Версальско-Вашингтонская система: от кризиса к распаду. Версальская система международных отношений

После окончания Первой мировой войны державами-победительницами, на основе ряда договоров с побеждёнными странами, была оформлена новая международная конфигурация, получившая название Версальско-Вашингтонская система. Такая система просуществовала двадцать с лишним лет и завершилась Второй мировой войной. Об основных положениях данной системы пойдёт речь на данном занятии.

Версальско-Вашингтонская система

Предыстория

После завершения Первой мировой войны встал вопрос о формировании новой системы международных отношений. Эта система должна была обеспечить международный баланс сил, утвердить принципы мирного разрешения конфликтов, предотвратить риск новой войны, подобной Первой мировой. Естественно, основную роль в формировании этой системы сыграли сильнейшие из победивших стран: США, Великобритания и Франция. Такой системой стала Версальско-Вашингтонская система международных отношений, созданная в ходе двух крупных международных конференций.

События

1919-1920 гг. - Парижская конференция, основной темой которой была послевоенная судьба побежденных стран и Европы в целом. Представители Германии были приглашены на конференцию только после того, как все решения в отношении Германии были приняты. Представители России не были приглашены вовсе.

1921-1922 гг. - Вашингтонская конференция, основной темой которой стало ограничение морских вооружений и разработка единой политики в Тихоокеанском регионе.

Основные решения конференций

Парижская

Германия объявлена основной виновницей войны. Согласно Версальскому мирному договору между Германией и странами-победительницами, заключалось следующее:
° Германия теряла значительную часть территорий, в том числе все колонии;
° Германия должна была выплатить внушительные по размеру репарации в качестве возмещения ущерба, нанесенного войной;
° Германии запрещалось устанавливать всеобщую воинскую повинность, размер армии не должен был превосходить 100 тыс. человек;
° Германии запрещалось иметь авиацию, бронетехнику, налагались жесткие ограничения на флот.
. Другие страны, проигравшие в войне, также теряли значительные территории, которые либо становились основой независимых государств (например, Чехословакия), либо были присоединены к странам-победительницам, либо перешли под их управление (что произошло с большинством территорий Османской империи - например, Египтом, Сирией, Ливаном, Палестиной и др.).
. Для обеспечения коллективной безопасности и предотвращения военных действий была создана международная организация - Лига Наций (). Основной задачей организации являлось мирное разрешение международных конфликтов. Лидерские позиции в Лиге Наций занимали в первую очередь Великобритания и Франция. США, ставшие одним из инициаторов создания организации, не вошли в ее состав, так как Сенат проголосовал против ратификации решений Парижской конференции. Впоследствии Лига Наций продемонстрировала неэффективность, механизмы ее работы не позволили предотвратить Вторую мировую войну и другие, менее масштабные войны.

Вашингтонская

Были введены ограничения на размер военного флота, закрепившие привилегированное положение США.
. Был подтвержден подчиненный по отношению к ведущим державам (США, Великобритания, Япония и др.) статус Китая.

Заключение

Основные особенности Версальско-Вашингтонской системы

Она выражала интересы держав, победивших в Первой мировой войне, и игнорировала интересы проигравших, к которым международное сообщество относило и Советскую Россию. С точки зрения западных государств, советское правительство было нелегитимным и не могло представлять интересы России. В Германии тяжелые условия Версальского мира воспринимались как национальное унижение, что порождало реваншистские настроения, на волне которых к власти позднее придут национал-социалисты. Схожее положение Германии и России, бывших государствами-изгоями в этой системе, стало толчком к подписанию ими Рапалльского договора (факсимиле Рапалльского договора ) и началу тесного сотрудничества.
. Подарив национальную независимость многим европейским народам, эта система поддерживала колониальную политику в отношении Африки, Азии и Тихоокеанского региона.
. Несмотря на то, что США, не вошедшие в состав Лиги Наций, отчасти продолжали дистанцироваться от европейской политики, их международный престиж укрепился, и США становятся новым центром силы.
. В целом в том, что касалось обеспечения выполнения основной задачи этой системы - поддержания мира, система оказалась малоэффективной. Отсутствие детальных механизмов урегулирования конфликтов и реального единства участников Лиги Наций не позволяли ей разрешать миром возникавшие международные конфликты.

Конспект

18 января 1919 года в Версале (предместье Парижа) открылась мирная конференция, на которой представители 32 государств должны были охарактеризовать новую международную ситуацию, сделать соответствующие выводы итогов Первой мировой войны и создать новую политическую систему в Европе и мире.

Изначально, данная конференция была направлена не только против проигравших стран (Германия, распавшаяся Австро-Венгрия, Турция, Болгария), но и против Советской России. Именно тогда участники конференции открыто одобрили необходимость военной интервенции в полыхающую гражданской войной Россию, чтобы, пользуясь удобным моментом, варварски разграбить и разделить страну.

Рис. 1. «Большая тройка». Клемансо, Вильсон, Ллойд Джордж ()

Главная роль на конференции принадлежала т.н. «Большой тройке », которая решала все основные вопросы, исходя, прежде всего, из собственной выгоды. В «Большую тройку» входили президент США В. Вильсон, премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж и глава французского правительства Ж. Клемансо (Рис. 1). Каждый из участников этого триумвирата предлагал своё видение нового мироустройства, усматривая при этом главную опасность, а, следовательно, и врага, в Советской России и в революционном коммунистическом движении. Ещё в 1918 году Вильсон предложил т.н. «14 пунктов» , которые в итоге и легли в основу нового миропорядка. Эти пункты предусматривали отказ от тайной дипломатии, равноправие экономических интересов, свобода мореплавания, ограничение вооружений, урегулирование колониальных и территориальных споров и т.д. Одним из пунктов было создание независимого Польского государства - этого «уродливого детища Версальского договора», как выразился большевик В.М. Молотов.

28 июня 1919 года в Зеркальном зале Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. На проигравшую Германию накладывалась многомиллионная контрибуция, она лишалась своих земель (Эльзаса, Лотарингии, Померании, Верхней Силезии, Данцига и проч.), лишалась всех колоний, стране было разрешено иметь численность армии не более 100 тыс. чел., накладывалось ограничение на производство вооружений и военной техники и проч. Германия стала фактически банкротом.

Рис. 2. Сен-Жерменский мирный договор ()

10 сентября 1919 года был подписан мирный Сен-Жерменский договор с Австрией , по которому было официально признана ликвидация страны (Рис. 2). На территории бывшей Австро-Венгерской империи образовались новые государства - Чехословакия и Венгрия, большие территории были включены в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, Галиция была присоединена к Польше, Румыния продвинулась в Трансильванию.

27 ноября 1919 года был подписан мирный Нёйиский договор с Болгарией , по которому страна обязывалась выплачивать контрибуцию странам-победительницам, должна была сократить численность вооружённых сил и лишалась приграничных территорий в пользу союзных держав.

4 июня 1920 года был подписан Трианонский мирный договор с Венгрией , по которому от страны также отделялись многие земли, в пользу союзных держав.

10 августа 1920 года был подписан Севрский мирный договор с Турцией , по которому страна лишалась многих своих земель и территорий (Аравийский п-ов, Ближний Восток, Месопотамия и проч.). Все эти земли стали колониями победивших держав.

Эти пять мирных договоров составляют основу Версальско-Вашингтонской системы. Тогда же был создан новый международный орган - Лига Наций , который являлся высшим международным органом (Рис. 3).

Рис. 3. Заседание Лиги Наций ()

Версальско-Вашингтонская система была направлена на недопущение проникновения большевизма в Европу и Азию, носила явный антисоветский характер . Исходя из этого Ллойд Джордж и Вудро Вильсон, а также их последователи строили т.н. «санитарный кордон» по периметру границ СССР в Европе и Азии.

Именно такая международная конфигурация привела Европу к заигрыванию с А. Гитлером и Второй мировой войне.

Рис. 4. Карта Европы в 1914 г. и в 1923 г. ()

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Прочитайте Главу 6 стр.65-67 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопрос 5 и 6 на с. 67-68.

2. Почему Версальско-Вашингтонская система была направлена против СССР? Свой ответ поясните.

3. Для чего потребовалось создавать Польское государство?

Версальско-вашингтонская система международных отношений представляет собой определенный порядок устройства мира, начало которому было положено после завершения Первой мировой войны. В период с 1919 по 1922 год был подписан ряд договоров, закрепивших его положения, связанные с итогами военных действий.

Версальская система, часто называемая Европейской, в большей степени сложилась на основе военных и политических интересов победивших стран, в первую очередь Франции и Великобритании. При этом интересы побежденных, а также вновь созданных государств, не были взяты во внимание. К таким странам относятся: Австрия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Финляндия, Чехословакия, Югославия.

Создание нового порядка в Европе проходило сложно из-за революционных событий в России и хаоса в Восточной Европе, вызванного распадом Австро-Венгрии.

Вырабатывая положения мирного договора , каждая из победивших стран имела свои цели:

  • Франция стремилась по максимуму ослабить Германское государство. Это давало ей возможность стать гегемоном на Европейском пространстве и укрепить границы на востоке.
  • Соединенные штаты и Великобритания хотели установления равновесия сил между европейскими странами. Поэтому они стремились учитывать интересы Германии, чтобы использовать ее как сдерживающую силу в центральных и восточных районах Европы, где наблюдался революционный подъем.

Баланс не найден

В результате подписания Версальского мирного договора 1919 года крайние позиции стран-победительниц были сближены за счет ущемления интересов побежденных . Этот факт сыграл свою роль в массовом создании компартий и выработке реваншистского направления во внешнеполитической деятельности Германии. При этом французы и англичане стремились использовать вновь возникшие государства как против немецких реваншистов, так и против большевистского движения.

Краеугольным камнем любого международного порядка является сбалансированность его сил. Она основывается на соотношении влияния и веса входящих в систему стран и больших держав в первую очередь. Несоблюдение этого принципа делало Версальскую систему порочной.

Причиной порочности системы являлись:

  1. Несогласованность позиций Франции и Англии по поводу достижения равновесия в Европе.
  2. Самоустранение Соединенных штатов от участия в Версальской системе отношений.
  3. Направленность системы против Германии.
  4. Деление европейской политической карты на стран-победителей и побежденных.
  5. Отстранение Советской России.

Таким образом, вновь созданная международная система отношений становилась неуниверсальной и несбалансированной. В ней изначально был заложен конфликт, носящий характер мирового.

«Версальсько-Вашингтонська система» в своей первоначальной основе состояла из пяти мирных договоров, подписанных с 1919 по 1920 годы:

  1. Версальского.
  2. Сен-Жерменского.
  3. Нейиского.
  4. Трианонского.
  5. Севрского.

Эта система имела распространение в Азиатско-Тихоокеанском регионе и также не была универсальной, хотя и характеризовалась некоторым равновесием. Ее слабое место – невключение Китая и России, потенциальных гарантов от японской экспансивной политики в отношениях с Великобританией и США.

Нестабильность системы была обусловлена:

  • непредсказуемостью политического курса Китая;
  • японской милитаристской направленностью;
  • самоизоляцией Соединенных штатов.

Вашингтонская конференция проходила с ноября 1921 по февраль 1922 года. В ее задачи входило рассмотрение вопросов расстановки сил в бассейне Тихого океана в послевоенный период и ограничение вооружений на море. Американцы хотели взять реванш за поражение в Версале и усилить влияние на международную обстановку.

Новый расклад сил на Дальнем Востоке

На полях конференции установился новый расклад сил в Дальневосточном регионе. В его основу было заложено взаимодействие великих держав, достигнутое в сфере военно-морских интересов и общих направлений политики в Китае.

Японии отводилась новая роль, в соответствии с которой она должна была отказаться от коалиции с Великобританией и снизить уровень притязаний в России и Китае. Взамен ей была обещана военная безопасность на море, делавшая эту страну основным гарантом Вашингтонской системы.

В декабре 1921 года Великобританией, Францией, Соединенными штатами и Японией был подписан «Договор четырех государств» . Он закреплял взаимные гарантии, касающиеся неприкосновенности владений стран-участников, находящихся на островах в Тихом океане.

Договоры пяти и девяти держав

К указанным выше четырем странам при подписании «Договора пяти государств» присоединилась Италия. Это соглашение запрещало постройку кораблей военного назначения с тоннажем больше 35 тыс. тонн и фиксировало соотношение между флотами, в котором лидерами были Британия и США.

А также был подписан «Договор девяти держав» с участием Великобритании, США, Франции, Китая, Японии, Италии, Голландии, Бельгии и Португалии. Им был заявлен принцип соблюдения суверенитета и целостности Китая. Все подписавшие соглашение страны обязывались к соблюдению в торговом и промышленном развитии Китая принципов «равных возможностей» и «открытых дверей».

Пакет соглашений, подписанный на конференции в Вашингтоне, явился дополнением к предыдущим договорам между победителями и побежденными в войне, упомянутым выше.

Дискриминация побежденных

Одной из особенностей сложившейся системы была дискриминация проигравших войну стран и России.

Например, Германия:

  • лишилась всех колоний;
  • подверглась большим ограничениям в области содержания военных сил;
  • приняла на себя основную тяжесть репараций, чем была подавлена в экономическом отношении.

С похожими условиями пришлось согласиться Болгарии и Турции, а Австро-Венгрия перестала существовать как государственное образование. Вдобавок ко всему, территории проигравших стран были значительно урезаны. Эти государства на определенный временной отрезок были «вычеркнуты» из ряда элементов, составляющих систему, фактически став объектами ее влияния.

Что касается Советской России, то она, хотя и не принадлежала к побежденной стороне, на первом этапе также была исключена. Формально этот факт был ею признан в 1922 году, когда произошло подписание Рапалльского договора, который стал толчком к сотрудничеству между Россией и Германией.

Положение победителей

Закрепление лидирующих позиций за Соединенными штатами, Англией и Францией во вновь созданной системе давало этим странам возможность сообща менять ее характеристики и формировать новые принципы. Все прочие победители, например, Италия были отодвинуты на второй план.

США избрали путь самоизоляции в политических делах Европы, избрав средством своего влияния на континенте экономические рычаги. В результате такого положения дел, а также реализации в дальнейшем планов Дауэса и Юнга, касавшихся репарационных выплат, степень экономической зависимости европейских стран сильно возросла . Ярким показателем этой зависимости стало превращение США из их должника в основного кредитора.

Образование Лиги Наций

В результате распада Австро-Венгерской империи в Европе были образованы новые субъекты международной системы отношений, которые в последующие периоды своей внешней политикой спровоцировали развитие кризисных моментов. В мире наблюдался постепенный переход от системы, центр которой находился в Европе, к глобализации.

Создается Лига Наций, задуманная как средство сохранения стабильности в международных отношениях. Однако этот орган, фактически находящийся под контролем Англии и Франции, не оправдал возлагавшихся на него надежд.

Цели Великих держав – Великобритания

Главной целью Британии в период между войнами было сохранение лидерских позиций в политике и роли судьи в делах Европы. Для этого необходимо было поддерживать «баланс сил». Состояние равновесия и контроль со стороны Англии дали бы возможность наладить активное противостояние двум основным соперникам на политической арене, угрожающим ее положению – Соединенным штатам и Советскому Союзу.

Для этого англичанам было необходимо ослаблять французское влияние за счет усиления роли Германии. Такой подход предполагал ревизию сложившегося порядка в мире под эгидой Великобритании. Его результатом к концу тридцатых годов прошлого века стало усиление Германии, которая превратилась в еще одну угрозу. Теперь Англии нужен был партнер.

Цель французов на тот момент – сохранить завоеванное положение, основанное на системе европейской безопасности. Это стремление вызывало недовольство и сопротивление со стороны других великих держав. В 1932 и 1933 годах Францией были подписаны документы, касающиеся вопроса репараций и прав Германского государства на равное вооружение, что привело к снижению ее влияния на континенте.

В 1934-1936 годах Франция вместе с СССР предприняли попытку подписания Восточного пакта между Советским Союзом, Германией и рядом проигравших войну стран. Целью проекта этого договора, которому не суждено было быть заключенным, являлось сдерживание Германии. Его подписанию препятствовали великие державы и некоторые из союзников Франции. В таких условиях подписание в 1935 году договора Франции с СССР дало ей «козыри» для давления на Германию и Англию. Но в итоге положение Франции только ухудшилось, в своей внешней политике она стала следовать позиции Британии, которая теперь стала рассматриваться как естественный союзник в противостоянии с Германией.

Итальянские устремления

В двадцатые годы прошлого века, в целях упрочения своего влияния на Балканах, Италия состояла в союзнических отношениях с Великобританией. Однако укрепление итальянских позиций в этом регионе привело к охлаждению отношений между союзниками. Но в тридцатые годы усиление Германии изменило обстановку. На этой почве Италия, Великобритания и Франция стали сближаться.

Италии удалось добиться от этих стран уступок на Африканском континенте. В кризисные сороковые годы произошло сближение позиций Италии и Германии. Это объяснялось все той же балансировкой между Германией, Англией и Францией за упрочение влияния в районах Средиземноморья.

Политическая линия Германии

Основной целью внешней политики Германии на ближайшее время был пересмотр Версальских договоренностей, а в перспективе – коренное изменение системы международных отношений. Лавируя среди противоречий между великими державами, Германия к началу сороковых годов смогла ликвидировать самые тяжелые последствия проигрыша в войне.

Пришедшие к власти нацисты воспользовались своими экономическими достижениями, успехами в военном строительстве, направленностью против большевизма и националистскими устремлениями для давления на Францию и Англию. Их союзниками в этом стали Италия и Япония. В результате Германии удалось начать ревизию итогов Версальского мира и укрепить свои позиции на международной арене.

В годы революции и Гражданской войны Россия, ставшая советской, понесла большие потери в плане прошлых имперских завоеваний, утратив свои политические и территориальные преимущества в Европе. Их возвращение и было задачей молодого государства, которое рисовало себе перспективу «мировой революции». Стратегически руководство СССР рассматривало глобальный пересмотр Версальской системы. Этот факт ставил Советский Союз в ряд противников Великобритании, Франции и их сторонников.

СССР делал ставку на предрешенность конфликта между великими державами, стремясь препятствовать их объединению, являющемуся угрозой его интересам. При этом руководство использовало идеи антифашизма, пацифизма, помощь пострадавшим от агрессии странам, что создавало образ борца за мир и прогресс.

Цели США и Японии

Основная внешняя цель США – стать центром политического мира вместо Великобритании. Для этого американцы использовали экономическую экспансию, не вмешиваясь в политическую обстановку, параллельно поддерживая Германию и Японию в противовес Лондону. Соединенные штаты препятствовали политике «умиротворения», проводимой англичанами, стремясь к развалу Версальской системы и эскалации кризисных явлений в международных делах.

Главным для Японии было – расширить влияние в Восточной Азии.

К использованию военно-политического решения проблем ее толкали такие факторы, как:

  • гражданская война в Китае;
  • проникновение Советского Союза в Северную Манчжурию, Синьцзян и Монголию;
  • конфликт между Россией и Китаем;
  • соперничество англичан и американцев.

Японская пропаганда, направленная против большевизма и колониализма, помогла этой стране найти союзников в Европе, взять экспансионистский курс и сохранить нормальные отношения с другими претендентами на региональное влияние.

Крах системы

Версальско-Вашингтонская система прекратила свое действие уже к концу 1938 года. В период ее существования соперничество великих держав сильно обострилось. К началу 1939 года сложились две военно-политических коалиции, состоящих из их представителей. Франция и Великобритания объединились против Германии и Италии. На их стороне была Япония. США и СССР, предполагая воспользоваться войной между блоками, заняли позицию ожидания.

Видео

Из этого видео вы узнаете о том как строился мир после Первой мировой войны.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Подведение итогов первой мировой войны.

Страны Европы и Америки в 1918-1945 гг.

Парижская мирная конференция. 18 яннваря 1919 года в Париже начала работу конференция, в которой основное участие принимали страны – победительницы. Всего в работе Парижской конференции принимало участие 72 страны. Россия и страны, потерпевшие поражение, в работе конференции участия не принимали. Главным вопросом переговоров стало подведение итогов войны и заключение мира с Германией и ее союзниками. Решающую роль в работе конференции играли лидеры трех стран – премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж, премьер-министр Франции Ж. Клемансо и президент США В. Вильсон.

Каждый из лидеров имел свои интересы и цели на этой конференции. США со времени своего создания вели политику изоляционизма и невмешательства в европейские дела. Америка объявила войну Германии только после начала «неограниченной подводной войны», в которой было уничтожено большое число американских торговых и пассажирских судов.

Еще в конце войны, президент США В. Вильсон предложил программу, устанавливающую новые принципы международных отношений. Документ, представленный конгрессу США в январе 1918 года, получил название «14 пунктов Вильсона». В качестве основных принципов регулирующих международные отношения после войны предлагались отказ от тайной дипломатии, свобода торговли и мореплавания, сокращение вооружения, предоставление народам права на самоопределение, создание международной организации в целях сохранения мира и защиты безопасности. В «14 пунктах» также высказывалась мысль о том, чтобы этнический и национальный состав населения учитывался при определении границ государства, наряду с его историей. Идеи Вильсона обрели огромную популярность. Люди мечтали об установлении справедливого и демократического мира. Одна­ко, когда были опубликованы документы, содержащие сек­ретные соглашения России со странами Антанты, заключенные в период войны, члены Конгресса США пришли в негодование. Они отказались от поддержки предложенных Вильсоном мероприятий, обвинив его в том, что он не знал о соглашениях между странами Антанты о переделах сфер влияния.

Великобритания и Франция ставили целью захват колоний, ранее принадлежавших странам Тройственного Союза. Франция хотела ослабить Германию и заставить ее выплатить все военные расходы. Кроме того, французское правительство решило использовать любые возможности для раздела Германии. Англия выступала против раздела, так как в ходе войны достигла своей главной цели - разгрома германского флота. Именно Великобритания поддержала большую часть предложений В. Вильсона. Все великие державы согласились с требованием Франции о возвращении захваченных Германией в 1871 году Эльзаса и Лотарингии. Италия надеялась получить часть австрийских владений, а Япония тихоокеанские колонии Германии.



Версальский мирный договор. После долгих дискуссий в ходе конференции был составлен текст мирного договора с Германией. Представители Германии были приглашены для ознакомления с этим документом, при условии, что изменения и исправления в текст договора они не вносят. 28 июня 1919 года в Версальском дворце был подписан мирный договор между странами Антанты и Германией, получивший название Версальский мирный договор. Этот документ состоит из 400 статей, которые можно сгруппировать по трем основным проблемам:

1. Были определены государственные границы Германии. Отныне она лишалась всех своих колоний и владений. Территория Германии сократилась на 1/8 часть. Франция получила Эльзас и Лотарингию, Бельгия - Эйпен, Мальмеди, Морене; часть Силезии отошла к Чехословакии, Данцигский коридор (Гданьск) - Польше, Северный Шлезвиг - Дании. Германия отказалась от Мемеля (Клайпеда), который был передан Литве в 1923 году. Германия была обязана признать независимость земель, которые до 1 августа 1914 года принадлежали России. В связи с этим она отказывалась от условий Брестского мира, заключенного в 1918 году. Версальский мирный договор утвердил нейтралитет Бельгии, а также полный суверенитет и выход Люксембурга из таможенного союза с Германией. Было решено, что угольные копи Саара перейдут во владение Франции, сама эта земля в течение 15 лет будет находиться под опекой Лиги Наций, а ее дальнейшую судьбу определит местное население путем плебисцита. Германия была обязана отказаться от всех своих колоний.

2. Германии были предъявлены требования по сокращению и ограничению ее вооруженных сил. Она могла комплектовать
армию численностью до 100 тыс. человек путем добровольного найма; в стране отменялась всеобщая воинская повинность; запрещалось содержать военный флот, военно-морские и военно-воздушные силы; запрещалось размещать воинские части на Рейне.

3. Германия должна была оплатить все военные расходы. Размер репараций составил 132 миллиарда золотых франков. Франция получала 52 процента от этой суммы, Великобритания 22 процента, а Италии предоставлялось 10 процентов. Остальная часть распределялась между остальными государствами, воевавшими на стороне Антанты.

Версальский договор и соглашения в Сен-Жермене, Нейи, Трианоне и Севре составили единую систему Версальского мира. Официально закрепивший распад австро-венгерской империи, Сен-Жерменский договор был заключен между Антантой и Австрией. Численность вооруженных сил Австрии была ограничена. Триест отошел к Италии. Австрии было запрещено в будущем присоединяться к Германии. Нейиский мир предусматривал сокращение численности армии Болгарии, по этому же договору были определены размеры репараций, выплачиваемых Болгарией. Фракия отошла к Греции. По Трианонскому соглашению сокращалась венгерская армия. Словакия и земли южных славян вышли из состава Венгрии. Трансильвания отошла к Румынии. А по Севрскому договору Турция лишалась всех своих владений на Ближнем Востоке.

Лига Наций. Создание Лиги Наций стало важным итогом работы Парижской конференции. Устав Лиги Наций был разработан комиссией во главе с В. Вильсоном. Лига Наций была призвана содействовать сотрудничеству между народами, сохранению мира и обеспечению безопасности в мире. Создание Лиги Наций заложило основы формирования новых принципов в международных отношениях. Согласно Уставу все спорные вопросы между странами должны были решаться мирным путем, посредством переговоров. Лига Наций не имела своих воору­женных сил, поэтому в случае военных конфликтов применялись лишь дипломатические и экономические санкции. Верховными органами Лиги были Ассамблея и Совет. Членами Лиги Наций могли быть все государства.

Появление статьи о мандатной системе в Уставе Лиги связано с переделом колоний, принадлежавших Германии и Османской империи. Отныне, чтобы управлять вновь приобретенными колониями, страны Антанты должны были получить особый мандат на определенный срок. Согласно положению при достижении подмандатной страной определенного уровня в своем развитии, мандат теряет силу, а колония получает независимость.

После окончания первой мировой войны в Европе появились новые государства. Независимость получила Польша. Ей была возвращена часть земель, которой она лишилась в результате предыдущих трех разделов. Вследствие распада империи Габсбургов Чехия и Словакия стали суверенными государствами, они создали Республику Чехословакия. Южные славяне в 1918 году объединились в королевство сербов, славян и хорватов (с 1929 года оно стало называться Югославией). Отделившись от России в 1917-1920 гг., Финляндия, Эстония, Литва и Латвия стали независимыми государствами.

Вашингтонская конференция. На конференции в Париже не рассматривались вопросы, связанные с международными отношениями на Дальнем Востоке и Тихоокеанском регионе. По Версальскому миру полуостров Шаньдун, ранее принадлежавший Германии, был передан Японии. Это вызвало гнев китайского народа и явилось причиной событий, известных как «движение 4 Мая». Китай отказался подписывать Версальский мир. Поэтому в целях урегулирования китайской проблемы и определения соотношения военно-морских сил крупных держав 12 ноября 1921 г. в Ва­шингтоне начала работу конференция, посвященная этим проблемам. Участие в работе конференции приняли 9 государств.

Вашингтонская конференция работала до начала 1922 года, и по ее итогам был подписан ряд договоров. По договору пяти держав было определено соотношение общего тоннажа линкоров США, Великобритании, Японии, Франции и Италии в следующей пропорции 5:5:3: 1,75: 1,75. Это было первое в мировой истории соглашение, ограничивающее безудержную гонку вооружения. В результате количественно были уравнены флоты США и Великобритании. Великобритания перестала быть единовластной владычицей морей. Также аннулировался англо-японский союз, созданный в 1902 году. США, Велико­британия, Франция и Япония договорились о совместной защите своих тихоокеанских владений.

Участники конференции долго обсуждали китайскую проблему. Япония была вынуждена вернуть полуостров Шаньдун, согласившись с предложениями великих держав. По соглашению, которое подписали девять стран, Китай был признан независимым государством. В договоре также оговаривалось единство и неприкосновенность территории Китая. В документе подчер­кивалось, что все государства имеют равные права в торговых и экономических отношениях с Китаем. Вашингтонская конференция запретила создание специальных зон влияния на территории Китая.

Значение и итоги Версальско-Вашингтонской системы. Решения, принятые на конференциях в Париже и Вашингтоне, составили новую систему международных отношений. Эти соглашения обеспечили устойчивое и плодотворное развитие международных отношений в 20-е годы, они узаконили право народов на самоопределение; была создана Лига Наций - организация, призванная служить сохранению мира и международной безопасности; впервые были установлены ограничения вооружения. Однако Версальско-Вашингтонская система не могла долго просуществовать, поскольку отражала интересы лишь стран-победительниц. Основные последствия первой мировой войны, все расходы тяжелым бременем легли на побежденные государства. Великие державы не принимали во внимание тот факт, что правительства, развязавшие войну, ушли с политической арены, а Германия и Австрия стали демократическими рес­публиками. При этом Германия была обязана выплатить огромные репарации, которые усиливали чувство национального унижения немецкого народа.

Советская Россия не была приглашена на работу этих конференций, так как она подписала сепаратный Брестский мир со странами Тройственного Союза. Гражданская война, длившаяся два года, завершилась окончательной победой Советской власти. Однако международная изоляция России 1918-1920 гг., которая стала следствием сепаратного мира с Германией, вынуждала большевиков искать себе новых союзников. Именно эти причины привели к быстрому сближению Советской России и Германии в 1920-е гг.

Версальско-вашингтонская система международных отношений представляет собой тот мировой порядок, который установился после Первой мировой войны. В ее основу лег Версальский мирный договор, а также договоры с союзниками Германии и соглашения, заключенные на Вашингтонской конференции. Разделялась она на две части – европейскую (версальскую) и американскую (вашингтонскую).

Версальская система

В основном ее формировали Англия и Франция, то есть страны, победившие в войне, интересы побежденных, а также образовавшихся после нее государств при этом игнорировались. Ситуация осложнялась Великой Октябрьской революцией в России.

Позиция победителей и по отношению к побежденным, и по отношению к коммунистической России предопределила реваншисткую политику Германии и массовое усиление коммунистических партий. США при этом самоустранились из этой системы, в результате чего она оказалась в изоляции и состоянии кризиса.

Франция и Англия использовали новые европейские государства одновременно в двух направлениях – против реваншизма Германии и против коммунизма в Советском Союзе.

Вашингтонская система

Она, по сути, полностью охватывала Азиатско-Тихоокеанский регион. У нее, как и у Версальской, были свои проблемы и противоречия: прежде всего это политическая позиция Китая, которую можно назвать неопределенной, японский милитаризм, изоляция Америки и т.п.

Эта система сложилась по итогам Вашингтонской конференции (длилась с ноября 1921 года по февраль 1922). Созвана она была для рассмотрения проблемы баланса сил в Тихоокеанском регионе после войны и решения вопроса об ограничении морского вооружения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В ходе конференции было подписано три договора – четырех, пяти и девяти государств.

Первый из них подписали США, Япония, Франция и Англия и он устанавливал статус кво в отношении права владения тихоокеанскими островами. В “Договоре пяти государств” к ним присоединилась Италия. Он закреплял лидерство Британии и США на море и ограничивал морского вооружение.

Последний договор затрагивал также Китай, Португалию, Бельгию и Голландию и касался именно Китая, принципы суверенитета которого прочие страны обязывались уважать.

Рис. 2. Подписание Декрета о мире.

Великие державы в Версальско-Вашингтонской системе

Каждая из них преследовала свою цель, что наглядно отражает таблица “Версальско-Вашингтонская система”.

Страна

Цель

Создать общеевропейскую систему безопасности для сохранения своих позиций. После кризиса 1935-1938 годов страна стала естественным союзником Британии

Усилить влияние на Балканах. После кризиса 1935-1938 страна стала сближаться с Германией

Германия

Взять реванш за поражение в Первой мировой войне. Изменить систему международных отношений

Занять позицию Англии в центре мира, то есть полностью переустроить существующую систему отношений между государствами

Расширить зону влияния в Восточной Азии, проводя экспансивный курс

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в итоге их противоречия привели всю систему в шаткое положение.

Несмотря на свой экспансионизм, Япония сохранила хорошие отношения со всеми, кто боролся за власть в интересующем ее регионе.

Преимущества и недостатки Версальско-Вашингтонской системы

Как и у всякой системы, у нее были свои плюсы и минусы. Так, позитивными моментами было создание условий для того, чтобы стабилизировать международные отношения, и завершение процесса мирного урегулирования конфликта. Кроме того, мировые державы на время отказались от идеи использовать войну для разрешения противоречий между ними, а также создали Лигу Наций.

Но были и негативные моменты. Прежде всего противоречивость и непрочность этой системы основывалась на том, что она учитывала только интересы стран-победителей, что усиливало их противоречия с побежденными.

Рис. 3. Большая тройка: Клемансо, Вильсон, Ллойд Джордж.

Крах Версальско-Вашингтонской системы

Официальной датой ее распада считается конец 1938 года. Это привело к тому, что образовались два блока великих держав, а в конечном итоге – ко Второй мировой войне.

Что мы узнали?

Поговорили кратко о версальско-вашингтонской системе, рассматриваемой в 9 классе, узнали, что повлияло на ее формирование, какое положение занимали в ней великие державы и что в итоге привело к ее распаду.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 376.

Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Версальско-Вашингтонская система: от кризиса к распаду

Экономический кризис 1929–1933 гг. и порожденное им желание всех пострадавших от него стран как можно быстрее, любой ценой преодолеть его хотя бы самые негативные последствия породили массу проблем. Кризис обострил до предела ведущуюся на протяжении всего XX века полемику о наиболее перспективных направлениях общественного прогресса, а следовательно, заметно повысил роль идеологического фактора в процессе формирования политического курса ведущих держав, в определении иерархии их интересов на международной арене. А это, в свою очередь, неизбежно увеличивало степень конфликтности всей совокупности международных отношений, обостряло и без того многочисленные споры, усиливало деструктивные тенденции в развитии международных отношений.

Конечно, историю международных отношений в 30-е годы не следует представлять как единую тенденцию, направленную на подготовку новой мировой войны, но общий вектор развития Версальско-Вашингтонской системы в это десятилетие был именно таким. Постепенно желание участников многочисленных конфликтов, происходивших в это десятилетие, искать компромиссные развязки таяло и, наоборот, росло стремление навязать силовым путем свою волю другим странам.

Безусловно, в начале 30-х годов при всей остроте кризиса вряд ли кто из ведущих политиков тех лет решился бы утверждать, что к концу этого десятилетия в мире вспыхнет новая, еще более грандиозная и разрушительная, чем первая, мировая война. В тот момент умы политической элиты западных стран были заняты поисками ответа на вопрос, какие шаги в сфере внешней политики помогут хотя бы частично смягчить последствия кризиса. Первое, что напрашивалось на ум, – надо сократить бремя военных расходов. Но как конкретно это сделать, не нанеся ущерба национальной безопасности? Тут сразу возникло множество вопросов.

Тем не менее в январе 1930 г. в Лондоне открылась международная конференция по ограничению морских вооружений. На ней была предпринята попытка экстраполировать принципы, положенные в основу «Договора пяти», на новые категории военно-морских судов: крейсера, эсминцы и подводные лодки. В полной мере решить эту задачу не удалось: Франция и Италия отказались подключиться к новому договору. Трое других участников – США, Англия, Япония – договорились о том, что по крейсерам и эсминцам будет действовать то же соотношение, что и по линкорам, т. е. 5:5:3. Что касается подводных лодок, то здесь вводился принцип равенства флотов этих трех стран.

В феврале 1932 г. после большой подготовительной работы, долгих препирательств между участниками в Женеве открылась конференция по разоружению. С самого начала выяснилось, что между ведущими державами существовали серьезные разногласия в подходе к этой проблеме. Так, Франция полагала, что решению вопросов о разоружении должно предшествовать создание международной армии под эгидой Лиги Наций. Ее основной оппонент Германия, где в это время к власти рвались нацисты, требовала ликвидации всех дискриминационных ограничений, наложенных на ее вооруженные силы Версальским договором. Англию прежде всего интересовали проблемы, связанные с уничтожением (или ограничением) подводного флота и запрещением использования химического оружия. США же волновала проблема сокращения сухопутных вооруженных сил. СССР добивался постановки в повестку дня вопроса о всеобщем разоружении или же о поэтапном, пропорциональном сокращении всех видов вооружений. Италия предлагала ограничиться для начала введением годичного моратория на любое наращивание вооруженных сил, а Япония настаивала на том, чтобы в качестве предварительного условия для начала переговоров остальные великие державы признали ее особую роль в бассейне Тихого океана. Короче говоря, каждая из великих держав думала не столько о решении той задачи, которая стояла в повестке дня конференции, сколько о получении односторонних выгод. Это и предопределило итоги работы конференции: она закончилась ничем.

Предпринимались попытки несколько упорядочить положение дел в сфере международных финансов, в первую очередь договориться о совместной линии поведения в решении проблемы долгов и репараций. Ключевая роль в этом вопросе принадлежала США. Американский президент Г. Гувер выступил с предложением объявить мораторий на выплату репараций. С этого момента схема разрешения вопросов, связанных с выплатой репараций и военных долгов, заложенная еще в «плане Дауэса», начала рассыпаться буквально на глазах. В этой сфере сложилась крайне сложная и запутанная ситуация, которая серьезно осложняла и без того нестабильное функционирование системы международных отношений.

В поисках развязки проблем, накопившихся в сфере международных экономических отношений, было решено созвать специальную конференцию, которая начала свою работу в июне 1933 г. в Лондоне. Она показала лишь то, что в среде великих держав существуют совершенно нестыкующиеся взгляды на то, как должен работать международный валютно-финансовый механизм.

Пока шли оживленные дискуссии на различных международных форумах, появились державы, готовые в одностороннем порядке идти на слом существовавшего статус-кво. Первой на этот путь встала Япония. Не дождавшись признания другими державами своей особой роли в Китае и на Тихом океане, она в октябре 1931 г. осуществила оккупацию Маньчжурии – одной из наиболее развитых провинций Китая. Эта акция являла собой грубейшее нарушение всех норм международного права и договорных обязательств Японии. Перед великими державами встал вопрос: как реагировать на этот акт неприкрытой агрессии? Соединенные Штаты выдвинули «доктрину непризнания», однако Японию мало волновало отношение общественного мнения к ее действиям. Она знала, чего хотела, и планомерно осуществляла шаги по закреплению своего присутствия в Северном Китае.

Поведение Японии поставило в сложное положение Лигу Наций: по сути был совершен акт агрессии и против агрессора следовало применить санкции, но организовать их в условиях кризиса, когда великие державы были заняты разрешением своих внутренних проблем, было крайне затруднительно. Япония это прекрасно понимала и действовала все более агрессивно. Японская авиация совершила налеты на Шанхай и Нанкин. Для того чтобы сгладить впечатление от своих действий, японская дипломатия пошла на создание в феврале 1932 г. в Маньчжурии «независимого» государства Маньчжоу-Го, которое в действительности находилось под полным контролем Японии.

Лига Наций поручила изучить ситуацию, сложившуюся в этом регионе, и выработать соответствующие рекомендации специальной комиссии во главе с лордом Литтоном. Осенью 1932 г. та представила свой доклад, в котором рекомендовала воздержаться от признания Маньчжоу-Го и созвать конференцию для обсуждения вопроса о будущем статусе Маньчжурии. В ответ Япония заявила, что не признает эту резолюцию и выходит из Лиги Наций. Таким образом, она продемонстрировала свое решительное несогласие с остальным миром и явно показала, что готова на любые действия для реализации своих целей в сфере внешней политики. На Дальнем Востоке возник опаснейший очаг международной напряженности.

Нарастала напряженность и в Европе. Ключевые события разворачивались в Германии. В январе 1933 г. к власти там пришел Гитлер. Новый лидер Германии не скрывал, что видит основную задачу в сфере внешней политики в том, чтобы демонтировать существующую систему международных отношений и утвердить «новый мировой порядок», в котором бы Германия играла ключевую роль. Такое видение миссии Германии в мировых делах предопределило высокую степень агрессивности ее поведения на международной арене, по существу делало неизбежным новый глобальный военный конфликт, ибо иначе радикально сломать существующий миропорядок было невозможно. Таким образом, в Европе возник потенциальный очаг новой войны.

Нельзя сказать, что в европейских столицах этого не понимали. Особенно серьезную обеспокоенность развитием событий в Германии, ее новыми базовыми установками в сфере внешней политики проявляли в Москве и в Париже. Не случайно именно там практически одновременно возникла идея создания в Европе системы коллективной безопасности. На этой основе наметилось советско-французское сближение, которое могло бы стать остовом новой международной конструкции. Однако не всем в Европе нравился такой вариант развития событий. Там по-прежнему были сильны антисоветские настроения, чем умело пользовался Гитлер.

В 1933 г. Италия выступила с предложением заключить так называемый «Пакт четырех» между Англией, Францией, Германией и Италией о поддержании мира на континенте. Однако это была внешняя, декоративная сторона проекта. Суть же его заключалась в том, что он предусматривал возможность пересмотра законным путем базовых положений тех договоров, которые составляли основу Версальско-Вашингтонской системы. Кроме того, проект Муссолини предусматривал предоставление Германии равных с другими державами прав в области вооружений. Эти идеи тогда не получили поддержки ни в Англии, ни во Франции, но сама мысль создать блок с явной антисоветской направленностью активно муссировалась в европейских столицах вплоть до начала войны.

Гитлер не терял времени. Уже в октябре 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций, показав тем самым, что готова бросить вызов мировому сообществу и не собирается считаться с существующим порядком вещей и нормами, действующими в сфере межгосударственных отношений. В следующем году Германия в последний раз опубликовала данные о своих военных расходах. В стране сверхфорсированными темпами, невзирая ни на какие договорные ограничения, шло наращивание военной мощи. В 1935 г. в Германии была введена всеобщая воинская повинность. Ситуация в Европе быстро накалялась.

Середина 30-х годов была отмечена борьбой трех тенденций в сфере международных отношений. С одной стороны, наиболее трезвомыслящие политики не могли не видеть нарастания военной угрозы и искали возможности для нейтрализации этой зловещей опасности. В принципе неплохие перспективы в этот момент были у советско-французского предложения о создании системы коллективной безопасности в Европе. Оно начало постепенно материализовываться. В мае 1935 г. был подписан договор о взаимной помощи между СССР и Францией, а чуть позднее Советский Союз заключил сходное соглашение с Чехословакией.

Олицетворением другой тенденции выступала Англия. Именно от нее в решающей степени зависело, получит или нет развитие идея создания системы коллективной безопасности. Английскую элиту такая перспектива не прельщала и в силу традиционно подозрительного отношения к коллективным действиям с континентальными державами, и опять-таки в силу традиционно сильных антирусских и антисоветских настроений, и убеждения в том, что с Германией можно договориться. Этими исходными установками объяснялись все действия Англии на международной арене в это время. В центре внимания британских дипломатов был вопрос о подключения Гитлера к процессу модернизации Версальской системы.

В феврале 1935 г. была обнародована Лондонская декларация, состоящая из четырех пунктов: 1) заключение «воздушной конвенции» между Англией, Францией, Бельгией, Германией и Италией; 2) заключение Дунайского пакта, гарантирующего независимость Австрии; 3) возвращение Германии в Лигу Наций; 4) заключение Восточного пакта. Судьба этих предложений зависела от позиции Германии, но та не спешила идти навстречу данному плану. Она предпочитала раскалывать западное сообщество и добивалась того, чтобы все переговоры шли на двусторонней основе. В итоге сложных маневров Германия добилась в июне 1935 г. согласия Англии на заключение англо-германского морского соглашения, согласно которому Германия официально получила право на строительство военного флота, равного 35 % тоннажа военного флота Англии.

Третья тенденция – ее представляли Германия, Италия и Япония – была нацелена на скорейший демонтаж Версальско-Вашингтонской системы путем откровенного разрушения ее базовых уложений. 3 октября 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию Эфиопии, суверенного африканского государства, являвшегося членом Лиги Наций. Это был акт ничем не прикрытой агрессии. Эти события имели значительные и разнообразные последствия. Во-первых, несмотря на свое явное преимущество, Италия увязла в этой африканской стране. Выяснилось, что даже такое усилие тяжелым бременем ложится на итальянскую экономику. Оказалось, что все рассуждения Муссолини о возрождении «величия нации» не имеют под собой должного фундамента и в одиночку Италия не способна осуществить хотя бы частично свои гегемонистские замыслы, ей необходим мощный союзник. Это стимулировало ее сближение с Германией.

Во-вторых, стало очевидно, что проблема санкций против нарушителей Устава Лиги Наций была проработана недостаточно глубоко и они были явно не адекватны тем действиям, которые были необходимы для того, чтобы оказать серьезное давление на Италию. В-третьих, выяснилось, что, несмотря на словесное осуждение агрессии, далеко не все европейские политики на деле готовы к решительным акциям против агрессора. Более того, в прессу проникли сведения о том, что министры иностранных дел Англии и Франции (соответственно, С. Хор и П. Лаваль) подписали в декабре 1935 г. секретное соглашение о посредничестве между Эфиопией и Италией, а точнее, о принуждении Эфиопии принять условия Италии. И это происходило в разгар обсуждения вопроса об ужесточении санкций против Италии, когда официальные представители Лондона и Парижа в Лиге Наций вовсю клеймили позором агрессора. Престижу Лиги Наций был нанесен серьезный ущерб.

Наконец, события, связанные с агрессией против Эфиопии, стимулировали принятие законодательства о нейтралитете, которое вплоть до вступления США во Вторую мировую войну определяло характер внешнеполитического курса этой страны. Это был крупный успех сторонников изоляционизма, закрепивших свое решающее влияние на разработку тех принципов, которыми США руководствовались в мировых делах во второй половине 30-х годов.

Не успели затихнуть дебаты по поводу событий в Эфиопии, как возник новый очаг международной напряженности, на этот раз на юге Европы. В июле 1936 г. в Испании вспыхнула гражданская война. Еще в 1931 г. в этой стране произошла революция, в результате которой был свергнут диктаторский режим, и Испания была провозглашена республикой. Очень быстро в стране стала расти поляризация общественно-политических сил. В феврале 1936 г. на выборах победу одержали левые силы, объединившиеся в Народный фронт. Явный сдвиг влево в политике нового республиканского правительства побудил их оппонентов отказаться от политической борьбы и перейти к военной: против законного правительства был поднят мятеж, который возглавил генерал Ф. Франко.

Начавшаяся гражданская война быстро переросла внутренние рамки. Испания стала своеобразным полигоном, на котором произошло первое открытое столкновение про– и антифашистских сил. Дело в том, что мятежников с самого начала почти открыто и очень активно поддерживали Германия и Италия, а республиканское правительство – добровольцы из многих стран Европы и США. Помогал им и Советский Союз. Что касается правительств Англии и Франции, то они заявили, что будут проводить политику невмешательства во внутрииспанский конфликт, что объективно было на руку мятежникам, ибо Германия и Италия неуклонно наращивали свою помощь Франко.

В 1935–1937 гг. стало ясно, что три великих державы – Германия, Япония и Италия – взяли курс на развал существовавшей системы международных отношений. Общая стратегическая задача диктовала необходимость объединения их усилий. В 1936–1937 гг. оформляется так называемый Антикоминтерновский пакт, куда вошли Германия, Япония и Италия. «Державы оси», так часто называли новый агрессивный блок, активно использовали антикоммунистическую риторику для камуфляжа своих истинных целей, которые заключались в установлении своей гегемонии в мировых делах.

Летом 1937 г. Япония, успевшая создать солидный плацдарм в Маньчжурии, начала наступление в глубь Китая. Военные действия там захватывали все большую территорию. По существу, к 1938 г. «державы оси» овладели стратегической инициативой и своими действиями определяли общую динамику развития событий на международной арене, приближая развал ставшей им совершенно ненужной Версальско-Вашингтонской системы. Их основные потенциальные оппоненты – Англия, Франция, СССР, США – в этот критический момент, когда еще были шансы предотвратить сползание мира к новой глобальной войне, не смогли проявить должной воли, преодолеть разделявшие их разногласия и выступить единым фронтом против «держав оси». Каждый полагал, что в одиночку он лучше обеспечит свою безопасность.

Пользуясь этим, «державы оси» добились в 1938 г. решающих успехов в развале Версальско-Вашингтонской системы и подготовке выгодных для себя условий для начала новой мировой войны. В марте 1938 г. Гитлер осуществил поглощение (аншлюс) Австрии, которая вошла, вопреки условиям Версальского мира, в состав рейха. Интенсивная помощь Франко позволила добиться перелома в ходе гражданской войны, и чуть позднее, в марте 1939 г., войска мятежников вошли в Мадрид. Франко стал полновластным хозяином Испании. Летом 1938 г. японцы провели разведку боем на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан. По-видимому, они хотели проверить боеспособность нашей армии после сталинских чисток высшего армейского командования. «Опыт» оказался неудачным, и это укрепило позиции той части японской элиты, которая полагала, что, с точки зрения глобальных планов Японии, перспективнее развивать экспансию в южном направлении.

В историографии уже более полувека идут споры: когда мир подошел к той точке, после прохождения которой избежать войны было уже невозможно? Такой момент наступил осенью 1938 г. Речь идет о так называемом Мюнхенском сговоре. Гитлер, используя в качестве предлога для давления на Чехословакию проблему судетских немцев, потребовал, чтобы правительство Чехословакии согласилось на передачу исключительно важной в стратегическом отношении Судетской области Германии. Со стороны Гитлера это был достаточно рискованный шаг, ибо у Чехословакии имелись договорные связи с Францией и СССР. Однако президент Чехословакии Э. Бенеш не решался обратиться к СССР за помощью, возложив в этой критической ситуации все надежды на Францию. Однако к 1938 г. там возобладала линия на «умиротворение» Гитлера. Сторонники этого курса были твердо убеждены, что с Гитлером можно договориться, что по-прежнему имеются шансы на создание в той или иной форме блока из ведущих западноевропейских стран. Ради этого они готовы были пожертвовать Чехословакией.

29–30 сентября в Мюнхене произошла встреча лидеров четырех европейских держав: Гитлера, Муссолини, Даладье и Чемберлена, на которой Англия и Франция дали добро на расчленение Чехословакии в обмен на словесные заверения Гитлера в том, что у него нет больше территориальных претензий к своим соседям. Присоединение одной из наиболее развитых в экономическом отношении областей Центральной Европы к Германии заметно укрепило ее военно-промышленный потенциал, улучшило стратегическое положение рейха и, наоборот, по существу лишало Англию и Францию важного потенциального союзника, ибо, несмотря на заверения Гитлера, судьба Чехословакии была предрешена: в марте 1939 г. немцы оккупировали Чехию и Моравию, а в Словакии было создано формально независимое, но на деле подконтрольное Германии государство. К этому надо добавить, что в это время к Антикоминтерновскому пакту присоединилась Венгрия, а в апреле 1939 г. Италия захватила Албанию.

С каждым днем становилось все очевиднее, что мир движется к новой войне, по сути, весной 1939 г. он был уже на самом ее пороге. Даже Чемберлен и Даладье – активнейшим сторонникам политики «умиротворения» – было невозможно игнорировать это обстоятельство. Это побудило их начать в апреле 1939 г. переговоры с Советским Союзом о возможных совместных действиях в случае развязывания Гитлером широкомасштабной агрессии против других европейских государств. К сожалению, переговоры эти шли с огромным трудом. Стороны явно не доверяли друг другу, поэтому согласование любой, даже мелкой, детали превращалось в серьезную проблему. Ситуация между тем осложнялась с каждым днем, причем не только в Европе.

Весной 1939 г. японцы напали на Монголию, у которой был договор о взаимопомощи с СССР. В районе реки Халхин-Гол начались крупномасштабные боевые действия между советско-монгольскими и японскими войсками. В ходе ожесточенных боев, продолжавшихся вплоть до конца августа 1939 г., впервые раскрылся полководческий талант крупнейшего советского военачальника времен Отечественной войны Г. К. Жукова. Попытка японцев развернуть свою экспансию в северо-западном направлении обернулась для них суровым уроком. Советский Союз наглядно продемонстрировал, что он в состоянии организовать эффективный отпор любым агрессивным акциям в этом регионе. Это обстоятельство усилило позиции сторонников южного направления развития экспансии в правящей элите Японии и укрепило безопасность восточных границ нашей страны.

К августу 1939 г. советско-английско-французские переговоры явно зашли в тупик. В этой обстановке советское руководство в целях обеспечения безопасности страны решилось на резкое изменение ориентации своего внешнеполитического курса. 23 августа 1939 г. мир узнал сенсационную новость: СССР и Германия подписали договор о ненападении. Если отбросить набившие оскомину идеологические клише советского и постсоветского периода, то очевидно, что этот договор вполне соответствовал государственным интересам СССР, ибо давал ему отсрочку от участия в готовой вот-вот начаться войне. И это главное. Что касается сфер влияния, о которых шла речь на германо-советских переговорах, то это была общепринятая практика и в сферу советского влияния были отнесены только те регионы, которые традиционно входили в состав России (кстати, в 1920 г. сама Англия в ходе советско-польской войны предложила установить примерно такую же границу для Советской России).

Западу пришлось заплатить дорогую цену за близорукую политику «умиротворения» – нежелание вести конструктивные переговоры с СССР о совместных действиях против возможного агрессора привело к тому, что он остался один на один с Германией, и Гитлер не преминул этим воспользоваться. 1 сентября 1939 г., организовав провокацию на германско-польской границе, немцы напали на Польшу, у которой были договоры о взаимопомощи с Англией и Францией. Так началась Вторая мировая война.

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

ГЛАВА 6. СССР: ОТ СВЕРХДЕРЖАВЫ К РАСПАДУ

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

Глава 6 СССР: от сверхдержавы к распаду

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО: ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЕВРОПЫ К РАСПАДУ Долгое правление Карла Великого стало эпохой громких военных побед и масштабных завоеваний. При нем завершилось присоединение к Франкскому королевству германоязычных земель - событие, имевшее далеко идущие

Из книги Великий антракт автора

Глава 12. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. по ограничению морских вооружений 12 ноября 1922 г. в Вашингтоне торжественно открылась конференция по ограничению морских вооружений. Организаторы конференции были намерены использовать всплеск послевоенных пацифистских

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Из книги Военно-морское соперничество и конфликты 1919 - 1939 автора Тарас Анатолий Ефимович

Глава 4. ВАШИНГТОНСКАЯ МОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В 1921?1922 гг 10 июля 1921 года государственный секретарь США (т. е. министр иностранных дел) Чарльз Эванс Хьюз (Charles Evans Hughes) предложил созвать конференцию девяти государств. Во-первых, в ней должны были участвовать страны, имеющие выход

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Версальско-Вашингтонская система была окончательно оформлена в ходе конференции, проходившей в столице Соединенных Штатов с 12 ноября 1921 по 6 февраля 1922 г. Она зафиксировала соотношение сил между державами на Дальнем Востоке, сложившееся после

Из книги Том 3. Дипломатия в новейшее время (1919-1939 гг.) автора Потемкин Владимир Петрович

Глава пятая Вашингтонская конференция и «договор девяти держав» (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.) США после мировой войны. Ни мир, подписанный в Версале, ни последующие договоры не принесли победителям успокоения. Выпадение огромной Советской страны из капиталистического

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Без права на реабилитацию [Книга ІІ, Maxima-Library] автора Войцеховский Александр Александрович

Леонид Грач Этнический национализм - путь к распаду страны На Украине уже достаточно давно обозначились силы, определяющие политическую карту страны, возникли конкурирующие идеологии и социально-экономические концепции. Остается только понять, какие же именно

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

1. Международная обстановка в 1935-1937 годах. Временное смягчение экономического кризиса. Начало нового экономического кризиса. Захват Италией Абиссинии. Немецко-итальянская интервенция в Испании. Вторжение Японии в Центральный Китай. Начало второй империалистической

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

§ 4. Версальско-Вашингтонская система Планы послевоенного устройства мираВ 1917–1918 гг. руководителями разных государств было сделано несколько заявлений о целях войны. Россия с апреля 1917 г. придерживалась социалистического принципа «мира без аннексий и контрибуций».

автора

Формирование Версальско-Вашингтонской системы Мирная конференция, на которой предстояло выработать условия послевоенного мирного урегулирования, открылась в Париже 18 января 1919 г. Ключевая роль в этом процессе принадлежала великим державам. Однако у каждой из них были

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы После того как в ходе целой серии международных конференций, посвященных проблемам послевоенного урегулирования в 1919–1922 гг., были заложены основы новой модели организации мирового сообщества, система международных

Из книги Соединенные Штаты Америки. Противостояние и сдерживание автора Широкорад Александр Борисович

Глава 2. ВЕРСАЛЬСКАЯ И ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИИ В начале Первой мировой войны подавляющее большинство населения выступило против участия США в войне. Однако финансовые воротилы и контролируемые ими СМИ прилагали все усилия, дабы внушить американцам ненависть к