Гергиев валерий абисалович. Биография валерия гергиева

Родившийся в осетинской семье в Москве в 1953 году и выросший на Кавказе Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И. А. Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине и ещё студентом консерватории был приглашён в Кировский театр.

В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира. С ним хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные коллективы. Однако его главное стремление остаётся неизменным - превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве). Художественные достижения маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды. Он - народный артист России (1996), лауреат Государственной премии России за 1994 и 1999 годы, с 1996 по 2000 и в 2002 году ему как лучшему дирижёру года присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска", Гергиев получил приз Дмитрия Шостаковича и премию "Золотой софит" за лучшую дирижёрскую работу в 1997, 1998 и 2000 годах. За выдающиеся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула "Лучший дирижёр года" (Musical America - США, Independent, Evening Standart - Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году Валерий Гергиев был избран действительным членом Международной академии творчества. В том же году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении - орден Дружбы и орден св. Месропа Маштоца. В 2001 году маэстро был награждён Крестом I класса "За заслуги" Федеративной Республики Германии за активное содействие в области германо-российского культурного обмена и личный вклад в популяризацию музыки немецких композиторов. Гергиев также был удостоен высочайшей правительственной награды Италии - ордена "Почётный кавалер" ("Ufficiale al Merito"). Такая награда вручается выдающимся гражданам страны, внёсшим особый вклад в благосостояние отечества в областях науки, экономики и культуры. Подобная честь оказывается иностранцам в исключительных случаях. 31 января 2002 года Владимир Путин вручил Валерию Гергиеву премию Президента России в области литературы и искусства.

В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, особенно произведений русской классики, что ставит маэстро особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля "Звёзды белых ночей" в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы "Семён Котко", а в 2000 году под его управлением прозвучала опера "Война и мир", ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000.

Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое внимание в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий этого направления стала опера "Парсифаль" (1997), поставленная в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над вагнеровским "Кольцом нибелунга". В мае 2000 года состоялась премьера первой части цикла - оперы "Золото Рейна", в 2001 - "Валькирии". Вся тетралогия впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке и в последовательности частей, предусмотренной композитором. В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие прихода маэстро в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принёсшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённые Римскому-Корсакову и Прокофьеву, - фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, "Псковитянке" и "Садко", добавились "Легенда о невидимом граде Китеже", "Кащей бессмертный" и "Царская невеста", а также "Игрок" Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным "Обручению в монастыре", "Огненному ангелу" и "Войне и миру"). Другие оперы, включая "Руслана и Людмилу", "Князя Игоря", "Хованщину", обе версии "Бориса Годунова", "Пиковую даму", "Мазепу" и "Иоланту", входят в число самых значительных выпусков в серии Philips - Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди "Сила судьбы". "Спящая красавица" и "Ромео и Джульетта" записывались на ранней стадии этого сотрудничества. В 1998 году вышли в свет "Щелкунчик" и "Жар-птица", а также "Прометей" Скрябина.

С оркестрами Мариинского театра, Венской филармонии, Роттердамской филармонии дирижёр записал произведения Бородина, Глинки, Мусоргского, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского.

Статья в The New Yorker так определяет устремления и результаты плодотворной дейтельности маэстро: «Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее праздненство звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь».

http://www.gergiev.ru/

Валерий Гергиев. Юбилей на родине предков

Одному из самых известных дирижеров планеты, руководителю Мариинки Валерию Гергиеву 2 мая 50! Круглую дату он отмечает не в Москве - где родился, и не в Санкт-Петербурге - где постоянно живет, а в Северной Осетии - на родине предков.

Валерий Гергиев счастлив. Он нацепил войлочную панаму, и как ребенок дурачится перед фотокамерой. "Я возвращаюсь в те годы, когда здесь жил, - говорит юбиляр, - по здешним ущельям мы мальчишками ходили в походы, вместе с родителями приезжали на выходные. А совсем недалеко отсюда мой дядя построил пионерский лагерь. Я даже участвовал в строительстве этого пионерского лагеря. Мне было 16 лет, я очень хорошо это помню: 69-й год, мы тогда там разбили футбольный стадиончик, поле выровняли, поставили ворота, для детей это был - предел мечтаний".

Один из самых известных дирижеров мира отказался отмечать свое 50-летие в Москве - где родился, в Ротр-Даме - где работает, в Нью-Йорке - где открывает каждый сезон в Метрополитен-опера, и даже в Санкт-Петербурге - где живет и руководит Мариинским театром. Отказался в пользу Владикавказа. Объясняет этот выбор Валерий Гергиев так: "Я сюда приехал не просто справлять юбилей, побутарить, поговорить, попить… Я хочу вернуться к истокам, которые мне давали силы в жизни. Потому что, если я сейчас имею силы и энергию, то набирал я их здесь".

"Хочу на родину предков", - сказал маэстро, собрал друзей и самолетом Як-42 отправился в Осетию. В аэропорту Владикавказа Гергиева встречали президент республики Дзасохов, самодеятельные коллективы и по национальному обычаю - пиво с осетинскими лепешками. Эскорт из нескольких машин прямо из аэропорта отправляется на открытие мемориальной доски на доме, где жил дядя Гергиева - Борис Лакути. Это он строил пионерские лагеря и возглавлял электронные предприятия Осетии. "Дядя Боря оказал на меня самое большое влияние, - говорит Валерий Абисалович, - и мама. Если бы не ее настойчивость, меня же в музыкальную школу не хотели принимать". "Ему поставили сплошные двойки: память - два, речь - два, слух - два. Не приняли. Но я настояла и сделала так, что Валеру в кандидаты взяли. Валера увлекался борьбой, - вспоминает Тамара Тимофеевна, - хорошо играл в теннис и в футбол". На теперь уже старый стадион "Динамо" Валерий Гергиев любил бегать гонять мяч и болеть за своих футбольных кумиров.

Гергиев и сейчас умудряется выкраивать время для любимой игры, хотя спит не больше четырех часов в сутки. Каждый день - концерт или репетиция. "Валерий во всех тонкостях футбола разбирается как в музыке. Помню, мы с ним оказались в Амстердаме на финале Европейского чемпионата, как он болел! России тогда не было среди финалистов, и вместе со мной он поддерживал французов", - рассказывает президент клуба "Олимпик-Марсель" Роберт Луис-Драйфус.

Гергиева называют даже не человеком-оркестром, а дирижером-холдингом. К своим "Белым ночам" он добавил еще один фестиваль - "Московский Пасхальный". В октябре намерен открыть "Русские сезоны" в Японии. А нынешний свой день рожденья начал с того, что подписал соглашение о строительстве в Осетии культурного центра имени Гергиева. На вопросы о личном отвечает: "Наверное, я - плохой отец своим сыновьям, но я еще и не самый плохой дирижер и руководитель театра. Когда и семья нужна, и фестиваль нужен, и там успеть, и тут, тогда возникают трудности. Но это - уже мои трудности, и я их решу в следующие 50 лет".

Гуля Балтаева (Вести.Ru)

«Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира. Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира».

The New Yorker (апрель 1998)

«Гергиев в качестве дирижёра-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю».

Boblinger Bote (июль 2000)

«Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского - это поразительное воплощение принципов ансамбля».

Дирижерская карьера Валерия Гергиева началась еще в студенческие годы в Петербургской консерватории, где его учителем был выдающийся музыкант и педагог профессор Илья Мусин. В эти годы Гергиев стал лауреатом Всероссийского конкурса дирижеров в Москве, а чуть позже - всемирно известного Конкурса дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна". Более 20 сезонов с 1977 года Гергиев стоит за пультом одного из старейших оперных театров России - Мариинского. С 1988 года маэстро - Главный дирижер и Художественный руководитель этого коллектива. За это десятилетие Валерий Гергиев осуществил в Мариинском театре несколько грандиозных творческих проектов: фестиваль Модеста Мусоргского в 1989 году, фестиваль музыки Сергея Прокофьева в 1991-92 годах, фестиваль "Римский-Корсаков в XX веке " в 1994 году. С 1993 года он ежегодно проводит Международный фестиваль искусств "Звезды белых ночей".

Феноменальная работоспособность маэстро, влюбленность в свою профессию позволили Валерию Гергиеву расширить репертуар, как оперный, так и балетный и вывести Мариинский театр в ряд лучших оперных театров мира. В 1993 году маэстро стал Народным артистом России, в 1993 и 1996 годах ему присужден титул "Музыкант года", "Дирижер года" в 1997 году. В 1996, 1997 годах Валерий Гергиев удостоен Всероссийской театральной премии "Золотая маска", а также премии имени Дмитрия Шостаковича и петербургской премии "Золотой софит" за лучшую дирижерскую работу в опере Вагнера "Персифаль".

Одна из последних работ театра - опера Александра Бородина "Князь Игорь". Новая версия этой оперы, поставленная в Мариинском театре в марте 1998 года, вызвала бурные споры среди критиков и любителей оперного искусства.

"Опера подразумевает очень много элементов, которые должны сходиться в каком-то гармоническом единстве, - говорит Валерий Гергиев- Гармонично - это точное слово для оперного спектакля. Звучание оркестра, хора, визуальный ряд, какая-то особая магнетическая атмосфера заставляет публику испытывать сильнейшие чувства. Живой контакт - вот к чему стремятся артисты и наши слушатели. И все-таки не так часто мы уходим из театра абсолютно удовлетворенными".

Когда наблюдаешь за Валерием Гергиевым во время репетиционной работы, вспоминаются слова знаменитого драматического режиссера Георгия Товстоногова: "Любая художественная деятельность в творческом коллективе предполагает осознанную диктатуру".

"Я думаю, диктатура у нас - это диктат музыки, говорит Валерий Гергиев, - диктат "его величества театра". Диктат музыки получается, со вторым определением у нас еще не очень хорошо. Нам еще не удалось создать такое положение, чтобы спектакли Мариинского театра выходили в синтезе всех элементов режиссуры, живописи, сценографии... Наша суперзадача - найти режиссеров, художников, которые могли бы на творческом уровне конца 20-го века создать совершенные оперные спектакли".

Творческая активность Валерия Гергиева - поразительна. Успевая ставить в Мариинском театре пять-шесть оперных премьер в год, он много концертирует за рубежом. В последние 10 лет Гергиев - главный дирижер Роттердамского симфонического оркестра, с 1997 года - главный приглашенный дирижер Метрополитен Опера. В 1993 году он организовал ежегодный фестиваль в Миккели (Финляндия), с 1996 года является руководителем "Гергиев-фестиваля" в Роттердаме и музыкального фестиваля в Элайте на Красном море. В Лондонском Альберт-Холле по инициативе маэстро и при его участии проводится цикл ежегодных Королевских Гала-концертов Королевского филармонического оркестра и артистов Мариинского театра.

"Наш театр сегодня должен закончить период таких героических, штормящих сезонов, когда невероятное количество задач и невероятный энтузиазм затрачены на премьеры, на гастроли по миру, - говорит Валерий Гергиев. - Хочется немного более спокойно и целеустремленно поработать над несколькими названиями оперных шедевров. Это нужно для достижения подлинной гармонии в опере. А предложений по-прежнему невероятно много".


Родившийся в 1953 году в Москве в осетинской семье, выросший на Кавказе, Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И.А.Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине, и еще студентом консерватории был приглашен в Кировский театр.

В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 он является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира, с которым хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные театры. Однако его главное стремление остаётся неизменным - превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве).

С оперной и балетной труппами Мариинского театра Гергиев проводит до 250 дней в году. С 1997 года он также является главным приглашённым дирижёром "Метрополитен опера" (Нью-Йорк). Такая должность впервые в истории этого театра была создана для Валерия Гергиева. Он дирижирует всемирно известными оркестрами: Венским филармоническим оркестром, Чикагским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, Берлинским филармоническим оркестром, оркестром Королевской оперы, театра "Ковент-Гарден", "Ла Скала".

Валерий Гергиев - инициатор создания и художественный руководитель многих международных фестивалей: За мир на Кавказе (Владикавказ), Миккели Фестиваль (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Киров-Филармония (Лондон), Роттердам Филармоник-Гергиев Фестиваль (Голландия) и, конечно же, Звёзды белых ночей в Санкт-Петербурге.

Ряд художественных достижений маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды, всемирную славу. Он - Народный артист России (1996), дважды лауреат Государственной премии России (1994, 1999), ему многократно присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска" как лучшему дирижёру года (с 1996 по 2000), приз Дмитрия Шостаковича и премию "Золотой Софит" за лучшую дирижёрскую работу в 1997 и 1998 годах. За выдающееся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула "Лучший дирижер года" (Musical America - США, Independent, Evening Standard - Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении - орден Дружбы и орден святого Месропа Маштоца.

В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, в особенности, произведений русской классики, что ставит его особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля Звёзды белых ночей в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы "Семён Котко", а в 2000 году под его управлением прозвучала опера "Война и мир", ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000.

Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое место в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий в данном ряду стала постановка "Парсифаля" в 1997 году, прошедшего в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над постановкой вагнеровского "Кольца". Уже состоялась премьера первой части - "Золото Рейна". Работа над всей тетралогией, которая впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке, завершится к 2002 году.

В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие его прихода в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принесшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённых Римскому-Корсакову и Прокофьеву - фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, "Псковитянка" и "Садко", находящимся в каталоге, добавились "Легенда о невидимом граде Китеже", "Кащей Бессмертный" и "Царская невеста". А также "Игрок" Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным "Обручению в монастыре", "Огненному ангелу" и "Войне и миру".)

Другие оперные записи, включая "Руслана и Людмилу", "Князя Игоря", "Хованщину", обе версии "Бориса Годунова", "Пиковую даму", "Мазепу" и "Иоланту", входят в число самых значительных выпусков из серии Philips-Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди "Сила судьбы". "Спящая красавица" и "Ромео и Джульетта" были записаны на ранней стадии этого сотрудничества. Выход в свет "Щелкунчика" и "Жар-птицы" (вместе с "Прометеем" Скрябина) в 1998 году отразил новые отношения Гергиева и Мариинского балета.

Сильные стороны музыкального таланта Гергиева, нашедшие отражение в этих записях, занимают не менее важное положение и в его оркестровых работах. С оркестрами Мариинского театра и Роттердамской филармонии он записал Бородина, Глинку, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского.

"Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира.

Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира" (The New Yorker, апрель 1998).

"Гергиев в качестве дирижера-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю" (Boblinger Bote, июль 2000).

"Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского - это поразительное воплощение принципов ансамбля". Guardian Weekly (27 июля - 2 августа 2000).

Статья в New Yorker"е так определяет его устремления и результаты плодотворной деятельности: "Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее празднество звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь".

Георгиев Валерий Абисалович – выдающийся дирижер, декан факультета искусств в СПГУ, председатель ВХО, лауреат и обладатель многих премий, почетный консул Люксембурга в Санкт-Петербурге.

  • дата рождения: 2 мая 1953 года
  • место рождения: СССР, г. Москва
  • знак зодиака: Телец

Несмотря на то, что место рождения г. Москва, свое детство мальчик провел в г. Орджоникидзе, что в Северной Осетии. На сегодняшний день город переименован и во Владикавказ. Отец семейства Абисал Заурбекович Гергиев по национальности осетин, как и его супруга, мама героя Тамара Тимофеевна Лагкуева. Есть еще две сестры Лариса и Светлана.

Местное музыкальное училище закончил по классу фортепиано и дирижирования. Затем было 5 лет учебы в Ленинградской консерватории, с 1972 по 1977 года. Будучи студентом, участвует в конкурсе дирижеров международного формата. Стал обладателем второй премии. Получив высшее музыкально образование, начинается трудовая карьера в Кировском театре. Здесь Валерию дают должность помощника гласного дирижера.

На тот момент главным был Ю. Темирканов. Но уже в 1981 году Георгиев сам становится главным дирижером симфонического оркестра Армении. Его руководство проходило на протяжении 4 лет. После того, как в 1988 году пост главного дирижера покидает Ю. Темирканов, по причине перехода на другой пост, то его место отдается Валерию Абисаловичу.

С этого момента Валерий Георгиев становится известным и его популярность растет.

Известность

Фестивали классической музыки проходят под управлением великого дирижера. Как только выезд за границу стало свободнее, Валерий Георгиев начинает выступать за пределами государства. Начиная с 1995 года и по 2008, занимает пост главного дирижера в роттердамском оркестре. Немало выступлений накоплено в Метрополитен-Опера. С 2007 года стал возглавлять Лондонский симфонический оркестр.

Валерий Абисулович руководит оркестром на оперных спектаклях, во время исполнения классических и симфонических произведений.

С 2010 занимает пост декана в СПГД, факультет искусств. Также становится председателем Всероссийского хорового общества с 2013 года. Входит в состав Совета по культуре и искусству при президенте России.

Свою трудовую деятельность в Мариинском театре Валерий Георгиев начал в 1996 году. С тех пор Мариинка возрождает прошлые традиции, не забывая смотреть вперед. На сегодня труппа театра дает по 760 спектаклей за 12 месяцев. Маэстро поспособствовал тому, что в театре стал намного богаче репертуар. Не забывает Валерий Абисалович и о новом поколении, потому нередко можно встретить юных дарований на сцене театра.

Также дирижер поспособствовал тому, что мировые произведения исполняются только на языке оригинала. Мариинский театр перестал ставить только балеты и оперы, теперь репертуар расширился и на другие жанры.

С 2003 года существует и активно работает «Фонд Валерия Георгиева», деятельность которого направлена на развитие и расширение театра. Постройка новых корпусов, функциональных помещений.

Личная жизнь

В 1999 году Валерий Георгиев женился на Наталье Дзебисовой. С тех пор у пары появилось три ребенка: Абисал 2000 г.р., Валерий 2001 г.р., Тамара 2003 г.р.

Есть еще дочь Наталья, которая родилась задолго до женитьбы, в 1985 году. Мама Елена Остович, на тот момент работала филологом.

Георгиев активный футбольный болельщик, поддерживающий «Зенит» и «Аланию».

Когда проходили выборы на пост президента России, то Владимир Путин сделал Валерия Абисаловича своим доверенным лицом.

Российский дирижер и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Лауреат государственных премий, народный артист России.

Биография Валерия Гергиева

Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в осетинской семье. Он вырос на Кавказе, в городе Орджоникидзе (Владикавказ) и рано остался без отца. Когда Валерию было семь лет, мать отвела его в местную музыкальную школу, где на тот момент уже училась старшая сестра мальчика, Лариса. Однако с первой попытка Валера в школу не попал - учитель принял его импровизацию на пианино за отстутствие слуха и рекомендовал матери отдать сына в футбол, которым тот интересовался гораздо больше. Вопреки этому совету, мать Валеры добилась его поступления в школу, и вскоре мальчик стал в ней лучшим учеником.

Дальнейшее образование Гергиев получил в Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова, в классе профессора И. А. Мусина. В возрасте 23 лет он стал победителем Международного конкурса Герберта фон Караяна в Берлине и Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве.

Творческая карьера Валерия Гергиева

Еще студентом консерватории Гергиев был принят в Академический государственный театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский) ассистентом главного дирижера. С 1981 по 1985 годы он руководил Государственным оркестром Армении. В 1988 году Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы Кировского театра, а спустя еще 8 лет, в 1996 году, становится художественным руководителем-директором. С приходом этого дирижера в истории Мариинского театра наступил новый период, когда бережное отношение к традициям сочетается с энергичным творческим развитием.

В 1996 году Валерий Гергиев стал народным артистом России. В 2003 году он получил почетное звание «Артист мира ЮНЕСКО»

В 1993 году по инициативе Валерия Гергиева в России впервые прошел фестиваль «Звезды белых ночей », ставший впоследствии ежегодным.

«Звезды белых ночей» вошли в десятку лучших фестивалей мира по версии австрийского журнала Festspiele Magazin.

Валерий Гергиев ввел традицию проведения тематических фестивалей. Некоторые из них были приурочены к юбилеям выдающихся композиторов. Так, в 1990 году состоялся фестиваль Чайковского, в 1991-м - Прокофьева, в 1994-м - Римского-Корсакова. Кроме того, Гергиев является инициатором создания и художественным руководителем многих международных музыкальных событий. В их числе фестиваль в Миккели (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Роттердам Филармоник-Гергиев фестиваль (Голландия), Московский Пасхальный фестиваль.

В 2004–2005 году Валерий Гергиев выступил инициатором проведения серии благотворительных концертов «Беслан. Музыка во имя жизни». Под его руководством состоялись выступления в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио, Риме и Москве.

За свои художественные достижения маэстро был удостоен множества званий и наград. Гергиев – дважды лауреат Государственной премии России (в 1994 и 1999 годах). Он неоднократно получал высшую театральную премию России – «Золотую маску » - как лучший дирижер года. Кроме того, Гергиев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени и орденом Русской Православной Церкви Святого Благоверного Князя Даниила Московского III степени (за участие в благотворительных и культурных программах Русской Православной Церкви).

21 августа 2008 года Валерий Гергиев выступил с оркестром Мариинского театра на площади в Цхинвале с концертом, посвященным памяти жертв среди мирного населения во время военных действий в Южной Осетии.

Валерий Гергиев является одним из ведущих дирижеров мира и работает с известными музыкальными коллективами. С 1995 по 2008 он занимал место главного приглашенного дирижера Роттердамского филармонического оркестра, с 1997 года является главным приглашенным дирижером нью-йоркской Метрополитен-оперы. В 2007 года Гергиев занял пост главного дирижера Лондонского симфонического оркестра, проработав до 2015 года. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр.

Валерий Гергиев во время российской презентации на закрытии Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году дирижировал оркестром, который в это время находился на Красной площади. В том же году известного дирижера избрали деканом нового факультета искусств СПбГУ.

Валерий Абисалович известен как актер. Он снялся в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» .

По утверждению «Российской газеты», Гергиева называют самым знаменитым осетином в мире. А журнал «Форбс» назвал дирижера самым финансово успешным российским музыкантом 2012 года и самым состоятельным деятелем культуры в России (2014 год).

В мае 2016 года симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Гергиева дал концерт под названием «С молитвой о Пальмире» в древнем сирийском городе Пальмиры, который был освобожден российскими войсками от террористов.

Помимо музыкальной деятельности, Валерий Гергиев является активным футбольным фанатом петербургского клуба «Зенит» и владикавсказской «Алании».

Награды Валерия Гергиева

  • 2000 - орден Дружбы - за особые заслуги в подготовке и провидении важных гуманитарных внешнеполитических акций
  • 2003 - медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
  • 2003 - орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в музыкальную культуру
  • 2008 - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • 2009 - благодарность Президента Российской Федерации - за проведение концерта Большого симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в поддержку пострадавших в период грузино-осетинского конфликта жителей города Цхинвала
  • 2013 - Герой Труда Российской Федерации - за особые трудовые заслуги перед государством и народом
  • 2014 - медаль «Герой Кузбасса» (Кемеровская область) - за значительные заслуги и достижения в концертной и просветительской деятельности, а также за большой личный вклад в развитие и сохранение классического искусства
  • 2016 - медаль «За освобождение Пальмиры» (Минобороны России)
  • 2016 - орден «Слава Осетии» (Северная Осетия-Алания) - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства Республики Северная Осетия-Алания
  • 2016 - орден Александра Невского - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность

Личная жизнь Валерия Гергиева

В 1998 году на одном из музыкальных конкурсов Валерий познакомился с осетинской девушкой Натальей Дзебисовой . Наталья на тот момент была юной выпускницей Владикавказского музыкального училища имени самого Валерия и мгновенно очаровала Гергиева, который был старше ее почти вдвое.

Несмотря на то, что до этого у Валерия было много увлечений женщинами из творческих кругов, прежде связывать себя узами брака он не спешил, и именно Наталья показалась известному дирижеру самой подходящей партией для женитьбы. Первое время их встречи носили скрытый характер, но спустя год, в 1999 году, состоялась пышная свадьба в Осетии, собравшая более тысячи гостей из разных стран СНГ.

Спустя год в семье родился первый ребенок - сын Абисал (2000), а следом за ним второй мальчик, получивший имя Валерий в честь отца (2001), и девочка Тамара (2003).

Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дебютом в театре стала «Война и мир» Прокофьева (1978). В 1988 году Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, в 1996 стал его художественным руководителем-директором, приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой.

С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Чайковского, в 1991-м – 100-летию Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Римского-Корсакова. В программах фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не звучавшие сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева – в 2016-м.

Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999мвозрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение «Кольца» на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017– во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD.

Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими

оперными театрами и фестивалями мира. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года после кончины основателя коллектива Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня – почетный дирижер коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр.

Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени Чайковского. Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.