Письменные памятники древней индии тест. Проверочный тест по мхк "художественная культура древней индии". Религия Древней Индии

Введение

Религия Древней Индии

Философские направления в Древней Индии

Литературные памятники

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Математика, астрономия, медицина Древней Индии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания настоящего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа таких, как йога, наставления в практике повседневной жизни.

Религия Древней Индии

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм. Корни этой религии уходят в глубокую древность.

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем “Ригведы” и других ведийских сборников (самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть. Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, то есть появление первой религии.

В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся в I веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны снискал такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

«Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден «откровением» достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во II-I вв. до н.э. В III-I вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические «обоснования» главных религиозных догм, нередко именуемые «философией буддизма». Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. «путь», который может привести каждого к прекращению страданий. Этот «путь» и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении. Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду - форма религиозного поведения - бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда, и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего, усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Разделение Буддизма на две ветви: Хинаяну (“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”) было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но скрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Человек, живущий в мире сансары, должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма - важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама - ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым - таковы нравственные ориентиры древней индии.

Философские направления в Древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в медико-физиологических целях. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, деление их на две большие группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайнишика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята.

Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы Вайнишика. Школа Санкхья отразила многие достижения в науке одним из крупнейших древнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщей относительности или “всеобщей относительности” или “всеобщей пустоты”, а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции. Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель («Джина»). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма. Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает «сосредоточение», ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.

PAGE_BREAK--

Литературные памятники

Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были написаны на берёзовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата. С другой стороны пожары, которые не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии, оказались губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного. Санскрит, в отличие от большинства древневосточных языков никогда не забывался, литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались ценными, систематически переписывались и дошли до нас в поздних копиях с дополнениями и искажениями. Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул - Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы). Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация. Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака. Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.), высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии «Махабхарата» и «Рамаяна». В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь из устной поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно-философские произведения и идеи. В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч “Панчатантра”, основанный на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России. Из литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской литературе. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрики и поэтике. Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе наук и искусств. В грамматике Панини “Восьмикнижие” анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера. В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева, и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур также носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальных руководств и правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография. В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств). По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. На протяжении 150 лет древние мастера вырезали этот храм в скале. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.

Еще одна характерная черта старо-индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких объятиях распространено в храмах.

Математика, астрономия, медицина Древней Индии

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской наук. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н.э. Ученый знал значение “пи”, предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной. Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра, а понятия “цифра”, “синус”, “корень” впервые появились именно в Древней Индии. Достижения древнеиндийских математиков превзошли то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции. В Индии употреблялся знак, обозначающий 0. Цифры, которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Также и арабская алгебра испытала влияние индийской. В Индии был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из 360 дней.

Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

В V-VI в. н.э. Индийским учёным была известна шарообразность Земли и закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы.

До сих пор в Индии большим почетом пользуется Аюрведа - наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о 300 операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная в наши дни тибетская медицина основана на древнеиндийской науке Аюрведа. Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма - их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этике.

Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.

Заключение

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов. В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире.

Список использованной литературы

1. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998.

2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.

3. К.А. Антонова, История Индии. М., 1995 г.

4. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1996. - 432 с.

5. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура от древности до современности. М., 1999.

  1. Что такое ступа?

3. Что такое чайтья?

4. Чем украшали храмы?

Тест «Индийская культура» 10 класс

  1. Перечислите виды искусств Индии.
  2. Что такое ступа?

А) архитектурное сооружение; б) летательный аппарат Бабы Яги;

В) погребальный холм; г) культовое сооружение буддизма.

3. Что такое чайтья?

А) культовое сооружение буддизма; б) пещерный храм для моления;

В) пещера для погребения умерших; г) место для совершения обрядов и таинств.

4. Чем украшали храмы?

5. Перечислите, какие научные и художественные открытия были сделаны в Индии.

6. Характерные особенности Индийской живописи.

_____________________________________________________________________________

Тест «Индийская культура» 10 класс

  1. Перечислите виды искусств Индии.
  2. Что такое ступа?

А) архитектурное сооружение; б) летательный аппарат Бабы Яги;

В) погребальный холм; г) культовое сооружение буддизма.

3. Что такое чайтья?

А) культовое сооружение буддизма; б) пещерный храм для моления;

В) пещера для погребения умерших; г) место для совершения обрядов и таинств.

4. Чем украшали храмы?

5. Перечислите, какие научные и художественные открытия были сделаны в Индии.

6. Характерные особенности Индийской живописи.

_____________________________________________________________________________

Тест «Индийская культура» 10 класс

  1. Перечислите виды искусств Индии.
  2. Что такое ступа?

А) архитектурное сооружение; б) летательный аппарат Бабы Яги;

В) погребальный холм; г) культовое сооружение буддизма.

3. Что такое чайтья?

А) культовое сооружение буддизма; б) пещерный храм для моления;

В) пещера для погребения умерших; г) место для совершения обрядов и таинств.

4. Чем украшали храмы?

5. Перечислите, какие научные и художественные открытия были сделаны в Индии.

6. Характерные особенности Индийской живописи.

  1. архитектура, живопись, поэзия, танец, музыка.
  2. в, г.
  3. а, б, г.
  4. рельефы, скульптуры, роспись.
  5. вращение Земли вокруг Солнца, 10-ричная система счисления, алгебра, пи, синус, косинус, цифра, философия.
  6. росписи в хромах, миниатюра.

1. Какие достижения имела Хараппская цивилизация?

Древние города имели четкую планировку: по сторонам прямых улиц располагались двухэтажные кирпичные дома, под землей была проложена система керамических труб для канализационного стока, существовала городская баня с бассейном и подогревом воздуха. Культура городов была единообразна на всей территории распространения хараппской культуры, даже кирпичи имели одинаковую форму и размер.

2. Назовите основные отличия касты от класса.

Обособленная замкнутая группа, выполняющая специфическую социальную функцию, наследственные занятия, профессию, являлась наследственной.

3. Почему кастовая система представлялась крайне необходимой?

На смену родовой организации приходит государство с четкой социальной

структурой, характерной чертой древнеиндийской цивилизации

было деление на касты (или варны)

4. Выделите правильные ответы. Какие черты присущи индуизму?

а) большой пантеон богов без выделения главного;

б) диалектический характер космологических представлений;

в) главной целью религии является поиск избавления от страдания;

г) священным считается представление о переходе души из земной жизни в мир вечности.

5. Вследствие чего брахман мог достигнуть нирваны?

Для этого необходимо пройти «восьмеричный путь Будды».Тот, кто пройдет все восемь этапов, достигнет нирваны - освобождения от кармы и выхода из цепи перерождений.

Когда брахман мог перейти в касту кшатриев? При следующем перерождении

6. Укажите порядок создания первых четырех варн:

б) кшатрии;

в) брахманы;

г) вайшьи.

7. Определите значение следующих понятий:

Карма - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования (нового рождения, перевоплощения)

Реинкарнация - перевоплощение, переселение души.

Атман -- одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность.

Сансара - перевоплощение души или личности в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного)

Нирвана - особое бытие, где нет ни рождения, ни смерти, где господствует покой и невозмутимость.

8. Какие сведения мы находим в Упанишадах?

Религиозно-философские комментарии, дополняющие ведическую литературу, учение о душе, карме и сансаре.

9. Какие обязанности выполняли в мире Брахма, Вишну и Шива?

Брахма считается творцом Вселенной, Вишну рассматривается как бог, сохраняющий Вселенную, а Шива - как бог, разрушающий ее.

10. Истины, открывшиеся принцу Гаутаме в момент просветления. Вставьте пропущенные.

а) Жизнь есть страдание.

б) Источник страдания - человеческие желания.

в) Неверные желания можно преодолеть

г) Научись не желать.

11. Представители какой касты не имели права слушать «Веды»?

Только три первые касты были приобщены к религии и имели право читать и слушать священные книги древних индусов - Веды. Шудры были неполноправны и в религиозной, и в социальной жизни;

12. Чем отличается путь к достижению основной цели буддизма в «Махаяна» и «Хинаяна»?

Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира -- монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодистав-индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в её достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

13. Охарактеризуйте буддийские типы построек: чайтья, ступа, стамбха.

Это были реликварии -- ступы, колонны -- стамбхи и скальные храмы -- чайтьи.

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

культурология

(бакалавры)

Учебные тесты.

Учебный тест «Специфика первобытной культуры».

1. Исторические рамки первобытной культуры в Европе: 1)2 тыс. до н. э.;

2) 1 тыс. до н. э.;

3) 3-4 тыс. до н. э;

4) 5 тыс. до н. э.

2. В доцивилизационный период развития homo sapiens, соответ­ствующий мезолиту:

1) происходит переход от хозяйства присваивающего типа к хо­зяйству производящего типа;

2) появляется членораздельная речь;

3) человек приручает собаку, изготавливает лук, стрелы;

4) человек овладевает огнем.

3. Синкретизм - это:

1) период цивилизации;

2) материальные артефакты первобытной культуры;

3) факт существования материальной культуры;

4) существование всех сторон духовной культуры в синтезе.

4. Неолитическая революция - это:

1) научно-техническая революция;

2) революция за права;

3) переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству про­изводящего типа;

4) революция за землю.

5. «Хороводом великанов» первобытной культуры называют:

1) скульптуры Будды;

2) Стоунхендж;

3) египетские пилоны;

4) истуканов острова Пасхи.

6. В первобытном искусстве зверей изображали чаще, чем челове­ка:

1) в каменном веке;

2) в бронзовом веке;

3) в железном веке;

4) в Европе.

7. «Палеолитическими венерами» называют:

1) Венеру Милосскую;

2)античную скульптуру;

3) женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела;

4) каменных баб.

8. Наделение природных явлений человеческими качествами это:

1) анимизм;

2) тотемизм;

3) фетишизм;

9. Фетишизм - это:

1) вера в родственную связь с каким-либо животным;

2) поклонение неодушевленным предметам;

3) наделение природы человеческими качествами;

4) символизация предметов.

10. Вера в способность человека с помощью заклинаний воздейство­вать на окружающий мир:

2) тотемизм;

3) анимизм;

4) фетишизм.

11. Современные ученые считают, что критерием появления собст­венно человека является:

1) изготовление орудий труда;

2) появление мышления и языка;

3) рождение художественного творчества;

4) выделение человеком себя из мира природы.

12. Окончательный переход человека со ступени «животности» на ступень «социальности» происходит при (исключить несоответ­ствующее):

1) подчинении биологических инстинктов общественному конт­ролю;

2) укреплении внутриобщественных связей;

3) развитии антропогенных характеристик;

4) выделении в определенный биологический вид.

Учебный тест «Культура Месопотамии».

1. В 4 тыс. до н. э. возникла речная цивилизация Месопотамии в долине:

1) рек Янцзы и Хуанхэ;

2) рек Тигр и Евфрат;

3) рек Инд и Ганг;

4) реки Нил.

2. В 3 тыс. до н. э. современные ученые-исследователи отмечают «экономическое чудо»:

1) в Аккаде;

2) в Китае;

3) в Шумере;

4) в Вавилоне.

3. Цель сакрального характера знаний:

1) постижение законов мира;

2) знания не ради знаний, а для господства над массами;

3) исследование законов общества;

4) знания для лучшего обустройства общества.

4. Вкладом шумерцев в мировую культуру является:

1) основание Александрийской библиотеки;

2) литературно-мифологический эпос о Гильгамеше;

3) поэтическое стихосложение - танка;

4) основание театра.

5. Принцип «талиона» появился впервые:

1) в европейской правовой системе:

2) в Библии;

3) в своде законов Хаммурапи;

4) в законах Шульги.

6. По Библии райский сад находится:

1)в Вавилоне;

2) в долине Ганга;

3) в Египте;

4) в долине реки Евфрат.

7. В мировой практике юриспруденции в Шумере впервые воз­никли:

2) правовая система Европы;

3) законы Шульги;

8. В 1849 г. английским путешественником Лейярдом была найде­на «библиотека» глиняных табличек прираскопках храма царя:

1) Навуходоносора;

2) Ашшурбанипала;

3) Кира Великого;

4) Дария I.

9. Прототипом библейской Вавилонской башни являлся:

1) зиккурат, посвященный богу Мардуку;

2) Пантеон;

3) Эйфелева башня;

4) храм бога Солнца.

10. Вклад вавилонян в мировую науку выразился в:

1) высоком уровне знаний анатомии человека;

2) шестидесятиричной системе счисления;

3) умении вычислять объем усеченной пирамиды, цилиндра;

4) теореме Пифагора.

11. Характерными особенностями месопотамской культуры являют­ся (исключить несоответствующее):

1) сакральный характер знаний;

2) признание правомерности смерти;

3) бессмертие человека и смысл его жизни видели в борьбе со злом;

4) отсутствие монументального искусства.

12. В истории Месопотамии находятся истоки библейской мифоло­гии (исключить несоответствующее):

1) о сотворении мира;

2) о путешествии Одиссея;

3) о Всемирном потопе;

4) о Вавилонском столпотворении.

Учебный тест. «Вклад древней Индии в мировую культуру».

1. Древнейшая культура Индии:

1) Кушано-Гуптская;

2) Великих Моголов;

3) Маурьев;

4) Хараппа и Мохенджо-Даро.

2. Индийская кастовая система имела закрепление: 1)в Типитаке;

2) в Аджурведе; 3)в «Рамаяне»; 4) в Ведах и законах Ману.

3. Основоположником буддизма (623-544 гг. до н. э.) является:

1) Сиддхартха Гаутама;

3) Брахма;

4) Свами Прабхупада.

4. Культовые сооружения буддизма времен Ашоки: 1)пагоды;

2) минареты;

3) ступа и стамбха;

5. «Срединный путь» в буддизме предполагал:

1) отказ от аскетизма;

2) путь медитаций;

3) отказ от пышности в отправлении культов;

4) умеренность и избежание крайностей.

6. Хинаяна и махаяна являются частями религиозно-философско! го учения:

1) индуизма;

2) буддизма,

3) джайнизма;

4) конфуцианства.

7. Религиозно-философскими комментариями Вед являются:

1) «Махабхарата»;

2) Типитака;

3) Упанишады;

4) Ригведа.

8. Величайшим памятником империи Великих Моголов, в котором отразился синтез индуистской и мусульманской культурной тра­диции, является:

1) пещерные храмы Аджанты;

2) мавзолей Тадж Махал;

3) дворец Акбари Махал;

4) террасные сады Бабура.

9. В культурной традиции Индии выражение «цепь твоих деяний! предопределяет новое рождение» адекватно отражает следующее понятие:

1) нирвана;

4) дхарма.

10 Высказывание Д. Неру: «Живи и не мешай жить другим» отра­жает суть религии повседневности:

1) индуизма;

2) брахманизма;

3) ведизма;

4)буддизма.

11. Касты в отличие от варн обладали:

1) обязательствами взаимопомощи;

2 ) внутренней администрацией;

3) профессиональной спецификой и регламентацией производ­ственного процесса;

4) различиями в происхождении.

12. Учение об истинных ценностях, которые заключены в самом че­ловеке и не зависят от знатности и богатства:

I) мусульманство;

2)индуизм;

3) буддизм;

Тест: Индия - «страна чудес».

    Русский купец и путешественник, побывавший в Индии в XV веке и написавший впоследствии книгу «Хождение за три моря». ____________________________

    Какие из научных открытий, утверждений относятся к Индии:

А. догадка о вращении Земли вокруг Солнца

Б. заложены основы геометрии

В. создана десятичная система счислений

Г. ученые знали число «пи»,

Д. измерен объем полушария

Е. найдена площадь круга

Ж. ученые решали линейные уравнения

З. сутки разделены на 24 часа

И. изобретен папирус

    Верно ли утверждение: «В основе искусства Индии лежит идея единства мирового процесса и вечной жизни»

    Как называется культовое сооружение буддизма ____________ (погребальный холм).

    Колесо Закона Будды символизирует путь к _________.

    Верно ли утверждение, что Будда перевоплощался в змею, слона, птицу, оленя, лебедя рыбу…

    Выбери верный ответ. Чайтья является:

А. храмом для моления

Б. местом для совершения культовых обрядов

В. местом для священных таинств

Г. местом для жертвоприношения

    Излюбленные сюжеты индийской скульптуры:

А. только реальный мир природы

Б. только фантастический мир природы

В. реальный и фантастический мир природы.

    Характерными особенностями индийского спектакля является единство музыки, пения и ______.

    Афанасий Никитин.