Методическая разработка "стилизация природных форм". Трансформация и стилизация в художественно-композиционном формообразовании Графический анализ растений при стилизации

Введение

Понятие стилизации

Способы стилизации

Выбор объекта для стилизации

Зарисовки растительных форм

Заключение

Введение

Тема данной курсовой работы: «Стилизация природных форм». В качестве обоснования необходимости проведения курсовой работы можно сказать следующее: она является итоговой при изучении дисциплины « Рисунок » и предусмотрена с целью закрепления материала дисциплины, приобретения навыков рисования и стилизации.

Также можно с уверенностью сказать, что тема данной курсовой работы очень актуальна, ведь роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Целью данной курсовой работы является выполнение стилизованной композиции, нахождение оригинального пластического решения при разработке стилизованного мотива.

Задачи, стоящие при выполнении этой работы: дать понятие стилизации и ее способам, выбрать объект для стилизации, сделать зарисовки растительных форм, а затем выполнить на основе изученного и проанализированного материала свою композицию.

Понятие стилизации

Прежде чем говорить о стилизации, немножко о том, что такое декоративность, как одна из форм выражения красоты.
Декор – значит украшение, декоративный – украшенный нарядный. Декоративность - особое качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность. Декоративность – это и повышенная цветовая яркость, и цветовая гармония, и тональное или контрастное решение, и плоскостность изображения, и орнаментальность, и условность решения темы, а подчас, и ограниченность в цвете, то есть все то, что присуще народному искусству. Стилизация - один из путей, ведущих к декоративности.
Стилизация – видоизменение и переработка природного мотива при наибольшем художественном обобщении с целью выявления условных декоративных его качеств. Иногда стилизацию называют декоративной переработкой.

Стилизацией называют намеренную имитацию наиболее характерных признаков того или иного стиля в необычном для него художественном и культурном контексте. Этот прием вошел в практику работы различных художников начиная с конца XVIII века. Они не только использовали приемы, заимствованные из произведений античности и Возрождения, но и переосмысливали в их стиле современные им образы. Стилизация всегда подразумевает творческое переосмысление, а не простое копирование. Вот почему ее надо отличать от подражания, которое также встречается в искусстве.

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приёмов изменения формы, объёмных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация-метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина «стиль».

В ходе исторического процесса определённые черты, свойственные целым историческим эпохам, отрабатывались, доводились до совершенства, таким образом, возникали исторические стили.

Стиль - наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определённого этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Чаще всего стиль определяют как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса. Содержанием и формой, колоритом и техникой выполнения, пространственными построениями. Если сравнить стиль и манеру, то манера – это особенные черты творческого процесса, а стиль - его конечный результат, обязательный синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.

Такие изобразительные средства композиции, как пространственный объём, цвет, линия, фактура, благодаря определённой организации художником, приобретают индивидуальный характер и, следовательно, стилевую окраску.

Искусствовед Б. Винер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться».

Стиль произведения несёт в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. Стиль произведения возникает, когда в мышлении художника происходит творческая работа, в результате которой изображаемый объект приобретает новую реальность, отличную от обыденной действительности и превосходящую её силой впечатления; когда в природную окраску предмета вливаются цветовые оттенки чувств, а динамика форм передает движение мысли автора.

Стилизацию можно подразделить на 2 вида:

А) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приёмов хохломской росписи);

Б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчинённое среде интерьера, сложившегося ранее).

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Способы стилизации

В основе стилизации лежит природный мотив. В дальнейшем, мотив станет частью орнамента или главным его элементом. Любая стилизация начинается с линейной зарисовки природного мотива. Линия лежит в основе изобразительного языка. Линейные элементы, подчиняясь художественному решению, могут превратиться в неповторимые пластические образы.
Природа таит в себе неисчерпаемые ценности, она бесконечно разнообразна в единстве гармонии. Работа над линейными зарисовками дает возможность ближе соприкоснуться с природой, разглядеть красоту там, где раньше взгляд не останавливался. Важно почувствовать пластику, изгиб, движение, всмотреться в каждую деталь и прочувствовать ее с карандашом (пером, кистью, ручкой, фломастером) в руке. Нужно в рисунке передать наиболее существенные черты, то, что является самым главным, несущественные детали можно опустить или ослабить. В дальнейшем это позволит сделать стилизацию максимально выразительной.

После линейных набросков следует силуэтное изображение мотива. Силуэт позволит увидеть зарисовку в целом, без излишней детализации. Здесь играет важную роль пятно. В нем должен быть выражен характер растительного мотива. В природе каждый предмет имеет форму, иногда простую, а иногда весьма сложную. Нужно осмысливать предмет своего изображения, попытаться передать форму силуэтом, при этом можно откинуть несущественные подробности. Чтобы декоративно переработать природный мотив подчас ненужно что-то выдумывать, достаточно лишь внимательно всмотреться в красоту, уже созданную природой. Возможно, нужно что-то упростить, что-то упорядочить или систематизировать, ввести или усилить ритм.

Стилизация – это создание определенного образа, раскрытие какой-то идеи. При этом желательно сохранять или усиливать природную пластику. Декоративные элементы должны подчеркивать форму мотива, а не разрушать ее.
Существует четыре основных принципа стилизации: 1) обобщение формы в ее границах; 2) обобщение формы с изменением абриса и упрощением конструкции; 3) превращение объемной формы в плоскостную; 4) изменение характера формы на более декоративный.
Первый этап стилизации графический, когда используется только два цвета: черный и белый. Здесь используются такие приемы как ритм, линия, пятно, штрих. После графической следует стилизация цветом.

Различные виды использования стилизации
Выбор объекта для стилизации

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.

В качестве объекта для разработки в своей работе я выбрала такой цветок как гардения. Я остановила свой выбор именно на этом цветке, так меня очень заинтересовала удивительная пластика и утонченность этого растения.

Сам цветок имеет округлый силуэт, а его листья овальный. Гардению отличает наличие остроконечности в форме листьев, стало быть, можно использовать при зарисовке заострённые углы, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и тёмное, различные светлотные тональности.

Для гардении характерна мягкая пластика форм цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно мягких тональных решений.
Заключение

В данной курсовой работе мы достигли поставленных целей и задач, так как полностью раскрыли понятие стилизации и её способы.

Вследствие долгого и тщательного изучения деталей объекта и выделении наиболее характерных для него деталей, выявлении пластики формы, ритма, внутреннего строения и текстуры были сделаны зарисовки растительных форм. Стилизация объекта достигалась за счёт использования различных приёмов: штрих, чёткая линия, пятно, точка как элемент обработки поверхности, различные виды декора.

Список использованных источников

1.Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» - М.: изд. центр ВЛАДОС,2006.

2.Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись» - М.: Высш. шк., 2007.

3.Сокольникова Н.М. «Основы композиции», «Основы рисунка». Обнинск. Издательство «Титул». 1996.

Стилизация - намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте.

Стилизация - декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений.

Создание стилизованной декоративной композиции необходимо начинать с осмысления ее в целом. Выбранные в качестве мотива формы должны пройти сложный путь преобразования, в результате чего определяется, что является главным, аниболее существенным для выражения идеи автора. Главный узел изображения и важная деталь могут быть выделены за счет композиционного расположения, акцентированы цветом, или, для большей убедительности, увеличены в размере.
Для усиления выразительности образа можно утрировать то, что активно выделила природа. Например, для хищных птиц особенностью является мощный клюв, значит, его можно изобразить крупнее, чем он есть на самом деле.
При декоративной обработке (стилизации) формы можно использовать природную фактуру, выделив ее графически, а можно внести момент сказачной фантастичности - орнамент.

Декоративная стилизация - художественное переживание пространства. Для декоративной стилизации характерно абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. при декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, то есть нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Очень важным этапом в создании рисунка стилизованной композиции является предварительная эскизно-зарисовочная работа, так как выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов.
Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный подчерк в передаче всем известных мотивов.

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.
С развитием дизана в области интерьера возникла необходиость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»

Методическая разработка

«Приемы стилизации

природных форм в декоративно-прикладной композиции»

Преподаватель МОУ ДОД «ДХШ»

Шабалина Т.Н.

Качканар 2011год

1. Пояснительная записка.…………………………………………..……….…3

2. Задание для подготовительного класса ДХШ (9-10лет)

«Треугольная страна»…………………………………………………………..9

3.Заключение……………………………………………………………………12

Список литература………………………………………………………..……13

4 Приложения…………………………………………………………………...14

Пояснительная записка.

Чувство прекрасного у человека развивается и воспитывается с детства. Начинается это воспитание в семье, в процессе общения с природой, книгами и продолжается в школе, где формируется более глубокое восприятие прекрасного.

Знакомство с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства начинается для ребёнка на уроках в ДХШ. Обучение изобразительному искусству осуществляется по видам деятельности: это рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Большое значение имеет комплексность обучения, то есть обучение практическим и теоретическим основам одновременно. В процессе такого обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения, формы, линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования и лепки, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Главная задача преподавателя – развить художественно-творческие способности обучающихся, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован, для творческой работы. Интерес обучающихся к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке дать им пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, развивают, у них художественные способности во многом зависит от того, как преподаватель организует и проведет урок.

Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора детей, их интересов, развитию их мышления, творческого воображения, развивают зрительную память, формируется целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир.

Большую помощь в формировании художественного мировоззрения обучающихся может оказать цикл заданий по стилизации. Термин «стилизация» широко используется не только в литературе, драматургии, он практически приравнивается к понятию «декоративность» в изобразительном искусстве. Стилизация это намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т. п. в ином, применительном только к пластическим искусствам смысле, стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный метод ритмической организации целого; наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором объект изображения становится мотивом узора.

Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессе формирования художественного образного мышления обучающихся. Как показала практика, занятия по стилизации необходимо проводить в тесном взаимодействии с академическим рисунком и живописью, а так же осуществлять межпредметные связи, например с композицией, цветоведением.

Перед педагогами стоит важная задача – ребенок должен смотреть на вещи, явления, окружающие нас, анализируя внутреннюю конструкцию, состояние объекта, чтобы затем суметь трансформировать, видоизменить, упростить, сделать более удобным, наконец, создать новый, авторский образец. Таким образом обучающихся необходимо помочь развить плоскостно-орнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление.

Занятия по стилизации необходимо проводить поэтапно, четко следуя методике, начиная от простейших заданий на одно – трех предметные композиции и постепенно подводя к беспредметным, образно-ассоциативным, психологическим. Таким образом, вырисовывается общая картина системы заданий.

Понятие стилизации и стиля

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией .

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Стилизацию можно подразделить на два вида:

а) внешняя поверхностная , не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная , в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности. Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого. Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Стилизация природных форм

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.

В программе по композиции вопросу стилизации природных форм уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны и работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.

Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами.

В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него. Например, колючий «чертополох» отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении – контраст и разные тональности. Также будет уместно применить прием геометрической стилизации, использовать геометрические фигуры как модуль (создать образ из треугольников). Количество модулей следует ограничить (не более трех).

Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.

Предварительная эскизно- зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.

Выделим основные требования к зарисовкам природных форм:

    Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, животного его силуэта, ракурсных поворотов.

    При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

    Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).

    Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм, делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.

    В работе с природными мотивами как кора, перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор, выразительный по ритму и пластике, выявляющий особенности объекта.

Занятия по стилизации необходимо проводить поэтапно, четко следуя методике, начиная от простейших заданий на одно предметных композиций и постепенно подводя к беспредметным, образно-ассоциативным.

Методическая разработка рассчитана на подготовительный класс Художественной школы (9-10 лет) на 2 учебных часа.

Задание для подготовительного класса ДХШ (9-10лет)

«Треугольная страна»

по предмету «Декоративно-прикладная композиция».

Тема: Геометрическая стилизация природных форм.(2 часа)

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «стилизация»; выполнить декоративную геометрическую стилизацию выбранного объекта

(на выбор: насекомые, птицы, звери).

Задачи:

    Познакомить обучающихся с понятием «стилизация»;

    Совершенствование технических умений и навыков владения художественными материалами;

    Развить художественно-творческие способности обучающихся;

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: индивидуально-групповая работа.

Дидактические материалы и оборудование : рисунки и фотографии с изображением натуральных природных форм и стилизованных аналогов, презентация с изображениями стилизованных природных форм, примеры разработанных приемов стилизации.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук

Результат урока: выполнение каждым обучающимся композиции, применяя геометрическую стилизацию природных объектов.

Этапы урока:

Подготовительный

1.Проверка готовности к уроку.

2.Сообщение цели и задач урока

3. Создание игровой ситуации - мотивация обучающихся к созданию собственной композиции.

Основной

Практическая работа

Показ учителя

Поэтапное выполнение приема геометрической стилизации:

    Выбрать и проанализировать природную форму(объекта);

    Определение модуля(треугольник);

    Применение модуля в стилизации объекта, опираясь на его природную красоту и гармонию;

    Выполнение в материале (фломастеры);

Работа учащихся

Выполнение самостоятельной работы

вначале упражнение на стилизацию простых форм, затем создание собственной композиции.

Индивидуальные консультации по ходу занятия.

Заключительный

Подведение итогов урока, анализ выполненных работ с точки зрения композиции, колорита.


Ход занятия.

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Результат

Методы, формы работы

Организацион-ный этап

(3 мин.)

Проверяет отсутствующих, наличие необходимых материалов (бумага А-3, фломастеры, карандаш, резинка)

Готовятся к уроку

Готовность к уроку

Групповая форма работы

Основной этап

1. Раскрытие темы и цели урока

(3 мин.)

Вступительное слово.

Преподаватель освещает тему урока, сообщает комплексные задачи урока.

Словестный метод

2. Мотивация

(4 мин.)

Преподаватель создает игровую ситуацию (мы попадаем в Треугольную страну), мотивируя обучающихся на изучение темы урока.

Положительная мотивация обучающихся на учебную деятельность

Игровой прием. Беседа.

3. Выполнение упражнения с модулем

(треугольник).

(20 мин.)

Показывает примеры стилизации.

Простые упражнения с модулями.

Внимательно смотрят.

Выполняют упражнения.

Формы работы практические и

индивидуальные

4.Практическая работа

(50 мин.)

Самостоятельный выбор природного объекта и его стилизация (эскизные поиски).

Выполнение обучающимися композиции в материале.

Выполняют декоративную стилизацию выбранного объекта

Развивают фантазию, совершенствуют практические навыки.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Формы работы практические и

индивидуальные

5. Подведение итогов работы

(10 мин.)

Предлагает сделать выводы по практической работе.

Говорят о результатах своей работы

Готовые композиции

Заключительный этап

(10 мин.)

1. Рефлексия

(подведение итогов занятия)

Задает вопросы.

Подводит совместно с обучающимися итоги.

Организует обсуждение деятельности на уроке.

Вместе с преподавателем подводят итоги занятия.

Выставка готовых работ

Анализ, сравнение.

Заключение.

Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессе формирования художественного образного мышления обучающихся, в качестве упражнений рекомендую применять на начальном этапе работы над любой декоративной композицией, независимо от темы и возраста обучающихся.

В данной методической разработке я рассматривала «стилизацию» в качестве процесса творчества, позволяющего развить и закрепить навыки в работе с художественными материалами, проследить на практике законы композиции, научиться методически правильно вести работу над декоративно-прикладной композицией.

Список литературы

    Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.

    Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.

    Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.

    Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

    Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

Приложение

Приложение 1.

«Чертополох».

Приложение 2.

«Вьюнок».Пример декоративной стилизации (пластической).

Приложение 3.

«Носорог», Рубан Полина 9 лет,

Пример декоративной стилизации (геометрической).

Приложение 4.

«Змея», Богаева Кира 9 лет,

Пример декоративной стилизации (геометрической).

Приложение 5.

«Зайка», Синцова Саша 8 лет,

Пример декоративной стилизации (геометрической).

Приложение 4.

«Ящерица», Елфимова Настя 9 лет,

Пример декоративной стилизации (геометрической).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

На тему:

"Стилизация растительных форм в орнаменте "

Полищук Ольга Вениаминовна

Преподаватель ДХШ № 1 им. Н.П.Шлейна.

Кострома 2015 г.

" Искусство это абстракция, извлекайте ее из природы, фантазируя на ее основе, и думайте больше о процессе творчества, нежели о результате".

Поль Гоген

Содержание

1. Пояснительная записка. Понятие орнамента и его виды.

5. Конспект урока на тему: "Стилизация растительных форм в орнаменте на уроках декоративной композиции".

6. Список литературы.

7. Творческие работы учащихся ДХШ.

8. Список дипломов городских, областных, региональных, международных выставок-конкурсов.

1. Пояснительная записка

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир.

Литература об орнаменте может быть обширною. Текст во всех произведениях носит второстепенную роль. Я пришла к убеждению, что нужно рассказывать об орнаменте на уроках композиции, что давало бы ученику понятие о его главных формах. Более коснусь растительного орнамента. Я назвала свою работу " Стилизация растительных форм в орнаменте", в ней хочу показать каким образом растения можно преобразовать в художественную форму.

Известно, что природа и искусство тесно взаимосвязаны. Живопись и скульптура основаны на более или менее прямом подражании природе. Орнамент точно также основан на подражании природе и, действительно, для орнамента имеется масса первообразов в природе.

Первообразом для орнамента служат растения, животные, люди и художественные произведения человеческого труда. Каким же образом художник должен преобразовать образец, взятый из природы, в такую форму и цвет, который, в виде орнамента, мог бы соответствовать своему назначению? Что же такое орнамент в сравнении с первообразом в природе? Это есть украшение, исполненное человеческой рукой, преобразованное его фантазией.

Орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15-10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась - украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Орнаменты могут помещаться в различных местах, причем характер орнамента должен сообразовываться с характером той части объекта, которую он украшает. Таким образом, орнамент(украшение)- это узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов -растительных или животных мотивов, и предназначенный для оформления разнообразных вещей(предметов быта, мебели, одежды, оружия и т.д.), архитектурных сооружений.

В зависимости от мотивов (мотив- часть орнамента, его главный элемент), орнаменты делятся на несколько групп: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т. д. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» - это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно - обобщенно. Композиции такого орнамента весьма разнообразны.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.

Тератологический орнамент. Его мотивами являются персонажи, созданные фантазией человека, могут одновременно иметь признаки разных животных или животного и человека-русалки, кентавры, сирены.

Каллиграфический орнамент . Состоит из отдельных букв или элементов текста, иногда в сложном сочетании с геометрическими или растительными элементами.


Геральдический орнамент . В качестве мотивов используют знаки, эмблемы, гербы, элементы воинского снаряжения-щиты, оружие, флаги


Не редко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов. Такой орнамент можно назвать комбинированным.

По композиции орнаменты делят на несколько видов: в полосе(фризы), в квадрате, в круге, в треугольнике(розетты).

Существуют три типа: линейные, ячеистые, замкнутые орнаменты.

Линейные орнаменты - это орнаменты в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива.

Ячеистый или раппортный орнамент - это мотив, который повторяется и по вертикали и по горизонтали,это орнамент бесконечный во всех направлениях. Раппорт -это элемент орнамента, его главный мотив.



Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольник, квадрат, круг. Мотив в нем или не повторяется, или повторяется с поворотом на плоскости.

Орнамент может быть симметричным или ассиметричным .

Симметрия (от древнегреческого - соразмерность) - соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.

Ось симметрии - воображаемая линия, разделяющая фигуру на две зеркально равные части. По количеству осей симметрии фигуры бывают: с одной осью симметрии, с двумя, с четырьмя, а в круге вообще бесконечное количество осей симметрии.

В изобразительном искусстве симметрия - средство создания художественной формы. Она присутствует в орнаментальной композиции и является одной из форм проявления ритма в орнаменте.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повтора мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное свойство любой орнаментальной композиции. Характерной чертой орнамента является ритмический повтор мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты.

Ритмическое построение - это взаимное расположение мотивов в орнаментальной композиции. Ритм организует определенное движение в орнаменте: переходы от малого к большему, от простого к сложному, от светлого к темному или повторы тех же форм через определенные промежутки.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Неравномерный ритм придает композиции динамику, а равномерный делает ее спокойной.


2.Цели и задачи методической работы и обучения стилизации на уроках декоративной композиции.

В современной России серьезную роль в обучении детей и подростков играет система дополнительного образования, главное предназначение которого- мотивация ребенка к познанию и творчеству.

В художественной школе речь идет не только о приобретении базовых знаний и навыков изобразительной грамотности, но и о развитии творческих способностей.

Занятия в художественной школе должны научить детей последовательно и грамотно вести творческую работу, развивать способности образно мыслить и уметь видеть и отражать интересное, важное, удивительное. Для этого педагог включает ряд методических приемов на наблюдение, ассоциации, эмоции, которые побуждают ребенка к определенным переживаниям. Разнообразные формы, направленные на развитие творческого потенциала ребенка. Задача педагога- сохранить качества, характерные для детей: свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, увлеченность процессом изображения.

В основу всей работы должно быть положено стремление воспитать у учащихся способности не только изобразить действительность, но и выразить свое отношение к ней, то есть создать художественный образ.

Эмоциональная насыщенность занятий, на которых работают с красками и другими материалами, должна быть продуманной. Педагогу нужно воспитывать у детей чуткость к тому, какие чувства, настроения, способны выразить цвета как таковые, их градации и сочетания. Этому помогает "технология эмоционального настроя". Она предусматривает различные приемы: обращение к детской фантазии, пробуждение интереса при помощи игровых моментов, прослушивание музыки, текстов и т.д.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые разнообразные материалы помогают не допустить однообразия и скуки. Все это развивает воображение, эмоциональную отзывчивость детей, раскрывает творческие способности благодаря установлению связей между миром изображения и миром чувств и эмоций. Работы получаются разные, но у всех творческие.

По истечении многих лет педагогической практики понимаешь, что научить рисовать ребенка - это довольно увлекательный, напряженный, творческий путь. Ребенок, пришедший в школу, изначально просто горит желанием научиться: он внимателен, сосредоточен, готов к познанию, но его можно спугнуть, просто "огорошить " теорией изобразительной гра

моты, сложными понятиями и выражениями. Поэтому все зависит от учителя.

Типовые программы преподавания направлены в основном на обучение академическим принципам и задачам и не содержат материала для развития творческих способностей, не знакомят с новыми технологиями, техниками и приемами.

В современном мире школам дополнительного образования необходимо постоянно показывать высокий уровень деятельности, участие в различных конкурсах, выставках обязывает изучать новые художественные материалы, современные техники и приемы работы. Это, в свою очередь, ведет к тому, что появляется потребность перестраивать свою работу.

Методическая работа составлена с учетом тенденции в изобразительном искусстве нашего времени. Задачи методической работы:

    Расширить и обогатить знания и представления детей в области изобразительной грамоты, цвета, формы.

    Развить эстетические способности, формировать художественный вкус учащихся.

    Научиться применять метод демонстрации и прием наглядности в обучении(невозможно проводить занятия без таблиц, моделей и рисунков).

Цели и задачи обучения стилизации.

Цели:

    Художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими в процессе освоения программы стилизации, умений и навыков воплощать свои замыслы в художественные формы.

    Помощь в формировании мировоззрения ребенка, воспитании художественно-образного мышления, вкуса, восприятия красоты в природе.

    Выявление одаренных детей в области декоративной композиции их дальнейшее творческое развитие.

Задачи:

    Знакомство с приемами стилизации.

    Научиться стилизовать растительные формы разными способами.

    Научиться применять графические приемы в стилизации.

    Научиться навыкам самостоятельной работы с эскизами.

    Приобретение учащимися опыта творческой деятельности.

3. Декоративно-прикладное искусство, стилизация в орнаменте.

Художники декоративно-прикладного искусства во все времена уделяли большое внимание изучению различных форм растительного мира и их изображению на предметах быта: посуде, тканях, изделиях из дерева и другое.

Народные мастера создавали на плоскости или на объемной форме совершенно различные образы растительного мира, исходя из своего видения и сообразуясь со своим вкусом. Цветы и растения могли ими изображаться как в виде линейного рисунка, так и в виде сложной пространственной формы. Это зависело от степени стилизации природного мотива. Художник не использует мотивы природы для украшения предметов без какой либо степени стилизации. Стилизация, преобразующая реальный облик изображаемого, всегда достигается его обобщением. Цель стилизации- представить обобщенный и упрощенный образ изображаемого предмета, сделать мотив более понятным, максимально выразительным для зрителя, при этом, что важно удобным для исполнения художником. Материал, на котором будет исполнено изображение и место, отведенное для декора, заставляют художника выбирать те или иные варианты стилизации.

Растения- цветы, листья, плоды могли быть упрощенно стилизованы, переданы в натуралистической манере или их изображение могло быть усложнено. Листья изображались как масса листвы, иногда отдельно как лист папируса в Египте, лавровый и акантовый лист в Греции. Цветы были излюбленным мотивом, например, лилия в эгейском искусстве, роза в готическом, лотос и лилия в искусстве Египта, хризантема в Японии и др.

В 18 веке мастер сам придумывал изделие и сам исполнял его до последней операции. При создании орнаментального рисунка он всегда ориентировался на наглядный канонический образец. Крупные мастера эпохи Возрождения в Италии изготавливали рисунки для шпалер, тканей, керамических изделий. Изобразительные мотивы этого периода отличаются реалистичностью и праздничной цветовой гаммой.

В начале 19 века в Европе возрастает интерес к растительным мотивам. Изображение растений становится отдельной темой в искусстве. Получают широкое распространение художественно-промышленные школы. Обслуживание быстро развивающегося производства изделий, украшенных орнаментом, привело к появлению первых методов изображения различных мотивов, таких как метод "определения совершенных форм растений" и стилизация натурных зарисовок растений под орнаменты прошлого. При этом сохранялось копирование рисунков- образцов. Этот метод относится к классическим и существует в первой половине 19 века. Он был основан на применении в качестве орнаментального мотива идеализированной формы растения или его части, полученной в результате творческого обобщения природных форм. Растительная форма, согласно методу"совершенных форм" трактовалась художником с учетом орнаментов прошлых веков и определенных законов построения художественного изображения растений. Под творческим обобщением в нем понималась элементарная стилизация- схематизация на основе схожести очертания цветка, листа, плода с различными геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, круг и т.д.).

Ко второй половине 19 века большая часть произведений прикладного искусства была перенасыщена растительным орнаментом, что вызывало повторы наработанных ранее мотивов. Надежды на обновление орнаментальных мотивов стали связывать с нараставшим движением "возврата к природе". Появляются задания по рисованию растений с натуры.

В Германии и Австрии издаются книги и пособия по рисованию и стилизации растений, в частности: "Цветы и орнамент" Карла Крумбольца, "Растения в искусстве" Иосифа Риттер фон Штока, "Рисование растений стилизованных и натуральных" Иоганна Штауффагера, "Формы растений. Образцы и применение растений в орнаменте" Меурера.

Делали зарисовки двух видов. Первый вид охватывает зарисовки групп растений с сохранением всех случайных ракурсов, пропорций, окраски. Второй вид отличается тем что, ракурсы для изображения растений выбираются с учетом большего выявления особенностей. Работа идет с большим анализом конструкции и прорисовки. Орнаментальность достигалась уплощением натурного изображения за счет введения контура одной толщины, ровной заливки цветом, без передачи светотени.

Совместить в едином методе все накопленные достижения удалось М. Меуреру. Курс сравнительного изучения растительных форм Меурера включал: теоретическое изучение основ ботаники, рисование растений с натуры, рисование гербария, копирование прошлых орнаментов. Затем ученики могли переходить к видоизменению естественных растительных форм в художественные на основе своей фантазии. При этом в процессе трансформации форм растений нужно было думать не только о красоте, но и учитывать материал в котором будет выполнен орнамент, а сами растения, цветы и листья, должны быть узнаваемы.

Таким образом, цель творческой стилизации в декоративно-прикладном искусстве – это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, над реальными объектами окружающего мира.

4. Принцип стилизации растительных форм. Понятие стилизации.

Так что же такое стилизация? Термин «стилизация» приравнивается к понятию «декоративность» в изобразительном искусстве.

Стилизация это намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т. п. в ином, применительном только к пластическим искусствам смысле, стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный метод ритмической организации целого; наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором объект изображения становится мотивом узора.

Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессе формирования художественного образного мышления учащихся. Как показала практика, занятия по стилизации необходимо проводить в тесном взаимодействии с академическим рисунком и живописью, а так же осуществлять межпредметные связи, например с композицией, цветоведением.

Перед педагогами стоит важная задача – ребенок должен смотреть на вещи, явления, окружающие нас, анализируя внутреннюю конструкцию, состояние объекта, чтобы затем суметь трансформировать, видоизменить, упростить, сделать более удобным, наконец, создать новый, авторский образец. Таким образом учащимся необходимо помочь развить плоскостно-орнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление.

Понятие стилизации и стиля

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией .

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Стилизацию можно подразделить на два вида:

а) внешняя поверхностная , не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная , в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности. Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого. Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

Стилизация природных форм

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.

Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами.

В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него.

Например, колючий чертополох отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении – контраст и разные тональности

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность .

Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.

Выделим основные требования к зарисовкам природных форм:

    Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, животного его силуэта, ракурсных поворотов.

    При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

    Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).

    Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм, делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

В первую очередь, декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда – искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые – округляют или же сжимают. Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное.

Результатом творческой стилизации является изображение объекта с обобщёнными признаками, придающими изображению символичность.

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип - художественная трансформация реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и изобразительных приёмов.

Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель - превращение реальных природных форм в стилизованные или в абстрактные, наделённые выразительностью и эмоциональностью такой силы, яркости и запоминаемости, которые недостижимы в реалистических изображениях.

Конспект урока на тему: "Стилизация растительных форм в ленточном орнаменте на уроках декоративной композиции".

Тема занятия : «Стилизация растительных форм в полосковом орнаменте»

Цели занятия:

Образовательная: ознакомить учащихся с особенностями стилизации растительных форм, раскрыть понятие «стилизации», рассказать все об орнаменте , его видах. Освоение стилизации как способа переведения внешних форм растений в орнаментальные мотивы.

Организация ленточного орнамента, состоящего из растительных мотивов, полученных в процессе стилизации.

Развивающая: способствовать развитию творческого мышления и дать возможность его реализации, создав на уроке условия для выбора творческого решения своей композиции растительного мотива, расширение кругозора и знаний обучающихся в области декоративной композиции.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства любви к искусству, формировать чувство композиции, прививать аккуратность при выполнении работы.

Задачи:

1.Закрепить понятие "орнамент".

2. Дать понятие о стилизации.

3. Изучить строение растительных форм.

4. Обучить стилизации данных растительных форм с помощью средств графического выражения.

5. Закрепить понятия симметрии, ассиметрии.

6. Развитие чувства ритма.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Этапы работы:

1. Проанализировать строение данной растительной формы(в каких геометрических фигурах она может быть представлена в изображении).

2. Стилизовать данную растительную форму с помощью средств графического выражения:

    Создать линейное изображение орнаментального мотива, взяв за основу геометрические элементы(фигуры).

    Создать на основе пятна изображение орнаментального мотива.

3. Используя полученное изображение, создать растительный мотив, который будет являться раппортом для ленточного орнамента (работа над эскизом).

4. Увеличить изображение орнамента. Орнамент ограничить 2-3 повторяющимися растительными мотивами(раппортами).

5. Выполнить изображение орнамента в цвете.

Ход занятия.

Сообщение темы, обсуждение цели занятия. Итак, сегодня тема нашего занятия: «Стилизация растительных форм в ленточном орнаменте ».

Цель занятия- познакомиться с особенностями стилизации растительных форм и применить полученные знания на практике. Сначала мы вспомним что такое орнамент и его виды, а затем перейдем к стилизации. Орнамент-это украшение. Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков. Орнамент является надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени, народу, стране.

Орнамент- это узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов- растительных, животных мотивов и т.д., предназначенной для оформления разнообразных вещей(предметов быта, мебели, одежды, оружия, архитектуры).

В зависимости от мотива орнаменты делятся: геометрический, растительный, животный, антропоморфный и т.д. Мы с вами рассмотрим растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат реально существующие в природе растения: цветы, листва, плоды и т.д. По композиции орнаменты делятся на несколько видов: в полосе(что мы с вами будем делать), в квадрате, в прямоугольнике, в круге. Исходя из этого, разделяют три типа орнамента: линейные, ячеистые, замкнутые.

Линейные орнаменты- это орнаменты в полосе с линейным чередованием мотива.

Ячеистые орнаменты- это мотив, который повторяется и по вертикали и горизонтали. Это орнамент бесконечный во всех направлениях.

Замкнутые орнаменты компонуются в прямоугольнике, квадрате, круге.

Рассматривая все эти орнаменты,мы замечаем, что природная форма, силой воображения с помощью условных линий, пятен превращается во что-то новое. Мы угадываем растение, хотя оно все же не такое как в природе. Существующая форма упрощается до предельно-обобщенной геометрической формы. Это позволяет много раз повторять мотив орнамента без лишних усилий. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, привело к плоскостности изображения. Вот это и есть стилизация- декоративное обобщение, упрощение, уплощение изображаемых объектов, с помощью изменения формы и цвета.

Как же природные формы превращаются в мотивы орнамента? Сначала выполняется зарисовка с натуры. Дальше- перевоплощение - переход от зарисовки к условной форме. Надо упростить, разложить изображение на простые геометрические формы. Это трансформация, стилизация мотива. Стилизация подразумевает отвлечение от несущественных признаков, заострение внимания на более значимых признаках, которые передают суть(напр. колючий чертополох). Из одной зарисовки можно создать разные орнаменты. Затем повторяя мотив, создается собственный неповторимый орнамент.

Предварительная эскизно - зарисовочная работа - очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции. Работа на уроке ведется в два этапа: в первом ученики делают зарисовку с натуры, а во втором переводят его в геометрическую форму. При это растение должно быть узнаваемым.

После того, как орнамент полностью изображен, начинаем думать о цвете. Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторяться. как и элементы формы. Они могут быть резкими, контрастными или мягкими. Контрастные сочетания создаются при употреблении цветов различных по светлоте, насыщенности. Наибольший контраст создается сочетанием черного со светлыми цветами. Более мягкое сочетание создает соединение с серым цветом. Резко отделяются по контрасту дополнительные цвета, теплые и холодные оттенки. Мягкость расцветки достигается цветами, взятыми в различной тональности. Могут быть созданы красочные сочетания разными оттенками одного цвета.


1.Пример как перевести зарисовку цветка с натуры в стилизованную геометрическую форму, на уроке декоративной композиции, не нарушая образ данного растения.

Силуэт должен вписываться в простые геометрические фигуры.

При разработке орнаментального мотива объемно – пространственную форму целесообразно превращать в плоскостную. При необходимости же объёмного изображения обязательно использовать обобщения, условности.

2. Пример, цветка Трандуна,стилизованного в разные формы, на уроке декоративной композиции. Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно ; однако любое растение при стилизации нельзя лишать узнаваемости (демонстративный материал- фотографии и рисунки с примерами стилизации растений).

При работе над эскизными зарисовками мотива (цветка.) необходимо обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. При этом особенности цветка могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости.

Каким же образом можно менять форму объекта? К примеру, если колокольчик имеет удлиненную форму, её можно вытянуть более активно, а цветок одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно максимально округлить.

Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразно избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям.

В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны.

Цвет и колорит орнаментальной композиции тоже подлежит преобразованию. Он может быть условным, совершенно отвлечённым от натурального варианта.

Детские работы, сделанные на уроках композиции.


Урок изобразительного искусства

в 7 «А» классе

Тема: "Стилизация простых природных форм(изображение растений)".

Цель урока:

1.Нравственное и эстетическое воспитание учащихся по средствам изучения искусства силуэтной графики, получение знаний практических умений и навыков по выполнению изображений стилизованных природных форм.

Задачи урока:

Образовательные:

Формирование знаний о силуэтной графики;

Формирование умений и навыков выполнения изображения стилизованных природных форм.

Развивающие:

Развитие творческого воображения в технике работы силуэтной графики;

Развитие внимания, мышления, памяти;

Развитие познавательной и творческой активности;

Развитие интереса к искусству силуэта;

Развитие мелкой моторики и точности движения рук.

Развитие аккуратности и графических навыков.

Воспитательные :

Воспитание интереса к силуэтной графики;

Воспитание эстетического вкуса к искусству силуэтной графики.

Оборудование:

Для учителя: наглядные пособия, доска, мел, конспект урока

Для учащихся: карандаши, ластик, черная и белая гуашь, тушь, кисть, вода, альбом.

Ход урока

Приветствие.

Организационный момент

Основная часть урока

Понятие стилизации и стиля

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Стилизацию можно подразделить на два вида:

А) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

Б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности.

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.

Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Стилизация природных форм

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.

В программе по декоративной композиции вопросу стилизации природных форм уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны и работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.

Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами.

В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него. Например, колючий татарник отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении – контраст взаимодополнительных цветов и разные светлотные тональности.

Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.

Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.

Выделим основные требования к зарисовкам растительных форм:

Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.

При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).

Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.

При зарисовке цветов необходимо детально изучить строение цветка, расположение и форму лепестков, их группировку и окраску, ибо это и будут те природные особенности объекта, которые дают возможность их декоративного преобразования.

В работе с такими природными мотивами как кора, срезы деревьев, мох, камни, раковины перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор, выразительный по ритму и пластике, выявляющий особенности объекта.

Исследуя части и детали формы, можно использовать лупу, микроскоп – это дает возможность разложения образа на части, оперирования разрезами для достижения определенных композиционных задач и передачи природных особенностей изображаемых объектов.

Подведение итогов урока

Дети приступают к работе. Перед тем как приступить к выполнению в тоне сначала показывают предварительный рисунок мне.

Анализ работ детей, показ детских работ (выставка детских работ).