом: целеустремленность; хорошее образование; богатые родители, связи; способности; везение; интересная работа. Следовательно, опрошенная молодежь считает наличие хорошего образования одним из основных компонентов успеха в жизни.

Современные студенты пытаются приобрести необходимый опыт жизни в условиях рынка, совмещать работу с учебой. Стереотип о безусловной ценности высшего образования в целом не поколеблен, хотя все четче приходит осознание, что вузовское образование слабо готовит к сложностям экономической жизни.

Рост престижности высшего образования (падение его произошло в начале 1990-х годов, подъем - с 1995 г.) привел к его «омассов-лению», более 70% родителей считают необходимым дать свои детям высшее образование, а более 60% были уверены в том, что уровень образования определяет начальную ступень карьеры. В то же время «массовизация» образования привела к нарастанию на рынке труда доли невостребованных выпускников: предложение не находит спроса. В стремлении получить прибыль вузы увеличивают набор на престижные специальности и выбрасывают на рынок некачественный продукт.

Практически стала исчезать терминальная функция образования, связанная с получением знаний. В целом молодежь стала более прагматичной в своем стремлении использовать профессиональное образование как способ достижения жизненных целей. Возросла мотивация образования, связанная с его инструментальными функ-

циями: работа, успех, карьера. Увеличилось количество тех, кто старается избежать службы в армии (38,8% молодежи). Выросла с 2 до 10% доля молодежи, для которой период студенчества является беззаботным времяпрепровождением .

Студенты все больше стали осознавать, что основными слагаемыми успеха являются уверенность в себе, хорошее образование, связи и профессионализм. Именно они обеспечивают конкурентоспособность и материальный достаток. Немаловажную роль при этом играют деньги, стартовый капитал и такие личные качества, как хитрость и расчетливость. Прагматизм молодежи объясняется влиянием жесткой и все более глобализирующейся среды, а также открытостью сознания молодежи. Ориентацию на иммиграционные модели демонстрируют около 28% студентов. Причем чем провинциальнее учебное заведение, выше безработица и конкуренция на рынке труда, тем активнее стремление молодежи уехать из своего региона.

Характерной чертой студенчества рубежа веков является стремление к свободе и независимости. Интернальность, или готовность самому делать свою судьбу, не надеясь на государство, - новая черта, присущая каждому второму представителю поколения реформ .

О включенности в рыночную экономику свидетельствует позитивное отношение молодежи к бизнесу. Студенты уже не просто воспринимают ценность рыночной экономики, а начали строить поведенческие модели сообразно этому миру: бизнес для них - один из путей к благополучию и успеху. Три четверти молодых хотят организовать свое дело. Каждый второй уважает тех, кто «сколотил состояние». Около трети считают, что «нет честных и нечестных способов делать деньги» Каждый пятый хотел бы получить деньги «на халяву» и сразу, 42%, в случае выигрыша миллиона, хотели бы вложить его в собственный бизнес. Только 15% считают бизнес обманом, жестокостью и эксплуатацией .

Бизнес молодежь воспринимает как работу на себя и свою семью, как упорство и настойчивость в достижении цели (70%). При этом каждый третий считает, что богатство - это свобода тратить деньги, и ради этой цели они готовы были пойти на многое: терпеть бытовые неудобства (52,4%), оторваться от родителей (45,5%), работать без выходных (46,0%), участвовать в конкурентной борьбе (41,3%), работать без трудовой книжки и социального пакета (28,4%), лгать (27,1%), вступить в брак по расчету (16,2%), работать за небольшие деньги (18,5%), пожертвовать принципами (14,5%), терпеть лишения и психологический дискомфорт (11,5%), нарушить закон (9,6%).

Возрастная когорта, рожденная в годы перестройки, оказалась более подверженной воздействиям Запада, впитала в себя его пот-

ребительские стандарты и как должное воспринимает криминализацию общества. Для них все в большей степени характерен тип поведения, ориентируемый на развлечения, неформальное общение и потребление поп-культуры. Воспринимая рыночную экономику прежде всего как «криминал», они принимают ее как данность, подстраивая под социальную практику экономические модели поведения .

В целом современные молодые люди представляют собой коммуникабельных, целеустремленных, деловых людей, творческих и конкурентоспособных индивидуалистов. Они оценивают свое поколение как интеллектуалов. В то же время стала подниматься значимость такой характеристики, как интеллигентность (к 2009 году она составила около 30%, а в начале 1990-х не поднималась выше 8%). Появилось стремление к участию в «тусовках», усилилась тяга к экстриму (30,8% отметили данную черту как присущую их сверстникам). В целом же это «поколение реформ». Они независимые и целеустремленные индивидуалисты, приверженцы коммуникативной свободы, своеобразные «романтики» потребления. Это раскрепощенные, самоуверенные и амбициозные молодые люди .

Почти каждый седьмой респондент заявил об отсутствии у себя какого-либо социального идеала. Это свидетельствует о тенденции деполитизации сознания большинства молодежи. В то же время около 20% готовы пожертвовать своими личными интересами для осуществления социального идеала. В целом число «безыдейных» значительно превосходит количество «эгоистов», не готовых жертвовать на благо общества. Напрашивается вывод об определенном противоречии между пессимизмом в оценке будущего и социальной пассивностью. Все-таки желание изменить перспективу остается у молодежи самодовлеющим .

Понизилась готовность к «жертвенности», что объясняется установкой на либеральный тип общества, для которого характерно доминирование личных ценностей над общественными. Так или иначе, самопожертвование как ценность традиционного общества для молодежи уже не типична. Для достижения своего социального идеала студенты готовы жертвовать свободным временем, развлечениями, карьерным ростом. В разряд самых значимых, терминальных попали ценности, связанные с внутренним миром человека: дружеские связи и счастливая семейная жизнь. Ценности же материального характера, при всех трудностях нашего времени, занимают в сознании учащейся молодежи промежуточное, среднее положение .

К концу ХХ века наиболее очевидным изменением стал переход от единого целостного мировоззренческого идеала к плюрализму идеологических ценностей. Модель будущего у молодежи огра-

ничена рамками приватной жизни. Они проявляют недостаточную политическую активность, что затрудняет установление демократических норм. Уменьшается доля молодых людей, способных взять на себя ответственность за решения и политические риски и готовых активно участвовать в определении перспектив развития - и своего собственного, и социального окружения.

Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей студентов. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике стало ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность молодежи приобрела «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю. Выполнение общественных поручений, членство в политической организации перестало быть индикатором социальной активности, поэтому многие формы участия студентов в политической деятельности свелись к минимуму.

Основной формой интереса молодежи к политике стала информационная. Большинство студентов отдают предпочтение демократическим реформам, хотя снизился престиж в глазах студентов демократических партий и движений. Деидеологизация, крушение веры в различные «измы» обусловили широкую поддержку студентами неполитических движений и объединений, выдвигающих в качестве основной задачи социальную защиту определенных групп населения.

Анализ динамики жизненных ценностей вузовской молодежи выявил противоречивый процесс - снижение возможностей реализации материальных потребностей у одной части поколения выпускников, трудоустраивающейся в профессиональной сфере, и формирование новых, более развитых потребительских образцов у другой части, ради достижения которых она намерена закрепляться (социально и профессионально) вне связи с полученной в вузе специальностью. Если раньше факт закрепления молодых специалистов на рабочих местах вне связи с полученной профессиональной подготовкой трактовался однозначно негативно, как процесс депрофессионализации, то сегодня возможность выбора путей самоопределения, гибкость жизненных планов, стремление обеспечить материальные условия для своей семьи путем трудоустройства в удобной для этого сфере создают ту новую ситуацию, которая влияет на динамику ценностей образования, профессии, труда .

Современное студенчество остается одной из самых развитых социокультурных групп, по структуре досуговых интересов приближающихся к образу жизни социально-профессиональных отрядов интеллигенции. Студенты города были более толерантны к тем формам девиантного поведения, которые распространены в студенческой среде: пьянству, свободной сексуальной жизни, проституции, мистициз-

му. Максимальное неприятие вызывают у них те формы девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.

Значительная часть жизни студентов проходит в академических группах. Более трети респондентов выделили значимость для себя общения с сокурсниками. Последний опрос показал, что активно пропагандируемый сегодня индивидуализм как проявление индивидуальности, творческого потенциала в студенческом сознании нередко воспринимается как принцип абсолютной независимости от студенческого коллектива. Резко сократилась значимость общественных дел - она уменьшилась в три-пять раз в различных вузах. По сравнению с 1980 годом значительно снизилась требовательность к оценке негативного поведения коллег по группе. Почти каждый пятый студент (19%) в той или иной степени был не удовлетворен уровнем взаимоотношений в своей учебной группе. Один из семи (14,5%) был безразличен к тому, что в ней происходило. Полученные данные свидетельствуют о напряженности в межличностных отношениях, о латентности происходящих конфликтов. Среди причин возникающих конфликтов в студенческой среде чаще всего назывались те, которые зависят от личностных качеств самих студентов - равнодушие, бестактность, неумение регулировать возникающие противоречия. По мнению 12% опрошенных студентов, причиной конфликтов было несовершенство организации учебного процесса, десятая часть были «обижены» преподавателями, пятая часть студентов (21%) источники напряженности в их учебных группах видели в конкуренции, зависти.

Если к концу 1990-х годов наиболее значимыми считались такие качества, как энергичность, трудоспособность, решительность, предприимчивость, организаторские способности, то более низкую позицию, чем в прежние десятилетия, занимали такие характеристики, как способность быть лидером, вести за собой других людей. На последние ранговые места опустились такие качества, как готовность жертвовать своим благополучием ради гражданского долга, непритязательность, скромность, умеренность в потребностях и запросах, а также готовность бороться с отрицательными явлениями в жизни нашего общества. С середины 1990-х годов большая часть студентов стала считать, что их будущая профессиональная деятельность не будет требовать от них ни гражданских доблестей, ни проявления пуританских качеств .

Девальвация в студенческом сознании гражданских качеств специалиста, чувства долга и ответственности, сопричастности к социально-политическим процессам, происходящим в обществе, является результатом того, что формирование жизненных ориентиров

будущего специалиста происходит уже в условиях постсоветской Украины. Нынешнее поколение студентов в своей значительной части восприняли многие негативные стороны жизни, порожденные примитивной интерпретацией сути рыночных отношений, непоследовательностью в проведении реформ, дегуманизацией процесса перехода к новой социально-экономической системе, недооценкой роли духовно-нравственных основ общественных преобразований общества.

В результате глубоких социальных трансформаций к концу ХХ века изменилась политическая активность и гражданская идентификация студентов. Наиболее очевидным изменением стал переход от единого целостного мировоззренческого идеала к плюрализму идеологических ценностей. Под влиянием глобализации четко отразился переход от ценностных ориентаций коллективистского содержания к индивидуалистским. Модель будущего у молодежи конца 1990-х оказалась ограниченной, в основном, рамками приватной жизни.

При сопоставлении отрицательных и положительных черт современного студенчества получается парадокс: ему одновременно присущи интеллектуальность и бездуховность, альтруизм и эгоизм, целеустремленность и разгильдяйство, гуманизм и агрессивность, предприимчивость и апатичность, стремление к знаниям и жажда богатства. Такая противоречивость подводит к нелепости идеи построить один-единственный социальный портрет.

Происшедшая в Украине в конце XX века смена экономической и политической систем, кардинальные изменения духовной жизни общества не только повлияли на трансформацию социокультурной роли высшей школы, но и оказали воздействие на систему высшего образования, отразились на содержании учебного процесса и научных исследований, на организации взаимодействия научно-педагогических и студенческих коллективов, во многом изменили способы и формы жизнедеятельности студенчества. В конце ХХ века украинский рынок образовательных услуг стал характеризоваться двумя основными тенденциями: наличием избыточного образования и невысоким уровнем подготовки специалистов. Происходит деформация отдельных сторон образовательного процесса, но главное - происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы - образованности студентов, уровня их профессиональной компетенции. Именно эти тенденции определяют жизненные стратегии и модели поведения современного студенчества.

Литература

1. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х - социокультурная динамика / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования. 2000. С. 56-63.

2. Волкогонова О. Идеалы современной вузовской молодежи / О. Волкогонова, Е. Панина // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 105-118.

3. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза / В.И. Герчиков // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 87-94.

4. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х) / Д. Л. Константиновский. М.: ЦСП, 2008. 552 с.

5. Курс лекций по социологии образования / под общ. ред. В.И. Астаховой. Харьков: Изд-во НУА, 2009.

6. Лисаускене М. Новое поколение российского студенчества / М. Ли-саускене // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 41-47.

7. Мачуліна І.І. Вища освіта як чинник формування культури особистості : Зб. наук. праць. / 1.1. Мачуліна // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства. Харків: Вид. центр ХНУ ім. Каразіна, 2005. С. 610-614.

8. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности / Е.А. Подольская. Харьков: Основа, 1991. 167 с.

9. Сокурянская Л.Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода / Л.Г. Сокурянская. Харьков: Харьков. нац. ун-т им. В.Н. Каразина, 2006. 576 с.

Федотова Д.А., Шичанина Е.А.

Актуальные проблемы современного студенчества

Федотова Д.А., Шичанина Е.А.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России,

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Павлова Л.А.

Современное студенчество - это основной политический и экономический, интеллектуальный и инновационный потенциал общества. Это мобильная социальная группа, обладающая специфическими особенностями образа жизни и потребностей, ценностей и интересов.

Студенческие проблемы существовали всегда. Однако жизнь каждого нового поколения студентов протекает уже в иных реалиях и выявляет другие проблемы. Поэтому их исследование всегда будет актуально и необходимо.

Бытует мнение, что период обучения в вузе - самая беззаботная и веселая пора жизни. Но так ли это? Российские студенты в условиях экономического и социального кризиса испытывают достаточно серьёзные трудности при решении имеющихся проблем. Из них наиболее значимыми и актуальными являются следующие.

1. Проблема адаптации иногородних студентов. Оказавшись без родительской опеки, они тяжело и долго приспосабливаются к вузовским требованиям. Но легко и охотно идут на различные нарушения общепринятых норм и правил (дисциплины, сна, отдыха, питания, гигиены) и не всегда бывают самостоятельны и коммуникабельны.

2. Проблема необеспеченности жильем - самая острая студенческая проблема. Многие из студентов нуждаются в общежитии. Но вуз не всегда предоставляет такую возможность. Тогда им приходится снимать жилье, что требует дополнительных затрат.

3. Финансовая проблема. Маленький размер стипендии (1100-1500 руб.) не позволяет оптимистично оценивать материальное положение студентов. Они экономически зависимы от родителей и рассчитывают на их финансовую поддержку. А в случае отказа в помощи - пытаются совмещать учебу с работой, что негативно сказывается на успеваемости.

4. Проблема здоровья. Приспособление неокрепшего организма к новым социальным условиям сначала вызывает его мобилизацию, а затем постепенное физическое истощение. И как следствие - обострение хронических заболеваний или появление и развитие новых, которые мешают полноценной учебе и активной жизни .

И каждому из них надо научиться преодолевать сложности и успешно решать проблемы студенческой жизни, чтобы соответствовать гордому званию студента университета.

Литература

1. Павлова Л.А., Ермолаева Е.В. Здоровье и здоровый образ жизни российского студенчества // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Том 6. №1.

Общие характеристики

Успешность обучения студентов в вузе во многом определяется реальными условиями их жизнедеятельности, характером возникающих в процессе учебы проблем и возможностями их разрешения со стороны администрации, преподавателей, а также формирующихся в настоящее время служб социальных педагогов и психологов. Для правильного определения стратегии воспитательного воздействия педагогические работники вуза должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде. При этом надо четко разводить грань между общими тенденциями личностного становления современной студенческой молодежи и теми проблемными ситуациями, с которыми сталкиваются студенты в условиях конкретного учебного заведения.

Наше исследование было посвящено выявлению наиболее типичных для современного студенчества проблем. В качестве основного метода исследования использовался анкетный опрос, которым были охвачены 3438 студентов, представителей 13 вузов Республики Беларусь. Результаты опроса свидетельствуют, что среди проблем, возникающих в жизни студентов, доминирует недостаточная материальная обеспеченность. На нее ссылается 5-42% от общего числа всех опрошенных.

Традиционно материальное обеспечение студентов зависело от двух основных факторов: размера стипендии и помощи со стороны родителей либо других близких родственников. В последние годы к этим источникам в качестве достаточно существенного добавляется и фактор дополнительных заработков самих студентов.

Анализ ответов студентов об использовании дополнительных заработков в свободное время показал, что к ним обращается примерно четверть от всех опрошенных. Причем основными формами дополнительной работы студентов являются те, которые предлагают всевозможные рыночные структуры: от сферы обслуживания (4,2%) и коммерческой торговли (7,5%) до перепродажи валюты и вещей (3,5%). Доля строительных отрядов и организация вспомогательной работы в вузе незначительна (соответственно 2,2% и 2,5%). Лишь 0,3% от общего массива участвует в вузовских хоздоговорных исследованиях.

Отсюда следуют серьезные выводы о роли наших официальных вузовских структур, государственной службы занятости, Госкомитета по делам молодежи в решении вопросов вторичной занятости студентов. Учитывая переживаемые государством экономические трудности, ожидать в скором времени заметного увеличения размеров стипендий либо существенной помощи со стороны родителей не приходится. Поэтому усилия государственных и молодежных структур должны быть направлены на расширение возможностей вторичной занятости для подавляющего большинства студентов.

Второе место, согласно мнению студентов, занимает проблема большой загруженности учебными занятиями. При этом, если в случае с недостаточной материальной обеспеченностью различие в весомости этого фактора между вузами невелико, то по второму фактору они существенно разнятся в зависимости от профиля профессиональной подготовки студентов.

Судя по полученным результатам, наиболее загружены, а точнее сказать, перегружены учебными занятиями студенты медицинских (ГГМИ - 80,0%) и технических вузов (БАТУ - 75%; БГПИ - 70,8%). Среди вузов с наименьшим числом студентов, указывающих на высокую загруженность учебными занятиями - БГУК (20,9%), БГЭУ (31,9%), а также негосударственные вузы: Институт современных знаний (24,2%) и Гуманитарно-экономический институт (33,8%). По остальным вузам на высокую загруженность ссылается примерно половина от общего числа опрошенных студентов.

Очевиден факт необходимости реформирования процесса обучения в высшей школе, в том числе путем сокращения числа обязательных учебных занятий с целью предоставления студентам большего времени для самостоятельной работы с учебной и научной литературой, участия в научных исследованиях.

На третье место среди возникающих проблем студенты поставили отсутствие необходимых условий для самостоятельной работы (26,8%). Это означает, что простое сокращение обязательных аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не принесет мгновенного положительного результата. Для решения данной проблемы требуется наличие в вузе соответствующей учебно-методической базы, обеспечение регулярной помощи и консультаций со стороны преподавателей.

Как свидетельствуют результаты исследования, четвертая часть опрошенных нами студентов ощущают неудовлетворенность материально-бытовыми условиями жизнедеятельности. Еще больше не удовлетворены они условиями для отдыха и полноценного проведения досуга - 37,1%. 18,1% от общего числа опрошенных указали на неудовлетворительные условия для занятий физкультурой и спортом. Такая ситуация ни в коей мере не может способствовать созданию и укреплению здорового образа жизни студентов. Не случайно 13,4% студентов, участвовавших в опросе ссылаются на слабое здоровье, а также существенные психологические пергрузки, которые им приходится переносить в период учебы в вузе.

Наличие психологического дискомфорта в студенческой среде подтверждают и результаты ответа на вопрос о необходимости создания в вузах службы социально-психологической помощи. Первое, что следует отметить, это достаточно ярко выраженная со стороны студентов потребность в такого рода службе .

Функции социально-психологической службы в вузе

В какой помощи со стороны социально-психологической службы нуждаются студенты? Наибольший процент от общего числа опрошенных указали на причины личностного и эмоционального плана. Это помощь в изучении своих способностей, особенностей характера и поведения (36,9%), консультации по снятию стрессовых состояний и психологических перегрузок (32,3%), получение консультаций в сфере личной жизни (дружба, любовь, создание семьи, семейные взаимоотношения (30,8%), а также приобретение навыков общения (22,9%). Не обнаружено значимых расхождений в ответах по курсам и полу, кроме потребности в получении консультаций по снятию стрессовых состояний, психологических перегрузок (юноши - 21,4%, девушки - 42,0%).

Отдельным блоком представлена необходимость получения помощи в разрешении конфликтных ситуаций с однокурсниками (5,4%), товарищами по общежитию (6,7%), преподавателями и администрацией вуза (13,9%). Вызывает беспокойство достаточно высокая доля конфликтов, имеющих место, согласно мнению студентов, между ними и педагогическим составом, а также администрацией вуза. Проблема эмоционально-психологического состояния студенчества представляется исключительно актуальной и должна стать предметом специального научного изучения. Требуется разработка практических методов ее решения в системе высшей школы .

Эффективность института кураторов и воспитателей

Несмотря на ряд позитивных тенденций, складывающихся в последние годы в организации воспитательной работы в высшей школе, институт кураторов и воспитателей еще не обеспечивает должного воспитательного воздействия на студенческую молодежь. Так, 14,5% от числа опрошенных указали на недостаточное внимание к себе со стороны преподавателей, кураторов, воспитателей. Это обусловливается рядом причин, в том числе отсутствием регламентированного статуса куратора студенческой группы, следовательно, и соответствующим отношении со стороны преподавателей к роли куратора; отсутствием должной психолого-педагогической подготовки кураторов и воспитателей общежитий к работе со студентами; высокой загруженностью преподавателей учебными занятиями и необходимостью искать дополнительные источники доходов в силу невысокой заработной платы.

Значительное ослабление позиции кураторов и оказываемого ими воспитательного воздействия на студентов повлекло за собой изменение статуса академической группы. Это подтверждается не только результатами данного опроса, где 20,3% студентов к числу существенных проблем студенческой жизни отнесли «неорганизованность, разобщенность моей студенческой группы», но и проведенными нами с помощью социометрических методов исследованиями уровня развитости взаимоотношений в академических группах вуза. Полученные результаты свидетельствуют о существенном падении роли академической группы в жизни студентов, что неизбежно влечет за собой ряд негативных тенденций, в том числе утрату чувства коллективизма и взаимопомощи, нарастание тенденций индивидуализма. Повышение авторитета куратора и академической группы с целью их влияния на личностное становление студенческой молодежи должны быть отнесены к числу важных задач воспитательной работы вуза.

К числу проблем, возникающих в студенческие годы, относятся и забота о собственной семье (10,1%). Создание семьи, налаживание семейного быта, рождение ребенка и уход за ним в сочетании, как правило, с завершающим этапом обучения требует не только существенных душевных, физических и материальных затрат, но и должного уровня готовности к обеспечению сложнейшей социальной роли семьянина. Каково отношение студентов к браку и созданию семьи в студенческий период? Анализ результатов нашего исследования показал, что отрицательное отношение к браку выразили лишь 12,3% от всех опрошенных. При общей положительной установке на брак, 58,4% респондента считают его возможным при условии материальной обеспеченности. 11,1% от опрошенных допускают брак при вынужденных обстоятельствах и примерно столько же (11,8%) относятся к идее брака положительно не зависимо от любых обстоятельств .

Современное развитие российского общества характеризуется фундаментальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, оказывающими огромное воздействие на все социальные слои. Построение гражданского общества, становление демократических институтов, переход к рыночной экономике - это те стратегические задачи, решение которых выступает необходимым условием обеспечения социальной стабильности страны, ее интеграции в мировое цивилизационное пространство. Все это требует максимальной мобилизации всех социальных ресурсов. Большая ответственность лежит на молодежи, как носителе социальной энергии. Все это свидетельствует о высоком уровне научных разработок в сфере молодежи. Вместе с тем, слабо изученной остается студенческая молодежь, которая выступает и как субъект социально-экономических преобразований, и как объект социализации.В статье представлены результаты исследования по выявлению проблем студенческой молодежи, обучающихся в медицинском ВУЗе.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА.docx

subject Текстом

image Картинками

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА Кузнецова Елена Владиславовна Заместитель декана педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет», г. Киров Аннотация: в данной статье рассматриваются основные актуальные проблемы современных студентов. В статье представлены результаты исследования по выявлению проблем студенческой молодежи, обучающихся в медицинском ВУЗе. Ключевые слова: студенческая молодежь, актуальные проблемы студенческой молодежи, проблемы адаптации, проблемы социализации, объективные и субъективные факторы, социальная активность. Современное развитие российского общества характеризуется фундаментальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, оказывающими огромное воздействие на все социальные слои. Построение гражданского общества, становление демократических институтов, переход к рыночной экономике ­ это те стратегические задачи, решение которых выступает необходимым условием обеспечения социальной стабильности страны, ее интеграции в мировое цивилизационное пространство. Все это требует максимальной мобилизации всех социальных ресурсов. Большая ответственность лежит на молодежи, как носителе социальной энергии. Все это свидетельствует о высоком уровне научных разработок в сфере молодежи. Вместе с тем, слабо изученной остается студенческая молодежь, которая выступает и как субъект социально­экономических преобразований, и как объект социализации. В ходе проведения исследования по выявлению проблем студенческой молодежи было опрошено 250 человек – студентов Кировского государственного медицинского университета ­ с первого по пятый курс, по 50 человек с каждого курса. Всего было опрошено 88 юношей (35,2%) и 162 девушки (64,8%). В данном исследовании мы ставили целью выявить особенности актуальных проблем студенческой молодежи на современном этапе (на примере студентов Кировского ГМУ). Для этого мы выделили основные категории, проанализировав которые можно сформулировать конкретные вопросы для респондентов: проблемы адаптации, проблемы социализации, объективные и субъективные факторы, влияющие на появление проблем у студентов, социальная активность самих студентов, какие преобразования возможны со стороны руководства ВУЗа, а также реформирование на уровне государства. Проблемы адаптации предполагают, прежде всего, появление финансовых проблем и проблем с жильём. Для того

чтобы выяснить финансовое положение студента был задан вопрос о том, работает ли он и если работает, то по какой причине. Как оказалось, работают 12% опрошенных (30 человек), и еще 24% ­ осознают необходимость работать, но не работают, и, лишь, 20% ответили, что в работе не нуждаются. Выясняя, по какой причине студенты работают, мы получили следующие результаты (из предложенного списка вариантов можно было выбирать не более трех): наиболее часто выбираемый ответ ­ это «необходимы средства (деньги)», его выбрали 18 респондентов из 30 работающих (что составляет 60%); на втором месте ­ вариант «нужно нарабатывать опыт», он был отмечен 21 раз (70%); далее – «нравится сама работа» ­ выбрали 11 респондентов (37%); и варианты «нравится коллектив» и «чтобы как­то занять свободное время» были отмечены 6 и 3 раза соответственно (20% и 10%). Как видно из полученных данных, основной причиной, по которой студенты работают ­ это «нехватка денег». Также важно отметить и достаточно часто выбираемый ответ «нужно нарабатывать опыт». Это говорит о том, что студенты осознают необходимость иметь уже какой­то опыт работы при трудоустройстве, после окончания ВУЗа. И это действительно важно, так как одной из главных проблем современной студенческой молодежи является проблема безработицы. Как было отмечено выше, проблемы адаптации студентов предполагают наличие трудностей с жильём. Респондентам был задан вопрос «Где Вы живете?», были получены следующие данные: 45% порошенных, то есть чуть меньше половины, живут с родителями; 23% ­ снимают жильё; лишь 21% выбрали ответ «живу в общежитии» и 11% выбрали другой вариант ответа, среди которых, главным образом, встречались такие ответы, как «живу в собственной квартире» (такие ответы встречались у студентов старших курсов). Получив такие данные, мы обратили внимание на невысокий процент респондентов, ответивших, что они живут в общежитии. В анкете был задан вопрос о том, предоставляет ли ВУЗ студентам места в общежитии. Результаты были получены следующие: «да» ­ 17%, «да, но мест не хватает» ­ 56% и «не знаю» ­ 27%. Из приведенных данных видно, что достаточно остро стоит проблема необеспеченности жильем студентов. ВУЗ не может предоставить места в общежитиях всем своим иногородним студентам, что влечет за собой возникновение сложностей у студентов с обеспечением себя жильём на время получения образования. В поисках решения данной проблемы, студенты вынуждены искать съемное жильё, что требует дополнительных средств. А эти средства не всегда возможно получить от родителей, следовательно, необходимо искать источник доходов, что и приводит к такой ситуации, как необходимость совмещать работу и учебу (феномен «вторичной занятости» студенческой молодежи), отводя при этом учебе меньше времени, чем следует.

Также была выделена категория проблемы социализации. Говоря о процессе социализации, логично было бы обратиться к анализу досуга студенческой молодежи. Поэтому, для того чтобы выяснить, каким образом студенты распределяют своё свободное время, мы задали вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное от учебы и работы (если работаете) время?». Было предложено несколько вариантов ответа, необходимо было выбрать один из них, либо указать свой вариант. Респонденты ответили следующим образом: варианты «все время отнимает учеба и работа», «занимаюсь спортом, или посещаю другие кружки» и «встречаюсь с друзьями» были выбраны одинаковое количество раз (по 32%), 10% респондентов ответили, что ничем не занимаются, и 8% выбрали вариант «другое», где, главным образом, указывали, что в свободное от основной учебы время они получают еще и дополнительное образование либо изучают иностранные языки. Респондентов, указавших вариант «другое» можно отнести к первой группе, то есть к тем, кто ответил, что всё время отнимает учеба (и работа), так как в свободное время они занимаются саморазвитием, то есть продолжают своё обучение. Активность студентов в медицинском ВУЗе достаточно велика, так как более половины тратят всё своё время на учебу, работу, получение дополнительного образования, спортивные и иные досуговые кружки и мероприятия. Лишь 8% респондентов ответили, что ничем не занимаются. Далее респондентам был задан вопрос о том, как они оценивают своё здоровье. 41% студентов имеют незначительные проблемы со здоровьем, 39% не болеют вообще, 16% имеют какие­либо хронические заболевания и 4% воздержались. В целом мы имеем положительную картину: подавляющее большинство (80%) либо не болеют, либо имеют незначительные проблемы со здоровьем. Но такая положительная оценка состояния здоровья студентов дана самими студентами, и мы не можем опираться на неё, оценивая состояние здоровья студенческой молодежи вообще. То есть, мы имеем дело именно с оценкой здоровья, а не реальным состоянием здоровья студентов. В рамках вопроса социализации также был проанализирован уровень проблемности студенческой молодежи в целом. Нас интересовала оценка своей жизненной ситуации самими студентами, поэтому респондентам было предложено отрефлексировать свой уровень проблемности. В анкете было предложено отметить свой уровень проблемности на предлагаемой пятибалльной шкале, где 1 ­ минимальный уровень проблемности, 5 ­ максимальный. Большая часть респондентов ­ 44% ­ оценивает свой уровень проблемности «на 2 балла», то есть ниже среднего. Примерно одинаково распределились ответы на уровнях 1 (минимальный уровень) и 3 (средний уровень), по 23% и 25% соответственно; 6% респондентов оценили свой уровень проблемности на 4 балла (выше среднего) и 2 % ­ на 5 баллов, то есть максимальный уровень проблемности. В целом, можно говорить, что студенты не оценивают свою жизнь, как проблемную. Оценивая свою жизнь, студенты в своём большинстве распределились на шкале до 3 баллов, что в целом создает

оптимистичную картину. Не отказываясь полностью от наличия проблем, молодежь всё­таки и не считает свою жизнь высоко проблемной. Можно предположить, что такие ответы в определенной мере показывают и отношение студентов к жизни вообще. Возможно, возникающие проблемы студенты рассматривают как временные трудности, или как определенные шаги, ступеньки, которые необходимо пройти на этом жизненном этапе, поэтому и не оценивают их в негативном цвете. Второй задачей в нашем исследовании, после выявления актуальных проблем студенческой молодежи, стояла задача определить факторы, влияющие на появление проблем у студентов. Для этого все факторы были поделены на объективные и субъективные. К объективным факторам мы отнесли: отсутствие внешних ресурсов (финансы, жильё, друзья, необходимые знакомства) и отсутствие внутренних ресурсов (возраст, здоровье, образование); к субъективным факторам ­ отсутствие субъективных внутренних качеств, самостоятельность, общительность, оптимизм. таких как решительность, Для того чтобы выявить факторы был задан вопрос «Какие факторы по Вашему мнению влияют на появление большинства проблем у студентов?». Необходимо было провести ранжирование. Анализ результатов показал, что на первое место студенты ставят объективные факторы, такие как «уровень материальной обеспеченности» (Ранг 1; 44,9 %), и «уровень жилищной обеспеченности» (Ранг 2; 30,6 %). Наряду с ними также указывались «отсутствие соответствующего образования» (Ранг 3; 18,4 %), «нет друзей, необходимых знакомств» (Ранг 4; 14,3%). На последних местах оказались субъективные факторы: «не хватает оптимизма» (Ранг 8; 18,4%), «не хватает общительности» (Ранг 9; 24,5%). Таким образом, можно сделать вывод, что студенты к главным причинам появления своих проблем относят главным образом объективные факторы. Третьей исследовательской задачей была изучение видения самих студентов относительно возможного решения проблем студенческой молодежи на современном этапе. В качестве теоретических понятий были выделены такие, как: социальная активность самих студентов, возможные преобразования со стороны руководства ВУЗа и реформирование на уровне государства в целом. Для выяснения позиции студентов (активная, пассивная) и их отношения по поводу распределения ответственности за решение существующих проблем, был задан ряд вопросов. Условно их можно разделить на три группы вопросов, каждая из которых выявляет: 1) уровень активности студентов; 2) оценка студентами работы ВУЗа; 3) мнение студентов относительно того, на каком уровне должны решаться проблемы студенческой молодежи. Анализируя полученные ответы на первую группу вопросов, можно

сказать, что в целом уровень активности студентов достаточно низкий. Ответы на вопрос «Принимаете ли Вы участие в мероприятиях, устраиваемых студентами?», распределились следующим образом: «Ни разу не участвовал» ­ 62%, «Принимал участие один раз» ­ 26%, «Регулярно участвую» ­ 12%. Цифры говорят сами за себя. Уровень студенческой активности средний, это связано с повышенной учебной нагрузкой студентов, обучающихся в медицинском ВУЗе. Рассматривая удовлетворенность студентов работой ВУЗа, нас интересовало осуществляется ли в ВУЗе помощь студентам в трудоустройстве. Лишь 16% ответили, что такая помощь студентам оказывается, 10% высказались за то, что помощи в трудоустройстве студентам не оказывается, и 74% ответили, что не имеют информации на этот счет, студенты не знают, что в Вузе работает Центр по трудоустройству. Закрывая данную группу вопросов, мы посчитали уместным поместить один открытый вопрос, который звучал следующим образом: «Какие меры по усовершенствованию работы Вашего ВУЗа Вы могли бы предложить?». Как оказалось, наиболее остро стоит проблема неудовлетворенности функционированием таких «подразделений» университета, как: столовая, библиотека, медицинский кабинет, деканат, общежитие ­ студенты указывают (16%) на недоброжелательность и отсутствие терпимого отношения со стороны сотрудников к студентам. Также наряду с этим, студенты обратили внимание на необходимость благоустройства общежитий; высказывались следующие предложения: сделать ремонт в комнатах, утеплить их, организовать места для отдыха. Еще одним важным аспектом по усовершенствованию работы ВУЗа является, по мнению студентов, необходимость технического оснащения (больше принтеров (чтобы была возможность распечатать или откопировать нужный материал, не только в 3 корпусе), учебной литературы, нового оборудования в аудиториях), что обеспечило бы удобство и большую продуктивность учебного процесса. Наряду с выше перечисленными были предложены и такие меры, как: оказание помощи при трудоустройстве; повышение стипендии и поощрение «одаренных» студентов; обеспечение студентов жильем; усовершенствование расписания; опрашивать студентов об их проблемах. Можно отметить, что в целом респонденты проявили активность при ответе на данный вопрос. Было высказано довольно много предложений. Видимо студентам действительно не хватает так называемой «обратной связи» с руководством ВУЗа, существует потребность высказаться (иной раз пожаловаться, покритиковать), внести свои предложения. Это дает основания полагать, что студенчество все же имеет свою позицию, своё мнение, но не всегда имеет возможности их проявить.

Образование становится сегодня тем инструментом, с помощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество в целом двигаться по пути прогресса. Сегодня для всех очевидно: образование может чрезвычайно много и позитивного, и негативного. Пользоваться этими возможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущее общества формируется сегодня нами, в ближайшей перспективе нашими студентами.

За последние годы студенты очень изменились. Основным стал принцип выживания. И люди стали жить по инстинктам. Когда человек говорит: «Я так хочу» - это словесное выражение инстинктивной деятельности. А основные инстинкты все знают: поесть, поспать и т.д. Причем пищевой - первый. Вот такая проблема.

Современные студенты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки.

Одна треть студентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания учебного заведения.

Из этой проблемы вытекают глобальные последствия.

Корпоративные связи внутри студенчества как социальной группы сейчас слабы и в первую очередь, определяются совместной деятельностью внутри группы.

Раньше это была не только учеба, но и студенческие кружки, турпоходы, слеты, конкурсы авторской песни или дежурства. Сейчас все эти мероприятия выражены в очень слабой степени, и даже учеба для современного студента - это полдела, поэтому и социальные связи стали наполовину слабее. У студента на первом месте стоит проблема заработка.

Но увлеченность не исчезла. Она всегда подогревается любопытством, поэтому человек никогда ее не утратит. У современного студента есть стремление к познанию нового. Намного повысился уровень знаний современного студента, он стал эрудированнее. Но читают студенты очень мало. Если раньше хорошо знали классику, то сейчас - нет. Но незнание классических произведений они восполняют другим. Сейчас поступление информации многоканальное. У современного студента появился компьютер, Интернет, широкие возможности для изучения любого предмета. Ко всему вышесказанному, современный студент, конечно же, стал мобильнее. Но все равно студенты не в полной мере используют то, что им дано, учитывая, что у них столько источников информации и столько возможностей. Все зависит от выбора каждого из них.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение совладать с собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Социальный портрет современного студента по результатам различных социологических исследований

Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности студентов, как правило, выделяют три. Это: 1) профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии); 2) мотив получения диплома о высшем образовании (как стремление к определенному статусу в обществе); и 3) мотив межличностного общения (в основе которого находится потребность общения с "единомышленниками" - кругом людей, объединенных общими интересами и профессиональной направленностью).

В одном из исследований социальный портрет современного студента описывается следующим образом. Современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и «В контакте». Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, так же он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 72% опрошенных. А 38% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.


По результатам опроса преподавателей: По-мнению преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

Приведенные ниже данные социологических исследований позволяют дать характеристику современного студента, выделить наиболее типичные черты его социального портрета.

На вопрос «Что для Вас в жизни самое главное?» Получены ответы: семья - 48,7% , любовь - 38,6% , здоровье - 35,4% , работа - 30,3% , образование - 28,4% , уважение окружающих - 15% , творчество - 14,5% , дети - 13,4% .

По данным опроса студенты больше всего ценят: порядочность - 59,5% , чувство собственного достоинства - 57,2% , понимание - 44,1% , доброту - 42,1% , независимость - 41,6% , свободу - 36,6% . А больше всего ненавидят: предательство - 80,9% , жестокость - 49,2% , ложь - 46,1% , жадность - 33,8% , невежество - 23,1% .

На вопрос «Какие социальные проблемы молодежи Вы считаете сегодня наиболее серьезными?» студенты дали следующие ответы: наркомания - 60,8% , трудоустройство - 49,6%, преступность - 36,7% , пьянство - 24,1% , получение образования - 20,8% , невозможность обрести материальную независимость - 19,8% .

Считают наиболее важным для достижения успеха в жизни: целеустремленность, упорство, трудолюбие, интересную работу - 63,9% , хорошее образование - 46,8% , «богатые» родители и связи - 25,5% , везение - 10,8% , способности - 9,4% . Студенты явно недооценивают роль способностей в достижении жизненного успеха, каждый четвертый надеется на богатых родителей и связи.

Угроза безработицы страшит каждого четвертого студента, в социальной защите нуждается - 52,8%.

Актуальными проблемами в социально-культурной сфере студенты считают: финансирование - 70% , подготовка кадров - 50% , оказание платных услуг - 30% , оплата труда - 40% , заинтересованность - 30% , сохранение культурного наследия - 20% , недостаточное влияние государства на развитие отрасли - 20% , сокращение учреждений культуры - 10% , внедрение новых технологий - 10% , качество услуг - 10% .

Пути решения современных социально-культурных проблем студенты видят в привлечении внебюджетных средств - 70% , качественная подготовка кадров - 70% , доступность представляемых услуг - 30% , совершенствование законодательно-правовой базы - 20% , государственная поддержка культуры - 20% , возрождение традиций и обычаев - 10% , реклама - 10% .

К первостепенным ценностям современное студенчество вуза относит: карьера - 80% , здоровье - 60% , материальные блага - 50% , семья - 50% , образование - 50% , духовное развитие - 50% , самореализация - 50% , моральная устойчивость - 40% , честность - 10% , любовь - 10% .

Негативными качествами личности студенты считают: необразованность - 30%, лживость, наглость, инфальтильность, лень, неумение работать - 20% (каждая позиция), предательство, заносчивость, притворство, меркальтивность, доверчивость, зависть, лицемерие, жадность, эгоизм, истеричность, деградацию - по 10%, соответственно каждая позиция.

Проведенный социологический опрос среди студентов показал, что «портрет современного студента» им представляется как (основные положительные черты): активный, общительный, приветливый - 100% (каждая позиция), внимательный - 80% , ответственный, легкообучаемый - 70% , пунктуальный и вежливый - 60% , аккуратный - 50% , корректный и отзывчивый - 40%.


К негативным качествам современного студента, опрошенные студенческие группы вуза отнесли: неответственный и неаккуратный - 50% , неорганизованный, неусидчивый и невнимательный - 40% , некоммуникабельный и невоспитанный, соответственно - 30%.

Характеризуя «Современный портрет педагога» к его позитивным качествам студенты относят: профессионализм, образованность, коммуникабельность - 100%, справедливость - 90% , компетентность - 80%, вежливость - 70% , активность, доброжелательность, убедительность, общительность, уравновешенность, отзывчивость - 60% (каждая позиция), требовательность, терпеливость, организованность - 50% , жизнерадостность, трудолюбие, внимательность, оптимизм, любовь к работе, чувство юмора, корректность, умение выслушать - 20% , энтузиазм, приветливость - 30%.

Основными негативными качествами современного педагога студенты считают: непрофессионализм, необразованность, неумение управлять аудиторией - 70% , безответственность, агрессивность, грубость в общении, ленивость, пассивность, деспотичность - 60% , некоммуникабельность, безразличность, хитрость, замкнутость - 50% , вспыльчивость, неопрятность, неорганизованность, некорректность, равнодушие, строгость, нервозность - 40% , невнимательность, неотзывчивость, несправедливость - 30% , невежливость, меланхоличность - 20% .

Думается, что приведенные социологические данные не требуют подробных комментариев, они лишь подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.

Сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческой цивилизации.

Таким образом, без коренной трансформации системы отечественного образования, очевидно, невозможно добиться радикальных качественных перемен в интеллектуальной сфере жизнедеятельности общества, внедрить новое мышление в общественное сознание.

Мне нравится