Интересные факты о паустовском. Подробная биография Паустовского Константина: фото и интересные факты

В течение 2017 года в России широко отмечается 125-летие со дня рождения писателя. «Стол» собрал говорящие факты о нём, которых не встретить в школьных учебниках

Советский классик, известный в первую очередь по своим рассказам о природе для детей, прошел непростой путь. Как и многие его коллеги по цеху, Паустовский интересен прежде всего как свидетель века: он видел революцию, пережил сталинские годы, воевал с Хрущевым… Его литературная судьба до странности напоминает и не только из-за сходства тематики рассказов – они оба начинали с острого неприятия новой власти, а затем удачно интегрировались в систему. Однако итог жизни Паустовского оказался совершенно иным. «Стол» собрал говорящие факты о писателе, которых не встретить в школьных учебниках.

1. Придуманная биография

Главное автобиографическое произведение Паустовского «Повесть о жизни» в шести книгах – в значительной степени вымысел. Отдельные эпизоды своей биографии писатель существенно трансформирует, видоизменяет подлинные факты, вводит вымышленных героев и значительно преображает портреты реальных персонажей.

Известно, что к концу жизни он сел за написание другого, очевидно, еще более фантастического варианта своей биографии. «Я думаю о фантастической книге. Книге о жизни, какой бы она могла быть, если бы я её строил по своим желаниям. Без случайностей, на которые так щедра жизнь. Александра Блока я никогда не видел. А в этой книге я могу с ним познакомиться и дружить», – передает слова Паустовского бывший спецкор АПН Александр Авдеенко. Своей знакомой Леле Лыжиной он говорит: «Я пишу ее во внутреннем посвящении Блоку, Пастернаку и Вам». Работу над этой книгой писатель не закончит, а рукопись будет утеряна.

К. Паустовский в своем доме в Тарусе

2. «Окаянные дни 2.0»

У Паустовского есть дневники, где он довольно жестко отзывается о советской власти. Часть из них (датированные 1920-ми годами) впервые была обнародована только в 2005 году. По своей стилистике они напоминают широко известные «Окаянные дни» Бунина. В них Паустовский, в том числе, с брезгливостью пишет о советских «правдах» и «известиях». Мог ли он тогда предположить, что уже в 1929 году напишет полноценный пиар-материал о главном советском информагентстве ТАСС, а еще через несколько лет станет одним из самых известных журналистов все той же «Правды»? В качестве корреспондента главной партийной газеты Паустовский в 1930-е годы исколесил всю страну, что позволило ему собрать материал не только для своих популярных газетных очерков, но и для многих известных по сей день художественных произведений.

К. Паустовский (первый слева) с друзьями-гимназистами

3. Колхида в 1937-м

1 января 1938 года в «Правде» выходит романтический очерк Паустовского «Новые тропики», посвященный Грузии-Колхиде. Написан он, очевидно, не по свежим следам. В самом тексте автор упоминает, что был в Грузии дважды: в 1923 и 1933 году. Основное содержание очерка – невероятное изменение страны за 10 лет: «из тьмы лесов и топи блат» вырос рай земной, и все благодаря продвинутой системе осушения болот.

Завершается очерк лирическим пассажем:

«В Колхиде растет новое, здоровое поколение. Наводнения окончились. Колхида превращается не только в тропический сад, но и в лучшее место отдыха.

Воздух Колхиды, очищенный от болотных испарений, уже и сейчас пропитан холодноватым и тонким запахом цитрусов. Этот запах, смешиваясь с солеными морскими ветрами, создает тот особый неповторимый воздух, что целебно действует на людей, на их психику и вызывает ощущение полноты жизни, – ощущение, свойственное людям нашей социалистической действительности.

В Колхиде человек и природа облагорожены и подчинены одной величайшей идее – созданию счастливого и разумного существования на земле для нового человека социалистического общества».

Стоит ли напоминать, что очерк был написан в разгар «Большой чистки» элит и простого населения, и для «Колхиды» исключения не сделали. «Грузия была одним из тех регионов СССР, где машина репрессий действовала особенно активно […]. Среди репрессированных были лучшие представители интеллигенции, в том числе такие замечательные деятели грузинской культуры, как писатель Михаил Джавахишвили, поэты Тициан Табидзе и Павел Яшвили, режиссер Сандро Ахметели, ученый-филолог Григорий Церетели, дирижер Евгений Микеладзе и многие другие», – пишет доктор исторических наук Георгий Анчабадзе.

4. Письмо 25-ти

Справедливости ради стоит отметить, что писем, клеймящих «врагов народа», Паустовский не подписывал и даже в партию не вступал. А в годы «оттепели» дажеактивно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей – Бабеля, Олеши, Булгакова, Грина, Заболоцкого и других. Кроме того, в 1966 году Паустовский вместе с Валентином Катаевым, Марленом Хуциевым, Корнеем Чуковским, Петром Капицей, Иннокентием Смоктуновским, Олегом Ефремовым, Михаилом Роммом, Георгием Товстоноговым, Андреем Сахаровым, Майей Плисецкой и другими подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу против реабилитации Сталина.

Марлен Дитрих и Паустовский

5. Хрущев и слезы

Не избежал писатель и конфликта с Никитой Хрущевым. В эти годы он работал в альманахе «Литературная Москва», где вышло несколько острых по тем временам рассказов, в том числе очерки Мариэтты Шагинян об Армении. Генсеку донесли об «антисоветских происках», и он устроил разнос редколлегии издания. «Хрущев кричал и вопил, оскорблял всех и каждого. <…>[Шагинян]Хрущев сказал, что у нее “не голова, а фаршированная колбаса”», – рассказывает падчерица Паустовского, критик и кинодраматург Галина Арбузова. По ее словам, вернувшись домой после той встречи, писатель сел на любимое место, в углу, у двери, и расплакался. «Бедная Россия, в чьих руках все оказалось…» – вспоминает его слова Арбузова.

31 МАЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 120 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО

Жизнь – это обман. Нас помещают в неё, не спрашивая нашего согласия, и выставляют вон против нашей воли. Едва нам кажется, что мы что-то обрели, как это «что-то» исчезает. И любим мы лишь призраков, а всё остальное для нас – загадка, которую нам никогда не разгадать.

Шмидт.

Константин Паустовский уроженец Москвы, родился в 1892 году 19 (31) мая. Из воспоминаний писателя ясно, что его отец, железнодорожный статистик, был непоправимым мечтателем, поэтому постоянно менял службу. После множества переездов семья обживается в Киеве. Мальчик поступает в первую классическую гимназию Киева. Когда он был шестиклассником, папа бросил семью, и юноше пришлось заниматься репетиторством, чтобы зарабатывать деньги.

Сильно повлиял на юного Паустовского Александр Грин. Первое произведение Константина "На воде", которое он создал в 1912-м еще в гимназии, опубликовало киевское издание "Огни". Интересные факты из жизни Паустовского После гимназии юноша продолжил учебу в Университете Киева, а затем перешел в Университет Москвы. Из-за войны учебу пришлось прекратить. Константин стал вожатым в трамвайном парке Москвы, позже работал на поезде санитарного назначения.

После погибели двух братьев на фронте, Костя возвращается к маме, но потом опять начинает скитаться. В 1916-м он отыскал себе пристанище на Азовском море, став рыбаком. В Таганроге он начал создавать "Романтики" – первое большое произведение.

После революций Константин стал корреспондентом в Москве. Но вскоре снова начал ездить: сначала в Киев, в Одессу, затем в Сухуми, в Батуми, и в Тифлис. После Кавказа Константин очутился в Армении, затем в северной Персии. В 1923 году он стал редактором РОСТА в Москве. В 1928-м вышли в свет роман "Блистающие облака" и сборник рассказов "Встречные корабли".

В 30-х годах Константин был занят в изданиях "Правда", "Наши достижения","30 дней". Тогда были поездки в Астрахань, Соликамск, Калмыкию. После издания повести "Кара-Бугаз" в 1928-м году Паустовский стал писателем-профессионалом. Интересные факты из жизни Паустовского Он продолжает много путешествовать, посещает Алтай, Среднюю Азию, Крым. Особенно он тяготеет к Мещерскому краю. Во время Отечественной войны, Паустовский был военным журналистом. С 1945 по 1963 г. автор создавал автобиографическую "Повесть о жизни", в которую входит шесть книг. В 50-х к писателю пришло признание всего мира, он стал путешествовать по странам Европы, долго жил на Капри. Заметки из поездок легли в основу ряда очерков и рассказов.


Интересные факты из жизни Паустовского

* Романтизм Паустовского берёт истоки в рассказах Грина, которыми в юношестве переболел писатель.

* У Константина Георгиевича в один день, но на разных фронтах умерли оба брата.

* Режиссёр А. Разумный снял в 1935 году фильм «Кара-Бугаз» по повести Паустовского, который не был допущен в прокат по политическим соображениям.

* В 1965 году был вероятным кандидатом на Нобелевскую Премию по литературе, которая досталась Шолохову.

* В Тарусе, в доме Паустовского висит на стене фотография: на сцене писатель, а перед ним на коленях стоит красивая женщина в белом платье - Марлен Дитрих.

Фотография была сделана на творческом вечере Дитрих в Центральном Доме литераторов. Актриса дала в Москве несколько концертов. На одном из них её спросили: "Что бы вы хотели увидеть в Москве? Кремль, Большой театр, Мавзолей?" А звезда мировой величины тихо попросила: "Я бы хотела увидеть писателя Константина Паустовского. Это моя давняя мечта".
Паустовский тогда уже был тяжело болен, но его уговорили приехать. Как только он поднялся на сцену, мировая знаменитость, подруга Ремарка и Хемингуэя, красавица в бриллиантовом колье Марлен Дитрих вдруг, не сказав ни единого слова, упала перед писателем на колени. А потом схватила его руку и поцеловала. Зал сначала замер, а потом взорвался аплодисментами.

Потом, когда удивлённого Паустовского усадили в кресло и аплодисменты стихли, Марлен Дитрих объяснила, что прочла немало книг, но рассказ советского писателя Константина Паустовского "Телеграмма" считает самым большим литературным событием в своей жизни.

*Константин Паустовский в своих воспоминаниях рассказывал о том, как он, работая в киевском трамвае кондуктором, обхитрил старика, применявшего очень «удобный» метод безбилетной езды. В качестве платы за проезд он предъявлял сторублевую купюру (»катерининку»), с которой кондуктор, естественно, не мог дать сдачу. Старика высаживали на ближайшей остановке, где он садился в следующий трамвай и ехал дальше. Паустовский «справился» со стариком, взяв заранее в кассе сто рублей мелочью и выдав ему сдачу, от чего беднягу едва не хватил удар.

Библиография

Повесть о жизни (в 6 книгах)
- 1. Далекие годы
- 2. Беспокойная юность
- 3. Начало неведомого века
- 4. Время больших ожиданий
- 5. Бросок на юг
- 6. Книга скитаний

Повести
Золотая роза
Кара-Бугаз
Колхида
Мещёрская сторона
Повесть о лесах
Северная повесть
Чёрное море

Романы
Блистающие облака
Дым Отечества
Романтики

Рассказы
Александр Довженко
Алексей Толстой
Английская бритва
Белые кролики
Дорожные разговоры
Дядя Гиляй
Желтый свет
Исаак Левитан
Иван Бунин
Корзина с еловыми шишками
Кружевница Настя
Михаил Лоскутов
Опасность
Оскар Уайльд
Пачка папирос
Поток жизни
Правая рука
Приказ по военной школе
Робкое сердце
Рувим Фраерман
Сказочник
Снег
Тёплый хлеб

Родился Паустовский 31 мая 1892 года. Отец был железнодорожным статистиком, мать происходила из интеллигентной польской семьи. Имел еще сестру и двоих братьев, братья погибли во время Первой мировой войны. Завершив учебу в I Киевской гимназии, поступил в университет, но закончить помешала война, служил санитаром в полевых и тыловых санитарных поездах, потом работал на заводах Юзовки, Екатеринослава, Таганрога, рыбачил в артели на Азовском море. С 1918 года - профессиональный журналист. Печататься начал еще в гимназические годы, но литературная известность пришла с публикацией повести «Кара-Бугаз» в середине 1930-х. В числе иных значительных произведений автобиография «Повесть о жизни», книга о писательском труде «Золотая роза» , сборники рассказов «Повесть о лесах», «Мещерская сторона» . Умер в 1968 году .

Паустовский был небольшого роста, с широкими плечами, большими натруженными ладонями и маленькими, почти детскими ступнями, совсем не русским смуглым горбоносым лицом с резкими морщинами возле рта, блестящими, как два каштана, глазами, зорким, несмотря на сильную близорукость и очки, проницательным взглядом. Вообще в том, что касается внешности, был мнителен и уязвим, особенно переживая по поводу роста.

Еще одним редким свойством Паустовского была деликатность. Замкнутому и неразговорчивому с незнакомыми, ему постоянно приходилось терпеть вокруг себя присутствие людей: коллег по литературному труду - маститых и начинающих, журналистов, просто любопытных - знаменитость ведь. И для каждого находилось слово, тема для беседы, каждому уделялось время, и обязательно выходил навстречу гостю, и всегда провожал до ворот, и, если гость не был неприятен, старался на прощание сказать что-то ласковое: «Очень я вас люблю», «А я о вас все знаю - постоянно у всех спрашиваю».

Чуковский говорил, что считает людей, не слышавших устных рассказов Паустовского, обиженными судьбой. Действительно, он был замечательным и очень своеобразным рассказчиком. В его историях правда всегда соседствовала с вымыслом. Читавшие «Повесть о жизни» помнят трогательные и трагические страницы, на которых описывается первая любовь Паустовского - девушка Леля, встреченная им на фронте, ее нелепая смерть, горе автора. И так оно и было: со своей будущей женой Константин Георгиевич познакомился, работая в санитарном поезде, но она не умерла, и они прожили долгие годы, имели двоих сыновей… Или еще одно воспоминание Паустовского. В начале Второй мировой войны он побывал в качестве военного корреспондента в Одессе, жил в пустой полуразрушенной гостинице с выбитыми стеклами, без электричества и водопровода, умываться приходилось в котельной, где из разорванных труб еще капала вода, и каждый раз появлялся там еще один постоялец, пожилой человек в белой рубашке и элегантных брюках от дорогого костюма. Это был норвежский король, покинувший свою родину и неизвестно какими путями попавший в Одессу. Летом 1941 года Паустовский на самом деле приезжал в Одессу, но остановился в редакционном общежитии фронтовой газеты, да и королю в Одессе неоткуда было взяться. «Факт, освященный слабым сиянием вымысла, вскрывает сущность вещей во сто крат ярче и доступнее, чем правдивый, точный до мелочей протокол» , - писал Паустовский.

Первую квартиру получил в начале 1930-х, когда российское телеграфное агентство, где работал, начало строить для сотрудников кооператив, до этого семья скиталась по частным. Правда, на первый взнос (10 руб.) денег не хватило и заявление подал с опозданием, а когда написал, оказалось, что все отдельные квартиры распределены, пришлось довольствоваться коммунальной: две комнаты, кухня, остальные удобства в общем коридоре.

Паустовского называли певцом среднерусской природы, но Крым - «землю покоя, размышлений и поэзии» - он любил не меньше. Впервые побывал у нас в детстве, потом часто приезжал. Жил в Ялте, Коктебеле, Севастополе, очень нравилась Балаклава, Феодосию считал самым морским городом. Писал: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение вызывает ощущение счастья. Таков Крым».

В 1965 году Паустовского и Шолохова выдвинули кандидатами на соискание Нобелевской премии. В заочном споре победил Шолохов. Б. Чичибабин по этому поводу писал: «Тихий Дон» - великий эпический роман - представляется мне несколько устарелым, принадлежащим скорее прошлому, чем настоящему и будущему, а поэтическая проза Паустовского, заставляющая читателя думать, воображать, мечтать, освещенная светом вечности, кажется мне более современной… будь я в Нобелевском комитете, я бы проголосовал за Паустовского».

В начале 1960-х был одним из самых читаемых авторов. Даже в США «Повесть о жизни» называли «удивительной и прекрасной книгой, которую нужно прочесть». Однако, когда писатель отправил рукопись 4-й книги «Повести» в «Новый мир» Твардовскому, тот вернул ее с такой рецензией: «По-прежнему нет труда, борьбы и политики, но есть поэтическое одиночество, море, всяческие красоты природы и, главное, во всем пафос безответственного, обывательской, простите, гордыни, коей плевать на мировую историю… И в принципе редактор «Нового мира» был прав. Свидетель самых бурных лет российской истории XX века, Паустовский скупо, без надрыва, не давая оценок, как о совершившемся факте, говорил о революциях, совершенно не упоминал партию, ее вождей, не часты в повести образы гегемона, зато множество интеллигентов.

Книга действительно выделялась из общего ряда, таких в то время было немного. Паустовский вообще был смелым человеком. В 1934 году, отдыхая в с. Тарловка на Каме, наименовал арендованную лодку «Памяти Грина». А ведь Грина тогда не издавали, книг его не было в библиотеках, считалось, что он, как и , Фенимор Купер , Дюма, разлагает советскую молодежь. Тогда у Паустовского неприятностей не случилось, местные решили, что Грин - иностранный революционер, зато в период борьбы с космополитизмом «этнически чистому» Паустовскому любовь к Грину припомнили, и перед ним надолго закрылись двери издательств. Через несколько лет после войны на своем семинаре в Литинституте Паустовский во всеуслышание назвал «великим художником» А. Платонова, тоже персону «нон-грата» в социалистической литературе. Одним из немногих Паустовский продолжал поддерживать отношения с Б.Пастернаком, травимым властями за издание «Доктора Живаго» в Италии. Символом оттепели стал изданный Паустовским в Калуге альманах «Тарусские страницы» с произведениями Б.Окуджавы, Ю.Казакова, Д.Самойлова, Н.Коржавина, Ю.Трифонова, М.Цветаевой, и будто бы о самом Паустовском писал в нем поэт: «Не заслуга быть русым, Не достоинство - белым. Очень просто быть трусом, Очень трудно быть смелым» .

До конца мая литературный мир отмечает юбилейный год – 125-летие со дня рождения классика русской литературы Константина Паустовского. В Кузьминках располагается Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского. Подробности «беспокойной юности» писателя рассказала заведующая экскурсионным отделом Ирина Шувалова.

ПОЧЕМУ МУЗЕЙ ПАУСТОВСКОГО ОТКРЫЛИ ИМЕННО В КУЗЬМИНКАХ?

Константин Паустовский родился в Москве, но на юго-востоке столицы никогда не жил. Почему же его музей был открыт именно здесь? Этому поспособствовали сами жители округа – первый музей создали в 1975 году ученики школы № 456 в Рязанском районе. Вместе с руководительницей литературного кружка Зоей Квитко ребята ездили по городам, где жил любимый писатель, и привозили оттуда экспонаты. Их экспозиция до 1986 года размещалась в клубе «Спутник-2» на Яснополянской улице. Уже в середине 80-х музей стал настольно востребованным, что получил статус народного и для него стали искать новый постоянный дом. Здание на Кузьминской, 8 подошло как нельзя лучше. Это деревянный дом с мезонином, построенный в 1797 году по указу князя Голицына для садовников усадьбы. Внешне он очень напоминает старинный дом в Солотче, где долгое время трудился Паустовский. А еще Кузьминский парк располагается по направлению к Мещерской низменности – одного из любимых мест писателя. Ну и, конечно, в парке сохранилась чудесная природа. По воспоминаниям очевидцев, на открытии музея-центра в Кузьминках в 1987 году старший сын Паустовского и хранитель его творческого наследия Вадим сказал, что, пожалуй, нельзя было бы найти в Москве более подходящее место для музея отца.

ДВОЙКА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ И ПЕРВЫЕ ОПУСЫ

Родился Константин Паустовский в Москве в Гранатном переулке. Отец был железнодорожным статистиком, потому семья нередко переезжала. Вскоре после рождения Костя с родителями, двумя старшими братьями и сестрой надолго уехал из Москвы, а когда ему было шесть лет, семья переехала в Киев. В 12 лет он поступил в Киевскую первую гимназию – одну из лучших в царской России.

Учился Костя неплохо, но вот в представленной в Музее ведомости за пятый класс любопытные гости сразу замечают двойку по французскому языку. Как объясняет экскурсовод, в то время все гимназисты зачитывались французскими романами в подлиннике. А в пятом классе к ним пришел новый учитель – француз Говас, язык которого, по воспоминаниям Паустовского, слишком отличался от живого языка французских романов.

БАБОЧКА С БОРНЕО

Любимым предметом Паустовского была география. Учитель и путешественник Николай Черкунов приносил на уроки бутылки воды с наклейками: «Вода из реки Нил», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Мертвого моря». А потом рассказывал, как с риском для жизни пробирался к этим местам, поражая воображение гимназистов. Юный Паустовский даже побывал в домашнем музее учителя: увидел коллекцию минералов, старинные карты, телескоп, чучело колибри. Но особенно его поразила большая бабочка с острова Борнео с переливающимися крыльями. Тогда он загорелся мечтой посетить далекие страны и стать моряком. Кстати, в старших классах школьники узнали, что в бутылочках была обычная водопроводная вода – но они вовсе не расстроились.

В старшем классе Паустовский опубликовал первый рассказ, но преимущественно в те годы он писал стихи. А спустя пять лет, в начале 1917 года, отправил подборку своих стихотворений писателю Ивану Бунину. Тот ответил, что «автор поет с чужого голоса», но заверил, что если приложить достаточное усердие, то юноша сможет добиться значительных успехов в прозе. И оказался прав.

ВМЕСТО МОРЯКА СТАЛ ВАГОНОВОЖАТЫМ

Старый трамвай /pastvu.com

Моряком Паустовский стать не мог из-за плохого зрения. По этой причине и потому, что он был младшим ребенком в семье и студентом, в 1914 году его не призвали в армию. Когда началась Первая мировая война, Константин уже вернулся в Москву и учился в Московском императорском университете. Чтобы помогать маме и сестре, он устроился в Миусский трамвайный парк.

Сначала был вагоновожатым. Однажды на рельсы перед его трамваем встал молоковоз, катился очень медленно, не давая проехать трамваям. Паустовский долго терпел, но потом все-таки въехал в этот молоковоз, чтобы убрать его с дороги. Паустовского разжаловали, но он пошел в кондукторы.

ПРОУЧИЛ ХИТРОГО ПАССАЖИРА

Был у него особый пассажир: старик садился рано утром и вместо платы за билет, который стоил 5 копеек, протягивал сторублевую купюру. Конечно, сдачи ни у кого не было, и хитрец ехал бесплатно. Так еще и заметили, что если старик появится в вагоне, в этот день будет неприятность. Тогда Паустовский взял в кассе под расписку 99 рублей 95 копеек. Когда старик снова протянул банкноту, то даже позеленел – молодой кондуктор отсчитал ему сдачу. С тех пор старика в трамваях не видели, а сторублевка еще долго висела в трамвайном парке как трофей.

По ночам Паустовский на трамвае перевозил раненых солдат с Брестского вокзала (ныне Белорусский) в Лефортовский госпиталь. Оставаться безучастным он не мог, и осенью 1915 года ушел добровольцем на фронт – служил на военно-санитарном поезде на Западном фронте.

ЗА ПЯТЬ СЕКУНД ДО РАССТРЕЛА

После войны страну накрыла волна революции. Октябрь 1917-го застал Паустовского в центре столицы – он снимал квартиру в доме, где сейчас располагается ТАСС, на пересечении Большой Никитской улицы, Тверского бульвара и Леонтьевского переулка. За это стратегически выгодное место боролись красноармейцы и юнкера. Целую неделю дом был под обстрелом. Жильцы прятались в подвале. Когда красногвардейцы захватили дом, то решили, что Паустовский в студенческой тужурке стрелял в них из окон (тогда многие студенты переходили на сторону юнкеров). Его приговорили к расстрелу, вывели во двор, поставили к стене… Позже Паустовский напишет, что его охватила «вселенская немота» и не было сил оправдываться. Но когда пошел обратный отсчет, он услышал слова: «Убрать винтовки! ». Красногвардеец с маузером, которые несколько дней назад выводил из подвала дома женщин и детей, узнал в Паустовском мирного квартиранта и предотвратил самосуд.

«МОРЯК» НА ЧАЙНОЙ УПАКОВКЕ

После революции Паустовский переехал в Одессу. Здесь в некотором роде воплотилась его детская мечта о море – он не стал мореплавателем, но начал работать журналистом в газете «Моряк». В то время здесь трудились и другие известные писатели: Исаак Бабель, Илья Ильф, Евгений Петров, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев и другие.

Шла Гражданская война, Одесса была в блокаде, и в типографии закончилась бумага. Тогда газету с лозунгом «Пролетарии всех морей соединяйтесь!» решили печатать на сохранившихся в порту разноцветных обертках от чайных бандеролей.

Круг с катера, названного в честь писателя. Фото: Александр Кочубей

Впоследствии море станет одной из любимых тем Паустовского. И эта любовь была взаимной: до сих пор у берегов Ялты курсирует прогулочный катер «Константин Паустовский», а в Тихом океане ходит грузовое судно с таким же названием.

В музее Кузьминок хранится настоящая древнегреческая амфора III века до н.э.. Ее выловили рыбаки болгарского города Созополя, передали поэту Славчо Чернышеву, а тот подарил Паустовскому. Константин Георгиевич описал тысячелетний сосуд в рассказе «Амфора», предположив, что это был жертвенный сосуд: его заполняли оливковым маслом и бросали в шторм, чтобы задобрить Посейдона. Но современные эксперты выяснили, что в древней амфоре все-таки хранили вино.

В 30-е годы Паустовский познакомится с удивительным Мещерским краем, а в 1955 году – с городком Таруса на Оке. В эти годы к нему пришло мировое признание, позднее за свою многотомную автобиографическую «Повесть о жизни» он будет дважды номинирован на Нобелевскую премию. Подробнее о зрелых годах писателя читайте в наших следующих публикациях.

Фотография на обложке статьи: Фото: Александр Кочубей

Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968) стал классиком русской литературы ещё при жизни. Его произведения были включены в школьную программу по литературе как образцы пейзажной прозы. Романы, повести и рассказы Паустовского пользовались огромной популярностью в Советском Союзе и были переведены на многие иностранные языки. Только во Франции было издано больше десятка произведений писателя. В 1963 году по опросу одной из газет К. Паустовский был признан самым популярным писателем СССР.

Поколение Паустовского прошло тяжелейший естественный отбор. В трёх революциях и двух войнах выжили только самые крепкие и сильные. В автобиографической «Повести о жизни» писатель как бы вскользь и даже с какой-то меланхолией пишет о расстрелах, голоде и бытовых лишениях. Он и попытке своего расстрела в Киеве уделил едва две страницы. Уж в таких условиях, казалось бы, не до лирики и природных красот.

Однако Паустовский видел и ценил красоту природы с детства. А уж познакомившись со Средней полосой России, он прикипел к ней душой. В истории русской литературы хватает мастеров пейзажа, однако для многих из них пейзаж — лишь средство для создания у читателя нужное настроение. Пейзажи же Паустовского самостоятельны, в них природа живёт собственной жизнью.

В биографии К. Г. Паустовского есть лишь одна, но очень большая неясность — отсутствие премий. Писателя весьма охотно издавали, он был награждён орденом Ленина, но вот ни Ленинской, ни Сталинской, ни Государственной премий Паустовский удостоен не был. Объяснить это идеологическими гонениями сложно — рядом жили писатели, вынужденные заниматься переводами, чтобы хоть на кусок хлеба заработать. Талант и популярность Паустовского признавали все. Возможно, дело в чрезвычайной порядочности писателя. Союз писателей был той ещё клоакой. Нужно было интриговать, вступать в какие-то группы, кого-то подсидеть, кому-то льстить, что для Константина Георгиевича было неприемлемо. Впрочем, он никогда не высказывал никаких сожалений. В истинном призвании писателя, писал Паустовский, «нет ни ложного пафоса, ни напыщенного осознания писателем своей исключительной роли».

Марлен Дитрих целовала руки своему любимому писателю

1. К. Г. Паустовский родился в семье железнодорожного статистика в Москве. Когда мальчику было 6 лет, семья переехала в Киев. Затем уже самостоятельно Паустовский объездил почти весь юг тогдашней России: Одессу, Батуми, Брянск, Таганрог, Юзовку, Сухуми, Тбилиси, Ереван, Баку и даже побывал в Персии.

Москва конца XIX века

2. В 1923 году Паустовский окончательно осел в Москве — Рувим Фраерман, с которым они познакомились в Батуми, устроился работать редактором в РОСТА (Российское Телеграфное Агентство, предшественник ТАСС), и замолвил словечко за друга. Написанная во время работы редактором одноактная юмористическая пьеса «День в Росте» была, скорее всего, дебютом Паустовского в драматургии.

Рувим Фраерман не только написал «Дикую собаку Динго», но и привёз Паустовского в Москву

3. У Паустовского были двое братьев, в один день погибших на фронтах Первой мировой войны, и сестра. Сам Паустовский также побывал на фронте — он служил санитаром, но после гибели братьев был демобилизован.

4. В 1906 году семья Паустовских распалась. Отец поссорился с начальством, наделал долгов и сбежал. Семья жила тем, что распродавала вещи, но потом иссяк и этот источник дохода — имущество описали за долги. Отец тайком передал сыну письмо, в котором призывал того быть сильным и не пытаться понять того, чего тот понять пока не может.

5. Первым напечатанным произведением Паустовского был рассказ, опубликованный в Киевском журнале «Рыцарь».

6. Когда Костя Паустовский учился в выпускном классе Киевской гимназии, ей как раз исполнялось 100 лет. По этому случаю гимназию посетил Николай II. Он пожал Константину, стоявшему на левом фланге строя, руку, и спросил его фамилию. Присутствовал Паустовский и в театре в тот вечер, когда там на глазах Николая убили Столыпина.

7. Самостоятельные заработки Паустовского начались с уроков, которые он давал, будучи гимназистом. Он также работал кондуктором и водителем трамвая, браковщиком снарядов, подручным рыбака, корректором, и, конечно же, журналистом.

8. В октябре 1917 года 25-летний Паустовский был в Москве. В ходе боёв он и другие жильцы его дома в центре города отсиживались в дворницкой. Когда Константин выбрался в свою квартиру за сухарями, его схватили революционные рабочие. От расстрела молодого человека спас только их командир, накануне видевший Паустовского в доме.

9. Первым литературным наставником и советником Паустовского был Исаак Бабель. Именно у него Паустовский научился безжалостно «отжимать» из текста лишние слова. Бабель сразу писал короткими, будто топором вырубленными фразами, а затем долго мучился, убирая лишнее. Паустовскому, с его поэтичностью, сокращать тексты было легче.

Исаака Бабеля за пристрастие к краткости называли скупым рыцарем литературы

10. Первый сборник рассказов писателя «Встречные корабли» вышел в 1928 году. Первый роман «Блистающие облака» — в 1929. Всего из-под пера К. Г. Паустовского вышли десятки произведений. Полное собрание сочинений опубликовано в 9 томах.

11. Паустовский был страстным любителем рыбалки и большим знатоком рыбной ловли и всего, что с ней связано. Он считался первым рыбаком среди писателей, а рыболовы признавали его вторым после Сергея Аксакова писателем среди рыболовов. Однажды Константин Георгиевич долго слонялся с удочкой по Мещёре — не клевало нигде, даже там, где по всем приметам рыба была. Неожиданно писатель обнаружил, что вокруг одного из небольших озёр сидят десятки рыбаков. Паустовский не любил вмешиваться в процесс, но тут не выдержал и сказал, что рыбы в этом озерце быть не может. Его подняли на смех — о том, что здесь рыба должна быть, писал

Сам Паустовский

12. Писал К. Г. Паустовский только от руки. Причём делал он это не по старой привычке, а потому, что считал творчество делом интимным, а машинка для него была как бы свидетелем или посредником. Перепечатывали рукописи секретари. При этом писал Паустовский очень быстро — солидного объёма повести «Колхида» была написана всего за месяц. Когда в редакции спросили, как долго писатель работал над произведением, этот срок показался ему несолидным, и он ответил, что работал пять месяцев.

13. В Литературном институте сразу после войны шли семинары Паустовского — он набрал группу из вчерашних фронтовиков или побывавших в оккупации. Из этой группы вышла целая плеяда известных писателей: Юрий Трифонов, Владимир Тендряков, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов и. др. По воспоминаниям студентов, Константин Георгиевич был идеальным модератором. Когда молодёжь начинала яростно обсуждать произведения своих товарищей, он не прерывал дискуссию, даже если критика становилась чересчур острой. Но стоило автору или критикующим его коллегам перейти на личности, как дискуссия безжалостно прерывалась, а нарушитель вполне мог покинуть аудиторию.

14. Писатель чрезвычайно любил порядок во всех его проявлениях. Одевался всегда опрятно, иногда с неким шиком. Идеальный порядок всегда царил и на его рабочем месте, и в его доме. Один из знакомых Паустовского попал в его новую квартиру в доме на Котельнической набережной в день переезда. Мебель была уже расставлена, но огромная груда бумаг валялась посередине одной из комнат. Уже на следующий день в комнате стояли специальные шкафы, а все бумаги были разобраны и рассортированы. Даже в последние годы жизни, когда Константин Георгиевич тяжело болел, он всегда выходил к людям чисто выбритым.

15. Все свои произведения К. Паустовский читал вслух, в основном, самому себе или членам семьи. Причём читал он практически абсолютно без всякого выражения, довольно неторопливо и монотонно, ещё и замедляясь в ключевых местах. Соответственно, ему никогда не нравилось чтение его произведений актёрами на радио. А уж голосовую экзальтацию актрис писатель и вовсе не переносил.

16. Паустовский был прекрасным рассказчиком. Многие из знакомых, слушавших его рассказы, впоследствии жалели, что не записывали их. Они ожидали, что Константин Георгиевич скоро издаст их в печатном виде. Часть из таких рассказов-баек (Паустовский никогда не делал акцент на их правдивости) действительно появилась в произведениях писателя. Однако большая часть устного творчества Константина Георгиевича потеряна безвозвратно.

17. Писатель не хранил свои рукописи, особенно ранние. Когда кто-то из поклонников в связи с намечавшимся изданием очередного сборника раздобыл рукопись одного из гимназических рассказов, Паустовский внимательно перечитал своё произведение и отказался включать его в сборник. Рассказ показался ему слишком слабым.

18. После одного случая на заре своей карьеры Паустовский никогда не сотрудничал с кинематографистами. Когда было принято решение экранизировать «Кара-Бугаз», киношники настолько исказили смысл повести своими вставками, что автор пришёл в ужас. Благо, из-за каких-то неурядиц фильм на экраны так и не попал. С тех пор Паустовский категорически отказывался от экранизаций своих произведений.

19. Кинематографисты, впрочем, на Паустовского не обижались, и в их среде он пользовался большим уважением. Когда в конце 1930-х годов Паустовский и Лев Кассиль узнали о бедственном материальном положении Аркадия Гайдара, они решили помочь ему. К тому времени авторских отчислений за свои книги Гайдар не получал. Единственным способом быстро и серьёзно поправить материальное положение писателя была экранизация его произведения. На клич Паустовского и Кассиля откликнулся режиссёр Александр Разумный. Он заказал Гайдару сценарий и снял фильм «Тимур и его команда». Гайдар получил деньги как сценарист, а затем ещё и написал одноимённую повесть, окончательно решившую его материальные проблемы.

С А. Гайдаром на рыбалке

20. Взаимоотношения Паустовского с театром были не столь острыми, как с кино, но идеальными их тоже назвать сложно. Заказанную Малым театром пьесу о Пушкине («Наш современник») Константин Георгиевич в 1948 году написал достаточно быстро. В театре она прошла с успехом, но Паустовский был недоволен тем, что режиссёр постарался сделать постановку динамичнее в ущерб глубокой прорисовке характеров.

21. У писателя было три жены. С первой, Екатериной, он встретился в санитарном поезде. Обвенчались они в 1916 году, расстались в 1936, когда Паустовский встретил Валерию, ставшую его второй супругой. Сын Паустовского от первого брака Вадим посвятил всю жизнь сбору и хранению материалов об отце, которые впоследствии передал в Музей-центр К. Г. Паустовского. Брак с Валерией, длившийся 14 лет, был бездетным. Третьей женой Константина Георгиевича стала известная актриса Татьяна Арбузова, которая ухаживала за писателем до самой смерти. Сын от этого брака Сергей прожил всего 26 лет, а дочь Арбузовой Галина работает хранительницей Дома-музея писателя в Тарусе.

С Екатериной

С Татьяной Арбузовой

22. Константин Паустовский скончался в Москве 14 июля 1968 года в Москве. Последние годы его жизни прошли очень тяжело. Он давно страдал астмой, с которой привык бороться с помощью самодельных полукустарных ингаляторов. Да ещё и стало серьёзно шалить сердце — три инфаркта и куча менее серьёзных приступов. Тем не менее, до конца жизни писатель оставался в строю, по мере сил продолжая профессиональную деятельность.

23. Всенародную любовь к Паустовскому демонстрировали не миллионные тиражи его книг, не очереди на подписку, в которых люди стояли ночами (да, такие очереди появились не вместе с Айфонами), и не государственные награды (два ордена Трудового Красного Знамени и Орден Ленина). В небольшой городок Таруса, в котором Паустовский прожил много лет, для того, чтобы проводить великого писателя в последний путь, съехались десятки, а то и сотни тысяч человек.

24. Так называемая «демократическая интеллигенция» уже после смерти К. Г. Паустовского поднялась сделать из него икону оттепели. Согласно катехизису адептов «оттепели», с 14 февраля 1966 года по 21 июня 1968 года писатель занимался только тем, что подписывал разного рода петиции, воззвания, характеристики и писал ходатайства. Перенёсший три инфаркта, страдающий тяжелейшей формой астмы Паустовский в последние два года жизни, оказывается, был озабочен московской квартирой А. Солженицына — — Паустовский подписал ходатайство о предоставлении такой квартиры. Кроме того, великий певец русской природы дал положительную характеристику творчеству А. Синявского и Ю. Даниэля. Очень волновала Константина Георгиевича также возможная реабилитация Сталина (подписал «Письмо 25»). Также он переживал о сохранении места за главным режиссёром Театра на Таганке Ю. Любимовым. За всё это Советская власть не давала ему своих премий и заблокировала присуждение премии Нобелевской. Выглядит всё это очень логично, но налицо типичное передёргивание фактов: на Нобелевскую премию польские писатели выдвинули Паустовского ещё в 1964 году, а советские премии можно было присудить и раньше. Но для них нашлись, видимо, более ушлые коллеги. Больше всего это «подписанство» похоже на использование авторитета смертельно больного человека — ему всё равно уже ничего не сделают, а на Западе подпись писателя имела вес.

25. Кочевая жизнь К. Г. Паустовского наложила отпечаток и на увековечение его памяти. Дома-музеи писателя действуют в Москве, Киеве, Крыму, Тарусе, Одессе и посёлке Солотча Рязанской области, где также жил Паустовский. В Одессе и Тарусе установлены памятники писателю. В 2017 году было широко отмечено 125-летие со дня рождения К. Г. Паустовского, по всей России было проведено более 100 мероприятий.