Основные черты русского сентиментализма. Сентиментализм в литературе

Искусство эпохи сентиментализма зародилось в Западной Европы с середины XVIII века. Оно стало развиваться с постепенного отдаления художественной мысли того времени от идей Просвещения. На смену культа разума пришла чувствительность. При этом идеи просветителей не забыты, но переосмыслены. В искусстве изменения вылились в уход от ясного прямолинейного классицизма в чувствительный сентиментализм, ведь "чувство не лжет!"

Стиль ярче всего проявил себя в литературе, где Ж.-Ж. Руссо идейно обосновал новое направление: провозгласил ценность естества, воспитание чувств, уход от социализации в уедеиненность, от цивилизации к жизни на природе, в сельской местности. В литературу пришли и другие герои - простолюдины.

(Луиз Леопольд Буальи "Габриэль Арно" )

Искусство с радостью приняло новую идею на вооружение. Стали появляться полотна с пейзажами, отличающимися простотой композиции, портреты, на которых художник запечатлевал живые эмоции. Позы портретных героев дышат естественностью, на лицах отражается спокойствие и умиротворение.
Однако произведения некоторых мастеров, творивших в стиле сентиментализма, грешат морализаторством, искусственно преувеличенной чувствительностью.

(Дмитрий Григорьевич Левицкий "Портрет Глафиры Ивановны Алымовой" )

Сентиментализм XVIII века вырос из классицизма и стал предтечей романтизма. Стиль впервые сформировался в творчестве английских художников в середине века и просуществовал до начала следующего. Именно тогда он пришел в Россию и был воплощен в картинах талантливых художников своего времени.

Сентиментализм в живописи

Сентиментализм в искусстве живописи представляет собой особый взгляд на изображение действительности, через усиление, подчеркимвание эмоциональной составляющей художественного образа. Картина должна, по мнению художника, воздействовать на чувства зрителя, вызывать ответную эмоциональную реакцию - сострадание, сопереживание, умиление. Чувство, а не разум ставят сентименталисты в основе мировосприятия. Культ чувства явился, как сильной, так и слабой стороной художественного направления. Некоторые полотна вызывают у зрителя отторжение слащавостью и желанием откровенно его разжалобить, навязать несвойственные ему чувства, выжимать слезу.

(Жан-Батист Грез "Портрет молодой женщины" )

Появившийся на "обломках" рококо, сентиментализм, по сути, явился последней стадией вырождающегося стиля. Множество полотен европейских художников изображают несчастных молодых простолюдинок с невинным и страдальческим выражением хорошеньких личиков, бедных детей в красивых лохмотьях, старушек.

Известные художники-сентименталисты

(Жан-Батист Грез "Портрет молодого человека в шляпе" )

Одним из ярких представителей направления стал французский художник Ж.-Б. Грёз. Его картины с назидательным сюжетом отличет морализаторсво и слащавость. Грёз создал множество картин с тоскующими о мертвых птичках девичьих головках. К своим полотнам художник создавал нравоучительные комментарии, чтобы еще более усилить их нравоучительную идейность. Среди, произведения творчества живописцев XVIII века стиль читается в полотнах Я.Ф. Хаккерта, Р.Уилсона, Т.Джонса, Дж.Форрестера, С.Дэлона.

(Жан-Батист Симеон Шарден "Молитва перед обедом" )

Французские художник Ж.-С. Шарден одним из первых ввел социальные мотивы в свое творчество. Картина "Молитва перед обедом" несет в себе многие черты сентиментализма, в частности, поучительность сюжета. Однако в картине соединяются два стиля - рококо и сентиментализм. Здесь поднимается тема важности женского участия в воспитании у детей возвышенных чувств. Стиль рококо оставил след в построении изящной композиции, множестве мелких деталей, богатстве цветовой палитры. Позы героев, предметы, вся обстановка комнаиты изящны, что характерно для живописи того времени. Ясно читается желание художника аппелировать напрямую к чувствам зрителя, что явно указывает на использование при написании полотна сентиментального стиля.

Сентиментализм в русском искусстве

В Россию стиль пришел с запозданием, в первом десятилетии XIX века, вместе с модой на античные камеи, которую ввела французская императрица Жозефина. Русские художники преобразовали два существовавших в то время стиля, неоклассицизм и сентиментализм, создав новый - русский классицизм в наиболее романтической его форме. В этой манере творили В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, И. П. Аргунов.

(Семен Федорович Щедрин "Пейзаж в окрестностях Петербурга" )

Сентиментализм позволил художникам в картинах утверждать самоценность человеческой личности, ее внутреннего мира. Причем это стало возможным через показ чувств человека в интимной обстановке, когда он остается наедине сам с собой. Руские художники населяли своими героями пейзаж. Наедине с природой, оставшись один человек способен проявить свое естественное состояние души.

Русские художники-сентименталисты

(Владимир Боровиковский "Портрет М.И. Лопухиной" )

Известна картина Боровиковского "Портрет М. И. Лопухиной". Модлодая женщина в свободном платье изящно оперлась на перила. Русский пейзаж с березками и васильками располагает к душевности, как и выражение милого лица героини. В ее задумчивости читается доверие к зрителю. На лице играет улыбка. Портрет по праву считается одним из лучших образцов русского классического произведения. В художественной стилистике полотна ясно прослеживается сентиментальное направление.

(Алексей Гаврилович Венецианов "Спящий пастушок" )

Среди художников этого времени руская живописная классика ярко проявилась в творчестве А. Г. Венецианова. Известность приобрели его "пасторальная" живопись: картины "Жнецы", "Спящий пастушок" и другие. Они дышат свежестью и любовью к людям. Полотна написаны в манере русского классицизма с сентиментальной выраженностью. Картины вызывают ответное чувство любования пейзажем и лицами героев полотен. Стиль нашел свое выражение в гармонии крестьян с окружающей природой, в спокойных выражениях лиц, неярких красках русской природы.

Искусство сентиментализма в наиболее чистом виде было особенно развито в Австрии и Германии в конце XVIII-начале XIX веков. В России художники писали в своеобразной манере, в которой стиль использовался в симбиозе с другими направлениями.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment ) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы. Сентиментализм в литературе. Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. Отрицание навязанных цивилизацией сословных и иных различий составляет демократический (эгалитаристский)

пафос сентиментализма.

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость. Они отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке. Поскольку в человеке от природы заложено доброе

начало и зло есть плод цивилизации, никто, не может стать законченным злодеем – у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству. Сохраняя надежду на самосовершенствование человека, они оставались, при всем их пессимистическом отношении к прогрессу, в русле просветительской мысли. Отсюда дидактизм и порой ярко выраженная тенденциозность их произведений.

Культ чувства обусловил высокую степень субъективизма. Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, – элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и пр., где рассказ ведется от первого лица. Сентименталисты отвергали принцип «объективного» дискурса , предполагающий отстранение автора от предмета изображения: авторская рефлексия по поводу описываемого становится у них важнейшим элементом повествования. Структура сочинения во многом определяется волей писателя: он не столь строго следует установленным литературным канонам, сковывающим воображение, достаточно произвольно строит композицию, щедр на лирические отступления.

Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской

, французской , немецкой и русской литературах . Сентиментализм в Англии. Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. 18 в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Тем не менее он не отходит полностью от классицистической традиции: использует жанр элегии, узаконенный теоретиком классицизма Никола Буало в его Поэтическом искусстве (1674), правда, заменяет рифмованные двустишия белым стихом, свойственным шекспировской эпохе.

Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга , основателя « кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга – шотландского пастора Роберта Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея , создателя (1749), – пронизана идеей равенства всех перед смертью.

С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его стал Сэмюэл Ричардсон , который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией, обратился к изображению мира человеческих чувств, что потребовало создания новой формы – романа в письмах. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна , которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма», знаменует окончательный отход от классицизма. (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения).

Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита.

В 1770-х наступает закат английского сентиментализма. Прекращает существование жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон). Сентиментализм во Франции. Во французской литературе сентиментализм выразил себя в классической форме. Пьер Карле де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны , 1728–1741; и Крестьянин, вышедший в люди , 1735–1736). Антуан-Франсуа Прево д"Экзиль, или аббат Прево открыл для романа новую область чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной катастрофе.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо

(1712–1778). Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза , 1761). Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).

Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину – счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе (1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини (1787). Изображая далекие моря и тропические страны, Б.де Сен-Пьер вводит новую категорию – «экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом .

Жак-Себастьян Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа Дикарь (1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого века») с разлагающей ее цивилизацией. В утопическом романе 2440 год, сон каких мало (1770), беря за основу Общественный договор Ж.-Ж.Руссо, он конструирует образ эгалитарной сельской общины, в которой люди живут в согласии с природой. Свой критический взгляд на «плоды цивилизации» С.Мерсье излагает и в публицистической форме – в очерке Картина Парижа (1781). Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города (1775) рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника. Роман-утопия Южное открытие (1781) трактует ту же тему, что и 2440 год С.Мерсье. В Новом Эмиле, или Практическом воспитании (1776) Ретиф де Ла-Бретонн развивает педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, применяя их к женскому образованию, и полемизирует с ним. Исповедь Ж.-Ж.Руссо становится поводом для создания его автобиографического сочинения Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце (1794–1797), где он превращает повествование в некий « физиологический очерк».

В 1790-е, в эпоху Великой Французской революции сентиментализм утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму

. Сентиментализм в Германии. В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу . Истоки немецкого сентиментализма лежат в полемике начала 1740-х цюрихских профессоров И.Я.Бодмера (1698–1783) и И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма в Германии И.К.Готшедом (1700–1766); «швейцарцы» защищали право поэта на поэтическую фантазию. Первым крупным выразителем нового направления стал Фридрих Готлиб Клопшток , который нашел точки соприкосновения между сентиментализмом и германской средневековой традицией.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме

Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград.

В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете . Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую.

Духом «Бури и натиска» отмечены драмы Иоганна Фридриха Шиллера

. Сентиментализм в России. В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы , Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792). Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию

(1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи ; Несчастная Маргарита ; Прекрасная Татьяна) и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму

«на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму

. Евгения Кривушина Сентиментализм в театре (франц. sentiment – чувство) – направление в европейском театральном искусстве второй половины 18 в.

Развитие сентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма , провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценического воплощения. На смену умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается практически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно

- психологических сюжетов); в языке (классицистская пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации); в социальной принадлежности персонажей (героями театральных произведений становятся представители третьего сословия ) ; в определении мест действия (дворцовые интерьеры сменяются «природными» и сельскими видами).

«Слезная комедия» – ранний жанр сентиментализма – появился в Англии в творчестве драматургов Колли Сиббера (Последняя уловка любви,

1696; Беззаботный супруг , 170 4 и др.), Джозефа Аддисона ( Безбожник , 1714; Барабанщик , 1715), Ричарда Стила ( Похороны, или Модная печаль , 1701; Любовник-лжец , 1703; Совестливые влюбленные, 1722 и др.). Это были нравоучительные произведения, где комическое начало последовательно подменялось сентиментально-патетическими сценами, морально-дидактическими сентенциями. Нравственный заряд «слезной комедии» основывается не на осмеянии пороков, но на воспевании добродетели, пробуждающей к исправлению недостатков – как отдельных героев, так и общества в целом.

Те же нравственные и эстетические принципы были положены в основу французской «слезной комедии». Ее наиболее яркими представителями были Филипп Детуш (Женатый философ

, 1727; Гордец , 1732; Расточитель , 1736) и Пьер Нивель де Лашоссе (Меланида , 1741; Школа матерей , 1744; Гувернантка , 1747 и др.). Некоторая критика общественных пороков преподносилась драматургами как временные заблуждения героев, к концу пьесы успешно преодолеваемые ими. Сентиментализм нашел свое отражение и в творчестве одного из самых известных французских драматургов того времени – Пьера Карле Мариво ( Игра любви и случая , 1730; Торжество любви , 1732; Наследство , 1736; Чистосердечные , 1739, и др.). Мариво, оставаясь верным последователем салонной комедии, в то же время постоянно вносит в нее черты чувствительной сентиментальности и моральной дидактики.

Во второй половине 18 в. «слезная комедия», оставаясь в рамках сентиментализма, постепенно вытесняется жанром мещанской драмы. Здесь элементы комедии окончательно исчезают; основой сюжетов становятся трагические ситуации повседневной жизни третьего сословия. Однако проблематика остается той же, что и в «слезной комедии»: торжество добродетели, превозмогающей все испытания и невзгоды. В этом едином направлении мещанская драма развивается во всех странах Европы: Англии (Дж.Лилло ,

Лондонский купец, или История Джорджа Барнуэлла; Э.Мур, Игрок ); Франции (Д.Дидро , Побочный сын, или Испытание добродетели; М.Седен, Философ, сам того не зная ); Германии (Г.Э.Лессинг , Мисс Сара Сампсон, Эмилия Галотти). Из теоретических разработок и драматургии Лессинга, получившей определение «мещанской трагедии», возникло эстетическое течение «Бури и натиска» (Ф.М.Клингер, Я.Ленц, Л.Вагнер, И.В.Гёте и др.), достигшее пика своего развития в творчестве Фридриха Шиллера ( Разбойники , 1780; Коварство и любовь , 1784). Широкое распространение театральный сентиментализм получил и в России. Впервые проявившись в творчестве Михаила Хераскова ( Друг несчастных , 1774; Гонимые , 1775), эстетические принципы сентиментализма были продолжены Михаилом Веревкиным (Так и должно , Именинники , Точь-в-точь), Владимиром Лукиным (Мот, любовью исправленный ), Петром Плавильщиковым (Бобыль , Сиделец и др.).

Сентиментализм дал новый импульс актерскому искусству, развитие которого в определенном смысле было заторможено классицизмом. Эстетика классицистского исполнения ролей требовала строго соблюдения условного канона всей совокупности средств актерской выразительности, совершенствование актерского мастерства шло скорее по чисто формальной линии. Сентиментализм дал актерам возможность обратиться к внутреннему миру своих персонажей, к динамике развития образа, поиску психологической убедительности и многогранности характеров.

К середине 19 в. популярность сентиментализма сошла на нет, жанр мещанской драмы практически прекратил свое существование. Однако эстетические принципы сентиментализма легли в основу формирования одного из самых молодых театральных жанров – мелодрамы

. Татьяна Шабалина ЛИТЕРАТУРА Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо . М., 1980
Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие» . М., 1988
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века. – В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 тт, т. 2. Таллинн, 1992
Кочеткова И.Д. Литература русского сентиментализма. СПб, 1994
Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995
Бент М. «Вертер, мученик мятежный...». Биография одной книги. Челябинск, 1997
Курилов А.С. Классицизм, романтизм и сентиментализм (К вопросу о концепциях и хронологии литературно-художественного развития) . – Филологические науки. 2001, № 6
Зыкова Е.П. Эпистолярная культура XVIII в. и романы Ричардсона . – Мировое древо. 2001, № 7
Забабурова Н.В. Поэтическое как возвышенное: аббат Прево – переводчик «Клариссы» Ричардсона . В кн.: – XVIII в.: судьбы поэзии в эпоху прозы. М., 2001
Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. Очерки. М., 2001
Кривушина Е.С. Союз рационального и иррационального в прозе Ж.-Ж.Руссо . В кн.: – Кривушина Е.С. Французская литература XVII–XX вв.: Поэтика текста. Иваново, 2002
Краснощекова Е.А. «Письма русского путешественника»: Проблематика жнра ( Н.М.Карамзин и Лоренс Стерн). – Русская литература. 2003, № 2

§ 1. Возникновение и развитие сентиментализма в Европе

О литературных направлениях не всегда следует судить по названию, тем более что и смысл слов, которыми они обо­значаются, со временем меняется. В современном языке "сен­тиментальный” - легко приходящий в умиление, способный быстро расчувствоваться; чувствительный. В XVIII в. иод слова­ми "сентиментальность”, "чувствительность” понимали иное - восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека. Чувствительным называли того, кто восхи­щался добродетелью, красотами природы, созданиями искусства, кто сострадал людским скорбям. Первое произведение, в заглавии которого появилось ото слово, - "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии” англичанина Лоренса Стерна (1768). Самый известный писатель сентиментализма Жан Жак Руссо - автор трогательного романа "Юлия, или Новая Элоиза” (1761).

Сентиментализм (от франц. sentiment - "чувство”; от англ. sentimental - "чувствительный”) - литературное течение в евро­пейском искусстве второй половины XVIII в., подготовленное кри­зисом просветительского рационализма и провозгласившее осно­вой человеческой природы не разум, а чувство. Важным событием духовной жизни Европы стало открытие в человеке способности наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Выяснилось, что, сострадая ближнему, разделяя его горести, помогая ему, можно ис­пытывать искреннюю радость. Совершать добродетельные поступ­ки - значит следовать не внешнему долгу, а собственной природе. Развитая чувствительность сама по себе способна отличить добро от зла, и потому нет необходимости в морали. Соответственно, про­изведение искусства ценилось по тому, насколько оно могло рас- строгать человека, умилить его сердце. На основе этих взглядов и выросла художественная система сентиментализма.

Подобно своему предшественнику - классицизму, сентимен­тализм насквозь дидактичен, подчинен воспитательным зада­чам. Но это дидактизм другого рода. Если писатели-классицисты стремились воздействовать на разум читателей, убедить их в не-

Обходи мости следования непреложным законам морали, то сен­тиментальная литература обращается к чувству. Она описывает величественные красоты природы, уединение на лоне которой становится сродством воспитания чувствительности, обращает­ся к религиозному чувству, воспевает радости семейной жизни, нередко противопоставляемые государственным добродетелям классицизма, изображает различные трогательные ситуации, одновременно вызывающие у читателей и сострадание к героям, и радость от ощущения своей душевной чуткости. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу норматив­ной личности, однако условием его осуществления полагал не "разумное” переустройство мира, а высвобождение и совершен­ствование "естественных” чувств. Герой просветительской лите­ратуры в сентиментализме более индивидуализирован, он демо­крат но происхождению или убеждениям, здесь нет свойственной классицизму прямолинейности в обрисовке и оценке характеров. Богатый духовный мир простолюдина, утверждение прирожден­ной нравственной чистоты представителей низших сословий - одни из основных открытий и завоевании сентиментализма.

Литература сентиментализма была обращена к повседнев­ности. Избирая в свои герои простых людей и предназначая себе столь же простого читателя, не искушенного в книжной прему­дрости, она требовала немедленного воплощения своих ценностей и идеалов. Она стремилась показать, что идеалы эти извлечены из обыденной жизни, облекая свои произведения в формы путевых записок , писем , дневников , написанных но горячим следам собы­тий. Соответственно, повествование в сентиментальной литерату­ре идет от лица участника или свидетеля описываемого; при этом все то, что происходит в сознании повествователя, выходит на первый план. Писатели-сентименталисты стремятся прежде все­го воспитать эмоциональную культуру своих читателей, поэтому описание духовных реакций на те или иные явления жизни порой заслоняет сами явления. Проза сентиментализма переполнена от­ступлениями, обрисовкой нюансов чувств героев, рассуждениями на моральные темы, сюжетная же линия постепенно ослабевает. В поэзии те же процессы приводят к выдвижению на первый план личности автора и крушению жанровой системы классицизма.

Наиболее законченное выражение сентиментализм получил в Англии, развившись от меланхолической созерцательности и па­триархальной идиллии на лоне природы к социально-конкретному раскрытию темы. Основные черты английского сентиментализ­ма - чувствительность, не лишенная экзальтированности, иро­ния и юмор, обеспечивающие и пародийное развенчание щюсве-

ьского канона, и скептическое отношение сентиментализма Собственным возможностям. Сентименталисты показали нетож­ествен ность человека самому себе, его способность быть разным. Н в отличие от предромантизма, развивавшегося параллельно с ним сентиментализму чуждо иррациональное - противоречи­вость настроений, импульсивный характер душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкова­нию.

Общеевропейское культурное общение и типологическая бли­зость в развитии литератур обусловили стремительное распро­странение сентиментализма в Германии, Франции, России. В рус­ской литературе представителями нового течения в 60-70-х годах XVIII в. стали М. Н. Муравьев, Н. П. Карамзин, В. В. Капнист, Н. А. Львов, В. А. Жуковский, А. И. Радищев.

Первые сентиментальные тенденции в русской литературе по­явились в середине 70-х годов XVIII в. в поэзии совсем еще юного М. Н. Муравьева (1757-1807). Сначала он писал стихи на темы, завещанные учителями-классицистами. Человек, по мнению по­этов русского классицизма, должен всегда сохранять внутреннее равновесие или, как они говорили, "покой”. Размышляя и читая европейских авторов, М. Н. Муравьев пришел к выводу, что такого покоя быть не может, так как человек "чувствителен, он страстен, он влияниям подвластен, он рожден, чтоб ощущать”. Так прозву­чали важнейшие для сентиментализма слова чувствительность (в смысле восприимчивость) и влияние (теперь говорят "впечатли­тельность”). От влияний нельзя уклониться, онн-то и определяют все течение человеческой жизни.

Роль М. Н. Муравьева в истории русской литературы вели­ка. Он, в частности, первым стал описывать внутренний мир человека в развитии, подробно рассматривая его душевные движения. Много работал поэт и над совершенствованием сти­хотворной техники, и в некоторых поздних стихотворениях его стих уже приближается к ясности и чистоте пушкинской поэзии. Но, издав в ранней юности два поэтических сборника, М. II. Муравьев затем печатался эпизодически, а впоследствии и вовсе оставил литературу ради педагогической деятельности.

Преимущественно дворянский по своему характеру русский сентиментализм в значительной степени рационалистичен, в нем сильны дидактическая установка и просветительские тенден­ции. Совершенствуя литературный язык, русские сентиментали­сты обращались к разговорным нормам, вводили просторечие. В

основе эстетики сентименнализмя, кяк и в классицизм, под­ражание природе, идеализация патриархального быта, распро­странение элегических настроений. Излюбленными жанрами сентименталистов были послание, элегия, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие виды прозаических произве­дений. в которых преобладают исповедальные мотивы.

Идеал чувствительности, провозглашенный сентименталиста­ми, повлиял на целое поколение образованных людей Европы. Чувствительность сказывалась не только в литературе, но и в жи­вописи, в убранстве интерьеров, особенно в парковом искусстве, новомодный пейзажный (английский) парк каждым поворотом своих тропинок должен был неожиданным образом показывать природу и тем давать пищу для чувств. Чтение сентименталь­ных романов входило в норму поведения образованного человека. Пушкинская Татьяна Ларина, которая "влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо” (Сэмюэль Ричардсон - известный ан­глийский сентиментальный романист), в этом смысле получала в российской глуши такое же воспитание, как и все европейские барышни. Литературным героям сочувствовали как реальным людям, подражали им.

В целом сентиментальное воспитание принесло немало хоро­шего. Люди, получившие его, научились больше ценить самые не­значительные подробности окружающей жизни, прислушиваться к каждому движению своей души. Герой сентиментальных про­изведений и человек, воспитанный на них, близки к природе, вос­принимают себя как ее порождение, любуются самой природой, а не тем. как люди ее переделали. Благодаря сентиментализму неко­торые писатели прошлых веков, чье творчество не укладывалось в рамки теории классицизма, стали вновь любимы. В их числе такие величайшие имена, как У. Шекспир и М. Сервантес. Кроме того, сентиментальное направление демократично, обездоленные стали предметом сострадания, а простая жизнь среднего слоя общества считалась благоприятной для нежных, поэтических чувств.

В 80-90-х годах XVIII в. происходит кризис сентиментализ­ма, связанный с разрывом сентиментальной литературы с ее ди­дактическими задачами. После Великой французской революции 1<85) 179<1 гг. сентиментальные веяния в европейских литерату­рах сходят на нет, уступая место романтическим тенденциям.

1. Когдл и где зародился сентиментализм?

2. Каковы причины возникновения сентиментализма?

3. Назовите основные принципы сентиментализма.

4. Какие черты эпохи Просвещения унаследовал сентиментализм?

5. Кто стал героем сентиментальной литературы?

6. В каких странах получил распространение сентиментализм?

7. Назовите основные призники английского сентиментализма.

8. Чем отличались сентименталистскис настроения от предромантиче- ских?

9. Когда сентиментализм появился в России? Наловите его представителей в русской литературе.

10.Каковы отличительные черты русского сентиментализма? Назовите его жанры.

Ключевые понятия: сентиментализм, чувство, чувстви - тельность. дидактизм, просветительство, патриархальный быт. элегия, послание, путевые записки, эпистолярный роман

Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века , в России - с конца XVIII до начала XIX века .

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма . Не порывая с Просвещением , сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма - Джеймс Томсон, Эдуард Юнг , Томас Грей , Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Сентиментализм в английской литературе

Томас Грей

Родиной сентиментализма была Англия . В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и т. п., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными () под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

В 40-х годах того же столетия Томас Грей , автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона - «Памела» (), «Кларисса Гарло» (), «Сэр Чарльз Грандисон» () - также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, - но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн , автор «Тристрама Шенди» ( -) и «Сентиментального путешествия» ( ; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Сентиментализм во французской литературе

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер

Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

Под тем же влиянием создалась и "Юлия"или «Новая Элоиза» Руссо (), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара - её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера - Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер , в своём знаменитом произведении «Поль и Виргиния» () переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобриана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

Сентиментализм в русской литературе

Николай Михайлович Карамзин

Первые русские переводы произведений западноевропейских сентименталистов появились сравнительно поздно. «Памела» была переведена в , «Кларисса Гарло» в - , «Грандисон» в - ; вслед за тем появилось подражание первому роману - или, точнее, одной из его французских переделок: «Российская Памела» Львова. В г. было переведено «Сентиментальное путешествие» Стерна. «Ночи» Юнга были переведены масоном Кутузовым и изданы в в Москве под заглавием «Плач Юнга, или Нощные размышления о жизни, смерти и бессмертии». «Сельское кладбище» Грея было переведено на русский язык только в Жуковским . Очень рано появился русский перевод «Новой Элоизы» (); в начале 90-х годов этот роман был переведён вторично.

Выдающимся отражением Сентиментализма в русской литературе являются «Письма русского путешественника» Карамзина ( -). Автор «Писем» не скрывает своего восторженного отношения к Стерну, неоднократно упоминает о нём, в одном случае цитирует отрывок из «Тристрама Шэнди». В чувствительных обращениях к читателю, субъективных признаниях, идиллических описаниях природы, восхвалениях простой, непритязательной, нравственной жизни, обильно проливаемых слезах, о которых автор каждый раз сообщает читателю, сказывается одновременно влияние Стерна и Руссо, которым также восторгался Карамзин. Приехав в Швейцарию, путешественник видит в швейцарцах каких-то детей природы, чистых душою пастухов, живущих в стороне от соблазнов суетной городской жизни. «Для чего не родились мы в те времена, когда все люди были пастухами и братьями!» - восклицает он по этому поводу.

«Бедная Лиза » Карамзина - также прямой продукт влияния западноевропейского сентиментализма. Автор подражает Ричардсону, Стерну, Руссо; совершенно в духе гуманного отношения лучших представителей сентиментализма к их несчастным, гонимым или безвременно погибающим героиням Карамзин старается растрогать читателя судьбою скромной, чистой крестьянской девушки, сгубившей свою жизнь из-за любви к человеку, который безжалостно покидает её, нарушив своё слово.

В литературном отношении «Бедная Лиза», как и другие повести Карамзина, - произведение довольно слабое; русская действительность почти не отразилась в ней или изображена неточно, с явною склонностью к идеализации и приукрашению. Тем не менее, благодаря своему гуманному, мягкому колориту эта повесть, заставившая широкий круг читателей проливать слёзы над судьбою совершенно незаметной, скромной героини, составила эпоху в истории русской повествовательной литературы и оказала довольно благотворное, хотя и непродолжительное влияние на читающую публику. Даже в повести «Наталья, боярская дочь» (), сюжет которой взят из старой русской жизни, сентиментальному элементу принадлежит первое место: старина идеализирована, любовь носит томный и чувствительный характер. Сочинения Карамзина вскоре стали предметом подражания.

Окончательный удар сентиментализму в русской литературе нанесло возникновение реального романа, представленного сначала Нарежным , потом Гоголем и наглядно показавшего всю условность прежних сентиментальных повестей. Впрочем, в ранних произведениях самого Гоголя, так в его «Вечерах на хуторе», ещё чувствуются отголоски сентиментального направления - наклонность к идеализации сельской жизни и возделыванию идиллического жанра.

Особенности русского сентиментализма заключаются в сильных дидактических установках,выраженном просветительском характере,совершенствовании русского языка (становится более понятным,уходят архаизмы).

Основная идея:мирная,идиллистическая жизнь на лоне природы.Резко противопоставляется деревня (сосредоточие естесственной жизни,нравственной чистоты) городу (символу зла,неестественности,суеты).

Основная тематика-любовная.

Основные жанры:повесть,путешествие,идиллия.

Идейная основа-протест против испорченного аристократического общества.

В основе эстетики- "подражание природе" (как и в классицизме);элегические и пасторальные настроения;идеализация патриархального быта.

Особое внимание уделяется пейзажам.Пейзаж идиллический,сентиментальный:речка,журчащие ручейки,лужок-созвучен личному переживанию.

Основные черты литературы сентиментализма

Итак,приняв во внимание все вышеперечисленное,можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма:уход от прямолинейности классицизма,подчеркнутая субъективность подхода к миру,культ чувства,культ природы,культ врожденной нравственной чистоты,неиспорченности,утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

В живописи

Литература

  • E. Schmidt, «Richardson, Rousseau und Goethe» (Иена, 1875).
  • Gasmeyer, «Richardson’s Pamela, ihre Quellen und ihr Einfluss auf die englische Litteratur» (Лпц., 1891).
  • P. Stapfer, «Laurence Sterne, sa personne et ses ouvrages» (П., 18 82).
  • Joseph Texte, «Jean-Jacques Rousseau et les origines du cosmopolitisme littéraire» (П., 1895).
  • L. Petit de Juleville, «Histoire de la langue et de la littérature française» (т. VI, вып. 48, 51, 54).
  • H. Котляревский, «Мировая скорбь в конце прошлого и начале нашего века» (СПб., 1898).
  • «История немецкой литературы» В. Шерера (русский перевод под ред. А. Н. Пыпина, т. II).
  • А. Галахов, «История русской словесности, древней и новой» (т. I, отд. II, и т. II, СПб., 1880).
  • M. Сухомлинов, «А. Н. Радищев» (СПб., 1883).
  • В. В. Сиповский, «К литературной истории Писем Русского Путешественника» (СПб., 1897-98).
  • «История русской литературы» А. Н. Пыпина, (т. IV, СПб., 1899).
  • Алексей Веселовский, «Западное влияние в новой русской литературе» (М., 1896).
  • С. Т. Аксаков, «Разные сочинения» (М., 1858; статья о заслугах кн. Шаховского в драматической словесности).

Ссылки

Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и российской культуре и соответственное литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на эмоциях читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в Рф - с конца XVIII до начала XIX века.

В том случае классицизм - это разум, долг, то сентиментализм - это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

Основная тема сентиментализма - любовная.

Главные черты сентиментализма:

  • Уход от прямоты
  • Многогранные нравы персонажей, субъективность подхода к миру
  • Культ чувства
  • Культ природы
  • Возрождение своей чистоты
  • Утверждение обеспеченного духовного мира низких сословий
  • Главные жанры сентиментализма:

  • Слащавая повесть
  • Путешествия
  • Идиллия либо пастораль
  • Письма личного нрава
  • Идеологическая база - протест против испорченности аристократического общества

    Основное свойство сентиментализма - рвение представить людскую личность в движении души, мысли, эмоций, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

    В базе эстетики сентиментализма - подражание природе

    Особенности российского сентиментализма:

  • Мощная дидактическая установка
  • Просветительский нрав
  • Активное улучшение литературного языка средством введения в него литературных форм
  • Представители сентиментализма:

  • Лоренс Стенок Ричардсон - Великобритания
  • Жан Жак Руссо - Франция
  • М.Н. Муравьев - Наша родина
  • Н.М. Карамзин - Наша родина
  • В.В. Капнист - Наша родина
  • Н.А. Львов - Наша родина
  • Юный В.А. Жуковский недолгое время был сентименталистом.

    Дополнительные материалы:

  • Урок «Творчество Н.М.Карамзина. Понятие о сентиментализме»
  • Урок «Классицизм. Понятие о сентиментализме. Творчество Карамзина»
  • Урок «Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме»
  • Урок и презентация «Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме»
  • Презентация «Понятие о сентиментализме»
  • Презентация «Николай Михайлович Карамзин»
  • Презентация «Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме»
  • Статья «Карамзин и российский сентиментализм»
  • Статья Д.В. Лемке «Понятие о сентиментализме» (ссылка на скачка)
  • Статья Головановой И.С. «Сентиментализм» (из учебника «История мировой литературы»)
  • Статья И. Шайтанова «Сентиментализм» (из учебника по забугорной литературе)
  • Источник материала Интернет-сайт

  • ru.wikipedia.org - определение понятия «сентиментализм».
  • Дополнительно на сайт:

  • Где скачать календарно-тематическое планирование уроков российской литературы в 5-11 классах?
  • Где скачать сборники с заданиями олимпиад по русскому языку?
  • Какие есть книжки для чтения для подготовки к олимпиаде по русскому языку?