Арт-терапия для взрослых. Как работает арт-терапия

А вы когда-нибудь рисовали зависть, лечили тревогу танцами или «выплескивали гнев» на бумагу?

Когда вообще в последний раз брали в руки кисточку и краски? В начальных классах школы? А ведь это отличный способ «разгрузиться», отвлечься от повседневных дел, посмотреть на привычные вещи под новым углом. И, как следствие, даже найти нестандартное решение рабочих проблем! Арт-терапия - очень интересный метод!
Нам не терпится узнать все подробности у сертифицированного арт-терапевта, педагога-психолога, автора курсов по интуитивному рисованию и программ для женщин Юлии Антоновой

Юлия, давайте начнем все же с достаточного отвлечённого вопроса: как считаете, важно ли творчество современному человеку? Мы, кажется, часто забываем мечтать и видеть радость в простых вещах...

Не только важно, но и должно стать неотъемлемой частью жизни современного человека. Как раз творчество и позволяет начать снова мечтать, находить радость в простых мелочах. Это самый эффективный, безвредный и действенный способ расслабления на сегодняшний момент. Тем более, уже доказанный факт, что когда женщина занимается творчеством, она входит в гармонию со своей женской природой...

Что такое арт-терапия? Что-то пограничное между психологией и творчеством? И эффективнее ли она, чем классическая консультация у психолога?

У арт-терапии достаточно широкое понимание и каждый трактует его по-своему. Термин «Арт-терапия» пришел к нам от англоязычных народов, а именно из Великобритании и США. Там в кругу художников родилось это понятие, ведь первыми арт-терапевтами были именно они. Дословно арт-терапия переводится, как «терапия искусством» или «исцеление через искусство». И видов у нее очень много: педагогическая арт-терапия, арт-педагогика, арт-психотерапия, клиническая арт-терапия и т.д.

Все чаще психологи стали внедрять в свои консультации элементы арт-терапии и начали отмечать положительную динамику в понимании эмоций и помощи в проживании состояний человеку. Ведь не всегда получается озвучить боль и внутреннюю травму, а в рисунке «отмолчаться» не получиться . Творчество помогает снять внутренние контролирующие блоки.

Творчество помогает снять внутренние контролирующие блоки.

А стоит ли прийти на такой сеанс здоровому человеку, без психологических трудностей? Чем сможете увлечь?

В профессиональном кругу психологов есть такой термин, как условно здоровый человек. Мы все же не роботы, и не можем по щелчку переключаться. Порой накопленные эмоции, частые стрессы, недосыпания да обычная рутина может повлиять на состояние человека. Он может находиться в состоянии «выжатого лимона» и мечтать только об одном – выбраться на море. Но проблемы то никуда не делись.

Человек меняет внешнюю обстановку, а внутренний мир у него остается прежним. Арт-терапевтические занятия как раз и помогают поддерживать и сохранять состояние психологического здоровья.

На занятиях арт-терапевт всегда предлагает спектр материалов, как говорится, куда рука потянется. Ведь кому-то нравится работать с красками, а кому-то с глиной (последняя очень хорошо помогает «прожить» эмоцию гнева), а кто-то и не притронется к фольге, а будет пересыпать песок в руках.


На таких занятиях взрослые чем-то напоминают детей, которые попали в волшебный мир игрушек, где возможно потрогать и попробовать все, без ограничений.

Как здорово снова почувствовать себя ребенком! А вообще дети и взрослые в арт-терапии: насколько отличается возрастная методика?

Все зависит от запросов. Как правило, первая консультация ознакомительная. Арт-терапевт выслушивает клиента и уже подбирает необходимые методики, материалы, выстраивает ход работы. Чем младше возрастная группа, тем упражнения и задания должны быть проще и понятнее, а время на работу короче – от 15 до 30 минут.

Со взрослыми время увеличивается и материалы усложняются, так сказать, все больше применяется полимодальный подход. Во время сеанса может быть включена музыка, приглушен свет, выданы разнообразные материалы, задана тема или предлагается выполнение заданий на свободную, произвольную тематику.

Итак, прихожу я на первый в своей жизни сеанс арт-терапии. Что меня ждет?
Как проходит занятие?

На ознакомительном сеансе и в дальнейшем выстраиваются отношения доверия. Это, пожалуй, 80% успеха в нашем деле. Ведь если человек не доверяет специалисту, вряд ли контакт и плодотворная работа заладятся. Сразу начать что-то выплескивать на бумагу могут далеко не все люди.

Одним из упражнений для знакомства может послужить рисование собственного имени. Так человек представляет самого себя, заявляет кто он. Кстати, даже такой простой рисунок уже может о многом рассказать про человека. Рисунок – это всегда повесть, история, диалог.

А если я так себе художник?

В арт-терапии есть еще одно понятие, как «творческое самовыражение». На занятиях люди не копируют друг друга, здесь нет основной задачи - выставить свои картины на выставку (хотя творческие работы выставляются), а важно выразить «голосом материалов» себя, и художественные навыки уже имеют второстепенное значение.

Кстати, интересно про результат арт-терапии. Финальная картинка у каждого человека получается разной, даже если занятие в группе? Или все рисуют одно и то же?

Безусловно, разной. Даже если задается тема одна для всей группы, каждый выражает ее своим исключительным языком. У каждого из нас образное мышление работает по-своему, на один и тот же предмет каждый даст свое описание. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так и нет одинаковых рисунков, поделок.

А расскажите, пожалуйста, про основные цвета. Что можно узнать про человека в зависимости от его любимого цвета.

В арт-диагностике часто пользуются 8-ми цветным тестом Люшера. У него представлено подробное описание каждого цвета. Человека просят расставить цвета от наиболее предпочтительного к менее предпочтительному, а затем смотрят, какие цвета попали в первую четверку, а какие во вторую. Любимый цвет расскажет о том, какая базовая потребность в настоящее время желает быть реализована.

А вообще арт-терапия - это ведь не только рисование? Какие есть другие методы?

Арт-терапия – это не только про рисование. Краски всего лишь инструмент.

Art (в переводе с английского) - искусство. Направлений арт-терапии в настоящее время очень много и их количество увеличивается с каждым годом. Куклотерапия, песочная терапия, драматерапия, телесно-ориентированная арт-терапия, фототерапия, изо-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия и множество других.

И всё-таки, я же могу купить сама краски, включить музыку, и выплакаться так сказать на бумаге, перечеркать все или черным лист закрасить - зачем мне нужен "проводник"? Может быть и так легче станет?

Процесс арт-терапии – это всегда сопровождающий процесс. Где специалист выступает не только в роли проводника, но также наблюдателя. Человеку сложно оценить свои действия со стороны, чем как раз и занимается специалист. Ведь в разные моменты рисования человек может остановиться, его кожа может покраснеть, появиться испарина (значит, возможно, идут какие-то внутренние переживания). И не всегда это человек может отследить, зафиксировать в памяти и вспомнить, а специалист как раз и находится в такие моменты рядом, чтобы при обсуждении работы эти процессы можно было вербализировать (перевести на уровень слов и пониманий).

А можно ли назвать арт-терапией, когда человек красит стены в доме, и это его успокаивает? Или пишет стихотворение? Смотрит спектакль?


Скорее всего, это процесс творческого самовыражения, методы релаксации или занятия хобби.

Если в процессе просмотра фильма (кинотерапия) или прочтения книги (библиотерапия) человек обсуждает со специалистом собственные эмоции и переживания, погружается во внутренние процессы, отвечает на

вопросы, то данный процесс можно назвать арт-терапевтическим.

Можете все-таки дать пару советов, как заниматься арт-терапией дома самому? Возможно, есть какое-то простое и полезное упражнение, чтобы вообще понять, подходит ли мне такой метод. Больно, грустно, обидно, страшно, устало, одиноко - что делать?

Одно из самых действенных упражнений на развитие эмоционального интеллекта и проживания эмоций – рисование каждый день в разных стилях и техниках. Завести блокнот и начать изображать свой прожитый день по-разному. С помощью красок, вырезок из журналов (коллаж), с использованием трафаретов и т.д.

полезнейшие дыхательные техники , которые помогут справиться со страхами, тревогами, паническими атаками и напряжением буквально за несколько минут.

Вы также занимаетесь сказкотерапией? Что это? И как перекликается с арт-терапией?

Сказкотерапия – это еще одно из моих любимых направлений. Это работа со словом, текстами, метафорами, игра с образами. Понятие опять же говорит само за себя. «Терапия сказками» - направление психотерапии, в котором психологическое здоровье достигается через сказки, которые помогают скорректировать проблемы, а также способствуют развитию личности.

В процессе написания сказки по индивидуальному запросу я также включаю упражнения по изо-терапии (клиенты рисуют героев сказки, либо создают коллажи). На индивидуальной программе «Сказка по запросу», создаем терапевтические сказки (сферы, которые «терапевтируем» – это финансы, здоровье, отношения, материнство – когда есть проблемы с зачатием).


Юлия, а какая Ваша личная арт-терапия? Чем ещё вдохновляетесь, чтобы помогать другим, развиваться самой?

Я много занимаюсь творчеством – будь то написание статей, создание баннеров, рисование, шитьё, даже подготовка к конференции – это невероятно вдохновляет. Сейчас вышла на новый уровень, когда вдохновляешься успехами своих учеников, радуешься их личным победам. Видишь, как они растут на твоих глазах и уже становятся полноценными проводниками для других.

Арт-терапия как направление практической психологии существует давно из-за благоприятного влияния творчества на людей с психическими расстройствами. Изначально этот метод был в арсенале психотерапевтов и реабилитологов, а сегодня широко применяется и в психологии для помощи детям и взрослым. Творческая деятельность отвлекает, позволяет выразить скрытые эмоции, развивает, успокаивает и помогает достичь внутреннюю гармонию. Арт-терапия подразделяется на виды.

Что такое арт-терапия

Впервые термин "арт-терапия" применил британский художник Адриан Хилл в 30-х годах 20 века. Он заметил, что рисование положительно влияет на эмоциональное состояние людей здоровых и с психическими расстройствами. Сейчас это эффективный метод коррекции эмоциональных состояний с помощью творческой деятельности. Цель - самопознание. Результаты, которых помогает достичь арт-терапия:

  1. 1. Выражение эмоций, в том числе негативных и преобразование их в позитивные, которые большинство взрослых подавляют в себе.
  2. 2. Понимание и принятие себя через прислушивание к своим ощущениям в процессе, это часто помогает найти ответ на интересующий вопрос и выход из сложной ситуации.
  3. Повышение самооценки.
  4. 5. Личностное развитие, обретение внутренней гармонии.
  5. 6. Наполнение жизни чем-то интересным и увлекательным.
  6. 7. Реализация творческого потенциала и личностных особенностей через творение.

Арт-терапия является абсолютно безопасной для всех людей. Она не имеет никаких противопоказаний и строгих указаний к применению. Ее рекомендуют использовать не только как метод лечения психических расстройств и выхода из тяжелых эмоциональных состояний, но и как систематическую профилактику.

Основными принципами арт-терапевтических занятий считаются:

  • полное игнорирование понятий "красиво", "правильно", "эстетично" - творение должно выражать внутренние переживания, не имеет значения, как оно выглядит;
  • никто не должен оценивать, критиковать и анализировать работу человека, кроме него самого;
  • для сеанса арт-терапии необязательно присутствие психолога, психотерапевта и т. д., его можно организовать самостоятельно в любое время;
  • человек сам волен выбирать вид арт-терапии;
  • к творению можно возвращаться неограниченное количество раз, пока, по мнению автора, оно не будет завершенным.

Разновидности и методы

Арт-терапию принято классифицировать по нескольким принципам:

  1. 1. Количество пациентов: групповая (в том числе семейная) и индивидуальная.
  2. 2. Возраст пациентов: для детей дошкольников, школьного возраста, подростков, взрослых, пожилых людей.
  3. 3. Участие клиента в процессе: пассивная терапия - когда он только созидает или слушает произведения искусства других авторов; активная - когда сам выступает в роли творца.

Существует множество видов творчества, применяемых для арт-терапии:

Вид арт-терапии Суть Реализация
Музыкальная Прослушивание приятной музыки благоприятно воздействует на психику и самочувствие человека через слуховые рецепторы. Проводится в группах или индивидуально. Музыка может быть любого направления, живая или в записи. Многие люди, испытывая потребность выплеснуть чувства, неосознанно выбирают такой простой и доступный способ, как прослушивание грустных композиций. Это желание вполне естественно и должно быть удовлетворено Подходит людям со всеми отклонениями и проблемами. Не обязательно обращаться к специалистам, достаточно с закрытыми глазами в спокойной обстановке слушать то, что подходит сейчас под настроение
Театральная Игра различных ролей в постановках позволяет улучшить мыслительные процессы и выплеснуть нереализованные чувства Эффективна для людей, чьи проблемы не связаны с заниженной самооценкой. Стеснительным и замкнутым лучше отдать предпочтение другим видам искусства
Игровая С помощью манипуляций с игрушками можно решить проблемы, которые появились в детстве через воспоминания и возникающие при этом эмоции. В терапии для детей способствует развитию фантазии, воображения и самоактуализации. Задача арт-терапевта - правильно трактовать личностные проявления ребенка и донести нужную информацию родителям для домашней коррекции Подходит как детям, так и взрослым. Для первых это один из основных видов деятельности, для взрослых - способ погрузиться в воспоминания
Художественная (рисование) На бумагу с помощью рисунка выплескиваются внутренние конфликты, переживания, скрытые желания. Оценивая результат, взрослый человек может по-другому посмотреть на свое состояние и понять то, что до этого было скрыто от сознания. Этот вид арт-терапии повышает самооценку, помогает выразить протест, скрытые желания и развивает творческие способности у детей и взрослых. Есть множество техник рисования, выбрать подходящую можно исходя из личных предпочтений Применяется для преодоления невроза. На начальной стадии терапии лучше отдать предпочтение краскам и мягкой кисточке, чем карандашам и фломастерам. Рекомендуется взять широкую палитру цветов. От линеек и прочих предметов, помогающих чертить ровные линии, лучше отказаться
Маскотерапия Маска - предметный образ, символизирующий внутреннее состояние. Разрисовывая и декорируя ее, основываясь на своих ощущениях, можно спроектировать свое текущее состояние Подходит людям с комплексами и серьезными проблемами, связанными с восприятием себя как части общества
Песочная Клиенту детского, взрослого или пожилого возраста предлагается остаться наедине с собой и нарисовать картину на песке. На бессознательном уровне через акт творения и тактильные ощущения снимается внутреннее напряжение, рассеивается тревожность. Переживания и внутренние конфликты в огражденном пространстве выливаются в зримые образы, которые можно проанализировать и найти выход из ситуации, а также улучшить мнение о себе Идеально подходит как метод профилактики психических расстройств, для разрядки интровертов в трудной ситуации
Коллаж Человеку предлагается создать объемную картину, используя различные по текстуре виды бумаги, природные материалы, ткань и любые подручные средства. Все детали необходимо приклеивать на ватман или большой лист бумаги скотчем, клеем или степлером. Картина может иметь определенный сюжет или быть просто набором изображений, понятным только самому автору. Этот вид арт-терапии позволяет раскрыть творческий потенциал, выявить скрытые желания и снять нервное напряжение. На групповых сеансах позволяет сплотить участников. Рекомендуется использовать только на завершающей стадии терапии, когда состояние человека значительно улучшилось, ответы на вопросы найдены и хочется просто спокойно и отвлеченно созидать творение. Хорошо подойдет в качестве профилактики стрессов. Можно создавать коллаж и в домашних условиях в качестве визуализации планов на будущее
Цветовая Пациент наносит на свое тело или тело партнера краски различных цветов, выражая свое внутреннее состояние. Кроме творческой реализации, разные цвета позволяют благоприятно влиять на органы разных систем через визуальное восприятие. Этот способ эффективен для снятия напряжения и избавления от комплексов Психологи рекомендуют применять цветотерапию парам, в чьих отношениях возникло напряжение и отчужденность. Выплескивая свои переживания и обиды через краску и взаимодействуя тактильно, они сближаются и становятся более открыты друг к другу
Сказкотерапия Сочиняя сказки с примерами, иллюстрирующими моральные ценности, клиенту помогают разобраться в себе, найти ответ на волнующие вопросы, сделать выводы. Автор сказки должен быть осведомлен в проблемах клиента и завоевать его доверие. Сама сказка не должна иметь никаких четких указаний, только подтекст и ситуации, которые можно оценивать с разных сторон. Обсуждая эту историю и анализируя ее, человек может провести параллели с событиями собственной жизни и понять, что на них можно смотреть под разными углами и делать различные выводы Применяется в основном для поддержания эмоционального состояния детей, но в отдельных случаях эту разновидность используют и взрослые
Лепка Используя тесто для лепки или пластилин, можно выразить свой внутренний мир и сбросить негатив, создавая скульптуру. Во время такого тренинга происходит реализация не только творческого потенциал, но и успокаивается нервная система благодаря тактильному контакту с податливым материалом. Этот вид арт-терапии некоторые специалисты считают способом натолкнуть человека на мысль, что в его силах "слепить" что угодно из проблемы, сконцентрировавшись на ситуации Идеально подойдет людям, переполненными агрессией и злостью

Разновидности арт-терапии одновременно являются ее методиками. Они постоянно пополняются с расширением творческих возможностей современного социума. Кроме перечисленных, широко применяются фототерапия и способ с использованием метафорических карточек.

Упражнения для взрослых

Эффективные упражнения для взрослых:

  1. 1. Обсуждение музыкальной композиции или картины художника после длительного изучения творения. Анализ позволяет по-разному смотреть на одну и ту же ситуацию, дать волю фантазии и домыслить некоторые факты, делать определенные выводы на основании личного восприятия и опыта. Рассуждая на тему чужого творения, человек отвлекается, начинает мыслить шире и в будущем может проводить параллели со своими внутренними переживаниями. Подобное упражнение целесообразно проводить в группах: точки зрения разных людей помогут расширить кругозор и научиться принимать мнения, отличные от собственного.
  2. 2. Рисование ограниченным количеством цветов: любимым и нейтральным, наиболее характеризующими личность. Картина может быть сюжетной или абстрактной. Помогает выплеснуть на бумагу негативные эмоции, злость, агрессию.
  3. 3. Рисовать каракули в отдельном блокноте ежедневно на протяжении 10 дней. Одновременно нужно делать пометки касательно своих текущих переживаний и эмоций.
  4. 4. Раскрашивание рисунков в раскрасках-антистресс. Их можно купить готовыми или создавать самостоятельно. Прием нацелен на успокоение нервной системы, снятие напряжения и систематизацию мыслей.
  5. 5. Создание образа своей проблемы из пластилина, воска или глины. Затем с фигурой нужно поговорить откровенно, далее избавиться от нее или трансформировать в другой образ, более позитивный.
  6. 6. Сочинение сказки для своего ребенка (в случае семейной арт-терапии). Процесс позволит понять, совпадает ли желание родителя донести что-то до малыша с его с готовностью воспринять информацию, природу конфликта между поколениями, сблизит родных людей.
  7. 7. Создание коллажа на любую из тем: "Я через год", "Я без своей проблемы", "Зачем мне...". Визуализация поможет найти способы достижения целей и устранения трудностей, определиться с выбором, принять важное решение, избавиться от комплексов.

Есть мнение, что максимально успокоительный эффект оказывают раскраски-антистресс с мандалами - сакральными изображениями буддистов и индусов. Они имеют круглую форму и несут в себе исключительно положительную энергетику.

"Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, нераздельна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете".
Ф. м. Достоевский.

Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали обращаться за помощью. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Произведение искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить творческий потенциал человека.

Термин арт - терапия образован от английских слов art - "Искусство, Мастерство" и Therapy - "лечение, терапия" и дословно понимается как терапия искусством. Его ввел британский художник и врач Адриан хилл. Ещё в 1938 г., занимаясь с больными, он сделал вывод, что творчество помогает пациентам быстрее выздоравливать, отвлекает их от страданий и переживаний, помогает успешнее сопротивляться болезни.

В нашей стране арт - терапия получила толчок к развитию благодаря тому, что более десяти лет назад первые специалисты из-за рубежа стали приезжать в Россию и знакомить психологов и врачей со своими достижениями. Например, Алан виттенберг из США еще в конце 80-х гг. создал в нашем городе школу музыкальных терапевтов. Сейчас отечественная арт - терапия начинает развиваться сама.

Арт - терапия - это исцеление посредством любого художественного творчества (рисунок, живопись, лепка, музыка, танец и др. Она незаменима в тех ситуациях, где вербальный способ коммуникаций невозможен и нежелателен. Например, часто невозможно словами выразить определенные переживания и состояния. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Существуют различные направления арт - терапии. В настоящее время их очень много и они продолжают увеличиваться.

Самые распространенные виды арт - терапии:
- Музыкотерапия.
- Куклотерапия.
- Библиотерапия.
- Мандалотерапия.
- Сказкотерапия.
- Видеотерапия.
- Изотерапия.
- Драматерапия.
- Маскотерапия.
- Игротерапия.
- Песочная терапия.
- Цветотерапия.
- Танцевальная терапия.
- Фототерапия.

Разберем некоторые подробнее:

Музыкотерапия. Люди еще много тысячелетий назад знали о силе музыкального воздействия на человека. Благодаря многим научным исследованиям стало известно, что прослушивание музыки определенного типа может поднять настроение, замедлить сердцебиение, уменьшить головные боли и даже снизить кровяное давление. Сегодня музыкотерапия активно применяется для расслабления, снятия неуверенности и тревоги. Благодаря этой науке можно легко и приятно избавиться от недугов.

Библиотерапия. Это направление арт - терапии основано на исцеляющем воздействии слова (т. е. самовыражение через творческое сочинение. Художественное сочинение дает возможность красиво рассказать о чем угодно и "не про Себя". А использовать для работы можно любые техники: стихи, саги, сказки, страшилки, письма и др.

Мандалотерапия (мандала переводится с санскрита как "Круг", "центр". Мандала - глубокий архитипический символ, который существовал во всех культурах. Например, витражи христианских соборов чаще всего представляют собой мандалы, т. е. рисунки в круге. Мандала может использоваться как средство помощи при неврозах, в сложных жизненных ситуациях, при агрессивности, при проблеме самооценки, при любых кризисных состояниях. Работа с мандалой - это способ личностного роста, развитие креативности, внутренней свободы, внутреннего спокойствия и равновесия.

Сказкотерапия. Сказки - это про всех и всегда. Метафорический язык сказок доступен и понятен каждому, позволяет описать словами то, что словами не описывается. Сказка всегда повествует о глубинных категориях: красота, правда и ложь, добро и зло, любовь, свобода и др. Сказка дает указание на имеющиеся ресурсные области, которые не видны сразу.

Изотерапия (работа с рисунком. Выражая себя через рисунок, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Показания к применению арт - терапии:
- Неврозы, - депрессия, - комплексы неполноценности, - страхи и фобии, - замкнутость, - стресс, - внутренние блоки и зажимы, - внутриличностные конфликты, - эмоциональная нестабильность, - повышенная тревожность, - различные психические травмы, - психосоматические расстройства.

Но вместе с тем, арт - терапия может использоваться не только тогда, когда у человека возникают проблемы. Каждый человек в арт - терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений: происходит самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. Причем, совершенно не важно, есть ли у человека какие-либо художественные способности или навыки изобразительной деятельности. И также нет ограничений по возрасту.

Основной акцент в арт - терапевтическом процессе делается на свободном выражении участниками своих чувств и мыслей. Искусство здесь - не самоцель, а лишь средство, позволяющее заглянуть человеку в свой внутренний мир. Арт - терапия предоставляет нам прекрасную возможность выразить себя, обрести исцеление и реализовать свой внутренний потенциал.

Арт - терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт - терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Также арт - терапия помогает человеку укрепить память, развить внимание и мышление, формирует творческое отношение к жизни.

Главное преимущество арт - терапии - действенность и совершенная безопасность. Цель арт - терапии - помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее. Psychology психология арттерапия.

На портале psy.firmika.ru собраны все центры Москвы и области, в которых проводятся арт-терапевтические занятия. В удобных для сравнения таблицах представлены цены на услугу - можно сравнить предложения разных центров и подобрать оптимальный по стоимости вариант. Отдельного внимания заслуживают отзывы, оставленные реальными клиентами.

Что такое арт-терапия, и что она лечит?

Арт-терапия для детей и взрослых – одна из популярных практик в современной психотерапии, которая помогает решить различные виды психологических проблем. Основоположником метода является швейцарский психолог К.Г.Юнг, считавший, что в творческой деятельности человека находят отражение все протекающие в нем глубинные процессы.

Как это работает?

Основное средство, которое используется в арт-терапии, - творчество. Видов арт-терапии существует столько же, сколько направлений в искусстве:

  • создание картин из песка;
  • рисование;
  • лепка из глины;
  • рукоделие;
  • изготовление коллажей и др.

Сочинение сказок, музыкальные занятия, создание кукол, танцы – каким бы творчеством человек ни занимался, посредством его он выражает свое «Я» и выплескивает чувства. А ведь часто именно невысказанные мысли и эмоции становятся причиной физических и невротических расстройств. Выражая чувства красками, в танце, на песке, человек тем самым психологически «разгружает» тело и сознание. А психолог, видя результат творческого процесса, способен понять, с какой проблемой предстоит работать.

Кому полезна методика?

В Москве арт-терапия активно используется в психологическом и психиатрическом консультировании в качестве дополнения при лечении многих заболеваний и нарушений:

  • неврозов;
  • повышенной тревожности;
  • депрессий;
  • излишней агрессивности;
  • расстройств аутистического характера;
  • бессонницы.

В некоторых психиатрических клиниках курсы коррекционных занятий по арт-терапии являются обязательной частью комплексного лечения душевнобольных. Однако психологи используют эту методику и для здоровых пациентов, имеющих проблемы в личной жизни, с семьей. В центры арт-терапии обращаются также клиенты, подверженные частым стрессам. Благодаря релаксации во время творческого процесса арт-терапия является эффективным антистресс-методом.

Безусловным преимуществом арт-терапии перед прочими видами направлений психотерапии состоит в том, что она доступна даже тем, кто в силу возраста, заболевания или своего характера не может (или не хочет) говорить со специалистом. Именно поэтому арт-терапию часто используют при работе с детьми. Ребенок редко сам понимает, почему он стал бояться темноты, не хочет идти в детский сад или не отпускает от себя маму.

Для работы с детьми арт-терапевты чаще всего прибегают к рисованию или песочной терапии. В увлекательной игровой форме психолог прорабатывает глубинные травмы, помогает ребенку справиться с трудностями адаптации в социуме и снять тревоги и страхи.

Куда обратиться?

В Москве работают психологи и психотерапевты, практикующие арт-терапию. Формат занятий зависит от типа проблемы и ее глубины. Это могут быть индивидуальные сеансы или же групповые тренинги, объединяющие детей и подростков, беременных женщин, пожилых людей с целью уделить время проблемам, характерным для этой социальной группы. Центры, проводящие курсы арт-терапии, как правило, имеют сайт, где можно получить информацию о специалисте (квалификация, опыт, отзывы) и цене занятий.

У практикующего специалиста обязательно должен быть сертификат по специальности. Рекомендуется выбирать арт-терапевта с богатым опытом работы и большим числом положительных откликов от клиентов.

Арт терапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арт терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин "арт терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это специализированная форма , основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей 3. и К. Г. , а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. (1951) и А. (1956).

Гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

В начале своего развития арт терапия отражала психоаналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознаваемых психических процессов. Арттерапия достаточно широко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах.

Арт терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение" (Л. С. , 1987).

Цели арттерапии
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Использование элементов арт терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Первоначально арт терапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арттерапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.

Приемы арт терапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления состояния дел в их семействе.

Арт терапия дает выход и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Во время творческого самовыражения в ходе проведения арт терапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арттерапии.

Арт терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнерами и повышению самооценки.

Недостатком арт терапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными.

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии:
использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;
творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.

Основные направления в арт терапии
Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен

164 выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В США одним из родоначальников использования искусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представлениях 3. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются не вербально, а в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.

В рамках динамически ориентированной арт терапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Гештальториентированная арт терапия. Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают:
излечивание или восстановление адекватной "Я-функции";
помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;
пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Методами арт терапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Арт терапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случае клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.

Второй вариант - неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.

Основная роль в арт терапии отводится самому психологу, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству. Основная задача арт терапевта на первых этапах - преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арт терапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Некоторые авторы считают, что арт терапевту необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать. Другие считают, что задачей арттерапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества клиента, и при этом невладение арттерапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.

Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Дополнительные возможности самовыражения и новые навыки способствуют ликвидации негативного отношения к арт терапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играют постоянный интерес и положительная оценка со стороны арттерапевта, других клиентов. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку ("Я не хуже других"). Эмоциональная заинтересованность активирует клиента и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Основная цель арт терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт терапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арт терапии в форме рисунка и живописи.

Арт терапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции. Подростковый возраст в связи с возрастанием в этом возрасте самовыражения и в связи с овладением техникой изобразительной деятельности представляет особо благодатную среду для применения артгерапии.

Арт терапия, направленная на коррекцию личностного развития, в зарубежной психологии широко применяется для разных возрастных групп: для детей с 6 лет, подростков, для взрослых и юношей. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тенденций у лиц старшего и пожилого возраста.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Наиболее полно разработана арт терапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.
Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение методов арт терапии , в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, аргтерапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом.

Методы арт терапии позволяют психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:
стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

Методы арт терапии в коррекционной работе позволяют получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний,
168 создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

Об эффективности арт терапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.