Сценарии работы с пальчиковыми куклами. Мастер-класс для педагогов «Кукольный пальчиковый театр своими руками. Примерные сценарии вводных занятий по программе «Кукловедение для малышей»

СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Сценарий спектакля: «Пальчиковый театр Репка».

Цель : Развитие речи детей средствами устного народного творчества.

Задачи :

1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;

2. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчикового театра ;

Материал :

Пальчиковый театр из сказки «Репка » ; мягкая игрушка собачка, настольный театр по сказке «Репка » .

Предварительная работа :

1. Чтение потешки о собачке «Ешь, собачка!»

2. Разучивание игры «К нам пришла собачка» ;

3. Рассматривание игрушек и иллюстраций по сказке «Репка » .

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей, здоровается с ними, говорит какие они сегодня все нарядные, глазки у всех блестят.

Ребятишки, а вы любите сказки?

Да любим (ответ детей) .

Вижу, заблестели глазки!

А хочу я вас пригласить совершить путешествие в сказку, на сказочном паровозике.

Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим мотор р-р-р.

Поехали пых - пых - пых.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят

Везут, везут вагончики

В сказочку ребят.

Вот мы и попали, ребята с вами в сказку.

Ой, ребята, что-то тут случилось, так тихо, куда же все подевались?

Никого не видно?

Нет, отвечают дети.

А знаете ребятишки, мы с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз - два - три - четыре - пять,

Будем сказку мы искать!

Из какой сказки эти персонажи, кто знает?

Дети называют сказки.

А кого же еще нет, каких героев сказки мы не нашли?

Да конечно деда с бабой.

Где же они?

Да вот они наши дед с бабой.

А где же их внучка?

И внучка вот она.

А теперь то мы можем с вами сказать какая это сказка?

Правильно это «Репка » .

А где же репка ?

Ребятишки посмотри те, а репку собачка Жучка спрятала, и отдавать нам ее ни хочет.

А знаете почему?

Она хочет, чтобы мы с ней поиграли.

Воспитатель подходит и берет собачку, читая потешку :

Ешь, собачка : ам,ам!

Я собачке каши дам.

Ест собачка в плошке,

А дочурка – с ложки.

Воспитатель обращается к собачке :

«Жучка садись в кружок, и мы с тобой поиграем

Проводится игра «К нам пришла собачка» ,

К нам пришла собачка

Умная собачка.

С детками играет,

Очень громко лает :

Гав-гав-гав!»

Воспитатель :- Как собачка лает?

Дети :- Гав-гав-гав!

Воспитатель :- Собачка добрая. Она любит играть с ребятами. А вы хотите с ней поиграть?

Дети : -Да!

Воспитатель сажает собачку на противоположную сторону, говорит :

Давайте подойдем к собачке и погладим ее.

Дети вместе с воспитателям идут к собачке, гладят ее. Собачка «лает и бежит» за детьми. Дети убегают на свои стульчики.

Воспитатель : - Никого собачка не догнала! Быстро дети бегают. А теперь вы догоните собачку.

Воспитатель имитирует бег собачки, дети догоняют ее, гладят.

Игра повторяется 2 раза.

Затем воспитатель говорит :

Дети, кто же сегодня прибежал поиграть с вами?

Дети : -Собачка.

Воспитатель : - Понравилось вам играть с собачкой, и собачке нравится играть с вами. Молодцы, все старались, быстро бегали, весело играли и собачка Жучка репку отдала .

Но что-то загрустили наши сказочные герои, что случилось?

Что? Да они хотят, чтобы мы показали про них сказку, покажем?

Тихо, тихо детки

Вы послушайте про репку

Сказка может и мала, Но про важные дела,

Начинается как надо :

Жили были дед да баба, Внучка, Жучка, кошка – Мурка,

А в подвале – мышь – норушка, Рядом деда огород, Дальше сказочка пойдет…

Дети вместе с воспитателем показывают сказку (пальчиковый театр «Репка » ).

По окончании сказки слышится гудок паровоза.

Воспитатель – ну что ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. А чтоб наши герои не скучали мы возьмем их с собой. Усаживаемся все по вагончикам и отправляемся в путь. Вот поехал паровоз, Деток в садик он повез. Ту – ту – ту.

Репка - коротенька сказка для малышей с огромным количеством повторов. Показывает, что вместе, всей семьей, всегда проще дело делать, чем в одиночку. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению ребенком мира человеческих чувств и коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Публикации по теме:

«Репка» Музыкальная пьеса по мотивам одноименной русской народной сказки «Репка» для детей 4-5 лет Автор Шелест С. В. - руководитель театральной.

"Пальчиковый театр из фетра" Моя группа детей очень любит играть и показывать театр, как девочки так и мальчики. В группе присутствуют.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вам мою "Книгу сказок"! Одно из моих хобби - это игрушки из фетра. На мой взгляд.

Пальчиковый кукольный театр – это увлекательное развивающее занятие для малышей. Оно отлично расширяет воображение, укрепляет мелкую моторику.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные,.

Государственное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2360

ЮВАО города Москвы

Сценарий урока на тему

«У КУКОЛ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!»

музыкальный руководитель

Годунова Татьяна Вячеславовна

201 1 год

г. Москва

Цель : Обеспечение музыкально-двигательной театрализовано-игровой деятельности. Расширять знания детей о многообразии музыкального мира .

Задачи:

Музыкальная деятельность:

    Учить импровизировать танцевальные движения, соответствующие характеру музыки и словам песни.

    обогащать музыкальные впечатления детей;

    развивать музыкальные способности детей;

    Расширять знания детей о многообразии музыкального мира .

Театрализованная деятельность:

    совершенствовать артистические способности, навыки и исполнительские умения детей;

    развивать умение разыгрывать театральные этюды;

    развивать мелкую моторику рук.

Художественно-речевая деятельность:

Воспитательные:

Материалы и оборудование:

магнитофон, воздушные шарики, маркеры разных цветов, куклы, коляски для кукол.

Музыкальный репертуар: Диск «Музыка П. И. Чайковского», песня «Ожившая кукла» муз. В. Я. Шаинского; песня «Кукляндия», музыка П. Овсянникова (аудиокассета «Ритмическая мозаика Бурениной).

У КУКОЛ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!

Театрализованное представление для старших дошкольников.

Сцена оформлена в виде кукольного городка. Под музыку на сцену выходят дети, одетые в «кукольные наряды. Звучит «Кукольный марш» П. И. Чайковского. Дети-куклы оживают, начинают двигаться под музыку. Когда музыка стихает, куклы замирают. Выходят ведущие – папа Карло и Василиса Премудрая.
Василиса (с поклоном ): - Здравствуйте, дорогие гости! Собрались вы здесь не просто! Вам покажут не картины – Любимых кукол именины! Папа Карло : - У кукол - день рождения! Что может быть прекрасней? Сейчас вам, без сомнения, Все станет сразу ясно! Василиса: - Вас мы рады видеть в зале, Ну, а нас-то вы узнали?

Отрицательный ответ детей.

- Ай-яй-яй, какой ответ! Как же так, не знаем, нет? Василисой называют И Премудрой величают. Ну, а спутник мой – старик, Кукол мастерить привык, Сделал он живого сына, Что зовется… Дети отвечают: «Буратино». Папа Карло: - Папой Карло я зовусь, Выгоню из дома грусть. Я игрушки мастерю, Кукол очень я люблю! Василиса: - А скажите мне, ребята, Вани, Пети, Саши, Кати, Лены, Веры и Танюшки, Все вы любите игрушки? Ответы детей. - Вот потому всех вас, детей, любящих играть и так любящих свои игрушки, мы пригласили на именины кукол. Сегодня единственный день в году, когда ваши игрушки могут с вами поговорить, ведь вы – их папы и мамы. Папа Карло : - Вы удивлены? Вы – такие маленькие – уже папы и мамы? Не верите? И хотите сказать, что ваши питомцы – куклы неживые?

2

Василиса: - Хотите, я докажу вам обратное? Ответьте мне на один вопрос: - Здесь, на празднике, на нашем Куклы ходят, скачут, пляшут. Пап Карло : - Нужно крикнуть: «Раз, два, три! Ну-ка, кукла, оживи!» Василиса: - Попробуем все вместе? «Раз, два, три! Ну-ка, кукла, оживи!»

Василиса взмахивает платком.

ТАНЕЦ КУКОЛ ( Музыка по усмотрению музыкального руководителя)

Василиса: - Убежали, улетели, Знать, у них немало дел, А похлопать вы успели? Хлопай тот, кто не успел! Папа Карло : - Вот такие у нас куклы! Живые! Они появились на земле давно, когда появился первый малыш. Василиса: - Когда это было? Не помнит никто, даже Баба Яга, которая живет много тысяч лет Папа Карло : - Куклы были всякие: тряпичные, глиняные, деревянные, резиновые, фарфоровые… И даже, представьте себе, каменные! Василиса: - И надоело им быть безмолвными, и решили они поговорить с вами, дети. Сначала это было так…

Звучит кукольный плач.

Папа Карло : - Затем вот так…

Звучит слово «Мама».

Василиса: - А затем вот так…

Одна «кукла» выходит и поет песню

В. Шаинского «ОЖИВШАЯ КУКЛА».

- Вот так номер, вот так класс! Куклы лучшие у нас! Папа Карло : - Скажите, ребята, вы когда-нибудь боялись своих кукол? А в старину их очень боялись! Поэтому им не рисовали лица и не давали имен. Василиса: - И к нам на праздник пришли куклы с огромной просьбой нарисовать им лица и дать имена. Встречайте бедняжек! Ведь вы не забыли слова: «Раз, два, три! Ну-ка, кукла, оживи!»

Выносят две куклы, у которых головы из воздушных шаров, а туловище – из шалей, вместо кистей рук – прихватки.

Папа Карло : - Жаль их, бедняжек, правда? А может, у нас в зале есть художники? Давайте поможем куклам обрести свое лицо! - Если рисовать ты мастер, То бери скорей… фломастер! Чтоб открыла кукла глазки, Нам нужны, конечно,… краски!

Два человека выходят и рисуют маркерами на шариках.

3

Василиса : - Нарисуем куклам глазки, Глянь, какая здесь краса! Будет личико, как в сказке, И до пояса коса! Папа Карло: - Ты придумай кукле имя, Чтоб не путала с другими. Загадаю вам загадку, Отгадайте, ребятня. Выясним сейчас на месте - Есть ли кто мудрей меня? В имени для нашей куклы Собрались четыре буквы, Буква «А» на букву «И» поменяли в книжке, Получилось и девчонке имя, и мальчишке. (Ответы детей .) - Так как же мы назовем эту куклу? Правильно, Маша, а ее друга – Миша!
Кукол уносят за кулисы. Под музыку в зал вбегает Петрушка .
Петрушка : - Привет, привет, кого я вижу! Здорово, как тебя зовут? Мариша? Ириша? А меня – Петрушка! Не ватрушка, не подушка, а веселый я Петрушка! А ты, наверное, Петя в красном штиблете? А я – Петрушка – большая игрушка! А ты Саша? Саша – простокваша! А как тебя зовут? А тебя? Нет, мне так со всеми не перезнакомиться. Сейчас каждый громко крикнет свое имя. Раз, два, кричи! (Дети отвечают .) Вот и познакомились!
Петрушка поет частушки: 1) Как на празднике игрушки Обойдутся без Петрушки? Я – народный персонаж! Я пришел на праздник ваш! 2) Шутки, песни и кураж – Испокон моя стезя, А иначе мне нельзя! 3) Я спою и вместе спляшем! Эй, не хмурься, веселись, Ведь на празднике, на нашем, Без меня не обойтись! Василиса: - Здравствуй, Петрушка, ну, и расшумелся ты! Папа Карло : - Он всегда такой неугомонный! Весь как на шарнирах. Весельчак и только! Петрушка : - Кому сегодня горько? Кто женится сегодня из кукольного народа?

4

Василиса: - Никто не хотел жениться! Петрушка : - Как не хотел? А я!? Некогда мне, Василиса, с тобой балясничать, я по важному делу прибыл сюда. Жениться хочу! Папа Карло: - А ты школу закончил? Петрушка : - Школу? Кто ж в школу меня возьмет, такого скомороха? Я ж там всех учителей насмешу! Так вы согласны меня женить? Остепенюсь, важным буду! Василиса, пойдешь за меня? Василиса : - Нет! Жених у меня есть, Иван-царевич! Петрушка : - Да чтоб я на такой зануде женился! Ты же на училку похожа! А мне нужна не умная жена, а румяная, можно, деревянная. Чтоб и в сарафане ходила, и на танцульках чудила. А ну, детишки, отгадайте, кто моя невеста? - Щеки красные у ней, А бока – луны круглей! И цветастый полушалок Надевает до бровей. Ай, невеста – просто клад, И умеет все подряд: И с сохой и с поварешкой – И зовут ее…… ДЕТИ: - Матрешка ! Петрушка: - Правильно. Матрешка! Петрушка! Петрушка! Матрешка! (Смеется.) Василиса: - Давайте вспомним поговорку, Поможем Петрушке. Раз, два, три! Ну-ка, кукла, оживи!

ТАНЕЦ МАТРЕШЕК

После танца Матрешки стоят шеренгой.

- Какая из них твоя невеста, Петрушка? Петрушка бегает, не может выбрать. Петрушка: - Не эта! Эта! Нет, снова не эта! А эта еще краше! Уф! Кого же выбрать? Ведь они, как сестры, одна другой краше. Петрушка останавливается, чешет затылок. Тем временем матрешки убегают изи зала. Да, не вышло жениться! А может, так и лучше! Гуляй, пока молодой! Лет 200-300 погуляю, может, и жениться надумаю! Папа Карло: - И то верно, Петрушка! Петрушка: - Нет, не жениться мне, видно, На одной женюсь – обидно, и другие захотят. Василиса: - Да, ступай, Петрушка, веселить народ. А то заскучает он без тебя, песни петь и плясать разучится. Петрушка: - Пойду я. Ой, а это кто там идет? Снова невесты? Тогда я никуда не иду! Василиса: - Петрушка, эти невесты еще подрасти должны. Петрушка: - Да они с колясками! Караул! Убегаю! Боюсь, когда дети плачут, я сам плакать начинаю.

Петрушка убегает за кулисы, на сцену выходят девочки с игрушечными колясками и берут кукол на руки.

Василиса: - Здравствуйте, маленькие мамы! Девочки: - Мы пришли рассказать о своих куклах!

Девочки вынимают кукол из колясок.

Девочка 1 : - Эту куклу зовут Даша, И она не любит кашу, И не пьет мое питье… Я все равно люблю ее! Девочка 2: - Моя куколка красива, Но немного молчалива. Говори со мной, Оксана! А она мне только: «Мама!» Девочка 3: - Хорошо, что молчалива, И не обижается. Я ей пальцем погрозила – Она улыбается! Девочка 4: - Эти лучшие подруги Наши куклы, наши дети. И как мамы, и как папы, Мы всегда за них в ответе!

Девочки исполняют ТАНЕЦ с КУКЛАМИ

(по выбору музыкального руководителя)

Василиса : - Спасибо, девочки. За ваш рассказ и за танец. Мы всегда в ответе за свои игрушки. Друзья, не бросайте их и не обижайте, и они долго-долго будут радовать вас! Папа Карло : - Ведь они дарят столько счастья! Василиса : - Вы идете с ними по жизни по стране с названием «Детство». Папа Карло : - Берегите игрушки, ведь они очень любят вас!

Звучит песня «Кукляндия» музыка П. Овсянникова,

дети исполняют заключительный танец.

Литература:
    Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей/ сот. Л. Е. Стрельцова. М.: Просвещение, 1992. Музыкальный руководитель. 2007, №6. Шаинский В. Я. Песни для детей. М.: Советский композитор,1986. Классные уроки. Стихи. М.: ОНИКС 21 век, 2003.

«Маленькие да удаленькие»

(экспозиция пальчиковых кукол)
Сценарий: Ромазан И.Е.
Задачи:


  1. Познакомить детей с пальчиковыми куклами

  2. Тренировать артикуляционную моторику

  3. Развивать внимание, мышление, память.

Материал:

Стол, стаканчики и пальчиковые куклы по количеству детей , подставки-ладошки (4шт.), Куклы еж, белка (би-ба-бо), сорока (на гапите).


Ход экскурсии:
- Здравствуйте, ребята!

Вас в музее видеть рада.

Все расселись по местам.

Здесь на полочках сидят настольные куклы. Давайте их назовем (дети перечисляют).

Ребята, хотите узнать, какие еще бывают театральные куклы? (Да) Тогда…

Посмотрите на ладошки…

Пропали слоник, лягушонок,

Ослик, петушок, зайчонок…

Что же делать? (ребята высказывают свои версии)
Обнаруживают на столе записку. Зачитать:

Ирина Евгеньевна, не волнуйся,

Если дети нас найдут

И на полочку вернут.
- Ребята, нужна ваша помощь. Поможете найти спрятавшихся кукол? (Да) Только как узнать, что это те куклы , которые мы ищем? (они должны быть маленькие, внизу должно быть отверстие, чтобы кукла могла сидеть на пальчике) . Ребята, куклы, которые выступают на столе называются… настольными, а как называются куклы , которые выступают сидя на пальчике? (пальчиковые) Значит, какие куклы мы будем искать? (пальчиковые)

Беритесь за руки и пойдем на поиски пальчиковых кукол.


Идут под музыку змейкой и выстраиваются лицом к лесу (декорации).
- Перед нами лес. Кто живет в лесу? (дети перечисляют) В лесу тишина… Может здесь спрятались пальчиковые куклы? Давайте их позовем: Ау! (руки сложить «трубочкой» у рта, произнести 3 раза протяжным звуком).
Появляется Ежик.

Еж Кто тут шумит? Что случилось?
Дети спрашивают Ежика про пальчиковые куклы.
Еж Я норку свою готовил к зимним холодам, поэтому пальчиковых кукол не встречал. Лучше спросите белочку , она по веткам прыгает, много видит.
Еж убегает.
- Давайте позовем белочку.

Дети зовут.

Появляется Белка .
Белка Вы меня звали? Что случилось?
Дети спрашивают Белку про пальчиковые куклы.
Белка Не видела я пальчиковых кукол. Вы спросите у Сороки, она везде летает и много что знает.
Дети зовут Сороку.

Появляется Сорока .
Сорока Тра-та-та-та-та-та!

Здравствуйте, ребята!

Почему кричите? Что случилось?
Дети спрашивают Сороку.
Сорока Конечно , видела. Только не знаю как это место называется .
- А ты нам его опиши.
Сорока Хорошо. Там есть занавес, сцена, освещение, слышны аплодисменты.
- Ребята, что это? (Театр) Где он находится? Спасибо, Сорока, ты нам очень помогла. Ребята, выходим из леса , возвращаемся в музей.
Под музыку идут змейкой, садятся на диванчики.
- Вот мы с вами и вернулись. Заглянем в наш театр. Откроем занавес. Чтобы лучше видеть включим освещение. Где же наши куклы? (дети высказываются).
Выполняется упражнение «Тук-тук!»
- Давайте пальчиком постучим по стаканчику и скажем такие слова.

В этом материале я расскажу о том, как изготавливаетсясамая элементарная пальчиковая кукла из картона и цветной бумаги. Технология изготовления пальчиковой куклы, о которой я расскажу, отличается от «пальчико­вой куклы-оригами» и на мой взгляд - очень интересна.

Но для начала - подведём психологическую базу под это праздничное занятие, которое показано отнюдь не толь­ко детям дошкольного возраста. Я продолжаю настаивать на том, что самые замечательные результаты кукло­терапия даёт именно взрослым.

В начале цикла статей я уже говорила о том, что в психотерапии (куклотерапии, сказкотерапии) используется три вида кукол (есть ещё один тип куклы - дополнительный четвёртый, но о нём в силу некоторых обстоятельств мы поговорим отдельно).

Вы уже читали материалы о трёхступенчатом процессе сказкотерапии при помощи вальдорфской куклы-марио­нетки.

Напомню, что психотерапия при помощи кукол проходит обязательно в три этапа:

Куклотерапия: этап первый - сам процесс изготовления куклы

Запомните, что пошив (вырезание) куклы - это не работа, которая ПРЕДШЕСТВУЕТ сеансу психотерапии. Это уже и есть САМА ПСИХОТЕРАПИЯ.

Никто в Вашем «классе» не сидит уныло, с ниткой в зубах и иголкой в руках, в полной тишине. Те, кого Вы со­брали -

  • внимательно слушают Ваш голос,
  • Ваш сценарий (пусть он будет даже и примитивный, как у свадебного тамады)
  • пытаются визуализировать то, о чём Вы говорите,
  • и затем наполнить сказочным смыслом каждое своё рабочее движение.

Тогда куклотерапия состоится.

Куклотерапия: этап второй - знакомство кукловода с куклой

Самое главное на этом этапе - научить пальчиковую куклу выражать эмоции и совершать действия. Установить раппорт между Вами и Куклой, а точнее протянуть электрическую цепь, соединяющую Вашу душу, Вашу волю, Ваши руки и Вашу куклу...

Не надо говорить о том, что такая работа развивает координацию движений. Это понятно без лишних поясне­ний. Но главное, что даёт урок «вождения куклы», так это умение адекватно выражать свои чувства и держать свои эмоции в руках.

Куклотерапия: этап третий - постановка сказки или мини-сценки с участием всех кукол

Здесь Вам не обойтись без сценария. Хотя не стоит слепо следовать «утверждённому» сценарию - психотерапев­тична именно спонтанная импровизация.

Элементарные пальчиковые куклы для сказкотерапии

Этап Первый

Итак, пальчиковые куклы. Но прежде чем мы возьмём в руки ножницы и картон, мы должны прослушать леген­ду, рассказанную Ведущим, проникнуться ею и «поверить» в неё, как сказал бы об этом Станиславский... Вот эта легенда.

Кукла нуждается в обществе...

Стул с высокой спинкой, накрытый тёмной тканью сыграет роль традиционной ШИРМЫ кукольного театра.

Спрячьтесь за стулом, если вы - Ведущий. Вокруг Вашего стула Вы организуете зрительские места, которые будут служить одновременно и местами рабочими.

Для этого на полу расстилается скатерть или клеёнка, на пол укладываются подушки и на рабочей скатерти каж­дый участник раскладывает свои рабочие инструменты и материал.

А теперь из-за ширмы появляется Ваша пальчиковая кукла, которую Вы изготовите сами предварительно. От лица этой куклы Вы и поведёте свой рассказ.

Кукла здоровается с собравшимися и представляется.

Кукла рассказывает, как одиноко ей в пустом кукольном театре и просит сочинить и смастерить ей друзей, обще­ство, город, в котором она будет жить.

Кукла просит всех закрыть глаза и за пять минут вызвать из своего воображения того героя, которого Вы будете ей мастерить.

Ваш ассистент гасит свет, включает хорошую медитативную музыку и по истечении пяти минут Вы выходите из-за ширмы, ставите куклу на стол как героя дня, так, чтобы её было всем хорошо видно и рассказываете - как же изготавливать пальчиковую куклу.

Свет включается, музыка выключается, процесс работы над психотерапевтической пальчиковой куклой начина­ется.

Как сделать пальчиковую куклу

Заготовьте сами или попросите принести участников:

  1. очень плотный картон разных цветов,
  2. цветную бумагу для рисования,
  3. быстросохнущий клей или скотч,
  4. ножницы,
  5. линейку,
  6. цветные карандаши, фломастеры или маркеры,
  7. разные аксессуары для изготовления шляп, волос, бород, корон, украшений и прочие мелочи.

Сначала на листе плотного картона рисуется голова куклы. Это - самое главное. Какой будет голова - такой бу­дет и кукла.

Затем голова продлевается длинной шеей - длиной не короче 5 см, шириной - 1,5 см.

Получается «чупа-чупс», то есть: голова+шея.

На втором этапе голова+шея аккуратно вырезается по контуру.

Третий этап - изготовление «НАПЁРСТКА», то есть держателя для куклы, который, собственно, и надевается на палец.

Прямоугольный кусок цветной бумаги для рисования сворачивается в трубочку (в «кулёчек») и закрепляется либо клеем, либо скотчем. В кулёчке остаются два отверстия: большое - для пальца, маленькое - для шеи куклы.

В этот кулёчек вставляется шея куклы и кулёчек надевается на палец. Шея куклы закреплена между пальцем и «напёрсточком».

Пальчиковая кукла готова!

Самый последний этап куклотерапии - презентация пальчиковой куклы

Теперь каждый участник выходит за ширму со своей пальчиковой куклой и представляет её так, как до этого представлял свою куклу ведущий.

Театр кукол - готов. Можете утверждать репертуар.

Людмила Михайловна Куренкова

Мастер – класс : «Кукольный пальчиковый театр » .

Куренкова Людмила Михайловна.

Мастер – класс предназначен для воспитателей.

Основной принцип : «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» .

Цель : Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей раннего дошкольного возраста.

Задачи :

Вызвать интерес к театрально – игровой деятельности. Познакомить с технологией изготовления театральной куклы , используя в работе картон.

Повышение профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора

Обучить участников мастер -класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра .

Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения.

Воспитывать интерес к театральной деятельности , к популяризации инновационных идей, авторских находок.

Ожидаемые результаты мастер-класса :

понимание его участниками сути работы педагога- мастера ; - практическое освоение участниками мастер -класса навыков в изготовления игрушек для кукольного театра ;

активизация познавательной деятельности участников мастер-класса ;

повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса в театральной деятельности и роста мотивации к формированию собственного интереса к театральной деятельности .

Технические средства : компьютер, проектор, экран, фотоаппарат.

Материалы и оборудование :

Цветная самоклеящаяся бумага;

Цветная бумага;

Фломастеры ;

Клей – карандаш;

Глазки готовые для кукол сказки «Курочка Ряба» .

1 Теоретическая часть

«Репка» . Что такое театр Театр кукол Кукольные

Роль кукольного театра «закрепощён» .

Театр

Существует четыре вида кукольного театра : настольный, пальчиковый , театр кукол типа Петрушки , театр марионеток пальчиковом театре .

Занимаясь театром театрализованных

Каждый педагог .

мастер класс .

«Курочка Ряба» .

Приложение с пошаговым фото.

III. Подведение общего итога :

Несомненно, элементы театрализованной театральных «Актёры» и «актрисы» театра

IV. Рефлексия.

Игра «Настроение» рука

До новых встреч!

I. Теоретическая часть

Уважаемые коллеги. Тема нашей встречи сегодня «Изготовление пальчикового кукольного театра по сказке «Репка» . Что такое театр ? Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Театр кукол – наиболее распространенная организация формы детского досуга. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка к детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому воспринимают ее как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, сказки, поёт, смеётся, плачет - это зрелище превращается в настоящий праздник.

Роль кукольного театра в развитии ребёнка невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён» .

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры.

Играя роль, ребенок может не только представлять, но и переживать поступки своего персонажа. И это, безусловно влияет на развитие чувств ребенка.

Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал.

Существует четыре вида кукольного театра : настольный, пальчиковый , театр кукол типа Петрушки , театр марионеток . Сегодня мы будем говорить о пальчиковом театре .

Занимаясь театром , мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняя её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх дети смогут использовать в повседневной жизни.

Каждый педагог регулярно задает себе вопрос «Как сделать эффективным процесс обучения?» . «Какая методика современной модели Я тоже нахожусь в постоянном поиске.

Почему я выбрала для представления мастер класс .

Ответ очень прост. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня- и я научусь.» Он является уникальной формой трансляции и передачи личного профессионального опыта

II. Практическая часть - изготовление пальчикового кукольного театра по сказки «Курочка Ряба» .

Приложение с пошаговым фото.

III. Подведение общего итога :

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках нашего Дома ребенка. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество.

IV. Рефлексия.

Игра «Настроение» . Посмотрите внимательно на стенд. Здесь вы увидите индикаторы вашего настроения. При помощи рук, и определенных жестов вы покажите свое отношение к занятию. Поднятая вверх одна правая рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки - занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные обе руки – ничего не изменилось в моем настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и н способные актеры.

До новых встреч!