Режиссер 3 студии мхат. Студии мхат. Смотреть что такое "Студии Московского художественного театра" в других словарях

См. также: Студии МХАТ Вторая студия МХТ (2 я студия МХТ) студия Художественного театра, существовавшая в Москве в 1916 1924 годах. Содержание 1 История 2 Репертуар … Википедия

- … Википедия

- {{{подпись}}} Место нахождения Москва, Россия Основан 2003 год Директор Гаркалина Ника Художественный руководитель Владимир Панков Главный дирижёр Александр Гусев Главный балетмейстер Сергей Землянский Главный хормей … Википедия

См. также: Студии МХАТ Студия на Поварской (также Театр студия на Поварской) экспериментальная театральная студия в Москве, существовавшая в мае октябре 1905 года. Студия размещалась в помещении театра Немчинова в доме Гирш на углу… … Википедия

Здание Московского художественного театра в Камергерском переулке, 1900 е годы МХТ Московский художественный (общедоступный) театр, создан в 1898 году Станиславским и Немировичем Данченко. С 1919 года назывался Московский художественный… … Википедия

Здание Московского художественного театра в Камергерском переулке, 1900 е годы МХТ Московский художественный (общедоступный) театр, создан в 1898 году Станиславским и Немировичем Данченко. С 1919 года назывался Московский художественный… … Википедия

- «Седьмая студия» театральный проект, созданный режиссёром Кириллом Серебренниковым в 2012 году на базе собственного курса Школы студии МХТ. Содержание 1 История 2 Известные постановки «Седьмой студии» … Википедия

Театр студия под руководством актёра и режиссёра вахтанговской школы Р. Н. Симонова работал в Москве с 1928 по 1937 год. Закрыт в 1937 году в результате слияния с московским Театром рабочей молодёжи … Википедия

Книги

  • Первая студия. Второй МХАТ. Из практики театральных идей XX века , Соловьева Инна Натановна , Книга выдающегося историка театра И. Н. Соловьевой прослеживает судьбу Первой студии МХТ - Московского Художественного театра Второго. МХАТ Второй, направлявшийсягением Михаила Чехова, был… Категория: История и теория искусств Серия: Театральная Издатель: , Производитель: Новое литературное обозрение (НЛО) ,
  • Первая студия. Второй мхат. Из практики театральных идей XX века , Соловьева Инна Натановна , Книга выдающегося историка театра И. Н. Соловьевой прослеживает судьбу Первой студии МХТ - Московского Художественного театра Второго. МХАТ Второй, направлявшийся гением Михаила Чехова, был… Категория: Театр Серия: Театральная Издатель:

Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Художественно-Общедоступный театр.
В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ),
С 1919 г. - Московский Художественный академический театр (МХАТ),
С 1932 г. - Московский Художественный академический театр имени М.Горького.
В 1924 на основе 1-й студии МХТ был основан Московский Художественный театр второй (МХТ 2-й), просуществовавший до 1936 года.

Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагался в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель).

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл.И.Немирович-Данченко (О.Книппер, И.Москвин, В.Мейерхольд, М.Савицкая, М.Германова, М.Роксанова, Н.Литовцева), и участники спектаклей руководимого К.С.Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М.Лилина, М. Андреева, В.Лужский, А.Артем). Из провинции был приглашен А.Вишневский, в 1900 году в труппу принят В.Качалов, в 1903 году Л.Леонидов.

Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А.П.Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба - 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский художественный театр - первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И.С.Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии (см. Студии Московского Художественного театра). В 1924 из этих студий в труппу вошли А.К.Тарасова, М.И.Прудкин, О.Н.Андровская, К.Н.Еланская, А. О.Степанова, Н.П.Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М.М.Яншин, А.Н.Грибов, А.П.Зуева, Н.П. Баталов, М.Н.Кедров, В.Я.Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б.Г.Добронравовым, М.М.Тархановым, В.О.Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А.П.Кторовым, П.В.Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры - Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.

Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н.В.Гоголю (1932), «Враги» М.Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет - «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами - А.В.Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л.А.Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М.Г.Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А.М.Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было.
Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (ныне - Московский Художественный театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).

Параллельно с Первой студией, где Вахтангов был режиссе­ром и актером, работал он и в студии, созданной в 1914 году со студентами Коммерческого института. Она в разное время носила разные названия: Студенческая, Мансуровская (по местонахож­дению), Третья студия МХТ (с 1920 года), Студия имени Вахтан­гова. В своей студии Вахтангов был преимущественно педагогом. По-существу, его школа была первой театральной школой, кото­рая имела свою, разработанную на основе системы Станислав­ского, программу. Она строилась для ученика, начинающего свою жизнь в искусстве, по элементам, которые усложнялись по мере прохождения курса. Но в каждом следующем, более сложном, обязательно присутствовал предыдущий, более простой элемент.

В этой программе было заложено не только профессиональ­ное и эстетическое воспитание, но и этическое. Следуя заветам своего учителя Леопольда Антоновича Сулержицкого, Вахтангов воспитывал своих учеников в любви к своей профессии, к своему дому-студии, друг к другу. Говорил, что любовь приходит вместе с делом рук человека, который работает во имя целого -г- школы. Он учил их созиданию, учил единомыслию, учил радости творче­ства. Писал своим ученикам в письме: ""Студийность" есть сущ­ность, ради которой и при помощи которой существует Студия. Эта сущность освещает все: и отношение к искусству, и друг к другу, и поведение в стенах Студии, и представительство на сто­роне. Эта сущность звучит и в художественной, и в этической, и в моральной, и в духовной, и в товарищеской, и в общественной жизни каждого студийца. Она есть прежде всего - дисциплина. Дисциплина во всем. В каждом шаге" ".

Вахтангов понимал, что для нового искусства надо воспитать нового человека. До него никто такой задачи не ставил. Путь ее выполнения был в формуле Вахтангова: "Школа - Студия - Театр". Ученики Вахтангова последовательно этот путь прошли.

Первый вариант спектакля "Чудо святого Антония" по драме М. Метерлинка, находившийся в работе с 1916 года, был показан в 1918 году и стал для студийцев дипломным спектаклем. Вах­тангов щадил молодых актеров, которые еще не умели создавать образ, далекий от их индивидуальности, поэтому предложил сыг­рать сатирическую пьесу как психологическую драму. Предло­жил актерам оправдать поведение каждого персонажа в предла­гаемых пьесой обстоятельствах. И лишь в 1921 году, когда стар­шее поколение студийцев достаточно окрепло и стало хорошо понимать профессию, появилась возможность сатирического ре­шения. Студийцы сами почувствовали, что пьесу невозможно уже играть как психологическую драму. В этой второй постанов­ке Вахтангов использовал прием гротеска52 и так формулировал открывающиеся перспективы: "Бытовой театр должен умереть. "Характерные" актеры больше не нужны. Все, имеющие способ­ность к характерности, должны почувствовать трагизм (даже ко­мики) любой характерной роли и должны научиться выявлять себя гротескно. Гротеск-трагический, комический". Размыш­ляя над законами творчества, записывал в тетрадь: "Сознание ни­когда ничего не творит... творит бессознание. В область бессоз­нания, помимо ее самостоятельной способности выбирать без ведома сознания, может быть послан материал для творчества путем сознания. В этом смысле каждая репетиция пьесы только тогда продуктивна, когда на ней ищется или дается материал для следующей репетиции; в промежутках между репетициями и происходит в бессознании творческая работа перерабатывания полученного материала. Из ничего нельзя ничего и создать, вот почему нельзя сыграть роль без работы - "по вдохновению". Вдохновение - это момент, когда бессознание скомбинировало материал предшествовавших работ и без участия сознания - только по зову его - дает всему одну форму".

Осмысливая время, Вахтангов пытался понять, в какой зави­симости находятся автор - время - коллектив. В его записных тетрадях находим планы постановки пьесы "Зори" Э. Верхарна разными театрами Москвы. К сожалению, проект этот не был осуществлен. Вахтангов умер 29 мая 1922 года, в самом расцвете своего таланта, многое не успев сделать. Возможно, предчувствуя свой скорый конец, в 1921-1922 годах работал очень интенсив­но, на пределе своих физических сил.



Студии МХАТ

театральные студии, созданные при Московском Художественном театре для экспериментальной работы, а также для подготовки актёров в духе принципов этого театра. В 1912 К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким образована 1-я Студия МХТ (открыта в 1913) для воспитания молодёжи по системе Станиславского (см. Станиславского система); в 1924 эта студия была реорганизована в Московский Художественный театр второй . 2-я Студия МХТ основана в 1916 режиссёром В. Л. Мчеделовым; выросшие здесь актёры (А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, Н. П. Хмелёв, М. М. Яншин и другие) в 1924 влились в труппу МХАТ. В 1920 наименование 3-й Студии МХАТ (открыта в 1921) получила Студия Вахтангова, на основе которой создан Театр им. Евгения Вахтангова (см. Вахтангова имени театр). В 1921 из группы актёров МХАТ, руководимой Г. С. Бурджаловым, В. В. Лужским и Е. М. Раевской, создана 4-я Студия МХАТ, преобразованная в 1924 в театр (с 1927 Реалистический театр). В 1919 с целью внедрения реалистических начал в оперное искусство, освобождения его от штампов и рутины создана Музыкальная студия МХТ под руководством Вл. И. Немировича-Данченко (с 1926 Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко). Лабораторный характер носила деятельность Театра-студии на Поварской, открытого в 1905 В. Э. Мейерхольдом по инициативе К. С. Станиславского.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Студии МХАТ" в других словарях:

    Студии МХАТ театральные студии при Московском Художественном театре (MXT, МХАТ): 1 я студия МХТ образована К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким в 1912 году (открыта в 1913 году); с 1924 года МХАТ 2 й. 2 я студия … Википедия

    Создавались для проведения экспериментальной работы и подготовки актеров. 1 я Студия открыта в 1913 (с 1924 МХАТ 2 й), 2 я в 1916 (в 1924 ее воспитанники А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, М. П. Хмелев, М. М. Яншин и др. вошли в труппу МХАТ). В… … Большой Энциклопедический словарь

    Созданы для проведения экспериментальной работы и подготовки актёров. 1 я Студия открыта в 1913 (с 1924 МХАТ 2 й), 2 я в 1916 (в 1924 её воспитанники А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, Н. П. Хмелёв, М. М. Яншин и др. вошли в труппу МХАТ). В 1921… … Энциклопедический словарь

    МХАТ - (Московский Художественный театр имени А.П. Чехова) Один из самых известных и популярных московских драматических театров. Создан в 1898 г. К.С. Станиславским* и Вл.И. Немировичем Данченко под названием Московский Художественно Общедоступный… … Лингвострановедческий словарь

    Эта статья о 1 й Студии МХТ, в 1924 году превратившейся в самостоятельный театр. О МXT имени А. П. Чехова («ефремовском») см. Московский Художественный театр имени А. П. Чехова; о «доронинском» МХАТе см. Московский… … Википедия

    Театральные коллективы, в разные годы возникавшие вокруг театра. и видели в студиях место воспитания молодой смены, лабораторию, которая помогла бы развить новую актёрскую технику. Термин «студия» был перенесён из мира изобразительных искусств по … Москва (энциклопедия)

    Здание Московского художественного театра в Камергерском переулке, 1900 е годы МХТ Московский художественный (общедоступный) театр, создан в 1898 году Станиславским и Немировичем Данченко. С 1919 года назывался Московский художественный… … Википедия

    См. также: Студии МХАТ Школа студия (институт) им. Вл. И. Немировича Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова (Школа студия МХАТ) Год основания 1943 … Википедия

    Школа студия (институт) им. Вл. И. Немировича Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова (Школа студия МХАТ) Год основания 1943 Ректор … Википедия

    Школа студия мхат, школы студии мхат … Орфографический словарь-справочник

Книги

  • Первая студия. Второй МХАТ. Из практики театральных идей XX века , Соловьева Инна Натановна , Книга выдающегося историка театра И. Н. Соловьевой прослеживает судьбу Первой студии МХТ - Московского Художественного театра Второго. МХАТ Второй, направлявшийсягением Михаила Чехова, был… Категория: История и теория искусств Серия: Театральная Издатель: , Производитель: Новое литературное обозрение (НЛО) ,
  • Первая студия. Второй мхат. Из практики театральных идей XX века , Соловьева Инна Натановна , Книга выдающегося историка театра И. Н. Соловьевой прослеживает судьбу Первой студии МХТ - Московского Художественного театра Второго. МХАТ Второй, направлявшийся гением Михаила Чехова, был… Категория: Театр Серия: Театральная Издатель:

Студии Московского художественного театра

Сту́дии Моско́вского худо́жественного теа́тра театральные коллективы, в разные годы возникавшие вокруг театра. К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко видели в студиях место воспитания молодой смены, лабораторию, которая помогла бы развить новую актёрскую технику. Термин «студия» был перенесён из мира изобразительных искусств по инициативе В.Э. Мейерхольда. МХАТ создал за своё существование 8 драматических студий.

Студия на Поварской улице под руководством Мейерхольда в 1905 осуществляла поиски новых театральных форм для решения задач современной драматургии. Опыт её, несмотря на краткость существования, был плодотворен не только для МХТ, но и всего русского театра начала XX в.

1-я Студия МХТ возникла осенью 1912 как «собрание верующих в религию Станиславского» (по выражению М.А. Чехова). Её задачами были проверка и развитие системы актёрского мастерства. Под руководством Л.А. Сулержицкого студия воспитала Е.Б. Вахтангова и М.А. Чехова. Богатая актёрскими индивидуальностями, студия выросла в МХАТ 2-й (1924).

2-я Студия МХТ возникла в 1916. Среди её учеников — А.К. Тарасова, В.А. Вербицкий, А.П. Зуева, Н.П. Баталов и др. В 1924 студия влилась в состав МХАТа, став его «вторым поколением».

3-я Студия МХАТ возникла в 1920—21. По просьбе смертельно больного Вахтангова это название было дано его студии, созданной ещё в 1913. После смерти Вахтангова (1922) студия сохранила своё единство и в 1926 преобразовалась в Театр имени Евг. Вахтангова.

4-я Студия МХАТ была организована в 1922 для обслуживания районных клубов, в 1924 стала театром «Четвёртая студия», в 1927 получила название Реалистический театр .

На базе оперно-драматической студии (1935) был создан Оперно-драматический театр имени К.С. Станиславского (1948).

В 1956 на основе курса Школы-студии МХАТ возникла «студия молодых актёров» под руководством О.Н. Ефремова, вскоре получившая название театр-студия «Современник», а с 1964 — театр «Современник» .

В 1975 на базе курса В.К. Монюкова в Школе-студии МХАТ возник театр-студия «Новый драматический театр» .

М.С. Иванова.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Смотреть что такое "Студии Московского художественного театра" в других словарях:

    Список артистов Московского Художественного театра по годам их вступления в труппу МХТ до конфликта 1987 года, который привёл к образованию двух разных театров: МXT им. А. П. Чехова («ефремовского») и «доронинского» МХАТа … Википедия

    К. С. Петров Водкин. Театр. Фарс Содержание … Википедия

    - (КНУТКиТ им. И. К. Карпенко Карого) … Википедия

    Государственный академический театр им. Е. Вахтангова Место нахождения Москва … Википедия

    Современное здание театра Место нахождения Москва, Арбат, д. 26 Координаты 55.749722 … Википедия

    Государственный академический театр им. Е. Вахтангова Современное здание театра Место нахождения Москва, Арбат, д. 26 Основан 1921 Директор Сергей Сосновский Художественный руководитель Римас Туминас … Википедия

    Государственный академический театр им. Е. Вахтангова Современное здание театра Место нахождения Москва, Арбат, д. 26 Основан 1921 Директор Сергей Сосновский Художественный руководитель Римас Туминас … Википедия

    Государственный академический театр им. Е. Вахтангова Современное здание театра Место нахождения Москва, Арбат, д. 26 Основан 1921 Директор Сергей Сосновский Художественный руководитель Римас Туминас … Википедия

    Государственный академический театр им. Е. Вахтангова Современное здание театра Место нахождения Москва, Арбат, д. 26 Основан 1921 Директор Сергей Сосновский Художественный руководитель Римас Туминас … Википедия

Книги

  • Повесть о Сонечке , Цветаева Марина Ивановна , Прекрасно оформленное подарочное издание с ляссе. Составной переплет выполнен из натуральной кожи, декорирован золотой фольгой и металлическими уголками "под золото" ."Повесть о… Категория: Классическая отечественная проза Серия: Рукописи Издатель: Вита-Нова ,
  • Театр Сулержицкого. Этика. Эстетика. Режиссура , Полякова Елена Ивановна , Эта книга о Леопольде Антоновиче Сулержицком (1872-1916) - общественном и театральном деятеле, режиссере, который больше известен как помощник К. С. Станиславского по преподаванию и… Категория: История и теория искусств Серия: Masterworks of Ukiyo-E Издатель: АГРАФ , Производитель: