Золотой фон третьяковской галереи. Третьяковская галерея: залы и их описание. Дни бесплатных посещений

Государственная Третьяковская галерея - один из красивейших и знаменитых музеев в Москве.

Здесь хранится самая крупная коллекция изобразительного искусства России.

Представляем вашему вниманию десять фактов из истории собрания, которые вы, возможно, знали, но успели забыть.

1. Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.

Купец и меценат Павел Третьяков на протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда.

В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры.

Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулк

В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев.

Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения.

Так, в 1854-1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров.

Передвижник Илья Остроухов , позже ставший одним из руководителей Третьяковской галереи, после смерти Третьякова вспоминал следующее:

«Первые две-три ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров.

Впоследствии покойный говаривал: “Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника”».

Сегодняшние коллекционеры современного искусства этот здравый довод точно поддержат.

2. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.

В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе.

По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание.

Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим:

«Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…

Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

3. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова.

В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова, а художник получил расписку.

Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами.

Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.

Василий Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами» 1853

4. В основе Третьяковской галереи лежат коллекции двух Третьяковых — братьев Павла и Сергея, который собирал западную живопись.

Младший из Третьяковых, Сергей, увлекся коллекционированием намного позже своего брата.

В начале 1870-х он стал постепенно собирать современную западную живопись, прежде всего французскую, которая, кстати, и стоила тогда дороже русской.

Коллекция Сергея была небольшой (включала Добиньи, Коро, Миле) и располагалась в особняке на Пречистенском бульваре.

Хозяин показывал ее только гостям и, что называется, «по рекомендации».

Он покупал живопись для себя и иногда по совету Павла.

Некоторые из его приобретений выставлялись у старшего брата

После внезапной смерти Сергея Третьякова согласно его завещанию коллекция перешла в дар городу (ее стоимость тогда превышала сумму в 500 тыс. рублей).

Воля брата подвигла и Павла передать свой музей вместе с особняком Москве.

Так, в 1892 году появляется соответствующее заявление в Городскую думу.

Полученной коллекции Дума присвоила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых», а живопись из западной коллекции Сергея экспонировалась тут же в Лаврушинском переулке.

Более того, в 1910 году по завещанию коллекционера Михаила Морозова западное искусство в Третьяковке пополнилось работами Ренуара, Писсарро, Мане, Моне и Дега.

Павел и Сергей Третьяковы

5. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках.

Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он, кстати, был президентом Императорской академии художеств и во многом стал причиной выхода Серова и Поленова из Академии) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова.

Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок.

Показательный случай произошел уже после смерти Александра III.

В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.

6. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.

Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году.

Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства.

В 1902-1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).

7. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалась нападению вандала.

Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом.

Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению.

Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи.

Позднее запрет был снят.

Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым.

После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев.

Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

8. Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.

В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года.

В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию.

Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.

9. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах.

В связи с усилением антирелигиозных настроений в 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах.

Спустя несколько лет ее здание передали Третьяковской галерее под запасники.

Позже оно было соединено с экспозиционными залами двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу».

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при галерее.

Здесь хранятся уникальные святыни, в том числе Владимирская икона Божьей Матери , а раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».


10. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).

Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи.

В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна.

Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го.

С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей.

Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу.

Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м.

За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.

«Явление Христа народу» А.А. Иванов

А.А. Иванова можно назвать «художником одной картины». Эпическое полотно «Явление Христа народу» он писал 20 лет. На картине изображен момент сошествия Христа к реке Иордан и встречи его с Иоанном Крестителем. Моделями для многих персонажей картины послужили реальные люди – в частности, сам художник и его друг Н.В. Гоголь.

Картина была выставлена в Санкт-Петербурге в мае 1858 года, а через полтора месяца художник скончался. Когда в 1925 году картину было решено переместить в Третьяковскую галерею, для громадного полотна размером 5,4 х 7,5 метров не нашлось подходящего по размеру помещения, и для нее к основному зданию галереи пришлось пристраивать отдельный зал.

☼ ☼ ☼

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» («Иван Грозный убивает своего сына»), И. Е. Репин

До сих пор точно не известно, действительно ли Иван Грозный убил своего сына в припадке ярости, или это историческая легенда. Но это и неважно. На картине И.Е. Репина изображено главное – глубинная сущность зла, выросшего из упоения властью, деспотизма и вседозволенности. Это не только ошеломляющее по силе воздействия полотно, но и яркий индикатор человеческой злобы и нетерпимости.

Картина «Иван Грозный» стала первым в истории России произведением живописи, которое подверглось цензуре. Император Александр III запретил П. Третьякову, который купил картину, выставлять ее либо показывать частным образом. Сам Третьяков испытывал настолько сильное негативное эмоциональное воздействие этого произведения, что ему пришлось переместить полотно в отдельное помещение. В 1913 году картина подверглась вандализму – была изрезана неуравновешенным старообрядцем-иконописцем. В 2013 г. группа агрессивных православных активистов попыталась организовать удаление картины из экспозиции музея.

☼ ☼ ☼

«Апофеоз войны» В.В. Верещагин

«Апофеоз войны» - глубоко символичная картина знаменитого художника-баталиста Верещагина, которому довелось участвовать в военных действиях по всему миру, от Балкан до Туркестана, Индии и Китая. Это яркий и выразительный протест против войн и насилия.

Сам Верещагин с горькой иронией определял жанр своей картины так: «если не считать ворон, то это натюрморт, в переводе с французского "мертвая природа"». Действительно, огромная гора черепов, иссеченных саблями и пробитых пулями, в иссохшей каменной пустыне под ярко-синим небом – «мертвая природа», закономерный итог любых военных конфликтов. На раме картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

☼ ☼ ☼

«Боярыня Морозова» В. И. Суриков

Эпическое историческое полотно было написано В. Суриковым по мотивам «Повести о боярыне Морозовой» - жизнеописания героини старообрядческого движения, которое было популярно в его родных сибирских краях. Картина «Боярыня Морозова» до сих пор остается одной их центральных в экспозиции Третьяковской галереи. Критики того времени сравнивали ее с «персидским ковром» за изображение пестрой многоликой толпы, образующей своеобразный «узор». Примечательно, что лица всех изображенных персонажей, даже второстепенных, строго индивидуальны и тщательно выписаны. Для этой картины Суриков создал более сотни портретных этюдов!

☼ ☼ ☼

«Кружевница» В. А.Тропинин

До 47-летнего возраста В.А. Тропинин был крепостным. Правда, его хозяин, граф Морков, заметил художественное дарование юноши и на несколько лет отправил его учиться в петербургскую Академию художеств, но позже Тропинину пришлось долгие годы совмещать обязанности придворного живописца и слуги. Он получил «вольную» лишь в 1823 г., и в этом же году написал картину «Кружевница», поразившую художественных критиков лиризмом и непосредственностью. Произведение пронизано духом интимности и радости повседневной жизни. Задушевные женские образы Тропинина стали классикой русской живописи, а его самого называли «Русским Рембрандтом».

☼ ☼ ☼

«Утро в сосновом лесу» И. Шишкин, К. Савицкий

Картина «Утро в сосновом лесу» больше известна в России под народным названием «Три медведя». Во времена СССР выпускались популярные шоколадные конфеты «Мишка косолапый», на обертке которых была изображена репродукция этого произведения. На самом деле медведей на картине четыре, а не три. Затянутый утренним туманом вековой бор принадлежит кисти непревзойденного мастера пейзажа И. Шишкина, забавных медвежат написал художник Константин Савицкий. Но после приобретения картины П. Третьяков стер подпись Савицкого, поэтому ее авторство долго приписывали одному Шишкину.

☼ ☼ ☼

«Демон сидящий» М. Врубель

Врубелевские образы демонов – уникальное явление в русской живописи. Они не имеют ничего общего с библейским воплощением зла. Демоны Врубеля олицетворяют силу и величие человеческого духа, обуреваемого сомнениями, скорбью и страданиями. Наиболее выразителен в этой галерее образов «Демон сидящий». Он воплощен в образе юноши, словно зажатого между верхней и нижней гранью картины на фоне пылающего заката. Эффект тревоги и смятения подчеркивает специфическая, неповторимая живописная манера Врубеля, - резкие вибрирующие мазки, напоминающие мозаику. Вопреки распространенному мнению, «Демон» написан еще до того, как Врубель начал иллюстрировать одноименную поэму Лермонтова.

☼ ☼ ☼

«Богатыри» В. Васнецов

«Богатыри» - не только самая известная картина В. Васнецова, но и одно из самых популярных художественных произведений в России. Ее знают все от мала до велика, чаще под названием «Три богатыря». Богатырская тематика – основа народной мифологии Руси. Имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, доблестных защитников русского народа, знакомы нам с детства.

В. Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, доводя до совершенства каждую деталь. Он считал эту работу своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом». Меценат Савва Мамонтов построил в имении Абрамцево отдельный павильон, где Васнецов мог работать над огромным полотном. Прообразом Ильи Муромца стал кузнец из Абрамцева Иван Петров, Алеши Поповича – младший сын Мамонтова Андрей. А вот Добрыня Никитич – собирательный образ самого художника, его отца и деда.

☼ ☼ ☼

«Девочка с персиками» В.А. Серов

«Девочка с персиками» - одно из самых радостных, свежих и лирических живописных полотен конца XIX века. Она была написана двадцатидвухлетним В. Серовым в Абрамцево – усадьбе мецената Саввы Мамонтова, где часто собирались известнейшие художники того времени. На портрете изображена дочь хозяина, 12-летняя Вера Мамонтова. Кстати, персики, разложенные на столе, вовсе не были привезены из теплых краев, их выращивал в оранжерее усадьбы садовник-виртуоз. Позже В. Серов стал одним из лучших портретистов Европы и увековечил многих знаменитых современников, но «Девочка с персиками» до сих пор остается самой известной его работой.

☼ ☼ ☼

«Купание красного коня» К.П. Петров-Водкин

«Купание красного коня» К. Петрова-Водкина – одно из самых необычных и символичных живописных произведений начала ХХ века. Оригинальная сферическая перспектива и цветовая гамма картины созданы под влиянием традиций русской иконописи и итальянских фресок. Когда критики обвинили художника в том, что красных коней не бывает, он показал им древнерусские иконы, на которых кони были того же цвета. В русской иконописи красный цвет обозначает величие жизни, а иногда и жертву. Современники считали картину Петрова-Водкина пророческой и ассоциировали красного коня с Россией, которую не в силах удержать юный хрупкий всадник.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Искусство

112987

Государственная Третьяковская галерея - один из крупнейших художественных музеев русского изобразительного искусства. На сегодняшний день коллекция «Третьяковки» насчитывает порядка ста тысяч предметов.

При таком количестве экспонатов бродить по экспозиции можно несколько дней, поэтому Localway подготовил маршрут по Третьяковской галерее, проходящий через самые важные залы музея. Не заблудитесь!

Осмотр начинается от главного входа, если стоять лицом к кассам, слева есть лестница, ведущая на второй этаж. Номера залов написаны при входе, над дверным проемом.


Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Само полотно занимает целую стену, оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов.

Читать полностью Свернуть


В зале 16, справа по ходу движения, находится трогательная картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак». Ходят слухи, что это полотно автобиографическое: несостоявшаяся невеста Пукирева была выдана замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя – на заднем плане, молодой человек со скрещенными на груди руками. Правда, эти версии не имеют фактических подтверждений.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


Слева в том же зале – полотно Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». На картине изображена легендарная самозванка, пытавшаяся выдать себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Версий гибели княжны Таракановой (настоящее имя неизвестно) существует множество, официальная – смерть от чахотки. Однако, «в народ» (в том числе, и благодаря работе Флавицкого) ушла другая: авантюристка погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге, в тюремной камере Петропавловской крепости.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


В 17-ом зале находится картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». На полотне представлена целая сюжетная композиция: персонаж постарше (слева) рассказывает какую-то выдуманную историю, которой искренне верит молодой охотник (справа). Мужчина средних лет (по центру) скептически относится к рассказу и только посмеивается.

Специалисты нередко проводят параллель между картиной Перова и «Записками охотника» Тургенева.

Читать полностью Свернуть

Зал №17


В зале 18 располагается самое известное полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», написанное в Костромской области. Воскресенская церковь, изображенная на картине, существует и по сей день – ныне там находится музей Саврасова.

К сожалению, несмотря на множество прекрасных работ, художник остался в памяти народа «автором одной картины» и умер в нищете. Однако, именно «Грачи» стали отправной точкой для нового жанра пейзажной школы в России – лирического пейзажа. Впоследствии Саврасовым было написано несколько реплик картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №18


В 19-ом зале находится картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга». Удивительно, но художник, написавший за свою жизнь порядка шести тысяч полотен, всегда оставался верен избранному им жанру – маринизму. Представленная картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ Айвазовского: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» художник выбрал более мягкие тона.

Читать полностью Свернуть

Зал №19


В зале 20 находится знаменитое полотно Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (его часто ошибочно называют «Незнакомка»). На картине изображена царственная, шикарная дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для современников художника, и для искусствоведов.

Крамской был одним из основателей общества «передвижников» ‒ объединения художников, противопоставлявших себя представителям академизма в живописи и организующих передвижные выставки своих работ.

Читать полностью Свернуть

Зал №20


Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый живописец Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий написал медвежат, кроме того, ему иногда приписывают и саму идею создания картины. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №25


В зале 26 висят сразу три сказочных картины Виктора Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо на картине) – едва ли не самые известные герои русских былин. На полотне Васнецова бравые молодцы, готовые в любую минуту принять бой, высматривают, нет ли на горизонте врага.

Интересно, что Васнецов был не только художником, но и архитектором. Так, например, пристройка главного входного зала Третьяковской галереи бала спроектирована именно им.

Читать полностью Свернуть

Зал №26


В 27-ом зале располагается полотно Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны», относящееся к серии картин «Варвары», написанной художником под впечатлением от военных действий в Туркестане. Существует множество версий касательно того, чего ради выкладывались такие пирамиды черепов. По одной из легенд, Тамерлан услышал от женщин Багдада рассказ об их неверных мужьях и приказал каждому из своих солдат принести по отрубленной голове изменников. В результате образовалось несколько гор черепов.

Читать полностью Свернуть

Зал №27


В зале 28 находится одна из самых известных и важных картин Третьяковской галереи – «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Феодосия Морозова – сподвижница протопопа Аввакума, приверженка старообрядчества, за что и поплатилась жизнью. На полотне боярыню в результате конфликта с царем – Морозова отказалась принимать новую веру – везут по одной из московских площадей к месту заключения. Феодора вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена.

Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.

Читать полностью Свернуть

Зал №28


Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.

Государственная Третьяковская галерея - самый известный музей столицы, уникальная сокровищница художественных шедевров. Об интересных фактах из истории знаменитых картин галереи - в нашем материале

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Эта довольно жуткая картина Ильи Репина написана в 1885 году и известна также под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Данное произведение искусства не понравилось императору Александру III, вследствие чего было запрещено к показу на три месяца, став первой картиной в Российской империи, подпавшей под цензуру.

В 1913 году картину три раза ударил ножом душевнобольной иконописец.

Узнав о случившимся, хранитель галереи Е. М. Хруслов бросился под поезд. Сам Репин специально приехал в город, чтобы воссоздать лица изображенных, но сделал это не очень удачно в связи с изменившимися художественными взглядами. Реставраторам пришлось хорошенько поработать над тем, чтобы довести шедевр до своего первоначального вида. А Репин даже не заметил изменений, увидев позже восстановленное полотно.


Фото: artpoisk.info

А совсем недавно, в 2013 году, группа историков и православных активистов потребовала убрать картину из Третьяковской галереи, так как она, по их словам, оскорбляла патриотические чувства русских людей. Полотно снимать отказались.

А в насмешку над такой просьбой арт-группа «Митьки» сообщила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которая станет заменой «неподобающего» полотна.

«Грачи прилетели»

История создания этого шедевра, ставшего одной из вершин русского пейзажа, загадочна и не особо освещена. Известнейшая картина Алексея Саврасова была создана художником в период после смерти новорожденной дочери и во время болезни жены. Автор культового пейзажа много раз пытался повторить свой шедевр позже и закончил тем, что за еду и выпивку расписывал стены трактиров копией своей картины.


Фото: mikle1.livejournal.com

«Черный квадрат»

Ну как же обойтись без одной из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве? Автор «Черного квадрата» Казимир Малевич утверждал, что на создание знаменитого детища ушло несколько месяцев. Причем, по одной из версий, шедевр вышел вследствие того, что художник не успел к нужному сроку закончить картину и замазал работу черной краской.

А после завершения работы, получив признание публики, авангардист произвел на свет еще несколько копий своего шедевра (по некоторым данным, их число достигает семи). Точно известно о четырех «Черных квадратах» с различными фактурой, оттенком, рисунком и размерами, два из которых можно отыскать в Третьяковской галерее, одну - в Эрмитаже, и еще одну - в Русском музее.


Фото: theoutlook.com.ua

После тщательного исследования «Черного квадрата» с помощью микроскопа и рентгена было обнаружено, что под ним спрятано целых две работы художника. Причем было установлено, что одна из них относится к кубофутуристическому периоду творчества Казимира Малевича, а вторая - к протосупрематическому. Нашлась и надпись, сделанная рукой автора: «Битва негров ночью». Она является отсылкой к полотну Альфонса Алле, написанному ранее и в шутку сделанному полностью в черном цвете. А еще расположение этой самой надписи говорит о том, что шедевр Малевича висит в галерее вверх ногами.

Портрет писателя Антона Павловича Чехова

Основатель галереи, Павел Третьяков ради заполучения нужной картины оплачивал художникам дорогу к объекту творчества, который порой находился на очень даже приличном расстоянии от Москвы. Именно так произошло и с портретом Антона Чехова, для созданием которого Осип Браз был отправлен в Ниццу в 1898 году. Но тогда еще совсем молодому начинающему живописцу так и не удалось раскрыть на полотне черты характера известного писателя. Первый вариант, написанный в России в 1897 году, забраковал как сам художник, так и Третьяков. Второй же, созданный в Ницце, увы, не понравился самому Чехову, который написал о нем в одном из писем следующее: «Выражение такое, точно я нанюхался хрену».


Фото: imperor.net 5

«Утро в сосновом лесу»

Кто же не знает знаменитую картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»? Многие привыкли именовать ее проще - «Три медведя», хотя на полотне четко изображено четыре медведя. А связано народное название с популярностью советских конфет «Мишка косолапый» с репродукцией данного произведения на фантике, где четвертый мишка попросту не поместился.

Интерес составляет и подпись картины, ведь на самом деле мишек нарисовал художник Константин Савицкий - друг Шишкина, а сам Шишкин создал красивый лесной пейзаж. То есть перед нами результат совместного творчества двух авторов. Существует история, что когда шедевр приобрел у Шишкина за 4 тысячи рублей Третьяков, он и снял с него подпись Савицкого, поскольку видел в картине лишь свойственное творчеству Шишкина.


Фото: dic.academic.ru

Узнав о такой щедрой сумме, выплаченной за полотно, Константин Савицкий пришел к другу получить свою долю. Шишкин же предложил ему тысячу рублей. То, что его работу оценили в четверть стоимости картины, очень задело самолюбие Савицкого, который с возмущением заявил, что главное в ней - именно медведи, а Шишкин лишь нарисовал фон. На это заявление обиделся уже Шишкин, считавший полотно самостоятельным произведением и без зверей. К тому же художник сам нарисовал эскизы медвежьей семьи. В итоге совместных картин бывшее друзья больше не создавали.

«Портрет неизвестного в треуголке»

Этот портрет молодого человека с очень нежными чертами лица был создан Федором Рокотовым еще в начале 1770-х годов. По поводу личности героя, изображенного на одном из самых загадочных творений художника, существует две версии. Согласно первой, полотно является портретом графа А. Г. Бобринского, сына Екатерины II и ее фаворита Г. Г. Орлова.


Фото: opisanie-kartin.com

Вторая же версия куда интереснее, к тому же основана на данных рентгенограммы. Результаты исследования показали, что на картине на самом деле изображена женщина: под верхним слоем краски были обнаружены брошь и декольте. Лицо же осталось нетронутым. Выяснилась и следующая история: когда-то близкий друг Рокотова заказал у него портрет супруги, но она умерла, а когда мужчина женился во второй раз, то попросил художника дорисовать картину так, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя при этом чувств второй супруги. Рокотов принял решение изменить пол персонажа картины, вследствие чего и получился портрет неизвестного.