Выбор анны толстовой. В третьяковской галерее открыли биеннале современного искусства Выставка в третьяковке на крымском валу биеннале

В Третьяковской галерее на Крымском Валу можно увидеть один из самых ожидаемых выставочных проектов «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка» — новый вариант постоянной экспозиции новейших течений.

Это уже четвертый с начала 2000-х годов показ и кураторская интерпретация процессов, происходивших в актуальном искусстве на протяжении нескольких десятилетий. Каждый раз ракурсы экспонирования менялись и вызывали острые и заинтересованные обсуждения в профессиональном сообществе и у публики.

Настоящий проект — единственная в России панорама истории современного искусства, в которой представлены все ключевые направления и жанры. Она позволит понять исторические границы современности, поможет публике преодолеть стереотип о «сложности» восприятия современного искусства и отказаться от настороженности по отношению к нему.

Коллекция современного искусства в Третьяковской галерее формировалась на протяжении двадцати лет. В 1990-е годы ее основой стали произведения, приобретенные Министерством культуры, а также переданные в дар музею художниками или их наследниками. В начале 2000-х в Третьяковскую галерею перешла коллекция отдела современного искусства музея-заповедника «Царицыно», собранная Андреем Ерофеевым.


В 2014 году произошло важнейшее для Третьяковской галереи событие — Татьяна Вендельштейн, вдова коллекционера Леонида Талочкина, передала в дар музею значительную часть его уникального собрания, другая часть была приобретена для Галереи Министерством культуры РФ. С включением этого собрания в фонды музея в коллекции современного искусства восполнены многие лакуны — недостающие ранее имена и целые направления.

В настоящее время собрание современного искусства в Третьяковской галерее насчитывает свыше 5000 произведений — картин, объектов, ассамбляжей, инсталляций, видео-работ. Это единственное собрание в России, которое позволяет изучать и показывать историю современного искусства от послевоенной абстрактной живописи до актуальных практик 2000-х годов.

Смысл «перезагрузки» 2016 года заключается в соединении и сопоставлении работ, которые в разное время поступили в собрание Галереи. Произведения сгруппированы по направлениям, а также тематическим разделам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм — образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм — новое поколение», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х».


В экспозиции представлено более 200 работ, половина из которых принадлежала Леониду Талочкину и сейчас впервые показана в стенах Третьяковской галереи после длительного процесса реставрации. Именно благодаря коллекции Талочкина музей получил возможность артикулировать и достойно показать такие направления, как новый реализм, поп-арт, минимализм и неоэкспрессионизм.

Кураторы и хранители отдела новейших течений вместе с дизайнером экспозиции Алексеем Подкидышевым отказались от привычных методов демонстрации и вместо традиционного формата «выставки» предложили формат «кабинета редкостей», где можно не только рассматривать произведения на стенах и в витринах, но также сидеть за столами, изучать и трогать интерактивные копии работ, предназначенных, например, для перелистывания или верчения в руках.

Специально к проекту разработана параллельная образовательная программа «Философия после искусства», которая включает серию лекций и дискуссий. Идеолог программы Дмитрий Волков, бизнесмен и меценат, кандидат философских наук и член Попечительского совета Фонда поддержки Третьяковской галереи, совместно с куратором выставки, заведующим отделом новейших течений Кириллом Светляковым приглашают современных художников, философов и зрителей взглянуть на работы, представленные в экспозиции, под другим углом и подискутировать на тему свободы воли и связи искусства и технологий.

МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Московская биеннале современного искусства, открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу, в основном проекте представлены работы 52 художников из 25 стран мира, в том числе известной исландской певицы Бьорк.

"Мы приняли очень непростое решение стать площадкой для московской биеннале. Мы сняли экспозицию выставки "Перезагрузка", несколько наших залов постоянной экспозиции, потому что понимали, что биеннале должна быть. Мы знали, что госпожа (куратор биеннале из Японии Юко) Хасегава всегда высказывала интерес к показам современного искусства в контексте музейного пространства", — сказала директор Третьяковки Зельфира Трегулова.

Она подчеркнула, что в этому году впервые биеннале будет проходить четыре месяца вместо одного, в ней принимают участие 52 художника из 25 стран, в том числе из Бельгии, Великобритании, Германии, Гонконга, США, Турции, Японии и Швейцарии. Среди участников основного проекта - Мэтью Барни, Олафур Элиассон, которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк. Из российских художников в основной проект отобрали творческое объединение "Куда бегут собаки", Алексея Мартинса, Даши Намдакова, Анастасию Потемкину, Илью Федотов-Федорова, Валю Фетисову.

"Я думаю, что все, кто придет сюда, они почувствуют, что эта биеннале — это биеннале современного искусства, как искусства, а не как художественная иллюстрация к каким-то социальным или политическим идеям. Это очень тонко, очень умно выстроенный проект, при этом показывающий, что то, что происходит в современном искусстве, происходит по всему миру… Но что мне очень нравится в этом проекте, это глубокая гуманистическая направленность каждого из представленных художников и проектов", — подчеркнула Трегулова.

В свою очередь, Хасегава отметила, что основной ее темой стали "Заоблачные леса". "Здесь идет взаимообмен между двумя поколениями — облачным и лесным. Облачное поколение — это поколение людей, которые родились уже после изобретения интернета, они связаны друг с другом с помощью этого облака, при этом также открывают для себя новый материальный мир. В то же время существует старшее лесное поколение, которое теснее связано со своими культурными кодами. Здесь мы можем подумать, каким образом мы можем работать теснее с историей и традицией и переносить ее в современный мир", — пояснила она.

В Параллельную программу вошли 69 выставок 49 институций. В их числе: Московский музей современного искусства (ММOМА), Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), ЦСИ "Винзавод", ВДНХ, творческое объединение "ХОLST", Дарвиновский музей, галерея Гари Татинцяна, Ботанический сад МГУ "Аптекарский огород" и другие.

В Москве открывается Международная биеннале современного искусства. Главной площадкой в этом году станет Третьяковская галерея на Крымском Валу. Зрителям обещаны громкие имена современного арта и «Заоблачные леса» от куратора основного проекта Юко Хасегавы. Репортаж Станислава Дорэ.

Впервые основной проект Международной биеннале современного искусства представлен в Новой Третьяковке - одном из самых знаковых и престижных российских музеев. И, по словам специалистов, это показатель того, что пережившая ребрендинг и смену команды биеннале вышла на новый уровень.

«Я была членом Экспертного совета, поэтому я хорошо представляла себе проект, и это тоже было важным аргументом принять биеннале в галерее на Крымском Валу, тем более я знала, что куратор с уважением относится к искусству русского авангарда», - рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Основной проект биеннале - одно из главных событий этой осени. На открытии экспозиции - много известных лиц и почетных гостей. «Московская биеннале создавалась для того, чтобы угадать погоду на завтра, чтобы понять, что действительно расширяет наши границы о мире. И в этом смысле биеннале современного искусства - расширенное понимание человеческого бытия», - говорит специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

В этом году за основной проект биеннале отвечает один из самых модных и уважаемых кураторов в мире Юко Хасегава - директор Национального музея современного искусства в Токио. Свой проект она назвала «Заоблачные леса».

«Молодые люди - обитатели "облака" - интересуются новыми технологиями, существуют в безграничном пространстве Интернета, а жители "леса" - это художники, которые стремятся в своем творчестве к истокам, их пространство - в прошлом, в истории», - рассуждает куратор 7-й Московской международной биеннале современного искусства Юко Хасегава.

В экспозиции представлены практически все направления и актуальные тенденции в современном искусстве. Много проектов, связанных с виртуальной реальностью. Никакой провокации и китча. Выставка получилась по-японски сдержанной, загадочной, стильной.

Основной проект занял два этажа Новой Третьяковки. Экспозиция напоминает лабиринт: из темной комнаты попадаешь в светлую. Такова концепция архитекторов выставки - в «Заоблачных лесах» ночь сменяет день.

Более 200 работ! В «Заоблачных лесах» можно увидеть новые проекты как молодых и перспективных художников, так и мировых суперзвезд. Олафур Элиассон, которого называют одним из главных мастеров-экспериментаторов со светом и цветом, привез три свои инсталляции из серии «Пространство резонирует от вашего присутствия», один из главных скандалистов в мире современного искусства Мэтью Барни представил работу «Космическая охота», а его бывшая супруга, легенда мировой альтернативной музыки Бьорк, - новый проект Bjrk Digital, в котором певица споет каждому, кто наденет специальные виртуальные очки.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

В отличие от Венецианской биеннале, Московская открывается не весной, а осенью. 18 сентября в Новой Третьяковке количество пришедших на вернисаж было сравнимо со знаменитой очередью на Серова. По своему замыслу биеннале входит в «мировую сеть художественных форумов», а значит, отсылает не только к венецианской, но и к другим значимым выставкам: проходящей в разных городах «Манифесте», кассельской «Документе», а также биеннале в Стамбуле, Сан-Паулу и Китае.

Начиная с прошлого года в руководстве биеннале произошел ряд кадровых перестановок: должность комиссара, которую занимал Иосиф Бакштейн, упразднили, зато создали экспертный совет. Председателем стал Семен Михайловский, ректор Академии художеств в Петербурге и комиссар российского павильона в Венеции в 2017 году. Среди других экспертов — искусствоведы, директора московских музеев и кураторы предыдущих московских биеннале Ольга Свиблова, Зельфира Трегулова, Жан-Юбер Мартен, Иосиф Бакштейн и многие другие. Экспертный совет выбирает куратора биеннале и утверждает предложенную программу — им в этом году стала Юко Хасегава, главный куратор Музея современного искусства в Токио.

О кураторе

Хасегава — куратор старшего поколения, которая в этом году отметила 60-летний юбилей. За свою карьеру она принимала участие почти во всех перечисленных выше выставках — курировала японский павильон в Венеции, а также возглавляла Шанхайскую и Стамбульскую биеннале. Ее концепцией для Московской биеннале стали «Заоблачные леса», что должно было объединить вместе взрослое поколение художников и молодое. Метафора очень прозрачная. Облако — это виртуальный мир, где мы храним свои идеи, а лес — это их материальное воплощение в реальности. Современные художники, по ее мнению, работают на стыке этих двух миров. Как объясняет сама Хасегава в интервью: «Лес — это то, что вызывает ассоциации с ремеслом, ручным трудом, традициями. И метафора облаков — это метафора нового пространства, интернета, где происходят новые коммуникации».

Изначально площадкой для биеннале должен был стать Манеж, но затем ее перенесли в здание Третьяковской галереи на Крымском Валу. Там буквально пару недель назад закрылась выставка одного из главных перформансистов современности Тино Сегала, организованная фондом Леонида Михельсона V-A-C Foundation. Принимая в очередной раз экспозиционный проект со стороны, Новая Третьяковка, таким образом, вполне естественно становится площадкой, где западное современное искусство экспонируется в контексте русского искусства ХХ века, а здание ЦДХ все больше воспринимается как соответствующий этому памятник модернизма, а не площадка для всевозможных ярмарок и полусамодеятельных концертов.

Кого смотреть

Больше всего разговоров, конечно же, о работах Бьорк и Мэтью Барни, которых связало не только творчество, но и отношения. Впрочем, неподготовленной публике скорее известно имя певицы, чем художника, — ее инсталляции построены на VR-технологии и непосредственно связаны с альбомом «Vulnicura». Есть и видео, снятые внутри рта Бьорк, и те, где она танцует на фоне родных меланхоличных пейзажей Исландии. У Барни здесь представлена серия рисунков «Космическая охота», где показаны волки в окружении космических тел.

Куда больше Бьорк и Барни в арт-мире котируются датчанин Олафур Элиассон и француз Пьер Юиг. Элиассон, скандально известный своими инсталляциями в Версале, представил новую работу «Пространство резонирует от нашего присутствия». Название говорит само за себя, и это лучше ощутить на собственном опыте. Юиг отсылает к теме гуманизма — его видеоработа Human Mask рассказывает необычную историю о Фукусиме после катастрофы. Героиня — обезьяна в маске девушки. Согласно легенде, она действительно работала официанткой в токийском ресторане, где ее и заметил художник.

Нельзя забывать здесь и о том, что в экспозиции представлен и дизайнер Хуссейн Чалаян, который, как и следует художнику совриска, переосмысляет потребительское отношение к одежде. Его театрализованные показы действительно иногда граничат с перформансом — работы Чалаяна Хасегава поместила в залах рядом с Кандинским. Среди русских художников в основной программе представлены Илья Федотов-Федоров, Анастасия Потемкина, Алескей Мартинс и другие, представившие работы на тему взаимодействия человека и природы. Произведение последнего, например, называется «Ментальные дрова» и показывает скульптуры животных, напоминающие утварь народов Сибири. Но не стоит забывать и о параллельной программе — в Дарвиновском и Биологическом музеях, в МоМА и МАММе, на «Винзаводе» и в большом количестве отдельных московских галерей.

Критика биеннале

«Для путинского режима, наверное, искусство и должно быть эквивалентом комнатного растения, желательно без колючек и сложностей в содержании. Так что эта биеннале идеально для него подходит», — пишет художник Анатолий Осмоловский о впечатлениях от Московской биеннале. И он не один — люди жалуются не только на «потный ад», но и на саму программу. Критик и искусствовед Ирина Кулик сравнила смотр с аккуратным комнатным растением, а профильные СМИ больше хвалят куратора Хасегаву, а не саму биеннале. Проверить, как все на самом деле, можно до 18 января в здании на Крымском Валу.