История зарождения этикета. История и происхождение этикета


Почти каждый человек знает, что такое этикет. Конечно, мы стараемся следовать его правилам, но не всегда получается, т.к. существует много областей жизни, где есть свой этикет. И всё знать невозможно. Прежде всего, надо определиться что же такое этикет на самом деле. Этикет – это правила, законы, запреты, устои общества, которым необходимо следовать в интересах хорошего тона.

Чтобы понять, что мы делаем правильно, а что нет, начнем с изучения истории этикета. В дальнейшем мы опубликуем несколько статей по различным этикетам.

История возникновения этикета.

Разное время, разные народы диктовали свои правила. О них мы сейчас и будем вести разговор. Вернемся на многие тысячелетия назад. Какой мог быть этикет в первобытном обществе? Если ты добытчик, то волен есть добычу как угодно и где угодно. А если твое положение в племени достаточно высоко, то и вести себя можешь как угодно. Но даже в этом диком обществе существовали свои каноны бытия. Например, поклонение богам, стихиям. Люди относились почтительно к богам, и их посредникам – шаманам. Видимо, это и было самым первым проявлением этикета.

Далее рассмотрим картину Древней Греции. Общество перестало быть диким, оно достигло определенных высот в культурном и научном развитии. И это, несомненно, повлияло на этикет. Появились такие направления его, как деловой и застольный этикет. Конечно, это было только начальной стадией.

А вот жители Спарты уже следовали более строгим нормам. Хотя на наш современный взгляд, эти правила тоже кажутся странными. Одно из них – поощрение наготы в общественных местах (чтобы человек имел возможность показать свое тело таким, каким оно есть и не прятать изъяны). Второе предписание – обед вне дома, состоящий из одного блюда – брандахлысты. У спартанца, нарушившего эти правила, очень страдала репутация. Одновременно, в Греции правила этикета были диаметрально противоположны: приличная одежда и обед в кругу семьи.

Продолжим свой экскурс в историю этикета и рассмотрим средневековье. Иначе говоря, тёмные века. Начался упадок в развитии общества и этикет почти перестал существовать. Несмотря на это, именно тогда и появилось это слово – этикет, первый раз оно было употреблено при дворе Людовика XIV. В Европе в ту пору существовал культ поклонения даме. Однако, рыцари хранили верность лишь днем, а ночью забавлялись с местными красотками. Хотя они же и дали нам две хороших традиции – рукопожатие и правило снимать головной убор, чем показывали отсутствие намерения воткнуть в спину собеседника нож и отсутствие враждебности. В любом случае, этикету придавалось маленькое значение. В основном, ему следовали лишь при дворе.

И как противоположность Европе, в Феодальной Японии и Китае придавали значение каждой мелочи: жесту, движению человека. Правила этикета были равносильны законам. Враждебный взгляд, меч рукоятью вперед, отказ от предложенной тарелки риса, непочтительность могли привести к войне между кланами, вплоть до истребления одного из них.

Эпоха Ренессанса характеризуется расцветом технического прогресса, живописи, усилением контакта между разными странами. В то время и произошел огромный виток в развитии правил этикета. Этикет стал эквивалентом образованности и элегантности. Например, стало правилом мыть руки перед едой, уметь пользоваться столовыми приборами, соблюдать в одежде скромность, отказавшись от пышности.

Что касается России, то здесь весь этикет со времен средневековья заменяла одна книга – «Домострой», которая была написана монахом Сильвестром при царе Иване IV. Её основой было правило: мужчина – глава семьи и только он решает что хорошо, а что плохо. И только Петр I усмотрел, что правила домостроя давно устарели, позаимствовал европейские книги этикета.

В наше время, путём долгого отбора, жизненного опыта разных народов, этикет оставил в себе самые лучшие правила. Но это нельзя считать завершенным. Общество развивается и в каждой сфере его нужны свои правила поведения. Вместе с обществом будет развиваться и этикет, вбирая в себя все самое лучшее и необходимое. А мы рассмотрим далее как надо себя вести в современном обществе, чтобы не испортить впечатление.

Первое впечатление

Люди, общаясь друг с другом, создают в своем сознании образ собеседника, который основывается на восприятии внешности, речи, жестов, манеры поведения. Всё перечисленное и составляет имидж человека. Недаром существует поговорка «встречают по одёжке». Ведь именно во время первой встречи, а именно, как показали исследования, в течение первых десяти секунд знакомства или беседы создается первое впечатление о человеке. Чаще всего, оно играет решающую роль в судьбе каждого, например, при приеме на работу, при первом свидании.

Понятие «имидж» можно считать близким по силе воздействия на окружающих понятию «харизма». Только харизма дается человеку от рождения, а вот над имиджем можно поработать. Нужно только определить каким он должен быть, исходя из ваших целей и задач.

Например, если вы создаете себе имидж делового человека, то прекрасно впишетесь бизнес среду. Такой имидж связан с ограничениями в манере поведения, в одежде. Может быть, вы в глубине души испытываете дискомфорт, но вы просто обязаны соответствовать статусу. Несомненно, эти ваши усилия окупятся. Бывали случаи, когда солидный имидж при приеме на работу одного, имел большее значение, чем диплом другого.

Чтобы добиться положительного имиджа, необходимо много работать над ним и над собой. Вот несколько характеристик, которые отличают такой имидж: опрятный, привлекательный внешний вид, спокойная реакция как на критику, так и на похвалу, четкая, грамотная, правильная речь и многое другое.

Мимика и жесты в общении.

Чтобы речь была более выразительной, существуют жесты. Если у вас не получаются отточенные и своевременные жесты, то лучше руками не размахивать, а стоять спокойно, т.к., здесь тоже важна сдержанность и умеренность.

У каждого народа имеется свой язык жестов. Например, поднятый вверх большой палец в России означает одобрение, В США, Англии – голосование на дорогах или показатель, что все в порядке. Резко поднятый вверх палец – оскорбление, ругательство, но в Греции это означает «заткнись». В России, если мы считаем что-то на пальцах, то загибаем их в кулак, в Германии – наоборот, разгибают. Европеец, когда говорит о себе, показывает на грудь, азиат – на нос.

Поэтому, нельзя торопиться с выводами. Ведь смотреть и видеть – разные понятия. И мимика, и жесты могут оказаться лишь устойчивыми привычками собеседника, порой даже вредными. Мы привыкли считать, что если человек скрестил на груди руки, то это признак того, что он закрыт от собеседника. На самом деле, возможно он просто замерз. Вялое, слабое рукопожатие – не обязательно признак слабости или обиды, оно может быть вызвано болезненной царапиной на руке, или привычкой беречь руки (для музыкантов).

Не надо забывать, что жестами и мимикой можно управлять и многие этим успешно пользуются.

Правила поведения в общественных местах.

А сейчас мы, непосредственно, перейдем к этикету. Пока в общих чертах, а в следующих статьях рассмотрим каждый в отдельности.

Дверь. Начнем с входной двери. Сегодня крайне редко можно наблюдать, как двое людей спорят возле открытой двери: «Нет, только после Вас». Наше время диктует иные правила, иные скорости. И если кто-то кого-то пропускает вперед, тут не до церемоний – надо проходить. И это правильно. Но! По этикету мужчина должен пропустить женщину вперед, младший – старшего, подчиненный – начальника. Из двух людей, равных по возрасту и положению, первым проходит тот, кто ближе к двери. Если вы пришли домой с гостем, то первым должна войти хозяйка, а гость – следом. Гость входит первым, если хозяин мужчина. Если гость первый раз у вас в доме и не знает дороги, то вначале входит хозяин, говоря «Пожалуйста, за мной». Если гость женщина, правила те же. В случаях, когда гостя надо провести по учреждению или квартире, где есть еще двери, хозяин открыть ему дверь, затем, слегка опередить его перед следующей дверью, открыть ее, пропустить гостя и повторить все то же со следующей дверью.

Лестница. Казалось бы, что особенного можно сказать о правилах этикета на лестнице, но и здесь существуют свои законы. Поднимаясь по лестнице, мужчина должен идти позади женщины. Исключение составляют только те случаи, когда лестница ненадежная или темная. Спускаясь по лестнице, первым идет мужчина.

Если на узкой лестнице вам встретился пожилой человек, начальник или женщина, надо замедлить шаг, отойти в сторону и пропустить встречного. Женщины, пожилые люди и дети не должны отходить от перил, даже если это нарушает правила правостороннего движения.

Лифт. Поскольку лифт считается общественной территорией, находясь в нем, можно не снимать головной убор и здороваться с теми, с кого обычно приветствуете. Если женщина едет в лифте без спутника, она сама нажимает нужную кнопку. Если в лифте находится мужчина, и стоит близко к панели, он должен спросить остальных, в первую очередь женщин, какой этаж им нужен и нажать соответствующие кнопки.

Эскалатор. Мужчина дает возможность женщине первой войти на идущий вверх эскалатор, если нет отдельной причины для того, чтобы помочь ей сойти с эскалатора.

Магазин. В дверях магазина следует вначале пропустить выходящих, а потом войти самим. В магазинах и больших учреждениях мужчина не должен снимать головной убор. Но если это индивидуальное обслуживание, то шляпу следует снимать и приветствовать того, кто вас обслуживает. Подойдя к кассе, вы должны уже иметь наготове приблизительную сумму денег, а не задерживать остальных покупателей поиском денег в карманах и кошельке.

Продолжение читайте на сайте:

Трудности с ребенком...

Здравствуйте! Не знаю, что делать со своим ребенком..Он мальчик, 10 лет, живет 2 года у моей матери, переодически я забирала его к себе, часто разговариваем по телефону. С его отцом мы развелись ког…

Введение

Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается «домострой» (XVI в.)

Виды этикета

Этикет может значительно отличаться в зависимости конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.

Речевой этикет

Столовый этикет

Свадебный этикет

Траурный этикет

Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.)

Дипломатический этикет

Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)

Религиозный этикет

Служебный этикет

Телефонный этикет

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит, признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям. Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее),сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм). Несмотря на то, что нормы этикета связаны с существенным ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры. Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта. Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам. Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей, поскольку обладает ярким «игровым эффектом».

История возникновения этикета

"Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободных проявлений своих "недостатков?" - философски заметил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Очевидно, со времени появления на свет человек постоянно сталкивается с этой дилеммой - загонять себя в относительно узкие рамки самих же устанавливаемых правил поведения и одновременно находить обоснования несоблюдения их. Между тем мир цивилизованного общения привел в порядок и систематизировал такого рода правила. Нашел для них разумные объяснения функциональной полезности и целесообразности. Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация.Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах.

В XVII в., во времена короля Людовика XIV, стремившегося к укреплению своей власти всевозможными способами, сформировался придворный этикет как обязательный порядок поведения при дворе французского короля. Впрочем, такой же порядок существовал и при других монархических дворах Европы: Испании, Италии, Англии. Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако родиной этикета назвать их никак нельзя, так как в XV столетии в обеих странах господствуют грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. . Франция дала этому порядку определение, выразила его в словесной форме – etiquette.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Одним из важнейших условий и требований этикета являлось неведомое до того времени стремление нравиться окружающим, быть человеком приятных манер и речей. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить. Одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах.

Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гуситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

В России слово «этикет» распространилось в XVIII в. Со времени Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. Рождались новые общественные отношения, а значит, и новый церемониал. Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать прически, как следует поступать в различных ситуациях и т.д. В 1717 г. появился сборник поведенческих советов («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению собранное от разных авторов»), сразу приобретший популярность среди молодых дворян. Во второй половине XVIII в. в России старый патриархальный поведенческий порядок был вытеснен новым, выработанным дворянством. Основу его составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия. Но провинциальное дворянство не спешило менять старый уклад жизни, постепенно уступая новым требованиям поведения и общения.

Тем не менее в жизнь активно входили такие значительные явления общественной жизни, как театр, ставший законодателем придворной моды, Петровские ассамблеи, позже переродившиеся в балы с европейскими танцами, принесли в русское общество реверанс и поцелуй руки дамы. Мужчины почувствовали себя кавалерами и стали ухаживать за дамами, а дамы – кокетничать и увлекаться красотой своих нарядов. Анализируя современные этикетные нормы, можно увидеть их общность с нормами XVIII в., ибо и сегодня сохранились потребность в учтивом и доброжелательном общении между людьми.

В XVIII – XIX вв. в российском обществе господствовал дворянский этикет, носителем которого был тип личности, чье поведение, внешний вид и стиль жизни основывались на культурных традициях, органически соединявших этические и эстетические нормы. Как и прежние времена, воспитывалось четкое осознание себя в общественной иерархии: знать и понимать свое место в обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению, воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по -прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными по полу, возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные этикетные правила. Но в любом случае требовались уважение и предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к своему внешнему виду, манерам и речи. Вместе с тем этикет понимался как свод формальностей, касающихся внешности и образа действий. В обществе говорили: хороший тон, хорошие манеры. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться». Воспитатели дворянских детей учили воспитанников скрывать свои истинные чувства, владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств. Не быть, а казаться добрым, любезным, приятным.

В среде разночинной интеллигенции наметилось критическое отношение к показной манерности дворянского этикета. Наряду с новым бытом и новыми жизненными идеалами формировались правила поведения и общения, суть которых сводилась к большей простоте. Вместе с тем лучшие представители дворянского сословия всегда придерживались в своем поведении именно этого правила. Черты дворянского этикета оставались основополагающими для русского общества и в конце XIX в.

После событий 1917 г. коренным образом изменились условия жизни в России, возникли новые правила поведения и нормы. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира. Только выход Советской России на международную арену сохранил в среде дипломатических, а затем и высших государственных и партийных работников этикетную основу поведения. Но для большинства населения страны вместо продуманной поведенческой системы, вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский порядок поведения, в основе которого лежали классовые пролетарские интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежнего этикета. Долгие годы существовало убеждение, что этикет – это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе соблюдалась культура поведения, что в целом, по сути, правильно, поскольку она включает в себя характер и порядок поведения, в том числе этикет – выработанное человечеством достижение в области поведения.

В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. В различных учебных заведениях вводиться изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития общества и каждой личности в отдельности.

Таким образом, сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Находясь в обществе, мы не можем не подчиняться определенным правилам и устоям, ведь это залог комфортного сосуществования с окружающими. Практически каждый житель современного мира знаком с таким словом как «этикет». Что же оно означает?


Первые истоки этикета

Этикет (от франц. Etiquette - этикетка, надпись) – это принятые нормы поведения людей в обществе, которых следует придерживаться, чтобы избегать неловких ситуаций и конфликтов.

Считается, что понятие «хорошие манеры» возникло еще во времена глубокой древности, когда наши предки начали объединяться в общины и жить группами. Тогда и появилась необходимость разработать некий свод правил, которые бы помогали людям контролировать свое поведение и уживаться вместе без обид и разногласий.

Женщины уважительно относились к своим мужьям-добытчикам, подрастающее поколение воспитывалось наиболее опытными членами общины, люди преклонялись перед шаманами, целителями, богами – все это первые исторические корни, заложившие смысл и принципы соврменного этикета. До его появления и становления люди неуважительно относились друг к другу.


Этикет в Древнем Египте

Еще до нашей эры множество знаменитых людей пытались придумать свои самые разнообразные рекомендации по поводу того, как стоит человеку вести себя за столом.

Одной из популярных и известных рукописей в III тысячелетии до нашей эры, дошедшей до нас от египтян, стал сборник специальных советов под названием «Поучения Кочемни», написанный, чтобы обучить людей хорошим манерам.

В этом сборнике были собраны и описаны советы для отцов, рекомендовавшие обучать своих сыновей правилам приличия и хорошего тона, чтобы в обществе они вели себя подобающим образом и не запятнали честь семьи.


Уже в то время египтяне считали нужным использовать столовые приборы во время обеденной трапезы. Кушать требовалось красиво, с закрытым ртом, не издавая неприятных звуков. Такое поведение расценивалось как одно из главных преимуществ и достоинств человека, а также являлось важным компонентом культурной составляющей.

Однако порой требования к соблюдению правил приличия доходили до абсурда. Была даже поговорка: «Хорошие манеры делают короля рабом».


Этикет в Древней Греции

Греки считали, что необходимо носить красивую одежду, вести себя с семьей, друзьями и просто знакомыми сдержанно и спокойно. Обедать принято было в кругу близких людей. Воевать только яростно – не отступать ни на шаг и не молить пощады. Именно здесь впервые зародился застольный и деловой этикет, появились специальные люди – послы. Им выдавались документы на сложенных друг с другом двух карточках, которые получили название «диплом». Отсюда и распространилось понятие «дипломатия».

В Спарте же, напротив, признаком хорошего тона являлась демонстрация красоты собственного тела, поэтому жителям разрешалось ходить обнаженными. Безупречная репутация требовала обедать вне дома.


Эпоха Средневековья

В это темное для Европы время начался упадок развития в обществе, тем не менее люди все равно придерживались правил хороших манер.

В X веке н. э. расцвела Византия. Согласно своду правил этикета церемонии здесь проходили очень красиво, торжественно, пышно. Задачей такого изысканного мероприятия было ослепить послов из других стран и продемонстрировать мощь и величайшее могущество Византийской Империи.

Первым популярным учением о правилах поведения было произведение «Дисциплина клерикалис», изданное только в 1204 году. Автором его являлся П. Альфонсо. Учение было предназначено специально для духовенства. Взяв за основу эту книгу, люди из других государств – Англии, Голландии, Франции, Германии и Италии – выпускали свои пособия по этикету. Большую часть таких правил составляли правила поведения за столом во время приема пищи. Также были освещены и вопросы о том, как вести светские беседы, принимать гостей и устраивать мероприятия.


Чуть позднее возникло и само слово «этикет». Его ввел в постоянный обиход всем известный Людовик XIV – король Франции. Он пригласил гостей к себе на бал и раздал всем специальные карточки – «этикетки», где были написаны правила поведения на празднике.

Появились рыцари со своим кодексом чести, создавалось огромное множество новых ритуалов и церемоний, где проходили посвящения, принимали вассальную зависимость, заключали договор о служении сеньору. Тогда же в Европе возник и культ поклонения прекрасным дамам. Стали проводиться рыцарские турниры, где мужчины боролись за избранницу, даже если она не отвечала им взаимностью.

Также в эпоху Средневековья возникли и по сей день существуют такие правила: рукопожатие при встрече, снятие головного убора в знак приветствия. Таким образом люди показывали, что в руках у них нет оружия и что настроены они на мирные переговоры.


Страны Восходящего Солнца

Например, отказ от кружки воды или косой взгляд мог повлечь за собой целую войну кланов, которая могла продолжаться годами до полного уничтожения одного из них.

Китайский этикет насчитывает более тридцати тысяч различных церемоний, начиная от правил чаепития и до заключения брака.


Эпоха Ренессанса

Для этого времени характерно развитие стран: улучшается их взаимодействие друг с другом, расцветает культура, развивается живопись, вперед шагает технический процесс. Также зарождается понятие о влиянии чистоты тела на здоровье: люди начинают мыть руки перед едой.

В XVI веке вперед шагнул застольный этикет: люди стали пользоваться вилками и ножами. На смену пышности и празднеству приходит скромность и смирение. Знания правил и норм этикета становится отличительной чертой элегантности и экстравагантности.


История развития этикета в Российском государстве

Начиная со средних веков и до правления Петра I, русские люди изучали этикет по книге монаха Сильвестра «Домострой», изданной при царе Иване IV. Согласно ее уставу мужчина считался главой семьи, перечить которому не смел никто. Он мог решать, что для его близких хорошо, а что – плохо, имел право наказывать жену за непослушание и бить детей в качестве воспитательных приемов.


Европейский этикет пришел в Российское государство во времена правления императора Петра I. Изначально созданное правителем артиллерийское и морское образование заменилось на специальную школу, где обучали светским манерам. Одним из самых известных стало произведение об этикете «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», написанное в 1717 году, которое неоднократно переписывалось.

Были разрешены неравные браки между людьми разнообразных сословий. Люди теперь в праве были заключать браки с теми, кто оказался разведен, с расстриженными монахами и священнослужителями. Ранее такого делать было нельзя.


Наиболее сильно были усложнены правила и нормы поведения для женщин и девушек. Запреты преследовали женский пол с самых пеленок. Молодым девушкам категорически запрещалось обедать в гостях, разговаривать без разрешения, показывать свои умения в языках или какой-либо другой области. Однако они должны были уметь в определенный момент стыдливо краснеть, неожиданно падать в обморок и обворожительно улыбаться. Молодой особе запрещалось выходить одной или находиться вдвоем с мужчиной в течение даже пары минут, невзирая на то, что он мог быть ее хорошим другом или женихом.

Правила предписывали девушке носить скромную одежду, говорить и смеяться только приглушенным голосом. Родители обязаны были следить за тем, что читает их дочь, какие знакомства заводит, и какие развлечения предпочитает. После замужества правила этикета для молодой женщины немного смягчались. Однако она, как и раньше, не имела права принимать гостей-мужчин в отсутствие своего мужа, выходить одна на светские мероприятия. После брака женщина очень тщательно старалась следить за красотой своей речи и манерами поведения.


Мероприятия для высшего света к самому началу XIX века включали в себя как публичные, так и семейные приглашения. Обязательно должны были проводиться различные балы и маскарады в течение всех трех месяцев зимы, ведь это было главным местом для заведения знакомств между потенциальными женами и мужьями. Посещения театров и выставок, веселые прогулки в парках и садах, катания с горок в праздничные дни – все эти разнообразные развлечения стали все более распространенными.

В Советском Союзе такая фраза как «светская жизнь» упразднилась. Людей высших сословий истребляли, их устои и обычаи поднимались на смех и искажались до абсурда. Специальная грубость в обращении с людьми стала считаться признаком пролетариата. В то же время разного рода начальники отошли от подчиненных. Знания и владения хорошими манерами теперь были востребованы только в дипломатии. Торжественные мероприятия и балы стали организовывать все реже. Самой лучшей формой досуга стали застолья.

История возникновения этикета: формирование культуры

Когда в 1793 году королеву Франции Марию Антуанетту вели к гильотине на смертную казнь, она наступила на ногу палачу. Невзирая на драматизм ситуации, она произнесла: «Прошу прощения, это получилось случайно». Даже перед смертью королева выполнила правила приличия и извинилась за допущенную оплошность, как того требовал этикет. Неслучайно считается, что история возникновения этикета - это процесс становления культуры общества в целом и каждого его представителя.

Европейские традиции

Согласно некоторым сведениям, слово «этикет» впервые появилось во Франции, в период правления Людовика XIV, когда на приемах всем гостям вручались «этикетки», где рассказывалось, как следует себя вести. Однако определенные правила поведения как часть общей культуры существовали задолго до этого. Так, например, уже на пирах раннего средневековья (несмотря на то, что столовых приборов и салфеток в привычном понимании еще не было) было важно, кто сидит ближе остальных к хозяину, кого обслуживали первым и так далее.

Индивидуальные столовые приборы появляются в Европе в XV веке, а в XVI становится обязательным использование для еды вилки и ножа, что является началом формирования европейского этикета. Заметное влияние на оформление правил поведения оказывает сложный придворный ритуал, который подчас был настолько запутанным, что потребовалось введение должности церемониймейстера, следившего за выполнением всех предписаний. Так, например, регламентировался список лиц, которые могли присутствовать при одевании монарха, сопровождать его на прогулках и так далее.

С наступлением эпохи Просвещения правила этикета не только повсеместно распространились, но и стали более демократичными, в отличие от придворных церемоний. Многие из них сохранились до настоящего времени. Так, рыцари снимали шлем, находясь в компании друзей - и тем самым демонстрировали доверие и расположение. Впоследствии дворяне стали снимать или приподнимать шляпу в знак приветствия - это правило актуально и сегодня.

Требование этикета, согласно которому младший по положению или возрасту не должен протягивать руку первым, также берет начало в Европе нового времени, когда пожимать руку было принято лишь равному, в то время как вышестоящему - только целовать. Многие правила этикета, сформировавшиеся в Европе, позже легли в основу дипломатического протокола, соблюдение которого обязательно и в настоящее время.

Российские особенности

Распространение этикета в России начинается в эпоху Петра I. До этого привилегированные сословия руководствовались исключительно «Домостроем» - сводом правил, написанным священником Сильвестром в середине XVI века. Они предписывали безоговорочно соблюдать авторитет главы семейства, который должен был строго наказывать детей и жену за провинности и непослушание.

Петр I, стремившийся сделать Россию европейской державой, вводил совсем иные правила, искореняя патриархальные домостроевские порядки. 1717 год - время выхода в свет книги «Юности честное зерцало», в которой излагались основы поведения молодых людей дворянского сословия. Так, например, воспитанный дворянин должен был знать иностранные языки, красиво говорить, относиться к старшим с почтением и так далее.

Особое внимание Петр уделял светской жизни - в частности, организации балов (в начале XVIII века они назывались ассамблеями). Император лично составил регламент их проведения. Так, зимой они начинались в государевом дворце, а заканчивались в доме обер-полицмейстера, а летом проходили в Летнем саду. При этом самая большая комната отводилась для танцев, а соседние помещения оборудовались для игры в шашки, курения трубок. Задача хозяина дома была довольно проста - предоставление помещения и обеспечение напитками.

Европейские традиции в формировании правил поведения усилились в XVIII и XIX веках. Каждому сословию предписывался определенный стиль в одежде, французский язык становится обязательным, как и поклоны, реверансы. Одним из важных этапов в жизни женщины было представление к императорскому двору. Этой чести удостаивались жены статских советников и генералов. Причем расписывалась не только процедура представления, но и женский туалет. Так, платью надлежало быть шелковым, а если церемония проходила вечером - то с короткими рукавами и вырезом.

Многие правила этикета были забыты в советское время, некоторые сохранились, но стали более демократичными. Однако любое взаимодействие между людьми предполагает выполнение определенных условностей, без знания которых невозможно считать себя вежливым и воспитанным человеком.

Когда в 1793 году королеву Франции Марию Антуанетту вели к гильотине на смертную казнь, она наступила на ногу палачу. Невзирая на драматизм ситуации, она произнесла: «Прошу прощения, это получилось случайно». Даже перед смертью королева выполнила правила приличия и извинилась за допущенную оплошность, как того требовал этикет. Неслучайно считается, что история возникновения этикета - это процесс становления культуры общества в целом и каждого его представителя.

Европейские традиции

Согласно некоторым сведениям, слово «этикет» впервые появилось во Франции, в период правления Людовика XIV, когда на приемах всем гостям вручались «этикетки», где рассказывалось, как следует себя вести. Однако определенные правила поведения как часть общей культуры существовали задолго до этого. Так, например, уже на пирах раннего средневековья (несмотря на то, что столовых приборов и салфеток в привычном понимании еще не было) было важно, кто сидит ближе остальных к хозяину, кого обслуживали первым и так далее.

Индивидуальные столовые приборы появляются в Европе в XV веке, а в XVI становится обязательным использование для еды вилки и ножа, что является началом формирования европейского этикета. Заметное влияние на оформление правил поведения оказывает сложный придворный ритуал, который подчас был настолько запутанным, что потребовалось введение должности церемониймейстера, следившего за выполнением всех предписаний. Так, например, регламентировался список лиц, которые могли присутствовать при одевании монарха, сопровождать его на прогулках и так далее.

С наступлением эпохи Просвещения правила этикета не только повсеместно распространились, но и стали более демократичными, в отличие от придворных церемоний. Многие из них сохранились до настоящего времени. Так, рыцари снимали шлем, находясь в компании друзей - и тем самым демонстрировали доверие и расположение. Впоследствии дворяне стали снимать или приподнимать шляпу в знак приветствия - это правило актуально и сегодня.

Требование этикета, согласно которому младший по положению или возрасту не должен протягивать руку первым, также берет начало в Европе нового времени, когда пожимать руку было принято лишь равному, в то время как вышестоящему - только целовать. Многие правила этикета, сформировавшиеся в Европе, позже легли в основу дипломатического протокола, соблюдение которого обязательно и в настоящее время.

Российские особенности

Распространение этикета в России начинается в эпоху Петра I. До этого привилегированные сословия руководствовались исключительно «Домостроем» - сводом правил, написанным священником Сильвестром в середине XVI века. Они предписывали безоговорочно соблюдать авторитет главы семейства, который должен был строго наказывать детей и жену за провинности и непослушание.

Петр I, стремившийся сделать Россию европейской державой, вводил совсем иные правила, искореняя патриархальные домостроевские порядки. 1717 год - время выхода в свет книги «Юности честное зерцало», в которой излагались основы поведения молодых людей дворянского сословия. Так, например, воспитанный дворянин должен был знать иностранные языки, красиво говорить, относиться к старшим с почтением и так далее.

Особое внимание Петр уделял светской жизни - в частности, организации балов (в начале XVIII века они назывались ассамблеями). Император лично составил регламент их проведения. Так, зимой они начинались в государевом дворце, а заканчивались в доме обер-полицмейстера, а летом проходили в Летнем саду. При этом самая большая комната отводилась для танцев, а соседние помещения оборудовались для игры в шашки, курения трубок. Задача хозяина дома была довольно проста - предоставление помещения и обеспечение напитками.

Европейские традиции в формировании правил поведения усилились в XVIII и XIX веках. Каждому сословию предписывался определенный стиль в одежде, французский язык становится обязательным, как и поклоны, реверансы. Одним из важных этапов в жизни женщины было представление к императорскому двору. Этой чести удостаивались жены статских советников и генералов. Причем расписывалась не только процедура представления, но и женский туалет. Так, платью надлежало быть шелковым, а если церемония проходила вечером - то с короткими рукавами и вырезом.

Многие правила этикета были забыты в советское время, некоторые сохранились, но стали более демократичными. Однако любое взаимодействие между людьми предполагает выполнение определенных условностей, без знания которых невозможно считать себя вежливым и воспитанным человеком.

Дарья Цветкова