Музеи мира методическая разработка по истории на тему. Самые известные музеи мира Институт сервиса, туризма и дизайна

Э рмитаж - лучший музей Европы. Так решили миллионы туристов со всего мира, оставляя отзывы на международном портале для путешественников TripAdvisor. Всего же проанализировано 509 культурных учреждений мира. Как выглядит «русская десятка» рассказывает Наталья Летникова .

Эрмитаж

3 миллиона произведений. 20 километров шедевров. А начинался Эрмитаж как частное собрание Екатерины II из 225 картин. Увидеть его могли лишь избранные, получив билет в дворцовой конторе и облачившись во фрак или мундир. Эрмитаж сегодня - это шедевры Рембрандта и Рафаэля , Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка. Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи .

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет. Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин. В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад - творение Виктора Васнецова . Третьяковка богата картинами с историей. Первый «сказочный» сюжет русской живописи - «Русалки» Ивана Крамского , написанная под впечатлением от произведений Гоголя. А самое масштабное полотно Третьяковки «Явление Христа народу» - дипломная работа Александра Иванова , которую он писал 20 лет.

Оружейная палата

Оружейная палата

Сокровищница московских князей и русских царей.

Хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I . Среди 4 000 экспонатов - единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы - оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

Плавучий музей

Плавучий музей

Подводная лодка Б-413 . Место прикола - город Калининград. 20 лет субмарина несла боевую службу на Северном флоте. Побывала на Кубе и в Гвинее. И даже в мирное время экипажу удалось получить звание «Отличный корабль».

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 - единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё по-прежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение. А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

Русский музей

Русский музей

Крупнейшее в мире собрание русского искусства - Русский музей , созданный по императорскому указу в конце ХIХ века. Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал». Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки. К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Алмазный фонд

Алмазный фонд

Гора самоцветов, имеющих историческую и художественную ценность. Коллекцию стали собирать по указу Петра I.

Самый известный экспонат - Большая императорская корона. В рекордные сроки, всего за два месяца, мастера оправили в серебро 4 936 бриллиантов и 75 жемчужин . Украсил корону ярко-красный кристалл - шпинель. Главный символ власти российских монархов, весом почти в 2 кг, возлагался на головы всех императоров начиная с Екатерины II. Один из самых статусных экспонатов - бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой, купленный для нее графом Орловым, - самый крупный в Алмазном фонде и один из самых дорогих в мире. А найден алмаз в Индии, где, как предполагается, он был глазом Будды.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Самый европейский в России - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал - то эпоха. Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом. Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город. Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2 %.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ

ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА

033000.62 Культурология.

Управление социокультурной деятельностью

Владивосток

Издательство ВГУЭС

Учебная программа по дисциплине «История музеев мира» составлена в соответствии с требованиями ООП: 033000.62 «Культурология» на базе ФГОС ВПО. Предназначена для студентов специальности 033000 «Культурология» очной формы обучения.

Составитель: , канд. искусствоведения, доцент кафедры дизайна и искусств ИСТД ВГУЭС

Утверждена на заседании кафедры 05.06.2014 г., протокол

Ó Издательство

Владивостокского государственного

университета экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Курс «История музеев мира» посвящен изучению основных периодов формирования музея как социокультурного института, роли музеев в современном обществе.

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Цель курса – дать студентам необходимый объем знаний по истории становления музея как специфического социокультурного института в широких хронологических рам-ках, ознакомить их с многообразием форм работы в ходе развития музея как социального института, продемонстрировать связи музея с различными научными дисциплинами, яв-лениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, харак-терными для той или иной исторической эпохи. В соответствии с указанной целью оп-ределены следующие задачи курса:

1. Изучение мотиваций предмузейного собирательства и этапов эволюции музея как специфического социокультурного института.

2. Рассмотрение эволюции представлений о назначении музея и его функциях в различные исторические эпохи.

3. Выявление способов организации музея и представления информации в музеях различных эпох, их связи с современной им культурой.

4. Рассмотрение становления динамики основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской, воспитательной и др.).

5. Ознакомление с особенностями деятельности современных музеев и новейших музейных центров разных стран мира как реакции на конкретную социокультурную ситуацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «История музеев мира» является дисциплиной общепрофессиональной подготовки федерального комплекса (в соответствии с ФГОС ВПО) и осваивается студентами в течение шестого семестра обучения. Курс учитывает материалы других учебных дисциплин: «История мировой культуры», «Основы музееведения».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 3.1. Формируемые компетенции

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

Общекультурные

ОК-1 владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

истории религий мира в контексте культуры

Владения:

методами сбора и анализа вторичной информации

Общекультурные

ОК-6 стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации

анализировать и воспринимать информацию из источников различного типа, работать над коллективным проектом

Профессиональные

ПК-8 готовностью к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами

Основ истории, литературы и искусства

Основы музейного дела

Профессиональные

ПК-11 способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе

магистральных направлений развития культуры и искусства стран и регионов мира

Профессиональные

ПК-15 готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия

Основных направлений государственной культурной политики РФ в области сохранения и освоения природного и культурного наследия
- проблем сохранения памятников культуры и искусства в музейной сфере

Применять современные теории и инструментарий культурологии в сфере сохранения художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия
- определять и решать задачи, связанные с сохранением и освоением культурного и природного наследия

Профессиональные

ПК-18 готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности

разрабатывать культурно-досуговые программы и участвовать в их реализации

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Таблица 4.1. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет:

Сокращенное название ООП

Форма обучения

Трудоемкость

Аттестация

часов (всего/ауд.)

А1, А2, ДЗ, ИЗ, КО, ТЭ

Темы лекционных занятий

Раздел 1.

Тема 1. Библиотечно-информационная компетентность (1 ч., ознакомительная лекция)

Использование новых информационных технологий в учебном процессе как обязательный компонент подготовки специалиста, условие мобильности и конкурентоспособности выпускника вуза в сфере его профессиональной деятельности.

Раздел 2.

ТЕМА 1. ПРОТОМУЗЕИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (12 Ч.)

Отношение к вещи в древности. Мотивации предмузейного собирательства. Перво-бытные галереи пещерной живописи и петроглифы как протомузеи эпохи мифологиче-ского мышления.

Исторические ансамбли Древнего Египта. Древние собрания сокровищ и произведе-ний мастеров. Комплекс пирамид Древнего царства в Гизе (близ Каира) – одно из «семи чудес света». Строительство пирамиды Хеопса (Хуфу) XXVIII в. до н. э., ее устройство и убранство. Сведения греческих путешественников о пирамидах. Пирамида фараона Хеф-рена (Хафра) и ее храмовый комплекс, каменный Сфинкс. Архитектурные сооружения Нового царства в Долине Царей. Гробницы, их устройство и убранство. Большой Карнак-ский и Луксорский храмы бога Амона (близ Фивы).

Персеполь – музей «культурного пространства» Древнего Ирана. Основание резиденции при Дарии I (522–486 гг. до н. э.). Архитектурный ансамбль Персеполя: монументальная лестница, ворота-пропилеи, дворцы, частные покои. Убранство дворцов: барель-ефные фризы Ападаны; колоннада тронного зала царя Ксеркса. Судьба Персеполя. Архео-логические раскопки в XX в. под руководством Ф. Крефтера, Э. Херцфельда, Э. Шмидта, сотрудников Иранской археологической службы. Экспонаты музея в Персеполе. Роль ЮНЕСКО в сохранении исторических памятников Ирана.

Мусеи (мусейоны) в античной Греции. Культ Муз. Вотивные дары как первые кол-лекции античного мира. Особенности их демонстрации и хранения. Разновидности мусе-ев, их функции. Служители. Афинские пинакотеки. Характер живописных произведений.

Коллекционирования в эпоху эллинизма. Собрание Аттаидов в Пергаме. Мусейон в Антиохии. Александрия – центр наук и искусств. Создание Мусейона Птолемея I Сотера. Деятельность философа Деметрия Фалерского. Ботанический и зоологические сады, ас-трономическая обсерватория, механические мастерские. Ученые Мусейона (Евклид, Ар-химед, Герон, Герофил и др.). Формирование Александрийской библиотеки, ее первые хранители (Каллимах, Эратосфен). Судьба александрийских манускриптов. Современные планы возрождения библиотеки.

Влияние греческой цивилизации на изменения в системе ценностей Древнего Рима (III–II вв. до н. э.). Триумфальное шествие полководцев Клавдия Марцелла (212 г. до н. э.), Эмилия Павла (167 г. до н. э.) с греческими трофеями. Формирование общественных соб-раний и их размещение. Возведение портика Метелла (Октавии). Экспонаты портика Помпеи. Художественные собрания в храмах Согласия, Мира (форум Веспасиана). Обя-занности смотрителей. Попытки консервации и реставрационные работы. Становление художественной критики. Зарождение частного коллекционирования в Древнем Риме. Филэллины и их противники. Коллекции Корнелия Суллы, Гая Верреса. Формирование художественного рынка. Выставки и аукционы. Деятельность экспертов и консультантов. Расширение диапазона интересов коллекционеров. Феномен загородной резиденции. Раз-работка принципов размещения живописных собраний. Императорские коллекции.

Коллекционирование в древнем Китае. Погребальный комплекс правителя царства Цзэн (V в. до н. э.) (провинция Хубэй). Собрание музыкальных инструментов. Надписи на стенах колоколов. Гробница Цинь Шихуанди (II в. до н. э.) (провинция Шэньси). Терракотовая ар-мия: статуи воинов колесницы, оружие. Современные археологические исследования и про-блемы консервации.

Особенности исторического сознания в средневековых культурах мира. 3

Буддизм в Южной Азии: монастыри, храмы. Памятники и средневековые комплексы Японии. Реликвии монастырей Хорюдзи и Якусидзи (VII в.). Сокровищница Сесоин мона-стыря Модайдзи (VIII в.) в Наре. Строительство Киото (с VIII в.) Императорский дворец. Золотой и серебряный павильоны. Храм сокровищ Востока и его коллекция японской жи-вописи. Сад камней монаха Соами.

Исторические комплексы о. Шри-Ланка . Скальная крепость Сигирия (V в.). Скульп-тура льва, охраняющего «Врата рая», «Дворец прохлады», «Сад наслаждений». Галерея древней живописи. Сюжеты фресок. Особенности архитектуры храма «Зуба Будды» в Канди. Предание о происхождении священной реликвии. Условия ее хранения. Нацио-нально-религиозный праздник Эсала-Перакера.

Коллекционирование в средневековом Китае. Собрания произведений каллиграфии. Коллекция императора Тай-цзуна (VII в.). Деятельность Академии живописи. Хранение и экспонирование императорских коллекций. Частное коллекционирование живописных свитков и произведений каллиграфии. Трактаты и каталоги для коллекционеров.

Мусульманский мир Средневековья: особенности исторического сознания и эстети-ческого восприятия. Дворцовые собрания династии Аббасидов в Багдаде, Фатемидов в Каире. Развитие искусства каллиграфии. Работы Ибн Муклы. Коллекционирование иллю-стрированных рукописей. Миниатюры Кемаледдина Бехзада. Деятельность книжных мас-терских в Герате, Тебризе, Стамбуле . Демонстрации мусульманских средневековых кол-лекций в современных музеях.

Христианская Европа. Рассеивание художественных собраний античного мира. Мо-настыри и храмы. Церковные сокровищницы соборов г. Монца (Италия), г. Меца (Фран-ция). Христианские реликвии короля Людовика IX Святого (церковь Сен-Шапель, Па-риж). Собрание культовой утвари в монастыре Сен-Дени. Религиозные реликвии и осо-бенности их сохранения. Терновый венец в соборе Норт-Дам (Париж). Капелла Святой крови. «Слезы Христа» в церкви Святой Троицы в Вандоме. Реликвии капеллы Святая Святых в соборе Сан Джованни ин Латерано (Лютеранский собор св. Иоанна, Рим). Ме-мориальные предметы в храмовых собраниях. Традиции показа церковных реликвий.

Светские сокровищницы средневековой Европы. Собрания императора Карла Вели-кого (742–814 гг.) в Ахене (камеи и инталии, одежда, предметы декоративно-прикладного искусства). Сокровища короля Карла V Мудрого (1364–1380 гг.) во дворцах и замках Франции. Формирование родовой сокровищницы московских великих князей (вторая по-ловина XIII в.). Посольские дары русским царям. Основные хранилища и мастерские: Ка-зенный двор, Постельная казна, Конюшенная казна, Оружейная палата. Реликвии («шапка Мономаха», «Филофеевский крест» и др.), памятные предметы.

Рыцарские дворцы и замки в Европе, их собрания. Функции гардеробных. Форми-рование ценностного отношения к вещи.

ТЕМА 2. ЗАРОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА (10 Ч.)

Движение гуманистов. Расцвет искусства, литературы, гуманитарных наук . Создание научных обществ и академий. Осознание исторических эпох. Интерес к античному наследию. Нумизматические коллекции Ф. Петрарки и А. Полициано. Собрание эпиграфических памят-ников П. Браччолини. Античные коллекции живописца Ф. Скварчоне. Открытие специфиче-ской ценности произведений искусства. Предпосылки возникновения музеев.

Организация собраний в эпоху Ренессанса. Понятия: галерея, антикварий , кабинет. Функции студьоло (студиоло). Документальные свидетельства середины XV в. о студиоло герцога Лионелло д’Эсте во дворце Бельфьоре (близ Феррары). Программа Гварино да Верона по ее декорации. Комплекс личных покоев герцога Федериго II да Монтефельтро в Урбино (1476 г.). Портреты, интарсии, консольные столики в интерьере студиоло. Деко-рации «Капеллы Муз».

Художественные коллекции. Роль античных и естественных памятников в коллекциях XVI в. и способы их экспонирования. Кунст - и вундер-камеры как символическое представление универсума. Основные принципы размещения предметов коллекций. Мебель (шкаф-креденца, шкаф-кабинет, полки, столы).

Известные итальянские коллекционеры и их собрания. Аллегорические картины А. Мантеньи, орнаментальные шпалеры в декорации студиоло маркизы Изабеллы Гонзага, урожденной д’Эсте. Новаторские идеи в представлении коллекций в палаццо Дукале (Мантуя). Размещение книг и произведений живописцев-современников в студиоло. Те-матика картин. Скульптурные произведения в «гротто» и в саду. Роль агентов в пополне-нии коллекций. Произведения Рафаэля Санти, фра Барталомео, В. Тициана, В. Беллини в художественной коллекции герцога Альфонсо д ’Эсте. Античная коллекция Доменико Гримани. Организация экспозиции в зале Дворца дожей (Венеция). Публичный статуарий Джованни Гримани в библиотеке собора Сан-Марко (1596 г.). Труд Паоло Джови «Исто-рия нашего времени» (1551–1552 гг.). Собрание портретов выдающихся современников и принципы его размещения на вилле в Комо. «Джовианский музей» как образец для под-ражания коллекционеров.

Коллекции семейства Медичи во Флоренции (XV–XVI вв.). Собрание Козимо Стар-шего во дворце на Виа Ларга. Студиоло Пьетро Медичи. Собирательская деятельность Лоренцо Великолепного. Программа размещения в саду Сан-Марко комплекса статуй. Главный хранитель Джованни Бертольдо. Доступность коллекций для любителей искус-ства и художников. Превращение Флоренции в культурный центр Возрождения. Рассре-доточение коллекций семейства Медичи после переворота 1494 г. Произведения египет-ского, греческого и римского искусства в собрании герцога Казимо I Медичи. Субсидиро-вание археологических раскопок. Студиоло Франческо I Медичи в Палаццо Веккьо. Уча-стие В. Борчини, Дж. Вазари в оформлении помещения. Осуществление в тематике экспо-зиции идеи господства человека над природой. Центральная композиция «Природа вруча-ет Прометею кристалл кварца». Декор стен помещения. Посетители студиоло.

Галерея Уффици во Флоренции. Сооружение здания по проекту Дж. Вазари. Перестройка дворца архитектором Б. Буонталенти. Состав помещений («Галерея статуй», залы, мастерские, «Трибуна»). Воссоздание образа мира в оформлении «Трибуны» и «Темпьетто». Символы и аллегории . Экспонаты «Трибуны» (драгоценности, геммы, медали, природные редкости, па-радное оружие, картины и т. д.). Оценка галереи современниками (Г. Галелей, Ф. Бокки).

Галерея Питти во Флоренции. Строительство дворца (с 1440 г.). Архитектурные осо-бенности здания. Формирование коллекции Луки Питти. Приобретение дворца Элеонорой Толедской. Перестройки дворца (1558–1570 гг.) архитектором Б. Алеманати. Сюжеты роспи-сей дворцовых залов. Собрание итальянской и фламандской живописи XV–XVII вв.: морские пейзажи С. Розы; картины П. Рубенса, А. Ван Дейка; полотна Рафаэля Санти («Мадонна Грандуга», «Видение Иезекиила» и др.), «Портрет Пьетро Арентино» В. Тициана.

Коллекции папского двора в Риме. Археологические открытия XV в. Внимание пап-ских властей к историко-художественному наследию древнего Рима. Основание Сикстом IV антиквария на Капитолийском холме (1471 г.). Проект Микеланджело Буонарроти по упорядочиванию построек Капитолия в единый ансамбль.

Сооружение архитектором Дж. Дольчи Сикстинской капеллы (1475–1483 гг.). Ее на-значение. Фрески Микеланджело Буонарроти («Потоп», «Сотворение Адама», «Страшный суд»). Реконструкция папских дворцов архитектором Д. Браманте. Создание галерей меж-ду Ватиканским и Бельведерским дворцами.

Собрания древностей папы Юлия II. Скульптуры и скульптурные группы сада-антиквария в дворике Бельведерского дворца. Сюжетные композиции фресок Станцы делла Сеньятура («Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Юстиция»). Собрание манускриптов в библиотеке Ватикана. Строительство собора Св. Петра. Святыни и сокровища собора (мощи, убрус Вероники, железное копье, перстень Фишермана, скульптурные украшения гробниц).

Дворец дожей – памятник державности Венецианской республики. Особенности ар-хитектуры дворца. «Лестница Гигантов» со статуями Марса и Нептуна. «Золотая лестни-ца». Комната-хранилище «Золотой книги Республики». Плафон П. Веронезе «Поклонение 5

волхвов» в помещении библиотеки Св. Марка. «Зал большого совета» и размещение в нем полотна «Слава в раю праведных» Я. Тинторетто. Арсенал. Убранство зала «Совета деся-ти» (роспись П. Веронезе, портреты дожей).

Влияние итальянского искусства на формирование вкусов французского короля Франциска I Валуа. Покровительство Леонардо да Винчи. Приглашение итальянских ху-дожников Р. Фьорентино и Ф. Приматиччо. Разработка и осуществление художественно-декоративной программы в замке Фонтебло. Состав и размещение собраний Франциска I. Предметы искусств в «Зале для ванн». Галерея в Фонтебло: отражение политических ам-биций короля.

Собрания представителей династии Виттельсбахов в Мюнхене . Картины немецких художников в коллекции баварского герцога Вильгельма IV. Деятельность при дворе Альбрехта V по организации коллекций. Строительство Кунсткамеры (1563–1567 гг.). Теория музейного собирательства С. фон Квихельберга и ее воплощение в коллекциях ди-настии Виттельсбахов. Строительство здания Антиквария (проект Дж. да Страд, 1569 г.). Размещение экспонатов. Устройство репрезентативного зала при Максимилиане I.

Коллекции представителей династии Габсбургов. Собрание Фердинанда II (1547–1564 гг.) в замке Амбрас. Содержание коллекций и программа экспозиций. Универсальное содержание коллекций Филиппа II Габсбурга во дворцах Алькасар, Ананхуэс (Испания). Строительство резиденции Эскориал. Размещение художественного собрания. Тематика картин.

Художники, алхимики , астрономы при дворе в Праге. Универсальность коллекций Рудольфа II. Интерес к обработке камней . Размещение собраний (замок Градчаны, дворец Бельведер, Прага). Судьба коллекций.

Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз ». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями.

Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты.

Первый прототип современного музея был основан в под названием в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.

Музеи в древние века


В древней Греции также существовали помещения, в которых находились предметы искусства и культуры, захваченные у других народов во время войн, такие как скульптуры, статуи и другие произведения искусства.

В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.

В 15 веке (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур . Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» - помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).

Создание современных музеев


Любой современный музей был создан на основе частной коллекции. Многие знаменитые персоны жертвовали своими коллекциями, чтобы расширить ее, сделать более богатой и выставить на всеобщее обозрение. Такие меценаты часто спонсировали собирательство произведений искусства, тем самым помогая создавать музеи.

Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем является

На сегодняшний день в мире насчитывается более 100 тыс. музеев, и каждый из них по - своему уникален. Однако существуют музеи, побывать в которых мечтает каждый интересующийся историей и культурой человек. Это самые известные музеи мира.

Первое место в плане известности и уникальности специалисты отдают Лувру . Этот музей открылся во Франции, в Париже в 1793 году. До этого крепость, где расположена экспозиция, являлась резиденцией французских королей. В музее представлена огромная коллекция произведений искусства, а также различные исторические и научные экспонаты.

Парижский Лувр

Британский музей находится в столице Великобритании г. Лондон. Заведение первый раз открыло двери для посетителей в 1753 году. Площадь этого музея равна 9 футбольным полям, коллекция представленных здесь экспонатов является одной из крупнейших на планете.


Британский музей

Музей Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art) находится в г. Нью-Йорк, США. Он был открыт в 1872 году группой прогрессивных американцев, и изначально находился по адресу: 5 Авеню, здание 681. Позже музей дважды переезжал, но с 1880 года и по сей день местонахождение его неизменно - это Центральный парк, Пятая авеню. Коллекция Метрополитен музея насчитывает около 3 млн. экспонатов. Это произведения искусства со всего мира.


Музей Метрополитен

Галерея Уффици находится во Флоренции, Италия. Это один из самых известных музеев искусства в мире. Свое название он получил благодаря площади Уффици, на которой находится. В музее широко представлена живопись и скульптура итальянских мастеров, а также работы великих творцов со всего света.


Галерея Уффици

Государственный Эрмитаж - достояние России. Заведение находится в г. Санкт-Петербург и обладает мировой известностью. Коллекцию музея начали собирать еще российские императоры, а свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 году. Экспозиции Эрмитажа насчитывают более 3-х млн. экспонатов. Среди них не только произведения искусства, но и археологические находки, нумизматический материал, драгоценности. Сегодня музей занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и Новый Эрмитаж.


Государственный Эрмитаж. Зимний дворец

Музей Прадо - национальный музей Испании, находится в столице - г. Мадриде. В этом музее собрана огромная коллекция произведений изобразительного искусства европейских школ.


Музей Прадо

Египетский музей в Каире является наследием великой цивилизации. Впервые выставка экспонатов состоялась здесь в 1835 году. Сегодня это крупнейший музей древнеегипетского искусства. Здесь находится более 120 тыс. уникальных экспонатов, возраст которых начинается с доисторических времен.


Египетский музей в Каире

Музей Мадам Тюссо в Лондоне - экспозиция, известная своей уникальностью. Здесь собрано более 400 восковых фигур - в их числе не только исторические личности, но и современные звезды.


Оглавление
    Введение………………………………………………………… …….…..3
    2.1. Возникновение музеев…………………………………………….....5
2.2. Профильные группы музеев…………………………………………7
    Исторические музеи………………………………………………………9
    Военно-исторические музеи……………………………………………….12
    Истории религии музеи…………………………………………......... ........15
    Историко-бытовые музеи……………………………………..……………18
    Археологические музеи…………………………………………………….21
    Этнографические музеи…………………………………………………….23
    Общеисторические музеи………………………………………..…………26
Заключение…………………………………………………… …………...27
Список использованных источников………………………………..…...28

1. Введение
В настоящее время разветвленную сеть учреждений культуры можно характеризовать по территориальному признаку. Территориальный признак учитывает численность учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края, республики. Профсоюзная сеть претерпевает кардинальные изменения в связи с переходом на рыночные отношения. Многие предприятия отказываются содержать Дворцы культуры, и им приходится менять профиль работы.
В процессе реформирования культурного строительства сложились различные типы - это клубы, дома культуры, Дома творческой интеллигенции, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы.
Дальнейшая демократизация общества вызвала к жизни большое число самодеятельных объединений, фондов, союзов, центров, ассоциаций в сфере культуры и искусства.
Изучение практики работы данных объединений, опыта взаимодействия государственных, профсоюзных и общественных структур является важнейшим условием функционирования деятельности учреждений культуры.

Важное место в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно- просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой.

Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие.

Музеи составляют предмет национальной гордости нашего народа. Собранные в них экспонаты порой пользуются мировой известностью.

Пока в тяжелом положении находятся народные музеи. Собранные в них экспонаты рассказывают о славной истории предприятий, трудовой и боевой славе производственных коллективов, многих поколений замечательных тружеников. Большой популярностью пользуются и народные картинные галереи. Следует назвать и существующие планетарии, являющиеся научно-просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии.

Целью данной работы является описание исторических музеев на территории Российской Федерации. Объектом является музей в целом, а предметом – исторический тип музея.
Задачи, поставленные в работе:
    История возникновения музеев как таковых, и в том числе исторических;
    Описание групп исторических музеев.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости знаний о том, что такое исторические музеи как особый тип музея.

2. Возникновение музеев
Вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся, когда и как они появились, кто их придумал и как они устроены. Истинное предназначение музеев - дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили много веков назад. Недаром музей (от греч. museion - "храм муз") называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний.
История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.
Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.
Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями.
В XV веке музеи возникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.
Первые музеи в России появились в эпоху Петра I (1696-1725). Император основал знаменитую "Кунсткамеру" в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу - ориентация на западную культуру.
Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.
Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках.
Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.
Каждый экспонат музея имеет свою "легенду", которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления.

2.2. Профильные группы музеев
Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности. Все музеи разделяются на профильные группы, внутри которых можно выделить более узкую специализацию - вплоть до музеев одного объекта.
Комплексные музеи - многочисленная и постоянно растущая группа, к которой относятся большинство краеведческих музеев , ансамблевых и средовых музеев , музеев-заповедников , экомузеев . Эти музеи совмещают признаки двух и более профилей (историко-литературные, архитектурно-художественные), а иногда и профильных групп. Так, сельскохозяйственные музеи могут рассматриваться как в группе производственных, так и естественнонаучных музеев. Музеи, совмещающие более 2-х профилей, принято определять как комплексные.
Профильные группы музеев:

Гуманитарные профильные группы
1. Художественные музеи :

    Музеи изобразительного искусства
    Музеи декоративно-прикладного искусства
    Музеи народного искусства
    Художественно-промышленные музеи
    Музеи современного искусства
2. Исторические музеи :
    Общеисторические музеи
    Военно-исторические музеи
    Истории религии музеи

    Историко-бытовые музеи
    Археологические музеи
    Этнографические музеи
3. Литературные музеи :
    Искусствоведческие музеи
    Театральные музеи
    Музыкальные музеи
    Музеи кино
4. Архитектурные музеи
5. Педагогические музеи:
    Музеи наглядных пособий
6. Естественнонаучные музеи:
    Антропологическое музеи
    Биологические музеи
    Ботанические (в т.ч. Ботанические сады)
    Геологические музеи
    Зоологические (в т.ч. Зоопарки, террариумы, экзотариумы и т.п.)
    Минералогические музеи
    Океанариумы
    Палеонтологические музеи
    Почвоведения музеи
7. Сельскохозяйственные музеи
8. Научно-технические музеи
9. Политехнические музеи
Отраслевые музеи:
1. Промышленные музеи
2. Сельскохозяйственные музеи
3. Музеи транспорта
4. Музеи связи
5. Музеи строительства
6. Авиации и космонавтики музеи
7. Военной техники музеи
Комплексные музеи:
1. Краеведческие музеи
2. Музеи-заповедники
3. Экомузеи

3. Исторические музеи
Профильная группа музеев, документирующих историю развития общества. Внутри этой группы, являющейся одной из самых крупных в музейной сети России, выделяют: общеисторические (истории страны, города, учреждения), археологические музеи, этнографические музеи, военно-исторические музеи, историко-бытовые музеи, историко-революционные музеи, музеи истории религии , историко-мемориальные (см. мемориальные музеи ). Большинство музеев естественнонаучной истории и музеев истории науки и культуры также можно отнести к историческим музеям. Все краеведческие музеи имеют исторические отделы и хранят памятники истории. Каждая из названных групп имеет свою специфику в характере экспозиций (см. экспозиционная деятельность в музее ) и составе фондовых коллекций (см. виды коллекций ).
Государственный исторический музей в Москве
В фондах общеисторических и краеведческих музеев хранятся археологические, нумизматические, этнографические коллекции, а также коллекции редких книг, предметов быта (мебель, часы, посуда), оружия, произведения изобразительного искусства, вещевые, фото- и документальные материалы по истории края, личные фонды.
Экспозиция государственного исторического музея
Для исторических музеев характерны долговременные экспозиции, а также различные формы выставочной работы. Значительная группа исторических музеев располагается в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, многие имеют филиалы.
История.
Появление исторических музеев в Европе музееведы относят к 16-17 вв. В России первые собственно исторические музеи появились в начале 19 в. - археологические музеи в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи. Но уже в 17-18 вв. коллекции памятников истории формировались в частных и монастырских собраниях. Нумизматические, а затем и археологические коллекции входили в собрание первого российского музея Кунсткамеры (с 1714 г.) и Эрмитажа (с 1764 г.)
Массовое создание исторических музеев приходится на 2-ю половину 19 в., что связано с развитием исторической науки и осознанием значения коллекций памятников истории как источников для научных исследований. Выдающимся событием в культурной и общественной жизни России стало основание в 1872 г. национального музея исторического профиля - Императорского Российского Исторического музея им. Александра III (ГИМ в Москве). Его экспозиция, открывшаяся в 1883 г., составленная по единому плану и опиравшаяся на понимание общего хода исторического развития как закономерного процесса, стала новым словом в истории мирового музейного дела. И сегодня Исторический музей в Москве остается крупнейшим музеем страны, в фондах которого хранятся около 5 млн. памятников истории и культуры.
После 1917 г. отдельные группы исторических музеев (церковно-археологические, полковые) были закрыты по идеологическим соображениям. Одновременно сложилась большая группа историко-бытовых музеев. Впервые возникли музеи современной истории: историко-революционные, истории Красной Армии. Значительную роль в сохранении и пропаганде памятников истории стали играть краеведческие музеи.
Музей Великой Отечественной войны в Казани
В 1960-80-е гг. сеть исторических музеев значительно расширилась за счет музеев, посвященных истории советского общества: героизму народа в годы Великой Отечественной войны; музеев истории городов, истории крупнейших строек. С середины 1960-х гг. повсеместно в исторических и краеведческих музеях создавались отделы истории советского общества, а в 1980-е гг. предпринимались попытки создания отделов или постоянно действующих выставок "развитого социализма". В связи с широко отмечаемым в 1975 г. 150-летним юбилеем движения декабристов возникла целая группа историко-мемориальных музеев декабристов.
В 1990-е гг. шел процесс повсеместного сворачивания постоянных исторических экспозиций, устаревших физически и переставших удовлетворять посетителей своим содержанием. Музеи активизировали выставочную работу, декларировали полную деидеологизацию музейной интерпретации истории, старались делать акцент на популяризации богатейшего культурного наследия России. В связи с изменением состава посетителей и ослаблением туристических потоков в экспозиционной работе произошла переориентация на интересы местного населения. Десятки историко-революционных музеев были закрыты или перепрофилированы.
На рубеже 20-21 столетий вновь стали предприниматься попытки создания постоянных обобщающих экспозиций, рассказывающих об истории города или края с древнейших времен и до настоящего времени (Красноярский краевой краеведческий музей, 2002; Национальный музей Республики Татарстан, 2005). Возникла группа новых музеев истории городов. Рост национального самосознания вызвал повышенный интерес к этнической истории народов, населяющих Россию, к народному искусству, традиционным промыслам, мифологии. Экспозиции многих региональных музеев в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке имеют сегодня обновленные и яркие этнографические разделы. В отдаленных регионах Севера и Сибири возникли новые этнографические музеи и музеи-заповедники с задачами, близкими к задачам экомузеев .

Группы И сторических музеев:

    Военно-исторические музеи
    Истории религии музеи
    Историко-революционные музеи
    Историко-бытовые музеи
    Археологические музеи
    Этнографические музеи
    Общеисторические музеи.
Описанием этих групп займемся чуть ниже.
3.1. Военно-исторические музеи

Военно-исторические музеи - группа музеев исторического профиля. Собрания военно-исторических музеев отражают военную историю страны, развитие военного искусства, историю отдельных родов войск и видов вооружений. В состав собраний входят коллекции оружия, военной техники и приборов, форм одежды, знамен, медалей, фото-, кино-документов, карт, комплексы личных вещей и документов.
Многие музейные собрания начинались как хранилища оружия, предметов военной утвари, арсеналы. С сер. XVI в. военные трофеи и образцы русского оружия поступали в Оружейную палату Московского Кремля, с 1584 г. известно хранилище образцов вооружения Арсенал в Москве; они одновременно являлись мастерскими и были тесно связаны с производством.
По указу Петра в 1709 г. при Адмиралтействе были основаны Модель-камера для хранения материалов по кораблестроению (в 1805 г. Модель-камера была преобразована в Морской музей), а также Цейхгауз Петропавловской крепости (1703), Арсенал в Петербурге (1711-1712). Образцы и историю отечественного оружия представлял основанный в 1775 г. Достопамятный зал Петербургского Арсенала (в 1868 г. преобразован в Артиллерийский музей). В 1783 г. Московский Арсенал был превращен в музей-хранилище старинного оружия и военно-исторических реликвий. На фоне подъема национального самосознания после войны 1812 г. созданы военно-исторические музеи: Военно-исторический музей при Главном военно-инженерном училище (1819), Военная галерея Зимнего дворца (1826), Арсенал в Царском Селе (основан Николаем I в 1832 г. на основе личных коллекций; с 1852 г. доступен для обозрения). Серьезное развитие получили военно-исторические музеи во 2-ой пол. XIX столетия: основаны Военно-инженерный музей в Петербурге (к.1860-х), Кавказский военно-исторический музей в Тифлисе (1888), музей А.В. Суворова в Петербурге (1898), Бородинский музей (1903), морские музеи в городах русской боевой славы Николаеве, Севастополе, Кронштадте. Появились первые музеи в воинских частях (полковые музеи). В 1900-е гг. открыта Выставка Отечественной войны 1812 года на ст. Бородино, мемориальная Кутузовская изба в Филях.
В советское время были созданы новые военно-исторические музеи: Музей Красной Армии в Москве, 1919, Центральный дом авиации им. М.В. Фрунзе в Москве, 1927, Музей обороны Царицына, 1937. Создаются мемориальные музеи (В.И. Чапаева дом-музей в г. Пугачев Саратовской обл., 1939; Музей Первой Конной Армии в Белгородской обл., 1939).
В годы Великой Отечественной войны музеи страны понесли значительный урон, однако с 1942 г. начали создаваться новые музеи, посвященные событиям войны. Среди них мемориальный музей лётчика Н.Ф. Гастелло в Муроме, Музей обороны Ленинграда, Военно-медицинский музей и др., "по горячим следам" комплектовались ценные коллекции.
Значительно выросло количество военно-исторических музеев в 1950-60-е гг. Были основаны Центральный музей Вооруженных сил в Москве, Музей Отечественной войны 1812 г. в Тарутино, Музей тихоокеанского флота во Владивостоке, Музей-выставка Военно-воздушных сил в Монино , а также мемориальные комплексы, связанные с войной: "Героям Сталинградской битвы" , Музей и мемориал в честь героев Курской битвы, Куликово поле ; созданы диорама "Штурм Сапун-горы" в Севастополе и панорама "Бородинская битва", музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл. В 1995 г. был открыт один из крупнейших военно-исторических музеев страны - Центральный Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
В настоящее время количество военно-исторических музеев ведомственного подчинения Министерства обороны РФ составляет ок. 300. Кроме центральных музеев существуют музеи в военных округах, частях, флотах. Крупные и ценные комплексы по военной истории России хранятся в краеведческих музеях страны; они отражают как историю страны в целом, так и региональные события, персоналии. Комплектование военно-исторических коллекций достаточно интенсивно продолжается в настоящее время, в рамках военно-исторической тематики разрабатываются новые темы отечественной истории. Военно-исторические музеи ведут научно-исследовательскую работу, широкую научно-просветительную деятельность, направленную на формирование чувства патриотизма, интереса к героической истории своей страны.
СПИСОК ВОЕННО- ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ
1. Артиллерии, инженерных войск и войск связи военно-исторический музей в г. Петербург
2. Битвы за Днепр музей в г. Лоев Гомельской обл. (Республика Беларусь)
3. Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны в г. Минск (Республика Беларусь)
4. "Блиндаж", музей в г. Калининград Калининградской обл.
5. Боевого содружества белорусских, русских, латышских и литовских партизан в годы Великой Отечественной войны музей в пос. Расоны Витебской обл. (Республика Беларусь)
6. Боевой славы музей в г. Астрахань
7. Боевой славы музей в г. Коломна Московской обл.
8. "Бородинская битва", музей-панорама в г. Москва
9. Бородинский военно-исторический музей-заповедник в Можайском р-не Московской обл.
10. "Брестская крепость-герой", мемориальный комплекс в г. Брест (Республика Беларусь)

3.2. Истории религии музеи.
Музеи исторического профиля, собрания которых документируют генезис и развитие религии как сложного социокультурного феномена.
В зависимости от отношения к религии в обществе эти музеи изменяют во времени формы существования (музеи отживающего культа, антирелигиозные музей, музеи истории религии) и принципы экспозиционного показа. История этой музейной группы наиболее репрезентативно по отношению к остальным отражает интерпретацию исходного материала в соответствии с идеологическими установками. В современном обществе отношение к историко-религиозным музеям определяется пониманием религии как мировоззрения и мироощущения, а также соответствующего поведения и специфических действий (культа), основанного на вере в существование Бога (или богов). Крупнейшим и единственным в своем роде музеем, показывающим историю разных религий на протяжении значительного хронологического периода, является Музей истории религии в г. С-Петербург. Зарубежные музеи истории религии отражают историю одной конфессии или определённого периода внутри конфессии: Национальный музей раннего христианства, Рим; Музей истории Реформации, Женева и др. В последние годы наблюдается процесс открытия музеев при храмах, епархиях - на разных уровнях административно- территориальной структуры церковной организации, в которых освещена история православия конкретного региона и в конкретный исторический период (Музей истории Православия на Алтае, Музей при кафедральном соборе в г. Тутаев Ярославской обл. и др). Активный рост количества подобных музеев может привести к воссозданию цельной картины истории православия в России.
Раздел по истории религии в конкретном регионе включен в экспозиции многих краеведческих музеев . Крупнейшие музеи истории русской культуры (Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музей им. Андрея Рублева) включают коллекции по истории православия. Активная выставочная деятельность музеев Московского Кремля, знакомившая посетителей в России и за рубежом с 1960-х годов с древнерусским искусством, поступившим в музей из Патриаршей ризницы, соборов Московского Кремля, закрытых церквей и монастырей, была в определённой степени и одновременным знакомством с историей православия.
История
Первые собрания, отражающие историю христианства, формировались в России в ризницах церквей и монастырей. В 19 в. они сосредоточились в открывшихся при епархиях древлехранилищах и церковно-исторических музеях (см. церковные музеи ). После революции 1917 г. храмы и монастыри, утратившие свою функцию, продолжали существовать как музеи церковного быта. Это была единственно возможная форма сохранения наследия в условиях того времени, для этой же цели обществом "Старый Петербург" был создан Музей отживающего культа (существовал 1923-26 гг). Со второй половины 1920-х годов музеи церковного быта закрываются или перепрофилируются в антирелигиозные музеи для борьбы с "церковной контрреволюцией". Но даже и в такой форме существования музеи, комплектовавшие свои собрания предметами из закрывавшихся церквей и монастырей, спасали от гибели культурные ценности. Количество антирелигиозных музеев возросло с 11 в 1925 г. до 80 в 1933 г. (последняя цифра включает музеи в союзных республиках и антирелигиозные отделения при различных музеях). Из них выделялись два крупных музея: Центральн
и т.д.................