Национальный музей прадо. Пять самых известных шедевров музея прадо в мадриде Где находится музей прадо

JasonParis / flickr.com Ajay Goyal / flickr.com Andrea / flickr.com Pablo Sanchez / flickr.com losmininos / flickr.com Christian Van Der Henst S. / flickr.com van Ort / flickr.com Daniel R. Blume / flickr.com Carlos Reusser Monsalvez / flickr.com Aleksandr Zykov / flickr.com Carlos Reusser Monsalvez / flickr.com JasonParis / flickr.com Marco Pagni / flickr.com Kris Arnold / flickr.com Kris Arnold / flickr.com

Открыт Музей Прадо в 1819 году и находится по улице Пасео дель Прадо. Располагается он в здании XVIII века, архитектором которого был Хуан де Вильянуэва.

Само здание музея – бесценное наследие испанской архитектуры, исполненное в стиле позднего классицизма. Любой турист, который едет отдыхать в Испанию, с точностью знает, в каком городе искать лучшее собрание европейской живописи.

Коллекция начала формироваться при Карле V и Филиппе II. Увеличение живописного наследия также происходило и при следующих правителях династии Бурбонов и Габсбургов.

Музей Прадо – это самое большое достижение Фердинанда VI, ведь именно под его управлением и возник великолепный национальный испанский музей. По ценности Музей Прадо приравнивается к Лувру или Эрмитажу, и хотя его размеры не столь велики, по насыщенности шедеврами мировой живописи эта галерея, вне сомнения, лучшая. С новыми залами площадь галереи составляет 53 тысячи кв. метра, на которых располагается 1300 живописных полотен. И это только постоянная коллекция, а остальные 7 тыс. невыставленных полотен хранятся в запасках музея. Всего на вооружении 7600 картин живописи, 8000 изображений, 4800 гравюр и 1000 творений скульпторов. В музее также находится Центр исследований и отдел реставрации.

Самая роскошная коллекция галереи была сформирована при правлении Карла V в XVI веке. Именно этот правитель был родоначальником коллекционирования предметов искусства и предложил передавать их из поколения в поколение.

Широкой испанской публике тех времен была доступна выставка лишь религиозной тематики, остальные же творения живописи были доступны созерцанию исключительно монаршим семьям. Открыт для общественности Музей Прадо был Изабеллой Браганской, которая была супругой Фердинанда VII. Кроме коллекций монархов, галерея формировалась из множества пожертвований, национализированных частных коллекций и наследием коллекционеров.

Коллекции школ живописи разных стран

Изначально испанский Национальный Музей Прадо был создан для группировки наследия испанских живописцев в отдельную школу. Но в XX веке он перешел от королевских династий в государственные руки и стал национальным.

Большая часть коллекции – это полотна испанских художников, их общее число – 4800. Самое большое количество работ выполнено Гойя. Они попали в музей благодаря почитателям его творчества, когда сам Гойя уже умер. В галереи представлены работы от романской стенной живописи XII века до XIX столетия и воедино собраны росписи эпох Средневековья, Возрождения и реализма.

Итальянская школа пестрит работами Рафаэля, Ботичелли и Тициана. Это порядка 1000 картин. Большинство из них выполнено в XVII-XVIII столетиях и в эпоху Возрождения. Однако большая половина работ – это творения, относящиеся к Новому времени. Эту выставку собирали Карл V, Филипп II и Филипп IV – они отличались большой любовью к Венецианской школе.

Также Прадо содержит более 1 тыс. экспонатов фламандской и голландской живописи. Здесь можно найти работы знаменитых художников таких как Рубенс, Босх, Брейгель и Ван Дейк.

Есть в коллекции и картины других школ, например, творения художников Великобритании, Германии и Франции представлены работами XVI — XIX веков.

Интересные факты и особенности музея

Достаточно одного дня, чтобы осмотреть все значимые полотна и скульптуры. Входной билет действует до закрытия музея и дает возможность свободного входа и выхода на протяжении всего дня. Если вы устали, имеете небольшой запас времени до следующей экскурсии или у вас разрядился фотоаппарат, но вы не посмотрели все экспонаты, которые хотели увидеть, то достаточно поставить отметку на билете у охраны, тогда можно будет вернуться чуть позже.

Интерьер музея Прадо (Christian Van Der Henst S. / flickr.com)

Самые популярные работы Музея Прадо – это «Портрет Кардинала», «Три грации», «Триумф смерти», «Воз сена», «Рыцарь с рукой на груди». Также вы сможете осмотреть множество скульптур античности и творений эллинийских мастеров, которые были привезены из Рима.

Обязательно побывайте в залах с украшениями, декоративно-прикладным творчеством и кухонной утварью. Там вы найдете жемчужину музея – «Коллекцию Дофина», которая досталась по наследству Филиппу V.

Чтобы туристы могли перекусить и отдохнуть, руководство предусмотрело кафетерий. Также в музее есть отличный магазин сувениров, в котором вы найдете русскоязычные книги, модные сувениры, фотографии полотен и еще много интересного.

Кроме возможности фотографировать, за отдельную плату можно приобрести русскоязычный аудиогид. Хотя большинство туристов отзываются о нем не очень лестно из-за его не информативности. Если вы хорошо владеете английским, то лучше воспользуйтесь англоязычным аудиогидом, в котром информации больше и изложена она намного интересней.

Часы работы музея Прадо

С 2012 года музей работает без выходных с 10:00 до 20:00. В предпраздничные дни посещение сокращено до 14:00. Цена билета 14 евро. Дополнительно оплачивается: возможность фотографировать, приобретение проспекта музея и аудиогида.

Предусмотрен бесплатный вход для несовершеннолетних в любой день и абсолютно всем в Национальные праздники. Свободный вход предусмотрен каждый день за 2 часа до закрытия.

Адрес: C/ Ruiz de Alarcón, 23, 28014 Madrid
Ближайшие станции метро: Atocha, Anton Martin, Banco de España
График работы: каждый день с 10:00 до 20:00 (вс до 19:00)
Входной билет: 12 €
Официальный сайт музея: museodelprado.es , информация на русском

Национальный музей Прадо в Мадриде, обладающий одной из крупнейших в мире коллекций европейского искусства, впервые был открыт для публики в 1819 году. Здание, в котором сегодня располагается музей, построено в 1785 году по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва и само по себе является памятником архитектуры.

Музей был задуман с двоякой целью: показать коллекцию предметов искусства, принадлежащих испанскому королевскому дому, и выделить испанскую художественную школу в отдельное направление.

Сегодня коллекция музея состоит из более чем 7600 картин, 1000 скульптур, 4800 эстампов, 8000 рисунков и огромного количества предметов декоративного искусства и исторических доументов. Постоянная экспозиция музея насчитывает порядка 1300 предметов искусства. Ещё более 3000 находятся на хранении в других музеях мира, остальные – хранятся в запасниках.

На сегодняшний день Прадо обладает наиболее полным собранием работ Иеронима Босха, Эль Греко, Диего Веласкеса, Гойи. Здесь можно увидеть картины таких мастеров как Рафаэль, ван Эйк, Рубенс, Дюрер, Тициан и другие. Среди последних приобретений музея Прадо – картины Питера Брейгеля и Франсиско Пачеко, написанные в XVI-XVII веках.

Музей ведёт постоянную реставрационную работу, благодаря которой были восстановлены многие шедевры живописи эпохи Возрождения. При музее создан Центр исследований Прадо, объединяющий лучших учёных в области истории искусства и музейных работников со всего мира.

Учреждение, которое сейчас известно под названием музей Прадо, открыл свои двери для посетителей 19 ноября 1819 года как Королевский музей картин, созданный по повелению и под покровительством Короля Фердинанда VII. Цель создания музея Прадо – выставить на всеобщее обозрение сокровища искусства, до этого времени известные и открытые лишь взору узкого круга представителей королевского дома, аристократии и церкви. Эта идея – сделать искусство открытым для народа – корнями уходила в эпоху

Просвещения, получила дальнейшее развитие в период революции и, как многие другие идеи, распространилась по Европе благодаря наполеоновским войнам. Уже в самом начале XIX века было ясно, что испанскому королевскому дому необходимо создать музей при дворе и объединить таким образом все выдающиеся произведения искусства, которые хранятся по всей стране и в неподобающих условиях. Однако первая серьезная попытка учредить такой музей живописи была сделана после вторжения наполеоновских войск. В 1809 году Жозеф Бонапарт издал приказ, повелевающий создать в Мадриде музей искусств и назвать этот музей Жозефино. Первоначально препполагалось разместить музей во дворце Буэнависта, недалеко от нынешней площади Сибелес, но в связи с тем, что этот дворец оказалось трудно приспособить под новые нужды, в 1811 г. Было решено использовать здание, возведенное в местности Прадо де Сан Хенонимо по проекту Хуана де Вильянуэвы. Это здание, строительство которого было начато в 1785 году при покровительстве первого государственного секретаря Карла III, просвещенного политика графа Флоридабланки, предназначалось для Кабинета естествознания и Академии наук, но не было использовано в этом качестве и стало помещением Королевского музея картин – предшественника нынешнего музея Прадо.

Со временем за этим музеем утвердилось название места, где он расположен (prado – по-испански «луг»).


Иоахим Патинир Переправа через реку Стикс

После войны за независимость Испании и изгнания французских войск в мае 1814 года в Мадрид вернулся король Фердинанд VII, который одобрил идею издания музея искусств. За время, прошедшее с момента возвращения, король осуществил все, что необходимо для основания музея, и таким образом, под покровительством короля, оплачиваемый из его личных средств, появился музей Прадо. Фонды музея Прадо – это произведения, предоставленные из Королевских коллекций. Этим обстоятельствам и определяется особый, индивидуальный характер собрания. Музей Прадо рожден страстью к искусству и коллекционированию и отражает личные вкусы монархов, правивших Испанией с XV века. Это, пожалуй, музей самый выразительный, составленный с любовью, логичный как по содержанию, так и по взаимосвязи представленных в нем произведений, и в нем живо ощущается энтузиазм и увлеченность его создателей.

В историческом отношении фонды Прадо – его истинная сущность – на четыре века старше самого музея, созданного в начале XIX века. Музей отражает историю Королевских коллекций, начало которой положили Католические короли Фердинанд и Изабелла, увлекавшиеся фламандским искусством, и это искусство с XV века постоянно присутствовало в Коллекциях, пополнявшихся королевскими наследниками. Их внук Карл V продолжал приобретать работы выдающихся фламандских мастеров, как ван дер Вейден, ванн Эйк и Антониса Мора ван Дасхорста, но и обратил внимание на творчество итальянских художников, в частности Тициана, старшего портретистом этого короля и его сына Филиппа II, который в XVI веке первым стимулировал рост Королевских коллекций. Благодаря этим двум монархам и Марии Венгерской, Сестре Карла V и регентше Нидерландов, в Прадо хранится одно из самых лучших собраний работ Тициана – художника, оказавшего впоследствии огромное влияние как на ориентацию самих Королевских коллекций, так и на развитие испанской живописи в целом. Однако Филипп IIунаследовал от своих предков и любовь к фламандскому искусству и приобретал картины ванн дер Вейдена, Боутса,Патинира, Кампена, Госсаэрта, Давида и, конечно же, Босха – в Прадо представлена лучшая коллекция картин этого художника. Ко всему этому следует добавить работы придворных портретистов Антониса Мора ванн Дасхорста (Антонио Моро) и Санчеса Коэльо, создавших эталон официального портрета, которому портретисты следовали до XVIII века, и многочисленных художников, в основном итальянских, работавших над главным проектом эпохи – украшением монастыря Эскориаль.

Вторым важным этапом в истории Королевских коллекций был период правления Филиппа 4 (1621-1665), совпавший с одним из кульминационных моментов в развитии испанской живописи. Филипп IV был не только покровителем Веласкеса, но и неутомимым собирателем, специально заказывавшим множество работ для своих дворцов. Так были созданы декоративные циклы для павильона Торре де ла Парада, в чем приняли большое участие Рубенс и Веласкес, и для нового дворца Буэн Ретиро. Филипп IV был страстным коллекционером и прекрасно разбирался в искусстве, об этом ясно говорит тот выбор картин, который он сделал в 1649 году при распродаже в Лондоне имущества казненного Карла I Английского, тоже страстного коллекционера. На этом аукционе Филипп IV приобрел такие шедевры, как «Смерть Девы Марии Мантеньи»; «Омовение ног Тинторетто»; «Автопортрет Дюрера»; «Святое семейство, или Жемчужина Рафаэля»; или «Нахождение Моисея Веронезе».

Портрет Карла 3

После смерти Карла II, последнего представителя испанских Габсбургов, смена династий привела и к изменению художественных вкусов. Бурбоны, ставшие правителями Испании с 1700 года, привезли с собой французских художников и пристрастие к более классицистическому итальянскому стилю. Филипп V купил значительную коллекцию, собранную художником Карло Мараттой, в которой были работы Карраччи,Сакки и Пуссена. Вторая жена Филиппа V , Изабелла Фарнезе, в свою очередь, добавила к Королевским коллекциям картины фламандских и голландских художниковXVII века, а также итальянских классицистов, ранее не представленных в Коллекциях, например, Доменикино, Гверчино, Гвидо Рени или Джованни Баттиста Креспи («Черано»). Но все же самым важным ее вкладом в Кллекции была покупка во время пребывания королевского двора в Севилье в 1729-1733 годах большого количества картин Мурильо – художника, чьи работы до этого момента практически отсутствовали в этом собрании, и благодаря королеве и позднее последовавшему ее примеру Карлу IV, творчество этого мастера прекрасно представлено в музее. В 1724 году Филипп V и его супруга также купили собрание скульптуры королевы Кристиной Шведской, украшавшее ее римский дворец во второй половинеXVII века; добавив к этому произведения Веласкеса, написанные им в Риме по заказу Филиппа IV, королевская семья заложила основу коллекции классической скульптуры музея Прадо. Вместе с Бурбонами в Испанию прибыли два величайших европейских представителя позднего барокко – Коррадо Джакуинто и Джованни Баттиста Тьеполо, они были приглашены для работы над украшение королевских дворцов. На период пребывания Тьеполо в Испании пришелся приезд и другой ярчайшей фигуры художественного мира того времени – Антона Рафаэля Менгса, познакомившего страну с классицистическим академизмом. Правление Карла IV(1788-1808 гг) было не менее значительным моментом в истории Королевских коллекций. Помимо того, что этот монарх оказывал покровительство Гойе и Парету, он обогатил коллекции работами итальянских классицистов Бароччи, Андреа дель Сарто и Рафаэля и таких испанских художников, как Рибера, Рибальта или Хуан де Хуанес. Наследником Карла IV был его сын Фердинанд VII, который, как уже говорилось выше, стал основателем музея Прадо.



Когда музей открылся для публики, в нем было выставлено всего 311 работ, причем только испанских художников; однако число экспонатов быстро увеличивалось, так как при поддержке короля в музей стали поступать картины из королевских дворцов. Король продолжал оплачивать издержки музея, поскольку это учреждение, хоть и было открыто для широкой публики, но оставалось королевским владением. В инвентарной описи 1827 года в музее содержалось уже 4000 полотен.

В соответствии с королевским статусом музея, первыми его директорами были представители высшей знати, связанные с придворными кругами. Так, например, первым директором музея был маркиз де Санта Круз, министр королевского двора и член совета Королевской Академии изящных искусств. Кроме того, в музее были советник по искусству и главный хранитель, эти должности обычно занимали придворные художники.

Кончина Фердинанда VII (29 сентября 1833 г) вызвала первый серьезный кризис в истории музея: в завещании короля указывалось, что все его движимое имущество остается в свободном распоряжении. Это означало, что всем работам, хранящимся в музее, угрожает опасность оказаться предметом дележа между родственниками. Этот вопрос так и оставался в подвешенном состоянии до момента объявления совершеннолетия Изабеллы II, что произошло в 1843 году, когда ей исполнилось 13 лет. Королева созвала комиссию, чтобы оценить доставшееся по завещанию имущество, и члены комиссии посоветовали ей, чтобы избежать раздела художественного наследия, выкупить у сестры, инфанты Марии Луисы Фернанды, полученные ею по отцовскому завещанию предметы из королевских дворцов, в том числе и некоторые картины из музея Прадо. Члены комиссии также внесли предложение включить музей Прадо во владения короны, в этом случае он уже не будет считаться личной собственностью монарха и ситуация с вопросом о наследовании не повторится; однако это предложение было осуществлено лишь в 1865 году.


Четыре года спустя после смерти Фердинанда VII, пока вопрос о его завещании оставался нерешенным, произошло событие, сыгравшее большую роль в будущей судьбе музея Прадо. 31 декабря 1837 году был создан Национальный музей живописи и скульптуры, музей был собственностью государства, а его название отчетливо отделяло новый музей от Королевского. Национальный музей, известный как музей Тринидад, поскольку он размещался в монастыре Св. Троицы (Тринидад) на мадридской улице Аточа, был создан для того, чтобы в нем хранились и выставлялись произведения искусства из монастырей провинции Мадрид, Толедо, Авила и Сеговия, изъятые в процессе секуляризации церковной собственности. В этот же музей направлялись и купленные государством произведения современного искусства, чаще всего это были работы, получившие премии на Национальных выставках изящных искусств, первая такая выставка состоялась в 1856 году Музеем Тринидад, в отличии от Королевского, руководил ею не аристократ, а совет профессоров. Этот новый подход применили в 1838 году и в Королевском музее, назначив на должность директора художника Хосе де Мадрасо; так начался долгий перод правления директоров-художников, продлившийся до 1960 года.



В последней трети XIX века в жизни музея произошли серьезные изменения. Во-первых, как уже упоминалось, в 1865 г Прадо был включен во владение испанской короны. Музей перестал быть личной собственностью монарха, и это окончательно избавляло его экспонаты от разделения между наследниками. Через три года после этого революция, лишившая трона Изабеллу II и отправившая ее в ссылку, передала владения короны в собственность государству, и музей стал национальным. С этого момента стало ясно, что нет никакого смысла в существовании двух национальных музеев живописи и скульптуры в государстве, которое с трудом может содержать и один такой музей. Поэтому в тот же год музей Тринидад был расформирован, а его фонды переданы в музей Прадо, и проблема нехватки места, существовавшая с самого открытия этого музея, сразу же проявилось в полной мере. В попытках решить ее строились новые планы по расширению помещения музея и проводилась политика временной передачи произведений искусств на хранения в разные места, что привело к разным трудностям при составлении описей и хранений, с чем не удавалось справиться до последней четверти XX века. Другими важными изменениями, произошедшими в конце XIX века, были, во-первых, утверждение в 1876 году нового регламента музея, где помимо прочего, устанавливалось, что директором музея может быть лишь художник, член Академии Сан Фернандо и обладатель медали одной из Национальных выставок изящных искусств, и во-вторых, создание в 1894 году Музея современного искусства, которому была передана большая часть произведений XIX века, хранившихся в музее Прадо.



В начале XX века, в 1902 году, в музее открылась первая временная экспозиция, демонстрировавшая работы Эль-Греко. В 1912 году с целью улучшить содержание и управлением музеем, придать ему более научный характер и обеспечить тесную связь с общественностью был создан Королевский совет попечителей. Среди первых инициатив совета было учреждение комиссии для проведения полной инвентаризации и описи всех экспонатов музея и определения их точного местонахождения и состояния, а также руководство и контроль над работами по первому проекту реконструкции здания Вильянуэвы, предпринятой в 1914-1923 годах.



Гражданская война 1936 года принесла с собой самое серьезное потрясение из всех, что довелось пережить Прадо: 30 августа этого года музей пришлось закрыть. Незадолго до этого правительство создало специальный совет с целью сохранения произведений искусств, собранных в Прадо, и даже назначили работы по защите здания от возможных повреждений. Кроме того, 20 сентября, 1936 года, жестом, исполненным символизма, республиканское правительство назначило Пабло Пикассо на пост директора Прадо. Вскоре после этого было принято решение перевезти самые ценные произведения музея сначало в Валенсию, а позднее, по мере продвижения военных действий, в Каталонию. В 1939 году был создан Международный Комитет по спасению сокровищ испанского искусства, в которую входили эксперты из разных стран. Его задачей было эвакуировать произведения в Женеву, под охрану Лиги Наций, что и было сделано в феврале того же года. Работы из Прадо были выставлены в Женеве, и после окончания войны новое правительство начало переговоры о возвращении их в Испанию. В мае 1939 году первые произведения прибыли в Мадрид, 7 июля музей снова открылся, и в сентябре уже все музейные экспонаты вернули сь из Швейцарии.

Музей Прадо в Мадриде входит в «Золотой треугольник» вместе с музеями Тиссена-Борнемисы и Королевы Софии. Это один из лучших музеев в мире. О нем много написано, но лучше все увидеть своими глазами.

В переводе с испанского «прадо» означает «луг». В Мадриде так назывался парк, известный с XVI века. Именно здесь в 1774 году король Карл III распорядился заложить ботанический сад, а затем рядом было построено здание, предназначенное для академии наук.

Строительство здания в стиле неоклассицизма проходило под руководством испанского архитектора Хуан де Виллонуэва (1739 – 1811). Проект был одобрен королем, стройка продолжалась около 20 лет. Но в 1808 году Испанию оккупировали французы, которые разграбили здание. В 1814 году, после поражения Наполеона, на испанский трон возвратился король Фердинанд VII, и уже в 1816 году строение начали восстанавливать и перенесли в него часть картин из коллекции короля.

В 1919 году музей был открыт для публики. Правда, оговаривалось, что в дождливую погоду, когда много грязи, посетители в музей допускаться не будут.

Музей Прадо:

Первоначально коллекция музея Прадо (Museo del Prado) состояла из 311 картин, они принадлежали кисти только испанских авторов, в том числе здесь находились 44 полотна работы Веласкеса. Постепенно королевская коллекция, насчитывавшая около 5000 картин, перебралась в Прадо. С 1821 года здесь появились работы итальянских живописцев, а в 1843 году – фламандских.

Во время революции 1868 года правившая королева Изабелла II бежала из страны. И хотя через пару лет монархия в стране восстановилась, статус музея Прадо изменился навсегда: он стал достоянием народа Испании.

Коллекция музея за прошедшие годы пополнилась произведениями европейских художников, но основой по-прежнему является собрание, приобретавшееся королями Испании XVI и XVII веков, отражающее их вкусы. Поэтому в Прадо широко представлены работы художников-фаворитов Филиппа IV и его деда, Филиппа II. А фаворитами были Веласкес и Гойя. Испанские монархи отличались хорошим вкусом!

Фламандская школа живописи – самая прославленная в Европе. И в музее Прадо она представлена очень широко, примерно на уровне итальянской коллекции. Дело в том, что в истории был период, когда Фландрия (нынешние страны Люксембург, Нидерланды и Бельгия) принадлежали Испании и художники работали, создавая свои шедевры в Испании.

В залах музея, фото Alex-Segre

Время работы музея Прадо

Как добраться до музея Прадо

Ехать метро до станции Atocha (линии 1) или Banco de España (линии 2).

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Национальный музей Прадо расположен на одном из наиболее популярных туристических маршрутов испанской столице - Бульваре Искусств . Помимо знаменитых картин «Менины» Веласкеса и «Третье мая 1808 года в Мадриде» Гойи, в залах музея представлены шедевры испанской, итальянской и фламандской живописи. Ценнейшая коллекция Прадо включает 8.600 картин и более 700 скульптур. Перед посещением музея рекомендуем ознакомиться со справочным материалом.

В музее Прадо представлено самое большое в мире собрание испанской живописи. Знакомство с ней можно начать с XI столетия - перед Вами фрагменты мосарабских фресок из церкви Сан Бауделио де Берланга. Далее в залах, где представлены произведения от испано-фламандской готики до Возрождения, можно посмотреть картины Бартоломе Бермехо, Педро Берругете, Хуана де Хуанеса и Луиса де Моралеса. В залах, посвящённых творчеству Эль Греко , хранятся такие шедевры этого художника как «Рыцарь с рукой на груди» и «Троица».

Золотой век представлен полотнами Риберы, Сурбарана и Мурильо, которые предшествовали творчеству Веласкеса . Самые известные шедевры этого художника - «Менины» и «Пряхи» - также можно увидеть в залах Прадо. В залах, посвящённых Франсиско Гойе , творившему на стыке XVIII и XIX столетий, представлены его работы: от картонов для гобеленов, созданных для Королевской шпалерной мануфактуры, до «Мрачных картин», которыми художник расписал стены своего «Дома глухого». Некоторые залы посвящены живописи XIX столетия. В них можно посмотреть картины Фортуни, отца и сына Мадрасо, а также Сорольи .

Другие коллекции

Итальянская живопись важна для понимания перехода от средневекового искусства к Возрождению. Кроме того, она оказала огромное влияние на испанское барокко. Среди картин эпохи Кватроченто (XV ст.) особенного внимания заслуживают «Благовещение» Фра Анджелико , серия «Новелла о Настаджо дельи Онести» Боттиччели , «Успение Богородицы» Мантеньи и «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом» Антонелло ла Мессина . Расцвет классицизма в эпоху Чинквеченто (XVI ст.) представлен несколькими девами Рафаэля, а картины Тициана , Тинторетто и Веронезе , великих художников венецианской школы, являются одними из наиболее ценных экспонатов музея Прадо. Различные направления итальянского барокко представлены произведениями Караваджо , Гвидо Рени и Аннибале Карраччи .

Крупное собрание фламандской живописи появилось благодаря тесным политическим связям испанских монархов с Фландрией. Коллекция музея Прадо включает как самые значимые произведения представителей ранненидерладской живописи, которые приобретались Филиппом II, такие как «Снятие с креста» Ван дер Вейдена и «Сад земных наслаждений» Босха , так и характерные для расцвета барокко при брюссельском дворе работы Рубенса , семейства Брейгелей , Йорданса и Тенирса , которые представлены в Прадо в большом количестве. Французская, голландская и немецкая школы также присутствуют в собрании музея. Назовём лишь некоторых из представителей этих художественных школ: Альбрехт Дюрер , Клод Лоррен , Рембрандт , Антуан Ватто . Меньшей известностью пользуются весьма интересные залы, посвящённые скульптуре и декоративному искусству. Особенного внимания заслуживают римские скульптуры, Сокровища Дофина (набор посуды, унаследованный Филиппом V) и произведения мастеров Леони, изготовленные по заказам Филиппа II и Карла V.

История музея

Музей Прадо впервые открыл свои двери 10 ноября 1819 года. По инициативе королевы Марии Изабеллы де Браганса, супруги Фердинанда VII, здание, которое архитектор Хуан де Вильянуэва спроектировал для Музея естественной истории, стало местом хранения значительной части королевской коллекции живописи. Позднее фонды художественной галереи увеличивались благодаря приобретениям и дарам частных лиц.

Во время гражданской войны в Испании произведения искусства хранились на нижнем этаже музея, защищённые от возможных бомбардировок мешками с песком. Затем, по рекомендации Лиги Наций, коллекция была вывезена через Валенсию в Женеву. Картины были возвращены в Мадрид сразу после начала Второй мировой войны.

Периодические выставки

В старинном здании Вильянуэвы хранится большая часть коллекций живописи, скульптуры и декоративного искусства. Сразу за ним, рядом с монастырём Иеронимитов, по проекту архитектора Рафаэля Монео было построено новое прилегающее здание, в котором проводятся периодические выставки. Здесь же расположены реставрационные мастерские, концертный зал, кафе, рестораны и служебные помещения. Также музею принадлежит здание Касон, бывший бальный зал сейчас не существующего дворца Буэн Ретиро. Сегодня здесь находится библиотека и читальный зал для исследователей.