Русские народные промыслы. Холуйская миниатюра. Русские лаки

"Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе Мастера!"…

Р. Рождественский

Русская земля испокон веков славилась мастерами, которые создавали и создают сказочную красоту. В России среди огромного разнообразия народных художественных промыслов особое место занимает лаковая миниатюра, представленная четырьмя артелями в Московской, Ивановской и Владимирской областях.

Однажды у нас созрела идея проехать по маршруту всех центров лаковой миниатюры, узнать об истории возникновения промысла, полюбоваться работами старинных и современных мастеров, научиться отличать росписи; а самое главное - пополнить коллекцию колокольчиков с лаковой миниатюрой, хотя последнее казалось совсем нереальным, так как на протяжении развития лаковой миниатюры, мастера совсем не расписывали колокольчики, в основном это были шкатулки, панно, иконы.

Мир фантазий миниатюрной росписи села Холуй

Село Холуй – культурный феномен мирового значения живописно раскинулось на берегах реки Тезы, неподалёку от места её впадения в реку Клязьму. Этим обстоятельством объясняется быстрый рост Холуя как богатого торгового села, ибо водный путь Теза – Клязьма – Ока – Волга долгое время играл важнейшую роль основного торгового пути, связывавшего Северо-Восточную Русь с Поволжьем.

Иконописное мастерство существовало в Холуе издревле. Об этом свидетельствуют писцовые книги 1630-х годов, в которых упоминаются иконописцы, в основном мужчины, писавшие иконы на протяжении всего года и их производство достигало около 2 миллионов в год. Сейчас, прогуливаясь по набережной реки Тезы и рассматривая удручающий вид некогда величественной, возведенной Дмитрием Пожарским, храмовым комплексом Троицкой церкви, едва ли верится, что именно здесь был центр иконописи, что сюда приезжали купцы, обменивали свои товары на иконы и пушнину. Так село стало и крупным торговым центром, где ежегодно проводились большие ярмарки, на которых продавалось до 2 миллионов икон.

За подробной информацией об истории иконописи и развития промысла непременно стоит заглянуть в Государственный музей Холуйского искусства (ул. Путилова, д. 10). В небольшом двухэтажном домике расположилась экспозиция, рассказывающая об иконописи, пути ее развития от мастеров-иконописцев до разделения труда на "личников" и "доличников", и до появления крупных хозяев, в руках которых стало сосредотачиваться иконописное дело. В 1883 году для поднятия иконописания в Холуе открывается школа под руководством Н.Н. Харламова, ученики которого позже будут расписывать церкви в Петербурге, Вене, Варшаве. В начале XX века школой руководил ученик И.Е. Репина – Е.А. Зарин. Когда после Великой Октябрьской социалистической революции мастера села Холуй снова взялись за кисть, они не пошли по пути, которым шел Палех, не взялись за самостоятельную работу, используя опыт работы харламовской школы, они начали работать над "ковриками". Они копировали маслом на холсте рождественские и пасхальные открытки, переписывали картинки из других иллюстрированных журналов, и лишь в последние годы занялись копированием советской живописи. Благодаря этому, бывшие иконописцы усвоили принципы композиции, у них накопился богатый опыт, создалось своеобразное представление о мире, лежащем за пределами их села.

Никонов Л.Л. Скупщик времени, 2011 г. (всё внимание на колокол!).

Признаюсь, в этом музее мы уже второй раз, но информации так много, что все узнается как в первый раз. Тем более, в этот раз нам повезло принять участие в мастер-классе по росписи снеговика.

Пока ребенок осваивал технику смешивания цветов и нанесения краски на деревянную скульптуру, экскурсовод продолжала свой рассказ о промысле: "Путь к искусству лаковой миниатюры был сложным. Бывшие иконописцы, стремясь найти применение своему мастерству, пробовали свои силы в росписи токарных изделий и настенных ковриков на полотне, пока пример их старших братьев – палешан и мстёрцев – не привел их к росписи изделий из папье-маше". Признание искусства Холуя пришло не сразу. Только в 1937 году художникам Холуя были присуждены бронзовые медали за участие в выставке в Париже. Далее годы войны, большой временной пробел в развитии промысла, но благодаря оставшимся художникам промысел сохранялся. В работах того периода со всей очевидностью выступают характерные черты времени, основная тема живописи – патриотизм. Так появились произведения "Разгром немцев под Москвой" (1942 г.), "Князь Игорь" (1943 г.), "Отомстим" (1943 г.) и т.д.

В 1943 году в самый разгар войны было открыто Холуйское художественное училище. В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, художники нашли свой путь, отличный от Палеха, Мстёры и Федоскино. Холуйская лаковая миниатюра – это реалистические картины малых размеров, они блестают яркими красками Федоскино, в них нет волшебного пейзажа Мстёры, им несвойственны игра линий и красок, богатая техника Палеха. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато–зеленого и коричнево–оранжевого тонов. В 1950–60-х годах XX века в холуйской лаковой миниатюре наступает период расцвета: разнообразие тем, сюжетов. Сейчас в музее с помощью экспонатов можно проследить много направлений в холуйской миниатюре: сказки, былины и другие жанры фольклора, архитектурные пейзажи, природа, исторические сюжеты.

Изготовление холуйской шкатулки очень трудоемкий и длительный процесс, секрет которого сохраняют мастера с самого начала становления производства и эти секреты известны узкому кругу мастеров. На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры – полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье–маше. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись.

Правильно приготовленные краски – важнейшая из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Художники всю миниатюру пишут тончайшими беличьими кистями, после наносят орнамент сусальным золотом с добавлением вишневой смолы. Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры (kholuy.ru)

В музее также имеется коллекция деревянной скульптуры, которая считается одной из лучших. В ней находится около пятидесяти предметов XVIII-XIX веков. Это всевозможные распятия, евангелисты, ангелы и херувимы. Все скульптуры выполнены из дерева, покрыты левкасом, позолочены и расписаны. Вероятно, их выполнили холуйские умельцы и передали в Тихвинскую церковь, а после ее разрушения в 1930-х годах, скульптуры были сохранены и переданы в музей.

Время экскурсии пролетело незаметно, на подходе многочисленная группа, ожидающая своей очереди. У нас досушиваются наши снеговики, мой блокнот полон информации, сделаны фотографии, осталось найти колокольчик в коллекцию, но в сувенирном магазине при музее колокольчики не продаются.

Колокольчик, п. Холуй

Чем занять себя кроме посещения музея в Холуе? Конечно, есть еще сама фабрика и частные иконописные мастерские, но мы решили оставить это на следующий раз. Альтернативой стала чудесная прогулка по набережной, несколько кадров на вид храмового комплекса Троицы Живоначальной, восхищение деревянными домиками и резными наличниками. В этот раз нам повезло, и мы смогли перейти через мост реки Теза и посмотреть на село с другого берега. Весной этот мост так затапливается так, что местные жители переправляются только на лодках, наверное, это выглядит романтично и именно по этой причине Холуй называют "среднерусской Венецией", но если вы турист и приехали в музей именно с противоположного берега, то придется возвращаться в объезд, другого способа попасть нет.

Три промысла

Русь вся лежит на "трёх китах"
По рангу – Палех, Холуй, Мстёра.
"Киты" в заботах и делах,
Даётся результат не скоро.

Протопать тысячи дорог
По камню, жиже, там, где пыльно
И сотни пар сносить сапог,
Да потом окропить обильно.

Иметь своё лицо – печать,
Ведь, как и Бог, мы – триедины.
Весь мир искусством впечатлять –
Иконы, сказки и былины…

Нас красота обворожит,
И результат есть – факт – без спора.
Земля на "трёх китах" лежит
По праву – Палех, Холуй, Мстёра!

Село Холуй, родина знаменитой лаковой миниатюры и иконописи, – одно из древнейших поселений, расположенное в 360 км. от Москвы, в настоящее время село в Южском районе Ивановской области на реке Тезе.

Холуем на Руси назывались плетенные из ивняка запруды для ловли рыбы (сетки), с помощью которых перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение бежавших от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе», получило название Холуй.

Также С.В. Максимов сообщал, что название села означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово "холуй" сохранилось на Севере, в то время как в самом селе его значение забыли.

Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В 1546 году появились первые исторические записи о Холуе: «…у них у новыя соли на Холуе, в ряполовоском стародубе, варницы и трубы и дворы» – упоминается в грамоте великого князя Ивана Васильевича. С этого времени зарождается местное искусство традиционной иконописи, расцветшее в XVII веке. Местная иконопись отличалась введением бытовых сцен в сюжеты икон, царь Алексей Михайлович в одном из своих указов запрещал эту неканоничность. С 1930-х годов иконопись вытеснена лаковой миниатюрой. (Википедия)

С начала XVIII в. искусство иконописи и лаковой миниатюры в Холуе развивается довольно быстро. Холуйская иконопись и лаковая миниатюра поставляется в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, С. – Петербугскую и в саму столицу. Холуй также получает заказы на знаменитую иконопись и лаковую миниатюру и из-за границы: Болгарии, Сербии, Македонии.


"М о р о з к о"

"Сказка о спящей царевне"


"Серебряное копытце"


"Жар-птица" (Кротов В.А.)

Изготовление Холуйской шкатулки - длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения этого художественного промысла и известны только холуйским мастерам.

"Лель" (Бабурин Н.И.)

На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.

"Перо жар-птицы" (Бабурин Н.И.)

Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры- полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт.

"Серебряное копытце" (Каморин А.А.)

Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины.

"Спас Вседержитель" (Харчев В.Ф.)

Высушенный грунт шлифуют, и красят шкатулку красным и черным лаком, после чего она попадает в руки художника, владеющего секретами создания уникальной лаковой миниатюры Холуя.

"Жар-птица"

Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаметитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры.

"Три девицы (брошь)" (Стариков Н.В.)

Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями.


"Журавлик" (Харчев В.Ф.)

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность.

"Кирибеевич"

Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом.


"Сивка-бурка"

Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах.

"М о р о з к о"

Заключительный этап создания лаковой миниатюры - полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Качественная полировка подчеркивает художественные достоинства лаковой миниатюры, выявляет ее яркость и глубину.

"М о р о з к о"

"Снегурочка"

"Никита Кожемяка"

"По сказке Конек-горбунок"

"По щучьему велению"

"Подарок хозяйки медной горы"

"Прощание Руслана с Ратмиром"


"Руслан и живая голова"

"Садко-гусляр"

Русские народные промыслы. Холуйская миниатюра. June 19th, 2018

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами вспоминали Шемогодскую резьбу: а сегодня немного поговорим о Холуйской миниатюре. Это народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.
В документах за 1613 г. слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. Название «Холуй» произошло от промысла на реки Тезе, недалеко от впадения её в Клязьму. Для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев, называемые «холуи», «холуйники» - так объясняет русский толковый словарь В.И. Даля значение этих слов.

Холуян в округе довольно зло называли «фараонами». Кличка пристала давно и толком никто не помнит её происхождения. Одни говорят, это оттого, что в селе стояло 28 часовен. Другие вспоминают, что так называлась рыболовная сеть. Третьи же утверждают, что в Холуе не принято было самим пахать и сеять. Делали это крестьяне соседних деревень. Вне зависимости от того, какая версия верна, «фараонов» не любили. Считали их богатеями: мол, ни пашут и не сеют, а деньгу большую никчёмной «малёвкой» зашибают.
Но это все зависть:-))

Отличительные особенности миниатюры Холуя отличить не всегда просто. Часто путают с Мстерой и о которой мы с Вами поговорим в следующий раз, и Палехом. Но у холуян более крупный, чем в Мстёре, приближенный к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком палешан, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.

Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны.
Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.

Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.
Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.

Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.
Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.
Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И отдают шкатулки в покраску, где их по несколько раз лакируют чёрным снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.

Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё V- VII вв. назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII в.). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера древней Руси, в том числе и древнего Холуя, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски - минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.


Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями.
Сусальное золото же полируют особо. И после этого - опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка. И всё это вручную, женскими, можно сказать, девичьими руками.
После революции иконописцы остались без работы. В конце 1920-х гг. мастера начали прибиваться к Мстёре. Там была артель, где делали «коврики»: маслом писали на холсте копии известных произведений. Вскоре в Холуе открылся её филиал. Но настоящего художника «коврики» удовлетворить не могли. Поэтому в 1932 г. холуяне решили попробовать силы в миниатюре. В 1934 г. холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Пузанов-Молёв организовали артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Холуйские художники с 1937 г. участвовали во Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в 1939 г. их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

В 1943 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в Холуе открывается художественная профессионально-техническая школа. В школу направляется выпускник Ленинградской Академии художеств У.А. Кукулиев.
Первые послевоенные выпускники школы Н. Бабурин, А. Костерин, Б. Тихонравов во главе с В.А. Беловым, учеником С.А. Мокина, а также талантливая молодежь из последующих выпусков - Н. Денисов, Б. Киселёв, В. Фомин, Н. Стариков и многие другие - по существу заложили холуйские художественные традиции лаковой миниатюры. С этого времени о Холуе заговорили как о признанном центре лаковой миниатюры, его изделия стали приобретать музеи, картинные галереи, российские организации, торгующие произведениями искусства. В 1959 г. в Холуе на общественных началах был создан Музей Холуйского искусства, который ныне имеет статус Государственного музея Холуйского искусства.

С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись выходит на международный рынок.
Наряду с миниатюрами начинают создаваться декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном, всё чаще начинают использовать насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета. Спектр сюжетов необычайно широк: былинные и сказочные сюжеты, темы из русского фольклора, эпические, исторические и литературные, батальные, жанровые и песенные, пейзажные, архитектурные и даже сатирические сюжеты, образы деятелей русской культуры. Всё это - в характерной холуйской манере, одновременно и декоративной, и реалистической, с тонкими индивидуальными различиями мастеров, но без утраты стилевого единства, и создало славу Холую как мировому центру лаковой миниатюрной живописи.

В 1989 г. Холуйское художественная профтехшкола преобразовывается в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое с 2000 г. носит имя Н.Н. Харламова и до сих пор готовит молодых художников для народных художественных промыслов. При этом молодежь обучается традициям лаковой миниатюры, художественной вышивки и иконописи, искусство которой возрождается в современном Холуе. И слава Богу:-)
Приятного времени суток.

В нашем интернет-магазине представлены уникальные работы мастеров из Холуя, которые станут прекрасным подарком или изящным дополнением к вашему интерьеру. Шкатулки, кубки, броши и футляры – мы предлагаем клиентам самые лучшие образчики исконно русского мастерства. Работы холуйских мастеров несомненно схожи с творчеством художников из Мстеры, Палеха и Федоскино, но также обладают своим особым почерком, выделяющим их среди других лаковых произведений.

Село Холуй расположилось в одной из самых живописных областей России – Ивановской. Удивительно красивые пейзажи, чья нежность и мягкость невыразимо прекрасны в любое время года, всегда были и есть источником вдохновения для живописцев. Деревня знаменита своими реками, которые наводняются весной, превращая деревню в миниатюрную Венецию. Сама природа сделала все, чтобы Холуй стал одним из центров русского творчества, знаменитым далеко за пределами России.

Творчество холуйских мастеров основано на древних традициях иконописи. Первые иконы были созданы монахами, обитавшими в Троицком монастыре, сохранившемся по сей день. Близость к Москве позволяла успешно продавать иконы, количество покупателей росло с каждым годом, и Холуй стал одним из российских центров иконописи. Когда грянула революция и церкви оказались под запретом, мастерство иконописцев стало неактуальным и опасным. Но Холуй пошел по стопам своих знаменитых соседей, в 30-х годах была создана художественная артель, и лаковое мастерство холуйцев вернуло себе былое величие. Искусство росписи постоянно развивается, в деревне функционируют музей, художественное училище и фабрика. Мастера выполняют работы для клиентов из Бельгии, Германии, Франции, Италии, США.

Холуйские миниатюры наносятся на папье-маше при помощи особых темперных красок. Главным отличием холуйской школы является то, что мастера обучались на черных картонных листах, вскрытых лаком. Это позволяло как экономить материалы, так и добиваться высочайшей точности исполнения. Холуйская роспись отличается высокой степенью реалистичности, сочетающейся с невесомой, утонченной декоративностью. В работах преобладают зелено-синие и оранжево-коричневые оттенки.

Не ограничивайте полет своей фантазии

В нашем электронном каталоге представлены работы лучших мастеров Холуя. Вы можете заказать любое изображение, вплоть до нанесения на шкатулку фотографии близкого вам человека, и мастера выполнят работу согласно вашим пожеланиям.

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о знаменитом народном промысле, зародившемся и живущем до сих пор в селе Палех Ивановской области — палехской лаковой миниатюре. Но не все знают, что в 39 километрах от села есть еще одно, под названием Холуй, где вот уже несколько десятилетий создаются всевозможные сувениры и изделия, известные как холуйская миниатюра. Несмотря на то, что обе техники похожи в исполнении, каждая из них обладает своей уникальностью.

Сегодня мы расскажем Вам об особенностях холуйского промысла, его истории, и, конечно же, покажем несколько замечательных образцов!

Истоки

Как и палехская техника, холуйская роспись берет свое начало в иконописи. Упоминания в летописях о талантливых мастерах-иконописцах в селе встречаются уже в начале XVII века. Местная иконописная манера имела ряд специфических и неповторимых особенностей, которые и выделяли иконы холуйских мастеров. Некоторые исследователи сходятся во мнении, что все дело в живописной местности, окружающей поселок, которая сильно поспособствовала пробуждению творческих способностей у жителей.

Изначально, как и везде, иконы писали исключительно монахи. Со временем они начинаю обучать и простых селян своему искусству, и за достаточно короткий срок Холуй превращается в один из лидирующих иконописных центров. Открывается художественное училище, начинают работу иконописные мастерские. Холуйские иконы не только отправляются в крупнейшие храмы и соборы страны, но даже участвуют во всемирных выставках. Но революция 1917 года обрушилась не только на палехских художников, но и их соседей: религия попала под запрет, и иконы перестали быть нужными.



Талантливые мастера остались без дела жизни. Поначалу им приходилось заниматься написанием так называемых «ковриков» - то есть, репродукций разных известных полотен для продажи. Легко представить себе, какие муки испытывает творческий человек, со своими идеями и вдохновением, вынужденный прибегать к такой работе. В результате несколько мастеров объединились и даже образовали артель, чтобы вместе заниматься поисками своего уникального пути. Так зародилась холуйская живопись.

Развитие

Рост популярности промысла наступает в 60-е годы, когда была образована Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры. Уже в 1961 году изделия начинают выходить на международный рынок: сначала был получен заказ из Лондона, затем из США, Германии, Бельгии, Франции и Италии. Такой успех способствовал стремительному развитию искусства, а также повышал престиж традиционных русских художественных промыслов в целом.

Мастера предприятия начинают изготавливать не только миниатюры, но и красочные лаковые панно, а тиражи выпускаемой продукции достигают более 700 штук. Сегодня фабрика по-прежнему действует в полную силу, и за более чем 80 лет техника исполнения не претерпела никаких изменений - традиции охраняются очень бережно.



Особенности промысла

Классические сюжеты представляют собой фантазии на тему русского фольклора (сказочные и былинные мотивы), истории страны, литературных произведений. Для техники характерно гармоничное сочетание реальности форм и повышенной цветовой декоративности, которое и делает изделия красочными и привлекательными. Как и палехские шедевры, холуйская миниатюра исполняется темперными красками (пришедшими из иконописной традиции). Нередко рисунок украшается сусальным золотом.